Научная статья на тему 'Психосемантические методы экспресс-диагностики риска суицидального поведения'

Психосемантические методы экспресс-диагностики риска суицидального поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
740
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОСЕМАНТИКА / ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ МОТИВОВ / ПСИХОДИАГНОСТИКА РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / PSYCHOSEMANTICS / PSYCHOSEMANTIC METHODS OF ANALYSIS / THE DETERMINATION OF PATHOLOGICAL MOTIVES / PSYCHODIAGNOSTICS OF THE RISK OF SUICIDE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Александра Михайловна

Статья посвящена вопросам психодиагностики суицидального поведения методами прикладной психосемантики. На основе проведенного эмпирического исследования обосновывается применение психосемантическоого инструментария диагностики риска суицидального поведения в работе психолога органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Александра Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychosemantic methods of express diagnostics of the risk of suicide behavior

The article deals with the questions of psychodiagnostics of suicide behavior with the methods of applied psychosemantics. On the basis of empirical investigation the author proves the use of psychosemantic techniques in the diagnostics of the risk of suicide behavior in the work of the psychologist of the Internal Affairs agencies.

Текст научной работы на тему «Психосемантические методы экспресс-диагностики риска суицидального поведения»

Психология

УДК 34.08:159.9 (072.5) А.М. Иванова*

Психосемантические методы экспресс-диагностики риска суицидального поведения

Статья посвящена вопросам психодиагностики суицидального поведения методами прикладной психосемантики. На основе проведенного эмпирического исследования обосновывается применение психосемантическоого инструментария диагностики риска суицидального поведения в работе психолога органов внутренних дел.

Ключевые слова: психосемантика, психосемантические методы анализа, определение патологических мотивов, психодиагностика риска суицидального поведения.

A.M. Ivanova*. Psychosemantic methods of express diagnostics of the risk of suicide behavior.

The article deals with the questions of psychodiagnostics of suicide behavior with the methods of applied psychosemantics. On the basis of empirical investigation the author proves the use of psychosemantic techniques in the diagnostics of the risk of suicide behavior in the work of the psychologist of the Internal Affairs agencies.

Keywords: psychosemantics, psychosemantic methods of analysis, the determination of pathological motives, psychodiagnostics of the risk of suicide behavior.

Изложенные в нормативных правовых актах цели и задачи морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел требуют внедрения в практику методов, которые учитывают личностный принцип и реализуют индивидуальный подход, что является важнейшими положениями психологии. Однако опыт практических психологов системы МВД России показывает, что на современном этапе практическая психодиагностика лучше приспособлена к работе с отдельными функциями, «выборками», нормами, чем с человеком как с целостной системой. Для обеспечения всестороннего качественного изучения особенностей личности и мотивации сотрудников органов внутренних дел представляется целесообразным дополнить перечень методик психодиагностического инструментария практического психолога органов внутренних дел методами психосемантического анализа. Применение данных методов позволяет получить более достоверную, объективно характеризующую личность сотрудника органов внутренних дел информацию как не искаженную сознанием субъекта, так и не ограничен—ную искусственными условиями обследования. Психосемантический подход, заключающийся в анализе психической деятельности с точки зрения конструкции смыслов в ней, позволяет быстро и достоверно определять наличие патологических мотивов, оценивать риски аддиктивного, в т.ч. суицидального поведения, предоставляет возможность рассматривать «расстройства» связей и, следовательно, значений отдельных семантических элементов психики как следствие и как возможную причину негативных психологических проявлений в личности сотрудников органов внутренних дел [6, с. 18].

Психосемантический метод диагностики позволяет тестировать неосознаваемые сферы психики личности и дает возможность определять истинное отношение сотрудника к тем или иным аспектам его оперативно-служебной деятельности, выявлять особо значимые семантические образования путем прямого доступа к семантическим структурам памяти, минуя контролирующую функцию сознания. Полученная с помощью психосемантического инструментария информация о наличии и значимости «болевых точек» в подсознании субъекта может найти применение в психокоррекции и в психотерапии. Психосемантический анализ может осуществляться как с использованием аппаратурно-программных комплексов, так и в форме бланковых методик. Диагностический аппарат прикладной психосемантики позволяет перейти от номотетического описания личности к описанию идеографическому, основанному

* Иванова, Александра Михайловна, доцент кафедры педагогики и социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1. Тел.: 8921-992-42-37. E-mail: [email protected].

* Ivanova, Alexandra Mikhailovna, assistant professor of the chair of Pedagogics and Social Psychology of the Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, the candidate of psychological sciences. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. 8921-992-42-37. E-mail: [email protected].

© Иванова А.М., 2016

Психология

на выделении категорий уникальных для данного конкретного человека. В ходе обследования испытуемый оценивает ряд объектов действительности по специально разработанным шкалам. Таким образом, измерение субъективных значений основывается на внутрииндивидуальных, а не на межиндивидуальных различиях или понятии групповой нормы. Психосемантические методы дают диагностически значимую структурно-количественную информацию об организации индивидуальных систем значений и отношений, позволяют включить в научный анализ не только общее и типичное, но единичное и уникальное в личности каждого человека. В рамках психосемантического подхода И.Л. Соломиным разработана «методика цветовых метафор». Применение психосемантической методики цветовых метафор в рамках психологического сопровождения профессиональной подготовки и служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел позволяет решать следующие задачи:

- измерение как осознанных, так и неосознаваемых отношений человека к себе, другим людям и различным видам деятельности, например, диагностика отношения сотрудника к оперативно-служебной деятельности, к руководству подразделения, к служебному коллективу;

- защищенное от неискренности выявление реальных мотивов человека, в т.ч. тех, которые он скрывает от других, диагностика подлинных представлений и переживаний человека, утаиваемых им чувств, замыслов и намерений;

- определение содержания побуждений к конкретным видам деятельности, в частности, познавательных, социальных, материальных и других мотивов служебной и учебной деятельности;

- диагностика силы различных потребностей - витальных, в безопасности, в социальных связях, в самоуважении и самоактуализации, испытываемых человеком в различных жизненных ситуациях [7, с. 2-13].

Для проведения диагностики необходимо иметь набор стандартных цветных карточек, соответствующих тесту М. Люшера. Методика цветовых выборов может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Перед испытуемым ставится задача обозначить каждое понятие из списка определённым цветом, который, по его мнению, лучше всего подходит. Методика цветовых выборов позволяет создать список понятий, характеризующий деятельность, потребности и жизненные ценности, различные эмоциональные переживания, разных людей, включая и самого испытуемого, а также различные периоды времени и события. Конкретный состав списка понятий определяется содержанием решаемой задачи. Подобранный список понятий предлагается испытуемому в виде бланка. Поскольку понятий больше, чем цветов, один цвет можно использовать для обозначения нескольких понятий. Затем испытуемый оценивает цвета в зависимости от их привлекательности: от самого приятного к самому неприятному. Таким образом, в ходе обработки для каждого понятия выставляется ранг в зависимости от места нахождения цвета в шкале привлекательности. Выводы делаются в результате анализа сгруппированных понятий.

По алгоритму «методики цветовых метафор» был разработан комплекс психосемантических методик экспресс-диагностики скрытой и скрываемой мотивации [5, с. 46-60], в состав которого вошла методика «Экспресс-диагностика риска суицидального поведения». Проведенное обширное эмпирическое исследование [4] подтвердило целесообразность применения комплекса психосемантических методик экспресс-диагностики скрытой и скрываемой мотивации в дополнение к утвержденным Департаментом государственной службы и кадров МВД России. Апробированный психосемантический метод анализа скрытой и скрываемой мотивации представляет собой вполне алгоритмизованную процедуру, позволяющую проникнуть в индивидуальный внутренний мир человека и получить в высокой степени индивидуализированную информацию о нём, которая, однако, соотносима с заданными количественными критериями надежности и может быть во многих случаях подвергнута независимой перепроверке. Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского университета МВД России, в нём приняли участие 926 курсантов и слушателей.

Тестирование проводилось в группах. Каждому испытуемому предлагалось сопоставить предложенные в бланке понятия с представленными на стенде цветными карточками (карточки методики цветовых метафор И.Л. Соломина - 8 цветов, отпечатанных типографским способом, пронумерованные). Методика «Экспресс-диагностика риска суицидального поведения» содержит 56 понятий, в число которых, кроме контрольных понятий («моё прошлое», «моё настоящее», «моё будущее», «какой я на самом деле», «каким я хочу быть», «моя служба», «жизнь», «дружба», «семья»), включены также реперные понятия («саморазрушение», «самоубийство», «отчаяние», «смерть», «отравление», «обреченность», «страдание»). Напротив каждого понятия испытуемые отмечали номер того цвета, с которым данное понятие у них ассоциируется. В завершение работы испытуемым предлагалось проранжировать представленные восемь цветов от самого приятного к самому неприятному.

Необходимо отметить, что психологическое определение цвета как устойчивой семантической структуры, соотнесённой с эмоционально-личностными особенностями человека и его психическим состоянием, было предложено П.В. Яньшиным. В своей монографии «Психосемантика цвета» он указывает на наличие объективной связи между феноменологией восприятия и переживания цвета и такими психологическими категориями, как образ мира, регуляция поведения и деятельности, развитие индивидуального сознания. Таким образом, выбор цвета, его предпочтение отражает эмоциональное (личностно-смысловое) отношение субъекта к миру, значимому другому и самому себе, а цветовой образ может выступать аналогом высказывания. Интерпретации значения конкретных цветов могут осуществляться в различных контекстах - физиологическом, эмоциональном, интеллектуальном, морально-этическом [9].

Иванова А.М. Психосемантические методы экспресс-диагностики риска суицидального поведения

Обнаружено, что график распределения частот по каждому понятию психосемантической методики «Экспресс-диагностика риска суицидального поведения» соответствует графику монотонной функции, т.е. каждое понятие имеет однозначную групповую оценку: положительную или отрицательную. Такое распределение указывает на наличие четко сформированных установок, групповых ценностей и норм поведения. Следовательно, лица, чьи оценки не соответствуют средне групповому значению, не разделяют общественное мнение и, возможно, их поведение не соответствует общепринятым нормам. У большинства опрошенных понятия «жизнь», «счастье», «дружба», «семья» обозначены самым привлекательным цветом и им присуждается минимальный ранг. Отклонение от среднегрупповых оценок, перенос базовых потребностей на последние места рейтинга свидетельствует об утрате интересов, апатии и развивающейся депрессии.

Максимальные средние оценки (наибольший ранг) получили такие понятия как «смерть» и «самоубийство». Также источником стресса являются «конфликты», «потери», «проблемы» и «неудачи». Эти события вызывают целый ряд негативных переживаний и страданий: «разочарование», «обреченность», «отчаяние», «страх», «боль». По результатам тестирования ряд курсантов и слушателей, для которых понятия «смерть» и «самоубийство» отражают актуальные потребности, были включены в группу повышенного психолого-педагогического внимания. С каждым из них проводились психокоррекционные мероприятия. Также был проведен сравнительный анализ результатов исследования по методике «Экспресс-диагностика риска суицидального поведения» и методике «Кассандра» [8], в ходе которого общая выборка «курсанты» была равномерно разделена на две группы. Первую группу составили лица, имеющие опыт суицидального поведения (попытки суицида в анамнезе). Вторую, контрольную группу, - лица, не обладающие подобным опытом. Сравнительный анализ с применением непараметрического статистического критерия Манна-Уитни-Вилкоксона в модификации Имана по этим двум группам испытуемых выявил следующие различия:

- средние значения по шкале «риск нервно-психического срыва» методики «Кассандра» в группе 1 существенно превышают данный показатель в группе 2 (а = 0,01);

- средние значения рангов понятия «моё прошлое» методики «Экспресс-диагностика риска суицидального поведения» в группе 1 выше, чем аналогичный показатель группы 2 (а = 0,05).

Таким образом, у испытуемых, имеющих в анамнезе опыт суицидального поведения, наблюдаются высокие показатели (Mx = 6.4) по шкале «риск нервно-психического срыва» методики «Кассандра», что свидетельствует о склонности реагировать на эмоционально-значимые события и стрессовые воздействия развитием пессимистичных настроений. Также указанная группа испытуемых демонстрирует более критичное и негативное отношение к событиям своего прошлого. Достоверных различий по остальным измеряемым параметрам обнаружено не было.

На следующем этапе обработки результатов исследования общая выборка «курсанты» снова была разделена на две группы. Основанием разделения послужили результаты по методике «Экспресс-диагностика риска суицидального поведения»: эмоциональное отношение испытуемых к понятию «самоубийство». К первой группе были отнесены курсанты, у которых данное понятие отражает актуальную потребность (средние значения ранга минимальны = 1-2). Вторую группу - курсанты, чьи оценки понятия «самоубийство» в полной мере соответствуют групповым нормам (средние значения ранга максимальны = 8).

Достоверные различия были выявлены в отношении следующих параметров:

- средние значения рангов понятий «смерть», «саморазрушение», «страх», «отравление», «разочарование» в 1 группе испытуемых существенно ниже, чем в группе 2 (а = 0,01);

- средние значения рангов понятия «счастье» в 1 группе выше, чем в группе 2 (а = 0,01).

Полученные данные свидетельствуют, что у курсантов, для которых понятия «самоубийство» и

«смерть» актуальны, базовые потребности (например, «счастье») отнесены на второй план, а средние значения рангов понятий «саморазрушение», «страх», «отравление», «разочарование» существенно отличаются от среднегрупповых значений. Проведенный методом «полярных групп» сравнительный анализ, подтвердивший наличие достоверных различий показателей методики «Экспресс-диагностика риска суицидального поведения», позволяет оценить критериальную валидность предложенной психосемантической методики на достаточном уровне.

Корреляционный анализ достоверных связей между показателями по шкале «риск нервно-психического срыва» стандартизированного опросника «Кассандра» и ранговыми оценками реперного понятия «самоубийство» психосемантической методики «Экспресс-диагностика риска суицидального поведения» не выявил. Можно предположить, что выделенные параметры описывают различные качества и свойства. Так, методика «Экспресс-диагностика риска суицидального поведения» ориентирована на оценку актуального психического состояния, а опросник «Кассандра» - в большей степени на выявление фактов суицидального поведения в прошлом. Таким образом, бланковая форма модифицированной методики «цветовых метафор» И.Л. Соломина - методика «Экспресс-диагностика риска суицидального поведения» позволяют сравнивать структуру и содержание патологической мотивации и эмоциональных отношений различных групп испытуемых. Использование приёма опосредованного шкалирования позволяет избежать сознательной маскировки испытуемым истинных мотивов своего поведения.

В случае выявления сотрудника органа внутренних дел с неадекватной реакцией на реперное понятие мы предлагаем отнести его к «группе риска». В данном случае «группа риска» представляет собой категорию лиц, структура психосемантической сферы личности которых определяет повышенную вероятность возникновения состояний дезадаптации, психосоматических

Психология

расстройств, социально неодобряемого поведения, агрессии и аутоагрессии, приводящих к снижению эффективности профессиональной деятельности и подготовки. За сотрудниками, отнесенными к «группе риска», необходимо установить динамичное наблюдение в целях оказания своевременной помощи и осуществлять психологическое сопровождение данной категории лиц.

Таким образом, «методика цветовых метафор», предложенная И.Л. Соломиным, и её модификация - психосемантическая методика

«Экспресс-диагностика риска суицидального поведения» - достаточно универсальны и позволяют решать широкий круг задач, актуальных для современной психологической практики.

Психосемантический анализ выявляет не только сознательно скрываемую информацию, но и скрытую, по большей части недоступную сознанию человека. М.А. Конобеевский указывает, что методы прикладной психосемантики целесообразно использовать с целью установления наличия и содержания невротических комплексов, определения иерархии основных мотивов поведения и наличия патологических мотивов (например, алкоголизации, склонности к суициду), установления причины стрессовых состояний, информационных (семантических) признаков ранних проявлений пограничных психических и психосоматических расстройств, включая различные аспекты профессиональной патологии [6, с. 88].

В деятельности практических психологов силовых ведомств психосемантические методы исследования и моделирования могут использоваться для решения следующих задач.

1. Профессиональный психологический отбор. Применение психосемантических методов анализа, наравне с традиционными стандартизированными методиками, обеспечивает всестороннее изучение таких важнейших свойств личности кандидата на службу или учёбу в органы внутренних дел, обусловливающих пригодность к оперативно-служебной деятельности, как:

- социально-мотивационные качества (смысложизненные ориентации, уровень социальной ответственности личности);

- профессионально-мотивационные качества (мотивы выбора профессии и деятельностные ценностные ориентации);

- сформированность индивидуального правосознания и нравственных убеждений (принципиальность, соблюдение норм общественной морали);

- морально-психологическая подготовленность.

2. Адаптация молодых сотрудников. Успешная адаптация молодых сотрудников органов внутренних дел проявляется прежде всего в овладении профессиональными приёмами и методами работы, в усвоении групповых ценностей и норм поведения, т.е. в формировании профессиональных стереотипов. Использование психосемантических методик позволяет осуществлять мониторинг процесса интеграции молодых сотрудников в коллектив, помогает своевременно отслеживать изменения, происходящие как с самим новичком, так и с коллективом в связи с его появлением.

3. Психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение. Прогнозирование эффективности управленческой деятельности опирается на изучение как индивидуально-психологических и организаторских способностей, так и мотивационной направленности сотрудников органов внутренних дел, состоящих в резерве кадров на выдвижение. Применение методов психосемантического анализа способствует решению этой задачи.

4. Оценка качества социально-психологического климата и профилактика деструктивных проявлений в коллективах органов внутренних дел. С целью осуществления мониторинга социально-психологического климата в подразделениях органов внутренних дел необходимо учитывать значимость следующих компонентов психосемантической сферы личности сотрудников:

- отношение к коллегам и профессиональной деятельности;

- лидерские качества (персонификация неформальных лидеров в коллективах);

- наличие деструктивных мотивов у сотрудников и др.

Имеющиеся в настоящее время на вооружении практических психологов органов внутренних дел типовые методики для диагностирования социально-психологического климата в коллективе обладают рядом существенных недостатков, их информативность и надёжность заметно ограничены.

5. Психологическая подготовка сотрудников к действиям в особых (экстремальных) условиях. Психосемантический анализ психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к действиям в особых (экстремальных) условиях необходимо осуществлять по следующим критериям:

- формирование и развитие у сотрудников внутренней организованности и дисциплинированности, моральных основ честного и ответственного выполнения оперативно-служебных задач;

- мотивация сотрудников на самоотверженные действия при осуществлении оперативно-служебной деятельности;

- психологическая совместимость сотрудников;

- качество психологической и социальной адаптации.

Методы прикладной психосемантики позволяют определить причины многих нарушений социально-психологической адаптации сотрудников органов внутренних дел, эффективно и быстро решать задачи, связанные с мониторингом трудоспособности, работоспособности и здоровья человека.

6. Скрининговые исследования. Психосемантические методы анализа чрезвычайно эффективны для выявления «групп риска» (например, лиц, характеризующихся высоким риском аддиктивного или суицидального поведения) внутри многочисленных сравнительно однородных коллективов в условиях дефицита времени.

Ильина В.А. К вопросу об уровнях познаний объекта судебно-психологической экспертизы

7. Профориентация. Психосемантическая методика «цветовых метафор» И.Л. Соломина, давно и успешно применяемая в профориентационной работе, предназначена для решения следующих задач:

- защищённое от неискренности выявление реальных мотивов человека, в т.ч. тех, которые он скрывает от других людей;

- определение побуждений к конкретным видам деятельности, в частности, познавательных, социальных, материальных и других мотивов трудовой и учебной деятельности;

- диагностика силы различных потребностей - пищевых, сексуальных, в сне и отдыхе, в безопасности, в общении, во власти, испытываемых человеком в различных жизненных ситуациях

- дома, на работе, при контактах с различными людьми.

В современных условиях, когда предъявляются новые требования к личности и уровню профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел, в т.ч. закрепленные законодательно [1; 2], применение методов психосемантического анализа позволяет повысить уровень надёжности профессионального психологического отбора, облегчает выполнение задач по подбору кадров в органах внутренних дел.

Список литературы

1. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 7020.

2. Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 50 (ч. 6). - Ст. 7075.

3. Приказ МВД России от 2 сентября 2013 № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - URL: http://etkovd. ucoz.ru/index/prikazy_mvd_rf_2013_god_s_601_po_800/0-114.

4. Иванова, А. М. Процедуры психосемантического анализа в профессиональном психологическом отборе // Актуальные проблемы профессионального отбора в образовательные учреждения МВД России : материалы рег. кр. стола. СПб., 25 фев. 2011 г. / СПб ун-т МВД России.

- СПб., 2011. - С. 71-74.

5. Иванова, А. М. Психосемантическая сфера личности сотрудников органов внутренних дел: монография. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 132 с.

6. Конобеевский, М. А. Психосемантическая сфера личности сотрудников исправительных учреждений : дис. ... канд. психол. наук. - Рязань, 2001. - 168 с.

7. Соломин, И. Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. - СПб.: Речь, 2006. - 280 с.

8. Юренкова, В. А. Психодиагностическая оценка риска наркомании и особенности ее психопрофилактики в образовательных организациях МВД России : монография. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 134 с.

9. Яньшин, П. В. Психосемантика цвета. - СПб.: Речь, 2006. - 368 с.

УДК 340.63 В. А. Ильина*

К вопросу об уровнях познания объекта судебно-психологической экспертизы

В статье проводится сравнительный анализ свойств и признаков объекта судебно-психологической экспертизы. Выделенные автором формально-правовой, общеэкспертный и частноэкспертный уровни познания имеют своей целью дифференциацию и интеграцию свойств объекта судебно-психологической экспертизы, позволяющую конкретизировать его понятие.

Ключевые слова: судебная экспертиза; судебная экспертология, судебно-психологическая экспертиза; объект исследования.

V.A. Ilyina*. On the issue of levels of psychological expertise object cognition. The article focuses on comparative analysis of properties and characters of psychological expertise in court. The author points out formally legal, generally expert and specially expert levels of psychological expertise object cognition targeted at both differentiation and integration of the object's properties and allowing to specify this notion.

* Ильина, Валентина Анатольевна, доцент кафедры организации и методики уголовного преследования, Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ. Кандидат психологических наук, доцент. Юрист 3 класса. Адрес: Россия, 664035, г. Иркутск, ул. Шевцова, 1. Тел. 8-914-909-16-38. Эл. почта: [email protected].

* Ilyina, Valentina Anatolyevna, Associate Professor of the Chair of Organization and Methods of Criminal Prosecution of the Irkutsk Law Institute (Branch) of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. PhD in Psychology, Associate Professor. Jurist, 3d class. Addressee: Russia, 664035, Irkutsk, Shevtsova str., 1. Ph.: 89149091638. E-mail: [email protected].

© Ильина, В.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.