МАЛЬЧУКОВА Надежда Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и информатики, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень
ВИНОГРАДОВА Марина Владимировна
старший преподаватель
кафедры математики и информатики,
ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет
Северного Зауралья», г. Тюмень
iii мм мм iii мм мм iii мм мм iii мм iii мм мм iii мм мм iii мм мм iii мм мм iii мм мм iii мм iii мм мм iii 111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111
УДК 378 1 статья поступила 26.07.2023
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
DOI 10.35524/2687-0436_2023_03_102
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС КАК ФАКТОР ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ АГРАРНОГО ВУЗА
EMOTIONAL STRESS AS A FACTOR OF ANXIETY AMONG FIRST-YEAR STUDENTS OF AN AGRICULTURAL UNIUERSITY
Главную роль в изучении психофизиологических особенностей человека играет проблема адаптации к различным изменениям окружающей среды. В студенческой среде проблема адаптации к условиям обучения студентов-первокурсников остается одной из важнейших общетеоретических проблем, связанных с такими факторами стресса, как период социальной адаптации, экзаменационная сессия или личностное и профессиональное самоопределение в период обучения в новой среде. Таким образом, существует множество факторов возникновения стрессовых ситуаций и эмоциональной дисфункции организма студентов-первокурсников, которые, так или иначе, связаны с учебной деятельностью. Первокурсникам намного тяжелее адаптироваться к окружающей обстановке, чем студентам старших курсов, которые уже сдавали экзаменационные сессии.
В статье рассматривается эмоциональный стресс как фактор тревожности у студентов. Первокурсники в ходе исследования отмечали, что перед экзаменационной сессией становились более психологически уязвимыми, уровень эмоционального стресса повышался, у большинства наблюдались агрессия, утомляемость и немотивированная злость к окружающим людям. При этом интенсивность эмоциональной реакции на воздействие психологического стрессора вариабельна в широких пределах и зависит от индивидуального восприятия предстоящей сдачи экзамена, представляющего не только как угрозу своей самооценке, но и жизнедеятельности в целом, а также устойчивости к психологическому стрессору.
Статья раскрывает основные причины возникновения стресса у студентов-первокурсников. Это жизнь вдали от родителей, тревожность в связи с неумением правильно распоряжаться ограниченными финансами, нарушения в организации режима дня, а также излишне серьезное отношение к обучению.
Ключевые слова: студент, обучение в вузе, стрессоустойчивость, уровень тревожности, эмоциональный стресс, энергетический ресурс, экзаменационная сессия
Key words: student, university education, stress resistance, anxiety level, emotional stress, energy resource, examination session
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека - приоритетная задача как общественного, так и социального развития государства, и на сегодняшний день является актуальной, поскольку изменение условий (психологических, экологических, гигиенических, социально-бытовых и др.) жизни происходит в сторону ухудшения, что особенно сказывается на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Главную роль в изучении психофизиологических особенностей человека играет проблема адаптации к различным изменениям окружающей среды. В студенческой среде проблема адаптации к условиям обучения студентов-первокурсников остается одной из важнейших общетеоретических проблем, связанных с такими факторами стресса, как период социальной адаптации, экзаменационная сессия или личностное и профессиональное самоопределение в период обучения в новой среде.
Таким образом, существует множество факторов возникновения стрессовых ситуаций и эмоциональной дисфункции организма студентов-первокурсников [2], которые, так или иначе, связаны с учебной деятельностью. Первокурсникам намного тяжелее адаптироваться к окружающей обстановке, чем студентам старших курсах, которые уже сдавали экзаменационные сессии. Во время подготовки к первой сдаче экзаменов и зачетов у первокурсников возрастает уровень тревожности и эмоций, возникает эмоциональный стресс, с которым порой им сложно справиться без помощи преподавательского состава и психолога.
Анализ психолого-педагогической, физиологической литературы по теме исследования дает возможность сделать вывод, что связь между учебной деятельностью и стрессоустойчивостью организма к обучению полностью не изучена, но существуют научные исследования, которые подтверждают, что повышенная тревожность отрицательно влияет на учебный процесс. Наряду с этим существуют и другие исследования таких ученых, как Прихожан А.М., Матюшкина Е.Я., которые указывают на прямую взаимосвязь между уровнем успешной успеваемости студентов и уровнем стресса.
Как показывают исследования, уровень тревожности студентов-первокурсников повышается в период экзаменационной сессии. Стресс во время экзаменационной сессии - одна из основных проблем, вызывающих психологическое напряжение в организме студента. Многочисленные результаты исследований российских психологов и физиологов убеждают нас в том, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системе первокурсников. Достаточно длительное эмоциональное напряжение во время экзаменационной сессии приводит к повышению артериального давления, частоты сердечных сокращений, уровня мышечного и психоэмоционального напряжения. После сдачи экзаменационной сессии требуется время для восстановления физиологических параметров организма.
Для повышения уровня компетентности специалиста необходима его внутренняя мотивация, которая является наиболее значимой и определяется рядом внешних мотиваций (степень осознанности и ясности объекта мотивации, ожидаемый результат, проблемный характер, самостоятельность, привлекательность объекта, регулярность, адекватность служебной аттестации) [1].
Таким образом, по мнению многих ученых исследователей, эмоциональный стресс в период экзаменационной сессии представляет собой особое нервное состояние, которое приводит к различным формам истощения организма студента, закладывая в нем основу многих заболеваний. Данная проблема особенно актуальна в связи с массовым проявлением стрессовых ситуаций, от которых ежегодно страдают сотни молодых людей.
В то же время следует отметить, что стресс, полученный в период экзаменационной сессии, не всегда бывает вредным для организма. В некоторых ситуациях в качестве стимула для решения поставленной учебной задачи может возникнуть состояние эмоционального напряжения, выходящее за пределы адаптационных возможностей организма, так называемый «дистресс», при котором первокурсник, мобилизуя все свои знания, умения и навыки, успешно проходит испытания.
Практическая значимость исследования заключается в том, чтобы оптимизировать уровень экзаменационного стресса, а именно снизить уровень тревожности студентов-первокурсников.
Методы исследования.
1. Изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Проведение диагностики среди студентов ГАУ Северного Зауралья [2] по методике состояния стресса А.О. Прохорова; по методике определения уровня стрессоустойчивости К. Шрайнера; по методике тестирования на учебный стресс Ю.В. Щербатых.
3. С помощью методов математической статистики проведение анализа полученных данных, на основании которых сделаны выводы.
Находясь в постоянном стрессе, организм молодого человека не выдерживает, что приводит к непоправимым последствиям здоровья студентов. В связи с этим студентам-первокурсникам уделяется особое внимание. С целью изучения проявления стресса и способов совладения с ним было проведено исследование, в котором принимали участие студенты первого курса ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья [2] направления подготовки «Агроинженерия» в возрасте 17-18 лет в количестве 98 человек [3]. Исследования проводились в очном формате методом поперечных срезов.
На первом этапе исследований, который был проведен в начале первого семестра, студенты-первокурсники были разделены на три группы по результатам ЕГЭ (средний балл по двум предметам «математика», «физика»):
1 группа студентов - сумма баллов по двум предметам от 136 и выше;
2 группа студентов - сумма баллов от 103 до 134;
3 группа студентов - 78-101 балл.
Диагностика по методике стрессового состояния А.О. Прохорова позволила выявить характеристики переживания стресса, т.е. степень самоконтроля и эмоционального напряжения в стрессовых ситуациях. Нами был получен низкий уровень тревожности и высокий уровень стрессоустойчивости у 95% всех исследуемых студентов выборки.
Высокий уровень стрессоустойчивости студентов-первокурсников по методике К. Шрайнера отмечается у студентов первой группы (97,2%), второй группы (74,7%) и третьей группы (10,6%). При эмоциональном стрессе у респондентов наблюдается средний уровень стрессоустойчивости, тем самым студенты пытаются контролировать его.
Следует отметить, что эмоциональное напряжение начинает проявляться перед экзаменом и постепенно нарастает по мере его приближения, что может привести к нарушениям не только функционального состояния всего организма, но и психологического статуса [7].
Средний уровень стрессоустойчивости (при котором в стрессовой ситуации не всегда сохраняют самообладание, и бывают случаи, когда из-за пустяка заводятся, о чем потом жалеют) наблюдается у студентов первой группы (2,8%), второй группы (23,3%), третьей группы студентов (84,8%).
2% студентов второй группы и 4,6% студентов третьей группы обладают низким уровнем стрессоустойчивости, а именно, достаточно часто теряют самоконтроль в стрессовой ситуации, не умеют владеть собой, и как следствие, страдают сам студент и окружающие его люди. Таким студентам были выданы рекомендации поработать над своими эмоциями совместно с психологом.
Таким образом, можно сделать вывод, что на первом этапе исследований уровень стрессоустойчивости студентов на достаточно высоком уровне, независимо от полученных результатов ЕГЭ.
На втором этапе нашего исследования мы провели диагностику по описанным выше методикам в конце учебного семестра перед экзаменационной сессией. Студенты были разделены на три группы (высокий уровень успешности, средний, низкий) по текущим результатам успеваемости по дисциплине «математика» в течение семестра [4]. Высокий уровень тревожности отмечается у студентов с высоким уровнем успешности (88,2%), немного ниже уровень тревожности у студентов со средней успеваемостью (85,4%), у студентов с низкой учебной успеваемостью (78,1%) наблюдается низкий уровень тревожности и высокая стрессоустойчивость.
Таким образом, полученные результаты показывают, что студенты с низким уровнем успеваемости в течение семестра особо и не переживают в экзаменационную сессию [5]. Студенты, которые успешно проявляли себя в течение учебного семестра, показывают высокий уровень тревожности, т.к. результаты экзаменационной сессии повлияют на стипендию, что для многих ребят очень важно.
Далее, по методике Ю.В. Щербатых мы определили основные причины учебного стресса. Полученные результаты изображены на диаграмме (рис. 1).
Таким образом, основными причинами возникновения стресса у студентов-первокурсников является жизнь вдали от родителей (15%), для 10% опрошенных первокурсников вызывает тревожность неумение правильно распоряжаться ограниченными финансами, организовать режим дня (12%), излишне серьезное отношение к обучению также в организме первокурсника вызывает стрессовые ситуации. Меньше всего организм первокурсника стрессует из-за конфликтов в группе, нерегулярном питании.
Рис. 1. Причины проявления стресса
На второй вопрос, как проявляется стресс во время учебы, студенты-первокурсники указывают на нарушение сна, плохое настроение и низкую работоспособность. В качестве решения снятия стрессовых ситуаций первокурсники выбирают сон (22,5%), общение с друзьями и любимым человеком (23,8%), физическую активность (51,7%). Ответы первокурсников на вопрос снятия стресса распределились таким образом, что алкоголь, сигареты, телевизор практически не используются в решении возникших тревожных ситуаций, что является немаловажным в профилактике девиантного поведения в студенческой среде. Метод Стьюдента был применен как один из статистических методов математической статистики. При оценке результатов строили вариационные ряды, вычисляли среднюю арифметическую (М) и ошибку средней арифметической (т), рассчитывали достоверность различий показателей в исследуемых группах. При проведении теста Спилбергера-Ханина в начале обучения первокурсников и ближе к экзаменационной сессии у студентов 1 курса было установлено, что частота выявления тревожности достоверно превышала ее высокий уровень (Р <0,05) ближе к экзаменационной сессии (табл. 1).
Таблица 1
Динамика результатов теста САН у первокурсников (п = 98)
Время исследования
Ситуативная в начале обучения подготовка Р
тревожность первокурсников к сессии
абс. М±т (%) абс. М±т (%)
низкая - - - - -
средняя 84 85,7±4,5% 36 0,5
высокая 14 14,3±4,5% 62 0,5
средние показатели М ± т 38,4±2,1 52,1±2,9 0,5
Особого внимания заслуживает то, что средний балл тревожности в начале учебного года был достоверно меньше показателей, чем перед экзаменационной сессией (Р < 0,05). Первокурсники в ходе исследования отмечали, что перед экзаменационной сессией становились более психологически уязвимыми, уровень эмоционального стресса повышался, у большинства наблюдались агрессия, утомляемость и немотивированная злость по отношению к окружающим людям. При этом интенсивность эмоциональной реакции на воздействие психологического стрессора вариабельна в широких пределах и зависит от индивидуального восприятия предстоящей сдачи экзамена не только как угрозе своей самооценке, но и жизнедеятельности в целом, а также устойчивости к психологическому стрессору [6].
По результатам, полученным в ходе исследования, можно сделать вывод, что для поддержания благоприятного эмоционального состояния студента-первокурсника необходимо учитывать его индивидуальные особенности, а также самостоятельность, активность и познавательность. Поэтому необходима эмоциональная и физическая разгрузка студентов-первокурсников, чему способствуют кураторские часы, мастер-классы по понижению тревожности и спортивные игры. Особенно важно понимать, что каждый студент на протяжении всего обучения понижает энергетические ресурсы своего организма, которые нужно возобновлять с помощью дополнительных внеучебных программ.
Библиографический список
1. Виноградова, М. В. Основные тенденции развития высшего профессионального образования в контексте глобализации / М. В. Виноградова, Л. И. Якобюк.
- Текст : непосредственный // Агропродовольственная политика России. - 2013.
- № 11 (23). - С. 48-50.
2. Виноградова, М. В. Показатели качества вузовской подготовки будущего специалиста аграрного вуза / М. В. Виноградова. - Текст : непосредственный // Агропродовольственная политика России. - 2014. - № 5 (29). - С. 54-56.
3. Куликова, С. В. Повышение мотивации к обучению у студентов первого курса / С. В. Куликова. - Текст : непосредственный // Современные направления развития науки в животноводстве и ветеринарной медицине. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию кафедры «Технологии производства и переработки продуктов животноводства» и 55-летию кафедры иностранных языков. - 2019. - С. 281-284.
4. Мальчукова, Н. Н. Готовность к самообразованию как педагогическая проблема / Н. Н. Мальчукова. - Текст : непосредственный // Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи. Сборник материалов международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 113-114.
5. Мальчукова, Н. Н. Самообразование как часть профессионального образования / Н. Н. Мальчукова. - Текст: непосредственный // Агропродовольственная политика России. - 2014. - № 5 (29). - С. 64-66.
6. Рытова, О. А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период подготовки и сдачи экзамена : методические рекомендации / О. А. Рытова. - Текст : непосредственный. - Горно-Алтайск, 2006. - С. 45. - Текст: непосредственный.
7. Яблочкина, Е. С. Изменение ситуативной тревожности, самочувствия, активности и настроения перед школьными выпускными экзаменами / Е. С. Яблочкина, Д. С. Салехова, Е. К. Кельмагамбетова. - Текст : непосредственный // Зимний школьный марафон. Материалы III международной научно-практической конференции школьников, Чебоксары, 29 февраля 2016 г. - Чебоксары : Интерактив плюс, 2016. - С. 35-41.
References
1. Vinogradova, M. V. Osnovnye tendencii razvitiya vysshego professional'nogo obrazovaniya v kontekste globalizacii / M. V. Vinogradova, L. I. YAkobyuk. - Tekst : neposredstvennyj // Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. - 2013. - № 11 (23). - S. 48-50.
2. Vinogradova, M. V. Pokazateli kachestva vuzovskoj podgotovki budushchego specialista agrarnogo vuza / M. V. Vinogradova. - Tekst : neposredstvennyj // Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. - 2014. - № 5 (29). - S. 54-56.
3. Kulikova, S. V. Povyshenie motivacii k obucheniyu u studentov pervogo kursa / S. V. Kulikova. - Tekst : neposredstvennyj // Sovremennye napravleniya razvitiya nauki v zhivotnovodstve i veterinarnoj medicine. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 60-letiyu kafedry «Tekhnologii proizvodstva i pererabotki produktov zhivotnovodstva» i 55-letiyu kafedry inostrannyh yazykov. - 2019. - S. 281-284.
4. Mal'chukova, N. N. Gotovnost' k samoobrazovaniyu kak pedagogicheskaya problema / N. N. Mal'chukova. - Tekst : neposredstvennyj // Problemy formirovaniya cennostnyh orientirov v vospitanii sel'skoj molodezhi. Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2014. - S. 113-114.
5. Mal'chukova, N. N. Samoobrazovanie kak chast' professional'nogo obrazovaniya / N. N. Mal'chukova. - Tekst: neposredstvennyj // Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. - 2014. - № 5 (29). - S. 64-66.
6. Rytova, O. A. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie uchashchihsya v period podgotovki i sdachi ekzamena : metodicheskie rekomendacii / O. A. Rytova. -Tekst : neposredstvennyj. - Gorno-Altajsk, 2006. - S. 45. - Tekst: neposredstvennyj.
7. YAblochkina, E. S. Izmenenie situativnoj trevozhnosti, samochuvstviya, aktivnosti i nastroeniya pered shkol'nymi vypusknymi ekzamenami / E. S. YAblochkina, D. S. Salekhova, E. K. Kel'magambetova. - Tekst : neposredstvennyj // Zimnij shkol'nyj marafon. Materialy III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii shkol'nikov, CHeboksary, 29 fevralya 2016 g. - CHeboksary : Interaktiv plyus, 2016. - S. 35-41.
MALCHUKOVA Nadezhda Nikolaevna
Associate Professor of the Department of Mathematics and Informatics, Northern Trans-Ural State Agricultural University E-mail: [email protected]
VINOGRADOVA Marina Vladimirovna
Senior Lecturer of the Department of Mathematics and Computer Science, Northern Trans-Ural State Agricultural University E-mail: [email protected]