Научная статья на тему 'Опыт тренинговой работы в ходе первоначальной подготовки в Учебном центре'

Опыт тренинговой работы в ходе первоначальной подготовки в Учебном центре Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
247
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт тренинговой работы в ходе первоначальной подготовки в Учебном центре»

заставляет его заниматься не психологическим сопровождением, а социальной и воспитательной работой, осуществляемой сотрудником с психологическим образованием. К сожалению, немногие в подразделениях, кроме самих психологов, понимают это. Решение этой проблемы во многом зависит от самого психолога, его компетенции и принципиальности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев //. В.. Хохлова И. Г. и др. Методы диагностики и развития психологического потенциала руководителей органов внутренних дел: Учебно-мстодическос пособие, - М., 1996.

2. Безносов С. П. Профессиональные деформации личности: подходы, концепции, метод: Авторсф. дис... д-ра психол. наук. -СПб., 1997.

3. Битянова //. Р., Копылова Г. К. О модели деятельности практического психолога в ОВД// Психопсдагогика в правоохранительных органах. - 1997. - № 2.

4. Борисова С. Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты: Авторсф. дис... канд. психол. наук. - М., 1998.

5. Буданов А. В. Работа с сотрудниками органов внутренних дел по профилактике профессиональной деформации: Практическое пособие. - М., 1992.

6. Горбач Н. А., Матросов В. А., Ткаченко В. С. Особенности профессиональной адаптации молодых сотрудников к службе в ОВД // Психопсдагогика в правоохранительных органах. — 1998. - № 2.

7. Качалов В. Ю. Исследование форм и причин девиантного поведения сотрудников ОВД. - Казань, 2002.

8. Марьин М. П., Петров В. Е., Касперович Ю. Г., Поздняков В. М., Котенев И. О. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: Методическое пособие. - М., 2003.

9. Михайлова В. К., Караваев А. Ф. Организация работы с сотрудниками, включенными в группы риска // Пснхопсдагоги-ка в правоохранительных органах. - 2000. - № 2.

10. Фомин Н. С., Панкин А. И. Деятельность практических психологов по профилактике предкримннального поведения сотрудников ОВД// Психопсдагогика в правоохранительных органах. - 2001. - № 2.

ОПЫТ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ В ХОДЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ

С. Н. Алешина, психолог-инспектор ОПР ООВР УК УВД Томской области

Профессиональное становление молодых сотрудников начинается с момента первоначальной подготовки в Учебном центре (УЦ). Задача слушателей УЦ не только приобрести профессиональные знания, умения и навыки, необходимые для выполнения служебных задач, но и принять новую для себя социальную роль сотрудника органов внутренних дел. Адаптация молодых сотрудников, начиная с обучения в УЦ, является важным этапом в ходе их профессионального становления и личностного развития.

Однако с первых дней службы в УЦ слушатели сталкиваются со следующими особенностями учебно-служебной деятельности:

-строгая регламентация жизни (новые условия быта, ииая культурная среда, новый режим работы и свободного времени и т. д.);

-учебная деятельность совмещается со службой в нарядах, дежурствами по охране общественного порядка, строится на принципе строгой отчетности за каждое занятие, в том числе за пропущенные, что требует от слушателя повышен-

ной физической и эмоциональной выносливости, стрессоус-тойчивости, умения организовать свою работу, концентрировать свои усилия и внимание на главном;

- учебный процесс, как и вся деятельность слушателя, требует соблюдения определенной этики поведения, субординации, часто требует приспособления к стилю и требованиям начальника. Это заставляет слушателя перестраивать привычную систему общения, учит сдержанному, корректному поведению;

- в УЦ преобладает групповая учебная работа как на плановых занят иях, так и в часы самоподготовки, что требует умения работать в коллективе, группе;

- кроме адаптации к условиям службы необходимо адаптироваться к психологическому климату коллектива, его правилам, нормам и традициям (определить свое место и роль в нем).

Указанные особенности учебно-служебной деятельности являются стрессовыми факторами, осложняющими усвоение учебного материала молодыми сотрудниками ОВД на начальном этапе обучения. С другой стороны, первоначальная подготовка сотрудников позволяет не только психологу УЦ, но и самим слушателям понять, насколько они готовы в условиях повышенной сложности, напряженности выполнять возложенные на них служебные задачи. Социальная адаптация в значительной степени проходит опосредованно, через приспособление к групповым нормам поведения, выработку качеств, поощряемых окружением. Групповое влияние выступает важным побудительным элементом адаптации к новым условиям учебной и служебной деятельности. Нарушение адаптации в коллективе может негативно воздействовать на отношение молодого сотрудника к обучению и выбранной профессии в целом, затруднить освоение специальности, ослабить положительную мотивацию на обучение и службу в ОВД.

Помощь психолога в процессе адаптации молодого сотрудника служит профилактике возникновения острых или затяжных конфликтов с одногруппниками и командно-преподавательским составом, способствует успешному обучению, позволяет быстрее пройти профессиональное становление, приобрести большую самостоятельность и уверенно совершенствоваться в избранной профессии. Направление активности, эмоций молодого сотрудника в конструктивное русло снижает возможность ошибок, неудовлетворенности, разочарований, связанных с первыми шагами службы, что создает объективные предпосылки для сокращения разного рода антисоциальных явлений и ведет к сокращению текучести личного состава, повышает эффективность отбора и подготовки кадров для служб ОВД в целом.

Психологическое сопровождение процесса адаптации слушателей осуществляет психолог УЦ, руководствуясь в своей работе «Программой организации психологического обеспечения процесса первоначальной подготовки слушателей в Учебном центре при УВД Томской области». Согласно этой программе в обязанности психолога УЦ входит:

- психологическое сопровождение и оценка процесса адаптации слушателей к условиям учебно-воспитательного процесса и службы, разработка соответствующих рекомендаций для начальника курса и куратора взвода;

- выявление социально-психологических причин неуспеваемости, нарушений дисциплины и правонарушений среди слушателей, снижения мотивации слушателей к обучению и службе;

- разработка и проведение тренинговых занятий со слушателями с привлечением психологов подразделений. Психологическая диагностика (наблюдение) в процессе тренингов.

Во исполнение указанной выше программы, а также учитывая большое количество слушателей, обучающихся в УЦ (ежемесячно набирается три новых взвода), целесообразной представляется групповая работа по ускорению процесса адаптации слушателей в форме тренинга. Кроме адаптационного тренинга со слушателями проводятся тренинги, направленные на формирование коммуникативных навыков, дополнительные

тренинги, направленные на сплочение группы, формирование навыков неагрессивного поведения в конфликте, а также на формирование мотивации к успешной профессиональной деятельности. Этот перечень можно продолжать.

11еобходимость проведения тренинга йотой или иной тематике определяется психологом совместно с куратором взвода. В данной статье предста&лен тренинг, который проводится психологом со слушателями каждого взвода. По результатам проведения адаптационного тренинга психологом определяется необходимость проведения дополнительных тренинговых занятий со взводом; начальнику курса и куратору взвода даются рекомендации о наиболее подходящих кандидатурах на должность командира взвода, а также рекомендации о методах более эффективной работы с конкретным учебным взводом, учитывая личностные особенности слушателей.

Важно отметить, что, познакомившись с психологом УЦ в процессе тренинговой работы, в дальнейшем слушатели не боятся обращаться к психологу за помощью, в том числе в разрешении конфликтных ситуаций.

Поскольку в успешной адаптации молодых сотрудников заинтересован не только психолог УЦ, но и психологи подразделений, то в разработке и проведении тренингов привлекаются психологи подразделений ОВД. Данный адаптационный тренинг для слушателей УЦ разработан совместно с психологом ОБППСМ при УВД А. Ю. Мерзликиной.

Тренинг служит нескольким основным целям.

1. Ускорить процесс знакомства членов групп между собой.

Практика показывает, что недельное пребывание в одной

аудитории или даже совместное выполнение какого-либо задания не позволяет членам группы запомнить имена, фамилии друг друга, узнать интересы и увлечения. В процессе тренинга слушатели не только запоминают имена других людей, но и знакомятся с краткой биографией друг друга, увлечениями, хобби. Кроме того, наблюдая за окружающими, слушатели группы делают для себя определенные выводы относительно характера окружающих. Это позволяет им сблизиться, найти близких людей.

2. Ускорить процесс формирования структуры группы.

В процессе тренинга, выполняя определенные упражнения, слушатели группы имеют возможность проявить себя, в частности свои претензии на лидерство, оригинальность либо отстраненную, пассивную позицию в группе. Каждый из них занимает свое место в структуре группы и начинает играть определенную роль.

3. Сплотить группу.

В ходе тренинговой работы у слушателей вырабатывается «чувство локтя», ощущение доверия друг к другу и возможности поддержки со стороны окружающих людей. Кроме того, в процессе совместной деятельности они учатся вместе принимать решения, прислушиваться друг к другу.

4. Понизить уровень ситуативной тревожности слушателей.

Первое время пребывания в Учебном центре вызывает у слушателей повышение ситуативной тревожности. Это связано с необходимостью их адаптации к новым условиям, людям. Адаптационный тренинг позволяет понизить уровень тревожности, ускоряя процессы адаптации.

5. В процессе тренинга психолог группы получает возможность познакомиться с членами группы; изучить их коммуникативные, личностные и познавательные особенности; исследовать их мотивацию к обучению в УЦ и работе в милиции.

План и анализ занятия

/. Знакомство

Ведущий начинает знакомство с того, что представляется участникам, называя фамилию, имя, отчество, звание, стаж, место работы и т. д., на его усмотрение. Представившись таким образом, ведущий сообщает о цели прихода. Делается это примерно таким образом: «Я провожу это занятие для того, чтобы познакомиться с вами, чтобы вы познакомились

друг с другом, а также для того, чтобы вы познакомились со мной и в дальнейшем не боялись обращаться ко мне за помощью, при возникновении конфликтных ситуаций и г. д.». Сообщение о цели прихода позволяет снизить ситуативную тревожность группы, связанную с наличием опасений у участников. Наиболее часто встречающимися являются следующие опасения в отношении психолога:

- «Психолог пришел, чтобы что-то выведать о нас»;

- «Раз к нам пришел психолог, значит, у нас что-то не так».

Далее ведущий сообщает организационные моменты: длительность тренинга, наличие и время перерывов. Предлагаемый тренинг рассчитан на три часа работы. Для большинства участников тренинговая форма рабогы является незнакомой и непривычной. Для того чтобы выяснить это, можно задат ь следующие вопросы:

Что такое тренинг?

Участвовал ли кто-то из вас в тренингах?

Как вы думаете, почему мы сидим в кругу? (лучше видеть, слышать друг друга, без преград)

Тренинговая форма работы предполагает свои правила, которые помогут участникам общаться в комфортной и безопасной обстановке. Ведущий знакомит коллектив с правилами работы в группе:

- обращение на «ты» в группе;

- право говорить или молчать о чем-то своем;

- конфиденциальность. Не выносить обсуждаемые проблемы за пределы группы;

- высказываться от первого лица.

Задача ведущего, в том числе с помощью правил, создать условия для активной и продуктивной работы каждого участника над собой. Тренер только помогает, всю основную работу над собой осуществляет сам участник.

Далее можно продолжить знакомство следующей фразой: «Я вам представилась и теперь хочу познакомиться с вами». Каждому предлагается по очереди назвать свое имя, озвучить свои ожидания от тренинга, а также подумать и рассказать о том, что человек больше всего в себе любит. Это могут быть какие-то параметры внешности, качества личности, умения и т. д. Можно предложить участникам назвать жизненный девиз, строчку из песни, которая соответствует настроению в данный момент, погоду в душе и др.

2. Упражнение «Приветствие»

Ведущий объявляет о том, что сегодня приветствие будет не совсем обычным и предлагает участниками поздороваться с как можно большим количеством людей (желательно со всеми) сначала за руку, потом плечами, спинами, коленками и т. д. Это упражнение позволяет участникам подвигаться, размяться, повышает энергетику группы. Использование телесного контакта в игровой форме позволяет ускорить процесс знакомства.

3. Упражнение «Автопортрет»

Инструкция. На отдельном листке каждому участнику

предлагается нарисовать себя. Нарисовать себя можно не только в виде человека, но и в любом другом образе (дерево, растение, животное, цвет, абстракция и т. д.). Участники садятся отдельно друг от друга, для того чтобы не советоваться и не подглядывать в другие рисунки. По мере готовности все рисунки сдаются ведущему.

Структура упражнения. Далее ведущий говорит: «А сейчас посмотрим, насколько вы хороню узнали друг друга за то время, что учитесь вместе». Ведущий показывает все рисунки по очереди, а участники угадывают, чей это автопортрет. После того как все рисунки угаданы, их раздают авторам, и ведущий предлагает участникам «сделать фотографию группы» с помощью этих рисунков, прикрепив их на доске скотчем. Ведущий предлагает участникам обратить внимание па то, с какими рисунками рядом каждый участник расположил свой рисунок. Можно спросить: «Комфортно ли для вас это соседство? На самом ли деле вы чаще всего общаетесь с теми людь-

ми, чьи рисунки находятся рядом с вашим?». Если всех устраивает выбранное место и соседство, ведущий может предложить участникам определить атмосферу в этом коллективе.

Упражнение вызывает большую заинтересованность участников и проходит оживленно. В этом упражнении участники получают возможность с юмором посмотреть друг па друга, что снижает ситуативную тревожность в группе. Далее, если ведущему позволяет время, он может предложить группе более глубокое упражнение на знакомство и формирование навыка рефлексии - упражнение «Черный ящик».

4. Упражнение «Черный ящик»

Необходимый материал. Непрозрачный и вместительный мешок, платок, чтобы завязывать глаза, и много разных игрушек: пластмассовых, керамических, деревянных, мягких, стеклянных, гладких и колючих, вязаных... - разной структуры, размера, формы и цвета.

Структура упражнения. Ведущий вносит мешок с игрушками и предлагает каждому участнику (с завязанными глазами) выбрать в мешке игрушку, наиболее приятную на ощупь. Когда участник достает игрушку, ему предлагается также с закрытыми глазами, иаощупь определить, что это может быть (кот, собака, заяц, машина, змея и т. д.) и какого эта игрушка цвета. После чего участник открывает глаза и осматривает игрушку, а ведущий подходит к следующему человеку. У каждого участника в результате оказывается в руках по игрушке.

Ведущий напоминает о том, что всем была дана одинаковая инструкция, но каждый вытащил из мешка «свою игрушку». Предлагает каждому подумать и поделиться, почему человек выбрал именно эту игрушку, чем она привлекла и определить, чем эта игрушка похожа на «хозяина». Как правило. выбор не бывает случайным! Если сам участник затрудняется определить сходство, то ведущий может предложить воспользоваться подсказками группы. При этом нужно обязательно сказать, что все предположения, которые услышит человек, он может как принимать, так и не принимать.

В конце упражнения игрушки возвращаются ведущему.

Несмотря на игровую форму проведения, упражнения «Автопортрет» и «Черный ящик» являются достаточно рефлексивными, поэтому между ними целесообразно провести одно из подвижных упражнений, например упражнение «Поменяйтесь местами те, кто...».

5. Упражнение «Поменяйтесьместами те, кто...»

Инструкция. Ведущий предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак ои называет. Например, «поменяйтесь местами те, кго в черной обуви». Ведущий в это время стремится занять одно из освобождающихся мест; тот, кго остался без стула, продолжает игру.

Примечание. Ведущий может подсказывать, если участник затрудняется, поясняя, что чем более распространена особенность, тем больше шансов занять место. Заканчивать игру следует ведущему, он специально остается без стула, в заключение предлагает поменяться местами с тем, у кого хорошее настроение. Как правило, местами меняются практически все.

6. Упражнение «Королевство»

Упражнение направлено на выявление ролевого поведения участников, формирование навыков взаимодействия в группе, принятие групповых решений в ситуации дефицита времени, диагностику самооценки, способа поведения в конфликте, диагностику локус-коитроля.

Структура упражнения. Ведущий вызывает 5 добровольцев и сообщает группе о том, что эти 5 человек являются «судьями» или «правительством в королевстве», которое сами «организовали». В это королевство хотят попасть многие желающие. Судьи могут принять или не принять в свое королевство желающих, в зависимости оттого, понравятся ли они судьям, будут ли полезны. Судьи садятся вместе. Остальной части группы дается инструкция: «Вам очень хочется попасть в это королевс тво, вы об этом мечтали с детства. В этом ко-

ролевстве находится все, что вы хотите. Его можно сравнить с “раем”, “местом под солнцем”. Для того чтобы туда попасть, вам нужно выйти к судьям и что-то о себе рассказать, постараться заинтересовать собой судей. Попасть или не попасть в королевство вы можете за 10-15 минут». Далее в течение указанного времени ведущий наблюдает за ходом событий.

Вопросы для рефлексии:

- Попал ли ты в королевство?

- Почему решил идти или нс идти в королевство?

- Легко ли было это сделать?

- Почему ты не попал в королевство, что помешало?

- Доволен ли ты результатом, той ролью, которую тебе отвели в королевстве?

- Похоже ли эго на то, как ты поступаешь в жизни?

Обычно это упражнение провоцирует конфликт в группе. Этот конфликт может актуализироваться и во время рефлексии. Задача психолога в том, чтобы помогать участникам с уважением относиться к позиции и мнению друг друга, даже если оно сильно отличается от их собственного. Данное упражнение не направлено на сплочение. Поэтому если часть группы не попала в королевство, это нормально. Важно помочь участникам осознать мотивы своего выбора и принять ответственность за выбор. После выполнения этого достаточно конфликтного и сложного для группы упражнения необходимо продолжить работу, используя упражнения, повышающие уровень сплоченности коллектива.

7. Упражнение «Мяч на время»

Участникам предлагается перебросить друг другу мяч таким образом, чтобы он побывал в руках у каждого только один раз, при этом в первый раз надо называть имя того, кому участник бросает мяч. Второй раз предлагается перебросить мяч по той же траектории, по уже молча. А затем, начиная фиксировать время прохождения мяча по той же траектории, все участники включаются в выработку способа передачи мяча за минимально короткое время. Ведущий может стимулировать группу к выработке своего способа быстрой передачи мяча, но подсказывать способ не может!

Если ведущему позволяет время, то рекомендуется провести дополнительное упражнение «Башня», также направленное на сплочение коллектива.

8. Упражнение «Башня»

Необходимый материал. Газеты, скотч или клей, ножницы, фломастеры.

Структура упражнения. Если группа более 15 человек, то ведущий делит всех на 2-3 подгруппы. Далее ведущий назначает или предлагает самим участниками выбрать следующие роли: завхоза (получает у ведущего необходимый реквизит и по окончании упражнения возвращает), лидера (лидер будет представлять работу группы), хранителя времени (следит за тем, чтобы группа выполнила упражнение за указанное ведущим время). Из предложенных газет и скотча в течение 15 минут группе нужно построить башню и придумать ей название.

Вопросы для рефлексии:

- Кто предложил идею башни?

- Все ли принимали активное участие?

- Был ли лидер в группе?

- Довольны ли вы результатом?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После каждого представления строителей награждают аплодисментами. После завершения упражнения ведущий может поздравить группу с тем, что теперь «в вашем королевстве есть свой дом».

Завершается занятие упражнением «Хорошо - плохо», что позволит ведущему получить обратную связь от участников тренинга.

9. Упражнение «Хорошо - плохо»

Ведущий предлагает каждому сказать две фразы о своем впечатлении от тренинга. Одна фраза со словами: «...и это хорошо», а другая - «...и это плохо». Например: «Я познакомился с новыми людьми, и это хорошо, мы сейчас должны расстаться, и это плохо».

За 2005 г. было проведено 10 адаптационных тренингов со слушателями УЦ, в которых участвовали 197 человек. Все слушатели приходили на тренинг в различном психоэмоциональном состоянии, которое колебалось от готовности к сотрудничеству до явного сопротивления и неприя тия происходящего.

После тренинга слушатели отмечали его полезность и лично для каждого участника, и для группы в целом. Он помог участникам познакомиться как друг с другом, так и с командиром; дал участникам возможность почувствовать поддержку, доверие и сплоченность коллектива. Командиры отмечали пользу этого тренинга еще и в том, что занятие помогло им ие только познакомиться со своим взводом, но и увидеть некоторые «таланты» одногруппников (умение петь, играть на музыкальных инструментах, рисовать и т. д.), которые могут пригодиться в дальнейшем процессе обучения и организации досуга в коллективе взвода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евтихов О. Практика психологического тренинга. - СПб., 2004.

2. Марьин М. И., Солдатова И. Ф., Петров В. Е., Орлова И. Ю. Психологическое обеспечение работы с сотрудниками ОВД, требующими повышенного психологического внимания. -Барнаул, 2004.

3. Методическое пособие по адаптации для лиц, поступивших на службу в ОВД. УК ОПР ООВР №13/1654 от 19 июля 2005 г.

4. Психопедагогика в правоохранительных органах. -2001. - № 2 (16); 2002. - № 2 (18); 2003. - № 1 (19).

5. Учебно-методическое пособие по проведению адаптационного тренинга с вновь сформированными группами. - Иркутск: УЦ УВД Иркутской области, 2002.

МОТИВАЦИЯ КАНДИДАТОВ НА СЛУЖБУ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

П. В. Кузнецова, психолог ОВО при ЦОМ УВД г. Йошкар-Ола Республика Марий Эл

При обращении в отдел вневедомственной охраны (ОВО) молодой человек, желающий устроиться на службу, проходит несколько этапов собеседования. На первичном этапе с кандидатом на службу проводят беседу командир батальона милиции отдела вневедомственной охраны и командир роты, в которой предположительно будет служить претендент. Целью их беседы является: знакомство с человеком, который может в дальнейшем оказаться в их подчинении. Дальнейшее собеседование проводит психолог отдела. Основной целью первичной беседы психолога с кандидатом является предварительная оценка-прогноз деловых и психологических качеств кандидатов. На основании результатов, полученных при первой встрече, обычно принимается решение о целесообразности прохождения кандидатом последующих этапов профотбора: знакомство с кадровым работником, направление на военио-врачебную комиссию и в центр психодиагностики, написание анкеты.

Другая цель, которая может быть реализована во время первичной беседы, - это формирование у кандидата мотивации к будущей профессиональной деятельности. Даже если по каким-либо причинам лица, пришедшие на собеседование, не будут работать в ОВО, контакт с представителем кадрового аппарата должен способствовать формированию уважительного отношения к подразделению и системе МВД в целом.

Первичная беседа психолога с кандидатом, поступающим на службу в ОВО, включает в себя несколько разделов:

Знакомство. Установление контакта.

Занимает 3-5 минут, tío время знакомства указываются продолжительность и общий план беседы, перечисляются основные вопросы, которые будут затронуты. Определяются цели дальнейшей работы и возможный результат собеседования. На этом этапе необходимо получить необходимые биографические сведения о будущем сотруднике, составить первичное впечатление о нем. От умения психолога создать дружескую неформальную атмосферу зависит уровень откровенности и открытости, который позволит себе кандидат.

Процедура тестирования.

Занимает 15-20 минут. В зависимости от предполагаемой деятельности и выявленных во время знакомства особенностей кандидата предлагаются различные методики. В обязательном порядке для заполнения выдается анкета, разработанная психологами (прил.). Данная методика направлена на выявление мотивации, формирование представлений о службе, заставляет кандидата задуматься о причинах выбора профессии, еще раз оценить свои потребности и возможности. В некоторых случаях заполнение анкеты наводило кандидата на мысль о неправильном выборе подразделения или работы в целом. Другие предлагаемые методики направлены на более глубокое изучение психологических особенностей. Здесь предлагаются различные рисуночные тесты, методики на агрессивность, тревожность, фрустрацию. Но выбор методик зависит от психолога, его мнения о кандидате.

Проведение собеседования по результатам тестирования.

Занимает 15-20 минут. На этом этапе, в первую очередь, идет обсуждение написанной анкеты. В случае необходимости психолог просит устно объяснить спорные моменты или не совсем понятные предложения и мысли, выраженные письменно. Также проводится анализ социально-демографических, образовательных, деловых и психологических качеств кандидата. Собеседование строится на материале уточняющих вопросов и ответов. Необходимо уточнить все интересующие моменты, чтобы при составлении заключения у психолога сложился как можно более полный психологический портрет человека.

Ответы на вопросы кандидата.

Занимают 5-10 минут. Психолог предлагает'кандидату задать интересующие его вопросы и старается наиболее полно на них ответить, но вопросы должны касаться предполагаемой деятельности или дальнейшей процедуры трудоустройства.

Это позволяет получить информацию об иерархии мотивов и потребностей кандидата. То, о чем он спрашивает в первую очередь, субъективно наиболее важно. Отсутствие вопросов в ответ на предложение задать их может свидетельствовать о пониженном уровне активности либо отсутствии интереса к будущей профессиональной деятельности. Незначительные, второстепенные вопросы говорят о неумении кандидата выделять главное (это может быть следствием нарушения интеллектуальной производительности в ситуации стресса, которой является собеседование) либо низком интеллектуальном уровне.

Завершение собеседования.

Занимает 3-5 минут, во время которых психолог дает кандидату информацию о дальнейших этапах профотбора (медицинская комиссия, специальная проверка и др.), дает направление в соответствующие медицинские учреждения ОВД.

Первичное собеседование с психологом занимает примерно 60 минут, хотя оно может длиться несколько дольше. В заключение психологу рекомендуется сообщить кандидату о впечатлении от беседы, возможных перспективах и поблагодарить за интерес к службе в ОВО. По завершении процедуры обследования кандидата психолог составляет заключение для работника кадрового аппарата и рекомендации для будущего командира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.