Научная статья на тему 'Пути и средства музыкально-инструментальной подготовки будущих учителей музыки начальных классов школы'

Пути и средства музыкально-инструментальной подготовки будущих учителей музыки начальных классов школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ / МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чертовской Алексей Николаевич

Представленные подходы заключаются не столько в кардинальном изменении основных путей и средств, сколько в новом взгляде на акцентирование методических приоритетов, в специфическом подходе к логике и содержанию данной работы. В обучении игре на фортепиано будущих учителей музыки, не имеющих специальной фортепианной подготовки, необходимо в большей мере опираться на их возросший интеллектуальный потенциал, мотивационно-волевые качества, имеющийся опыт общения с искусством и стремление к овладению профессией. В этой связи обучение игре на фортепиано с учётом принципа последовательного формирования игровых действий направлено на постепенное расширение зоны самостоятельности, самоконтроля учащегося, переход его на каждом следующем этапе на качественно новый уровень свободы взаимодействия с музыкальным инструментом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чертовской Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS AND METHODS OF MUSICAL AND INSTRUMENTAL PREPARATION OF THE FUTURE PRIMARY SCHOOL MUSIC TEACHERS

The submitted approaches consist not only in principal changes of the basic ways and methods, but also in a new viewpoint on the methodological priorities emphasis, in a specific approach to logic and content of this work. To educate the future music teachers who have no special pianistic tutoring to play the piano, it is necessary to base on their high intellectual potentiality, motivation and will qualities, the experience of their interaction with art and the zeal to master the speciality. Thus, teaching to play the piano taking into account the principle of the sequential formation of performing operations aims at the following aspects: the gradual expansion of the independence zone, self-control of the students, their transition with each step to the qualitatively new level of the freedom of the interaction with the musical instrument.

Текст научной работы на тему «Пути и средства музыкально-инструментальной подготовки будущих учителей музыки начальных классов школы»

УДК 377.6

А. Н. ЧЕРТОВСКОЙ, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: alescha.chertovskoy@yandex.ru

ПУТИ И СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ

A. N. Chertovskoy

THE WAYS AND METHODS OF MUSICAL AND INSTRUMENTAL PREPARATION OF THE FUTURE PRIMARY SCHOOL MUSIC TEACHERS

Представленные подходы заключаются не столько в кардинальном изменении основных путей и средств, сколько в новом взгляде на акцентирование методических приоритетов, в специфическом подходе к логике и содержанию данной работы. В обучении игре на фортепиано будущих учителей музыки, не имеющих специальной фортепианной подготовки, необходимо в большей мере опираться на их возросший интеллектуальный потенциал, мотивационно-волевые качества, имеющийся опыт общения с искусством и стремление к овладению профессией. В этой связи обучение игре на фортепиано с учётом принципа последовательного формирования игровых действий направлено на постепенное расширение зоны самостоятельности, самоконтроля учащегося, переход его на каждом следующем этапе на качественно новый уровень свободы взаимодействия с музыкальным инструментом. Ключевые слова: будущие учителя музыки, музыкально-инструментальная подготовка, методические подходы.

The submitted approaches consist not only in principal changes of the basic ways and methods, but also in a new viewpoint on the methodological priorities emphasis, in a specific approach to logic and content of this work. To educate the future music teachers who have no special pianistic tutoring to play the piano, it is necessary to base on their high intellectual potentiality, motivation and will qualities, the experience of their interaction with art and the zeal to master the speciality. Thus, teaching to play the piano taking into account the principle of the sequential formation of performing operations aims at the following aspects: the gradual expansion of the independence zone, self-control of the students, their transition with each step to the qualitatively new level of the freedom of the interaction with the musical instrument.

Keywords: future music teachers, musical and instrumental preparation, methodological approaches.

Стремительное развитие современного общества, обновление системы социальных ценностей и жизненных приоритетов вызывает необходимость постоянного совершенствования системы образования, обновления его содержания, обогащения палитры форм и методов обучения. В сложившейся сегодня социокультурной ситуации проблема подготовки будущих учителей музыки к их профессиональной деятельности приобретает особую значимость [2; 6]. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту сегодня школе требуется педагог-музыкант, обладающий высоким уровнем профессиональных знаний и умений, широким культурным кругозором, развитым художественно-эстетическим мышлением.

В этой связи возникает противоречие между возрастающими потребностями общества, с одной стороны, и спецификой подготовки будущих учителей музыки, с другой. В настоящее время контингент поступающих на музыкальные отделения педагогических колледжей включает в себя целые группы абитуриентов, не имеющих специальной фортепианной подготовки. Ограниченные сроки обучения и дефицит времени для

самостоятельных домашних занятий не дают возможности в полной мере подготовить профессионального педагога-музыканта.

Это создаёт новую педагогическую ситуацию и ставит перед преподавателями целый ряд серьёзных проблем. Учащиеся подросткового и раннего юношеского возраста не только психологически, но и в силу недостаточного развития музыкальных способностей труднее входят в процесс освоения такого сложного инструмента, как фортепиано. Причины здесь не только в том, что к раннему юношескому возрасту в психофизиологической организации индивида происходят объективные изменения, существенно влияющие на педагогические подходы к обучению. Методики обучения игре на фортепиано учащихся данной возрастной группы, имеющиеся на сегодняшний день и ставшие уже традиционными, проявляют себя недостаточно эффективно, поскольку базируются на методах и принципах работы с младшими школьниками. В частности, в них заложены: опора на эмоционально-образное восприятие, непроизвольное внимание и запоминание, яркость и открытость эмоций, игровой характер творческой деятельности, детская тематика репертуара [1]. В то же время существующая практика обучения учащихся раннего юношеского возраста не в полной мере учитывает специфику их возрастных особенностей, среди которых возросший интеллектуальный потенциал, возможности рефлексии и мотивационно-волевой сферы, стремление к самостоятельности и самореализации, профессиональная заинтересованность [4; 5].

Таким образом, в сложившихся условиях для данного контингента обучающихся необходимы особые, специфические и адекватные ему теория и методика обучения, которые будут способствовать достижению учащимися необходимого уровня профессиональной готовности к различным видам музыкально-исполнительской деятельности учителя музыки начальных классов школы.

Для повышения эффективности инструментального обучения необходимо учитывать внешние и внутренние условия, к наиболее существенным из которых относятся: адекватные установочные действия, волевые устремления личности, разнообразные средства педагогического стимулирования и специальная технология [7; 14]. Главное подспорье в преодолении трудностей для большинства учащихся не столько контроль и поддержка, сколько определённая установка на образование как средство осуществления своих жизненных целей. Целеустремлённость самого учащегося приобретает решающее значение в принятии решения о продолжении образования и является важнейшим источником преодоления трудностей [4].

Как показывает учебная практика, мотивы обучения студентов на начальном этапе весьма неопределённы: большинство из них не обладает устойчивым профессиональным интересом и соответствующим стремлением к приобретению профессии учителя музыки. В процессе обучения необходимо из пока ещё неосознанного желания учащихся сформировать достаточно стойкую мотивацию к будущей профессиональной деятельности [8]. Мотивация учебной деятельности и её активизация выступает важным условием получения образования. Именно благодаря этой мотивации, предусматривающей и реальную ситуацию, и некоторую предвидимую в будущем, приводятся в соответствие цель деятельности и средства её достижения [3]. Ориентация на реально значимые для взрослых учащихся проблемы влияет, прежде всего, на более заинтересованное и активное отношение к содержанию обучения. Управление потребностной сферой познавательной деятельности учащегося заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для её самоорганизации субъектом, определить самостоятельный поиск индивидуальных методов и приёмов музыкально-исполнительского развития [5; 12].

Первоочередной технологической задачей, стоящей перед взрослым учащимся и педагогом инструментального класса, является достижение необходимого взаимодействия между слуховым, зрительным и тактильным компонентами, входящими в игровой, двигательно-технический процесс. Формирование профессионально-исполнительских

умений и навыков учащихся подросткового и раннего юношеского возраста может тормозиться тем, что каждый вид деятельности имеет свои сенситивные периоды возникновения и развития высших психических функций. Это в равной мере относится и к области тонких координированных движений [9]. В данном случае, возможности рефлексии и чувство ответственности имеют и свои оборотные стороны, проявляющиеся в том, что абсолютное большинство учащихся на начальном этапе овладения способами игры на фортепиано испытывают неуверенность в своих силах, так как уровень достигнутого ими пока оказывается достаточно низким. Неловкость перед педагогом и более способными однокурсниками, разочарование, неадекватность усилий настолько тормозят конкретные игровые движения на музыкальном инструменте, что без преодоления этого негатива никакое полноценное обучение невозможно.

В этом случае освоение фортепиано с учётом принципа последовательного формирования умственных и игровых действий в их взаимосвязи направлено на постепенное расширение зоны самостоятельности, самоконтроля и инициативности учащихся, переход на каждом следующем этапе на качественно новый уровень свободы взаимодействия с музыкальным инструментом [13; 14]. В процессе поэтапного выполнения учебных заданий у учащихся появляется реальная возможность тщательно отрабатывать и надёжно закреплять определённые музыкально-исполнительские действия. Внутренняя динамика освоения конкретного умения и навыка, возникающая в результате постепенного усложнения учебных заданий, способствует активизации и концентрации внимания учащихся, мобилизации их творческих возможностей и тем самым создаёт благоприятные условия для более быстрого и эффективного достижения намеченной цели.

Исходя из сложившейся ситуации и учитывая основные трудности начального обучения игре на фортепиано учащихся подросткового и раннего юношеского возраста, тактической целью первого этапа является преодоление у них чувства неловкости, неуверенности в процессе овладения первоначальными игровыми умениями и навыками. Этому способствуют индивидуально нацеленные установочные действия педагога, опора на ассоциативно-логическое мышление учащихся, активизация внимания; изучение нотной грамоты в процессе выполнения творческих заданий, ознакомление с ладовыми особенностями музыки, регистрами (что обогащает образно-ассоциативное мышление учащихся); игра в ансамбле с педагогом; освоение специально подобранных упражнений, способствующих развитию гибкости и подвижности игрового исполнительского аппарата в данный возрастной период; прохождение адаптированных педагогом (минимальных по сложности) популярных песенных и танцевальных мелодий, одновременно с этим простейшего интервального аккомпанемента; использование в течение нескольких занятий метронома: сначала в качестве постоянной, а затем - переменной поддержки. В учебной работе целесообразно использовать интонации, сконцентрированные в песенных, народно-бытовых музыкальных жанрах, для которых характерны простые куплетные формы, гомофонно-гармонический склад фактуры, секвентное или вариационное развитие. Первый этап можно считать завершившимся, когда учащиеся овладевают элементарными игровыми действиями, достигают определённой самостоятельности в адаптированном педагогом репертуаре, приобретают навык ансамблевого музицирования.

На втором этапе основное внимание педагога и учащихся сосредоточено на выявлении игровых исполнительских приёмов в зависимости от эмоционально-образного строя произведения и композиторских средств музыкальной выразительности. Большое значение имеет подбор репертуара, обязательными компонентами которого должны стать ярко образные, лёгкие сольные и ансамблевые пьесы разных жанров, а также песенные и танцевальные мелодии с элементарным интервальным сопровождением. На таком репертуаре обучающиеся знакомятся с различными приемами звуковедения, узнают о значении лиг в формировании «музыкальной речи», приобретают первоначальные навыки исполнительского интонирования - выявление главной интонации, прослеживание и

исполнительская передача логики её развития. На этом этапе учащиеся изучают основные ладовые функции, получают представление об утвердительно-вопросительных интонациях мелодических оборотов. Одновременно с выработкой определённых умений и навыков учащиеся расширяют свой кругозор в процессе слушания музыки, знакомятся с простыми музыкальными жанрами, пополняют словарный запас в сфере эмоционально-образных характеристик музыкальных произведений. Второй этап можно считать завершившимся, когда учащиеся начинают осознанно применять элементарные игровые пианистические приёмы для создания образов разножанровых, разнохарактерных лёгких пьес.

Третий этап характеризуется достижением необходимого уровня готовности учащихся к разнообразным, относительно несложным видам музицирования, к которым относятся: сольное исполнение миниатюр разных жанров, игра в ансамбле с другим учащимся (по собственному выбору первую или вторую партию), подбор по слуху, чтение с листа и транспонирование. Учебным материалом могут служить популярные классические, эстрадные, джазовые миниатюры с несложным сопровождением, а также наиболее известные отрывки из популярных опер, балетов и симфоний в облегченном переложении для фортепиано. Ряд легких пьес предлагается учащимся для самостоятельного эскизного разучивания (это ставит перед учащимися проблемную ситуацию). Наряду с этим уделяется внимание анализу простых музыкальных форм. Прохождение данного этапа можно считать завершённым в том случае, когда учащиеся демонстрируют способность самостоятельного разучивания сольных миниатюр, играют в ансамбле с другими обучающимися по собственному выбору первую или вторую партию, сами выявляют исполнительские трудности и выбирают целесообразные приёмы разучивания, достаточно уверенно подбирают по слуху популярные мелодии с несложным аккомпанементом, анализируют простые музыкальные формы.

Четвёртый этап характеризуется достижением вполне достаточного уровня профессиональной готовности к различным видам музыкально-исполнительской деятельности учителя музыки начальных классов школы, которому предстоит исполнять небольшие по форме сольные произведения, аккомпанировать певцу-солисту, вокальному или инструментальному ансамблю, хору, подбирать по слуху, читать с листа и транспонировать, составлять словесный комментарий к исполняемым произведениям. На этом этапе учащиеся осваивают произведения с более сложной фактурой, требующие углубления и совершенствования исполнительских умений и навыков, овладевают основными видами педализации, знакомятся со специальными приёмами переложения для фортепиано вокальных сочинений с сопровождением и более сложными видами аккомпанемента. На данном этапе учащиеся самостоятельно изучают специальную музыкальную литературу, составляют развёрнутые комментарии к исполняемым произведениям. Достижение определённой свободы и самостоятельности в этих видах деятельности позволяет учащимся подросткового и раннего юношеского возраста овладеть широким спектром знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения основных профессионально-исполнительских функций учителя музыки в школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А.Д.Алексеев. - 3-е изд., доп. -М.: Музыка, 1978. - 288 с.

2. Арчажникова, Л.Г. Профессия - учитель музыки: кн. для учителя / Л.Г.Арчажникова. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. / под ред. Д.И.Фельдштейна. - М. - Воронеж, 1995. - 349 с.

4. Вершловский, С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы / С.Г.Вершловский. -М.: Педагогика, 1987. - 183 с.

5. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю.Н.Кулюткин. - М.: Просвещение, «Вестник Мининского университета» 2015 - № 2

1985. - 128 с.

6. Лапшова, А.В. Профессиональная подготовка бакалавров в условиях модернизации вуза [Электронный ресурс] / А.В.Лапшова // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 2. -URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no2 (дата обращения: 13.03.2015).

7. Медведева, Т.Ю. Возможности применения информационных технологий в процессе профессионального самоопределения будущего специалиста сферы искусства и культуры [Электронный ресурс] / Т.Ю.Медведева, В.Б.Марик // Вестник Мининского университета. -2015. - № 1. - URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific activities/vestnik/archive/1-9.

8. Муцмахер, В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его специальной подготовки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.И.Муцмахер. - М., 1989. - 32 с.

9. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И.Петрушин. - М.: Владос, 1997. - 384 с.

10. Подуровский, Д.М. Ошибочные действия учащихся-музыкантов как психолого-педагогическая проблема (подростковый и юношеский возраст): автореф. дис. . канд. пед. наук / Д.М.Подуровский. - М., 1996. - 26 с.

11. Сластёнин, В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А.Сластёнин, Л.С.Подымова. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.

12. Теория и методика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие для высш. пед. уч. заведений / под общ. ред. А.Г.Каузовой, А.И.Николаевой. - М.: Владос, 2001. - 368 с.

13 . Формирование знаний и умений на основе поэтапного усвоения умственных действий / под ред. П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной. - МГУ, 1968. - 135 с.

14. Чертовской, А.Н. Инновационные подходы к начальному обучению игре на фортепиано (на материале работы с учащимися подросткового и раннего юношеского возраста): дис. . канд. пед. наук / А.Н.Чертовской. - М., 2000. - 151 с.

15. Шмалько, Ю.В. Формирование музыкального мышления учащегося-музыканта в процессе подбора по слуху и импровизации (на материале учебной работы в классе фортепиано): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.В.Шмалько. - М., 1997. - 20 с.

16. Шмидт-Шкловская, А.А. О воспитании пианистических навыков / А.А.Шмидт-Шкловская. - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1985. - 70 с.

17. Bastien, J.W. How to teach successfully / J.W. Bastien. - Kjos Music Company, 1988. - 396 p.

18. De Charms, R. Motivation enhancement in education settings // Research on motivation in education / Ed. C. Ames, R. Ames. - New York: Academic Press, 1984. - 192 p.

19. Hargreaves, D.J. and North, A.C. The Social Psychology of Music / D.J. Hargreaves, A.C. North. - Oxford: Oxford University Press, 1997. - 303 p.

20. Teaching piano: A comprehensive guide a reference book for the instructor / Ed. by Denes Agay et al. - Music Sales Corp., 1982. - 702 p.

© Чертовской А Н., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.