Практическая психология: опыт, проблемы
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В МВД РОССИИ
Канд. психол. наук В. Е. Петров
УОРЛС ДКО МВД России, г. Москва
В настоящее время ведомственная психопрактика является достаточно развитой как в организационноинституциональном, так и содержательном аспектах. Отмечается высокая динамика совершенствования различных сторон деятельности психологов. В первую очередь, это связано с изменениями целей, задач, функций и направлений психологического обеспечения профессиональной деятельности, а также прикладных психотехнологий.
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности в МВД России на современном этапе имеет нормативно-определенные цели1:
1. Повышение эффективности деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Совершенствование работы с личным составом.
В соответствии с целями, сформулированными достаточно широко, задачами психологического обеспечения выступают:
1. Организация психологического обеспечения выполнения сотрудниками ОВД оперативно-служебных задач и формирование морально-психологической готовности личного состава к деятельности в повседневных и экстремальных условиях.
2. Определение профессиональной психологической пригодности лиц, принимаемых на службу в органы внутренних дел и учебу в образовательные учреждения МВД России, сотрудников, перемещаемых на другие должности в системе МВД России, прогнозирование их
психологической готовности к выполнению профессиональных задач.
3. Осуществление психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности личного состава ОВД, проведение психологической реабилитации и восстановление профессиональной работоспособности сотрудников.
4. Формирование в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата, проведение в них социально-психологической работы, психологическое консультирование сотрудников и членов их семей.
5. Осуществление профессиональной психологической подготовки личного состава, оказание психологической помощи сотрудникам органов внутренних дел, образовательных учреждений МВД России.
Некоторая ограниченность задач (невысокое содержательное наполнение, конкретность), разрешаемых в ходе реализации психологического обеспечения профессиональной деятельности, во многом связана с объективно существующими сложностями подготовки и согласования ведомственных нормативных правовых актов и документов. Однако в целом это не снижает институциональной ценности Приказа МВД России от 26 сентября 2006 г. № 770, поскольку в нем определены базовые детерминанты развития ведомственной психопрактики.
Цели и задачи системы психологического обеспечения обусловливают ее функциональное назначение. Так, основные функции деятельности психолога, по мнению Ю. М. Забродина, определяются решением задач описания (идентификации) объекта работы, прогнозирования возможных путей развития этого объекта и разработки методов управления этим объектом (2, 106)2. При этом специфика деятельности ОВД детерминирует полифункциональное назначение психологической работы.
1 Цели и задачи психологического обеспечения работы с личным составом ОВД приведены согласно Приказу МВД России от 26 сентября 2006 г. № 770 «Об утверждении Положения об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел».
2 Психологическое изучение объекта предполагает научное исследование, описание, объяснение и прогнозирование явлений и состояний отдельных сотрудников, социально-психологических процессов, служебных коллективов на основе достоверной информации, полученной с помощью валидных методов. Результатом этой деятельности является психологическое описание актуального и перспективного состояния объекта изучения, а также выработка мер управляющего воздействия.
Психологическое управление объектом предполагает оптимизацию условий жизнедеятельности и мотивации личного состава с учетом ее психологических аспектов на основе внедрения практических рекомендаций и оказания непосредственной помощи руководителям, служебным коллективам, отдельным сотрудникам и членам их семей.
Анализ современной психопрактики в МВД России3 позволяет определить следующие основные функции психологического обеспечения профессиональной деятельности:
1. Гностическая функция направлена на информационное обеспечение деятельности ОВД путем сбора, обработки, анализа и интерпретации психологически значимых сведений внутреннего и внешнего характера. Реализуется через: изучение психологических основ профессиональной деятельности (в том числе негативных психологических факторов); психологический анализ проблемных профессиональных ситуаций; формирование психологически значимой информации, связанной с профессиональной деятельностью милиции (например, при участии в расследовании серийных убийств, корыстно-насильственных преступлений и т. п.); оценку психологических феноменов, связанных с функционированием ОВД; изучение индивидуально-психологических особенностей личности; мониторинг социальнопсихологических явлений и процессов, протекающих в служебных (учебных) коллективах; исследование общественного мнения о деятельности органов, подразделений и учреждений органов внутренних дел (социальнопсихологический аспект).
2. Методическая функция обеспечивает качественное выполнение задач, стоящих перед органами, подразделениями и учреждениями внутренних дел, путем применения в профессиональной деятельности психологически обоснованных форм и методов работы, методик, техник, приемов и технологий. Осуществляется через: разработку рекомендаций по применению психологически эффективных приемов и методов в работе с личным составом, управлении служебными коллективами, реализации профессиональной деятельности; психологическое обоснование и экспертизу разрабатываемых нормативных правовых актов и документов, форм и методов управления.
3. Обучающе-развивающая функция связана с подготовкой субъекта профессиональной деятельности. Состоит в выработке у личного состава необходимых психологических знаний, умений и навыков, формировании и развитии личности, профессионально важных психологических качеств сотрудников, повышении психологической культуры и компетентности, пропаганде психологического знания, улучшении социально-психологических характеристик служебных (учебных) коллективов.
4. Коррекционно-профилактическая функция обеспечивает высокую эффективность деятельности ОВД путем нивелирования психологических проблем, возникающих в ходе ее реализации. Находит отражение в: под-
держании и восстановлении психологического здоровья сотрудников; психологической коррекции негативных личностных черт и девиантного поведения; оказании психологической помощи личному составу, семьям сотрудников; повышении эффективности (коррекция) групповой деятельности; осуществлении психопрофилактической деятельности.
5. Исследовательско-прогностическая функция выполняет задачи концептуального обеспечения деятельности ОВД путем: установления новых психологических закономерностей, связанных с функционированием ОВД; оценки различных тенденций (психологический аспект), значимых для успешной деятельности ОВД; проведения психологического анализа и прогнозирования развития личности, коллектива, организационно-управленческой структуры, общества.
6. Организационно-управленческая функция носит вспомогательный характер по отношению к основной деятельности ОВД, что находит отражение в создании психологически комфортных условий профессиональной деятельности, выработке психологически обоснованных управленческих решений по различным аспектам совершенствования деятельности ОВД, самоорганизации деятельности психолога.
Помимо приведенных выше значимо выраженных (явных) функций психологического обеспечения необходимо выделить неявные его функции. К ним относятся:
- защитная функция, заключающаяся в отстаивании прав и интересов личности в соответствии с ключевыми гуманитарными критериями, требованиями психогигиены (3, 28), развития личности и т. п.;
- поддерживающая функция, обеспечивающая устойчивость и успешность функционирования ОВД через формирование у личного состава лояльного отношения к профессиональной деятельности и системе МВД России, ведомственной (корпоративной) культуры, объединяющих начал и тенденций;
- пропагандирующая функция, соответствующая идее поступательного развития психологической практики в ОВД и Российской Федерации в целом. В ее рамках осуществляется пропаганда психологического знания, популяризация психопрактики, интеграция системы ведомственного психологического обеспечения профессиональной деятельности в единое общероссийское пространство деятельности психологов.
В настоящее время указанные функции реализуются в следующих направлениях психологической работы.
Гностическая функция:
- изучение психологических основ профессиональной деятельности (в том числе оценка негативных пси-
3 Реализован в 2001-2007 гг. в ходе целевых выездов, инспекторских и целевых проверок в МВД Республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Хакасия, ГУВД г. Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Волгоградской области, УВД Приморского края, Астраханской, Белгородской, Омской и Орловской областей, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Северо-Западном УВД на транспорте, Краснодарском, Московском и Санкт-Петербургском университетах, Волгоградской, Нижегородской, Омской академиях, Барнаульском, Белгородском, Дальневосточном, Казанском, Калининградском, Орловском, Саратовском, Тюменском, Уральском, Челябинском юридических институтах, Воронежском и Восточно-Сибирском институтах, ВИПК МВД России, Архангельской, Елабужской, Махачкалинской, Московской, Нижнетагильской, Новосибирской, Санкт-Петербургской, Читинской специальных средних школах милиции, Новочеркасского суворовского военного училища МВД России.
хологических факторов), проведение профессио- и психографического анализа деятельности различных категорий личного состава;
- психологический анализ проблемных профессиональных ситуаций; выявление противоречий правоохранительной деятельности и психологических средств ее реализации;
- оценка психологических феноменов, связанных с функционированием ОВД, их динамики и направлений;
- формирование психологически значимой информации, связанной с профессиональной деятельностью милиции4;
- разработка методов, методик, критериев и технологий профессионального психологического отбора, прогнозирования психологической пригодности к успешной реализации профессиональной деятельности;
- изучение индивидуально-психологических особенностей личности молодежи (в рамках проведения профориентационной работы), кандидатов на службу (обучение), сотрудников5; оценка совместимости сотрудников при групповой реализации профессиональной деятельности;
- проведение психологических экспертиз (13) (изучение феноменов психической травматизации, стрессовых расстройств, непатологических эмоциональных реакций);
- изучение различных аспектов социально-психологического климата в служебных (учебных) коллективах, определение управленческого рейтинга руководителей и социального статуса сотрудников;
- оценка перспектив профессионального роста личности сотрудников;
- исследование общественного мнения о деятельности органов, подразделений и учреждений внутренних дел (социально-психологический аспект);
- подготовка информации (справок, рекомендаций, заключений, характеристик, психологического портрета6 и т. п.) о проведенных индивидуально- и социальнопсихологических обследованиях.
Методическая функция:
- разработка рекомендаций по применению психологически эффективных приемов и методов в работе с личным составом, управлению служебными коллективами, реализации профессиональной деятельности;
- психологическое обоснование и экспертиза разрабатываемых нормативных правовых актов и документов, форм и методов работы (деятельности личного состава), методик, техник, приемов и технологий социального управления;
- разработка профессионально-психологических требований к личности сотрудников ОВД, проходящих службу в разных подразделениях и на различных этапах профессиональной карьеры (модели личности успешного сотрудника);
- психологическая поддержка профориентационной работы (методический аспект)7, работы по формированию позитивного имиджа ОВД.
Обучающе-развивающая функция:
- профессиональная психологическая подготовка личного состава8;
- специальная психологическая подготовка сотрудников к деятельности в экстремальных условиях (в том числе психологии личной безопасности);
- отработка с личным составом психологических приемов и техник эффективного решения профессиональных задач;
- содействие формированию и развитию личности, профессионально важных психологических качеств сотрудников на каждом возрастном этапе и стадии прохождения службы в ОВД;
4 Например, при участии психолога в расследовании серийных убийств, корыстно-насильственных преступлений (психологическое портретирование лиц, подозреваемых в совершении преступлений; социально-психологическое изучение преступных группировок; проведение специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа) и т. п.
5 Для решения профессиональных задач, например, при перемещении на другие должности в системе МВД России, зачислении сотрудника в резерв кадров на выдвижение, закреплении за сотрудником табельного огнестрельного оружия, зачислении сотрудника в группу повышенного психологического внимания, мониторинге развития личности, изучении индивидуально-психологических особенностей личности в процессе прохождения службы, оценке степени выраженности профессиональной деформации личности и др.
6 Например, кандидатов на службу, сотрудников, реализующих различные виды профессиональной деятельности или находящихся на различных этапах прохождения службы, проблемных категорий личного состава (увольняющихся сотрудников, нарушителей служебной дисциплины), сотрудников ОВД определенной национальной принадлежности, абитуриентов, обучающихся, выпускников образовательных учреждений МВД России и др.
7 Рассматривается как система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-психологическому самоопределению личности, формированию ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры в системе МВД России (14; 15).
8 Профессиональная психологическая подготовка заключается не только в выработке у личного состава необходимых психологических знаний, умений и навыков, но и в устранении социально-психологических проблем, связанных с развитием личности. Особенностью выступает практическая направленность обучения, повышение психологической компетентности в конкретном направлении (не психологические знания вообще, а конкретные психотехники и приемы).
Инновационной формой подготовки является моделирование не только внешних условий подготовки (приближение учебной обстановки к реальной), но и внутренних психологически значимых факторов (психические состояния, переживания, преодоление психологических трудностей и т. п.). Для проведения профессиональной психологической подготовки активно используется профессионально-психологический тренинг: тренинг, направленный на развитие психических познавательных процессов (в первую очередь, профессиональной памяти, мышления, наблюдательности, восприятия и др.); социально-психологический тренинг (в том числе тренинг по овладению речевыми и неречевыми средствами коммуникации, тренинг групповой сплоченности, тренинг повышения межэтнической толерантности и др.); психорегулирующие тренировки (например, по овладению навыками саморегуляции эмоционально-волевых процессов - для стабилизации психоэмоционального состояния, формирования позитивного психологического настроя на профессиональную деятельность, волевой саморегуляции поведения и т. п.); психотехнические игры.
- психологическая подготовка лиц, зачисленных в резерв кадров на выдвижение (повышение управленческой компетентности, формирование индивидуального стиля управления служебным коллективом);
- стимулирование мотивации личностного и профессионального саморазвития;
- дополнительные психологические мероприятия по выработке у личного состава необходимых психологических знаний, умений и навыков; обучение эффективным стилям коммуникации, разрешению конфликтных ситуаций, умению противостоять психологическому влиянию и манипуляции; развитие социально-перцептивных умений;
- психологическое просвещение личного состава, повышение психологической культуры и компетентности, пропаганда психологического знания;
- психологическое информирование соответствующих должностных лиц по вопросам совершенствования организации работы с личным составом;
- психологическая поддержка профориентационной работы (информационно-развивающий аспект);
- улучшение социально-психологических характеристик служебных (учебных) коллективов, формирование благоприятного социально-психологического климата, повышение групповой сплоченности и межэтнической толерантности.
Коррекционно-профилактическая функция:
- поддержание и восстановление психологического здоровья сотрудников9;
- психологическая работа с лицами, нуждающимися в повышенном психологическом внимании10;
- оказание психологической помощи сотрудникам (членам их семей), пребывающим в экстремальных условиях деятельности, а также членам семей погибших сотрудников;
- коррекция негативных личностных черт, самооценки, уверенности, девиантного поведения;
- развитие профессионально важных качеств личности сотрудников, которые способствуют успешной адаптации, профессиональной деятельности, поддержанию психического здоровья и высокой работоспособности;
- психопрофилактика «эмоционального выгорания», профессиональной деформации личности и девиации поведения;
- психологическая помощь личному составу, семьям сотрудников в различных проблемных ситуациях (например, при вхождении руководителя в новую должность, нарушении адаптационного процесса у молодого сотрудника, возникновении личностно значимых жизненных проблем; купирование внеслужебных конфликтов и т. п.);
- повышение эффективности групповой деятельности, коррекция группового поведения, профилактика и разрешение конфликтов в служебных коллективах.
Исследовательско-прогностическая функция:
- проведение научных исследований психологической проблематики, установление новых психологических закономерностей, связанных с функционированием ОВД;
- оценка различных тенденций (психологический аспект), значимых для успешной деятельности ОВД (например, установление психологических причин высокой текучести кадров, проведение психологического анализа сложных межличностных и межгрупповых конфликтов, прогнозирование социально-психологических процессов в местах массового скопления людей и т. п.);
- проведение психологического анализа и прогнозирование развития личности, коллектива, организационно-управленческой структуры, общества.
Организационно-управленческая функция:
- создание (практическая деятельность психологов) психологически комфортных условий профессиональной деятельности личного состава; формирование условий, обеспечивающих экологию личности в системе профессиональных и межличностных отношений;
- выработка и внесение руководителям всех уровней психологически обоснованных управленческих решений по различным аспектам совершенствования деятельности ОВД (в том числе психологическое обоснование оптимизации распределения служебной нагрузки между сотрудниками, психологическая поддержка мероприятий по расстановке кадров, оказание консультативной помощи в выработке стратегии и тактики ведения переговоров, ликвидации последствий террористических актов, других чрезвычайных обстоятельств и т. п.);
- участие в работе различных комиссий (например, аттестационной комиссии; комиссии по закреплению за сотрудниками табельного огнестрельного оружия; приемной комиссии; комиссий по служебным проверкам условий и причин гибели, ранений и самоубийств сотрудников, острых межгрупповых конфликтов и т. п.);
- организация взаимодействия со средствами массовой коммуникации по вопросам пропаганды работы психологов ОВД;
- разработка и реализация целевых форм и методов специального психологического воздействия (например, при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, мероприятий по охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и т. п.);
- организация функционирования региональной (отраслевой) психологической службы11, управление деятельностью психологов, организация их профессиональной подготовки, супервизия;
9 Например, после пребывания сотрудника в зоне с экстремальными условиями деятельности или после воздействия на него экстремальных факторов в штатных условиях деятельности.
10 В настоящее время в ходе работы с данной категорией личного состава определяется типовая проблематика, выступающая основанием для оказания сотруднику дополнительной психологической помощи. Например, проблематика «психоло-го-педагогической запущенности» (низкий уровень социального интеллекта, общей культуры, затруднение в освоении служебной и учебной деятельности); проблематика «нарушение адаптационного процесса» (сниженный адаптационный потенциал, наличие акцентуированных черт личности, повышенная конфликтность в социальном взаимодействии); проблематика «нарушение поведения» (систематические нарушения служебной дисциплины, девиантное поведение и т. п.). Типологизация позволяет целенаправленно проводить психологические мероприятия, соответствующие определенной проблематике.
11 Реализуется на соответствующем уровне иерархии психологической службы МВД России.
- самоорганизующая деятельность психолога (реализация системы психологического обеспечения профессиональной деятельности в конкретном ОВД, организация индивидуального труда психолога, установление взаимодействия психолога с другими субъектами работы с личным составом, обеспечение функционирования специализированных кабинетов психологической работы, организация работы телефона и почты «доверия», ведение служебной документации и т. п.).
Приведенный перечень направлений психологической работы не является исчерпывающим. Разнообразие психологических мероприятий, с одной стороны, указывает на весьма широкие возможности системы психологического обеспечения в решении задач, стоящих перед МВД России, с другой - обусловливает существование богатой психологической практики.
На функциональном уровне профессиональная деятельность психологов определяется нормативными правовыми актами и документами МВД России, реализуясь в двух основных направлениях (схема).
Основные функциональные направления психологического обеспечения профессиональной деятельнос-
ти значимо отличаются друг от друга как объектом приложения психопрактики, так и концептуально-методической базой психологической работы.
Психологическое сопровождение работы с персоналом (кадрами) - комплекс организационных и психопрактических мероприятий, направленных на совершенствование работы с личным составом и повышение эффективности его профессиональной деятельности на основе мобилизации психологического потенциала личности, коллектива, организационной структуры и системы управления органами внутренних дел. Оно реализуется в форме организации и проведения профессионального психологического обследования, социально-психологической работы, осуществления психологического сопровождения, профессионально-психологической подготовки путем выработки и принятия психологически обоснованных правовых и организационных мер, управленческих и кадровых решений12. Данное направление является наиболее развитым практическим приложением психологии в деятельности органов внутренних дел, в рамках которого реализуется около 98% всего объема работы, выполняемой психологами. Его мето-
Схема
Основные направления деятельности психологов
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности
Органы и подразделения внутренних дел
Психологическо работы с персої е сопровождение іалом (кадрами) Психологическо служебной д г сопровождение [еятельности
Образовательные учреждения МВД России
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса (работа с переменным составом)
Психологическое сопровождение служебной деятельности (работа с постоянным составом)
12 Организация и проведение профессионального психологического обследования - комплекс организационных и психопрактических мероприятий, включающий в себя: изучение личностных, интеллектуальных и психофизиологических характеристик лиц, поступающих на службу в ОВД, ведомственные образовательные учреждения, а также сотрудников, перемещаемых на другую должность, подбираемых для выполнения оперативно-служебных задач в различных условиях; подготовку заключения о степени психологической готовности сотрудников; изучение особенностей профессиональной деятельности сотрудников с целью совершенствования методов и критериев профессионального психологического отбора кандидатов, прогнозирования их психологической пригодности к обучению и выполнению оперативно-служебных задач.
Психологическое сопровождение и поддержка - комплекс организационных и психопрактических мероприятий, включающий: психологическое консультирование личного состава по вопросам профессиональной деятельности, психологическое консультирование руководителей подразделений внутренних дел, сотрудников и членов их семей; психологическую помощь молодым сотрудникам в процессе их адаптации к профессиональной деятельности, психологическую помощь сотрудникам в разрешении личных и семейных психологических проблем, при их подготовке к выходу на пенсию; диагностику профессиональной работоспособности сотрудников; осуществление коррекции нервно-психической напряженности, переутомления и других неблагоприятных психических состояний; организацию и обеспечение работы кабинета психологической регуляции; организацию и проведение профилактической и реабилитационной работы с сотрудниками, имеющими признаки психической дезадаптации, составление заключения для направления сотрудников с дезадаптивными психическими состояниями в лечебно-профилактические учреждения ОВД.
Социально-психологическая работа - комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности профессиональной деятельности личного состава путем формирования благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах, оптимизации взаимоотношений между сотрудниками, повышения их сплоченности, предупреждения межличностных конфликтов. Содержит: проведение социально-психологического обследования сотрудников, изучение психологического климата в коллективах ОВД, разработку рекомендаций по его улучшению; участие в работе аттестационных комиссий и в формировании резерва кадров на выдвижение; проведение психологического обследования сотрудников при их перемещении на вышестоящие должности; разработку предложений по комплектованию служебных коллективов с учетом индивидуально-психологических характеристик сотрудников, их психологической совместимости для эффективного выполнения оперативно-служебных задач (16, 484-485)
дическое обеспечение достаточно проработано как на уровне сформировавшейся психопрактики, так и соответствующих пособий (1; 4-12).
Психологическое сопровождение служебной деятельности - комплекс организационных и психопрактических мероприятий, направленных на поддержку профессиональной деятельности правоохранительных органов, выполнения задач по обеспечению безопасности личности; предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; выявлению и раскрытию преступлений; охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 2 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»).
В сфере психологического сопровождения основных направлений служебной деятельности психологами реализуются функции психологической поддержки деятельности в экстремальных условиях, переговорной деятельности в ситуациях захвата заложников и угрозы совершения террористических актов, при раскрытии преступлений (в первую очередь, серийных), а также деятельности органов предварительного следствия; реализуется проведение различных видов психологических экспертиз (подозреваемых, свидетелей, потерпевших и т. д.), осуществляется составление психологических портретов лиц, подозреваемых в причастности к совершению преступлений.
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса - это комплекс организационных и психопрактических мероприятий, направленных на поддержку процесса обучения и формирования личности курсантов, слушателей, воспитанников, студентов (т. е. объектом психологического обеспечения выступает переменный состав образовательных учреждений МВД России). Содержание психологического сопровождения служебной деятельности в учебных заведениях аналогично психологическому сопровождению работы с персоналом (кадрами) ОВД.
Современная ведомственная психопрактика имеет следующие отличительные особенности:
1. Состоятельность и самодостаточность в реализации. Формирование психологического обеспечения как системы психопрактики позволяет говорить о внутреннем потенциале ее саморазвития. Правовая и методическая определенность деятельности психологов (не столь жесткая, как в военной психопрактике), включенность психологических аспектов в большинство мероприятий, реализуемых ОВД, институциональная развитость психологической службы обусловливают большие перспективы ведомственной психопрактики. При всей развитости системы психологического обеспечения профессиональной деятельности она открыта для обмена передовым опытом психологической работы, накопленным отечественным и зарубежным профессиональным сообществом психологов.
2. Вариативность моделей организации психологической работы. Согласно результатам научного исследования, проведенного автором в 2005-2007 гг. в 162 органах и подразделениях внутренних дел МВД Республики Марий Эл, ГУВД Нижегородской и Саратовской областей, УВД Владимирской, Кировской, Липецкой, Омской и Ярославской областей, Северо-Западного УВД на транспорте, 24 высших и 13 средних специальных учебных заведениях, структура психологической работы в органах и подразделениях внутренних дел значимо отличается от психопрактики в ведомственных учебных заведениях (табл.).
Организация психологического обеспечения профессиональной деятельности в органах и подразделениях внутренних дел отличается следующими особенностями (табл.):
- объем психодиагностических мероприятий занимает почти треть фонда рабочего времени психолога (в образовательных учреждениях - 20,0%);
- недостаточно внимания уделяется реализации мероприятий по профессиональной психологической подготовке сотрудников, развитию их личности (11,0 и 30,0% соответственно), а также психопрофилактической работе (5,0 и 9,0% соответственно);
Таблица
Структура психологической работы в органах, подразделениях и учреждениях внутренних дел
№ Мероприятие Затраты рабочего времени, %
Органы и подразделения внутренних дел Образовательные учреждения МВД России
1 Изучение личности в рамках профессионального психологического отбора 20 11
2 Дополнительное изучение личности в рамках психологического сопровождения профессиональной деятельности 14 9
3 Изучение социально-психологического климата в коллективах 10 16
4 Профессиональная психологическая подготовка сотрудников, развитие их личности 11 30
5 Психопрофилактического характера 5 9
6 Восстановление профессиональной работоспособности личного состава 6 7
7 Организационно-управленческого характера (в том числе документационная работа) 11 10
8 Иные психологические мероприятия 16 6
9 Не связанные с психологической работой 7 2
- высокий удельный вес (достигающий значений 7,0% для органов и подразделений внутренних дел) мероприятий, не связанных с психологической работой, указывает на определенную неразвитость системы управления деятельностью практических психологов.
Существенные различия имеют модели организации психологической работы в одноуровневых ОВД (сходных по рабочей нагрузке, условиям деятельности). Значимыми детерминантами выступают: субъективный фактор (профессионализм психологов, их личностные качества), отношение руководителей ОВД к проблемам развития психологического обеспечения, степень развития региональной психологической службы.
3. Гностический «уклон» в реализации психологического обеспечения. В настоящее время мероприятия по изучению личности и социума по-прежнему являются доминирующими в объеме психологической работы, реализуемой в органах внутренних дел, занимая около 44,0% фонда рабочего времени.
Широкий спектр задач, функций и направлений психологической работы обусловливает необходимость интеграции психопрактики, ее институциональных, концептуально-методологических и содержательно-технологических основ в единую систему психологического обеспечения профессиональной деятельности в МВД России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ажимова О. А., Поповичева Т. М., Борисова С. Е. и др. Социально-психологический тренинг профессионального общения сотрудников органов внутренних дел: методическое пособие / под общ. ред. М. И. Марьина. - Казань, 2003.
2. Битянова Н. Р., Копытова Г. К. О модели деятельности практического психолога в ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1997. - № 2(6).
3. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования: (психологические аспекты). - М., 1999.
4. Вахнина В. В., Трубочкин В. П. Диагностика и формирование мотивационной готовности сотрудников к службе в органах внутренних дел: научно-методическое пособие. - М., 2005.
5. Караваев А. Ф. Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов - сотрудников органов внутренних дел: методическое пособие. - М., 2005.
6. Марьин М. И., Буданов А. В., Петров В. Е. и др. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел: методическое пособие. - М.,
2004.
7. Марьин М. И., Касперович Ю. Г., Мягких Н. И. и др. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях: методическое пособие. - М., 2004.
8. Марьин М. И., Касперович Ю. Г., Рыбников В. Ю. и др. Профилактика самоубийств в органах и подразделениях внутренних дел: методическое пособие. - М., 2004.
9. Марьин М. И., Петров В. Е., Адаев А. И., Бореко А. В. Социально-психологическая компетентность руководителя органа внутренних дел: учебно-методическое пособие. - М.,
2005.
10. Марьин М. И., Петров В. Е., Касперович Ю. Г. и др. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: методическое пособие. - М., 2003.
11. Марьин М. И., Петров В. Е., Солдатова И. Ф., Мещерякова А. В. Психологическое сопровождение деятельности сотрудников, требующих повышенного внимания: методическое пособие. - М., 2005.
12. Марьин М. И., Шестаков А. Г., Петров В. Е. и др. Организация профессиональной психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел: методическое пособие. - М., 2003.
13. Метелев А. В. Психологическая экспертиза посттрав-матических стрессовых состояний сотрудников органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006.
14. Петрова А. С. Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ на обучение в юридических учебных заведениях МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2001.
15. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. - М., 1998.
16. Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. А. М. Столяренко. - М., 2003.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЦЕНТРА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ МСЧ МВД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Э. И. Карамова
МВД Республики Башкортостан, г. Уфа
К 25-летию создания Центра психофизиологической диагностики МСЧ МВД Республики Башкортостан
История становления и развития подразделения берет свое начало с 1982 г., когда при Окружной военноврачебной комиссии МВД Республики Башкортостан была создана психофизиологическая лаборатория (ПФЛ) для профессионального психофизиологического отбора в органы внутренних дел. Основной задачей ПФЛ являлось оказание помощи врачам-психиатрам военноврачебной комиссии в выявлении психической патологии на ранних стадиях заболевания, а также скрытых форм психиатрических отклонений у кандидатов, принимаемых на службу в органы внутренних дел или поступающих в учебные заведения МВД СССР. Согласно Приказу МВД России от 20 июля 1993 г. за подразделением психологической службы был закреплен статус медицинского учреждения и определено наименование Центра психологической диагностики (ЦПД). В соответствии с Приказом МВД России от 22 августа 1995 г. № 330 Центр реорганизован и выделен в самостоятельное подразделение. С 2006 г. в связи с реорганизацией ведомственной медицинской службы Центр психофизиологической диагностики является структурным подразделением Медико-санитарной части. В настоящее время ЦПД является экспертно-диагностическим учреждением специального назначения, созданным в целях организации и осуществления профессионального психологического отбора кадров и профилактических мероприятий среди личного состава органов внутренних дел МВД Рес-