"Контакт-тренинг" включает комплекс заданий, выполнить которые возможно лишь работая единой командой. Упражнения подбираются таким образом, чтобы были задействованы все стороны личности участника: физические, эмоциональные и интеллектуальные. Структура тренинга сформирована так, что становится возможным введение в занятие элемента неожиданности или "непредсказуемых обстоятельств'', а это является проверкой на функциональную устойчивость группы. В ходе тренинга можно выявить скрытые эмоциональные течения, распределение ролей в группе, команд-ность в работе, способность участников понимать других и брать ответственность на себя и др.
Исходя из изложенного опыта целесообразно, на наш взгляд, использовать такой вариант тренинга в несколько этапов. Первый этап "Контакт-тренинга" нужно проводить в момент формирования подразделения с целью сплочения коллектива и выявления лидеров группы. Последующие этапы тренинга — через некоторый промежуток времени — ставят задачи коррекции СПК, повышения толерантности участников, умения действовать в экстремальной ситуации, развития гибкости и креативности мышления. Мы сознаем, что за короткий срок устойчивые навыки привить трудно, однако ре-зульт ты обратной связи дают основания говорить о том, что у большинства участников эти качества развиваются и укрепляются.
Использование информации о социально-психологическом климате в деятельности руководителей и воспитателей ОВД.
Информация о СПК коллектива может помочь руководителям и воспитателям ОВД решать следующие задачи.
1. Осуществлять качественный подбор личного состава для несения службы в малых группах, основываясь на видимой в ходе тренинга психологической совместимости сотрудников.
2. Назначать на руководящие должности сотрудников, обладающих лидерскими качествами и стилем руководства, приемлемыми для данной группы.
3. Опираться на авторитет и возможности неформальных лидеров. Лидеров с положительной направленностью включать в состав активных помощников по обучению и воспитанию личного состава, поручать им выполнение отдельных управленческих функций.
4. Оказывать психологическую поддержку сотрудникам, находящимся в психологически напряженном состоянии.
5. Избегать возникновения конфликтных ситуаций, основываясь на опыте работы группы в тренинге.
Таким образом, изучение и формирование социально-психологического климата коллективов ОВД в настоящее время выдвигается в ряд первостепенных задач, от своевременного и качественного решения которых принципиально зависит эффективность деятельности подразделений милиции.
Социально-психологические аспекты адаптации слушателей 1-го курса
Канд. юридических наук Н.Л. Макаров Омский юридический институт МВД России
В связи с переходом ОмЮИ МВД России на многоуровневую систему подготовки специали-стой для органов внутренних дел возникает ряд вопросов не только организационно-управленческого, но и нравственно-психологическою характера. На сегодняшний день нет устоявшейся практики работы вузов МВД в рамках многоуровневой модели обучения и отработанной системы подготовки специалистов одновременно высшей и средней квалификации, поэтому идея отбора слушателей преимуществешю первого курса не справляющихся с образовательной про фа м-мой высшего учебного заведения, предложенная в Концепции развития ОмЮИ МВД России, представляется наиболее целесообразной.
Однако процесс формирования решения у курсовых руководителей, преподавателей и у самих слушателей о необходимости перевода после пер вого курса определенной части поступивших в институт на поток среднего образования будет довольно непростым.
В связи со сказанным становится очевидной важность процесса адаптации слушателей-псрво-курсников к условиям специализированного вуза МВД России. В ходе адаптации первокурсник психологически перестраивается. Он акцентирует свое внимание на самоконтроле, начинает проявлять большую самостоятельность и инициативу, усваивает установившуюся в институте систему отношений, у него проявляются интерес к избранной профессии, осознание важности и необходимости настойчивого труда в овладении ею.
В сложном процессе адаптации первокурсников можно выделить два аспекта — дидактический и социально-психологический.
Дидактическая адаптация (приобщение первокурсника к учебной деятельности вуза) предполагает:
— переход с классно-урочной системы обучения;
— умение конспектировать на лекции;
Психопедагогика в правоохранительных органах.
1996, № 2 (4)
71
— умение работать на семинаре;
— самостоятельную работу с книгой (первоисточником) с включением элементов научного поиска.
Многие первокурсники не имеют об этом представления, не успевают, отстают, теряют веру в себя и, как результат, отсеиваются.
В адаптации в первую очередь должен оказать помощь преподавательский состав, работающий на первом курсе, и институт кураторов. Кроме того, дидактическая адаптация во многом зависит от отношения к учебе самих первокурсников.
В результате исследований многих авторов выделены три группы первокурсников:
1 —' относятся Ьо всей ответственностью, выполняют все требования — -20%;
2 — не умеют правильно планировать и распределять время, поэтому отстают--70% (троечники);
3 — относятся безответственно и к первой же сессии подходят неподготовленными —10%.
Отношение к учебе во многом зависит от мотивов поступления в вуз. По этому признаку можно выделить две группы: а) абитуриенты с четко определившимися профессиональными интересами и мотивом овладения специальностью; б) абитуриенты с отсутствием четкого интереса к будущей профессии и мотивом получения диплома.
Основное внимание, думается, с точки зрения дидактической адаптации, должно быть об ращено на вторую и третью Группы. Особое внимание требуется второй, так ккк необходимо выделить и помочь адаптироваться той части слушателей, у которых мотивом является овла-. дение специальностью. В третьей группе важно выделить случайных людей, чтобы не иметь балласта в течение 4 лет обучения.
Этой информацией владеют в большей мере курсовые руководители. Их роль наиболее важна в процессе адаптации слушателей 1 курса второй и третьей группы.
Социально-психологическая адаптация здесь понимается как включение слушателя в конкретные условия деятельности коллектива курса и института в целом. Основное внимание должно быть обращено на поведение первокурсника в коллективе в соответствии с его статусом, его ролью в группе, на курсе в условиях новой деятельности. При этом возникает ряд проблем:
— приспособление индивида к группе (особенно живущих в общежитии);
— взаимоотношения с товарищами по комнате (значение бытовых привычек и недостатков, вплоть до физиологических);
— выработка собственного стиля поведения (иногда отличного от прежнего);
— вхождение в систему служебных обязанностей (хозяйственные работы, наряды, самообслуживание и т.д.).
Необходимость подчинения приказам руководителей курса и младших командиров, ежедневные построения и проверки в плане психологической адаптации оказывают на определенную часть слушателей, особенно со слабым типом нервной системы, негативное воздействие.
Для социальной адаптации слушателей важно создание положительного социально-психологического климата. Этому способствуют включенность в коллективистские формы организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества и делового общения; помощь офицера не в виде прямого вмешательства в ситуацию, а в виде советов, наталкивающих самого слушателя на правильное решение; формирование офицером у слушателей адекватной самооценки; создание сознательной дисциплины, дисциплины творчества слушателя с командным составом; раскрытие у слушателей устойчивых качеств (убеждения, отношения, идеалы).
В воспитательной работе необходимо помнить, что требовательность к личности слушателя, опирающаяся лишь на наказание, не имеет педагогической ценности, ибо не способна воспитать требовательность личности к себе.
Требования к слушателям должны быть глубоко объективными, мотивированными, понятными, посильными, постоянными, справедливыми. Они должны предъявляться с проявлением уважения и чуткости к слушателю.
Основными путями скорейшего включения слушателей в условия учебного процесса вуза, т.е. социально-психологической адаптации являются:
— устранение кризисных проявлений в сфере профессиональной мотивации;
— правильная организация системы управления, улучшение индивидуальной работы со слушателями;
— стиль управления и руководства, не зависящий от особенностей личности руководителя, его индивидуально-психологических качеств (знание руководителем индивидуальных особенностей подчиненных, исключение чрезмерной придирчивости и авторитарности);
— формирование благоприятной социально-психологической обстановки в группах, оказание поддержки и помощи со стороны руководства в решении различных социально-бытовых вопросов;
— устранение конфликтных ситуаций и стрессогенных факторов.
Названные пути в профессиональном воспитании позволят ускорить процесс адаптации слушателей 1 курса и их скорейшее вхождение в учебный процесс.
72
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1996, № 2 (4)