учитывать особенности характера и тип нервной системы. Так, к сангвиникам (сильный, волевой тип) следует быть требовательнее, добиваться от него аккуратности, настойчивости до конца доводить начатое дело; к флегматикам (слабый, уравновешенный тип) следует относиться с подчеркнутым уважением, контролируя выполнение им каждого отдельного поручения, добываясь устранения его вялости, медлительности. К холерику (сильный, неуравновешенный тип) следует проявлять твердость, помогать в преодолении несдержанности, вспыльчивости и раздражительности. К меланхолику (слабый, неуравновешенный тип) следует относиться с учетом его чувствительности, мнительности, быстрой утомляемости, постепенно увеличивая нагрузку, чаще поощрять.
Как правило, молодыми сотрудниками чаше совершаются нарушения дисциплины как на службе, так и в быту. И здесь важно не опрометчиво, а с изучением причин, способствующих тому или иному нарушению, определяться с наказанием. Причем особенно надо знать: действительно ли осознал и почувствовал провинившийся то, что он совершил. И потребовать спрогнозировать вероятность нового нарушения.
И последнее: работа с подшефными вне службы. Это самый сложный и в то же время дающий самую богатую, самую объективную информацию о человеке участок работы. Но он требует деликатного, тактичного подхода. Навязчиво, не злоупотребляя следует установить контакты с семьей сотрудника, узнать его увлечения, слабости, пристрастия. Причем процесс этот двусторонний. И, возможно, начать его следует с приглашения жен или мужей сотрудников подразделения на неофициальную встречу в коллектив. И проводить эти встречи следует систематически. Тогда и у наставника возникает право нанести ответный визит. Только так, не рядясь в официальный мундир, но и не переходя к панибратским отношениям, можно познать человека и положительно повлиять на подшефного.
И по окончании наставничества необходимо подвести его итоги. Тщательно проанализировать успехи, смело отметить недоработки. А для того, чтобы добиться исчерпывающего результата, попытаться сориентировать подшефного на продолжение самостоятельной работы по самопознанию, самообучению и самовоспитанию своей личности. И если человек последует вашим советам, это будет лучший итог наставничества.
Некоторые
психологические
особенности
адаптации
слушателей
Слушатель А.Галаганов
Омский юридический институт МВД России
#дной из важных проблем в условиях современной сложной криминогенной обстановки в стране является пополнение органов внутренних дел квалифицированными кадрами. Однако практика показывает: многие органы внутренних дел зачастую даже наполовину не укомплектованы сотрудниками с высшим профессиональным образованием, и это происходит на фоне того, что численность слушателей вузов МВД России не сокращается, а наоборот — ежегодно увеличивается. С чем связан такой парадокс? Почему выпускники вузов МВД России не желают работать по прямому назначению при явном дефиците такого рода специалистов? Для ответов на эти вопросы необходимо обратиться к изучению самой сущности формирования личности будущих специалистов, пришедших в высшие учебные заведения МВД России, и прежде всего — психологической адаптации к избранной профессии.
Не секрет, что служба в органах внутренних дел в настоящее время не имеет большого престижа по различным причинам, в первую очередь, связанным с материальным стимулированием и правовой защищенностью сотрудников. Это сказывается и на мотивах поступления молодежи в вузы МВД России. Значительная часть поступающих имеет цель получить добротное, перспективное в условиях рыночной экономики юридическое образование. Другая большая группа абитуриентов, а затем и слушателей имеет цель уклониться от службы в армии, не представляя себя в качестве будущих сотрудников ОВД. Вместе с тем, говоря объективно, среди абитуриентов немалую часть составляют такие, которые имеют четкое представление о предстоящих сложностях профессиональной деятельности и желают преодолевать их. Чаще всего это лица, прошедшие службу в Вооруженных Силах. Как правило, они желают связать свою будущую профессиональную деятельность с органами внутренних дел. В процессе обучения основная их часть проявляет
41
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)
настойчивость в приобретении знаний, дисциплинированность, активно участвует в общественной жизни своего подразделения и вуза в целом, оказывая положительное влияние на адаптацию и формирование личности ребят, пришедших в вуз после общеобразовательной школы. Как видим, от правильного отбора на вступительных экзаменах во многом зависит качественный состав обучающихся, а значит — состав будущих выпускников и специалистов. Состоится ли выпускник вуза МВД России как специалист органов внутренних дел, во многом зависит от того, как он психологически адаптировался к обучению и взаимодействию в коллективе, являющемся в значительной части прообразом коллектива сотрудников органа внутренних дел. Для лучшего понимания процесса формирования личности слушателя, считаем, правильнее всего рассматривать его адаптацию к обучению в вузе и будущей специальности с точки зрения восприятия учебного процесса и с позиции социально-психологического утверждения в коллективе. В рассматриваемом нами аспекте адаптация к учебному процессу предполагает приобщение слушателя к обучению в соответствии с программой через выработку мнений усвоения информации, общения с преподавателем, ведения дискуссии в учебной группе, приспособления к эффективной работе на лекции, семинаре и практическом занятии (умение конспектировать, работать с дидактическим материалом, самостоятельно выполнять практические задания).
Отправные моменты в психологии связаны с системой и принципами организации обучения в вузе и формируются в начальные месяцы учебы. Важным фактором, стимулирующим это понимание, является глубоко проработанный и утвердившийся в учебной практике ОмЮИ МВД России курс первоначальной профессиональной подготовки, который курсанты проходят в учебном центре. В этот период они получают представление об основах службы в органах внутренних дел и имеют возможность осмыслить правильность сделанного ими выбора. Сочетание первых занятий по юридическим дисциплинам и практических занятий по тактико-специальной подготовке, основам административной деятельности органов внутренних дел плодотворно сказывается на формировании первого впечатления о будущей системе обучения в вузе в целом. Необходимо отметить, что на данном этапе важен ка-
чественный контроль со стороны курсового руководства за поведением курсантов, предупреждение психологического нажима на недостаточно устойчивых со стороны более сильных в психологическом плане курсантов. Именно в этот момент происходит первоначальная психологическая адаптация, т.е. приспособление к функционированию в составе учебной группы, взаимодействию с товарищами по учебе и педагогами.
Процесс формирования личности продолжается в ходе дальнейшего обучения в институте, однако именно первый курс является наиболее важным. Дело в том, что в соответствии с Концепцией развития ОмЮИ МВД России с 1995/96 учебного года произведен переход института на многоступенчатую систему обучения в связи со значительным количеством слушателей, не справляющихся с образовательной программой высшего учебного заведения.
К зимней сессии на первом курсе не все ребята выходят достаточно подготовленными. Большинство их них не сдают сессию с первого раза, автоматически становясь кандидатами для обучения по программе среднего профессионального образования.
Анализируя психологию данной категории лиц, хотелось бы отметить, что причинами такой неуспеваемости могут быть ненадлежащая подготовка слушателей в общеобразовательных школах, неумение осваивать значительный объем информации, а в ряде случаев — нежелание обучаться с полной нагрузкой. Для таких слушателей необходима система дополнительных консультаций по наиболее сложным для усвоения вопросам.
Положительным моментом в практике работы института является стимулирование работы хорошо обучающихся слушателей (повышенная стипендия, увеличение продолжительности отпуска и т.д.) Это вызывает среди “сильной” части слушателей своеобразное соревнование, позволяющее в целом повысить качество обучения. Важно, чтобы этот процесс сопровождался глубоко продуманной индивидуальной воспитательной работой со стороны курсовых офицеров в отношении как успевающих, так и неуспевающих курсантов.
С недавнего времени фактором, облегчающим контроль за всем ходом обучения в институте и влияющим на повышение качества образовательного процесса, является введение пятидневной учебной недели. Слушатели, получившие неудовлетворительные
42
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)
оценки, могут “отработать” их в субботние дни, а также получить необходимую консультацию или заняться углубленной подготовкой к занятиям. К тому же это служит неплохим стимулом для изменения отношения к учебе. Для каждого не секрет, что лучше выходными днями распорядиться более рационально, с учетом личных и, прежде всего, учебных интересов.
Процесс обучения на 2, 3 и 4 курсах подготавливает слушателей к непосредственной работе на практике, формируя в них качества, присущие сотрудникам ведущих служб органов внутренних дел. Адаптация их как слушателей перед этим, в основном, завершается, поэтому ребята и девушки целенаправленно заняты учебой. В этот период для них предусмотрены различные виды практических занятий, ситуационно-ролевые игры и различные практикумы по криминалистике и ОРД, что приближает к реальным условиям работы. Например, в учебный план на втором курсе входит стажировка в органах внутренних дел (несение патрульно-постовой службы на прилегающих к институту районах); на третьем курсе обучение становится достаточно приближенным к задачам, решаемым на практике, предполагает стажировку непосредственно в дежурных частях ОВД и далее, в зависимости от специализации (оперативно-розыскной или следственной), прохождение практики в отделах уголовного розыска и экспертно-криминалистических отделах ОВД.
Подводя итоги оценки адаптации слушателей к учебному процессу в институте, отметим, что желательна предметная помощь со стороны преподавателей, которая позволила бы слушателям создать собственную систему изучения отдельных дисциплин, способствующую обучению в целом. Необходим такой настрой — идти от простого к сложному, чтобы выработать у обучающихся умения и навыки самостоятельного, углубленного изучения дисциплин.
Социально-психологический аспект адаптации слушателя в вузе реализуется в рамках внутрикурсовой жизни. Основная роль здесь принадлежит курсовым офицерам. В последнее время для работы в служебнобоевых подразделениях на должности помощников таких подразделений принимаются лица из числа среднего начальствующего состава, органов внутренних дел и уволившихся из Вооруженных Сил Российской Федерации. Их работа позволяет более каче-
ственно проконтролировать процесс обучения и состояние дисциплины слушателей. Практика показывает, что с введением таких должностей успеваемость в учебных группах повысилась. В тоже время необходимо проведение совместно с кафедрами мероприятий, стимулирующих активную учебу слушателей (различные внутрикурсовые соревнования, например, на наиболее эрудированную учебную группу курса и т.д.), а не только проведение собраний по подведению итогов обучения и устройство концертно-развлекательных программ. Очевидно, что работа с курсантами не должна строиться на основе страха перед наказанием, так как таким методом нельзя воспитать полноценную личность, подготовить будущего специалиста с необходимым комплексом саморегуляции, в том числе требовательности к себе. Требования к слушателям должны быть справедливыми и объективными, хотя нередко в индивидуальной работе офицеры используют психологическое давление. Это является следствием того, что на определенную категорию лиц, например, со слабым типом нервной системы, оказывается негативное воздействие. В результате, слушатели испытывают психологический дискомфорт от пребывания в коллективе и общения с курсовыми офицерами, что не способствует формированию полноценного специалиста с устойчивыми психологическими качествами.
Для успешной социально-психологической адаптации слушателей в коллективе (в учебной группе, на курсе) офицерскому составу служебно-боевых подразделений необходимо воспринимать каждого слушателя как личность, индивида, стремящегося не только получить высшее образование, но и стать специалистом органов внутренних дел. Это предполагает недопустимость организации работы с обучаемыми исключительно в приказной форме.
Таким образом, процесс адаптации слушателей в Омском юридическом институте, как в любом вузе МВД России, и формирование их как специалистов зависит, прежде всего, от правильной организации образовательного процесса и внутрикурсовой жизни, стиля преподавания и управления курсами, знания преподавательским и начальствующим составом психологических особенностей обучающихся, что является основополагающим элементом формирования личности будущего специалиста органов внутренних дел.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)
43