Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ'

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ОБУЧЕНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов А.П., Попов В.А.

Статья посвящена теоретическому исследованию основных аспектов мотивации к профессиональной деятельности военнослужащих в процессе обучения. Авторами осуществлен анализ психологических теорий и концепций, рассматривающих различные аспекты мотивации профессиональной деятельности. Рассмотрены мотивы и связанные с ними факторы учебно-профессиональной мотивации. Авторами также изучены работы отечественных психологов, позволяющих охарактеризовать деятельность в сфере вооруженных сил как специфическую профессиональную деятельность. Проблема мотивации военнослужащих в процессе обучения в вузе достаточно широка и многогранна, и ее изучение представляется весьма актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN ASPECTS OF MOTIVATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF MILITARY PERSONNEL IN THE PROCESS OF TRAINING IN A MILITARY-PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY

The article is devoted to the theoretical study of the main aspects of motivation for professional activity of military personnel in the training process. The authors analyze psychological theories and concepts that consider various aspects of professional motivation. The motives and related factors of educational and professional motivation are considered. The authors also studied the works of domestic psychologists, which allow us to characterize the activities in the field of the armed forces as a specific professional activity. The problem of motivation of military personnel in the process of training at the university is quite broad and multifaceted, and its study is very relevant.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ»

УДК 159.9.01

А.П. Козлов

канд. ист. наук, доцент ВИФК г. Санкт-Петербург, РФ В.А. Попов курсант ВИФК г. Санкт-Петербург, РФ

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ

Аннотация

Статья посвящена теоретическому исследованию основных аспектов мотивации к профессиональной деятельности военнослужащих в процессе обучения. Авторами осуществлен анализ психологических теорий и концепций, рассматривающих различные аспекты мотивации профессиональной деятельности. Рассмотрены мотивы и связанные с ними факторы учебно-профессиональной мотивации. Авторами также изучены работы отечественных психологов, позволяющих охарактеризовать деятельность в сфере вооруженных сил как специфическую профессиональную деятельность. Проблема мотивации военнослужащих в процессе обучения в вузе достаточно широка и многогранна, и ее изучение представляется весьма актуальным.

Ключевые слова:

мотивация, мотив, профессиональная деятельность, военнослужащие, обучение, мышление, профессиональный менталитет, проблемная ситуация.

A. P. Kozlov

Ph. D. in History, Ass. Prof. MIPT St. Petersburg, Russia E-mail: petrovich138@yandex.ru V. A. Popov Cadet MIPT St. Petersburg, Russia E-mail: vap888300@mail.ru

THE MAIN ASPECTS OF MOTIVATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF MILITARY

PERSONNEL IN THE PROCESS OF TRAINING IN A MILITARY-PHYSICAL EDUCATION

UNIVERSITY

Abstract

The article is devoted to the theoretical study of the main aspects of motivation for professional activity of military personnel in the training process. The authors analyze psychological theories and concepts that consider various aspects of professional motivation. The motives and related factors of educational and professional motivation are considered. The authors also studied the works of domestic psychologists, which allow us to characterize the activities in the field of the armed forces as a specific professional activity. The problem of motivation of military personnel in the process of training at the university is quite broad and multifaceted, and its study is very relevant.

Keywords:

motivation, motive, professional activity, military personnel, training, thinking, professional mentality, problem situation.

В настоящее время особое значение приобретают изменения, происходящие в Вооруженных Силах Российской Федерации. Это в свою очередь актуализирует проблему подготовки военных кадров. Те социальные и экономические условия современного общества, оказывающие непосредственное влияние на требования, предъявляемые к выпускникам вузов, в том числе к выпускникам военных вузов, свидетельствуют о возникшей необходимости изучения мотивации к профессиональной деятельности по военной специальности. Изменяющиеся условия подразумевают новые аспекты формирования и развития устойчивой мотивации к профессиональной деятельности при подготовке военного специалиста в стенах вуза.

В связи с этим обратимся к психологическим исследованиям особенностей мотивации.

Анализ психологических теорий и концепций, рассматривающих различные аспекты мотивации профессиональной деятельности указывает на то, что на формирование готовности к профессиональной деятельности в первую очередь оказывает влияние мотивационный компонент, который является «стержневым, направляющим образованием», так как «вне мотива и смысла невозможны ни одна деятельность, не реализуемы никакие, даже самые усвоенные знания и предельно сформированные умения»

[3].

Рассматривая процесс формирования мотивации курсантов к выполнению профессиональной деятельности в рядах Вооруженных Сил, в первую очередь необходимо рассмотреть мотивы и связанные с ними факторы учебно-профессиональной мотивации. По мнению Е. П. Ильина «мотив - это внутреннее побуждение к активности, связанное с удовлетворением определенных потребностей. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе» [3, с. 89].

В отличие от Е. П. Ильина, Б. А. Агеев определяет мотивацию как комплекс ранее сформированных мотивов, которые обусловливают содержание деятельности личности и ее характер [1].

По мнению Г. В. Агаповой и К. Э. Комарова в структуре личности именно мотивация оказывается ведущим основанием, на которое необходимо опираться с целью понимания поведения и деятельности человека. Необходимо отметить, что формирование мотивации является постоянно и динамично изменяющимся процессом, который в свою очередь подвергается изменениям в рамках формирования мотива [2, 4].

Формирование мотивации представляет собой активный процесс, на который оказывают существенное влияние внешние и внутренние факторы и условия. В процессе обучения в военно-физкультурном вузе обучающиеся приобретают знания, умения и навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности, знакомятся с требованиями к ней и рядом ограничений на выбранную профессию. Также в течение всего периода обучения у курсантов формируется профессиональное мышление, профессиональные ценности и профессиональный менталитет - всё это и составляет внешние условия формирования мотивации. В качестве внутренних условий можно выделить возрастающую личностную значимость будущей профессии, поиск направлений самореализации в ней и получение морального удовлетворения от результатов ее выполнения [6, 7].

Анализ работ В. Л. Пашута, В. В. Миронова, А. С. Никольской, В. А. Беляева позволяет охарактеризовать деятельность в сфере вооруженных сил как специфическую деятельность по служению Отечеству, включающую выполнение задач как в боевых условиях, так и в мирное время. В связи с этим формирование мотивации к выполнению профессиональной деятельности в рядах вооруженных сил - это процесс трансформации как индивидуально-психологических качеств личности курсанта (характера, темперамента, способностей, волевых качеств), способов мышления, так и мотивов поведения, ценностных ориентаций [5, 6, 7].

По мнению В. А. Щеголева, Г. Г. Дмитриева, В. П. Сущенко, служба в рядах вооруженных сил требует от военнослужащего принятия ответственных решений и способности идти на риск, при чем не только при выполнении боевых задач, но и в ежедневной трудовой деятельности. Военная служба. как и любая другая профессиональная деятельность опирается на фундаментальные принципы:

во-первых, служба в рядах вооруженных сил определена четкими границами законодательной базы,

деятельность строго регулируется и подчиняется законам, приказам, распоряжениям и инструкциям;

во-вторых, в основе выполнения профессиональных задач лежит традиционность (воинские традиции передаются и поддерживаются военнослужащими из поколения в поколение);

- в-третьих, многие аспекты военной службы ритуальны (необходимость и традиционность соблюдения ритуалов воинской службы) [9].

Соответственно, результатом формирования мотивации к профессиональной деятельности военнослужащих в процессе обучения в военно-физкультурном вузе должны стать: сформированное мышление с опорой на военно-профессиональную подготовку; четкое понимание и осознание профессиональных целей и задач, принципиальность при выборе средств их достижения; уверенность при выполнении своих профессиональных обязанностей, в своих силах и способностях в рамках военной деятельности, при соблюдении этических норм военнослужащего; способность самостоятельно ставить профессиональные цели и быть способным к преодолению любых преград на пути их достижения; умение взаимодействовать с кадровым составом, подбирать персонал для выполнения военно-боевых задач; стремление развиваться и самосовершенствоваться в профессии [5, 7].

Формирование таких личностных характеристик как принципиальность, эмпатия, соблюдение этических норм, рефлексия, умение аргументировать собственную точку зрения, является необходимым для решения профессиональных задач в рамках предстоящей деятельности в войсках [7].

По мнению Л. В. Певень, мотивация военнослужащих очень разнообразна. Автор выделяет три уровня мотивации в зависимости от силы и характера ее проявления:

1. В общей системе мотивационных ценностей военнослужащего низкий уровень мотивации к выполнению профессиональной деятельности проявляется как полное отсутствие установки на военную службу.

2. Средний уровень мотивации в структуре мотивационно-ценностных приоритетов выражается в виде наличия у военнослужащего ценности профессии офицера, но она не являются преобладающей среди прочих. Что в свою очередь может привести к смене профессиональной деятельности.

3. Высокий уровень мотивации проявляется в получении глубокого удовлетворения при успешном решении военно-боевых задач, стремлении к совершенствованию в военном деле, сформированной потребностью служению Отечеству [8].

К. Э. Комаров, в рамках диссертационного исследования при изучении структуры мотивации профессиональной деятельности курсантов военных вузов, выделил три основные группы мотивов:

1) мотивы выбора профессии;

2) мотивы учебной деятельности;

3) мотивы профессиональной деятельности.

Более подробный анализ выделенных мотивов на каждом из этапов профессионализации в рамках воинской деятельности позволил нам выделить следующие значимые компоненты в качестве основных:

1) компонент, в основе которого лежит совокупность потребностей личности военнослужащего (интерес к военно-профессиональной сфере, желание осваивать военно-профессиональные знания, формировать умения); развитость данного компонента свидетельствует о сформированном мотиве к достижению профессиональных целей и выполнению соответствующих целям действий;

2) компонент, ориентированный на ценности в рамках профессиональной деятельности (ценностное отношение к освоению военной профессии, понимание и принятие профессиональных ценностей как образцов поведения, все это в совокупности лежит в основе сформированного мотива реализации себя в военной профессии);

3) компонент, опирающийся на коммуникативную компетентность в сфере военной службы (совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для функционирования в рядах вооруженных сил: конструктивное взаимодействие, целенаправленное поведение, способность к самоконтролю, способность к волевому усилию, саморегулированию и желание постоянного самосовершенствования) [4].

Рассматривая основные аспекты мотивации к профессиональной деятельности военнослужащих в процессе обучения в военно-физкультурном вузе мы пришли к заключению о том, что одним из

эффективных средств формирования мотивации к овладению военной профессии является создание и активное использование проблемных ситуаций.

Цель создания проблемных ситуаций в образовательном процессе военнослужащих состоит не только и не столько в усвоении уже имеющихся результатов научного познания, а в процессе «добывания», получения результатов путем логических средств познания. Проблемная ситуация основана на активизации познавательной самостоятельности обучающихся, развитии их когнитивных способностей и формировании профессионального мировоззрения в целом.

В процессе использования проблемных ситуаций при обучении курсантов военных вузов особое внимание акцентируется на развитии нестандартного мышления, необходимость которого возникает при решении чрезвычайных военно-боевых задач.

Смысл использования проблемного обучения курсантов в военно-физкультурном вузе состоит: во-первых, в создании проблемных ситуаций в рамках образовательного процесса, заставляющих думать над решением задачи самостоятельно и творчески;

во-вторых, в управлении поисковой деятельностью по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач, которые способствуют возбуждению интереса к профессиональной деятельности и формируют потребность искать пути и средства их решения.

Современные научно-методические литературные источники указывают на существование различных способов создания проблемных ситуаций в образовательном процессе: представление противоречивой задачи и необходимость поиска самостоятельного решения; освещение различных точек зрения по одному и тому же вопросу и поиск возможной истины; необходимость рассмотрения проблемной ситуации с различных сторон и позиций; реальное столкновение с противоречием в практической военно-профессиональной деятельности.

Анализ научной литературы по теме использования проблемных ситуаций в образовательном процессе указывает на то, что наибольшая эффективность данного метода состоит в том, что решение проблемной ситуации, как правило, носит многоаспектный и субъективный характер, так как предполагает несколько вариантов решения и при ограниченности первоначальной информации.

Активное использование в образовательном процессе курсантов военно-физкультурных вузов проблемных ситуаций, построенных на опосредованном взаимодействии преподавателя и обучающихся, способствует формированию необходимых знаний, умений и навыков военной специальности, ознакомлению с актуальной информацией о происходящих изменениях в военно-профессиональной деятельности. При этом решение проблемных ситуаций, основанное на активизации когнитивных процессов, позволяет не просто воспринимать информацию, как при традиционных формах обучения, а усваивать осмысленно, формируя государственную, социальную и личностную значимость. В результате применения такой формы обучения у курсантов развивается внутренняя мотивация к профессиональной деятельности, формируется понимание военной специальности как личностнозначимой ценности.

Помимо имеющихся очевидных преимуществ использования проблемных ситуаций при обучении будущих офицеров, в качестве недостатков проблемного обучения можно выделить тот факт, что такая форма требует больших временных и мыслительных ресурсов, более глубокого осмысления и нахождения оптимального решения, нежели традиционная форма обучения. А это в свою очередь вызывает определенные затруднения у обучающихся, в большей или меньшей мере связанные с уровнем уже сформировавшейся мотивации к профессиональной военной деятельности.

Подводя итог теоретическому анализу основных аспектов мотивации к профессиональной деятельности военнослужащих в процессе обучения в военно-физкультурном вузе, мы пришли к выводу о том, что применение проблемных ситуаций в образовательном процессе позволяет задать нужное направление в формировании значимых и ценностных мотивов к выполнению военно-профессиональной деятельности. В свою очередь при освоении всех дисциплин учебного плана совокупность создаваемых проблемных ситуаций, используемых в образовательном процессе, позволяет создать целостность масштабного процесса формирования мотивации будущих офицеров к выполнению военно-профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Агеев Б. А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности. М.: ГА ВС, 2004. 234 с.

2. Агапова Г. В. Региональная система патриотического воспитания молодежи. Воронеж: ВГУ, 2007. 224 с.

3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2012. 512 с.

4. Комаров К. Э. Психологическая подготовка к действиям в условиях повышенного риска: учебно-методическое пособие для специалистов, занимающихся подготовкой подразделений МО, ФСБ, МВД, МЧС, Минюста России. М., 2002. 97 с.

5. Миронов В. В., Пашута В. Л. Направления и пути совершенствования физической подготовки как важного фактора поддержания боеспособности военнослужащих / Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2017. № 3. С. 8-13.

6. Пашута В. Л., Беляев В. А. Физическая подготовка как основной элемент физической готовности военнослужащих к выполнению задач в контртеррористической операции / Теория и практика физической культуры. 2018. № 4. С. 40-42.

7. Пашута В. Л. Психология служебно-прикладной физической подготовки физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие / В.Л. Пашута, А.С. Никольская; Мин-во обороны Российской Федерации, Воен. институт физической культуры. СПб.: ВИФК, 2018. 217 с.

8. Певень Л. В. Практика использования мониторинговых исследований в изучении интересов и запросов военнослужащих по контракту / Военно-социологические исследования: сб. статей. М., 2015. № 1 (9). С56-66.

9. Щеголев В. А. Профессиональная и физическая подготовка подразделений сил специального назначения ведущих стран НАТО: монография / В. А. Щеголев, Г. Г. Дмитриев, В. П. Сущенко. СПб.: ВИФК, 2019. 141 с.

© Козлов А.П., Попов В.А., 2021

УДК 364.2

Скосарев А.В.

курсант ВУНЦ ВВС ВВА, г. Воронеж Н.П. Матыцина

канд. экон. наук, старший преподаватель ВУНЦ ВВС ВВА,

г. Воронеж В.А. Исайчев доцент ВУНЦ ВВС ВВА, г. Воронеж

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК В УСЛОВИЯХ

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Аннотация

В настоящее время в условиях мировой напряженности и неопределенности в развитии дальнейших событий особенно актуальной в военной сфере является тема поддержания морально-психологического состояния в Вооруженных силах Российской Федерации, что в сложившейся обстановке является очень важным и необходимым элементом безопасности и обороноспособности страны.

Ключевые слова

Мировая напряженность, военная сфера, морально - психологическое состояние, безопасность, обороноспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.