Научная статья на тему 'Психосемантика психологической работы с личным составом органов внутренних дел: от актуального до ретроспективного исследования субъекта деятельности'

Психосемантика психологической работы с личным составом органов внутренних дел: от актуального до ретроспективного исследования субъекта деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая работа / психосемантический подход / психосемантическое пространство / организационные модели / алгоритмы психологического сопровождения / psychological work / psychosemantic approach / psychosemantic space / organizational models / psychological support algorithms

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кутырёв Михаил Андреевич

Психологическая работа с личным составом органов внутренних дел должна строится с учётом индивидуально-личностных особенностей сотрудников и выполняемой ими оперативно-служебной деятельности в конкретных условиях. Для изучения представлений субъекта о себе и окружающей действительности, а также прогнозирования поведения в определенных ситуациях, целесообразно применять методологические основы психосемантического подхода к морально-психологическому сопровождению сотрудников органов внутренних дел. В настоящей статье предложены организационные модели для построения алгоритмов психологической работы, направленные на выявление и изучение бессознательных (подсознательных) смысловых интенций личности сотрудников органов внутренних дел с учётом их специфики деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кутырёв Михаил Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychosemantics psychological work with the personnel of law-enforcement bodies: from the current retrospective study to the subject of activity

Psychological work with the personnel of law-enforcement bodies should be tailored individually-personal features of employees and they perform the operational activity under specific conditions. In order to study the subject of representations of themselves and the surrounding reality and predict the behavior in certain situations, it is advisable to apply methodological bases psychosemantic approach to moral and psychological support of law enforcement officers. In this article the organizational model for the construction algorithms psychological work aimed at identifying and studying the unconscious (subconscious) meaning intentions of the person of employees of internal affairs bodies, taking into account their specific activities.

Текст научной работы на тему «Психосемантика психологической работы с личным составом органов внутренних дел: от актуального до ретроспективного исследования субъекта деятельности»

Психология

22 5) у испытуемых после СИП можно конста- иную конфигурацию тестовых оценок остаточных

гч тировать повышение способности реалистично знаний и психодиагностических показателей, кото-

Р ощущать, воспринимать и оценивать самих себя в рая свидетельствует о том, что повышение показа-

^ «зеркале» межличностного взаимодействия, а также телей тестовых оценок остаточных знаний ОД УУП

% доверительности в отношениях с окружающими; и ИТО положительно взаимосвязано с конструк-

¡Щ 6) результаты корреляционного анализа (по тивными психодинамическими характеристиками

О Спирмену) показали наличие достоверно значимых личности, а повышение показателя АДП связано со

(£ (р < 0,05) корреляционных связей между показате- снижением деструктивно-дефицитарных психодина-

ЧВ лями итоговых тестовых оценок (ИТО), остаточных мических показателей;

§ знаний и психодиагностическими показателями до и 9) отмечено положительное влияние (р < 0,01)

¡2 после СИП; СИП на развитие профессиональной идентичности

| 7) факторный анализ общей совокупности и общей дезадаптации у курсантов женского пола.

а тестовых оценок остаточных знаний и психодиаг- Подводя итоги проделанной работы, авторы

| ностических показателей позволил получить отчёт- статьи считают возможным сделать вывод, что со-

^ ливое представление о взаимосвязи профессиональ- вокупность предлагаемых методик создаёт пред-

2 но-специализированных и личностных компетенций посылки для создания оценочных материалов, по-

§ испытуемых; зволяющих выявлять степень подготовленности

а 8) факторный анализ результатов обследова- сотрудников полиции в рамках предлагаемой систе-

ния испытуемых, проведенных после СИП, показал мы научно-методического обеспечения.

<и н

д Список литературы

й

1. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 (в ред. от 1 марта 2011 г.) // Российская газета. - 2009. - 28 дек. - № 251.

^ 2. О полиции : федер. закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Российская газета. - 2011. - 8 фев. - № 25.

* 3. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные за-

конодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // Российская газета.

« - 2011. - 7 дек.

4. Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации : указ Президента РФ от 22 ноября 2012 г. № 1575 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 48. - Ст. 6668.

5. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции : приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 // Российская газета. - 2013. - 27 марта. - № 65.

6. Об утверждении Инструкции о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 10 января 2012 г. № 1 // Российская газета. - 2012. - 6 апр. - № 76.

7. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 [Электронный ресурс] // Сайт «Официальный интернет-портал правовой информации». - 2015. - 14 мая. - Режим доступа: М1р://"' pravo.gov.ru (дата обращения: 17.10.2017).

8. О ежегодном Всероссийском конкурсе МВД России «Народный участковый : приказ МВД России от 27 июля 2012 г. № 727 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс». - Режим доступа: Ьйр://'". consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=598702#0 (дата обращения: 17.10.2017).

9. Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040 [Электронный ресурс] // Сайт «Докипедия». -Режим доступа: http://dokipedia.ru/ document/5200338 (дата обращения: 17.10.2017).

10. Шаповал, В. А. Профессиональное психологическое здоровье сотрудников органов внутренних дел: диагностика, прогнозирование, мониторинг : монография. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. - 296 с.

© Игошин Н. А., Шаповал В. А., 2018

УДК 159.9 М. А. Кутырёв

КУТЫРЁВ, Михаил Андреевич, адъюнкт кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-921-96426-46, E-mail: [email protected].

KUTYRYOV Mikhail Andreyevich, postgraduate of the department of legal psychology, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1. Ph.: 8-921-964-26-46, E-mail: [email protected].

Кутырёв М. А. Психосемантика психологической работы с личным составом органов внутренних дел

Психосемантика психологической работы с личным составом органов внутренних дел: от актуального до ретроспективного исследования субъекта деятельности

Psychosemantics psychological work with the personnel of law-enforcement bodies: from the current retrospective study to the subject of activity.

Психологическая работа с личным составом органов внутренних дел должна строится с учётом индивидуально-личностных особенностей сотрудников и выполняемой ими оперативно-служебной деятельности в конкретных условиях. Для изучения представлений субъекта о себе и окружающей действительности, а также прогнозирования поведения в определенных ситуациях, целесообразно применять методологические основы психосемантического подхода к морально-психологическому сопровождению сотрудников органов внутренних дел. В настоящей статье предложены организационные модели для построения алгоритмов психологической работы, направленные на выявление и изучение бессознательных (подсознательных) смысловых интенций личности сотрудников органов внутренних дел с учётом их специфики деятельности.

Ключевые слова: психологическая работа, психосемантический подход, психосемантическое пространство, организационные модели, алгоритмы психологического сопровождения.

Psychological work with the personnel of law-enforcement bodies should be tailored individually-personal features of employees and they perform the operational activity under specific conditions. In order to study the subject of representations of themselves and the surrounding reality and predict the behavior in certain situations, it is advisable to apply methodological bases psychosemantic approach to moral and psychological support of law enforcement officers. In this article the organizational model for the construction algorithms psychological work aimed at identifying and studying the unconscious (subconscious) meaning intentions of the person of employees of internal affairs bodies, taking into account their specific activities.

Keywords: psychological work, psychosemantic approach, psychosemantic space, organizational models, psychological support algorithms.

Прохождение службы в органах внутренних дел является специфическим, сложно организованным видом деятельности, заключающемся в профессиональном регулировании и сохранении социального порядка посредством применения нормативно-правовых актов. К личности полицейского обществом предъявляются повышенные требования, ведь от уровня профессиональной компетентности и лич-ностно-нравственных качеств зависят состояние правопорядка и общественной безопасности граждан.

Изучение, анализ и оценка индивидуально-психологических особенностей личности кандидатов, поступающих на службу в органы внутренних дел, стажёров и сотрудников, перемещаемых по службе на другие должности в системе МВД России, и психологическое сопровождение их оперативно-служебной деятельности строится в соответствии с требованиями приказов МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» и от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации».

Проводимые в соответствии с требованиями ведомственных нормативных правовых документов мероприятия в рамках морально-психологического обеспечения ограничиваются преимущественно оценкой актуального функционального состояния сотрудника. При этом в стороне остаются наиболее сложные, глубинные структуры психики человека.

Развитие всей системы правоохранительной деятельности побуждает к поиску совершенно новых теоретических инструментов познания и оценки существующих проблем психологической среды [5, с. 7]. Для целостного изучения личности с целью прогнозирования успешности профессиональной

деятельности сотрудника и организации психологической работы с ним необходимо учитывать не только сознательные интенции личности, но и бессознательные сферы, и тем самым выявлять системные детерминанты поведения человека.

Обращение к закрытым, слабоструктурированным интенциям личности невозможно без использования специфических методов психодиагностики и оценки. Только путём изучения психодинамики сознательного и бессознательного в психогенезе личности можно построить прогностическую модель психологического сопровождения сотрудника органов внутренних дел. Эту задачу можно решить путём обращения к ресурсам психосемантического подхода.

В настоящее время психосемантика является областью психологической науки, занимающейся изучением генезиса, структуры и функционирования индивидуальной системы значений, опосредующей сознание личности. Эта система отражает процессы мышления, восприятия, памяти человека и образуется такими феноменами, как символы, образы, вербальные и невербальные формы, символические действия, единство языкового опыта, семантика поведения и т.д. Таким образом, психосемантический подход позволяет исследовать личность через изучение семиотических систем сознания, языковых референций личности и её духовных основ с учётом мотивационных тенденций и эмоциональных состояний субъекта.

При помощи методов психосемантического подхода можно получить данные относительно субъективных различий в переживании разными людьми одного и того же явления или события, например, причин тех или иных поступков. Основные методы психосемантики строятся на экспериментальном изучении субъективных пространств значений, выступающих проекцией категориальных структур созна-

Психология

22 ния, через призму которых происходит отражение человеком окружающего мира, других людей, себя Р самого. При построении семантического простран-^ ства отмечается «переход от языка, содержащего большой алфавит признаков описания, к более про-и стому и ёмкому языку формализации, содержащему си меньшее число категорий-факторов и выступающе-^э му своеобразным метаязыком по отношению к первому» [3, с. 79]. рр Психосемантическое моделирование в про-

цессе исследования личности позволяет описать ¡3 индивидуально-психологические особенности как ^ нарратив или историю развития личности в виде последовательных событий и трансформаций её отно-§ шений, иерархии ценностно-мотивационной сферы ^ в процессе жизнедеятельности. «Факт существова-го ния структур соответствия опыта и систем значений § человека позволяет ставить задачу моделирования а структур человеческого опыта структурами значений человека» [4, с. 18]. Таким образом, применение ¡2 моделирования в психологии субъективной семан-д тики раскрывает более объёмную субъективную кар-^ тину мира, мировоззрение личности. Это также по-|| зволяет создавать проекции идеальной психической ^ реальности - модели действительного мира. я Модели, выступая как системы значений, опи-

£ сывающих качественные характеристики явлений Р5 и объектов, могут задавать программу, алгоритмы действий психолога. Таким образом, в процессе моделирования мы можем определить смысловые репрезентации сотрудников полиции, относящиеся к сфере служебной деятельности как профессии, тем самым раскрывая уровень профессиональной идентичности.

Психологическая работа с личным составом органов внутренних дел в контексте психосемантического подхода представляется нам как сеть различного уровня и конфигурации моделей, содержащих смысловые узлы и их проекции, сконцентрированные на процессах понимания, диагностики, изучения, оценки, интерпретации и мониторинга бессознательных (глубинных) смысловых интенций личности сотрудников органов внутренних дел с учётом специфики его деятельности. Среди наиболее важных моделей для конструирования и мониторинга индивидуального психосемантического пространства сознания личности мы выделяем следующие.

1. Матричная модель представляет собой изучение личности кандидата на службу или сотрудника посредством выделения психосемантических связей анализируемых объектов и явлений окружающей действительности. В ходе построения матрицы дифференцируются и выделяются семантические структуры, характеризующие наличие или отсутствие необходимых признаков и свойств личности для осуществления оперативно-служебной деятельности.

2. Контекстуальная модель избирательно оперирует субъективными значениями, которыми наделяются объекты и явления в различных контекстах. На основе полученных психодиагностических данных о сотруднике интерпретируются выделенные семантические структуры и семантические интенции с учетом вида и особенностей оперативно-служебной деятельности. Так, результатом психосемантическо-

го исследования личности может выступать индикатор уровня агрессии. Высокий показатель агрессии допустим для сотрудника подразделений полиции специального назначения, но он отрицательно скажется на профессиональной деятельности сотрудника подразделений управления и кадрового обеспечения органов внутренних дел.

3. Ситуационная модель предполагает оценку и анализ действий сотрудника в конкретной ситуации с целью определения глубинных причин его поведения, а также учёта и коррекции актуальных психических состояний. Это диктует мероприятия морально-психологического сопровождения деятельности личного состава, проводимые как на регулярной основе в относительно спокойных (штатных) условиях, так и при изменении деятельности, носящей экстремальный, сопряженный с риском для жизни сотрудников характер.

4. Репрезентативная модель выражается в изучении неосознаваемых причин избирательного отражения и механизмов атрибуции объектов или явлений окружающего мира и их учёте в последующей ситуации взаимодействия. Исходя из данной модели, психологическую работу целесообразно осуществлять не только в подразделении (групповые формы работы), но и индивидуально с сотрудником как личностью. Здесь большую роль играет ценностно-смысловая сфера субъекта правоохранительной деятельности, уровень ее сформированности.

5. Сетевая модель, объединяя в некоторой последовательности этапы профессиональной деятельности, регистрирует каждый из них как конкретное событие и обеспечивает изучение глубинных понятий и смыслов сознания личности в соединении с универсумом всех её других понятий. Эта модель включает в себя предельные формы картины мира, которые идеализированы как результат экспликации в снятом виде характеристик, включающих в себя вариативные и инвариантные свойства каждой более узкой модели. Таким образом, она является высшим уровнем системности и охватывает обобщенную картину мира как отдельного сотрудника, так и всей системы органов внутренних дел в целом.

Предложенные модели выступают в качестве взаимосвязанных узлов и разворачиваются в единой психосемантической сети (пространства) правоохранительной деятельности, каждая точка которой может быть связана с другими и находится в непрерывном процессе самоизменения. Это позволяет в рамках сетевой методологии свободно перемещаться информации, знаниям, символам и образам, постоянно стремясь к расширению и уточнению картины мира.

Построение психологом алгоритмов работы происходит в разные периоды времени, в разных ситуациях профессиональной деятельности, а также в одно время и одних условиях. Это предполагает, что модели должны не просто сосуществовать, а при необходимости сравниваться и соединяться, позволяя всесторонне анализировать отражательную, интеграционную и трансформирующие способности сознания.

Таким образом, модели психологической работы выстраиваются в виде лабиринта взаимосвязанных узловых понятий и категорий, любое значение

Марчукова Ю. И. Ключевые характеристики и факторы формирования субъектно-профессиональной идентичности...

которых может стать определяющим для других. Это связано с тем, что наше ментальное пространство густо наполнено совокупностью значений, смыслов, образов, символов общественного и индивидуального сознания, порождаемых в процессе взаимодействия личности с окружающим миром. «Сгущение» значений и смыслов в структуре индивидуального сознания является источником появления смысловых узлов и матриц семантического пространства. Сознание не только воспринимает, переживает и отражает окружающий мир, но и, вступая в диалог с ним, создает собственный по лекалам его смысловой архитектуры. Являясь производным от субъективных знаний личности об окружающей действительности, семантическая сеть предполагает дифференциацию индивидуального и общественного сознания. Актуальные свойства какого-либо объекта или явления для каждого человека определяются ситуацией, в которой осуществляется его профессиональная деятельность.

Таким образом, не может быть единого алгоритма для всей системы морально-психологического сопровождения личного состава. Специфика интерпретации предложенных семантических моделей позволяет выстраивать алгоритмы психологического сопровождения правоохранительной деятельности с учетом индивидуально-личностных особенностей конкретного сотрудника, конкретной задачи и для конкретной ситуации.

Субъективные модели индивидуального психосемантического пространства сотрудников можно встроить в существующий психодиагностический комплекс психологической работы с личным составом. С помощью психосемантического подхода можно изучать не отдельные фрагменты психики человека, в буквальном смысле «разглядывая их через замочную скважину», а интерпретировать целостные субъективные семантические пространства, от-

ражающие глубинные интенции и индивидуальный опыт личности, специфику деятельности и взаимодействия с окружающими людьми. Посредством анализа системы категорирования и организации индивидуального и социального универсума в ходе восприятия и отражения окружающего мира можно определить поведение личности, раскрывая её адаптивность и гибкость. Так, любое действие, выступающее как своеобразный текст и язык личности, можно рассматривать как средство описания и группировки поведенческих актов в содержательные категории и, следовательно, построить семантическую сеть.

Организация психологической работы с учётом предложенных нами моделей позволяет спроектировать структуры субъективной системы значений для решения задач изучения, прогнозирования и организации оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Выстраивая алгоритмы психологической работы для прогнозирования поведения личного состава органов внутренних дел, психосемантические модели позволяют объяснить поведение сотрудника в конкретной ситуации как самостоятельно (при помощи одной модели), так и соподчинённо (выстраиваясь в иерархически организованном порядке с целью сведения данных к универсальной объяснительной модели).

Подводя итог, мы хотели бы отметить, что применение психосемантического подхода в рамках психологической работы, как элемента комплекса мероприятий морально-психологического обеспечения, позволяет охарактеризовать сотрудника органов внутренних дел как субъекта деятельности. На основе организационных моделей психолог может выстроить алгоритм интерпретации индивидуального сетевого пространства смыслов и значений полицейских и прогнозировать эффективность службы каждого сотрудника для конкретного вида деятельности и в конкретных условиях.

Список литературы

1. О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 [Электронный ресурс] // Сайт «Помогаем преодолеть трудности». - Режим доступа: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=44957 (дата обращения 15.12.2017).

2. Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 [Электронный ресурс] // Сайт «Информационно-правовой портал «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/70675376/ (дата обращения 15.12.2017).

3. Петренко, В. Ф. Основы психосемантики. - М.: Эксмо, 2010. - 480 с.

4. Серкин, В. П. Психосемантика. - М.: Юрайт, 2016. - 318 с.

5. Шаранов, Ю. А., Устюжанин, В. Н. Трансдискурсивная психология правоохранительной деятельности. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. - 161 с.

© Кутырёв М. А., 2018

УДК 159.9

Ю. И. Марчукова

МАРЧУКОВА, Юлия Игоревна, старший инспектор отделения по работе с переменным составом института-факультета профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации Санкт-Петербургского университета МВД России. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 196601, Пушкин, Софийский бульвар, 1/2. Тел. 8-911-227-15-16.

MARCHUKOVA, Yuliya Igorevna, senior inspector of the department on work with variable composition institute - faculty training, retraining and advanced training at St. Petersburg University of the Internal Ministry of Russia. St. Petersburg University of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 196601, Pushkin, Sophijsky Boulevard, 1/2. Tel. 8-911-227-15-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.