принятии на службу такого сотрудника следует обращать на него дополни гельное внимание со стороны руководства и проводить мероприятия, направленные на адаптацию к службе.
Обобщая изложенное, необходимо отметить, что профессиональное самоопределение является важным этапом в становлении будущего сотрудника вневедомственной охраны. Профессиональное самоопределение зависит от намерений личности, его социального окружения, учения, жизненных ориентацией и сформированное™ мотивов. Психологу в ходе проведения предварительного собеседования требуется определить мотивы поступления на служ-
бу. Правильное понимание мотивации существенно облегчит дальнейшую работу с кандидатом. От мотивов, по которым человек устроился па службу во вневедомственную охрану, зависит эффективность его дальнейшей работы. Если мотивация была зрелой и хорошо сформулированной, то работа такого сотрудника продлится дольше, и он не будет иметь нареканий со стороны руководства. Если же молодой человек пришел на службу под влиянием незрелого решения, неопределенных мотивов, с целью самоутвердиться, доказать что-либо себе и окружающим, то несение службы может вызвать трудности.
Приложение
АНКЕТА
Фамилия, имя, отчество__
Дата « »_____200__г. Возраст
Главным для меня при принятии решения об устройстве на работу в ОВО было________
На меня повлияло также__
Мне нужна такая работа, чтобы
В работе в ОВО меня больше всего интересует
В любой работе есть трудности. Главная трудность, которая ожидает меня на новой работе, - это:
Кроме того,__
Работа сотрудника ОВО в моем понимании:
а )____________________________________
б )___________________________________
в)____________________________________
В моей нынешней работе, по-моему, важно
Если бы я не устраивался на работу в ОВО, то предпочел бы работать
где?_______________________________________________________
кем?__
В работе мне помогут такие мои качества, как___
Мои друзья__
Я люблю общаться с В свободное время я
Иногда мне в себе не нравится
В жизни мне бы хотелось добиться
Больше всех мне помогает
ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-нПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОВО
Т. Н. Шаманюк, ст. психолог
МРОВО при УВД, г. Комсомольск-на-Амуре
Одним из признаков готовности человека к любого рода деятельности является его мотивация, которая обусловливает направленность активности личности. Именно мотивация определяет желаемое. Особенность деятельности подразделений отдела охраны заключается в том, что она регламентирована, действовать необходимо по указанию, при этом выбор небольшой. Но и здесь необходимо, во-первых, разделять личное и профессиональное (в случае переноса профессионального в личное мы имеем дело с профессиональной деформа-
цией), а во-вторых, даже работая по приказу вышестоящего руководства, нужно оставлять внутреннее пространство для способности мыслить, выбирать. Опыт показывает, что неспособность сотрудника «хотеть, желать» чего-либо приводит, в конце концов, к разрушению личности, деструктивному поведению. Однако именно эта способность, возможность иметь свои желания, уметь наметить цель и составить план для ее реализации является залогом комфорта, удовлетворенности, самореализации личности, а значит, и успешности.
Как показали результаты изучения адаптации молодых сотрудников милиции МРОВО при УВД г. Комсомольска-на-Амуре 2005 г., в первые три года сохраняется интерес к профессии. На вопрос: «Нравится ли вам ваша профессия?»-96% молодых милиционеров отвечают, что очень нравится и скорее нравится, чем не нравится. Остаться сотрудником вневедомственной охраны хотят 87,5%. Эти показатели обусловлены тем, что в связи с адаптацией к службе как к новому виду деятельности у сотрудников объекгивно актуализируется внутренний потенциал обновления.
Темпы, масштабы перемен, которые имеют место в связи с освоением нового вида деятельности, удовлетворяют при-
сущую человеческому мозгу потребность в обновлении информации. Это обеспечивает внутреннюю включенность человека в работу. Однако на вопрос: «Чего вы хотите достичь в профессии?» - 11% молодых сотрудников отвечают, что ничего, 27% - не знаю, не думал, 54% их определяют для себя такие общие цели, как дослужить до пенсии, стать профессионалом. Следовательно, у большинства молодых сотрудников во внутреннем пространстве профессиональные цели не йены или не осознаны и не определены. Фундаментальным психологическим законом, а значит, и законом жизни человека является универсальный закои равновесия: внешнее равно внутреннему, а подобное притягивает подобное. В силу указанных выше факторов у сотрудников возникает противоречие между желанием служить и наличием неопределенных установок личностного поведения.
Таким образом, в силу включенности в работу период адаптации к службе является самым благоприятным (сснзи-тивным) для развития и формирования общего экстраординарного мотива деятельности: «служения Отечеству во благо», мотива работы с чувством долга. Ни в какой другой период сделать это будет невозможно так эффективно. Значимость названных мотивов для человека определяется их профилактической ролью в процессе профессиональной деформации. Наличие осознанной цели в этот период упорядочивает побудительные силы человеческих потребностей и желаний, организовывает их энергию, придает жизни и работе смысл. Все указанное обеспечивает повышение эффективности служебной деятельности и успех - «побочный продукт» правильно организованной деятельности эмоциональный компонент (схема 1).
Схема /
Эмоциональный компонент (чувства - чувствую)
Ментальный компонент Поведенческий компонент
(мысли - хочу) (действия - делаю)
Для того чтобы деятельность любого человека была сколько-нибудь успешной, ему необходимо осознать, что он чувствует, чего хочет в связи с этим, как и что он будет для этого делать. Эти три компонента всегда присутствуют или должны присутствовать в процессе целеполагания, в противном случае можно говорить о деструкции, проявляющейся в различных вариантах (отсутствие удовлетворенности работой, противоречия, связанные с убеждениями, взглядами, понятиями, неадекватные ситуации действия, отсутствие всяких действий - бездействие, уход от ответственности, ее перекладывание).
Цель - это планируемый и желаемый результат, а предполагаемый результат действий - изменения в среде (различные преобразования и перемещения ее объектов).
Ясность, конкретность, четкость поставленных задач и целей формируют устойчивость личного состава при выполнении служебных задач, способствуют развитию личностного потенциала каждого сотрудника. Наличие цели формирует ответственность сотрудника за конечный результат его действий. Нет цели - нет и ответственности, а если нет ответственности, то в итоге виноваты другие люди, обстоятельства (все, кроме меня). Определение цели способствует развитию личности, а также коллектива в целом.
Основной признак развитого коллектива - единство важнейших ценностей, которые являются фундаментом (основанием) личности. Отсутствие общей цели приводит к потере общей важной ценности. Общая ценность помогает руководствоваться членам коллектива в отношении к труду, работе, к друг другу, обеспечивает стабильность (схема 2).
Схема 2
ЦЕЛЬ □□! "О
Видение цели придает силы в работе. Она дает возможность убедиться в правильности выбранного пути. Без цели человек не знает, что искать и где. Без цели и нет определенной стратегии. Главная причина, в силу которой необходимо формулировать цели в работе, заключается в том, что пока вы не знаете, куда идете, есть шансы, что вы придете не туда, куда вам хотелось бы. Следовательно, формулирование и постановка целей поможет вам:
1. Задать направление своей деятельности, что даст четкое видение результатов, которых мы достигнем, совершив те или иные действия.
2. Выстроить систему норм и стандартов, которые помогут определить критерии оценки деятельности и ее результатов.
3. Обеспечить последовательный подход в своей деятельности.
Цель есть образ результата, она не только предваряет всякую осознанную деятельность, но и упорядочивает ее, делает осмысленной. Постановка цели - это взгляд в будущее, элемент, который позволяет сконцентрировать свои силы, энергию, способности на том, что должно быть достигнуто. Однако психологическая сущность целеполагания не исчерпывается лишь тем, что неверно поставленная цель приводит к неверному результату. Дело заключается и в следующем:
- постановка целей есть осознание и выражение точных формулировок ваших потребностей и желаний, т. е. постановка целей помогает человеку осознать, чего бы он хотел достичь;
-до конца осознанные цели, сформулированные в ясной, конкретной форме, ориентируют действия человека на достижение результата, на превращение результата идеального (как субъективного образа действия) в реальный;
- наличие осознанной цели позволяет человеку ориентироваться не на то, что он делает, а для чего он это делает;
- цели служат человеку критерием оценки затрат энергии, времени и средств. Самый лучший метод или способ работы ничего не стоит, если вы заранее точно не определили, чего вы хотите, к чему стремитесь, решая конкретную задачу.
Деятельность психолога по развитию навыка целеполагания у молодых сотрудников милиции может состоять из нескольких этапов:
1 этап - обучение навыку целеполагания, отработка технологии постановки цели;
2 этап - обучение технологии планирования дел и времени.
Мы предлагаем примерную программу первого этапа
работы по овладению милиционерами навыка целеполагания. Время, потраченное на целеполагание, окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.
Программа тренингового занятия «Постановка цели - главное условие успеха»
Тренинг дает возможность молодым сотрудникам осознать свои желания, перевести их в цели профессионального становления, знакомит с технологией постановки цели.
Время: 8 часов (2 дня по 4 часа).
План занятий:
1. Приветствие.
2. Опрос самочувствия. Участники сразу погружаются в атмосферу «здесь и теперь», рефлексируя свое физическое и эмоциональное состояние, сообщая о своих мыслях и чувствах.
3. Круг ожиданий. Участники говорят о том, в чем важность для них этой т емы. Чего они ждут от занятия. Что каждый бы хотел получить в результате участия в работе тренинга.
4. Вступление ведущего. Определение цели. Механизм реализации образов.
Почему так важно правильно сформулировать четкую и ясную цель для молодого сотрудника милиции? Потому что цель - это мысленный образ желаемого результата вашей работы и вас как профессионала. Поставленная цель автоматически начинает направлять все ваши действия к ее реализации. К вам будет притягиваться необходимая информация, будут раскрываться возможности, которые ведут к ее достижению. Вы слышали о таком понятии, как энерго-информаци-онный резонанс? Проще его можно выразить словами: успех притягивает успех. Ваши мысли притягивают к вам события, которые находятся в гармонии с сущностью ваших идей. Именно поэтому позитивное мышление, нацеленное на удачу, притягивает идеи, основанные на мысли об успехе.
Каждая мысль, каждый образ, находящийся в мозгу человека, стремится реализоваться. Если это мысли о несчастье, реализуется несчастье, если это мысли об успехе, то реализуется успех. При этом учтите, что доминировать может только одна мысль. Определите, чего вы больше хотите, чего вы с нетерпением ждете, чем заняты ваши мысли: вероятностью неудачи, поражения или успехом и победой? Именно это вы и получите. Как это происходит? Ваши мысленные образы передают вашему подсознанию информацию о желательном развитии событий и связываются там с подобными мыслями и чувствами. Отсюда появляется стремление к реализации ваших идей. На следующем этапе происходит включение душевных и физических факторов. И чем ярче ваши образы, чем более они эмоционально заряжены, чем больше вы на них концентрируете свое внимание, тем быстрее они реализуются, тем сильнее их созидательная тенденция.
Цели по содержанию могут быть личными и профессиональными. По времени - краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (до 5 лет), долгосрочными (до 10 лет). Мы с вами будем работать над краткосрочными и среднесрочными целями.
Упражнение «Экспертиза желаний»
1. Ответьте на вопрос: «Чего я хочу достичь, работая в органах внутренних дел?». Запишите все ответы и составьте список желаний. Записывайте в свободном режиме все, что возникает в уме, без всякого логического анализа.
2. Ответьте на вопрос: «Какие личные качества мне понадобятся для достижения моих желаний? Какие профессиональные умения мне нужно еще развить у себя для достижения моих целей?».
3. Подумайте над вопросом: «Как отличить то, что мне действительно нужно, от того, что я просто хочу?». Есть ли у вас желания, созданные в интересах других? Реклама, родители, друзья, общепризнанные стандарты благополучия част<? навязывают нам потребности обладания тем, без чего можно было бы прожить еще лучше. Самое важное отличие заключается в вашей реакции на обладание. Наиболее важные, значимые личные желания больше связаны с внутренним состоянием, нежели с объективными и материальными факторами, с тем, что вы чувствуете по поводу происходящего, с тем удовольствием, которое вы надеетесь от него получить.
4. Внутренняя экспертиза желаний или проигрывание сценариев:
- устройтесь поудобнее и расслабьтесь;
- выберите одно из желаний, которое вы записали, и создайте образ обладания желаемым;
- сделайте образ как можно более реальным, добавьте красок, движения, звука, чтобы увидеть, услышать и почувствовать, что в действительности происходило бы, если бы вы оказались в желаемой действительности. Обратите внимание на изменение в ваших внутренних реакциях, касающихся вашего желания;
- сильно ли вас привлекает воображаемый опыт? Чувствуете ли вы внутренние сигналы возбуждения и заинтересованности, отзывающиеся в вашей психике? Испытываете ли вы \\ciwm\oe удовольствие от обладания? Это называется «ухватиться за внутренний восторг».
Таким образом, вы пробуждаете свою эмоциональную природу, свое подсознание к осознаванию того, насколько сильно вы хотите получить задуманное, насколько сильно этого хочет ваша природа. Если такого восторга нет, это не ваше желание, и преследовать его не стоит.
В завершение упражнения проводится общий круг, где каждый делится собственным опытом, полученным в этой работе.
5. Знакомство с правилами хорошо сформулированной цели. Для того чтобы ваши цели реализовывались, нужно их правильно ставить. И тут слово «правильно» является синонимом слову «умно». Ниже приводятся 9 вопросов, которые позволяют проверить ваши цели и, если нужно, скорректировать их.
1. Утвердительно ли сформулирована ваша цель? (Позитивная формулировка.)
Является ли ваша цель положительно сформулированной? Иначе, это то, к чему вы стремитесь, а не то, от чего вы хотите избавиться. Если нет, то переформулируйте ее положительно. Не « Я хочу не конфликтовать с сотрудниками дежурных частей», а «Я хочу спокойно и уверенно решать конфликтные ситуации в дежурной части ГОМ».
Как все это связано с целями нашей жизни? Очень просто. Если мы представляем себе свою цель ярко, отчетливо, как будто мы можем ее внутренне потрогать, понюхать и даже послушать, то это включает наши подсознательные ресурсы и инстинкты, и организм настраивается на достижение цели. Но вот что мы себе представляем? Некоторые люди, опасаясь неуспеха, этот самый неуспех в себе и носят, постоянно рассказывая подсознанию с помощью картинок, звуков и ощущений, к чему ему надо стремиться: к неуспеху. Вот оно и стремится. И это получается у него очень хорошо.
Цель нужно ставить в положительной формулировке, тем самым давая понять вашему подсознанию, к чему ему нужно вас вести.
2. Зависит ли эта цель только от вас? (Активная позиция.)
Например, если вы хотите «совершить мировую революцию», то эта цель зависит не только от вас. А если собираетесь овладеть приемами самбо, то, скорее всего, это зависит больше от вас, чем от других. Если же получается, что цель зависит не только от вас, то тогда ее стоит разложить на ряд этапов, которые будут подчинены вам. А цели, связанные с другими людьми, стоит продублировать несколькими вариантами их достижения. Как вы узнаете о достижении цели?
Ваша цель должна быть максимально реальна применительно к вашей личности.
3. Как вы узнаете, что получили то, что хотели? (Сенсорная обоснованность.)
Этот пункт перекликается с положением 1. Но главный акцент здесь именно на том, что следует отчетливо представлять себе свою цель (главный акцент положения 1 - позитивная формулировка). Представьте, услышьте, почувствуйте, что вы будете слышать, видеть и чувствовать, когда достигнете своей цели. Вы можете задать себе вопрос: «Как я узнаю, что у меня это уже есть?».
4. Есть ли ситуации, где вы не хотите этого?
Этот вопрос часто вызывает непонимание. Так, вы хотите быть уверенным в какой-то определенной ситуации, например при задержании подозреваемого в совершении правонарушения. Но иногда лучше сомневаться в своей позиции, чтобы более объективно оценить обстановку и тем самым дать себе возможность действовать профессионально, более грамотно. Ваша уверенность в себе, наоборот, помешала бы вам быть гибким в своих действиях.
Задайте себе вопрос: «Если бы я получил желаемый результат немедленно, смогли бы я им воспользоваться?». Будьте внимательны к своему ощущению сомнения, которые начинаются со слов: «Да, но...». Какие соображения это чувство сомнения представляет? Как вы можете изменить свой результат, чтобы принять в расчет эти соображения?
5. А что ты потеряешь, если достигнешь этого? Устраивает ли вас эта потеря? (Экологическая проверка.)
Проверьте последствия, которые возникнут в вашей жизни и взаимоотношениях в том случае, если вы получите свой результат. Вопросы: «Кого еще затронет этот результат?», «Что случится, если я его получу?»
6. В каких ситуациях, в первую очередь, вы хотели бы этого достичь?
(Контекст)
В каких ситуациях вы хотели бы иметь это в первую очередь? Конкретизируйте контекст.
7. Что вам может помочь в достижении этой цели?
Ответьте на вопрос: «В каких ресурсах я нуждаюсь, чтобы достичь моей цели?».
8. Что вам мешает достичь этой цели прямо сейчас?
А почему вы не можете получить это прямо здесь и теперь? Если вам что-то мешает, то вернитесь на первый шаг, рассмотрите то, что мешает, как отрицательную цель, которую вы можете переформулировать в положительную. И пройдитесь по всем 9 вопросам для этой цели. Может быть, ваша цель слишком велика и состоит из множества подцелей. В таком случае каждую цель вы сверяете с этими вопросами. Если результат слишком мал и не мотивирует вас, то спросите себя: «Если я получу этот результат, что мне это даст?».
9. Какой будет первый шаг?
Определите, с чего вы начнете. Подумайте о том, что вы будете активно делать для достижения вашей цели. «Что я буду делать для достижения своего результата?» «Как я могу начать и поддерживать процесс достижения результата?»
6. Упражнения на отработку навыка определения цели.
Упражнение «Цель и ценность»
Участники разбиваются на пары. В парах каждый формулирует свою краткосрочную цель по всем вопросам. Затем первый человек проговаривает свою цель и отвечает на вопросы: зачем, для чего, что это дает. Вопросы задаются до тех пор, пока сотрудник не приходит к пониманию и формулировке внутренней, личностной значимости цели, связанной с развитием способностей, определением внутренней ценности этого. В завершение упражнения проводится общий круг, где каждый делится собственным опытом, полученным в этой работе.
Упражнение «Мечта»
1. Ведущий проводит небольшой релаксационный сеанс, с элементами трансового наведения. Во время сеанса дается установка представить свою мечту во всех деталях, точно и определенно, так, как будто это уже произошло, вообразив, как сотрудник будет выглядеть, что будет слышать, что чувствовать.
2. После выхода из сеанса, ведущий предлагает подумать о тех препятствиях, которые могут помешать осуществить мечту. Этими препятствиями определяются три личных качества человека.
3. Один желающий рассказывает о своей мечте всем присутствующим. Затем из участников тренинга он выбирает трех человек, которые, по его мнению, могут сыграть роль этих качеств.
4. Сотрудник и его «качества» садятся напротив друг друга на расстоянии примерно двух-трех метров. За каждым из них на расстоянии одного метра мелом на полу проводится черта. Задача участника словами, аргументами, вопросами, отодвинуть «качества» за черту. Задача «качеств» - отодвинуть участника за черту.
Терапевтическим эффектом упражнения является победа участника над «качествами».
Упражнение «Кривая жизни»
Па индивидуальном бланке изображены две оси: горизонтальная - «время (годы жизни)», вертикальная - «значимость события» от 0 до 10 баллов. Ось «время» задается самими участниками (по годам или подробнее). На ней в соответствующем месте нужно изобразить в виде столбиков важные события своей жизни: прошлой, настоящей и будущей, а по вертикальной оси - личную значимость каждого события. Синим цветом обозначают события прошлого, красным -настоящего, зеленым - будущего. Нормальная картина предполагает приблизительно одинаковое количество красного, зеленого и синего цвета. Наличие проблем с будущим - указывает либо полное отсутствие зеленого, либо присутствие 1-2 столбиков, не привязанных к определенным годам жизни - «когда-нибудь женюсь», «когда-нибудь умру». Важно отметить, какое место занимает работа в настоящем и будущем молодого сотрудника.
Представляя, моделируя будущее, можно добавить туда переживание успеха из имеющегося опыта таких переживаний.
Упражнение «Иерархия целей»
Еще один способ рассмотреть свою цель - создать некую иерархию, где цели низкого уровня подчинены целям более высокого уровня. Так, все наши цели можно изобразить в виде иерархической пирамиды. Построенная таким образом пирамида наглядно показывает, как формируется жизненная ориентация человека.
Сотрудники могут достроить эту пирамиду или построить свою. Главное дойти до простых, однозначных действий и шагов. Например, расписывая психологическую готовность сотрудник может включить одним из пунктов овладение навыками саморегуляции. Чтобы достичь этой цели необходимо овладеть произвольной релаксацией, приемами мобилизации состояния, навыками работы с болью и т. д.
7. Подведение итогов занятий. Обсуждение впечатлений и переживаний участников.
8. Домашнее задание.
Упражнение «Планирование жизни»
Подумайте и опишите свои представления по категориям:
1. Индивидуальные цели: стиль, образ жизни, желаемый имидж; духовная или философская позиция; самообразование; решения, касающиеся основной работы; уровень физической активности; свободное время, хобби, отдых.
2. Межличностные цели: семья; друзья; личная жизнь; группы, коллективы; степень собственного лидерства.
3. Долгосрочные цели: выбранные цели, которых хотелось бы достичь через 10,20,30 лет; то, что из имеющегося сейчас будет вспоминаться с удовольствием через 10,20,30 лет; важнейшее из самого важного - цели, определяющие смысл вашей жизни.
Психологический метод анализа:
1. Составьте список того, о чем мечтаете, кем и каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Сосредоточьтесь. Не ограничивайте фантазию, сокращайте слова. Если хотите, нарисуйте это.
2. Посмотрите на этот список и определите, о каком будущем идет речь: о ближайшем или отдаленном. В первом случае додумайте перспективу, во втором - распишите ближайшее будущее.
3. Из всего, что написали, выберите четыре самые важные цели на этот год, ответьте на вопрос: «Почему они самые важные?».
4. Список из четырех основных целей протестируйте на соответствие правилам планирования целей. Исправьте, если что-то не так.
5. Теперь определите необходимые ресурсы для достижения этих целей: те, которые есть, и те, которые нужно привлечь (ресурсы - все что угодно из того, что необходимо).
6. Вспомните несколько случаев, когда вы чувствовали, что достигли успеха, и какие ресурсы вы использовали тогда максимально эффективно.
7. Напишите не меньше одной страницы, отвечая на вопрос: «Каким человеком я должен быть, чтобы достичь этих целей?».
8. Теперь напишите о том, что мешает вам сейчас достичь этих целей.
9. Сделайте черновик подробного плана достижения этих целей. Начните с конца (результата) и закончите началом (первым шагом).
10. Запишите имена нескольких людей, которые уже достигали того, чего хотите достичь вы. Что им помогло? Представьте, что каждый из них дает какой-либо совет - запишите эти советы.
11. Опишите или нарисуйте один свой идеальный день.
12. Опишите свое идеальное окружение (место, обстановка, люди и др.).
13. Просматривайте периодически эти записи, вносите изменения, если вы почувствуете в этом необходимость.
На втором этапе работы с сотрудниками милиции основной идеей, на наш взгляд, является идея отношения человека со временем. Именно характер отношения со временем, или компетентность «во времени», - показатель самоактуализирующейся (зрелой) личности. Гармоничные отношения со временем означают две, на первый взгляд, противоположные вещи:
-способность жить настоящим, т. е. переживать настоящий момент во всей его полноте, а не как подготовку к будущему или фатальное следствие прошлого;
- способность ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т. е. видеть жизнь целостной.
Время - величайшая ценность. Последствия неуважительного отношения ко времени, его «разбазаривания»:
- разочарование в себе - ничего не успел, хотя старался и устал;
- снижение уважения со стороны других: обещал, на меня надеялись, слово не сдержал, подвел друзей;
-усталость - следствие стресса и напряжения из-за спешки и др.
1. Для решения задач и достижения цели должны быть установлены строгие временные пределы.
2. Установить приоритеты по таким критериям, как срочность и важность.
+с (С
+в -В
максимальный риск, самый деструктивный
напряжение вариант
-С -С
+В -В
оптимальный
Матрица распределения ресурсов
Параметры анализа:
1. Сколько времени поглощает каждый квадрат.
2. Оценить результат своей работы в каждом квадрате (краткосрочный, долгосрочный, положительный, отрицательный).
3. Определить зону потери ресурсов (в каком квадрате нужно работать, чтобы быстро уставать).
4. Определить зону приобретения ресурсов (в каком квадрате нужно работать, чтобы испытывать удовольствие).
5. Определить, где ваше место на самом деле.
Кроме того, возможными упражнениями могут быть: исследование своего способа восприж ия времени, изменение своей временной линии и т. д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакштанскчи В. Л. Жданов О. II. 10 000 дней менеджмента жизни. - М., 2001.
2. Вересов Н. //. Психология управления. Москва-Воронеж, 2001.
3 .Дункан У. Дж. Основополагающие идеи в менеджменте.-М„ 1996.
4. Камеру н-Бендлер Л. HJIII и семейной терапии. М., 2000.
5. Ли Дэвид. Практика г руппового тренинга. - СПб., 2001.
6. CoKo.iuHChini В. М. Психологические основы экономики. -М„ 1999.
7. Туманов В. Д. Психология готовности сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях. -Домодедово, 1994.