Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ'

МОТИВАЦИЯ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / КУРСАНТЫ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / КАРЬЕРА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матыцина Н.П., Культыгин Д.Р.

Научная статья посвящена исследованию мотивации курсантов в условиях неопределенности. Проведен теоретический анализ причин дефицита трудовой мотивации у курсантов и определены способы мотивирования к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

УДК 316.628

Матыцина Н.П.

кандидат экономических наук,

доцент,

старший преподаватель ВУНЦ ВВС «ВВА» Воронеж, Россия

Культыгин Д.Р.

курсант 4 курса ВУНЦ ВВС «ВВА» Воронеж, Россия

МОТИВАЦИЯ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Аннотация

Научная статья посвящена исследованию мотивации курсантов в условиях неопределенности. Проведен теоретический анализ причин дефицита трудовой мотивации у курсантов и определены способы мотивирования к профессиональной деятельности.

Ключевые слова

Мотивация, курсанты, военнослужащие, карьера, самореализация, ценностно-мотивационная сфера.

Научный интерес вызывает осознанный профессиональный путь и профессионально-ценностная позиция будущего офицера, которая формируется еще в период обучения в военном учреждении.

Курсанты находятся в процессе целенаправленного развития способности осознания себя в профессиональной деятельности, и с этим тесно связана трудовая мотивация курсантов. Вооруженным Силам Российской Федерации необходим личный состав, который будет патриотически настроен, дисциплинирован и будет иметь достаточно развитую мотивацию к исполнению собственных должностных обязанностей.

Трудовая мотивация является подталкивающим импульсом человека к трудовой деятельности и является результатом внутренних побудительных элементов, в состав которых входят стимулы, цели, мотивы и потребности [3].

Мотивацией военнослужащих к профессиональной деятельности обусловлен характер организационного поведения. Кроме того, мотивация оказывает большое влияние на такие элементы, как эффективность и результативность в повседневной деятельности. Самым важным из всех условий учебной деятельности курсантов является формирование устойчивой положительной мотивации к процессу обучения и, в дальнейшем, к прохождению военной службы.

Изучая процесс трудовой мотивации современных военнослужащих, которые обладают разнообразными карьерными ориентациями, можно констатировать ее недостаточность. Можно выделить несколько аргументированных причин, которые будут говорить о практически полном отсутствии или частичном дефиците отсутствия трудовой мотивации у таких военнослужащих:

- внутренние ресурсы мотивации. В начале своей профессиональной деятельности курсанты сталкиваются с появлением у них неточных нравственно-психологических качеств, незавершенным формированием общественных ценностей, интересов, духовных ориентиров и культурных навыков. Исходя из этого можно говорить о том, что военнослужащие, которые пополняют ряды ВС РФ, недостаточно развиты в социальном плане, что проявляется через неопределенность жизненного будущего и мировоззренческую растерянность;

- внешние ресурсы мотивации. Преградой для возможностей получения карьерного роста, обретения признания и получения вознаграждения за приложенные усилия является злоупотребление и превышение должностных полномочий офицерским составом, основанный на корыстном интересе, а также взяточничество, что негативно сказывается на повышение трудовой мотивации [1].

Стоит отметить факт того, что одним из отличительных аспектов военной профессии является внутренняя патриотическая направленность личности. При этом на пути повышения трудовой мотивации у военнослужащих могут возникать барьеры, к числу которых можно отнести с одной стороны препятствия внешних мотивационных ресурсов, а с другой несформированность морально-нравственных качеств, которые необходимы для военной профессии.

Для повышения трудовой мотивации курсантов будет эффективно использовать побудительные механизмы, которые направлены на то, чтобы овладеть военной профессией, развиваться и самореализоваться в ней в дальнейшем. К таким относятся:

- интеграция психологических факторов путем создания условий, которые будут способствовать проявлению и развитию познавательной и творческой активности обучающихся при решении задач, моделирующих профессиональные ситуации;

- создания деятельности, которая будет направлена на командообразование в целях формирования единства и сплоченности;

- создания благоприятной психологической атмосферы учебного коллектива;

- повышения ориентации субъектов учебно-образовательного и воспитательного процесса на личность, а не только на коллектив;

- психологическое сопровождение трансформации личностных ценностей в целях своевременного пресечения негативных тенденций, связанных с искажением мотивационной сферы и системы ценностных ориентаций, и стабилизации психологического состояния личности;

- использование психологами разработанных и предложенных в данном исследовании критерий, показателей и методических средств, позволяющих диагностировать уровень развития профессионально-нравственной мотивации курсантов и выраженность ее особенностей (диагностическая методика Э. Шейна, методика Я.В. Подоляка, методика А. Мехрабиана) [2];

- использование тренингов для развития профессиональной мотивации будущих сотрудников либо их отдельные элементы;

- преобразование субъектами учебно-образовательного и воспитательного процесса своей деятельности с учетом персонализации личности, командообразования, позитивного стимулирования познавательной активности обучающихся;

- благодарность за хорошую успеваемость;

- денежное стимулирование за отличную и хорошую учебу.

Таким образом, понимание системы мотивации военнослужащих и ее использование на практике поможет не просто в целом повысить эффективность решения поставленных задач, но и удовлетворить самих военнослужащих, что непосредственно сможет улучшить психологический климат. Эффективный руководитель должен понимать, что не у всех подчиненных имеется одинаковый уровень мотивации, по причине чего он обязан грамотно анализировать актуальные мотивы каждого военнослужащего и по возможности стремиться к их удовлетворению.

Список использованной литературы:

1. Гордеева Т.О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации // Сибирский психологический журнал. 2018. № 62. С. 38-53.

2. Исайчев В.А. Управление персоналом организации. Социофакторы и эффективность менеджмента: Учебное пособие / В.А. Исайчев, В.В. Пикалов, В.В. Лазукин, И.Н. Сериков, Н.П. Матыцина - Воронеж ВУНЦ ВВС «ВВА», 2020 - 240 с.

3. Ткачев Р. В. Мотивация военно-профессиональной деятельности офицеров Военно-воздушных сил Российской Федерации [Текст] /Р.В. Ткачев: социолого-управленческий аспект. Автореф. дисс... канд.соц. наук. Москва, 2021. 26 с.

© Матыцина Н.П., Культыгин Д.Р., 2022

УДК 316.482

Рудаков К.А.

Курсант 4 курса ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж, РФ

Матыцина Н.П.

Кандидат экономических наук, доцент, старший преподаватель

ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж, РФ

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ВОИНСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ

Аннотация

В научной статье рассматривались два вида конфликтов в воинских коллективах, а именно: между двумя военнослужащими, стоящими на одной воинской должности и между командиром и подчиненным, также описаны способы разрешения разногласий и работа командиров по предупреждению конфликтов.

Ключевые слова

воинский коллектив, конфликты, разрешение разногласий, работа командира, взаимоотношения военнослужащих.

Воинский коллектив - объединение военнослужащих, целью которого является выполнение поставленных задач в мирное и военное время в интересах государства и Вооружённых сил. Для эффективного выполнения различных задач воинский коллектив должен быть дисциплинированным и сплоченным. Также важным критерием является отсутствие конфликтов, ведь они разлагают дисциплину, нарушают сплоченность и в дальнейшем могут привести к срыву выполняемой задачи. Полное отсутствие конфликтов в таком многочисленном, с различными взглядами коллективе практически невозможно. Именно поэтому военнослужащим, будь то командир или подчинённый личный состав, необходимо уметь избегать конфликта и знать способы его разрешения.

Конфликт - ситуация, при которой происходит столкновение различных взглядов или интересов. В воинских коллективах противоречия могут возникать либо между двумя военнослужащим, стоящими на одинаковых должностях, либо у военнослужащего и его командира(начальника).

В первом случае, конфликт возникает, как правило, на почве различных взглядов и желании военнослужащих отстоять свои интересы в спорном вопросе.

Во втором же случае, чаще всего, разногласия возникают по причине нежелания или некачественного выполнения поставленной задачи.

Разберем конфликт двух военнослужащих, стоящих на одной должности. Очевидно, что в военном коллективе существуют люди с различными взглядами на жизнь, воспитанием, интересами и т.д. В связи с этим, в определённых условиях, может возникнуть противоречие между людьми. Дальнейший исход

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.