Научная статья на тему 'Механизм волевого включения исполнителей в процесс интерпретации музыкального сочинения'

Механизм волевого включения исполнителей в процесс интерпретации музыкального сочинения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
247
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕВОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ / СТИЛЕВАЯ УСТАНОВКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО СОЧИНЕНИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ / SELFREGULATION OF EXPONENTS' MENTAL STATE / VOLITIONAL INCLUSION OF EXPONENTS / STYLISTIC ORIENTATION IN THE INTERPRETATION OF A PIECE OF MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вахтель Л. В.

В статье рассматривается механизм волевого включения исполнителей в процесс интерпретации музыкального сочинения. Автор характеризует сущность данного механизма в контексте изучения волевой регуляции музыкально-исполнительской деятельности студентов, акцентирует внимание на проявлении «стилевой установки» в интерпретации сочинения и особенностях саморегуляции психического состояния исполнителей во время концертного выступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of the volitional inclusion of exponents into the process of interpretation of a piece of music

The mechanism of the volitional inclusion of exponents into the process of interpretation of a piece of music is considered in the article. The author characterizes the essence of the given mechanism in the context of studying of volitional regulation of the musical and performing activity of students, draws attention to the display of "stylistic orientation" in the interpretation of a piece of music and in peculiarities of self-regulation of exponents' mental state during a concert performance.

Текст научной работы на тему «Механизм волевого включения исполнителей в процесс интерпретации музыкального сочинения»

риваться как конструктивное социальное изменение в общечеловеческом контексте, которое приведет к позитивному выходу из сложной социально-экономической ситуации, создавшейся в стране, и, в первую очередь, возрождению села.

1. Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России. Тамбов, 1997.

2. Силласте Г.Г. Образ жизни семьи сельского школьника на рубеже двух веков (по результатам социолого-педагогического исследования «Ценностные ориентации сельских учителей, учащихся и их родителей в условиях становления рыночной экономики на селе»). М., 2002. Ч. 4.

3. О положении сельских детей и молодежи в Нерехтском районе Костромской области в 1997 году: докл. / Терновская В.И. [и др.]. М., 1998.

4. Холостова Е.И. Социальная работа. М., 2005.

5. Социальная педагогика / под ред. В.Г. Бочаровой. - М., 2004.

6. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. - Мн., 2000.

7. Смирнова С.Л. Управление социальной работы: теория, принципы, методы / Нажмудинов Г. М., Албегова И.Ф., Морозова Н.А. Социальная работа: теория и практика. Информационно-аналитический бюллетень № 1. Ярославль, 1997. С. 64-65.

8. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М., 2001.

9. Павлова Л.Н. Становление и развитие института социальных педагогов: системный подход // Образование в сельском социуме: проблемы и инновационный опыт. М., 2001. С. 72-76.

Поступила в редакцию 27.06.2009 г.

Rybina V.N. Organization of social work in the conditions of rural society: theoretical aspect. In the article organization of social work in rural society is considered. Features of the rural environment, specificity of social work in countryside are presented. Priority directions of social work in rural society are allocated. Formation of social services system in the village is analyzed.

Key words: social work; rural social environment; social work in the village; management of social work; organization of social work in the village.

УДК 781

МЕХАНИЗМ ВОЛЕВОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО СОЧИНЕНИЯ © Л.В. Вахтель

В статье рассматривается механизм волевого включения исполнителей в процесс интерпретации музыкального сочинения. Автор характеризует сущность данного механизма в контексте изучения волевой регуляции музыкально-исполнительской деятельности студентов, акцентирует внимание на проявлении «стилевой установки» в интерпретации сочинения и особенностях саморегуляции психического состояния исполнителей во время концертного выступления.

Ключевые слова: волевое включение музыканта-исполнителя; стилевая установка в интерпретации музыкального сочинения; саморегуляция психического состояния музыканта-исполнителя.

Сущность волевого включения исполнителей в процесс интерпретации музыкального сочинения обусловлена природой творческой воли, реализуемой в музыкальноисполнительской деятельности. Волевой акт «преодоления себя» в музыкально-исполнительской деятельности связан не только с организацией каждодневных занятий на инструменте, но и с духовным процессом самопознания. Согласно мысли Г.М. Цыпина, во-

ля определяет как объем и регулярность работы, так и ее содержание. Ведущий мотив самореализации в музыкально-исполнительской деятельности, звучащий тем более властно, чем более одарен человек, связан с потребностью творчества, которое «несет награду в себе самом» [1]. Деятельность для исполнителя выступает как главная жизненная ценность, затрагивая глубинные структуры его личности.

Вместе с тем собственно исполнение музыкального произведения связано с преодолением «сопротивления материала» и переходом от внутреннего образа к реальному звучанию, что осуществляется благодаря индивидуальной воле исполнителя [2]. Сила воли играющего артиста, по мнению С.Я. Фейн-берга, проявляется в преодолении и обуздании своеволия звучащей материи. Музыкант-педагог считал, что в процессе игры творческая воля исполнителя то принимает, то отрицает извлеченные из инструмента звуки. Данный феномен в исполнительском искусстве К.А. Мартинсен обозначил термином «звукотворческая воля». С ним связано магнетическое свойство игры выдающихся исполнителей, которое она оказывает на слушателей. Игра музыканта по-настоящему захватывает, когда становится ощутимой борьба внутреннего образа и внешней оболочки звучания. Слушатель при этом явственно различает дух и плоть музыкального искусства. В этом случае говорят о «волевом токе» в исполнении, исходящем от него «духовном излучении». В звучащей реальности раскрывается смысловой образ сочинения, т. к. в каждой интонации заложен «свернутый» смысл сочинения.

Проявление воли в момент выступления, с одной стороны, связано у исполнителя с чувством уверенности в себе, самоконтроля, умением сознательно регулировать свое эмоциональное состояние и представить индивидуальную интерпретацию, с другой стороны, с внутренней волевой готовностью исполнителя «удержаться», «ориентироваться» в открывающемся на сцене пространстве творчества.

Можно отметить признаки разнообразных состояний исполнителя во время выступления и при подготовке к нему. Это и состояние мобилизационной готовности, которое характеризуется как довольно устойчивое, проявляющееся иногда за несколько дней или даже недель до концерта и усиливающееся к моменту выступления. Оно связано с необходимостью «настроиться на концерт». С одной стороны, исполнитель, как правило, много занимается, добиваясь максимально технически отточенного исполнения. Вместе с тем он готовится к концерту как к исповеди, как к возможности «обнажить душу» и «сказать самое сокровенное»

через интерпретацию музыкального сочинения. Данное состояние можно назвать самонастраиванием на полную мобилизацию своих познавательных, творческих, технических, а главное, духовных способностей.

Состояние мобилизационной готовности сопряжено с волевым состоянием предкон-цертного возбуждения, предполагающего повышение активности психической деятельности, которое требует, с одной стороны, волевых усилий по преодолению чувства сомнения и непредсказуемости прохождения концерта, а с другой - наполнено радостным чувством наслаждения от предстоящего исполнения сочинения и общения с публикой.

В период подготовки к концерту и непосредственно во время выступления у исполнителя можно наблюдать состояние сосредоточенности, предполагающее преднамеренную концентрацию внимания на процессе деятельности. Данное состояние А.С. Пушкин выразил как «Я забываю мир...». Для него характерно концентрированное произвольное внимание, способствующее эффективному протеканию психических процессов, а также быстрота и чуткость в реагировании на определенные сигналы и ситуации во время выступления.

В момент выхода на эстраду проявляется волевое состояние решимости. Оно подтверждает готовность исполнителя к концертному выступлению. Как правило, оно связано с преодолением максимального в этот момент волнения, желанием «скорей начать» выступление и, нередко, с неосознанным желанием испытать состояние удовлетворения от исполнения музыкального сочинения. Известны случаи, когда исполнители «рвутся в бой», т. е., не в силах сдерживать это состояние, выходят на сцену раньше, чем ведущий концерта объявит их выступление.

Л.Л. Бочкарев [3] определил психическое состояние исполнителя во время концертного выступления как состояние «раздвоения», в котором синтезируются стихийное и сознательное начала, вдохновение и контроль. Данное состояние у студентов-исполнителей возникает не только во время выступления, но и в процессе длительного освоения, интерпретации музыкального сочинения на занятиях с преподавателем и при подготовке к ним. Механизм волевого включения как раз и направлен на регуляцию дан-

ного психического состояния, приводящую к установлению или удержанию необходимого состояния функциональной организации психики.

Понятие волевого включения мы определяем как механизм волевой регуляции психического состояния исполнителя, которое проявляется во время интерпретации музыкального сочинения и характеризуется сочетанием стихийного и сознательного начал, путем установления и удержания необходимого состояния функциональной организации психики.

Волевое включение исполнителя в процесс интерпретации музыкального сочинения характеризуется адекватной мобилизованностью, высоким уровнем концентрации внимания, отличается динамизмом, стремительностью протекания психических процессов восприятия, воображения, мышления, что, в конечном счете, влияет на качество созданной студентом интерпретации музыкального сочинения.

Волевое включение студентов-исполни-телей в процесс интерпретации музыкального сочинения происходит при участии их духовных способностей (В. Д. Шадриков), способствующих активизации информационного обмена с подсознанием и позволяющих устанавливать разноуровневые взаимосвязи между компонентами базового комплекса музыкально-исполнительских способностей и открывать новые функциональные возможности психики, способствующие оригинальному решению интерпретаторских задач.

Представляя схематично механизм волевой регуляции музыкально-исполнительской деятельности студентов, можно говорить о высокой концентрации познавательных (А), творческих (В) и технических (С) способностей студентов при наличии волевого включения (V), что определяет качество созданных ими интерпретаций музыкальных сочинений.

Таким образом, данную схему можно выразить как:

{А, В, С} & V ^ I,

где {А, В, С} - компоненты базового комплекса музыкально-исполнительских способностей студентов, а именно: познавательные, творческие и технические способности; V - волевое включение студентов; I - качест-

во созданных студентами интерпретаций музыкальных сочинений [4].

Охарактеризуем теперь некоторые особенности волевого включения, обусловленные спецификой волевой регуляции музыкально-исполнительской деятельности.

Традиционно считается, что точкой запуска волевого регулирования является момент переключения сознания субъекта деятельности с объекта на самого себя с целью оптимизации своей активированности [5]. В контексте волевой регуляции музыкальноисполнительской деятельности следует учитывать специфику самого объекта этой деятельности, т. е. собственно музыкального сочинения, несущего в себе мощный духовный потенциал. Механизм волевого включения исполнителя в процесс интерпретации музыкального сочинения предполагает поэтому не только переключение сознания субъекта деятельности на самого себя с целью оптимизации своей активированности, но и своего рода «присоединение» к объекту деятельности, также обеспечивающее высокий уровень активированности и энергетическую подпитку. Нередко сопровождающее эти процессы состояние погруженности в музыку характеризуют как «исполнитель растворился в музыкальном сочинении», «слился с музыкой».

Волевое включение, таким образом, связано с познанием культурного смысла сочинения, которое происходит через самопознание, самоактуализацию личности в акте создания новой звучащей реальности, в которой отражено неповторимое единичное проявление мира исполнителя. Оно способствует переводу ценностей духовной культуры в индивидуальную систему ценностей, имеющих личностный смысл, осуществляемому посредством художественного сознания, выражающего особого рода отношение субъекта к произведению искусства (Е.П. Крупник, В.Г. Ражников). В ходе эмоционального переживания содержания музыкального произведения, которое может носить характер согласования (гармонии) и несогласования (дисгармонии), производится новый, приемлемый для индивидуальности исполнителя смысл, преобразовывающий его самого.

Можно заключить, что механизм волевого включения выполняет преобразовательную функцию в деятельности, способствуя, в

конечном счете, не только совершенствованию процесса и результата деятельности, но и более высокой организации психических функций субъекта этой деятельности. Вместе с тем механизм волевого включения способствует формированию индивидуального стиля волевой регуляции, т. к. обеспечивает наилучшую приуроченность функционирования структуры психики к конкретным требованиям деятельности и самореализацию личности в деятельности, переживаемую как выражение подлинного «Я».

Важной особенностью волевого включения в процесс интерпретации музыкального сочинения является его связь с эмоциональной сферой исполнителя, обусловленная ярко выраженным эмоциональным характером музыкально-исполнительской деятельности.

С.Л. Рубинштейн, подчеркивая наличие связи между волей и эмоциями, считал, что эти две сферы психики не родственны и не тождественны. Исследуя природу воли, он пришел к выводу, что один и тот же процесс обычно бывает и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым, а также отметил, что, «изучая волевые процессы, мы изучаем волевые компоненты психических процессов» [6].

Волевое включение исполнителя в процесс интерпретации музыкального сочинения влияет на взаимоотношение активации организма, эмоциональных и познавательных процессов. Сильные эмоции, возникающие в связи с переживанием эмоционального содержания сочинения, с состоянием радостного вдохновения от общения с искусством, слушателями, преподавателями, непосредственного удовольствия от удовлетворения внутренней потребности заниматься музыкально-исполнительской деятельностью, являются необходимым условием развития эмоций и определяют их интенсивность. Вместе с тем интенсивность эмоций способствует увеличению активации организма. Специфика же эмоции зависит от осознания смысла исполняемого музыкального сочинения, осознания личностной значимости для исполнителя его профессиональной деятельности, т. е. имеет когнитивную основу.

В свою очередь, когнитивная деятельность может также стать источником возникновения и развития эмоции. Это происходит, к примеру, тогда, когда студент-ис-

полнитель получает новую интересную информацию об исполняемом сочинении, его авторе, существующих интерпретациях и у него возникает эмоциональная потребность выразить по-своему это новое в собственной интерпретации. Или когда, продумывая техническую сторону исполнения, исполнитель преодолевает технические трудности и получает эмоциональное удовлетворение от того, что «получилось», и от того, что он может беспрепятственно выразить художественный образ сочинения.

Таким образом, состояние эмоциональной активации может быть включено в сам процесс поиска интерпретаторского решения, оно во многом предшествует и подготавливает его нахождение, выполняя в мышлении различного рода регулирующие, эвристические функции. В свою очередь, интеллектуальные эмоции выполняют функцию внутренней сигнализации о формировании смысла конечной цели на отдельных этапах ее конкретизации познавательным мотивам мыслительной деятельности.

Еще одной важной особенностью волевого включения исполнителя в процесс интерпретации музыкального сочинения является его связь с состоянием творческого вдохновения и надсознательной активностью (П.В. Симонов, А.В. Петровский). Благодаря волевому включению устанавливается доминантное состояние, характеризующееся концентрацией всех сил и способностей на одном предмете, в данном случае на поиске лучшего интерпретаторского решения. Известно, что доминантную активность, сопряженную с построением новых образов, А.А. Ухтомский представлял как проектирующую действительность и как индивидуальный выбор из множества наличных аффе-рентаций [7]. В музыкально-исполнительской деятельности данное состояние может охватывать как длительный период создания интерпретации музыкального сочинения, так и кратковременный. Оно сопряжено с построением идеального образа (или эвристической модели) будущей исполнительской интерпретации, выступающей в роли творческой цели.

Таким образом, специфика волевого включения в творческий процесс интерпретации музыкального сочинения обусловливает неразрывность и взаимодействие областей

не только сознательного, но и бессознательного, а также надсознательного в трактовке волевой регуляции музыкально-исполнительской деятельности.

Волевое включение исполнителя в процесс интерпретации музыкального сочинения способствует формированию «стилевой установки» (А.И. Николаева, Д.Н. Узнадзе), определяющей индивидуальный выбор исполнителем определенных средств интерпретации в зависимости от стиля сочинения и собственного стиля музыкально-исполнительской деятельности. С помощью стилевой установки происходит «погружение» исполнителя в контекст определенного музыкального сочинения, активизируется его понимание. При этом в процессе понимания сочинения происходит осознание и укрепление стилевой установки. Она руководит выбором исполнительских средств, необходимых для реализации стиля определенного музыкального сочинения, а также помогает настроить на нужный лад всю двигательно-моторную систему исполнителя, включая при этом нужный звуковой образ.

Стилевая установка способствует процессу эмпатии, т. к. направленность всех структур личности - физической, эмоциональной, интеллектуальной, волевой - на постижение и исполнительскую реализацию стиля связана с необходимостью вжиться в духовный мир, породивший эти смыслы. Эмпатия, углубляя понимание стиля сочинения, усиливает установку на адекватное его воспроизведение.

Следует подчеркнуть, что стилевая установка в интерпретации музыкального сочинения способствует проявлению различных свойств темперамента исполнителя в зависимости от эмоционального содержания конкретного музыкального произведения. Чувство эмпатии, эмоционального переживания сочинения, интерес к нему влияет на уровень активации психики исполнителя и конечный результат деятельности. Высокий уровень эмпатии, заинтересованность в содержании музыкального сочинения, соответствие эмоционального настроения сочинения психическому состоянию исполнителя обеспечивают, как правило, эффективность, активность творческого процесса и высокий уровень интерпретации, созданной студентом. Таким образом, выбор исполнительского репертуа-

ра является одним из важнейших условий успешности музыкально-исполнительской

деятельности студентов.

И, наконец, волевое включение студентов в процесс интерпретации музыкального сочинения способствует саморегуляции психического состояния во время публичного выступления. Выявляя особенности механизма саморегуляции исполнителей, отметим, что внутренним условием ее осуществления является эффективность реализации стилевой установки. Чем более исполнитель настроен на восприятие и выражение стиля сочинения, чем более он согласует свои индивидуально-психологические особенности, психические состояния, индивидуальный уровень активации со стилем сочинения и умеет выразить свое отношение в индивидуальной исполнительской технике, тем выше уровень саморегуляции студента во время исполнения сочинения. Он, с одной стороны, настроен на музыку, хочет самовыразиться через интерпретацию сочинения, с другой стороны, контролирует свое психическое состояние и поведение на сцене. Внешним условием реализации механизма саморегуляции является желание публичного самоутверждения, демонстрация своих профессиональных достижений, реализация артистических способностей.

В учебной деятельности студентов в процессе интерпретаций многих сочинений и многочисленных публичных выступлений формируется индивидуальный стиль саморегуляции музыкально-исполнительской деятельности студентов. Одной из его функций считается появление новообразований, т. е. новых регуляторно-личностных свойств исполнителя, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность.

1. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. М., 1988.

2. Фейнберг С.Я. Пианизм как искусство. М., 2001.

3. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997.

4. Вахтель Л. В. Психологическая концепция формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студентов: монография. Воронеж, 2009.

5. Калин В.К. Волевая регуляция деятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Тбилиси, 1989.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2001.

7. Ухтомский А.А. Доминанта. СПб., 2002.

Поступила в редакцию 27.06.2009 г.

Wachtel L.V. The mechanism of the volitional inclusion of exponents into the process of interpretation of a

piece of music. The mechanism of the volitional inclusion of exponents into the process of interpretation of a piece of music is considered in the article. The author characterizes the essence of the given mechanism in the context of studying of volitional regulation of the musical and performing activity of students, draws attention to the display of “stylistic orientation” in the interpretation of a piece of music and in peculiarities of self-regulation of exponents’ mental state during a concert performance.

Key words: volitional inclusion of exponents; stylistic orientation in the interpretation of a piece of music; selfregulation of exponents’ mental state.

УДК 301.085:15

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ-УПРАВЛЕНЦЕВ © Е.А. Лихачева

В статье проводится анализ научной литературы по нравственным ценностям управленцев. Выявляются психологические факторы формирования данных ценностей. Анализируются полученные эмпирические результаты.

Ключевые слова: нравственные ценности; фактор; специалист-управленец.

В последнее время интерес к нравственным ценностям личности в целом и проявлению их в управленческой деятельности в частности значительно возрос. Это обусловлено значительными изменениями в политической, социально-экономической, культурной сферах общества, а также возросшими требованиями к индивидуально-психологическим, нравственным качествам личности управленца. Поэтому сегодня остро стоит проблема формирования нравственных ценностей управленцев, следовательно, идет активный поиск духовно-нравственных оснований развития управленческой деятельности.

Проблема нравственных ценностей относится к «вечным темам» и изучалась начиная с античности (Платон, Аристотель, И. Кант, В. Франкл и др.). В современной литературе психологические аспекты формирования системы ценностей раскрываются в работах: А.Г. Здравомыслова, И.С. Кона, Ю.В. Синягина, В. А. Ядова и др.

В отечественной и зарубежной психологической литературе, посвященной вопросам управления, нравственные ценности управленца все чаще указываются как необходимое условие эффективности управленческой деятельности.

Ученых всегда интересовал вопрос психологического детерминизма нравственных ценностей.

Как показывают научные исследования, психологических факторов формирования нравственных ценностей немало, что еще раз указывает на значимость данной проблематики.

По мнению Ю.В. Синягина, формирование ценностей человека начинается задолго до того, как он получает какой-либо опыт управленческой деятельности. Поэтому важной составляющей управления являются ценности (в т. ч. и нравственные), которые влияют на поведение руководителя [1].

Как показали исследования (И.В. Калинин, О.В. Кобелева и др.), на процесс формирования ценностей, установок и ориентации руководителя в существенной мере влияют порядок рождения в семье, семейные ценности. Так, если в родительской семье преобладали такие ценности, как работа, благосостояние, умение сделать карьеру, то руководитель будет придерживаться тех же ценностей и будет отличаться стремлением чего-то достичь в профессиональном и должностном плане. Если руководитель является единственным или старшим ребенком, то ему в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.