Научная статья на тему 'Особенности мотивации профессиональной деятельности музыканта-исполнителя'

Особенности мотивации профессиональной деятельности музыканта-исполнителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2040
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
A MUSICIAN’S ORIENTATION TO PERFORMING ACTIVITY / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ МУЗЫКАНТА К ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОТРЕБНОСТИ / МОТИВЫ / MOTIVATION / MOTIVATIONAL COMPONENTS / PROFESSIONAL ACTIVITY / MOTIVATION OF LABOR ACTIVITY / MUSICAL AND PERFORMING ACTIVITY / NEEDS / MOTIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабурова С. Л.

В статье описаны мотивационные составляющие профессиональной деятельности музыканта-исполнителя. Обосновывается вывод о том, что динамика мотивации профессиональной деятельности музыканта-исполнителя характеризуется изменениями структуры потребностей и интересов от узколичностных (получение удовольствия от процесса музицирования) к мотивам, связанным с повышением профессионального мастерства (создание высокохудожественных образцов исполнительских интерпретаций) и далее к широким социальным мотивам, связанным с развитием и сохранением музыкальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION PECULIARITIES OF MUSICIANS’ PROFESSIONAL ACTIVITY

This article describes motivational components of a musician's professional activity. The dynamics of the motivation of a musician's professional activity is characterized by changes in the structure of needs and interests from personal (pleasure from the process of playing) to motives connected with professional development (creating the samples of highly performing interpretations) and then to social motives connected with the preservation of musical culture.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации профессиональной деятельности музыканта-исполнителя»

ные точки зрения, отличные от их собственных взглядов, не могут посмотреть на ситуацию с позиции другого человека. Уровень развития децентрации у подростков спецшколы и кадетской школы несколько выше. Можно сказать, что они в большей степени способны учитывать точки зрения других людей и соотносить их со своими взглядами, и хотя способны воспринять иное, чем свое собственное, отношение к жизни, но далеко не всегда. Отметим также, что уровень развития децентрации у подростков спецшколы и кадетской школы соответствует уровню развития децентрации у подростков контрольной выборки. В целом, чем выше индекс децентрации, тем в большей степени выражена у испытуемых способность рассматривать свою жизнь в контексте жизни других людей и во взаимосвязи с ними. В связи с этим, подчеркнем невысокий уровень развития данной способности у всех обследуемых подростков.

С целью уточнения и дополнения информации о выраженности механизма децентрации, мы применили методику экспертных оценок. Разработанный нами опросник включал в себя четыре блока показателей выраженности механизма децентрации: учет других точек зрения, принятие различных социальных ролей, обращенность на познание окружающего мира и наличие собственной познавательной позиции. В спецучилище, спецшколе и кадетской школе экспертами выступили психолог, социальный педагог и воспитатель. В общеобразовательных школах выступили экспертами психолог, социальный педагог и классный руководитель. Данные, полученные нами в результате применения этой методики, отображены на рис. 1.

Из рисунка видно, что у подростков всех трех групп экспериментальной выборки в большей степени развита обращенность на познание окружающего мира и собственная познавательная позиция, в сравнении со способностью к учету других точек зрения и принятию различных социальных ролей. Это говорит о том, что девиантным подросткам трудно увидеть ситуацию с точки зрения другого человека, осознать и принять существование мнения, отличного от своего собственного. У них также затруднено освоение положительных социальных ролей, расширение ролевого репертуара; возникает путаница социальных ролей. При этом девиантные подростки зачастую имеют свою, пусть и не четко структурированную, позицию по отношению к окружающему миру. У подростков контрольной выборки, напротив, в большей степени развита способность к принятию различных социальных ролей, что означает, что они обладают достаточно широким ролевым репертуаром.

Можно сделать вывод, что неразвитая децентрация у девиантных подростков ведет к тому, что они зачастую неверно представляют результаты собственных действий или поступков других людей, плохо ориентируются в общепринятых правилах и нормах поведения. Девиантные подростки применяют неконструктивные способы взаимодействия с социумом, такие как противодействие реальности, болезненное противостояние обществу, уход от реальности. В результате социальные нормы, в том числе и правовые, не оказывают на поведение этих подростков существенного влияния. Такие люди обычно не понимают, что от них требует общество и могут осуществлять оценку ситуации не с позиции социальных требований, а исходя из личных переживаний, обид, потребностей и желаний.

Таким образом, децентрация, рассмотренная в качестве свойства личности, тесно связана с такими личностными компонентами как отношение человека к самому себе, другим людям и окружающему миру. При нормальном развитии децентрации вырабатывается способность координировать позиции разных людей, вступающих в контакт, с помощью учета всех точек зрения и систем отношений. Децентрация дает человеку преимущество обратной связи, а значит возможность контроля адекватности и полноты собственных наблюдений, выводов, оценок, предположений. Децентрация может осуществляться как попытка представить себя на месте другого и выявить систему его отношений как к себе, так и к окружающему миру; либо как попытка представить самого себя со стороны, чтобы понять как твои поступки воспринимаются и осознаются окружающими. В результате вырабатывается способность координировать позиции разных людей, вступающих в контакт, с помощью учета всех точек зрения и систем отношений. Кроме того, развитие способности к децентрации создает условия для развития гибкости общения с целью поддержания эффективного взаимодействия с другими людьми; формирования умения устанавливать и поддерживать эмоционально положительные личные взаимоотношения с другими людьми, способности следовать своим целям, в то же время уважая интересы других. Становится очевидной значительная роль децентрации в обеспечении продуктивного поведения человека в ситуациях, связанных с построением межличностной коммуникации. В связи с этим, важной и актуальной становится проблема формирования и развития способности к децентрации у девиантных подростков, как эффективного средства гармонизации их отношений с социумом.

Библиографический список

1. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. - М., 1994.

2. Ульянова, В.П. Специфика рефлексии нормативной ситуации подростками с нормативным и делинквентным поведением // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2008. - № 7.

Bibliography

1. Piazhe, Zh. Izbrannihe psikhologicheskie trudih. Psikhologiya intellekta. Genezis chisla u rebenka. Logika i psikhologiya. - M., 1994.

2. Uljyanova, V.P. Specifika refleksii normativnoyj situacii podrostkami s normativnihm i delinkventnihm povedeniem // Nauchnihe problemih gumanitarnihkh issledovaniyj. - 2008. - № 7.

Статья поступила в редакцию 10.09.12

УДК 159.9

Saburova S.L. MOTIVATION PECULIARITIES OF MUSICIANS’ PROFESSIONAL ACTIVITY. This article describes motivational components of a musician's professional activity. The dynamics of the motivation of a musician's professional activity is characterized by changes in the structure of needs and interests from personal (pleasure from the process of playing) to motives connected with professional development (creating the samples of highly performing interpretations) and then to social motives connected with the preservation of musical culture.

Key words: motivation, motivational components, professional activity, motivation of labor activity, musical and performing activity, a musician’s orientation to performing activity, needs, motives.

С.Л. Сабурова, ст. преподаватель Дальневосточного института психологии и психоанализа,

г. Хабаровск, E-mail: swetl.saburova@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ

В статье описаны мотивационные составляющие профессиональной деятельности музыканта-исполнителя. Обосновывается вывод о том, что динамика мотивации профессиональной деятельности музыканта-исполнителя характеризуется изменениями структуры потребностей и интересов от узколичностных (получение удовольствия от процесса музицирования) к мотивам, связанным с повышением профессионального мастерства (создание высокохудожественных образцов исполнительских интерпретаций) и далее к широким социальным мотивам, связанным с развитием и сохранением музыкальной культуры.

Ключевые слова: мотивация, мотивационные составляющие, профессиональная деятельность, мотивация трудовой деятельности, музыкально-исполнительская деятельность, направленность музыканта к исполнительской деятельности, потребности, мотивы.

В отечественной психологии труда появляется все больше исследований, в которых рассматривается взаимосвязь профессиональной деятельности с ее мотивационными составляющими. Мотивационные ориентации личности проявляются, закрепляются и корректируются в профессиональной деятельности. Для каждой профессиональной группы характерна своя мотивация трудовой деятельности [1]. Если выбранная профессия и реализуемый жизненный смысл, достигаемая жизненная ценность составляют единство для субъекта, то профессиональная деятельность приобретает сущностный, смысложизненный характер. Однако если основные жизненные ценности субъекта лежат вне профессии, то она является лишь средством реализации этих ценностей [2]. Таким образом, изучение особенностей мотивации профессиональной деятельности, связанной с развитием и реализацией человека как индивида, как личности, как субъекта профессиональной деятельности, имеет научное и практическое значение.

Центром личности является, как указывают учёные, мотивация. Отечественные авторы (В.А. Петровский, В.И. Слобод-чиков, Е.И. Исаев, А.В. Брушлинский, А.А. Реан и др.) подчёркивают, что мотив - это внутреннее побуждение личности к активности. Мотивация классифицируется по разным признакам: направленности, продолжительности, деление мотивации на внешнюю (деятельность основывается на стремлениях, внешних по отношению к её содержанию) и внутреннюю (деятельность имеет значение для личности сама по себе). Мотивация к музыкально-исполнительской деятельности представляет собой совокупность побуждений, вызывающих активную направленность личности на музыкальное исполнительство.

Мотивацию трудовой деятельности музыканта-исполните-ля можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии, мотивы выбора места работы. Мотивация трудовой деятельности выступает в качестве важного механизма регуляции профессиональной деятельности. При этом мотивационные ориентации функционируют на разных уровнях профессионального самосознания: когнитивном, эмоциональном, смысловом. При чем последний уровень характеризуется наибольшей интериоризацией социальных норм и ценностей в связи с их влиянием на практическую деятельность человека [3; 4].

В рамках данного исследования нас интересовали особенности мотивации профессиональной деятельности музыканта-исполнителя.

Профессиональными задачами деятельности музыкантов-исполнителей является воссоздание по нотной записи образ музыкального произведения и воплощение его в конкретном звучании. Знаковая сфера музыки обозначает предметно-духовную содержательность, являющуюся сплавом «внешней» предметности, заложенной в нотном тексте произведения и внутренних состояний субъекта музыкальной деятельности, отражающего музыку в соответствии с социально-эстетическими ценностями и оценками. Поэтому процесс исполнительской деятельности представляет собой не только акт воплощения композиторского замысла, но и создание собственной исполнительской трактовки [5; 3].

Музыкально-исполнительская деятельность подразделяется на следующие виды: сольное исполнительство, коллективное исполнительство (игра в оркестре, ансамбле; пение в ансамбле, хоре), аккомпаниаторская деятельность (аккомпанирование солисту, коллективу) и импровизационная деятельность (сольная импровизация, коллективная импровизация).

Общими компонентами для всех видов музыкально-исполнительской деятельности являются: умение свободно ориентироваться на клавиатуре; быстрота и точность двигательной реакции на внутренне слышимую мелодию, песню, произведение или на нотный текст; умением предвосхищать развертывание музыкального текста (слышать то, что предстоит сыграть в ближайший отрезок времени); владение стилем; ориентировкой в незнакомой мелодии, песне, произведении; готовностью к внезапным поворотам.

Для всех видов музыкально-исполнительской деятельности характерно восприятие музыкальной информации, процессы ее переработки, реализация полученной или созданной информации [6].

Исполнительскую деятельность обычно рассматривают в трех аспектах: в плане работы над произведением: подготовки к публичному выступлению и как процесс творчества на эстра-

де. Музыкант-исполнитель играет для огромной массы слушателей. В условиях концерта, слушатели не только воспринимают музыку, но и оценивают, сравнивают исполнителей.

По мнению Л.Л. Бочкарева [3] наиболее важными группами положительных мотивов, влияющие на эффективность деятельности музыканта-исполнителя являются: мотивы, связанные с отношением музыканта к исполняемым произведениям, самоактуализацией; мотивы, связанные с отношением исполнителя к публике; мотивы, связанные с отношением к исполнительской деятельности (мотивы профессионального самосовершенствования и др.).

В.Г. Ражников [7], взяв за основу деление мотивации на внутреннюю и внешнюю (по М.Г. Ярошевскому), показал, что ведущим внутренним мотивом как условием формирования идеальной концепции при подготовке к выступлению является возможность найти в произведении то, что более всего соответствует исполнительской индивидуальности, вкусам музыканта. Важное значение имеют и внешние мотивы: желание самоутвердиться через произведение, которое близко по духу и настроению, подтвердить свою компетентность интерпретатора. Автор отмечает, что как стимулы творческого процесса внутренние и внешние мотивы выступают слитно.

Большинство исполнителей подразделяет свою работу на четыре этапа: 1) этап ознакомления с музыкальным произведением, стадия формирования исполнительского замысла; 2) этап воплощения исполнительского замысла; 3) этап предконцерт-ной подготовки; 4) концертное выступление. Поэтому всю деятельность музыканта-исполнителя можно разделить на две основные части - репетиционную и концертную [6].

Репетиционная деятельность музыканта-исполнителя обладает специфическими особенностями наподобие тех, которые существуют у спортсменов в тренировочной и соревновательс-кой деятельности [3; 6]. Карьера музыканта исполнителя начинается с раннего возраста. Это связано с внутренними генетическими программами, каждая из которых появляется в определенный срок и потом уходит безвозвратно [8]. Поэтому музыканты и спортсмены после 12-13 лет с большим трудом осваивают сложные координированные движения. Для музыкантов-испол-нителей одним из важных опытом освоения способов деятельности, является овладение техникой игры на музыкальном инструменте. Высокие требования предъявляются к способности координировать исполнительские движения. Недостаточная межмышечная координация рук музыканта-исполнителя приводит к рассогласованию звучания партий правой и левой руки. Говоря о требованиях предъявляемых к силе мышц, следует отметить их существенную специфику у различных музыкально-исполнительских профессий. Наличие силы мышц плеча, предплечья, мышечной силе пальцев - необходимое условие владения инструментом [6]. Это связано с формированием исполнительского навыка, как одного из главных в профессии му-зыканта-исполнителя. Эти навыки формируются с помощью упорного самозабвенного труда, каждодневных несколько часовых репетиций и тренировок с раннего детства. Деятельность осуществляется сознательно, осознаются мотивы, средства и цели. Результатом деятельности музыканта-исполнителя является «чистое» исполнение произведения на эстраде. Формирование мотивации, отношений, установок музыканта: именно мотивационно-потребностная сфера служит могучим психологическим механизмом деятельности музыканта-исполнителя [3].

Мотивация подготовки к публичному выступлению связана не только с узколичными мотивами - стремлениями к внешним атрибутам: безупречно технически виртуозного исполнения, а с представлением об исполнительской деятельности как средстве освоения ценностей культуры и передачи их слушателям, воплощение глубинного художественно-творческого замысла композитора [5]. Узколичная внешняя мотивация при всем разнообразии ее типов не обладает, за редким исключением, такой побудительной силой, как широкая социальная мотивация, мобилизующая ценные стороны личности, о чем свидетельствуют многочисленные исследования российских психологов.

Внутренние факторы широкой социальной мотивации деятельности выражаются в профессиональном мастерстве музы-канта-исполнителя и имеют музыкально-исполнительскую направленность [7].

По мнению большинства психологов, как отмечает Е.П. Ильин [4], направленность личности является сложным мотивационным образованием. С.Л. Рубинштейн под «направленностью

личности» понимает характеристику основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека. Практически все психологи под направленностью личности понимают совокупность или систему каких-либо мотивационных образований, явлений.

Структура направленности может быть простой и сложной, но главное в ней, по мнению Б.И. Додонова - это устойчивое доминирование какой-то потребности, интереса, вследствие чего человек «настойчиво ищет средства возбуждать в себе нужные ему переживания как можно чаще и сильнее» [1, с. 28].

Е.П. Ильин считает, что сведение направленности личности просто к потребностям, интересам, мировоззрению, убеждению или идеалам неправомерно. «Только устойчивое доминирование потребностей или интереса, выступающих в роли долговременных мотивационных установок, может формировать стержневую линию жизни» [4, с. 175]. Вместе с тем, он подчеркивает, что присущих оперативной мотивационной установке свойств, определяющих готовность и конкретные способы поведения и действий человека в данной ситуации, недостаточно, чтобы считать ее одним из видов направленности личности. Направляет действия и деятельность и любая цель. Установка должна стать устойчиво доминирующей, а таковыми чаще всего бывают социальные установки, связанные с межличностными и личностно-общественными отношениями, отношением к труду и т.д.

Таким образом, следует вывод, что направленность личности в мотивационном процессе притягивает к себе и направляет активность человека, т.е. в какой-то степени облегчает принятие решения о действиях в данной ситуации.

Р.Ф. Сулейманов [9], говоря о направленности музыканта к исполнительской деятельности делает выводы:

1. Направленность личности - это устойчивое доминирование потребностей или интереса, выступающих в роли долговременных мотивационных установок и формирующее стержневую линию жизни.

2. Присущие оперативной мотивационной установке свойства, определяют готовность и конкретные способы поведения и действий человека в конкретно данной ситуации, но не сводятся к направленности.

3. Направленность может иметь простую или сложную структуру.

4. У одного человека могут существовать различные виды направленности, иногда перекрывающие друг друга, иногда находящиеся в разных плоскостях.

5. Направленность в течение жизни изменяется, преобразуется, развивается.

Ю.А. Цагарелли [6] музыкальную направленность связывает с потребностью музыкально-эстетического воспитания людей, способности к подлинно творческому восприятию музыки, неразрывно связанному с постижением сущности эмоциональнохудожественного содержания произведений, на развитие музыкальности.

Из вышеизложенного, применительно к деятельности му-зыканта-исполнителя, можно сказать, что направленность, как долговременная мотивационная установка, связана с потребностью музыкально-эстетического воспитания людей, способности к подлинно творческому восприятию музыки, неразрывно связанному с постижением сущности эмоционально-художественного содержания произведений, на развитие музыкальности.

Оперативные мотивационные установки влияют на готовность к непосредственно исполнительской деятельности, и не носят постоянного характера. Например, установка на достижение успеха или избегание неудачи будут иметь разные результаты в исполнительской практике.

Ю.А. Цагарелли [6] выделяет мотивы выбора профессии музыканта-исполнителя:

- престижность профессии музыканта-исполнителя;

- любовь к музыке;

- потребность сценического самовыражения.

Мотивы выбора музыкально-исполнительской деятельности начинающими музыкантами приводит Л.И. Бамбурова [10]. В частности, к причинам выбора профессии музыканта-испол-нителя она относит:

- интерес к музыкальному исполнению, творчеству;

- потребность в эстетическом удовольствии от музицирования;

- стремление к самосовершенствованию в исполнении музыкальных произведений;

- стремление продемонстрировать свое умение, мастерство, самоутвердиться;

- стремление к признанию со стороны слушателей;

- желание создать определенное настроение у слушателей, доставить им удовольствие (соответствовать их ожиданиям).

Сравнивая направленность личности, приводимую Ю.А. Цагарелли [6], характерную для музыкантов-професси-оналов и мотивы выбора музыкально-исполнительской деятельности начинающими музыкантами, можно видеть, что мотивы музыкантов-профессионалов больше связаны с устойчивыми социальными установками по сравнению с начинающими музыкантами.

Справедливо указание Е.П. Ильина [4] о том, что без упоминания о материальных стимулах, наверняка имеющих место у музыкантов-профессионалов, перечень мотивов выбора профессии музыканта будет не полным.

Рассматривая мотивы трудовой деятельности, Е.П. Ильин [4], выделяет три группы побудительных причин, которые заставляют человека заниматься трудом.

Первая группа причин - побуждения общественного характера. Это и осознание необходимости приносить пользу обществу, желание оказывать

помощь другим людям, это и общественная установка на необходимость трудовой деятельности, и нежелание прослыть тунеядцем.

Вторая группа - получение определенных материальных благ для себя и семьи: зарабатывание денег для удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Третья группа - удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации: человек не может быть бездеятельным по своей природе, а природа его такова, что он - не только потребитель, но и созидатель. В процессе созидания он получает удовлетворение от творчества, оправдывает смысл своего существования. К этой же группе относится и мотив, связанный с удовлетворением потребности в общественном признании, в уважении со стороны других.

Все перечисленные мотивы преломляются в деятельности музыканта-исполнителя. При этом материальные интересы могут соседствовать с потребностью в самореализации. Вместе с ними могут проявляться и мотивы, связанные с осознанием необходимости приносить пользу обществу и др.

Анализ мотивов у музыкантов-профессионалов и начинающих музыкантов, показал, что мотивы музыкантов-профессио-налов больше связаны с устойчивыми социальными установками по сравнению с начинающими музыкантами.

Говоря о формировании направленности музыканта-испол-нителя, необходимо обращать внимание на развитие потребностей и интересов.

Рассматривая ранее направленность музыкально-исполнительской деятельности, мы отметили, что направленность - это устойчивое доминирование потребностей или интереса, выступающих в роли долговременных мотивационных установок, формирующее стержневую линию жизни. Поэтому развитие потребностей и интереса можно рассматривать как формирование направленности музыканта-исполнителя [9].

По мнению Ю.А. Цагарелли [6], важными в музыкально-исполнительской деятельности следует считать следующие потребности: музыкально-эстетическое воспитание людей, способности к подлинно творческому восприятию музыки, неразрывно связанному с постижением сущности эмоционально-художественного содержания произведений, на развитие музыкальности; любовь к музыке; потребность сценического самовыражения; интерес к музыкальному исполнению, творчеству; потребность в эстетическом удовольствии от музицирования; стремление к самосовершенствованию в исполнении музыкальных произведений; стремление к самоутверждению и др.

При этом перечисленные потребности имеют иерархическое строение. Причем строятся они в порядке от физиологических потребностей - к социальным. К физиологическим потребностям Ю.А. Цагарелли [6] относит потребности, связанные с получением удовольствия от извлекаемых звуков на музыкальном инструменте. Психологический уровень предполагает удовлетворение потребности в игре (желание научиться играть на музыкальном инструменте). Потом появляются потребности в познании музыкальной культуры (исполнительской в том числе), потребности в совершенствовании исполнительских навыков.

К социальным относятся потребности, связанные с обществом в целом, группой людей. В частности, это потребность в сохранении музыкальной культуры в виде лучших исполнительских образцов, потребность в донесении до слушателей образцов музыкальной культуры прошлых эпох и др.

По мнению Ильина [4], критерием сформированности той или иной потребности может служить частота ее повторяемости. Большая роль принадлежит учителю, преподавателю, обучающего будущего музыканта. Кто из него получится, какой пробы музыкант - зависит от сформированности его ценностных ориентации.

Рассматривая направленность музыканта-исполнителя, целесообразно подробнее остановиться на интересе как компоненте направленности. Е.П. Ильин, соглашаясь с Б.Г. Ананьевым, считает, что интереса как единого психологического явления нет. И приводит следующие виды интересов:

- любопытство как кратковременное проявление интереса к чему - или кому-либо;

- интерес-отношение, интерес-склонность как устойчивое образование личности;

- процессуальные интересы-отношения (непосредственные), связанные с получением удовольствия от процесса деятельности;

- целевые интересы-отношения (опосредствованные), связанные с получением результата, выгоды;

- процессуально-целевые интересы, при которых сочетаются удовольствие и результат.

Р.Ф. Сулейманов [9] рассмотрел интересы-отношения применительно к музыкально-исполнительской деятельности.

Любопытство, как кратковременное проявление интереса часто можно наблюдать у детей по отношению к ритмичной, необычной музыке, под которую им тут же хочется подвигаться. Любопытство наблюдается и по отношению к музыкальному инструменту. Вначале это любопытство связано с устройством инструмента, с тем как он играет. Затем это любопытство переходит уже непосредственно к игре на инструменте. Нет, наверное, ребенка, который бы при виде музыкального инструмента не захотел его потрогать, «пощупать». При этом, как показывает практика, одни дети более успешны в «музицировании», у других получается хуже. Чаще всего первые успехи способствуют дальнейшему увлечению музыкой, что проявляется как склонность к исполнительской деятельности.

Интерес-отношение, интерес-склонность как устойчивое образование личности часто бывает уже сформировано у му-зыкантов-исполнителей к 14-15 годам. Ребенок, обучаясь в музыкальной школе, по окончании делает профессиональный выбор, поступая в музыкальное училище, и дальше в музыкальный ВУЗ. Особо одаренные дети учатся в специализированной школе при консерватории. У этих детей интерес-склонность проявляется раньше. Их отличает высокая работоспособность и любовь к музыке.

Необходимо отметить, что этот вид интереса характерен не только для музыкантов-профессионалов, но и для любителей-исполнителей. Нередко на праздничных мероприятиях можно наблюдать игру самоучек с достаточно высоким профессиональным уровнем. Личностное качество, отличающее их - это игра для других. При этом материальное вознаграждение их не интересует или интересует мало. У них доминирует желание создать определенное настроение у слушателей, доставить им удовольствие (соответствовать их ожиданиям).

Процессуальные интересы-отношения (непосредственные), связанные с получением удовольствия от процесса деятельно-

сти. Практика показывает, что эти интересы-отношения у начинающих музыкантов-исполнителей проявляются как игра для себя, для собственного удовольствия, когда ученик подбирает на инструменте популярные песни, мелодии. Наиболее талантливым удается импровизировать. Удовольствие может быть получено в процессе деятельности от признания со стороны слушателей, а также от стремления продемонстрировать свое умение, мастерство, самоутвердиться. У профессиональных музыкантов эти интересы-отношения больше связаны с конечным результатом, имеющим социальную значимость, но нередко и с эстетическим удовольствием от музицирования.

Целевые интересы-отношения (опосредствованные), связанные с получением результата, выгоды наблюдаются у музы-кантов-профессионалов. Например, выступление в концерте, или другом мероприятии за которое исполнитель получает материальное вознаграждение. Профессиональные музыканты проявляют себя в этом отношении разнообразно в соответствии со своими способностями и талантом. Как правило, это спланированные гастроли, это разовые выступления в мероприятиях (в концерте, юбилее, свадьбе и т.д.). Часто стремление к самосовершенствованию в исполнительской деятельности выступает условием для получения материального вознаграждения в будущем.

Процессуально-целевые интересы, при которых сочетаются удовольствие и результат. Для многих профессиональных музыкантов исполнительская деятельность - это любимая работа, приносящая моральное удовлетворение. Часто творческие личности отказываются от выгодных в материальном плане предложений, если не будут испытывать моральное удовлетворение, связанное с удовольствием.

Перечисленные интересы-отношения можно рассматривать как поэтапный процесс. Любопытство как ситуативный параметр, повторяясь, принимает устойчивость и выступает как интерес-склонность. Дальнейшая музыкально-исполнительская деятельность самым непосредственным образом связана с получением удовольствия от процесса деятельности и моральном и материальном удовлетворении.

Таким образом, можно предполагать, что особенности мотивации профессиональной деятельности музыкантов-исполни-телей обусловлены устойчиво доминирующими потребностями, выступающих в роли долговременных мотивационных установок. У профессиональных музыкантов структура потребностей и интересов более интегрирована по сравнению с начинающими музыкантами. В процессе деятельности усиливается музыкальная профессиональная направленность, от мотивов связанных с процессом игры на инструменте и получением одобрения со стороны слушателей (у начинающих музыкантов), к мотивам, связанным с сохранением музыкальной культуры в целом и получением эстетического удовольствия (профессиональные музыканты). Особенностями мотивации профессиональной деятельности музыканта-исполнителя можно считать тенденции изменения структуры потребностей и интересов от узколичностных (получение удовольствия от процесса) к мотивам связанным с повышением профессионального мастерства и далее к широким социальным мотивам, связанным с созданием высокохудожественных образцов исполнительских интерпретаций, сохранении и развитии музыкальной культуры.

Библиографический список

1. Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. - 1984. - № 4.

2. Юпитов, А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе // Вопр. психологии. - 1995. - № 4.

3. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 1997.

4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000.

5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. - М., 2002.

6. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. - СПб., 2008.

7. Ражников, В.Г. Формирование и воспроизведение дирижерского замысла // Вопросы психологии. - 1973. - № 2.

8. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учеб. пособие для вузов. - М., 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сулейманов, РФ. Направленность личности музыканта-инструменталиста к музыкальной деятельности // Искусство и образование.

- 2004. - № 4.

10. Бамбурова, Л.И. Мотивация совместной музыкальной деятельности юношеских групп: психология воспитания в первичном коллективе. - Ярославль, 1985.

9.

Bibliography

1. Dodonov, B.I. Struktura i dinamika motivov deyateljnosti // Voprosih psikhologii. - 1984. - № 4.

2. Yupitov, A.V. Problematika i osobennosti psikhologicheskogo konsuljtirovaniya v vuze // Vopr. psikhologii. - 1995. - № 4.

3. Bochkarev, L.L. Psikhologiya muzihkaljnoyj deyateljnosti. - M., 1997.

4. Iljin, E.P. Motivaciya i motivih. - SPb., 20O0.

5. Bogoyavlenskaya, D.B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnosteyj: ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayuthikhsya po napravleniyu specialjnostyam psikhologii. - M., 2002.

6. Cagarelli, Yu.A. Psikhologiya muzihkaljno-ispolniteljskoyj deyateljnosti. - SPb., 2008.

7. Razhnikov, V.G. Formirovanie i vosproizvedenie dirizherskogo zamihsla // Voprosih psikhologii. - 197З. - № 2.

8. Petrushin, V.I. Muzihkaljnaya psikhologiya: ucheb. posobie dlya vuzov. - M., 2009.

9. Suleyjmanov, R.F. Napravlennostj lichnosti muzihkanta-instrumentalista k muzihkaljnoyj deyateljnosti // Iskusstvo i obrazovanie. - 2004. - № 4.

10. Bamburova, L.I. Motivaciya sovmestnoyj muzihkaljnoyj deyateljnosti yunosheskikh grupp: psikhologiya vospitaniya v pervichnom kollektive.

- Yaroslavlj, 1985.

Статья поступила в редакцию 01.09.12

УДК 37.0

Sergeyeva T.F, RytovA.I. PROFESSIONAL PEDAGOGICAL COMMUNITIES AS INNOVATIVE RESOURCE OF THE EDUCATION SYSTEM. In article the main characteristics and key activities of professional pedagogical communities in a context of innovative process in the educational environment reveal, examples of the network communities using the greatest popularity at the pedagogical public are given.

Key words: education, professional community, innovative process.

Т.Ф. Сергеева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. общих математических и естетственнонаучных дисциплин ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», г. Москва, Email: rudnmatem@mail.ru;

А.И. Рытов, канд. пед. наук, доц., директор ГБУ «Московский центр качества образования», г. Москва, E-mail: rudnmatem@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрываются основные характеристики и ключевые направления деятельности профессиональных педагогических сообществ в контексте инновационного процесса в образовательной среде, приводятся примеры сетевых сообществ, пользующихся наибольшей популярностью у педагогической общественности.

Ключевые слова: образование, профессиональное сообщество, инновационный процесс.

Современное общественное развитие невозможно без инноваций, которые являются формой его обновления на всех уровнях. Поскольку образование является одним из существенных факторов развития общества, то инновации в образовании можно рассматривать в качестве одного из основных инструментов для решения возникающих в образовании и обществе проблем.

В.С. Лазарев и Б.П. Мартиросян рассматривают назначение инновационной деятельности в изменении способов и содержания практики образования с целью повышения ее эффективности. А саму инновационную деятельность определяют как «целенаправленное преобразование образовательной практики за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или каких-то их компонентов» [1].

Сохраняя основные черты инновационных процессов, инновации в образовании отличаются тем, что «предметом» инновационной деятельности являются изменения в субъекте образовательного процесса, обладающим неповторимыми особенностями и постоянно развивающимся. Именно на совершенствование процесса развития личности и направлены любые нововведения в образовании. Цель педагогических инноваций

- осуществить изменения в личности, перевести ее на более высокий, новый уровень развития либо с помощью нового содержания, методов, технологий, технических средств.

Еще одним, специфическим признаком является высокая степень непредсказуемости и субъективности исследуемого и оцениваемого предмета (личности) и как следствие, высокая степень непредсказуемости результатов инновационной деятельности. Все вышеперечисленные характеристики инновационной деятельности инициируют необходимость создания специальных условий продуцирования и реализации инноваций, к числу которых следует отнести создание профессиональных педагогических сообществ.

Профессиональные сообщества не являются новым явлением, однако современные средства коммуникации придали ему новый импульс и открыли дополнительные возможности. Целями такого объединения являются:

- профессиональные коммуникации;

- обмен методиками;

- повышение квалификации;

- поддержание профессии.

Профессиональное сообщество - это группа людей из двух и более человек, которые регулярно вступают между собой в коммуникацию (лично или виртуально) с целью обмена опытом и практиками, выработки знаний и поиска новых, более эффективных подходов к решению поставленных перед ними профессиональных задач.

Чтобы профессиональное объединение появилось, необходимы:

- внешние предпосылки для создания профессионального сообщества;

- идея необходимости создать такое сообщество;

- инициативная группа с готовностью вкладывать свои ресурсы в это создание;

- потенциальные члены сообщества с ярко выраженной потребностью принадлежать к профессиональному объединению;

- особая атмосфера для сплочения членов объединения и выработки мотивации.

Профессиональное сообщество отличается от сообщества, сформированного по интересам или объединенного географической близостью, наличием общей разделяемой участниками практики, используемой в профессиональной деятельности.

К наиболее важным характеристикам профессиональных сообществ относятся:

- неформальный характер объединения;

- добровольность участия в деятельности сообщества;

- самоорганизация.

При описании деятельности профессиональных сообществ выделяют три ключевых аспекта:

1. Предмет сообщества - совместная инициатива, понимаемая и разделяемая его членами.

2. Способ функционирования - многочисленные встречи, объединяющие членов в социальную группу.

3. Результат, выработанный сообществом, - разделяемые членами совместные ресурсы.

В настоящее время все системы человеческого общества и их составляющие тесно переплетены и образуют единый организм, существование которого поддерживается сетью электронных коммуникаций. Современные информационные технологии изменяют характер работы человека, его профессиональные связи, организационные формы осуществления. Теперь понятие сообщества чаще стало определяться в терминах совместной деятельности с другими людьми, а не в терминах совместного проживания. Обобщающее определение понятия «сообщество» предложил американский исследователь виртуальных сообществ Рик Пэриш: сообщество - это группа людей, разделяющих общие цели, интересы и опасения, которые виртуально (через средства массовой коммуникации) или реально (face-to-face) взаимодействуют, сотрудничают, помогают друг другу, поддерживая непрерывный контакт.

Сетевые сообщества педагогов - это относительно новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.