Научная статья на тему 'Работа психолога с сотрудниками, нуждающимися в повышенном внимании'

Работа психолога с сотрудниками, нуждающимися в повышенном внимании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9132
409
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа психолога с сотрудниками, нуждающимися в повышенном внимании»

Практическая пспхопогпя: опыт, пшроВ^ш&мы

РАБОТА ПСИХОЛОГА С СОТРУДНИКАМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В ПОВЫШЕННОМ ВНИМАНИИ

И. Ф. Солдатова, начальник отделения психологического обеспечения Барнаульский юридический институт МВД России

В актуальности психологического сопровождения профессиональной деятельности определенной части сотрудников ОВД сегодня сомневаться не приходится. Анализ методической литературы, нормативных правовых актов и документов МВД России, регламентирующих порядок психологического сопровождения, свидетельствует об отсутствии единого подхода в организации этой работы.

Представляется целесообразным выделить сотрудников подразделения, требующих особого психологического сопровождения, в так называемые группы повышенного психоло-го-педагогического внимания (ГГ1В). Следует иметь в виду, что создание подобных групп не самоцель деятельности, а инструмент организации эффективной работы психологов с данной категорией сотрудников. Определяющим в этой работе должно стать слово «нуждающийся», психолог ОВД должен стать нужным для конкретного сотрудника человеком.

Принятая в МВД детализация неблагоприятных для служебной деятельности факторов путем выставления маркеров риска по степени их выраженности и вероятности влияния на успешность профессиональной деятельности позволяет разработать классификацию лиц, подлежащих наблюдению со стороны психолога. При этом категорирование определяет не только основания включения сотрудников в ГГ1В, но и основные направления психологической работы с ними (табл.).

Все лица, нуждающиеся в повышенном внимании со стороны психолога, могут быть разделены на стажеров и сотрудников. Выделение стажеров в отдельную группу обусловлено особой важностью этапа профессионального становления молодого сотрудника. От того, насколько удачно пройдет начальный период адаптации человека в новых для него социально-профессиональных условиях, зависит его дальнейшая успешность. Именно в этом периоде у принимаемого на службу сотрудника формируется социально-психологичес-кая основа, обеспечивающая успешность его последующего профессионального роста и профессиональной карьеры. Психолог должен использовать это, чтобы уменьшить вероятность дальнейшего попадания стажера в ГПВ для сотрудников.

По результатам профотбора в ЦГ1Д стажеров можно разделить на две группы: не отнесенные к группе риска; отнесенные к группе риска.

Среди сотрудников, нуждающихся в повышенном внимании со стороны психологов ОВД, представляется целесообразным выделить следующие категории:

1. Лица, не входящие в группу риска по данным профотбора в ЦПД, но проявляющие признаки дезадаптации, из чис-

ла: впервые принятых на службу; сотрудников, переведенных из других подразделений; выпускников образовательных учреждений МВД России.

2. Зачисленные в резерв кадров на выдвижение, назначенные на руководящие должности.

3. Пережившие ситуацию критического инцидента.

4. Отнесенные к группе риска по результатам профотбора в ЦПД.

5. Склонные к девиантному поведению.

6. Сотрудники с психоэмоциональной неустойчивостью и психосоматическими расстройствами.

7. Отнесенные к группе риска по результатам профилактических осмотров (целевых и собственно профилактических) В ЦПД.

Выделение профилактических групп наблюдения (1; 2) позволит психологу активно влиять на вероятность пополнения сотрудниками групп риска в процессе службы. Поскольку профессиональное становление и формирование молодого специалиста ОВД, адаптация к служебной деятельности, моделирование нормативного поведения не протекают без сложностей и противоречий, а современные условия деятельности органов внутренних дел отводят молодым сотрудникам для профессиональной адаптации незначительное время, это заставляет максимально эффективно использовать весь потенциал личности и адаптивных возможностей индивида. Психолог подразделения, в котором служит молодой сотрудник, может и должен ему в этом помочь. Объектом повышенного психолого-педагогического внимания должны быть молодые сотрудники, не имеющие маркеров риска по данным ЦПД, но испытывающие затруднения в адаптации к служебной деятельности.

Зачисление сотрудников в резерв кадров на выдвижение традиционно осуществляется на основе реальных показателей служебной деятельности, наличия соответствующего образования и возрастной перспективы. Однако известно, что хороший специалист-исполнитель далеко не всегда становится успешным руководителем. Сменяемость руководящего звена ОВД часто является следствием недостаточно глубокого изучения индивидуально-психологических особенностей будущих руководителей, их склонностей к управленческой деятельности и наличия соответствующей мотивации. Хорошо, если такой руководитель хотя бы не успеет навредить порученному делу! Оставлять без внимания психолога такой важный уровень организации деятельности коллектива и формирования социально-психологического климата в подразделении нельзя. Все это обусловливает выделение такой группы профилактического наблюдения, как «резерв кадров на выдвижение, молодые руководители».

Выделение в отдельную группу сотрудников, переживших ситуацию критического инцидента (в большинстве Ьлу-чаев это участники боевых действий или лица, подвергшиеся воздействию экстремальных факторов), обусловлено актуальностью их социально-профессиональной адаптации. Достаточно отметить, что среди сотрудников ОВД, покончивших жизнь самоубийством в 2003 г., доля сотрудников, ранее вы-

Категории лиц, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании

Группы наблюдения Код группы Категории сотрудников, подлежащих наблюдению со стороны психолога Примерные сроки наблюдения

А. Стажеры А 1 Отнесенные к группе риска по данным профотбора в ЦПД 6 месяцев

А2 Рекомендованные по результатам профотбора в ЦПД 3-6 месяцев

В. Сотрудники В1 Не отнесенные к группе риска по данным ЦПД, но имеющие маркеры риска по результатам изучения психологом ОВД, из числа: - лиц, впервые принятых на службу; - лиц, переведенных из других подразделений; - выпускников образовательных учреждений МВД России 1 год

32 Включенные в резерв на выдвижение; назначенные на руководящую должность: имеющие маркеры, не позволяющие однозначно прогнозировать успешность профессиональной деятельности 3 месяца

ВЗ Пережившие ситуацию критического инцидента От 3 месяцев до 3 лет (в зависимости от событий)

В4 Имеющие группу риска по данным профотбора в ЦПД 1 -3 года

В5 Склонные к девиантному поведению 1 год

В6 Имеющие психосоматические, нервно-психические расстройства В течение срока службы

В7 Имеющие группу риска по результатам профосмотров в ЦПД 1 год

полнявших служебно-боевые задачи в зонах вооруженных конфликтов, составила около 20%. В этой группе могут встречаться сотрудники с пограничными формами расстройств психического здоровья, девиантным или деструктивным поведением, у них возможно наличие маркеров риска по данным ЦПД, все это, вероятно, и будет последствиями перенесенного критического инцидента.

Остальные группы динамического наблюдения выделены по убыванию важности «отягощающих» обстоятельств. Каждая предыдущая группа может иметь критериальные признаки последующей, нижестоящая группа выставляется при отсутствии признаков предыдущей.

Как известно, группа риска по результатам профотбора в ЦПД выставляется по вполне определенным маркерам, приведенным в методических указаниях ГУК МВД России и МУ СТ МВД России от 20 мая 1999 г. «Факторы “группы риска” и профессиональная пригодность кандидатов, поступающих на службу в органы внутренних дел и учебу в образовательные учреждения системы МВД России».

Проявлением «риска» могут быть девиантное поведение, нервно-психические, психосоматические расстройства, нарушения психофизиологических свойств организма. В то же время девиантное поведение может быть и у лиц, не включенных в группу риска при профотборе в ЦПД. В практике психологического сопровождения сотрудников встречаются случаи психосоматики и психоэмоциональной неустойчивости у лиц, не отмеченных группой риска в заключениях ЦПД. Тем не менее адаптация таких сотрудников в определенных условиях весьма проблематична, и они нуждаются в дополнительном психолого-педагогическом внимании.

Выделение категорий лиц, включенных в группу риска по результатам периодических профилактических осмотров в ЦПД, целесообразно в силу того, что снижение функциональных резервов ранее здорового организма, особенно сердечно-сосудистой системы, является признаком-маркером неблагополучия адаптационных процессов человека.

Особого внимания психолога заслуживают сотрудники подразделения, склонные к депрессивным реакциям, чье настроение неустойчиво, небольшие трудности воспринимаются ими трагично, приводят к возникновению чувства безысходности. Данные сотрудники, возможно, относящиеся к разным группам психологического сопровождения, составляют в подразделении группу суицидального риска.

Такой сотрудник в сложный жизненный период, когда возникают конфликтные ситуации в семье, на службе или в личной жизни, должен находиться под непрерывным вниманием руководителя ОВД, психолога, коллег, близких ему людей. Нельзя оставлять его «один на один» со своими проблемами, нужно дать ему возможность выговориться, «поплакаться в жилетку». Склонный к депрессивным реакциям сотрудник должен своевременно получить квалифицированную помощь психолога или психиатра. Однако он зачастую не хочет ее получить. Безусловно, человек может распорядиться своей жизнью, но как сотрудник ОВД он не имеет права на такой поступок.

В случае выявления суицидальных намерений сотрудника психолог должен предпринять попытку провести его психологическое консультирование, предложить специализированную медицинскую помощь. Если сотрудник не поддается психокоррекции и остаются опасения его намерений, психолог должен сообщить об этом руководителю ОВД. На какой уровень руководства выходить с этим сообщением, решать придется самому психологу, исходя из личностных особенностей руководителей, их отношения к сотруднику, уровня их авторитета для сотрудника.

Конечно, психолог как специалист должен соблюдать принципы конфиденциальности и гуманизма, но как сотрудник органов внутренних дел, не сумевший решить такого вопроса на своем уровне (цена вопроса - жизнь сотрудника), должен поставить в известность руководство ОВД. В дальнейшем целесообразно совместно с руководителем осущест&чять психологическое сопровождение этой ситуации, обеспечивая максимум конфиденциальности и тактичности.

Следует еще раз отметить, что группа повышенного психологического внимания - понятие динамичное. В процессе службы при успешной адаптации, разрешении служебных, социальных, личностных проблем, изменении состояния здоровья, личностного роста сотрудников необходимость в интенсивном психологическом сопровождении снижается до обычных взаимоотношений психолога и сотрудника ОВД.

Работа психолога не терпит формализма и однозначности. Часто встречающийся на практике подход к оценке эф-фекгивности психологического сопровождения с позиций организационно-педагогического уровня управления воспитательной системой (запланировал - провел - доложил) обрекает психолога на роль «бездельника» в глазах руководства или

заставляет его заниматься не психологическим сопровождением, а социальной и воспитательной работой, осуществляемой сотрудником с психологическим образованием. К сожалению, немногие в подразделениях, кроме самих психологов, понимают это. Решение этой проблемы во многом зависит от самого психолога, его компетенции и принципиальности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев //. В.. Хохлова И. Г. и др. Методы диагностики и развития психологического потенциала руководителей органов внутренних дел: Учебно-методическое пособие, - М., 1996.

2. Безносов С. П. Профессиональные деформации личности: подходы, концепции, метод: Авторсф. дис... д-ра психол. наук. -СПб., 1997.

3. Бчтянова //. Р., Копылова Г. К. О модели деятельности практического психолога в ОВД// Психопсдагогика в правоохранительных органах. - 1997. - № 2.

4. Борисова С. Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и се личностные детерминанты: Авторсф. дис... канд. психол. наук. - М., 1998.

5. Буданов А. В. Работа с сотрудниками органов внутренних дел по профилактике профессиональной деформации: Практическое пособие. - М., 1992.

6. Горбач Н. А., Матросов В. А., Ткаченко В. С. Особенности профессиональной адаптации молодых сотрудников к службе в ОВД // Психопсдагогика в правоохранительных органах. — 1998. - № 2.

7. Качалов В. Ю. Исследование форм и причин девиантного поведения сотрудников ОВД. - Казань, 2002.

8. Марьин М. П., Петров В. Е., Касперович Ю. Г., Поздняков В. М., Котенев И. О. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: Методическое пособие. - М., 2003.

9. Михайлова В. К., Караваев А. Ф. Организация работы с сотрудниками, включенными в группы риска // Пснхопедагоги-ка в правоохранительных органах. - 2000. - № 2.

10. Фомин Н. С., Панкин А. И. Деятельность практических психологов по профилактике предкриминального поведения сотрудников ОВД// Психопсдагогика в правоохранительных органах. - 2001. - № 2.

ОПЫТ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ В ХОДЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ

С. Н. Алешина, психолог-инспектор ОПР ООВР УК УВД Томской области

Профессиональное становление молодых сотрудников начинается с момента первоначальной подготовки в Учебном центре (УЦ). Задача слушателей УЦ не только приобрести профессиональные знания, умения и навыки, необходимые для выполнения служебных задач, по и принять новую для себя социальную роль сотрудника органов внутренних дел. Адаптация молодых сотрудников, начиная с обучения в УЦ, является важным этапом в ходе их профессионального становления и личностного развития.

Однако с первых дней службы в УЦ слушатели сталкиваются со следующими особенностями учебно-служебной деятельности:

-строгая регламентация жизни (новые условия быта, иная культурная среда, новый режим работы и свободного времени и т. д.);

-учебная деятельность совмещается со службой в нарядах, дежурствами по охране общественного порядка, строится на принципе строгой отчетности за каждое занятие, в том числе за пропущенные, что требует от слушателя повышен-

ной физической и эмоциональной выносливости, стрессоус-тойчивости, умения организовать свою работу, концентрировать свои усилия и внимание на главном;

- учебный процесс, как и вся деятельность слушателя, требует соблюдения определенной этики поведения, субординации, часто требует приспособления к стилю и требованиям начальника. Это заставляет слушателя перестраивать привычную систему общения, учит сдержанному, корректному поведению;

- в УЦ преобладает групповая учебная работа как на плановых занят иях, так и в часы самоподготовки, что требует умения работать в коллективе, группе;

- кроме адаптации к условиям службы необходимо адаптироваться к психологическому климату коллектива, его правилам, нормам и традициям (определить свое место и роль в нем).

Указанные особенности учебно-служебной деятельности являются стрессовыми факторами, осложняющими усвоение учебного материала молодыми сотрудниками ОВД на начальном этапе обучения. С другой стороны, первоначальная подготовка сотрудников позволяет не только психологу УЦ, но и самим слушателям понять, насколько они готовы в условиях повышенной сложности, напряженности выполнять возложенные на них служебные задачи. Социальная адаптация в значительной степени проходит опосредованно, через приспособление к групповым нормам поведения, выработку качеств, поощряемых окружением. Групповое влияние выступает важным побудительным элементом адаптации к новым условиям учебной и служебной деятельности. Нарушение адаптации в коллективе может негативно воздействовать на отношение молодого сотрудника к обучению и выбранной профессии в целом, затруднить освоение специальности, ослабить положительную мотивацию на обучение и службу в ОВД.

Помощь психолога в процессе адаптации молодого сотрудника служит профилактике возникновения острых или затяжных конфликтов с одногруппниками и командно-преподавательским составом, способствует успешному обучению, позволяет быстрее пройти профессиональное становление, приобрести большую самостоятельность и уверенно совершенствоваться в избранной профессии. Направление активности, эмоций молодого сотрудника в конструктивное русло снижает возможность ошибок, неудовлетворенности, разочарований, связанных с первыми шагами службы, что создает объективные предпосылки для сокращения разного рода антисоциальных явлений и ведет к сокращению текучести личного состава, повышает эффективность отбора и подготовки кадров для служб ОВД в целом.

Психологическое сопровождение процесса адаптации слушателей осуществляет психолог УЦ, руководствуясь в своей работе «Программой организации психологического обеспечения процесса первоначальной подготовки слушателей в Учебном центре при УВД Томской области». Согласно этой программе в обязанности психолога УЦ входит:

- психологическое сопровождение и оценка процесса адаптации слушателей к условиям учебно-воспитательного процесса и службы, разработка соответствующих рекомендаций для начальника курса и куратора взвода;

- выявление социально-психологических причин неуспеваемости, нарушений дисциплины и правонарушений среди слушателей, снижения мотивации слушателей к обучению и службе;

- разработка и проведение тренинговых занятий со слушателями с привлечением психологов подразделений. Психологическая диагностика (наблюдение) в процессе тренингов.

Во исполнение указанной выше программы, а также учитывая большое количество слушателей, обучающихся в УЦ (ежемесячно набирается три новых взвода), целесообразной представляется групповая работа по ускорению процесса адаптации слушателей в форме тренинга. Кроме адаптационного тренинга со слушателями проводятся тренинги, направленные на формирование коммуникативных навыков, дополнительные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.