УДК 373.3:781
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ НАЧАЛЬНОГО ФОРТЕПИАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В КИТАЕ
Лю Яньчэнь, аспирант, кафедра музыкального воспитания и образования, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ). Е-mail: yanchenl@ mail.ru
В статье рассматривается психолого-педагогический подход при формировании методических принципов обучения детей игре на фортепиано в контексте китайского музыкального образования. Современная детская фортепианная педагогика в Китае - наиболее актуальная и популярная проблематика по музыкальному образованию, разработанная молодыми педагогами-пианистами.
Предлагаются пути выхода из возникшей ситуации всеобщей неудовлетворенности результатами начального фортепианного обучения в Китае. Раскрываются причины кризисной ситуации, обусловленные тем, что с детьми часто работают преподаватели, не имеющие лицензии и специального образования.
В результате проведенного анализа определена ответственность фортепианного педагога за качество обучения, доказаны эффективность семейного музыкального воспитания и глубина воздействия музыкальной среды, в частности, средств массовой информации (СМИ), на детей, обучающихся игре на фортепиано. Сделаны выводы и даны рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса обучения игре на фортепиано в Китае. В частности, показано, что музыкальная среда многосторонне влияет на детское фортепианное обучение, особенно в направлении деятельности СМИ, позитивная функция которых должна быть использована в фортепианной педагогике. Что касается выхода из создавшейся кризисной ситуации, то автор выражает уверенность, что она будет преодолена благодаря высокому уровню развития фортепианной педагогики в Китае в области начального обучения игре на фортепиано.
Ключевые слова: детская фортепианная педагогика, педагог по фортепиано, семейное музыкальное воспитание, музыкальная среда, роль СМИ.
PSYCOLOGICAL-PEDAGOGICAL APPROACH IN THE PROCESS OF FORMING THE METHODICAL PRINCIPLES IN THE INITIAL TEACHING CHILDREN TO PLAY THE PIANO IN CHINA
Liu Yanchen, Postgraduate, Department of Musical Upbringing and Education, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russian Federation). E-mail: [email protected].
Modern children's piano pedagogy is the most relevant subject of music education in China. The purpose of writing this article was to look through the practice of teaching the piano, finding the reasons for the critical situation depending on the displeasure with results of studying the piano playing by children and their parents.
The ways out of the situation of general dissatisfaction with the results of initial piano education in China are proposed. The author reveals the causes of the crisis situation due to the fact that teachers who do not have a license and special education often work with children.
Summering the results of a research in influences that were turned on the initial students in China, the author offers the ways out the difficult situation. As a result, the responsibility of a piano teacher is defined, and the effectiveness of the influence of family musical upbringing, of public musical environment, particularly,
mass media, on those who are getting the piano education are proved, as well. It defines the psychological and pedagogical approaches in forming the methodical principles in the initial piano teaching the Chinese children. Conclusions on organizing the teaching process are made and recommendations are given. Particularly, it is shown that the musical environment's influences on the piano teaching are connected with mass media, their positive function must be used in piano pedagogy. As to finding the way out the situation of the crisis, the author is sure that it will be overcome thanks to the high level of the development of the initial piano pedagogy in China.
Keywords: children's piano pedagogy, piano teacher, family musical education, public musical environment, role of mass media.
Численность детей, занимающихся игрой на фортепиано в Китае, неуклонно растет. Проблемы детской фортепианной педагогики, связанные с ее качественной стороной, стали наиболее распространенной тематикой в области китайского музыкального образования. Для того чтобы ориентированно решать непосредственно сами проблемы, возникшие в начальном фортепианном образовании, необходимо проанализировать с позиций музыкального воспитания, как и что психологически воздействует на обучающихся. Это такие факторы, как деятельность педагога по фортепиано; семейное музыкальное воспитание; влияние музыкальной среды, в частности, средств массовой информации.
Объектом исследования выступает учебно-воспитательный процесс начального обучения игре на фортепиано в Китае. Предметом исследования является психолого-педагогический подход к организации учебно-воспитательного процесса. Проблема же заключается в определении причин той кризисной ситуации (а именно: недостаточно продуктивных результатов обучения, что приводит к неудовлетворенности учеников и их родителей), которая создалась в области начального обучения китайских детей игре на фортепиано, и поиске путей выхода из нее.
1) Педагог по фортепиано (деятельность учителя игре на фортепиано)
В последние годы сформировались определенные подходы к обозначению того, что представляет собой музыкальное воспитание. Так, проблемы содержания музыкального воспитания рассматривали российские методисты Э. Б. Аб-дуллин, Л. А. Безбородова, И. Ю. Дьяченко, М. С. Осеннева, А. Ф. Яфальян и другие, а также в этом вопросе весьма заметна деятельность таких китайских учёных, как Чжоу Гуанжэнь,
Ин Шичжэн, Дан Чжаои. Под музыкальным воспитанием обычно понимается целенаправленное, пластичное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства - сложение эстетических интересов, потребностей, отношения к личности, приобщение ребенка к музыкальной культуре, мировой и той страны, где он живет и обучается.
В процессе получения музыкального образования (то есть при прохождении музыкального воспитания) значительную роль играют учителя музыки, преподаватели игры на фортепиано. Известный американский пианист Юджин Лист, в частности, отмечал: «В самом деле, на музыкальной жизни страны сказывается огромное влияние учителей, чтобы красота и сила музыки познавались всем народом страны, что достигается через посредство преподавателей музыки» (цит. по [4, с. 163]). Следовательно, именно учитель музыки становится решающим звеном между музыкальным богатством и ребёнком. Эффективность полученных результатов в детском музыкальном образовании в большой мере зависит от профессионального умения и собственного характера педагога, и соединение музыкальной и педагогической сторон в деятельности преподавателя фортепиано нуждается в приобретении определённых качеств, обеспечивающих выполнение задач учителями в их деятельности. К качествам такого рода прежде всего нужно отнести следующие: профессиональную нравственность, высокий уровень квалификации, владение педагогическими умениями и навыками, технологиями обучения, а также творческое мастерство.
Исходным понятием профессиональной нравственности является понятие профессионального долга, в котором служебные обязанности учителя фиксируются достаточно подробно. Именно осознание своего служебного долга по-
буждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношений личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу педагога, именно в этом находя конкретное выражение долга человека. Прежде всего, для любой профессиональной этики исходным является принцип гуманизма, то есть уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания ее неповторимости, самодостаточной ценности. Осознание этого принципа весьма важно для учителя, в деятельности которого данный принцип реализуется по-своему, прежде всего, в любви к детям. По данному принципу интерпретированы отношения между учителем и его учениками, а также их родителями педагогом и психологом Ш. А. Амонашвили: «...Мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть... Доброта и любовь к детям должны быть не только внутренне переживаемым состоянием, но и главным мотивом, стимулом нашей педагогической деятельности, общения с ребенком или со всем классом...» [1, с. 8-9].
Профессиональная квалификация рассматривается как необходимое качество учителя музыки, особенно того, кто занимается детской фортепианной педагогикой, в полной мере воздействующей на эффективность развития исполнительского мастерства. Детские педагоги по фортепиано должны обладать двигательно-моторными (техническими) умениями и навыками, которые являются способами, решающими практически любые технические трудности, встречающиеся в фортепианном обучении. Кроме того, в профессиональной квалификации совершенствуются также музыкальность и музыкальные способности, помогающие учителю создавать свою собственную позицию в отношении разнообразных музыкальных явлений. Чем выше развиты музыкальные способности учителя, тем легче он будет распознавать наличие и своеобразие музыкальности у своих учащихся, находить целесообразные пути развития их способностей. Необходимо подчеркнуть, что для китайских педагогов по фортепиано становится обязательным ясно осознавать специфику китайских произведений, кроме того, педагоги по фортепиано должны иметь представ-
ление о национальных музыкальных языках. Фортепианное образование характеризуется квалифицированностью высокого уровня и практической направленностью; педагогу, работающему с детьми на начальном этапе, требуется непрерывное совершенствование его профессиональной квалификации.
Педагогические умения и навыки включают в себя четыре основные пункта: 1) богатство знаний в области детской педагогики и психологии; 2) способность выбирать соответствующие материалы и педагогические технологии для разных детей; 3) возможности для педагогического показа и речевого выражения своих намерений; 4) обучение детей самостоятельной работе.
Безусловно, дети имеют свои особенные физические и психологические способности, которые должны быть учтены в планировании музыкальной педагогической деятельности учителем в полной мере, более того, основной формой обучения игре на фортепиано является индивидуальный урок, поэтому возникает необходимость в составлении индивидуального плана учащегося. При выборе программы для индивидуального учебного плана педагогу лучше всего обратиться к существующим стандартам, ориентированным на примерный уровень трудности на том или ином этапе обучения. Неотъемлемой частью процесса обучения является самостоятельная работа, от нее зависит продуктивность занятий. Поэтому в конце урока педагог должен определить соответствующие задания для домашней работы, главное заключается в том, чтобы обязательно на следующем уроке проверить исполнение поставленных задач. Только зная, что его проверят, учащийся будет внимательно подходить к своей самостоятельной работе.
Вместе с тем, как пишет М. Р. Черная, «воспитание любви к музыке - краеугольный камень в фундаменте полноценного эстетического воспитания... Задача педагога - пробуждать глубокий длительный интерес к музыке» [5, с. 6]. Творческое развитие детей, их креативность в процессе целенаправленной деятельности на музыкальных занятиях признаны значительными задачами для современного музыкального обучения, которое предопределяет результативность деятельности учителя музыки в воспитательном и обучающем
аспектах. Педагог не только воспитывает у ученика знания, умения и навыки, он обучает слушанию музыки, музыкальной грамоте, ориентируясь на доступные музыкальные стандарты, развивает у детей их естественные природные способности.
Творческое мастерство педагога предполагает также педагогическое новаторство, которое может выражаться в разработке авторской учебной программы, в поиске и нахождении нового музыкального материала, в разработке новых принципов, методов, приемов преподавания музыки, в решении возникающих задач и т. д. Нередко возникают уникальные ситуации в деятельности учителя, которые связаны с неповторимым конкретным составом учащихся класса, что требует новых сочетаний организационных приемов и методов работы, помогающих преподавателю быстро оценивать качество исполнения у своих учащихся и оперативно находить соответствующие пути к их совершенствованию.
Вышеуказанные профессиональные качества являются важнейшими для учителя музыки, формируются же они уже в процессе овладения будущим учителем своей профессией, а затем -в процессе занятий по повышению квалификации.
2) Влияние семейного воспитания на детское фортепианное образование
В Китае бытует такая пословица: «Семья -это первая школа в жизни, родители - первые учителя ребёнка» [7, с. 470]. С этим трудно не согласиться, ведь семья - это базовая социальная единица, особая общественная организация, причем каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, от этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания. Хотя в настоящее время формы получения музыкального образования разнообразны, более того, многие родители нередко отправляют своих детей на обучение в художественный центр, музыкальную школу и т. д., но значение семейного музыкального воспитания при этом не может оставаться не замеченным.
В детском фортепианном обучении влияние семейного музыкального воспитания является
чрезвычайно глубоким. С одной стороны, в Китае такое обучение не является по-настоящему профессиональным, так как многие подготовительные работы выполняются родителями. С другой стороны, в силу учёта психофизиологической специфики и возрастных особенностей детей, эффективное семейное воспитание в обеспечении детского фортепианного обучения, возможно, никогда и не заменится чем-либо другим.
Для того чтобы в полной мере осуществить цели детского фортепианного образования, родителям необходимо выполнять следующие установки:
- во-первых, следует определить цель и значение для ребенка получения фортепианного образования, а также необходимо подготовить условия для обучения. Значение обучения игре на фортепиано признается большинством родителей и выражается, по их мнению, в том, что с его помощью можно формировать нравственные качества ребенка, развивать его интеллектуальные способности, всесторонне способствовать раскрытию его таланта. Необходимо подчеркнуть, что эстетическое свойство становится существенным в процессе обращения к музыкальной красоте, когда ребенок, совершенствуя свое понимание, получает всестороннее развитие, поэтому родители должны поставить эстетическую функцию музыкального образования на первое место. Одна из важных задач в подготовке к обучению игре на фортепиано заключается в том, чтобы перед его началом создать хорошую музыкальную атмосферу в семье, познакомить детей с музыкой в самом раннем возрасте. Материальная база тоже нуждается в подготовке, в том числе, это и оборудование уютной комнаты для самостоятельной работы, и приобретение качественного пианино или рояля, учебников, пособий и т. д. Более того, родители должны быть поняты детьми, которые будут убеждены, что фортепианное обучение - это не просто так, во всяком случае, ленивые подготовиться к нему не смогут;
- во-вторых, нужно правильно выбрать педагога, а затем помогать ребенку в выполнении домашних заданий. Фортепианное обучение является длительным и тяжёлым процессом, поэтому целесообразный выбор педагога, особенно для учащихся на начальном этапе, имеет важное зна-
чение. Один из известных пианистов Иосиф Гофман писал: «...педагогу, работающему с детьми, не требуется блестящий талант, как у великого пианиста, но необходимо приобретать прекрасные музыкальные способности и обширные знания о детской психологии» [2, с. 47].
В наше время в Китае разразился кризис неудовлетворенности получаемыми результатами обучения из-за того, что некоторые педагоги работают без лицензии на педагогическую деятельность. Чтобы избежать подобной проблемы, родителям необходимо привести своих детей к педагогу, который может организовать учебную деятельность профессионально, проводить учебно-воспитательный процесс по более действенным методикам и педагогическим технологиям. В своей книге Иосиф Гофман подчеркнул: «Без основной базы для развития способностей оставаться чрезвычайно опасно, многие люди посвятили всю свою жизнь исправлению вредных привычек, полученных из невежественных в фортепианной педагогике рук» [2, с. 137]. Эту мысль развивает и Г. Коган в своем предисловии к книге Гофмана [3].
Безусловно, кроме правильного выбора педагога, контроль за качеством самостоятельной работы детей становится постепенно главной обязанностью родителей. Фортепианное обучение как особенное художественное образование отличается от других общественных видов школьного обучения; его положительный результат, по крайне мере, зависит от эффективности самостоятельной работы, которую учащийся проведёт дома. Поэтому родителям необходимо контролировать эту самостоятельную работу детей, играя в семье роль учителей;
- в-третьих, нужно создавать культурную атмосферу в семье, многосторонне развивать интересы детей, что сыграет свою положительную роль, поскольку благоприятная атмосфера, позволяющая обеспечивать раннюю музыкальную подготовку, является основой для обучения музыке. Создание благоприятных условий для семейной культуры требует от родителей широкого кругозора, внимания, им следует сосредоточиться не только на формировании вкуса детей к игре на фортепиано, но также обратить их внимание на музыку, искусство, литературу и науку. Только та-
ким образом можно достичь того, чтобы интерес детей к обучению игре на фортепиано был прочным, музыкальный кругозор при этом будет расширяться, с тем чтобы добиться всестороннего осуществления целей в области профессиональной подготовки. В своем интервью пианист Клау-дио Аррау говорил: «Я люблю великую литературу, я читал Гёте всю жизнь, также люблю оперу, драму и современный танец, от них получал много вдохновения» (цит. по [6, с. 93]). Таким образом, задача родителей - вызвать у своего ребенка устойчивый интерес к литературе и искусству.
Семья становится основным социальным фактором, играющим ведущую роль в воспитании различных интересов и способностей детей, в педагогическом воздействии на развитие интеллекта учащихся, она может способствовать их полноценному фортепианному обучению. Родители должны избегать небрежности, вызывающей неправильные указания, им нельзя позволять семье становиться культурной и художественной пустыней.
3) Влияние музыкальной среды
О музыкальной культурной среде, которая сложилась в Советском Союзе, писала в своей статье выдающийся китайский фортепианный педагог Ин Шичжэн: «Дети, живущие в СССР, счастливы, их культурная жизнь на зависть всем... Были открыты специальные театры для детей, в которых готовили соответствующий репертуар каждую неделю, а также в концертном зале часто организовывались серии концертов, в программы которых включались сочинения композиторов ХУ-ХХ веков, на концертах выступали народные и заслуженные артисты без какого-либо заработка... В семье рабочего громоздились сборники Толстого и Пушкина, в вагоне автобуса пассажиры спокойно читали газеты и книги, на улице всегда звучали формулы вежливости... Мне кажется, что все эти примеры традиционного нравственного и культурного воспитания являются плодородной почвой для музыкального образования» [4, с. 20]. Детское фортепианное образование признано как социальное культурное явление, которое тесно связано с социальной музыкальной культурной сферой, в том числе как направление для работы средств массовой информации. Статус преподава-
теля, занимающегося музыкальным искусством в обществе, в организации и учреждении, результаты государственной музыкальной аттестации, уровень и вкус любителя музыки - все эти условия воздействуют на музыкальное образование.
Музыка и музыкальное образование как часть человеческой духовной и культурной области тесно связаны со СМИ. Технический прогресс в области использования СМИ значительно способствовал распространению музыки и развитию музыкального образования, стимулировал музыкальное творчество, все данные о его пользе становились широко известны благодаря СМИ. Однако СМИ могут оказывать и негативное воздействие, главными показателями которого являются стремление к экономической выгоде и влияние на музыку в плане ее коммерциализации. Вульгарные музыкальное содержание и формы часто заполняют современные СМИ, особенно когда на многих каналах легко распространяется некачественная поп-музыка, в которой нет конкретных музыкальных образов и глубокого содержания. В такой музыкальной среде, при условии ее воздействия на протяжении длительного времени, музыкальный эстетический уровень развития детей будет сильно снижаться.
Для того чтобы СМИ наиболее эффективно служили современному детскому фортепианному обучению, мы предлагаем: 1) определить, в чем заключается их положительное значение, используя современные технологии по получению информации и способам совершенствования детского фортепианного обучения в электронной форме; 2) расширять с помощью СМИ музыкальный кругозор учащихся и преподавателей; 3) сопротивляться негативному влиянию СМИ на обучение, создавая условия для восприятия детьми естественной, истинной красоты музыки, формируя у них эстетическое отношение к музыке.
Безусловно, типы социальной музыкальной среды чрезвычайно разнообразны, каждый из этих типов может активно воздействовать на об-
становку в детском фортепианном образовании, влиять на эффективность и качество фортепианного обучения. Если СМИ используются правильно, то педагогическая деятельность по обучению игре на фортепиано может стать более доступной, получить еще более широкое распространение.
Анализ ситуации в начальном фортепианном образовании в Китае приводит нас к следующим выводам:
1. В музыкальной педагогической деятельности именно педагог, которому необходимо приобретать высокий уровень в своей профессии, постоянно совершенствовать свою квалификацию и беспрерывно обогащать знания и умения во всех областях, играет значительную, ведущую роль.
2. Семейное музыкальное воспитание в большой мере стимулирует детское фортепианное образование, обеспечивает выполнение задач, подставленных педагогом, это особенно заметно в выполнении самостоятельной работы обучающимися.
3. Музыкальная среда многосторонне влияет на детское фортепианное обучение, особенно важна в этом отношении деятельность СМИ, позитивная функция которых может быть использована в фортепианной педагогике.
4. Для выхода из создавшейся критической ситуации в начальном фортепианном музыкальном образовании в Китае необходимо повысить уровень подготовки учителей и широко информировать родителей в СМИ о нецелесообразности занятий у преподавателя, не имеющего необходимой для этого подготовки, о необходимости профессионального подхода в этом деле. Тогда и не будет неудовлетворенности от результатов обучения детей игре на фортепиано.
5. Уровень развития детской музыкальной педагогики в области начального обучения игре на фортепиано в настоящее время в Китае достаточно высок, что создает условия для преодоления возникших трудностей.
Литература
1. Амонашвили Ш. А. В школу - с шести лет // Педагогический поиск / сост.: И. Н. Баженова, Ш. А. Амонаш-вили. - М.: Педагогика, 1986. - С. 8-9.
2. Гофман Иосиф. Фортепьянная игра / ред. Ли Шусинь. - Пекин: Народ. музык. изд-во, 2003. - 148 с.
3. Коган Г. Иосиф Гофман и его книга // Гофман И. Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.: Гос. музык. изд-во, 1961. - С. 3-4.
4. Ин Шичжэнь. Советское фортепианное обучение с моей точки зрения // Учеб. газ. Китай. центр. консерватории. - Пекин: Изд-во Китай. центр. консерватории, 1989. - № 10. - С. 20-23.
5. Тун Даоцзинь, Фан Миньчжу. Фортепианное исполнение и педагогическое искусство. - Пекин: Народ музык изд-во, 2003. - 163 с.
6. Черная М. Р. Методика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. - 76 с.
7. Ю Юй. Чудо на клавиатуре. - Пекин: Изд-во культуры и искусства, 1997. - 93 с.
8. Ян Янь, Цю Шэн, Чэнь Бинь. Словарь китайской пословицы. - Пекин: Знание, 2007. - 470 с.
References
1. Amonashvili Sh.A. V shkolu - s shesti let [At school - from six years]. Pedagogicheskiypoisk[Pedagogical search]. Ed. I.N. Bazhenova. Moscow, Pedagogika Publ., 1986, pp. 8-9. (In Russ.).
2. Hoffman Iosif. Fortepiannaia igra [Piano playing]. Ed. Li Shusin'. Beijing, Narodnoe muzykal'noye izdatel'stvo Publ., 2003. 148 p. (In Chin.).
3. Kogan G. Iosif Hoffman i ego kniga [Iosif Hoffman and his book]. Hoffman I. Fortepiannaia igra: otvety na vo-prosy o fortepiannoi igre [Piano playing: answering the questions on piano playing]. Moscow, Gosudarstvennoye musykal'noye izdatel'stvo Publ., 1961, pp. 3-4. (In Russ.).
4. In Shichzhen. Sovetskoe fortepiannoe obuchenie s moey tochki zreniia [Soviet piano teaching from my point of view]. Uchebnaya gazeta Kitayskoy tsentral'noy konservatorii [Studying Newspaper of the Chinese Central Conservatory]. Beijing, Kitayskaya Tsentral'naya Konservatoriya Publ., 1989, no. 10, pp. 20-23. (In Chin.).
5. Tun Daotszin, Fan Minchzhu. Fortepiannoe ispolnenie i pedagogicheskoe iskusstvo [Piano execution and pedagogical art]. Beijing, Narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo Publ., 2003. 163 p. (In Chin.).
6. Chernaya M.R. Metodika obucheniya igre na fortepiano: ucheb. posobie [Methodic of teaching piano playing. Textbook]. Tver, Tver State University Publ., 2002. 76 p. (In Russ.).
7. Yu Yuy. Chudo na klaviature [Miracle on claves]. Beijing, Izdatel'stvo kul'tury i iskusstva Publ., 1997. 93 p. (In Chin.).
8. Yan Yan, Tsyu Shen, Chen Bin. Slovar' kitaiskoy poslovitsy [Vocabulary of Chinese proverbs]. Beijing, Znaniye Publ., 2007. 470 p. (In Chin.).
УДК 37.013.42
МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО: К ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ ТЕОРИИ А. МАСЛОУ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Ма Сяосюань, аспирант, институт музыки, театра и хореографии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: [email protected]
Работа посвящена формированию и поддержанию мотивации в процессе обучения игре на фортепиано младших школьников в связи с возможностью привлечения положений теории американского психолога-исследователя А. Маслоу к учебно-воспитательной деятельности. Объект исследования актуален в связи с современным педагогическим процессом, который обычно сводится к отработке технических навыков и достижению сформулированных результатов, тогда как личность учащегося и его потребности учитываются достаточно редко в практике преподавания. Это приводит к тому, что неудовлетворенные нужды ребенка снижают мотивацию к обучению и тормозят развитие музыкальных способностей детей.
Внимание в процессе работы над темой уделялось психологическим аспектам теории, поиску взаимосвязей между различными уровнями Пирамиды потребностей А. Маслоу. Автор приходит к выводам, демонстрирующим значение положений этой теории для достижения успешности в обучении игре на фортепиано. Так, в случае девиантного поведения учащегося во время занятия дается совет выявить