ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Е. В. Галкина*,
Московский педагогический государственный университет
Аннотация. В статье феномен исполнительской успешности рассматривается как системное и динамичное личностное образование, связанное со способностью достигать оптимального функционирования («пика формы») произвольно и формируемое на трёх уровнях - социально-коммуникативном, личностно-психологическом и рефлексивно-педагогическом.
Ключевые слова: исполнительская успешность, оптимальное функциональное состояние, индивидуальность исполнителя.
Summary. The article examines the phenomenon of performance success as a systemic and dynamic personal formation associated with the ability to achieve the optimal functioning ("shape peak") intentionally which is developed on three levels: social-communicative, personal-psychological and reflexive-pedagogical.
Keywords: performance success, optimal functional state, individuality of a performer.
Важнейшей частью музыкально-исполнительской деятель-
ности является её художественно-исполнительская составляющая. Тема исполнительской успешности — одна из популярных, находящаяся на пересечении психологии, теории исполнительства и музыкальной практики, не теряющая своей актуальности для всех сценических искусств. При этом сам феномен «исполнительская успешность» не рассматривался как системное целое, т. е. как личностный конструкт и желаемое состояние.
С одной стороны, публичное выступление всегда остаётся смыслом, желанной целью и центральным мо-
* Научный руководитель А. В. Торопова.
ментом любого исполнительского искусства, а с другой — разрушительное воздействие стрессовых факторов достигает максимальной силы именно в сценических условиях. Исполнение на публике вызывает у исполнителя особые психические установки, устойчивость которых может быть очень непостоянна и которые поддерживаются ценой внутренней борьбы и напряжённого волевого усилия.
Исполнительский процесс задействует человеческий организм целиком, он требует полного включения в работу всех способностей, присущих индивиду, только тогда он может привести к творческому результату, что и является его назначением. Для того чтобы правильно и адекватно подго-
72
товить ученика к интеграции всех своих возможностей и цели выступления на публике, каждому педагогу желательно понимать структуру и закономерности реализации исполнительской успешности.
Проведённый анализ позволил считать, что исполнительская успешность включает в себя следующие уровни:
1. Социально-коммуникативный уровень — мотивация к музыкальному исполнительству (желание выйти на сцену или к аудитории учащихся);
2. Личностно-психологический уровень включает в себя индивидуально-личностные особенности, свойства высшей нервной деятельности, профессионально-исполнительские способности, психологическую устойчивость (эмоциональная стабильность, способность к саморегуляции);
3. Способность к достижению оптимального функционального состояния организма (термин, применяемый в психофизиологии [2] и означающий «пик формы», т. е. состояние, в котором необходимо совмещать предельную сосредоточенность, концентрацию и контроль внимания с максимальной свободой, комфортностью выполнения профессиональных задач).
Рассмотрим эти уровни более подробно.
Первый уровень — социально-коммуникативный — включает в себя мотивацию к музыкальному исполнительству. Мотивация в музыкальной деятельности, собственно говоря, как и в любой другой, очень важное звено при формировании отношений, установок музыканта. Она побуждает нас двигаться вперёд, решать поставлен-
ные задачи, становиться успешными или способными достичь цели. Выполняя смыслообразующую функцию, задавая определённый личностный смысл целям, мотивация является могучим психологическим механизмом деятельности, и от того, каким мотивом побуждается деятельность, нередко зависят её эффективность и качественные особенности протекания.
Л. Л. Бочкарёв выделяет три основные группы положительных мотивов, влияющих на формирование состояния психической готовности к концерту: 1 — мотивы, связанные с отношением музыканта к исполняемым произведениям, самоактуализацией; 2 — мотивы, связанные с отношением исполнителя к публике; 3 — мотивы, связанные с отношением к исполнительской деятельности (мотивы профессионального самосовершенствования) [5].
Мотивы, способствующие формированию успешной исполнительской деятельности, носят, как правило, эмоционально-волевой характер. Нередко мотив для подготовки к концерту, к конкурсу — это мотив быть первым, в центре внимания, «на высоте», быть лидером, превзойти себя, добиться успеха. Это мотивы самоутверждения, самоактуализации, т. е. чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти. Это мотивы конечной цели. Ведь концерт, общение с публикой, ответная реакция публики — это то, ради чего была проделана предшествующая работа.
Но особое место в мотивации к публичной деятельности занимает эйфо-ртческая мотивация (термин Н. Э. Таракановой), т. е. мотивация получения удовольствия от концертных высту-
Как правило, все вышеперечисленные мотивы свойственны людям с сильным типом нервной системы, положительной самооценкой и сильно выраженной мотивацией достижения. При наличии противоположных характеристик личности данные мотивы блокируются аффектами страха и бегства, а мотив самоактуализации на сцене перекрывается мотивом самосохранения и избегания стрессовых переживаний, т. е. формируется комплекс неуспешности. Работа педагога с этим комплексом очень сложна, но, как отмечено А. В. Тороповой, влиять на мотивацию можно через внушение веры в себя и наращивание опыта «полётного состояния» [12].
Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что поскольку мотивация является одним из факторов, влияющих на успешность музыкально-исполнительской деятельности, то и работа по наращиванию субъективного ресурса «исполнительской успешности» должна быть связана с психологической мотивированностью и преодолением противоречащих мотивов и установок.
Второй уровень исполнительской успешности — личностно-психологический. Успешная деятельность музыкантов-исполнителей самым непосредственным образом связана с индивидуально-личностными особенностями. Индивидуальные различия в субъективных переживаниях и внешних проявлениях эстрадного самочувствия очень велики. Существует связь между типом высшей нервной деятельности и эстрадным волнением.
Для обучения саморегуляции студентов-музыкантов психотехнике совладания необходимо учитывать индивидуальную склонность лич-
ности в предконцертный период к перевозбуждению или апатии. У людей возбудимого типа предконцерт-ное эмоциональное возбуждение значительно сильнее, чем у лиц тормозного типа. Значит, уровень возбуждения, который для тормозного типа будет близок к «лихорадке», для людей возбудимого типа будет обычным предстартовым состоянием [8]. Отсюда возникает необходимость учёта индивидуальных особенностей эмоциональной возбудимости и реактивности разных людей. Например, у большинства исполнителей успешное выступление вызывает радостный подъём, прилив сил и уверенность в себе, а у некоторых — самоуспокоенность, которая может привести к артистическому регрессу. Неудача у большинства исполнителей вызывает угнетённое состояние, снижает работоспособность, создаёт неуверенность в своих творческих силах и способностях, может привести к самобичеванию, а у других — к стремлению во что бы то ни стало в следующий раз добиться успеха.
Исследователями установлена за- 73 висимость исполнительской успешности от выраженности свойств силы, активированности и лабильности нервной системы. Есть люди, характеру которых присущи смелость, решительность, твёрдость духа. Конечно же, эти черты прокладывают путь к успеху. Такие люди обычно обладают сильным типом высшей нервной деятельности. Известно, что люди с таким типом нервной системы менее страдают от негативных форм сценического волнения. Они отличаются большей устойчивостью к сильным и продолжительным раздражителям, нежели представители слабой нерв-
ной системы. Представителям этого типа свойственны живость темперамента (сангвиники), общительность, предприимчивость.
Музыканты, имеющие сильный неуравновешенный тип нервной системы (холерики) чаще других испытывают состояние, напоминающее «предстартовую лихорадку». Исполнители с сильной инертной системой высшей нервной деятельности (флегматики) чаще впадают в состояние творческой апатии [13].
Музыканты со слабой нервной системой отличаются большей эмоциональной тонкостью, но меньшей выносливостью (меланхолики). Они особенно тяжело страдают от негативных форм сценического волнения. Неудачи переживают чрезвычайно болезненно. Но представители этого типа тяготеют к глубокому проникновению в детали и эмоциональные тонкости музыки, так как именно в этом находят лучший путь к самовыражению. Представители слабого типа нервной системы обладают большой тонкостью эмоциональных реакций 74 на музыку.
Все вышеперечисленные особенности нейродинамики оказывают большое влияние на успешность музыкально-исполнительской деятельности.
Предполагается, что успешность исполнительской подготовки опосредствуется различными стилями её саморегуляции, структура которых обусловливается регуляторно-личностными свойствами учащихся, такими как гибкость — быстрота и степень лёгкости изменения системы саморегуляции, надёжность — устойчивость функционирования системы саморегуляции музыкально-исполнительской деятельности.
К саморегуляции Ю. А. Цагарелли относит самооценку, самоконтроль, самокоррекцию и самонастройку [14].
Как известно, саморегуляция — это воздействие на процесс исполнения как самим исполнителем, так и другим человеком (педагогом), осуществляющим регуляцию этого процесса. Педагог должен знать и учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и на основе этого формировать соответствующий данной индивидуальности ученика педагогический подход. Например, к студентам наиболее возбудимого типа целесообразно применение релаксационного саморегуляционного тренинга, а тормозного типа — активизирующего саморегуляционного тренинга. С целью релаксации можно использовать различные приёмы (биологическая обратная связь, терапия мышечным расслаблением, дыхательными упражнениями и упражнениями в аутогипнозе). Эти приёмы обладают прекрасным эффектом в отношении соматических симптомов тревоги: дрожи, мышечного напряжения, тремора, потения и т. д.
Студентам, у которых уровень возбуждения недостаточен (состояние предконцертной апатии), желательно на этапе ситуативной психологической подготовки использовать идеомоторную тренировку в целях сосредоточения внимания на исполняемом музыкальном произведении. Использовать формулы самовнушения с акцентом на активизацию для проявления (пробуждения) творческой активности. Им необходимы введение в нервно-мышечный тонус, концентрация, собранность.
Таким образом, обучение психотехнике совладания студентов-музыкантов в саморегуляционном тренинге воз-
можно с учётом индивидуальных особенностей типа личности.
Третий уровень успешности музыкально-исполнительской деятельности — способность к оптимальному функционированию организма. Как говорят психофизиологи, музыкально-исполнительская деятельность предполагает поиск состояния «полёта» или же состояния «пика формы».
Но как достичь этого состояния, если основная сторона профессиональных проблем музыкантов-исполнителей связана с психическими перегрузками, а психологические проблемы закрепляют физические симптомы?
По мнению Н. А. Бернштейна, музыкально-исполнительская деятельность может расцениваться как определённый тип психомоторной деятельности, успешность которой заключается в оптимальной комбинации между напряжённостью мышц, участвующих в движении, и когнитивным контролем. Известно, что мастерство в любых формах психомоторной деятельности требует использования огромного числа степеней свободы для осуществления хорошо скоординированной последовательности движения в нужной траектории и в нужное время. Постоянно должен осуществляться контроль ощущений, или обратная связь, между предшествующим или последующим движением [3]. Каждое движение исполнения музыки должно быть осознанно свободным, но не расслабленным. При этом огромное значение имеет способность к воображению и предвидению движения [2].
Значит, состояние оптимального функционирования организма достигается в ходе выработки и запоми-
нания «верных» ощущений с точки зрения организации движения. Необходимо наладить взаимосвязь между слуховым физиологическим направлением, освоить принцип экономии, который является физиологической основой мышечной деятельности. Экономия ресурсов при игре идёт за счёт правильного положения тела в статичных и динамичных позах, т. е. ненапряжённого равновесия, физиологически правильной и рациональной мышечной работы и правильной эмоциональной реакции человека на происходящее [10].
Как подчёркивает А. Бурзик, во время исполнения музыки необходимо вообразить такие же телесные ощущения, как во время полёта. Это принцип психомышечной отстранённости [10]. При нездоровом волнении происходит напряжение двух сфер — психической и физической, и характеризуется это явление сверхвовлечённостью в происходящий процесс не только сознания, мышц и эмоций, но и всех систем организма.
Таким образом, каждому исполнителю необходимо знать взаимосвязь 75 основных системных принципов, которые служат гарантом профессионального здоровья музыканта и психомышечного комфорта за инструментом.
Для профессиональных музыкантов очень важно уметь достигать своего пикового состояния, когда исполнение музыки не связано с напряжением, а сопровождается лёгкостью и удовольствием. Как отмечает А. В. Торопова, это «состояние в ходе реализованного, свершившегося творческого акта запоминается в чувственной памяти навсегда, что заставляет человека снова и снова идти к такой
творческой деятельности в поисках повторения и развития пикового переживания» [12, с. 122]. Достижение этого состояния является наивысшим кульминационным моментом исполнительской деятельности музыканта.
Опираясь на сказанное выше, можно сделать следующие выводы:
1) феномен исполнительской успешности есть системное и динамичное личностное образование, связанное со способностью достигать оптимального функционирования («пика формы») произвольно;
2) структура данного феномена включает в себя индивидуально-психологические особенности и свойства, специальные способности, обучаемость саморегуляции и мотивацию к музыкальному исполнительству;
3) индивидуально-психологические особенности учащихся обусловливают различные педагогические стратегии обучения на пути к достижению оптимального функционирования (исполнительской успешности) студентов-музыкантов в музыкально-педагогической реальности.
76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, 1975.
2. Базанова О. М., Штарк М. Б. Нейробиоу-правление в оптимизации функционирования музыкантов исполнителей // Бюл. Сибирского отд. РАМН. — 2004, № 113.
3. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активации. — М.: Медицина, 1966.
4. Блинова М. П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. — Л.: Музыка, 1974.
5. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2004.
6. Галимова Р. З., Сулейманов Р. Ф. Психологические особенности личности музыкантов-исполнителей. — Казань: Познание, 2009.
7. Григорьев В. Ю. Исполнитель и эстрада. — М.: Классика XXI, 2006.
8. Корлякова С. Г. Психомоторные способности музыкантов: генезис и формирование. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008.
9. Леонтьев Д. А. Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006.
10. Муратова-Тузова О. В. Психофизиологическая коррекция игрового аппарата пианиста. — М.: Компания Спутник+, 2007.
11. Торопова А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Граф-Пресс, 2010.
12. Торопова А. В. Мотивация к занятиям искусством и проблема её развития // Развитие личности. — 2011. — № 2.
13. Федоров Е. Е. О психологической подготовке музыканта к концертному выступлению // Вопросы музыкознания. — Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки, 1999.
14. Цагарелли Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. — СПб.: Композитор, 2008.