Изучение и формирование социальнопсихологического климата коллективов
УВД
Психолог VBÆ Н.Г. Забалуева, преподаватели VU VBÆ C.B. Волков, И.П. Ешков
г. Кемерово
Психологические аспекты формирования социально-психологического климата (СПК) коллективе ОВД в современных условиях.
В условиях радикальных изменений в стране, сопровождающихся неустойчивостью социально-экономического положения населения, миграционными процессами, ростом преступно«™, значительно возросли нагрузка на сотрудников органов внутренних дел, опасность их труда, снизилась социально-правовая защищенность. Политическая и экономическая нестабильность, последних лет негативно сказалась на морально-психологическом состоянии личного состава. Многие сотрудники потеряли уверенность в необходимости и полезности для общества избранной ими профессии. Это повлекло за собой падение заинтересованности в добросовестном исполнении служебных обязанностей, отток кадров, вымывание профессионального ядра » основных службах, рост нарушений дисциплины и законности, суицидных проявлений. В данной ситуации важным фактором повышения эффективности оперативно-служебной деятельности сотрудников является воспитательная работа с личным составом, активизация коллективного мнения, его влияния на решение социальных проблем и результаты труда подразделений ОВД, сплочение коллективов и формирование в них здорового психологического климата.
Руководителям органов внутренних дел всех уровней крайне необходимы знания о состоянии социально-психологического климата в подразделениях, психологических аспектах, влияющих на его формирование в настоящее время. Во-первых, уменьшается влияние административно-командных методов управления коллективами ОВД. Традиционно сложившиеся отношения чрезмерной централизации управления не способствуют творческому развитию коллектива и отдельной личности.
Во-вторых, предоставляется большая самостоятельность членам коллектива в решении не только социально-бытовых вопросов, но и в оценке деятельности отдельных сотрудников, в
том числе руководителей; обсуждении кадровых вопросов; распределении морального и материального вознаграждения; установления должностных окладов в рамках дифференцированной
оплаты.
В-третьих, достигается максимальная открытость и доступность членам коллектива социально-психологической информации. Сотрудники должны знать о себе и своих товарищах по работе как можно больше, оценивать их достижения и недостатки. Сокрытие информации способствует порождению слухов, формированию негативного отношения к лицам, создающим препятствия для ознакомления с информацией.
В-четвертых, изучается и учитывается мнение коллектива о различных сторонах жизни и деятельности подразделения. Умение изучать и учитывать групповое мнение способствует оперативному и правильному измерению восприятия, а также эмоционального состояния, оказывающего влияние на социально-психологиче-ский климат коллектива.
Рассмотренные выше психологические аспекты подтверждают значимость социально-психологического климата в повышении эффективности деятельности, укреплении служебной дисциплины и создании благоприятных условий для социальной защиты со трудников горрайорганов внутренних дел.
Психологический тренинг как метод формирования и изучения социально-психологического климата.
Изучение социально-психологического климата коллектива предполагает анализ таких сторон жизнедеятельности коллектива, как вертикальные и горизонтальные функциональные связи, межличностные отношения, уровень развития и т.д. Каждый из таких пластов, отражающих психологическую атмосферу группы, требует специфических способов и методов диагностики. Для формирования и изучения СПК коллектива наряду с беседами, интервью, анкетами и опросниками, очевидно, необходимо использовать и психологические тренинги. Группой, в которую вошли психолог областного УВД и преподаватели психологической подготовки учебного центра УВД, был разработан и проверен на опыте ’‘Контакт-тренинг”, позволяющий формировать благоприятный СПК, кроме того, в случае необходимости корректировать его. Данный тренинг был создан на основе американского "веревочного" курса, усложнен и модифицирован с учетом гомогенности группы, возрастных и физических параметров, а также с учетом профессиональной направленности. Сравнительные результаты степени удовлетворенности-неудовлетворенности различными сторонами жизни и деятельности коллектива, уровней развития коллективов, взаимодействия между командирами и подчиненными в экспериментальных и контрольных взводах учебного центра показали его эффективность. В исследуемых коллективах руководители и весь личный состав проявили интерес к тренингу, а также изъявили желание провести повторные тренинги с увеличением числа и усложнением тренинговых упражнений.
“Контакт-тренинг” включает комплекс заданий, выполнить которые возможно лишь работая единой командой. Упражнения подбираются таким образом, чтобы были задействованы все стороны личности участника: физические, эмоциональные и интеллектуальные. Структура тренинга сформирована так, что становится возможным введение в занятие элемента неожиданности или “непредсказуемых обстоятельств”, а это является проверкой на функциональную устойчивость группы. В ходе тренинга можно выявить скрытые эмоциональные течения, распределение ролей в группе, команд-ность в работе, способность участников понимать других и брать ответственность на себя и др.
Исходя из изложенного опыта целесообразно, на наш взгляд, использовать такой варианг тренинга в несколько этапов. Первый этап “Контакт-тренинга” нужно проводить в момент формирования подразделения с целью сплочения коллектива и выявления лидеров группы. Последующие этапы тренинга — через некоторый промежуток времени — ставят задачи коррекции СГ1К, повышения толерантности участников, умения действовать в экстремальной ситуации, развития гибкости и креативности мышления. Мы сознаем, что за короткий срок устойчивые навыки привить трудно, однако результаты обратной связи дают основания говорить о том, что у большинства участников эти качества развиваются и укрепляются,
Использование информации о социально-психологическом климате в деятельности руководителей и воспитателей ОВД.
Информация о СПК коллектива может помочь руководителям и воспитателям ОВД решать следующие задачи.
1. Осуществлять качественный подбор личного состава для несения службы в малых группах, основываясь на видимой в ходе тренинга психологической совместимости сотрудников.
2. Назначать на руководящие должности сотрудников, обладающих лидерскими качествами и стилем руководства, приемлемыми для данной группы.
3. Опираться на авторитет и возможности неформальных лидеров. Лидеров с положительной направленностью включать в состав активных помощников по обучению и воспитанию личного состава, поручать им выполнение отдельных управленческих функций.
4. Оказывать психологическую поддержку сотрудникам, находящимся в психологически напряженном состоянии.
5. Избегать возникновения конфликтных ситуаций, основываясь на опыте работы группы в тренинге.
Таким образом, изучение и формирование социально-психологического климата коллективов ОВД в настоящее время выдвигается в ряд первостепенных задач, от своевременного и качественного решения которых принципиально зависит эффективность деятельности подразделений милиции.
Социальнопсихологические аспекты адаптации слушателей 1-го курса
Канд. юридических наук Н.Л, Макаров Омский юридический институт МВД России
В связи с переходом ОмЮИ МВД России на многоуровневую систему подготовки специалистов для органов внутренних дел" возникает ряд вопросов не только организационно-управленческого, но и нравственно-психологическою характера. На сегодняшний день нет устоявшейся практики работы вузов МВД в рамках многоуровневой модели обучения и отработанной системы подготовки специалистов одновременно высшей и средней квалификации, поэтому идея отбора слушателей преимуществешю первого курса, не спрааляющихся с образовательной программой высшего учебного заведения, предложенная в Концепции развития ОмЮИ МВД России, представляется наиболее целесообразной.
Однако процесс формирования решения у курсовых руководителей, преподавателей и у самих слушателей о необходимости перевода после пер вого курса определенной части поступивших в институт на поток среднего образования будет довольно непростым.
В связи со сказанным становится очевидной важность процесса адаптации слушателей-перво-курсников к условиям специализированного вуза МВД России. В ходе адаптации первокурсник психологически перестраивается. Он акцентирует свое внимание на самоконтроле, начинает проявлять большую самостоятельность и инициативу, усваивает установившуюся в институте систему отношений, у него проявляются интерес к избранной профессии, осознание важности и необходимости настойчивого труда в овладении ею.
В сложном процессе адаптации первокурсников можно выделить два аспекта — дидактический и социально-психологический.
Дидактическая адаптация (приобщение первокурсника к учебной деятельности вуза) предполагает:
— переход с классно-урочной системы обучения;
— умение конспектировать на лекции;