Дух творчества и сотрудничества, возникающий в ходе импровизации, создает те положительные эмоции, которые являют собой благодатную почву для развития и активации всех творческих начал ребенка. Народное музыкальное творчество, вводимое в занятия с детьми младшего школьного возраста, становится необходимой основой для формирования их духовного мира. Атмосфера увлеченности музыкальным фольклором, играми создает условия для проявления творческого начала. Дети становятся творцами-музыкантами, творцами-поэтами, как бы заново создающими для себя и для других по-этическо-музыкальное произведение. При этом ребенок самостоятельно добывает знания и возвращается к истокам народного искусства. Пройти путь композитора или поэта - этот принцип особенно действенен в вокальной работе.
Русская народная музыка всегда была и остается действенным средством познания национальной культуры. Обращение к фольклору дает возможность приобщить детей к родной истории, ввести их в мир мудрости, что позволяет сформировать лучшие чувства ребенка, эмоциональное реагирование на образ, таящийся в произведении, развить воображение, расширить творческий диапазон. Слушая, исполняя песню, ребенок чувствует и действует в воображаемых ситуациях, он эмоционально откликается на нее, и на фоне этих переживаний у него зарождается любовь к песне, интерес, потребность в ней и желание творческого сотрудничества. Музыкальный фольклор как проявление творчества народа близок по своей природе творчеству ребенка в присущей ему простоте, завершенности формы, обобщенности образов, поэтому он близок и его восприятию.
Включение детей младшего школьного возраста в различные виды музыкальной деятельности, основанной на материале музыкального фольклора, - одно из главных условий их полноценного эстетического воспитания, а также развития их музыкально-творческих способностей. Естественность, простота, живость интонации, мимики, жеста в народной песне обусловлены главным фольклорным принципом, где акт творчества совершается в присутствии слушателя и при его участии. Диалектика такова, что только благодаря импровизационности могла жить и совершенствоваться народная песня. Главный принцип освоения музыкального фольклора - не имитация народной традиции, народного исполнения, а глубокое проникновение в сущность фольклорного творчества, народного художественного мышления. Именно такой подход к музыкальному фольклору можно рассматривать как средство развития музыкально-творческих способностей ребенка.
Н.Г. Панова
МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ-МУЗЫКАНТОВ
Всем известно, какую роль играет мотивация в жизнедеятельности любого человека. Мы испытываем постоянное влияние своих желаний, потребностей, интересов на наши действия и поступки.
Для музыканта-профессионала мотивация к занятиям исполнительской деятельностью имеет особое значение. На пути к самосовершенствованию у исполнителя возникает много трудностей, и умение их преодолевать, не останавливаться при достижении намеченной творческой цели, во многом определяет успех в выбранной профессии. Интерес и желание заниматься исполнительской деятельностью является залогом профессионального благополучия и профессионального долгожительства музыканта.
Генетическая предрасположенность к музыкально-исполнительской деятельности играет существенную роль в формировании музыканта-исполнителя, однако практика показывает, что сильное желание играть на музыкальном инструменте, интерес к музыкально-исполнительскому искусству часто компенсируют отсутствие необходимых природных данных. И, наоборот, музыкально одаренные исполнители, не имеющие мотивации к занятиям исполнительской деятельностью, не достигают в ней особых результатов.
Дети начинают заниматься музыкально-исполнительской деятельностью по разным причинам. Кого-то родители отдают в музыкальную школу, кто-то идет учиться «музы-
Музыкальное образование
ке» вместе с друзьями. Очень редко выбор будущей профессии является осознанным.
После музыкальной школы некоторые из учащихся поступают в средние специальные музыкальные учебные заведения, также до конца не осмыслив свои истинные профессиональные потребности и интересы. И только в училище начинают понимать, что хотели бы заниматься чем-то другим.
Есть и другая сторона медали. У тех учащихся, которые вначале обучения испытывают к игре на музыкальных инструментах неподдельный интерес, на старших курсах пропадает желание заниматься выбранной профессиональной деятельностью дальше. Это случается в силу различных причин: некоторые из таких учащихся не видят перспектив в дальнейшей профессиональной деятельности, у других не складываются взаимоотношения с преподавателями, третьи обеспокоены будущим материальным благополучием.
Так или иначе, проблема формирования мотивации к занятиям исполнительской деятельностью в процессе обучения музыкантов-исполнителей является весьма актуальной.
Основу мотивационной сферы человека составляют мотивы, потребности, цели.
Мотивы понимаются в психологии как внутренние устойчивые психологические причины поведения или поступков человека. Мотивы могут быть как внутренними (человек получает удовольствие от самой деятельности), так и внешними (когда человек хочет избежать наказания или, наоборот, получить вознаграждение за свои поступки).
Мотивы занятия исполнительской деятельностью могут быть различны: от желания достичь профессиональных высот (внутренние) до желания угодить родителям, получить хорошую оценку (внешние). В процессе обучения важно формировать именно внутренние мотивы.
Сильное влияние на мотивацию человека оказывают его потребности. Одной из ведущих потребностей является (согласно теории А. Маслоу) потребность в самоактуализации. Самоактуализацию в психологии понимают как использование и развитие человеком имеющихся у него задатков, их превращение в способности; стремление к личностному самосовершенствованию. Таким образом, самоактуализация предполагает самореализацию личности.
В связи с этим, одним из условий формирования мотивации у учащихся мы считаем развитие потребности в самореализации, формирование желания «показать себя» публике, «выразить себя» с помощью игры на музыкальном инструменте.
Самореализация предполагает удовлетворенность человека той деятельностью, которой он занимается. Удовлетворение, в свою очередь, приносит та деятельность, в которой человек достигает определенных результатов, которая у него получается.
Однако оценка результатов собственной исполнительской деятельности может быть учащимися занижена. Недовольство собой, своими профессиональными достижениями приводит к появлению у учащихся-музыкантов неуверенности в своих силах, вызывает страх перед публичными выступлениями, что является причиной понижения мотивации к самой деятельности. Поэтому одной из важных задач при формировании мотивации к занятиям исполнительской деятельностью, на наш взгляд, является формирование адекватной самооценки учащихся, их уверенности в себе, в своих силах.
Другой педагогической возможностью влияния на мотивационную сферу личности учащихся является изменение, или корректировка целей деятельности. Выстраивание иерархии профессиональных перспектив, которые будут обладать особой значимостью для учащегося, приведет к улучшению отношения к самой деятельности.
Значимой для учащегося должна быть и сама исполнительская деятельность. Задача педагога - раскрыть функции исполнительства на музыкальных инструментах, в частности эстетическую, познавательную, катарсическую, гедонистическую и др. функции.
Формирование мотивации учащихся к занятиям исполнительской деятельностью неразрывно связано с формированием волевых качеств личности.
Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. Усилия воли направлены, как правило, на то, чтобы преодолеть себя.
Воля проявляется в выборе способа поведения, в ответственности человека за свои действия, в способности контролировать свои поступки. В сфере музыкального исполнительства воля музыканта выражается в систематических занятиях на инструменте, в постоянном стремлении повысить свой уровень исполнительского мастерства.
Формированию волевого поведения учащегося могут способствовать следующие способы изменения мотивации:
- смена мотива на более значимый (например, мотив, связанный с желанием посмотреть фильм вместо занятий на инструменте, может быть заменен мотивом достижения профессионального роста);
- осознание последствий своей деятельности для себя и для других (стимулом к занятиям на инструменте может быть, например, желание поступить в вуз, стремление получить хорошую оценку и т.д.);
- включение действия в более широкую социальную мотивацию (заниматься исполнительской деятельностью с целью музыкального просвещения народа или для того, чтобы доставлять удовольствие слушателям на концерте и т.п.).
Итак, на формирование мотивации к музыкально-исполнительской деятельности учащихся существенное влияние оказывают цели деятельности, потребности личности, система мотивов. Корректируя и изменяя их в процессе учебной деятельности, можно существенно повысить мотивацию учащихся к занятиям исполнительской деятельностью.
Формирование мотивационной сферы личности, включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей способствует воспитанию воли у учащихся-музыкантов.