Научная статья на тему 'Выявление профессиональных установок у курсантов вуза МВД'

Выявление профессиональных установок у курсантов вуза МВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
307
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление профессиональных установок у курсантов вуза МВД»

- эмоционально-волевой компонент составляют целеустремленность, упорство, настойчивость, выдержка, самообладание, уверенность в своих силах.

Полученные результаты осуществлялись с применением метода сбора и обобщения оценочных карточек - характеристик сотрудников ОВД, результаты измерялись в баллах (от 0 до 3) и заносились в специальную таблицу.

Проводимая нами работа показала, что сформирован-ность отдельных компонентов ответственности у сотрудников не обеспечивает эффективного проявления этого качества в "реальных" ситуациях. Для систематизации полученных выводов нами использовались методы математической статистики. В определении степени достоверности связи между проявлением отдельного компонента и целостным проявлением ответственности нами использовался коэффициент линейной корреляции по К. Пирсону.

Коэффициент корреляции вычисляли по формуле:

г--> Ш

п(гхау

где (х, -5с) - отклонение каждого отдельного значения х в отношении арифметического среднего;

{у,-у) ~ отклонение каждого отдельного значения^ в отношении арифметического среднего;

п - количество сравниваемых пар;

стх и оу - средние квадратичные отклонения.

Получены следующие коэффициенты корреляции (теснота связи) для:

- интеллектуально-креативного компонента ответственности, г- О, 442;

- коммуникативно-поведенческого, г- О,484;

- эмоционально-волевого, г = 0, 527;

- мотивационного, г = О, 684.

По аналогичной методике была установлена корреляция ежегодных средних данных на примере инициативно-ответственного уровня ответственности с обобщенными средними этого уровня за 5 лет, г = 0, 912, что подтверждает стабильность получаемых результатов.

В ходе проведенной работы нами были выделены три уровня ответственности сотрудников ОВД в выполнении служебной деятельности: формально-ответственный, исполнительно-ответственный, инициативно-ответственный

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалько В. Г., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М., 1989.

2. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: В 5 ч. - М., 1993.- Ч. 1, 2.

3. Равен Д. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. - М., 1999.

4. Сохор А. М. Логическая структура учебного материала. -М., 1974.

ВЫЯВЛЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК У КУРСАНТОВ ВУЗА МВД

А. В. Резепин, ст. инспектор-психолог

группы ППО

Челябинский юридический институт МВД России

Особый интерес для практики психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в вузе МВД представляет проблема выявления содержания, направленности,

интенсивности, динамики развития учебных, профессиональных установок курсантов МВД, а также социально-психологических условий факторов их формирования в процессе обучения. Следует отметить, что данная проблема в настоящее время практически не изучена. В социально-психологической литературе можно найти примеры изучения содержания и динамики тех или иных мотивов, но не установок личности. К тому же эти исследования носят противоречивый характер. Так, одни исследователи, изучая учебную мотивацию у студентов, отмечают повышение от курса к курсу значимости широких социальных и профессиональных мотивов (при одновременном понижении роли различных внешних мотивов) (7), в то время как другие пишут о снижении профессиональной мотивации от I к V курсу (5).

В этом контексте важное значение имеет предложенное А. Н. Леонтьевым разделение мотивов на "знаемые" (поощряемые) и реально действующие. Если последние эффективно побуждают деятельность и влияют на постановку целей, то первые, "знаемые", практически не участвуют в рефляции деятельности, существуют как бы в латентном состоянии. На уровне сознательного самоотчета человек, как правило, не отделяет реально действующие мотивы от "знае-мых" и нередко считает "знаемые" мотивы как раз реально действующими (4).

Методы, не позволяющие четко дифференцировать данные мотивы, могут ввести исследователя в заблуждение относительно истинной структуры учебных мотивов студентов, процессов ее перестройки и развития в процессе обучения. Очевидно, что для диагностики реально действующих мотивов, как и профессиональных установок, должны использоваться методы, не апеллирующие к сознанию испытуемых. Этот же вывод можно сделать и из факта наличия в структуре установки бессознательного эмоционального компонента.

К методам, не апеллирующим к сознанию испытуемых, которые могут быть использованы для изучения профессиональных установок, в современной психологии относят, прежде всего, проективные методики - когда испытуемым предлагается неоднозначный, кодированный тестовый материал (картинки, фотографии и т. п.) и о побуждениях испытуемых судят по особенностям интерпретации ими такого материала, что определяется эмоциональным восприятием человека (1,182).

Многие психологи отмечают, что проективные методики не могут рассматриваться как полноценные психометрические тесты вследствие ряда причин: недостаточной стандартизированное™ тестового материала и обработки данных, субъективизма в интерпретации результатов. По словам А. Анастази, в интерпретации результатов проективных методик "столь же часто проявляется личность самого экспериментатора, сколь часто личность испытуемого проявляется через тестовые ответы" (1, 201).

По нашему мнению, динамику развития профессиональных установок необходимо изучать во взаимосвязи с условиями учебной, служебной профессиональной деятельности. Это значит, что методика должна быть привязана к конкретной, в данном случае учебно-служебной, деятельности и апеллировать к реальным понятиям, раскрывающим суть этой деятельности на разных социальных уровнях (ближайшее окружение, малая группа, коллектив вуза в целом, общество) и отражающим характер взаимоотношений с объектами воспитательного процесса (строевые командиры, преподавательский состав и т. д.).

Из достаточно большого разнообразия существующих психодиагностических методик, используемых практическими психологами, нам не удалось подобрать ни одной, удовлетворяющей задачам нашего исследования. Методики исследования профессиональных установок, а тем более их динамики, мы не нашли, поэтому возникла необходимость разработки и апробации необходимого психодиагностического инструментария.

Основная цель, которую мы преследовали, заключалась в оценке профессиональных установок курсантов вуза МВД,

с тем чтобы отследить их динамику, провести сравнительный анализ полученных результатов и объективных данных учебно-служебной деятельности и выделить основные социально-психологические факторы, участвующие в формировании профессиональных установок.

По нашему замыслу, такого рода методика должна отвечать критериям проективности, независимости от субъективной Интерпретации исследователя и взаимосвязи с условиями учебно-служебной деятельности.

Путем использования такой методики решаются следующие задачи:

-диагностика эмоционального компонента восприятия интересующего нас социально-психологического явления или объекта;

-оценка степени выраженности, интенсивности установки, готовности действовать определенным образом по отношению к интересующему нас социально-психологическому явлению или объекту;

- выявление социальных зон негативных установок личности, возможных причин нарушения социальной, профессиональной адаптации.

Для достижения поставленной цели и решения перечисленных выше задач нами разработана специальная методика, которую по принципу применения и интерпретации можно обозначить как ассоциативный метод изучения социально-психологических установок на основе цветового ряда Люшера, точнее, его адаптированного варианта - "метода цветовых выборов" (МЦВ). Следует оговориться, что речь идет о методике, которую необходимо применять в комплексе с другими психодиагностическими методиками, направленными на изучение разных сторон личности.

В основе интерпретационного подхода методики лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоанализа и психосоматики. По мнению Л. Н. Собчик, опыт применения 8-цветового теста Люшера в отечественных условиях не только подтвердил его эффективность, но и позволил осмыслить его феноменологию в контексте современного научного мировоззрения. "Его преимущество перед многими другими личностными тестами в том, что он лишен культурно-этнических основ и не провоцирует (в отличие от большинства других, особенно вербальных, тестов) реакций защитного характера. Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но в основном его неосознанные реакции, что позволяет считать метод глубинным, проективным" (9).

Согласно исследованиям Ч. А. Измайлова, Н. Н. Волкова, "...человек прямо связывает эмоции и цвет так, что каждая эмоция может быть описана с помощью общих механизмов цветового зрения" (3, 50-55). Это, в свою очередь, позволило П. В. Яншину сделать вывод о том, что модель цве-торазличения является одновременно моделью различения эмоций. "Пространство цвета трансформируется в пространство эмоций. Эта трансформация однозначна и изотропна" (11).

По мнению Л. Н. Собчик,"... цветовое видение связано в равной степени с восприятием каждого конкретного цвета как через призму опосредующего субъективного опыта, так и через реакции "старого мозга", т. е. диэнцефальной области, которая является дирижером в сложном оркестре автономных систем организма. Особенно показательно в этом плане переплетение психологических аспектов акту ального состояния человека с симпатико-парасимпатическими характеристиками, связанными с функциями гипофиза. Они, как известно, в значительной степени влияют на фон настроения, общую психическую активность, побудительную силу мотиваци-онной сферы, напряженность потребностей" (9). Многолетний опыт применения методики в контексте комплексного исследования, с использованием самых различных по стимуль-ному воздействию личностных тестов (ММР1-СМИЛ, мио-кинетическая психодиагностика Мира-и-Лопеса, Тематический апперцептивный тест и его сокращенный аналог - рисо-

ванный TAT, Роршах-тест, мотивационный тест Хекхаузена, метод шггериерсональной диагностики Лири, интеллектуальные тесты Айзенка, тест восьми влечений Сонди) достоверно показал феноменологический параллелизм результатов по всем методикам, в том числе и по основным направлениям толкования цветовых выборов.

Основываясь на работах Е. М. Бажина, А. М. Эткинда (2), выделивших личностные характеристики цветов, и прикладных исследованиях П. В. Яншина, подтвердившего валид-ность применения цветовой социометрии, мы предложили свою методику, суть которой заключается в следующем. Испытуемому для оценки предлагаются понятия, связанные с его учебно-служебной деятельностью:

Таблица 1

Понятие Цвет

Мое настроение в институте Мой учебный взвод

Мое здоровье, самочувствие

Мое будущее

Мой начальник курса

Мои командиры (взвода, отделения)

Моя учеба

Моя семья

Моя будущая профессия

Мои преподаватели

В этих понятиях раскрываются или учитываются стороны, направления деятельности и разные уровни социального окружения курсанта, слушателя (семья, микрогруппа, учебный коллектив, курс).

Испытуемому предлагается подобрать цвет из стандартного цветового ряда Люшера (МЦВ), с которым у него ассоциируется понятие. Перед испытуемым восемь цветных прямоугольников из цветового ряда Люшера (МЦВ). Цвета обозначены номерами от 0 до 7 , как и в тесте. 11апротив каждого понятия испытуемый ставит номер соответствующего цвета. Выбранные цвета могут повторяться. Обследование может проводиться в группе и занимает 3-5 мин. Для изучения динамики социально-психологических установок методику можно использовать неоднократно.

Мы предположили, что инт ерпретация ответов производится согласно значениям цветов в цветовом ряде, описанном Люшером, которую дает Л. Н. Собчик в предлагаемом ею методе цветовых выборов.

Для проверки валидности и достоверности предложенной нами методики был использован метод ранговой корреляции Спирмена (8), который предназначен для выявления степени согласованности изменений для двух признаков иерархий или профилей. Основанием для выбора применения коэффициента Спирмена служат его универсальность, простота, широкие возможности в решении задач сравнения индивидуальных или групповых иерархий признаков.

Универсальность коэффициента ранговой корреляции проявляется в том, что он применим к любым количественно измеренным или ранжированным данным. Простота метода позволяет подсчитывать корреляцию "вручную". Уникальность метода ранговой корреляции состоит в том, что он позволяет сопоставить не индивидуальные показатели, а индивидуальные иерархии, или профили, что недоступно ни одному из других статистических методов, включая метод линейной корреляции (6, 167).

Коэффициент ранговой корреляции рекомендуется применять в тех случаях, когда нам необходимо проверить, согласованно ли изменяются разные признаки у одного и того же испытуемого, и насколько совпадают индивидуальные ранговые показатели у двух отдельных испытуемых или у испытуемого и группы.

Исходя из выводов теоретического исследования проблемы социально-психологической установки, изменение установки должно внести изменения в деятельность человека, на которую она (установка) направлена, т. е. проверке подвергают формулу:

Р(Х2 - Х^ = Р(у2 - у,), где х2, х1 - результаты деятельности, Р(х2 - х,) - функция изменения в результатах деятельности, у15 у2 - показатели установки на деятельность, Р(у2- у,) - функция изменения в показателях установки.

В качестве показателей учебной деятельности курсанта были взяты результаты сессионной успеваемости (средние баллы за две сессии), а в качестве показателей установки на учебную деятельность были взяты данные, полученные с помощью метода цветовых выборов (ассоциации курсантов относительно их учебной деятельности и цвета из ряда Лю-шера в период предшествующий сессии). Для того чтобы сравнить результаты, полученные в ходе эксперимента, мы шкалировали данные методики следующим образом

Цифрам, обозначающим цвета в цветовом ряде Люшера, мы присвоили соответствующее значение исходя из интерпретации цветов. Чем предпочтительнее (позитивнее) выбор цвета в ассоциации с понятием, характеризующим учебно-служебную деятельность, будущую профессию, социальное окружение, тем больше цифровое значение, присвоенное ему. К примеру, красному цвету (3) присвоено наибольшее значение - 8, а черному (7), как наиболее неблагоприятному, - 1. Результаты шкалирования представлены в табл. 2

Таблица 2

55 Коричневый

Цвет по Люшеру Синий Зеленый Красный Желтый а о ь <о 0 1 Черный Серый

1 2 3 4 5 6 7 0

Присвоенное значение 5 6 8 7 4 3 1 2

В выборку вошли 197 курсантов только второго курса обучения, с тем чтобы исключить различия в учебно-служебной деятельности.

По формуле коэффициента ранговой корреляции Спирмена:

1 - 6*1 (с12) 5 - 1)

где (1 - разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого, N - количество ранжируемых значений (количество испытуемых).

Исходя из заданных нами параметров был получен коэффициент ранговой корреляции г5 = 0,37, что соответствует умеренной корреляции. Г1о таблице критических значений выборочного коэффициента корреляции рангов (10) для данной выборки и полученного значения коэффициента р = 0,01 (достаточный уровень статистической значимости), что подтверждает достоверность полученных результатов.

Алгоритм интерпретации полученных данных отличается от традиционного (по Люшеру - присвоение цвету определенного значения), и вырабатывался нами в течение пяти лет, путем многократного применения методики с последующей экспертной оценкой полученных результатов в ходе интервьюирования.

Анализ полученных данных начинается с выделения зон негативных установок, которые ассоциируются у испытуемого с цветами 6 (коричневый), 7 (черный), 0 (серый). Такое выделение дает психологу информацию о наличии конфликтных социальных зон, которую можно использовать в собеседовании. Методом "активного слушания", уточняющих вопросов о возможных трудностях в адаптации к условиям учеб-

но-служебной деятельности психолог может определить причину возникновения негативных установок у курсанта. Оценить интенсивность негативного восприятия курсанта помогает цвет. Цвет 6 (коричневый) свидетельствует о негативном восприятии и возможном конфликте, цвет 7 (черный) - о ярко выраженном негативном восприятии или остром конфликте, цвет 0 (серый) - о неприятии, желании избежать, самоустраниться, о защитной позиции. Преобладание указанных цветов в оценке предлагаемых понятий свидетельствует о состоянии дезадаптации, высокой конфликтности.

Цвет 5 (фиолетовый) может быть расценен неоднозначно. Преобладание его в выборах свидетельствует о повышенной тревожности, напряженности. Если же выбор этого цвета единичен, то это можно расценить как обеспокоенность и характеризовать установку с положительной стороны. Например, понятие "моя учеба"', ассоциирующееся у курсантов с цветом 5, свидетельствует о напряжении, которое они испытывают в учебном процессе, и их обеспокоенности его результатами.

Определить направленность ориентации личности курсанта, выделить его ярко выраженные мотивы можно путем оценки его выборов цвета 3 (красный), который свидетельствует об активности и стремлении. Если же такой цвет преобладает в выборах испытуемого, это говорит об общей повышенной личностной активности или гиперактивности. В целом преобладание какого-либо цвета в выборах свидетельствует о наличии определенной личностной черты, соответствующей цвету: 1 (синий) - инфантильность; 2 (зеленый) -уравновешенность, стабильность, постоянство, инертность; 4 (желтый) - жизнерадостность, оптимизм, отсутствие жизненного опыта, возможно, беспечность; 5 (фиолетовый) - тревожность; 6 (коричневый) - пессимизм, утомленность, астения; 7 (черный) - стресс, конфликт, пик негативного эмоционального напряжения; 0 (серый) - нигилизм, замкнутость, защитные реакции.

Выделив зоны негативных установок, необходимо установить возможные взаимосвязи между ними. Под взаимосвязью мы понимаем идентичность установок, т. е. испытуемый одинаково оценивает два или более понятия. Например, понятия "моя будущая профессия" и "мои родители" ассоциируются у молодого человека с одним цветом. Это может свидетельствовать о том, что выбор будущей профессии определен желаниями и представлениями родителей. Или если негативная оценка понятия "моя будущая профессия" идентична оценке понятия "мой начальник курса", можно утверждать, что причиной негативной профессиональной установки являются взаимоотношения с начальником курса, возможно, неверно построенная им индивидуально-воспитательная работа, возможно, обида курсанта, вызванная неадекватным восприятием наказания, замечания и т.п.

При анализе полученных данных необходимо учитывать не только интерпретацию цветов, но и значение составляющих установки на учебно-служебную деятельность, которые обозначены понятиями. Значение таких понятий, как "мой учебный взвод", "мой начальник курса", "мои преподаватели", "моя семья", "моя учеба", "моя будущая профессия", -составляющих профессиональных установок курсанта вуза МВД - достаточно ясно. Но на интерпретации оценок понятий, отражающих психологические факторы ("мое настроение в институте", "мое здоровье, самочувствие", "мое будущее"), необходимо остановиться подробнее.

Предлагая оценить понятие "мое настроение в институте", мы диагностируем эмоциональную составляющую установки на учебно-служебную деятельность. Ассоциации с понятием "мое здоровье, самочувствие" дают психологу информацию о возможных психосоматических реакциях в состоянии стресса, конфликта, дезадаптации, свидетельствуют о наличии заболевания, указывают на тип психосоматического реагирования. К примеру, оценка этого понятия цветом 0 (серый) свидетельствует о переоценке своего здоровья и о

пренебрежительном отношении к нему. Оценка этого же понятия цветом 5 свидетельствует о предрасположенности решать проблемы психологического характера "бегством в болезнь". Цвета 6, 7 в этом случае свидетельствуют о заболевании, астении.

Понятие "мое будущее" позволяет нам оценить основные жизненные мотивы (избеганию неудачи соответствует цвет 6, достижению успеха-цвет 3), оптимистичность, пессимистичность молодого человека, насколько он сам надеется выйти из сложившейся ситуации (например, конфликта и неудачи), насколько он связывает выбранную профессию со своим будущим. Этот же показатель может диагностировать возможность аутоагрессивных форм поведения либо боязни (защитной реакции) перед предстоящим, планируемым, будущим. На них указывает выбор цвета 0.

Обследование курсантов с помощью предлагаемой методики целесообразно проводить неоднократно, с целью последующего анализа динамики изменений профессиональных установок на протяжении всего периода обучения, но было бы неразумным в работе психолога опираться только на данные, полученные с ее помощью. Психодиагностика должна быть комплексной, с тем чтобы разносторонне оценить ситуацию и личность курсанта для дальнейшей их коррекции.

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Проблема выявления профессиональных установок курсантов является ключевой в изучении качества их профессиональной мотивации, причин детерминации их поведения, имеющего значение в процессе адаптации к учебно-слу-жебной деятельности.

2. Разработанная нами методика изучения профессиональных установок курсанта вуза МВД является достоверной и дает необходимую информацию психологу для эффективной индивидуальной психокоррекционной работы но психологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса. Изучение профессиональных установок курсанта позволяет определить слабые стороны учебно-воспитательного процесса, в каждом конкретном случае оказать психологическую помощь в адаптации курсанта к условиям учебы и службы, дать обоснованные рекомендации руководителям по оптимизации учебно-воспитательного процесса, по индивидуально-воспитательной работе с курсантом. Методика рекомендуется для использования сотрудниками подразделений психологического обеспечения образовательных учреждений МВД, практических органов внутренних дел для сопровождения процесса адаптации сотрудников к профессиональной деятельности, при отборе на службу, при психологическом сопровождении их профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анастази А. Психологическое тестирование. - М., 1982. - Кн. 2.

2. Бажин Е. М, Эдкин А. М. Изучение эмоционального значения цвета // Психологические методы исследования личности. - Л., 1978.

3. Измаилов Ч. А., Волков Н. Н. Взаимосвязь между эмоциями и цветом // Авиационная эргономика и подготовка летного состава: Труды НИИ гражданской авиации. - М., 1983. -Вып. 220.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

5. Обзоров Н. Н., Копеина Н. С. Психологическое обеспечение учебно-воспитательной работы в вузе // Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе. - Л., 1985.

6. Плохинский Н. А. Биометрия. - 2-е изд. - М., 1970.

7. Рахматулина Ф. М. Мотивы учебной деятельности в мо-тивационной сфере личности //' Прикладная психология в высшей школе,- Казань, 1979.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб., 1996.

9.Со6чик Л. И. Введение в индивидуальность, - М., 1999.

10.Урбах Ю. В. Биометрические методы, статистическая обработка данных в биологии, сельском хозяйстве и медицине. - М.: Наука, 1964.

11. Яншин П. П. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. - Самара, 1996.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ

Н. Н. Закирова, нач. отделения, К. В. Ушакова, ст. психолог, А. Ю. Дергачева, психолог

Управление вневедомственной охраны при УВД Кемеровской области

Адаптация - это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатывае-мости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.

Служба в ОВД соотносится с военной службой, характеризующейся повышенной социальной и профессиональной ответственностью, и требует от сотрудников значительного напряжения и самоотдачи.

Адаптация молодых сотрудников является важным этапом в ходе их профессионального становления и личностного развития. Сотрудникам необходимо принять новую для них социальную роль - сотрудника вневедомственной охраны. Принятие такой социальной роли не может произойти спонтанно, необходима большая и напряженная внутренняя работа. Процесс адаптации может длиться до одного года.

Процесс трудовой адаптации включает в себя такие аспекты, как:

- психофизиологический - приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда (монотонность, режим, ритм работы, оснащенность рабочего места и т. д.);

- социально-психологический - включение сотрудника в систему взаимоотношений коллектива, с его традициями, нормами жизни, ценностями. В ходе такой адаптации сотрудник получает информацию о деловых и личностных взаимоотношениях в коллективе, о формальных и неформальных группах, о социальных позициях каждого члена коллектива. Эту информацию он воспринимает, соотнося ее со своим жизненным опытом, со своими ценностями;

- профессиональный - дополнительное освоение профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально необходимых качеств, положительного отношения к своей работе;

- организационный - усвоение роли и организационного статуса своей должности и подразделения в общей системе целей и организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в производственном процессе.

Несмотря на различия между аспектами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников требует комплекса мероприятий, обеспечивающих быстроту и успешность адаптационного периода.

Под психологическим обеспечением процесса адаптации молодых сотрудников понимается система организационных и психологических мероприятий, направленных на совершенствование работы с кадрами и повышение профессиональной эффективности личного состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.