МАЛЬЧУКОВА Надежда Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и информатики, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень
ВИНОГРАДОВА Марина Владимировна
старший преподаватель
кафедры математики и информатики,
ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет
Северного Зауралья», г. Тюмень
III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ III ММ ММ III 111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111
УДК 378 1 статья поступила 18.04.2023
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
DOI 10.35524/2687-0436_2023_02_60
МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
MOTIVATION TO STUDY AS A FACTOR OF SUCCESS OF STUDENTS' LEARNING ACTIVITIES
В современных условиях проблема мотивации обучающихся к учебной деятельности является особенно актуальной. Высокий уровень мотивации - залог основы успешной учебной деятельности обучающегося, что является основным показателем качества подготовки будущего специалиста. Однако, одна из основных проблем современных вузов заключается в нежелании учиться и отсутствии мотивации к обучению. На сегодняшний день при трудоустройстве работодатель предъявляет к соискателю такие личностные требования как инициативность, высокий уровень профессионализма, предприимчивость, а также профессионализм, готовность принимать самостоятельные решения, способность эффективно и успешно находить себя и реализовывать в изменяющихся социально-экономических условиях. Развитие успешности в учебной деятельности и личностном росте находится в зависимости от его мотивационной сферы, степени эмоциональной регуляции, характера межличностных взаимоотношений, в которых участвует личность.
В структуре успешности учебной деятельности стоит на одном из первых мест мотивация к обучению, которая является главной движущей силой в поведении и деятельности обучающегося, а также в процессе формирования представлений о его будущей профессии.
В учебной деятельности мотивационная составляющая находится на невысоком уровне, что является одной из основных проблем современного обучения. В данной статье рассматриваются факторы, определяющие учебную мотивацию, некоторые методы и приемы для ее повышения.
Изменение мотивационной деятельности у студентов к обучению заставляет нас, педагогов, искать новые подходы к преподаванию дисциплин, смещать акценты в методике преподавания профильных дисциплин в аграрном вузе с теоретической составляющей, которая иногда вводит в ступор студентов, на практическое применение знаний фундаментальных наук.
Ключевые слова: мотивация, мотив, обучение, успешность, обучающийся, учебная деятельность, компетентность
Key words: motivation, motive, training, success, students, educational activity, competence
В современных условиях проблема мотивации обучающихся к учебной деятельности является особенно актуальной. Высокий уровень мотивации - залог основы успешного получения образования, что является основным показателем качества подготовки будущего специалиста. Однако, одна из основных проблем современных вузов заключается в нежелании учиться и отсутствии мотивации к обучению. На сегодняшний день при трудоустройстве работодатель предъявляет к соискателю такие личностные требования, как инициативность, высокий уровень профессионализма, предприимчивость, а также профессионализм, готовность принимать самостоятельные решения, способность эффективно и успешно находить себя, реализовывать в изменяющихся социально-экономических условиях [2].
Развитие успешности в учебной деятельности и личностном росте находится в зависимости от его мотивационной сферы, степени эмоциональной регуляции, характера межличностных взаимоотношений, в которых участвует личность. Поэтому развить желание учиться - это не просто «вложить» в голову обучающегося готовые цели и мотивы, а создать условия, в которых он сам захотел бы получать знания.
Взаимообусловленность возможностей и его личностных качеств особенно наглядно проявляется в представлениях о самом себе. Формирование оптимальных условий развития личности, определение наиболее эффективных путей успешного функционирования невозможны без знания структуры личности и закономерностей ее формирования.
В структуре успешности учебной деятельности на одном из первых мест стоит мотивация к обучению, которая явля—ется главной движущей силой в поведении и деятельности обучающегося, а также в процессе формирования представлений о его будущей профессии [1].
В учебной деятельности мотивационная составляющая находится на невысоком уровне, что является одной из основных проблем современного обучения.
Изучая вопросы мотивации к обучению, остановимся на факторах, определяющих учебную мотивацию.
1. Успешную мотивацию определяет образовательное учреждение, организация образовательного процесса, специфика учебного предмета.
2. Особенное значение к мотивации оказывают субъектные особенности обучающегося, а именно умение ставить задачи для реализации поставленной цели, планировать деятельность по решению поставленных задач, осуществлять текущий и итоговый контроль деятельности.
3. Педагогическая, методическая и психолого-педагогическая компетентность, а также уровень направленности педагога определяют успешную мотивацию студента.
Изучением потребностей к мотивации занимались такие ученые, как А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, П. С. Симонов. В их работах мотив понимался как осознанная потребность, в содержании которой можно выделить в личности его индивидуальность и неповторимость.
В своих исследованиях X. Хекхаузен излагает отличие между мотивом и мотивацией. Мотив, по мнению автора, включает такие понятия, как стремление, влечение, побуждение и т.п. [4]. В процессе индивидуального развития формируется мотив. Человек отличается от других людей своими индивидуальными проявлениями.
Х. Хекхаузен в отличие от мотива мотивацию определяет как побуждение к действию определенным мотивом. В его понимании мотивация - это процесс выбора, который объясняет целенаправленность действий. Деятельность замотиви-рована, когда направлена на достижение поставленной цели конкретного мотива.
Мотивы обучения можно поделить на две категории:
1. Содержание учебной деятельности и процесс ее выполнения. Данная категория связана с познавательными интересами обучающегося, его интеллектуальной деятельностью и потребностью в приобретении новых знаний, умений и навыков.
2. Отношения между человеком и окружающей средой, а именно оценка и признание со стороны окружающих.
Эти две категории мотивов обучения необходимы для успешного осуществления как образовательной деятельности, так и любой другой.
Познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности, делят на уровни:
1. Высокий уровень познавательной мотивации к обучению. Обучающийся стремится успешно, добросовестно и ответственно выполнить все требования педагога.
2. Хорошая мотивация к обучению. Обучающийся успешно справляется с учебной нагрузкой.
3. Положительная мотивация к обучению. Обучающихся данного уровня учебный процесс мало привлекает, им комфортно находиться в образовательном учреждении для общения с друзьями, педагогами.
4. Низкая мотивация к обучению. Образовательное учреждение посещают неохотно, испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности.
Мотивационная деятельность и ее многозадачность дают возможность использовать различные методики для диагностики выявления мотивационных проявлений.
В современной литературе существуют различные подходы к классификации мотивации. Так, А. Реан классифицирует мотивацию успеха и мотивацию боязни неудачи, которые являются основным фактором в мотивации к успешной учебной деятельности [3].
Успешная мотивация или мотивация успеха направлена на достижение конструктивных, положительных результатов, активность достичь успеха зависит от потребностей личности.
Мотивация же боязни неудач менее продуктивна. При таком виде мотивации человек стремится в первую очередь избежать наказания. И не прикладывая усилий, личность уже боится возможного «фиаско» и, настраиваясь на неблагоприятный исход, ищет пути избежать исполнения, а не добиться успеха.
Так как вопрос мотивации к обучению студентов не является новым, то существуют различные методы и приемы [5] для ее повышения.
Для выявления мотивации к обучению нами был проведен эксперимент, в котором приняли участие студенты-первокурсники ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья направления подготовки «Агроинженерия». Количество студентов, участвующих в эксперименте, составило 80 человек. Эксперимент проходил на занятиях по математике.
На первом этапе эксперимента для оценки мотивационной деятельности к обучению нами был проведен анонимный опрос при помощи методики А. Реан «Мотивация успеха к обучению и мотивация боязни неудачи». По результатам опросника были определены группы обучающихся, у которых диагностировалась мотивация к успеху (55%), при этом у 20% опрошенных результаты свидетельствуют о сильном желании добиться успеха. Мотивация боязни неудачи диагностировалась у 25 % опрошенных, при этом у 7% результаты свидетельствуют о сильном страхе неудачи.
Как показывают исследования, у студентов-первокурсников основными факторами, положительно влияющими на формирование мотивации к обучению, являются:
- взгляд в будущее и понимание настоящего с точки зрения потребности в жизненном самоопределении;
- тенденция к осознанию обучающегося своего мировоззрения;
- интерес ко всем формам самообразования;
- избирательность познавательных мотивов, диктуемая выбором профессии;
- устойчивость интересов, их относительная независимость от мнения окружающих.
Поскольку эффективное развитие мотивации в учебном процессе необходимо осуществлять через познавательный интерес к дисциплине, то по результатам проведенного опроса студенты были разделены на экспериментальную и контрольную группы.
В экспериментальной группе обучающихся с целью развития мотивационной деятельности к обучению аудиторные формы организовывались в виде практико-ориентированных лекций, лекций проблемного характера; практические занятия
- исследовательского характера.
Организация внеаудиторных форм освоения дисциплины «Математика» осуществлялась в виде самостоятельной работы студентов проблемного и исследовательского характера.
Организация аудиторных и внеаудиторных форм обучения со студентами контрольной группы осуществлялась традиционными методами обучения.
Мотивация к обучению - это сложный и неоднозначный процесс, который изменяет отношение студента к конкретному предмету изучения и процессу обучения в целом. Рассматривая практико-ориентированные задачи на занятиях по математике, мы повышаем мотивацию к обучению. Практический интерес к математике способствует повышению учебной успешности студентов [6].
Так, например, в процессе изучения раздела «Дифференциальные уравнения первого порядка» нами были рассмотрены следующие задачи прикладного характера.
Задача электротехники. Дана схема (рис. 1). Известно: E = E(t) - э.д.с. L
- самоиндукция (L = const); R - сопротивление. Найти силу тока I в цепи при замыкании и размыкании цепи.
Рис 1. Схема тока
Решение: По закону Кирхгофа
Или — + = ~ дифференциальное уравнение первого порядка.
Задача на охлаждение тела. Согласно закону, установленному Ньютоном, скорость охлаждения тела пропорциональна разности между температурой тела и температурой окружающей среды. Пусть тело нагрето до температуры То, температуру окружающей среды будем считать постоянной и равной Г (Т0 < Т). Найти зависимость между изменяющейся температурой Т тела и временем охлаждения 1
Решение. Пусть в момент времени t температура тела равна Т. Скорость изменения температуры, т.е.
пропорциональна разности Т0 -Г, следовательно ^ = -к(Т -Т0) .
Коэффициент к должен быть либо задан либо установлен экспериментально путем измерения температуры Т в некоторый момент времени. Знак минус означает, что с возрастанием t температура тела Т уменьшается.
с1Т , ,
Разделяя переменные, получаем-= - кШ .
Т - Т0
Решая полученное уравнение и подставляя начальные условия Т| г=0 = 0, получаем, что закон охлаждения имеет вид:
Т = Т + (Т0 + Т)е -к.
Так как в любой области необходим чёткий математический расчёт, что оказывает огромное влияние на результат производства, то в рамках самостоятельной работы студентам экспериментальной группы было дано задание рассмотреть значимость математики в электрике.
Рассмотрим пример одной из самостоятельных работ, выполненной студентами:
Пример. Правила сложения в булевой алгебре: 0+0 = 0; 0+1 = 1; 1+0 = 1; 1+1 = 1. Операция логического сложения отличается от операции арифметического сложения: в логической операции сумма любого числа единиц равна единице. Функцию логического сложения выполняет элемент ИЛИ. Логический элемент ИЛИ обеспечивает высокий уровень (1) выходного сигнала F, когда имеется высокий уровень сигнала хотя бы на одном из входов: или на входе а, или на входе Ь.
Рис. 2. Логический элемент ИЛИ
Состояние Входы Выход
а Ь Б
1 0 0 0
2 0 1 1
3 1 0 1
4 1 1 1
Рис. 3. Таблица истинности логического элемента ИЛИ
Изменение мотивационной деятельности [7] у студентов к обучению заставляет нас, педагогов, искать новые подходы к преподаванию дисциплин. Акценты смещаются в методике преподавания профильных дисциплин в аграрном вузе с теоретической составляющей, которая иногда вводит в ступор студентов, на практическое применение знаний фундаментальных наук.
Помощь в раскрытии мотивации к обучению как фактор успешности учебной деятельности студентов могут оказать два подхода к обучению дисциплин:
1. Формирование избирательности познавательных мотивов, диктуемая выбором профессии и устойчивого интереса ко всем формам самообразования, что повышает ответственность студентов за качество знаний при изучении дисциплин.
2. Применение прикладных и контекстных задач профессиональной направленности. Такие задачи особенно будут интересны студентам, которые не боятся неудачи.
Высокий интерес обучаемых к изучению наук (в нашем случае была математика) и понимание важности этих знаний для изучения профессиональных дисциплин помогут студентам повышать мотивацию к учебе и конкурентоспособности в будущей профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Виноградова, М. В. Профессиональная направленность преподавания математики в системе высшего образования / М. В. Виноградова. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 6 (73). - С. 258.
2. Генова, Т. Н. Мотивация учебной деятельности современного студента / Т. Н. Генова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 47 (442). - С. 488-490.
3. Зеленов, Ю. Н. Взаимодействие организации среднего профессионального образования с социальным партнером с учетом современных требований регионального рынка труда / Ю. Н. Зеленов, Л. П. Пачикова, Л. И. Якобюк. - Текст : непосредственный // АПК : инновационные технологии. - 2022. - № 1. - С. 39-45.
4. Куликова, С. В. Профессиональное самоопределение как фактор, влияющий на формирование профессиональных компетенций выпускника вуза / С.
B. Куликова. - Текст : непосредственный // Агропродовольственная политика России. - 2014. - № 5 (29). -С. 60-64.
5. Мальчукова, Н. Н. Реализация междисциплинарных связей в процессе изучения дисциплины «Прикладная математика» / М. В. Виноградова, Н. Н. Маль-чукова, И. Е. Шемякина, В. М. Брегиня. -Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 2 (75). - С. 109-111.
6. Мальчукова, Н. Н. Повышение учебной успешности студентов при изучении математики по направлению подготовки «Агроинженерия» / Н. Н. Мальчукова,
C. В. Куликова. - Текст : непосредственный // Агропродовольственная политика России. - 2017. - № 9 (69). - С. 104-108.
7. Пачикова, Л. П. Инновационные и информационные основы педагогической деятельности / Л. П. Пачикова, Л. И. Якобюк. - Текст : непосредственный // АПК: инновационные технологии. - 2021. - № 3. - С. 61-67.
References
1. Vinogradova, M. V. Professional'naya napravlennost' prepodavaniya matematiki v sisteme vysshego obrazovaniya / M. V. Vinogradova. - Tekst : neposredstvennyj // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2018. - № 6 (73). - S. 258.
2. Genova, T. N. Motivaciya uchebnoj deyatel'nosti sovremennogo studenta / T. N. Genova. - Tekst: neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. - 2022. - № 47 (442). - S. 488-490.
3. Zelenov, YU. N. Vzaimodejstvie organizacii srednego professional'nogo obrazovaniya s social'nym partnerom s uchetom sovremennyh trebovanij regional'nogo rynka truda / YU. N. Zelenov, L. P. Pachikova, L. I. YAkobyuk. - Tekst : neposredstvennyj // APK : innovacionnye tekhnologii. - 2022. - № 1. - S. 39-45.
4. Kulikova, S. V. Professional'noe samoopredelenie kak faktor, vliyayushchij na formirovanie professional'nyh kompetencij vypusknika vuza / S. V. Kulikova. - Tekst : neposredstvennyj // Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. - 2014. - № 5 (29). -S. 60-64.
5. Mal'chukova, N. N. Realizaciya mezhdisciplinarnyh svyazej v processe izucheniya discipliny «Prikladnaya matematika» / M. V. Vinogradova, N. N. Mal'chukova, I. E. SHemyakina, V. M. Breginya. -Tekst : neposredstvennyj // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2019. - № 2 (75). - S. 109-111.
6. Mal'chukova, N. N. Povyshenie uchebnoj uspeshnosti studentov pri izuchenii matematiki po napravleniyu podgotovki «Agroinzheneriya» / N. N. Mal'chukova, S. V. Kulikova. - Tekst : neposredstvennyj // Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. -2017. - № 9 (69). - S. 104-108.
7. Pachikova, L. P. Innovacionnye i informacionnye osnovy pedagogicheskoj deyatel'nosti / L. P. Pachikova, L. I. YAkobyuk. - Tekst : neposredstvennyj // APK: innovacionnye tekhnologii. - 2021. - № 3. - S. 61-67.
MALCHUKOVA Nadezhda Nikolaevna
Associate Professor of the Department of Mathematics and Informatics, Northern Trans-Ural State Agricultural University E-mail: [email protected]
VINOGRADOVA Marina Vladimirovna
Senior Lecturer of the Department of Mathematics and Computer Science, Northern Trans-Ural State Agricultural University E-mail: [email protected]