Диаграмма 1
хологом группы совместно со слушателями. Так, темами данных занятий чаще всего являются активизация познавательных процессов; обучение приемам запоминания, навыкам саморегуляции, различным методам расслабления и медитации; анализ конфликтных ситуаций в г руппе.
Работа группы психологическог о обеспечения по адаптации и сопровождению слушателей учебного центра получает положительные отзывы как со стороны командно-преподавательского состава, так и со стороны слушателей. В связи с этим мы считаем изложенный подхрд эффективным и действенным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М., 1997.
2. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика, игры, упражнения. - СПб.: “Служба доверия”, 1994.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта - Спб.: Питер, 2001.
4. Деребизова Л.А. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Психопедагогика в правоохранительных органах. -1999. - № 3-4.
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д, 1996.
6. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. -СПб.: “Речь”, Институт тренинга, 2000.
7. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. - М: ACT, Минск: Харвсст, 2001.
8. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. проф. В.А. Лабунской. - М.: Гарда-рики, 1999.
ФОРМИРОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК КУРСАНТОВ ВУЗА МВД
А. В. Резепин, ст. инспектор-психолог
Челябинский юридический институт МВД России
Изучая профессиональные установки курсантов, мы пришли к выводу о том, что в период первоначальной подготовки, формирования представления о будущей профессии готовность служить в правоохранительных органах претерпевает значительные изменения. В частности, такие изменения, по результатам нашего исследования, были вызваны взаимодействием курсантов с командным составом учебных подразделений. Чтобы установить взаимосвязь стиля руководства учебным подразделением и динамики изменений профессиональных установок курсантов, мы продолжили исследование после трех месяцев обучения. При этом все переменные, а именно - учебный взвод, командный и преподавательский состав, условия учебно-служебной деятельности курсантов остались неизменными. Процедура диагностики осталась аналогичной первым двум психодиагностическим срезам и проводилась с теми же курсантами. Нами была использована методика, разработанная на основе метода цветовых выборов, где курсанту предлагалось подобрать цвета из стандартного цветового ряда Люшера (МЦВ), с которыми у ггего ассоциируются понятия, связанные с его учебно-служебной деятельностью.
Для чистоты эксперимента мы разделили данные по подразделениям 1А и 1Б курсов, так как командный состав в них разный, соответственно, различны и стили руководства. Путем сравнения результатов двух последних психодиагностических срезов (№ 2 и № 3) мы определили основные тенденции динамики профессиональных, учебных, социально-психологических установок.
Полученные результаты мы представили в диаграммах, которые составлены в целях сравнения динамики профессиональных установок на 1А и 1Б курсах.
Динамика настроения (1А курс)
Цветовой ряд МЦВ
Динамика настроения (1Б курс)
□ 2 срез ■ 3 срез
Диаграмма 2
□ 2 срез ■ 3 срез
Исходя из полученных данных, можно констатировать общее ухудшение фона настроения на 1А курсе, незначительный рост тревожности и негативных эмоций. Картина динамики настроения на 1Б курсе обратная. Отмечается рост положительных эмоций и снижение тревожных и негативно окрашенных настроений. При этом в настроении доминирует активность (выбор цвета № 3).
Диаграмма 3
Установка на учебный взвод (1А курс)
02 срез ■ 3 срез
Цветовой ряд МЦВ
Установка на учебный взвод (1Б курс)
Диаграмма 4
О 2 срез ■ 3 срез
Цветовой ряд МЦВ
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, Ns 1(23)
37
Как видно из диаграмм, как и в первом случае, показатели значительно отличаются. Если в первом случае (1А курс) динамики практически не наблюдается, то во втором она значительная. Можно отметить снижение пассивности и отстраненности от коллективных интересов, значительный рост как положительных оценок коллектива (выбор цвета № 3 и 4), так и незначительный рост отрицательных оценок (выбор цвета № 6 и 7). Это может свидетельствовать как о росте сплоченности коллектива, так и о динамичных процессах коллективо-образования с положительной динамикой. При этом рост выборов цвета № 5 говорит о том, что в коллективе на поведение курсантов эффективно воздействуют средства группового давления.
Диаграмма 5
Оценка здоровья, самочувствия (1А курс)
□ 2 срез ■ 3 срез
Цветовой ряд МЦВ
Диаграмма 6
Оценка здоровья, самочувствия (1Б курс)
02 срез ■ 3 срез
Цветовой ряд МЦВ
Анализируя данные по диаграммам, оценивающим здоровье и самочувствие курсантов* можно отметить их относительную схожесть и рост положительных оценок здоровья, самочувствия курсантов как на 1А, так и на 1Б курсах, что может свидетельствовать о хорошей адаптации курсантов к учебно-служебной деятельности.
Диаграмма 7
Оценка будущего (1А курс)
Ш 2 срез ■ 3 срез
Цветовой ряд МЦВ
Оценка будущего (1Б курс)
Диаграмма 8
12 срез
13 срез
Цветовой ряд МЦВ
Динамика положительных выборов более ярко наблюдается на IБ курсе, как и оптимизм в оценках своего будущего (выбор цвета № 4).
Диаграмма 9
Установка на начальника курса (1А курс)
U2 срез ■ 3 срез
2 3 4 5 6 7
Цветовой ряд МЦВ
Диаграмма 10
Установка на начальника курса (1Б курс)
Цветовой ряд МЦВ
В оценках начальников курсов прослеживается в первом случае - разноплановость в оценках, а во втором случае -система. Это значит, что на 1А курсе общественное мнение в оценке начальника размыто, не сформировано, а на 1Б - достаточно четкое, причем благоприятное, что очень важно в достижении эффективности руководителя, офицера-воспитателя.
ш
о
а
о
ю
2
ш
о
Диаграмма 11
Установка на младшего командира (1А курс)
□ 2 срез ■ 3 срез
1 2 3 4 5 6 7 0
Цветовой ряд МЦВ
38
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)
Диаграмма 12
Установка на младшего командира (1Б курс)
Диаграмма 15
Е3 2 срез ■ 3 срез
2 3 4 5 6 7 0
Цветовой ряд ІИЦВ
С первого же взгляда на диаграммы можно сделать вывод о разных подходах руководителей курса к работе с младшими командирами (нештатными командирами учебных взводов, отделений), их обучению, обязанностям и требовательности к ним. На 1Б курсе младшие командиры имели и имеют больший авторитет, уважение, чем на 1А курсе, хотя отмечается рост негативных оценок их деятельности. Это говорит о необходимости изучения обоснованности и правильности их действий, пересмотра или корректировки их стиля управления учебными подразделениями.
Диаграмма 13
Установка на учебу (1А курс)
О 2 срез ■ 3 срез
1 2 3 4 5 6 7 0
Цветовой ряд МЦВ
Установка на учебу
Диаграмма 14
□ 2 срез ■ 3 срез
Исходя из данных диаграмм, учебная деятельность оценивается курсантами весьма разнопланово. В целом преобладание выборов цветов № 2, 3, 4 говорит о хорошем настрое, но прослеживается явная динамика ухудшения установки на учебу, роста негативных оценок и неприятия требований учебного процесса (выбор цветов № 6, 7, 0).
Оценка взаимоотношений с близкими, родными людьми остается в целом неизменной, прослеживается слабое снижение влияния семьи на личность курсанта, обретение им некоторой самостоятельности (уменьшение выбора цветов № 3, 4).
Установка на семью (1А курс) 1
□ 2 срез ■ 3 срез
2 3 4 5 6 7
Цветовой ряд МЦВ
Установка на семью (1Б курс)
Диаграмма 16
□ 2 срез ■ 3 срез
Цветовой ряд МЦВ
Диаграмма 17
Установка на преподавательский состав (1А курс)
02 срез ■ 3 срез
Цветовой ряд МЦВ
Диаграмма 18
Установка на преподавательский состав
Ш2 срез ■ 3 срез
1 2 3 4 5 6 7 0
Цветовой ряд МЦВ
В оценках преподавательского состава в первом случае прослеживается разноплановость, во втором - четкая направ^ ленность, причем благоприятная. Это значит, что на IА курсе общественное мнение в оценке преподавательского состава не сформировано, а на 1Б - оно положительное, что способствует взаимодействию преподавателей с учащимися.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, Ns1(23)
39
Диаграмма 19
Установка на будущую профессию (1А курс)
Цветовой ряд МЦВ
Диаграмма 20
Установка на будущую профессию (1Б курс)
Е32 срез G13 срез
Цветовой ряд МЦВ
Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике формирования установки на будущую профессию как в первом (IА курс), так и во втором (IБ курс) случаях. Положительные оценки будущей профессии преобладают в процентном соотношении на 1Б курсе. Отсутствие выборов цветов № 7, 0 на этом курсе также говорит о положительной динамике профессиональной установки.
Оценивая методом цветовых выборов свою будущую профессию, курсанты в ряде случаев давали аналогичные оценки других предлагаемых понятий, тем самым связывая эти понятия. Мы проанализировали такого рода совпадения и получили следующие данные. Свою будущую профессию первокурсники связывают с;
1) будущим - в 50,0% случаях (86 выборов);
2) семьей - в 34,8% случаях (60 выборов);
3) учебным коллективом - в 23,2% случаях
(40 выборов); ь
4) начальником курса - в 22,6% случаях (39 выборов);
5) учебой - в 19,2% случаях (33 выбора);
6) преподавательским составом - в 13,9% случаях (24 выбора).
Наиболее интересными оказались результаты, полученные при сравнении данных двух психодиагностических срезов каждого первокурсника в отдельности в тех случаях, когда индивидуальная динамика профессиональной установки носила негативный характер. Мы разделили эти случаи на две группы: первая - случаи с ярко выраженным негативным характером изменений установки на будущую профессию у первокурсника (всего 30 случаев); вторая - случаи с неяркой (незначительной) негативной динамикой установки на будущуЛ-профессию (всего 20 случаев) (табл. 1). г
В первой группе негативная динамика профессиональной установки сопутствует негативным изменениям установки или же идентичной установке на:
- командный состав (в 66,6% случаев);
- учебный взвод (в 33,3%);
- учебную деятельность (в 23,3%);
- преподавательский состав (в 6,6% случаев).
Она ассоциируется со следующими характеристиками:
- настроением в период первоначальной подготовки (в 30% случаев);
- самочувствием, здоровьем (в 23,3%);
- будущим (в 23,3% случаев).
Во второй группе негативная динамика профессиональной установки сопутствует негативным изменениям установки или же идентичной установке на:
- командный состав (в 55% случаев);
- родителей и семью (в 35%);
- учебную деятельность (в 30%);
- учебный взвод (в 15%);
- преподавательский состав (в 15% случаев).
При этом она ассоциируется с такими характеристиками:
- настроением в период первоначальной подготовки (в 35% случаев);
- самочувствием, здоровьем (в 25%);
- будущим (в 35% случаев).
Что касается положительной динамики социально-психологической установки на будущую профессию у первокурсников, то по результатам диагностики можно выделить 59% случаев таких изменений, причем они достаточно значительны. Можно определить степень влияния социально-психологических факторов на динамику (табл. 2).
Взаимосвязь оценок профессиональной установки с оценками понятий, %
Таблица 1
Показатели Первая группа (ярко выраженный негативный характер изменений профессиональной установки) Вторая группа (неяркая негативная динамика установки на будущую профессию) Негативная динамика профессиональной установки в целом
Командный состав 66,6 55,0 62,0
Учебный взвод 33,3 15,0 26,0
Учебная деятельность 23,3 30,0 26,0
Преподавательский состав 6,6 ,, 15,0 10,0
Семья, родители - 35,0 16,0
Настроение 30,0 35,0 30,0
Самочувствие, здоровьеиС к 23,3 25,0 28,0
Будущее ' 1 23,3 35,0 28,0
40
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)
Таблица 2
Динамика положительной профессиональной установки под влиянием социально-психологических факторов, %
Социально-психологические факторы Число совпадений в случаях с положительной динамикой профессиональной установки
Самочувствие, здоровье 37,2
Командный состав 33,8
Настроение 27,1 ,
Семья, родители 27,1
Учебная деятельность 23,7
Учебная группа 22,9
Преподавательский состав 20,3
Наше исследование позволило сделать следующие выводы:
1. На формирование профессиональных установок курсанта вуза МВД оказывают влияние следующие социально-психологические факторы учебно-служебной деятельности:
( - стиль руководства подразделением, индивидуальные профессиональные установки командного и преподавательского состава;
- удовлетворенность курсанта учебно-служебной деятельностью, социально-психологическим положением в учебной группе, сплоченность учебного коллектива, благоприятность его социально-психологического климата;
- заинтересованность курсанта учебной деятельностью, поддержка и мотивирование к учебно-служебной деятельности со стороны сокурсников, преподавательского состава, родителей, семьи и друзей путем принятия или отвержения их установок.
2. Формирование профессиональной установки у курсантов активно происходит на этапе адаптации к учебно-служебной деятельности, в первый год обучения в вузе МВД.
3. Значимость влияния воспитательной работы, проводимой командным составом учебных подразделений, на формирование профессиональных установок курсантов по мере обучения и адаптации учащихся к условиям учебно-служебной деятельности снижается, а значимость влияния таких факторов, как учебная деятельность, учебный коллектив, преподавательский состав, возрастает.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У КУРСАНТОВ
Канд. пед. наук, доцент И.И. Павлова
Чебоксарский филиал Нижегородской академии МВД России
Непопулярный сегодня В.И. Ленин в знаменитых “Философских тетрадях” подчеркивал мысль о том, что противоречие, т.е. отношения между противоположностями, “есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью” (1,125). Положение о противоречивости движения обязывает к определению его противоположных сторон (тенденций, моментов). Одной из пар противоположностей, определяющих собой движение, безусловно, являются изменчивость и устойчивость. Это - одно из важнейших противоречий движения. Причем изменчивость и
устойчивость, как противоположности, присущи всем формам и видам движения.
Г16Д изменчивостью философы понимают смену свойств, состоянии и отношений, принадлежащих материальным и идеальным системам. Устойчивость же есть сохранение свойств, состояний и отношений этих систем. Как и всякие Противоположности, изменчивость и устойчивость не только взаимоисключает друг друга, но и взаимно ііредполагают друг друга. Устойчивость “входит” в движение даже в том смысле, что смена свойств, состояний и отношений (изменчивость) всегда присуща движению, т.е. сама Смена (наличие изменчивости) является определенной устойчивостью.
Учитывая, что “борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение”, следует обратить внимание на абсолютный характер отношения между изменчивостью и устойчивостью. А исходя из того, что только диалектическая концепция, понимающая движЬ-ние как единство противоположностей, «...дает ключ к “самодвижению” всего сущего; только она дает ключ к “скачкам”, к “перерыву постепенности”, к “превращению в противоположность”, к уничтожению старого и возникновению нового» (1,317), нужно заключить, что взаимодействие изменчивости и устойчивости' есть один из “ключей к самодвижению”.
Анализ философской, психологической, педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы: 1) одним из источников самодвижения является взаимодействие изменчивости и устойчивости; 2) изменчивость несет в себе устойчивость и “подчиняется” одной из важнейших ее форм - закону; 3) объективные законы, представляя собой форму устойчивости, имеют реальную историю, т.е. момент возникновения, период действия и момент прекращения действия.
Эти теоретические положения являются основополагающими в организации практики воспитания социальной устойчивости у курсантов юридического вуза.
Социальная устойчивость выступает, с одной стороны, как определенная общественная позиция, с другой - стержневое качество, определяющее способность личности сотрудника ОВД к саморегуляции поведения в зависимости от решаемых служебных задач. Социальная устойчивость личности означает способность курсанта сохранять и реализовывать в различных условиях личностные позиции, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным взглядам, установкам, убеждениям. Социально устойчивый сотрудник ОВД ответственно относится к своим обязанностям, к своим поступкам; с точки зрения соответствия требованиям профессионального долга умеет давать объективную оценку собственному поведению, поступкам товарищей по службе, действиям окружающих людей; способен к самоанализу и самоконтролю; инициативен, готов нести ответственность за коллектив и других людей; способен к сопереживанию, чуток к чужой боли и радости; настойчив в достижении цели деятельности; проявляет усердие, смелость, выдержанность в сложных жизненных ситуациях. Социальная устойчивость курсантов юридического вуза предполагает подготовку их к активному противодействию нормам преступного мира и защите прав граждан в рамках действующего закона.
Социальная устойчивость - это “определяющее внутреннюю способность личности к действию общественное качество, которое проявляется как более или менее целенаправленная и осознанная деятельность, смысл которой заключается, с одной стороны, в преобразовании существующей действительности и организации социально оправданных отношений, базирующихся на потребностно-мотивационной сфере, с другой - в формировании себя как личности конкретного социального типа” (3). Проблема социальной устойчивости обращена одной гранью к социологии, другой - к психологии, третьей - к педагогике. Понятие социальной устойчивости указывает одновременно и на социальную детерминиро-
Психопедагогнка в правоохранительных органах, 2005, № 1 (23)
41