Научная статья на тему 'Музыкальный фольклор как средство музыкально-творческого развития младших школьников'

Музыкальный фольклор как средство музыкально-творческого развития младших школьников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1447
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальный фольклор как средство музыкально-творческого развития младших школьников»

но и накопление у учащихся знаний и слуховых представлений, необходимых для грамотной и корректной работы над сценическим воплощением фольклорных произведений.

Примечания

1. См.: Мешко, Н. К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения [Текст]: [учебное пособие для педагогов и студентов средних и высших учебных заведений, руководителей и артистов народных хоров и ансамблей] / Н.К. Мешко. - М.: НОУ Луч, 2000. - Ч. 2.; Шамина, Л. В. Школа русского народного пения [Текст] / Л.В. Шамина. - М.: Московский государственный фольклорный центр «Русская песня», 1997.

2. Типовой календарный план занятий по сольфеджио на факультете дирижеров народного хора [Текст] / сост. З.И. Глядешкина. - М., 1981.

3. Островский, А. Л. Восприятие музыки и задачи воспитания слуха [Текст]: дис.... докт. искусствоведения / А.Л. Островский. - Л., 1946.

4. Земцовский, И. И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды [Текст] / И.И. Земцов-ский. - М.; Л.: Сов. композитор, 1978.

5. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности [Текст] / Д.К. Кирнарская. - М.: Таланты - XXI век, 2004.

6. Шамина, Л. В. Некоторые вопросы народно-певческого образования [Текст] / Л.В. Ша-мина // Музыкальное образование в контексте культуры: народно-певческое образование на пороге XXI века: материалы Всероссийской научно-практической конференции 23 ноября 1998 года. - М., 1999. - С. 5-11.

А.Н. Ларин

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усвоив культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками множеством поколений и закрепленного в произведениях народного искусства.

Народное искусство, рассматриваемое как часть материальной культуры, имеет большое значение в нравственном и эстетическом воспитании ребенка. Обращение к народной педагогике - это, прежде всего, обращение к фольклору. Фольклористы неоднократно отмечали, что в развитии фольклора совершается сложный процесс, в результате которого многие произведения взрослых становятся достоянием детей, приспосабливаются в соответствии с их интересами и перерабатываются ими. Процесс народного творчества не замирает, и дети всегда были своеобразной движущей силой в его развитии.

Особенность народного искусства заключается в том, что оно представляет собой образно-эмоциональное отражение мира. Ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще. В народном музыкальном творчестве синтезирован опыт народной педагогической мысли, именно поэтому оно становится для педагога одним из средств воспитания. Именно музыкальное искусство, тесно соприкасаясь с эмоциональной природой ребенка, влияет ина развитие его чувств, на сознание и формирование личности в целом.

Народную песню характеризует то, что в ней с помощью простых выразительных средств музыкально-поэтического языка раскрываются глубокие и содержательные идеи, нравственно-эстетическое отношение человека к действительности. Именно русская народная песня с напевностью и выразительностью ее мелодии, своеобразием музыкально-выразительных средств, ясностью мысли, глубоким внутренним содержанием, яркими художественными образами, четкой композицией является богатейшим материалом для творческо-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста на основе народной музыкальной культуры.

Нельзя воспитать цельного духовно богатого человека, не приобщив его к сокровищнице народной культуры. Все богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы, обычаи, черты характера, формирует мировоззрение. Идейно-образное содержание музыкального фольклора, его глубокий смысл

Музыкальное образование

способствует воспитанию художественного вкуса ребенка. Протяжные и грустные, задорные и веселые русские народные песни отражают все стороны общественной и трудовой жизни, быта и деятельности человека. В них раскрылась его история, мудрые раздумья о жизни, отразилась психология души русского народа.

Музыкальный фольклор возник и развивался в процессе коллективных форм труда и отдыха. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить деревенские посиделки, праздники, ярмарки, в которых проявлялось изобразительное, театрально-игровое, музыкальное и словесное творчество народа. Именно поэтому народное искусство особенно близко детям младшего школьного возраста: оно соответствует характеру их мышления, наглядно-действенному и наглядно-образному.

Музыкальный фольклор становится основой игровой деятельности младших школьников, когда наряду с совершенствованием движений в подвижных играх развивается интеллект, фантазия, воображение, формируется социальная направленность. Отмечая разнообразное содержание народных музыкальных игр, их свойств, характера, следует отметить, что общим для них является творчество. Эти качества импонируют ребенку, и он охотно включается в предлагаемые действия, тем более что для русской песенной культуры характерно импровизационное начало.

Импровизационность обусловлена специфической формой бытования, точнее - ее изустностью. И можно утверждать, что это специфическое свойство песни становится самой активной формой развития творческих способностей ребенка, поскольку требует воплощения возникших у исполнителя непосредственно в процессе исполнения образов, мелодий, эмоций.

Вариативность как характерная особенность русской народной музыки способствует такому виду деятельности младших школьников, как импровизация. Она проявляется прежде всего в том, что ребенок сам начинает придумывать и реализовывать возникшие образы. В данном случае важен не только результат - сочиненная мелодия или песенка, но и непосредственный процесс, в котором развиваются способности и формируются творческие качества личности. Импровизационность народных песенных игр позволяет ставить перед детьми задания, которые позволят ребенку стать соавтором и автором народного творчества.

Ребенок в своем развитии проходит все ранние стадии, пережитые человечеством, поэтому музыкальные жанры фольклора на раннем этапе развития музыкальности ребенка усваиваются наиболее естественно и легко, тем более что уже первые занятия музыкальным фольклором дают возможность использовать различные звукосочетания, не заботясь об их консонировании. Именно это дает перспективу учить детей импровизировать и сочинять.

Характерно то, что народные жанры не требуют композиторских умений, чтобы переложить их на музыку. Дети сами легко и свободно кладут этот материал на музыку. Иначе говоря, элементарные формы фольклора дают простор творчеству детей, стимулируют их фантазию. Подобно тому, как народное творчество не знает разделения на различные виды, так и младшие школьники в процессе музыкального воспитания усваивают образцы фольклора в синтезе танца и песни, слова и действия. Исполнение целого ряда композиций музыкального фольклора предполагает органическую связь с элементами других видов искусств: поэзией, пантомимой, актерской игрой и т.д. Это помогает детям выражать свои чувства не только через музыку, но и через движение.

Отмечая доступность многих произведений русской народной музыки для детского осмысления и восприятия, следует отметить и другие свойства музыкального фольклора: небольшой звуковой диапазон, небольшие звуковые фразы, повторность мелодического напева, определенное ладовое строение, четкая ритмическая организация, четкая определенная форма, яркая эмоциональная выразительность образов, синкретизм.

В русской народной песне заложены большие возможности для развития у детей младшего школьного возраста следующих способностей и навыков: усвоения интонационных, гармонических, ладовых и ритмических особенностей музыки; развитие навыков восприятия вокального и инструментального исполнения; навыков музыкально-ритмического движения; вокальной и инструментальной импровизации.

Воспитать активную творческую личность - это значит воспитать в ней активность, самостоятельность, эмоциональность, волю и сознание. В раннем возрасте у ребенка закладывается фундамент, происходит накопление первых - решающих - музыкальных впечатлений.

Дух творчества и сотрудничества, возникающий в ходе импровизации, создает те положительные эмоции, которые являют собой благодатную почву для развития и активации всех творческих начал ребенка. Народное музыкальное творчество, вводимое в занятия с детьми младшего школьного возраста, становится необходимой основой для формирования их духовного мира. Атмосфера увлеченности музыкальным фольклором, играми создает условия для проявления творческого начала. Дети становятся творцами-музыкантами, творцами-поэтами, как бы заново создающими для себя и для других по-этическо-музыкальное произведение. При этом ребенок самостоятельно добывает знания и возвращается к истокам народного искусства. Пройти путь композитора или поэта - этот принцип особенно действенен в вокальной работе.

Русская народная музыка всегда была и остается действенным средством познания национальной культуры. Обращение к фольклору дает возможность приобщить детей к родной истории, ввести их в мир мудрости, что позволяет сформировать лучшие чувства ребенка, эмоциональное реагирование на образ, таящийся в произведении, развить воображение, расширить творческий диапазон. Слушая, исполняя песню, ребенок чувствует и действует в воображаемых ситуациях, он эмоционально откликается на нее, и на фоне этих переживаний у него зарождается любовь к песне, интерес, потребность в ней и желание творческого сотрудничества. Музыкальный фольклор как проявление творчества народа близок по своей природе творчеству ребенка в присущей ему простоте, завершенности формы, обобщенности образов, поэтому он близок и его восприятию.

Включение детей младшего школьного возраста в различные виды музыкальной деятельности, основанной на материале музыкального фольклора, - одно из главных условий их полноценного эстетического воспитания, а также развития их музыкально-творческих способностей. Естественность, простота, живость интонации, мимики, жеста в народной песне обусловлены главным фольклорным принципом, где акт творчества совершается в присутствии слушателя и при его участии. Диалектика такова, что только благодаря импровизационности могла жить и совершенствоваться народная песня. Главный принцип освоения музыкального фольклора - не имитация народной традиции, народного исполнения, а глубокое проникновение в сущность фольклорного творчества, народного художественного мышления. Именно такой подход к музыкальному фольклору можно рассматривать как средство развития музыкально-творческих способностей ребенка.

Н.Г. Панова

МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ-МУЗЫКАНТОВ

Всем известно, какую роль играет мотивация в жизнедеятельности любого человека. Мы испытываем постоянное влияние своих желаний, потребностей, интересов на наши действия и поступки.

Для музыканта-профессионала мотивация к занятиям исполнительской деятельностью имеет особое значение. На пути к самосовершенствованию у исполнителя возникает много трудностей, и умение их преодолевать, не останавливаться при достижении намеченной творческой цели, во многом определяет успех в выбранной профессии. Интерес и желание заниматься исполнительской деятельностью является залогом профессионального благополучия и профессионального долгожительства музыканта.

Генетическая предрасположенность к музыкально-исполнительской деятельности играет существенную роль в формировании музыканта-исполнителя, однако практика показывает, что сильное желание играть на музыкальном инструменте, интерес к музыкально-исполнительскому искусству часто компенсируют отсутствие необходимых природных данных. И, наоборот, музыкально одаренные исполнители, не имеющие мотивации к занятиям исполнительской деятельностью, не достигают в ней особых результатов.

Дети начинают заниматься музыкально-исполнительской деятельностью по разным причинам. Кого-то родители отдают в музыкальную школу, кто-то идет учиться «музы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.