За 2005 г. было проведено 10 адаптационных тренингов со слушателями УЦ, в которых участвовали 197 человек. Все слушатели приходили на тренинг в различном психоэмоциональном состоянии, которое колебалось от готовности к сотрудничеству до явного сопротивления и неприя тия происходящего.
После тренинга слушатели отмечали его полезность и лично для каждого участника, и для группы в целом. Он помог участникам познакомиться как друг с другом, так и с командиром; дал участникам возможность почувствовать поддержку, доверие и сплоченность коллектива. Командиры отмечали пользу этого тренинга еще и в том, что занятие помогло им не только познакомиться со своим взводом, но и увидеть некоторые «таланты» одногруппников (умение петь, играть на музыкальных инструментах, рисовать и т. д.), которые могут пригодиться в дальнейшем процессе обучения и организации досуга в коллективе взвода.
ЛИТЕРАТУРА
1. Евтихов О. Практика психологического тренинга. - СПб., 2004.
2. Марьин М. И., Солдатова И. Ф., Петров В. Е., Орлова И. Ю. Психологическое обеспечение работы с сотрудниками ОВД, требующими повышенного психологического внимания. -Барнаул, 2004.
3. Методическое пособие по адаптации для лиц, поступивших на службу в ОВД. УК ОПР ООВР №13/1654 от 19 июля 2005 г.
4. Психопедагогика в правоохранительных органах. -2001. - № 2 (16); 2002. - № 2 (18); 2003. - № 1 (19).
5. Учебно-методическое пособие по проведению адаптационного тренинга с вновь сформированными группами. - Иркутск: УЦ УВД Иркутской области, 2002.
МОТИВАЦИЯ КАНДИДАТОВ НА СЛУЖБУ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
П. В. Кузнецова, психолог ОВО при ЦОМ УВД г. Йошкар-Ола Республика Марий Эл
При обращении в отдел вневедомственной охраны (ОВО) молодой человек, желающий устроиться на службу, проходит несколько этапов собеседования. На первичном этапе с кандидатом на службу проводят беседу командир батальона милиции отдела вневедомственной охраны и командир роты, в которой предположительно будет служить претендент. Целью их беседы является: знакомство с человеком, который может в дальнейшем оказаться в их подчинении. Дальнейшее собеседование проводит психолог отдела. Основной целью первичной беседы психолога с кандидатом является предварительная оценка-прогноз деловых и психологических качеств кандидатов. На основании результатов, полученных при первой встрече, обычно принимается решение о целесообразности прохождения кандидатом последующих этапов профотбора: знакомство с кадровым работником, направление на военно-врачебную комиссию и в центр психодиагностики, написание анкеты.
Другая цель, которая может быть реализована во время первичной беседы, - это формирование у кандидата мотивации к будущей профессиональной деятельности. Даже если по каким-либо причинам лица, пришедшие на собеседование, не будут работать в ОВО, контакт с представителем кадрового аппарата должен способствовать формированию уважительного отношения к подразделению и системе МВД в целом.
Первичная беседа психолога с кандидатом, поступающим на службу в ОВО, включает в себя несколько разделов:
Знакомство. Установление контакта.
Занимает 3-5 минут. Во время знакомства указываются продолжительность и общий план беседы, перечисляются основные вопросы, которые будут затронуты. Определяются цели дальнейшей работы и возможный результат собеседования. На этом этапе необходимо получить необходимые биографические сведения о будущем сотруднике, составить первичное впечатление о нем. От умения психолога создать дружескую неформальную атмосферу зависит уровень откровенности и открытости, который позволит себе кандидат.
Процедура тестирования.
Занимает 15-20 минут. В зависимости от предполагаемой деятельности и выявленных во время знакомства особенностей кандидата предлагаются различные методики. В обязательном порядке для заполнения выдается анкета, разработанная психологами (прил.). Данная методика направлена на выявление мотивации, формирование представлений о службе, заставляет кандидата задуматься о причинах выбора профессии, еще раз оценить свои потребности и возможности. В некоторых случаях заполнение анкеты наводило кандидата на мысль о неправильном выборе подразделения или работы в целом. Другие предлагаемые методики направлены на более глубокое изучение психологических особенностей. Здесь предлагаются различные рисуночные тесты, методики на агрессивность, тревожность, фрустрацию. Но выбор методик зависит от психолога, его мнения о кандидате.
Проведение собеседования по результатам тестирования.
Занимает 15-20 минут. На этом этапе, в первую очередь, идет обсуждение написанной анкеты. В случае необходимости психолог просит устно объяснить спорные моменты или не совсем понятные предложения и мысли, выраженные письменно. Также проводится анализ социально-демографических, образовательных, деловых и психологических качеств кандидата. Собеседование строится на материале уточняющих вопросов и ответов. Необходимо уточнить все интересующие моменты, чтобы при составлении заключения у психолога сложился как можно более полный психологический портрет человека.
Ответы на вопросы кандидата.
Занимают 5-10 минут. Психолог предлагает'кандидату задать интересующие его вопросы и старается наиболее полно на них ответить, но вопросы должны касаться предполагаемой деятельности или дальнейшей процедуры трудоустройства.
Это позволяет получить информацию об иерархии мотивов и потребностей кандидата. То, о чем он спрашивает в первую очередь, субъективно наиболее важно. Отсутствие вопросов в ответ на предложение задать их может свидетельствовать о пониженном уровне активности либо отсутствии интереса к будущей профессиональной деятельности. Незначительные, второстепенные вопросы говорят о неумении кандидата выделять главное (это может быть следствием нарушения интеллектуальной производительности в ситуации стресса, которой является собеседование) либо низком интеллектуальном уровне.
Завершение собеседования.
Занимает 3-5 минут, во время которых психолог дает кандидату информацию о дальнейших этапах профотбора (медицинская комиссия, специальная проверка и др.), дает направление в соответствующие медицинские учреждения ОВД.
Первичное собеседование с психологом занимает примерно 60 минут, хотя оно может длиться несколько дольше. В заключение психологу рекомендуется сообщить кандидату о впечатлении от беседы, возможных перспективах и поблагодарить за интерес к службе в ОВО. По завершении процедуры обследования кандидата психолог составляет заключение для работника кадрового аппарата и рекомендации для будущего командира.
Изучение мотивации кандидатов на службу в процессе предварительного отбора.
Профессиональное самоопределение - важный этап становления личности. Оно зависит от сформирован пости намерений, мотивов учения, жизненных ориентаций, социального окружения, эффективной профориентационной работы в образовательном учреждении. Это сугубо личностный процесс, который зависит от профессиональной направленности личности.
Профессиональное самоопределение - это активный, длительный процесс поиска «своей профессии». Он сопряжен с внутренними психологическими основами каждой личности. Продолжительность выбора профессии у каждого человека различна и занимает от 2 до 6 лет, иногда и более.
В процессе профессионального самоопределения выделяют 3 этапа.
Первый этап включает в себя знакомство с выбранной профессией и создание представлений о ней.
На втором этапе происходит «иримеривание» себя к выбранной профессии, осознание своих способностей.
Третий этап - принятие решения о выборе профессии и подготовка себя к будущей работе.
Но в настоящее время многие молодые люди не проходят все эти этапы профессионального самоопределения. Зачастую решение о будущей профессии принимается поспешно под влиянием различных факторов.
Профессиональное самоопределение постоянно находится под воздействием объективных и субъективных факторов.
К объективным можно отнести книги, телевидение, кино, периодическую печать. Личность друзей, родственников, родителей, знакомых, престиж профессии, общественное мнение и другие социальные факторы также являются объективными факторами.
К субъективным относятся идеалы, способности, свойства темперамента, характер, интересы, знания и другие индивидуальные особенности.
У большинства лиц, окончивших школу, выбор профессии основан па складывающемся у них специальном интересе. Существенное влияние оказывает самооценка как свойство личности. Она является внутренним условием саморегуляции поведения, осознания человеком того, какую профессию он хочет выбрать (цель, мотив), что он собой представляет (оценка своих личностных и психологических свойств), что он может (возможности, склонности, способности), чего от него ждет общество (социальный статус). При завышенной самооценке кандидат не может объективно оценить свои силы и возможности, предвидеть дальнейшее развитие событий. Такому человеку будет трудно остановить свой выбор на профессии, которая действительно подходит ему. Если у кандидата занижена оценка самого себя, то это тоже повлечет за собой определенные трудности при принятии решения об устройстве на работу. Психологу во время предварительного собеседования необходимо определить уровень самопознания претендента ха службу.
Важным фактором при выборе профессии является профессиональный идеал. Идеал - это представление, образ совершенного, самая высокая цель, оказывающая влияние на личность. Но идеал должен быть сформирован на достоверных фактах, а не на выдуманных представлениях. При устройстве на службу во вневедомственную охрану и другие подразделения МВД необходимо обладать достоверными сведениями о работе данных структур. Зачастую пришедший молодой человек имеет смутные представления о службе или возвышенно относится к работе милиционера. Психологу необходимо выяснить отношение к предполагаемой деятельности, в случае необходимости помочь сформировать реальные, зрелые мотивы поступления на службу. Так, 7% обследованных при устройстве на работу в батальон вневедомственной охраны в период с 2004 по 2005 гг. имели незрелые, идеалистические мотивы. Часто встречались высказывания: «искоренить преступность», «защищать мир от бандитов», «помочь в борьбе с мафией».
Профессиональное самоопределение осуществляется как самостоятельно, так и при участии других людей - родителей, друзей, знакомых, учителей. Несомненно, родители -основные помощники в выборе профессии для детей. Они лучше, чем кто-либо, знают их особенности, интересы, склонности, состояние здоровья. Родители развивают и направляют интересы детей, тем самым способствуют правильному самоопределению в трудовой деятельности. Часть родителей предоставляют своим детям самостоятельность в выборе профессии, ограничиваясь лишь некоторыми советами. Другие настаивают на определенном выборе, руководствуясь престижностью, привлекательностью, возможностями профессионального роста, не обращая внимания на особенности своего ребенка. И таких родителей становится все больше. Психологам и сотрудникам кадровых аппаратов приходится общаться с ними, объясняя причины несоответствия кандидата требованиям профессии. На основании результатов собеседований с кандидатами при устройстве в батальон вневедомственной охраны за 2004 и 2005 гг. можно сделать вывод о значимости советов и рекомендаций близких людей: 32% прошедших предварительный отбор за этот период основным мотивом отмечают рекомендации друзе]! и близких. У многих родственники или друзья работают в этом подразделении. Данный мотив, с одной стороны, можно рассматривать как незрелый, но с другой - сотрудники, устроившиеся на службу по совету близких людей, работают дольше и продуктивнее. Это можно связать с тем, что представления о службе у таких кандидатов более реалистичны. Для них требования руководства и режим работы не являются неожиданностью.
В настоящее время служба в силовых структурах дает сотруднику определенные социальные гарантии, некоторую материальную стабильность. В Республике Марий Эл сотрудники МВД, в частности ОВО, имеют неплохую заработную плату и удобный график работы. Эти факторы играют важную роль в процессе профессионального становления. Так, 18% из обследованных в 2004-2005 гг. кандидатов как основной мотив выбора деятельности указывают стабильность, а 4% - материальную заинтересованность. Для многих сотрудников служба в системе МВД дает возможность проживать в городе, иметь более высокий социальный статус, оказывать помощь родным и близким.
В подразделение вневедомственной охраны устраиваются и лица, отслужившие в армии, многие из них проходили службу во внутренних войсках. Такие кандидаты знакомы с работой силовых структур: 23% из прошедших обследовании при устройстве на службу в период 2004-2005 гг. указывали основным мотивом - желание продолжить службу. Некоторые, вновь принимаемые в отдел вневедомственной охраны, переводились из других структур (пожарные части, подразделения УИН, Вооруженные Силы), чтобы сохранить звание и выслугу лег, продолжить служить. Многие из кандидатов в период службы в армии принимали участие в боевых действиях в Северо-Кавказком регионе. Такие сотрудники имеют хорошую спортивную форму, знают боевые приемы, владеют навыками несения службы в экстремальных условиях, им гораздо проще адаптироваться к службе в подразделении вневедомственной охраны. Командирам и психологу интересно работать с такими сотрудниками, работа с ними более продуктивна, чем с сотрудником, пришедшим с гражданской должности.
Следует отметить, что среди мотивов, выявленных у кандидатов при приеме на службу в 2004-2005 гг., были мотивы, которые можно охарактеризовать словом «неопределенные». Молодые люди не знают службы, не могут указать, почему они хотят устроиться работать именно в отдел вневедомственной охраны. При собеседовании с такими кандидатами особое внимание необходимо уделять формированию мотивации на службу: нужно вести разъяснительную работу, оказать помощь в понимании целей и задач службы. С такой категорией кандидатов психологу нужно применять все свои знания и умения. При
принятии на службу такого сотрудника следует обращать на него дополнительное внимание со стороны руководства и проводить мероприятия, направленные на адаптацию к службе.
Обобщая изложенное, необходимо отметить, что профессиональное самоопределение является важным этапом в становлении будущего сотрудника вневедомственной охраны. Профессиональное самоопределение зависит от намерений личности, его социального окружения, учения, жизненных ориентацией и сформированности мотивов. Психологу в ходе проведения предварительного собеседования требуется определить мотивы поступления на служ-
бу. Правильное понимание мотивации существенно облегчит дальнейшую работу с кандидатом. От мотивов, по которым человек устроился на службу во вневедомственную охрану, зависит эффективность его дальнейшей работы. Если мотивация была зрелой и хорошо сформулированной, то работа такого сотрудника продлится дольше, и он не будет иметь нареканий со стороны руководства. Если же молодой человек пришел на службу под влиянием незрелого решения, неопределенных мотивов, с целью самоутвердиться. доказать что-либо себе и окружающим, то несение службы может вызвать трудности.
Приложение
АНКЕТА
Фамилия, имя, отчество____
Дата « »_________200___г. Возраст________________________
Главным для меня при принятии решения об устройстве на работу в ОВО было_____
На меня повлияло также______
Мне нужна такая работа, чтобы
В работе в ОВО меня больше всего интересует
В любой работе есть трудности. Главная трудность, которая ожидает меня на новой работе, - это:
Кроме того,______
Работа сотрудника ОВО в моем понимании:
а )_____________________________________________
б )____________________________________________:
в)______________________________________________
В моей нынешней работе, по-моему, важно
Если бы я не устраивался на работу в ОВО, то предпочел бы работать
где?_________________________________________________________________________
кем?____
В работе мне помогут такие мои качества, как____________
Мои друзья______
Я люблю общаться с В свободное время я
Иногда мне в себе не нравится
В жизни мне бы хотелось добиться
Больше всех мне помогает
ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-„ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОВО
Т. Н. Шаманюк, ст. психолог
МРОВО при УВД, г. Комсомольск-на-Амуре
Одним из признаков готовности человека к любого рода деятельности является его мотивация, которая обусловливает направленность активности личности. Именно мотивация определяет желаемое. Особенность деятельности подразделений отдела охраны заключается в том, что она регламентирована, действовать необходимо по указанию, при этом выбор небольшой. Но и здесь необходимо, во-первых, разделять личное и профессиональное (в случае переноса профессионального в личное мы имеем дело с профессиональной деформа-
цией), а во-вторых, даже работая по приказу вышестоящего руководства, нужно оставлять внутреннее пространство для способности мыслить, выбирать. Опыт показывает, что неспособность сотрудника «хотеть, желать» чего-либо приводит, в конце концов, к разрушению личности, деструктивному поведению. Однако именно эта способность, возможность иметь свои желания, уметь наметить цель и составить план для ее реализации является залогом комфорта, удовлетворенности, самореализации личности, а значит, и успешности.
Как показали результаты изучения адаптации молодых сотрудников милиции МРОВО при УВД г. Комсомольска-на-Амуре 2005 г., в первые три года сохраняется интерес к профессии. На вопрос: «Нравится ли вам вант профессия?»-96% молодых милиционеров отвечают, что очень нравится и скорее нравится, чем не нравится. Остаться сотрудником вневедомственной охраны хотят 87,5%. Эти показатели обусловлены тем, что в связи с адаптацией к службе как к новому виду деятельности у сотрудников объективно актуализируется внутренний потенциал обновления.
Темпы, масштабы перемен, которые имеют место в связи с освоением нового вида деятельности, удовлетворяют при-