Научная статья на тему 'УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА-ПЕРВОКУРСНИКА'

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА-ПЕРВОКУРСНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация в социально значимых условиях / студенты-первокурсники / учебно-воспитательный процесс / образование / молодой специалист / adaptation in socially significant conditions / first-year students / educational process / education / young specialist

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.В. Виноградова

Для обучения современного поколения специалистов требуются новые формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, с помощью которых можно было бы реализовать их внутренний потенциал, ускорить процесс адаптации первокурсника в социально значимых условиях. Актуальность данной статьи заключается в рассмотрении вопроса адаптации студента-первокурсника посредством учебно-воспитательного процесса, поскольку успешность подготовки будущего специалиста зависит от того, как быстро и на каком уровне была пройдена адаптация к новой социальной студенческой жизни, в которой начинает жить студент, поступивший в вуз. В статье приведены данные опроса студентов первого курса Инженерно-технологического института ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья направлений подготовки «Техносферная безопасность», «Агроинженерия», «Лесное дело», «Агрономия» по изучению адаптации первокурсника. В результате исследования автором разработаны рекомендации по адаптации студентов-первокурсников в образовательной среде вуза через организацию учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.В. Виноградова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROCESS AS A MEANS OF ADAPTATION OF A FIRST-YEAR STUDENT

For the training of the modern generation of specialists, new forms and methods of organizing the educational process are required, with the help of which it would be possible to realize the inner potential of a young specialist, accelerate the process of adaptation of a first-year student in socially significant conditions. The relevance of the article lies in considering of the issue of adaptation of a first-year student by means of an educational process, since the success of training a future specialist depends on how quickly and at what level adaptation to a new social student life was completed, in which a first-year student begins to live after entering a university. The article presents data from a survey of first-year students of the Institute of Engineering and Technology, the Northern Trans-Urals State Educational Institution of Higher Education in the areas of training “Technosphere Safety”, “Agroengineering”, “Forestry”, “Agronomy” to study the adaptation of a first-year student. As a result of the research, the author has developed recommendations for the adaptation of first-year students in the educational environment of the University through the organization of the educational process.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА-ПЕРВОКУРСНИКА»

4. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов. Составители С. Прушинский, Ю. Симонова. Москва: РООИ «Перспектива», 2007.

5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон «» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.04.2020). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8559

6. Конвенция о правах инвалидов (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года N 61/106). Available at: http://docs.cntd.ru/document/902114182

7. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174

References

1. Borisova N.V., Prushinskij S.A. Inklyuzivnoe obrazovanie: pravo, principy, praktika. Moskva; Vladimir, OOO «Tranzit-IKS», 2009.

2. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva, 1983; T. 5.

3. Aktual'nyeproblemyintegrirovannogo obucheniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii po problemam integrirovannogo obucheniya lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Moskva, 2001.

4. Razvitie inklyuzivnogo obrazovaniya: sbornik materialov. Sostaviteli S. Prushinskij, Yu. Simonova. Moskva: ROOI «Perspektiva», 2007.

5. O social'noj zaschite invalidov v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon «» ot 24.11.1995 N 181-FZ (red. ot 24.04.2020). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_8559

6. Konvenciya o pravah invalidov (prinyata Rezolyuciej General'noj Assamblei OON ot 13 dekabrya 2006 goda N 61/106). Available at: http://docs.cntd.ru/document/902114182

7. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 31.07.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2020). Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174

Статья поступила в редакцию 19.03.23

УДК 378.1

Vinogradova M.V., senior teacher, Department of Mathematics and Computer Studies, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia),

E-mail: vinmarvlad@yandex.ru

EDUCATIONAL PROCESS AS A MEANS OF ADAPTATION OF A FIRST-YEAR STUDENT. For the training of the modern generation of specialists, new forms and methods of organizing the educational process are required, with the help of which it would be possible to realize the inner potential of a young specialist, accelerate the process of adaptation of a first-year student in socially significant conditions. The relevance of the article lies in considering of the issue of adaptation of a first-year student by means of an educational process, since the success of training a future specialist depends on how quickly and at what level adaptation to a new social student life was completed, in which a first-year student begins to live after entering a university. The article presents data from a survey of first-year students of the Institute of Engineering and Technology, the Northern Trans-Urals State Educational Institution of Higher Education in the areas of training "Technosphere Safety", "Agroengineering", "Forestry", "Agronomy" to study the adaptation of a first-year student. As a result of the research, the author has developed recommendations for the adaptation of first-year students in the educational environment of the University through the organization of the educational process.

Key words: adaptation in socially significant conditions, first-year students, educational process, education, young specialist

М.В. Виноградова, ст. преп., ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень, Е-mail: vinmarvlad@yandex.ru

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА-ПЕРВОКУРСНИКА

Для обучения современного поколения специалистов требуются новые формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, с помощью которых можно было бы реализовать их внутренний потенциал, ускорить процесс адаптации первокурсника в социально значимых условиях. Актуальность данной статьи заключается в рассмотрении вопроса адаптации студента-первокурсника посредством учебно-воспитательного процесса, поскольку успешность подготовки будущего специалиста зависит от того, как быстро и на каком уровне была пройдена адаптация к новой социальной студенческой жизни, в которой начинает жить студент, поступивший в вуз. В статье приведены данные опроса студентов первого курса Инженерно-технологического института ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья направлений подготовки «Техносферная безопасность», «Агроинженерия», «Лесное дело», «Агрономия» по изучению адаптации первокурсника. В результате исследования автором разработаны рекомендации по адаптации студентов-первокурсников в образовательной среде вуза через организацию учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: адаптация в социально значимых условиях, студенты-первокурсники, учебно-воспитательный процесс, образование, молодой специалист

На сегодняшний день актуальность и значимость учебно-воспитательной работы в вузе, поиск оптимальных путей адаптации студента-первокурсника, изменяющегося в условиях социума, в плане интеграции в мировое образовательное пространство значительно возрастает перед российской системой высшего образования. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что воспитание, наряду с обучением, является одним из составляющих в образовании и, следовательно, первостепенно должно присутствовать в образовательном процессе. Для обучения современного поколения специалистов требуются новые формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, с помощью которых можно было бы реализовать внутренний потенциал молодого специалиста, ускорить процесс адаптации первокурсника в социально значимых условиях.

Согласно мировым показателям, у современных подростков процесс физиологического взросления начинается раньше, чем изменения в префронтальной коре мозга, которая отвечает за самоконтроль, эмоциональную зрелость, умения принимать самостоятельные решения.

В связи с этим цель написания статьи заключается в следующем: рассмотреть процессы успешной адаптации студентов-первокурсников в условиях образовательной среде вуза через организацию учебно-воспитательной работы.

На основании поставленной цели нами сформулированы следующие задачи исследования:

1. Исследовать особенности адаптации студентов-первокурсников в социально значимых условиях, изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу.

2. Выявить факторы, влияющие на адаптацию студентов-первокурсников, и определить условия успешной адаптации студента-первокурсника в социуме.

Практическая значимость исследования: по итогам проведенных теоретических и психолого-педагогических исследований нами разработаны рекомендации по адаптации студентов-первокурсников в образовательной среде вуза через организацию учебно-Овоспитательного процесса.

В вопросах воспитания личности в пубертатный период, в котором находится большинство студентов первого курса, большую роль сыграли труды великих ученых. Так, В.М. Бехтерев подчеркивал, что для успешной адаптации человека в социуме возникает необходимость воспитания его с раннего детства, понимая воспитание как создание «привычек в сфере физической, нравственной и умственной направленности».

В работах С.В. Куликовой воспитание является многофакторным процессом, на который оказывают влияние не только семья и учебное заведение, но и природная среда, жизненный мир, иерархия общественных ценностей и др. Перечисленные факторы могут влиять на процесс воспитания и адаптации в социуме как положительно, так и отрицательно [1].

По мнению Н.Н. Мальчуковой, необходимость существования воспитания возникает одновременно и как общественно-историческая необходимость, и как феномен субъективного самостановления личности и индивидуальности [2].

Анализируя психолого-педагогическую литературу по вопросу о том, что такое учебно-воспитательный процесс, мы столкнулись с разнообразием трактовок данного понятия. По нашему мнению, учебно-воспитательный процесс - это целенаправленное создание условий для всестороннего развития личности студента и реализации индивидуальной траектории его профессионального развития.

Научная новизна исследования: в научно-педагогической литературе не представлены исследования, направленные на выявление процессов успешной

адаптации студентов-первокурсников в образовательной среде вуза через организацию учебно-воспитательной работы.

В процессе исследования, нами были использованы следующие методы:

1. Изучение и теоретический анализ психолого-педагогической испеци-альной литературы.

2. Педагогическое наблюдение, социологический опрос.

3. С помощью методов математической статистики был произведен качественный и количественный анализы полученных данных, на основании которых сделаны выводы.

Современный молодой специалист должен обладать высоким уровнем личностного развития, быть коммуникабельным, занимать активную гражданскую позицию. На самом деле проблема адаптации первокурсников является одной из важных при организации учебно-воспитательного процесса [3], т. к. это сложный, непрерывный и многогранный процесс, требующий вниманипкпк сц стороны родителей, так и со стороны куратора студенческой группы. Успешность подготовки будущего специалиста зависит от того, как быстро и на какомрровцц была пройдена адаптация к новой социальной студенческой жизни, вксто-жц начинает жить первокурсник, поступив в вуз.

Адаптацию студента-первокурсника можно рассмотреть в видегрес направляющих, по которым можно двигаться для достижения поставленной цели:

1. Адаптация студента к новой учебной группе.

2. Адаптация студента к новым условиям жизни.

3. Адаптация студента к образовательной деятельности.

Рассмотрим каждый вид адаптации отдельно.

Первокурсник, поступив в вуз, попадает в новый, незнакомый коллектив, где ему необходимо найти контакт с одногруппниками. Для успешного «вливания» в коллектив у студента необходимо развивать такие качества личности, как межличностное общение, коммуникабельность. Неудачное общение в новом социуме влечет за собой неуверенность в себе, желание уйти из коллектива, что отрицательно сказывается на образовательной деятельности студента.

В ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья уделяется особое внимание адаптации первокурсникам к новой учебной группе. В первые месяцы поступления в вуз управлением по воспитательной работе совместно с кураторами учебных групп ежегодно проводятся мероприятия, направленные на сплочение коллектива студенческой группы, а именно - посвящение в первокурсники, на котором ребята смогут встретиться с одногруппниками в неформальной обстановке; творческий конкурс «Дебют первокурсника», где наставники в лице студентов старших курсов вовлекают ребят в творческую деятельность, которая является одним из составляющих успешной адаптации в учебной группе и к обучению в вузе в целом.

Куратор учебной группы и проводимые им кураторские часы играют большую роль в воспитательной работе и адаптации первокурсника [4]. Этот час общения очень важен для сближения группы и выявления трудно адаптируемых к новым условиям студентов.

В процессе адаптации студента-первокурсника формируется социальная общность студенческого коллектива, и на этом этапе психологическое здоровье студента играет важную роль в его состоянии в целом. Поэтому совместно с психологами куратор в первые месяцы обучения проводит психолого-педагогическую диагностику по выявлению качеств личности, результаты которой помогают найти пути и методы общения с первокурсниками.

Куратор знакомит первокурсника с правилами поведения в вузе, по возможности учувствует с группой во внеучебной деятельности, организует соожестгые походы в кино, театр, экскурсии. Куратор дает возможность выбора и проведение студентами группы темы кураторского часа, на которых происходит раовжвиена-выков социальной компетентности, формирование навыков деловой речи, ко н-структивного общения.

Несмотря на сложность освоения базовых дисциплин, задача кораторс-привлечь студента как можно больше к общественной и научной деятельности вуза [5], что влечет за собой устойчивое функционирование адаптационных связей, определяющих место студента в образовательной среде.

Таким образом, проводимые мероприятия в группе создают эмоционально-положительную атмосферу, настраивают студентов на успешное обучение, что способствует раскрытию личностного потенциала студента.

В 2022 году впервые на площадке Аграрного университета совместно с кафедрой физкультуры и спорта с целью создания спортивной, творческой, проектной атмосферы внутри групп студентов был организован и проведен агро-марафон, участниками которого выступали смешанные команды, в том числе и студенты первых курсов.

Несмотря на то, что адаптация - это поэтапный процесс привыкания к н -вым условиям жизни, учебной группе, это еще и индивидуальный подход к каждому студенту. Эффективность успешной адаптации [6] к социально знсчимым условиям будет зависеть от специфики учебной деятельности, от новых условий жизнедеятельности, от степени адаптации к новой системе образоеания, от личностных особенностей (черты характера, навыки межличностного общения, умение работы в коллективе и др.).

Находясь в новых социальных условиях и имея за плечами опредесенмый социальный опыт, студент попадает под влияние двух групп социальных факторов, воздействующих как за пределами вуза, так и в системе или внуиринего. К первой группе нами были отнесены такие факторы, как состав и материальное

положение семьи, особенности воспитания в семье и ее социальный статус, ин-димидожгьныц особеноостистужрвта-]. Впвтосу-грепму высм-едест-т такие со миаожгые фа ксфыдак^цтжнь расвитиястуденегсеогм квылемвивц иобщесие в стуменажсктЫгруп п ж.

Для выявления особенностей адаптации к социально значимым условиям страеноог-ое ржскурсни ков был проведён опрос. В опросе принимали участие студенгыждцв ых кури в в копгожстве 15Соссов ек Инжжтнрно-выхнил огичецного инстимрта ФГБОУ ВО ГАУ Сетдрного Заураиссваправлртыйго^осовки «Тецносо фжиося Oжз-оPCноноь>-, «Агрсиюжжтввте», «-конoну-нп»,«AгC0нсмор»[B].

На вопрос о том, почему был выбран для обучения Аграрный университет, с^в^^т^Ы1с^с^г^р8%илис^ьноыдоющим еЫраворсдтолькс в этомгузжяпслуч^уж-ную дажмжгя опо«»альиисоы»(Яс% ),«пocивттнC|тдит-%вH»ф0%), «только «юда прошел на бюджетную основу обучения» (2%).

На » во«сов (cкaквынaстнoвыижм■гыил-лк и ывсярысво

ли учиться по выбранной специальности?) ответы респондентов распределились сождоющиа oOиaзол(ркc.Ыы

На »опвов о «»у.кпкнжут нсшсн иодлжжюлисеп одног рупника ми/орепс«вва-телями», ответы респондентов были получены следующие: доброжелательные (88% н 70%),ожйт»«льныж (1н% 0 ыв%), конфлистн ыевш 2%).

Таким образом, проведя анализ полученных результатов, мы пришли к выводо.чтнтв цтодннвыl,кoв«pыжвоcкyпaли в.ниегрсотжыс кижк0»унрr«|[0 П0ЫЮСOCИЮ ПPOXСДЫ»СM%Г1THIOИOHHЫЖСPOЮСOC аыснегж. Стцднг-ты, которые поступили в университет по совету родителей или по результатам ЕРЭ, идaпквpнюмв% в оовымксцнильтым ы-ло»иям гораздо (-lPжоee.Ытцсеx студентов, как правило, интереса к обучению не проявляется, в университет идут с большим нежеланием, не складываются и отношения с одногруппниками. Как показывает практика, большинство таких «горе- студентов» обучение в вузе забрасывают и не получают специальность.

Л%3%

■ С жиущстьюЬщч-нь юнт-ж-снщ

■ С н-жишиню-мЬюнт-жси щЭмч-нюю нет

■ Мыв гцв ромыщ

Рис. 1. Проявленный интерес к обучению

«дянноыа эсом этапв задач а аргавизсюр ов учебной и внеучебной работы вуза совместно с куратором заключается в формировании устойчивой мотивации к обучению, а именно - проведение дополнительных мероприятий, направлен-ыых нноpoф»оижнтиывю о /удиое» пp0фж%0т»,0»гaвиз-этя высзднт-вl<cкатcиу на предприятия, связанные с выбранным направлением подготовки студента.

Ев «оджжгроса вами битв выявле н о,»жо ст«деноыс aктвкт»йчкзн»ун о о позицией к новым условиям жизнедеятельности адаптируются очень быстро и лзгтс. Кром» обро^ате—мни джягжоднос™, етодтеты ^«»тн^ют е раюлызры« форн1лесесе^^тчвинво>ви;^р^н оживж-cикстa (рис.то

■ В работе студенческого актива (объединенный совет обучающися)

■ В спортивных секциях

■ В толонморской доямолтносми

■ Ни гдо но уаавсмвую

■ Ннеаной доямолтносми

■ Хедожосмтонной сныодоямолтносми

Рис. 2. Фoнмытзyдеенжcкрс активов университета

В результате проведенного исследования автором разработаны рекомен-еацмн пclPовпсaцl^иc^зy^^^nтос^г^^|^^c^кyf^c^>^-1PЗв р lэPнизl>^^т^рнмЗc^f^^д^нyзи ыесоpызгaипрaцию рсеCмз-т

1. При составлении учебных планов по возможности учитывать адаптаци-

ирзвоку|4свиков.

2. Н^ ч^тэ^енн ких часае в п ер вый нзтя ц обзч ентзкажжегостуц енеа нмотн> формировать о внутреннем режиме вуза, графике учебного процесса, о правилах

Сорсмнао снснздующимр оыпуcвннщих зифжнек пригждшгзием едоум Lрз^нмт^aлиc^■^cэ^o^^fэ^cрнl г^^вмдетн профорижетациозвзю рзBокнч; пeиPOl^C^на-никами о перспективах трудоустройства по специальности.

4. Совестное участие кураторов вместе с группой в программах, организуемых отделом по внеучебной работе, посещение музеев и театров.

5. Проводить со студентами-первокурсниками адаптационные психологические тренинги.

6. Если в группе есть студенты, проживающие в общежитии, то периодическое посещение куратором для выяснения бытовых условий проживающих в них студентов.

Библиографический список

Таким образом, адаптация студента-первокурсника к образовательной среде вуза является сложным, системным, поэтапным процессом, выражавшимся в формировании и развитии когнитивных, мотивационно-волевых, социально-коммуникативных связей. В процессе адаптации образовательная среда вуза воздействует на студента, а студент определенным образом преобразует ее. Ведущая роль отводится социально значимым условиям, через которые происходит адаптация к учебной деятельности.

1. Куликова С.В., Мальчукова Н.Н., Шемякина И.Е. Воспитательная работа вуза в современной образовательной системе. Мир науки. 2018; Т. б, № б: 29.

2. Мальчукова Н.Н. Кураторская деятельность как один из компонентов воспитательного процесса вуза. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019; Т. 8, № 3 (28): 1б1-1б4.

3. Куликова С.В. Повышение мотивации к обучению у студентов первого курса. Современные направления развития науки в животноводстве и ветеринарной медицине: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной б0-летию кафедры технологии производства и переработки продуктов животноводства и бб-летию кафедры иностранных языков. 2019: 281-284.

4. Виноградова М.В., Мальчукова Н.Н. Ценностные ориентации будущего агрария в профессиональной деятельности (на примере ВГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья). Мир науки, культуры, образования. 2018; № 4 (71): 147-149.

б. Мальчукова Н.Н. Воспитание как основной вид деятельности куратора. Вестник государственного аграрного университета Северного Зауралья. 2014; № 1 (24): 92-93.

6. Гончаренко О.Н., Мальчукова Н.Н. Студенческая молодежь аграрного вуза и девиантное поведение. Агропродовольственная политика России. 2014; № 12 (3б): 78-80.

7. Виноградова М.В. Профессиональная направленность преподавания математики в системе высшего образования. Мир науки, культуры, образования. 2018; № б (73): 2б8-2б9.

8. Виноградова М.В., Якобюк Л.И. Основные тенденции развития высшего профессионального образования в контексте глобализации. Агропродовольственная политика России. 2013; № 11 (23): 48-б0.

References

1. Kulikova S.V., Mal'chukova N.N., Shemyakina I.E. Vospitatel'naya rabota vuza v sovremennoj obrazovatel'noj sisteme. Mirnauki. 2018; T. б, № б: 29.

2. Mal'chukova N.N. Kuratorskaya deyatel'nost' kak odin iz komponentov vospitatel'nogo processa vuza. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2019; T. 8, № 3 (28): 1б1-1б4.

3. Kulikova S.V. Povyshenie motivacii k obucheniyu u studentov pervogo kursa. Sovremennye napravleniya razvitiya nauki v zhivotnovodstve i veterinarnoj medicine: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj б0-letiyu kafedry tehnologii proizvodstva i pererabotki produktov zhivotnovodstva i бб-letiyu kafedry inostrannyh yazykov. 2019: 281-284.

4. Vinogradova M.V., Mal'chukova N.N. Cennostnye orientacii buduschego agrariya v professional'noj deyatel'nosti (na primere VGBOU VO GAU Severnogo Zaural'ya). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 4 (71): 147-149.

б. Mal'chukova N.N. Vospitanie kak osnovnoj vid deyatel'nosti kuratora. Vestnik gosudarstvennogo agrarnogo universiteta Severnogo Zaural'ya. 2014; № 1 (24): 92-93.

6. Goncharenko O.N., Mal'chukova N.N. Studencheskaya molodezh' agrarnogo vuza i deviantnoe povedenie. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2014; № 12 (3б): 78-80.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Vinogradova M.V. Professional'naya napravlennost' prepodavaniya matematiki v sisteme vysshego obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № б (73): 2б8-2б9.

8. Vinogradova M.V., Yakobyuk L.I. Osnovnye tendencii razvitiya vysshego professional'nogo obrazovaniya v kontekste globalizacii. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2013; № 11 (23): 48-б0.

Статья поступила в редакцию 15.03.23

УДК 37.01

Ivashko M.I., Doctor of Sciences (History), Professor, Head of Department of General Medical Disciplines, Russian State University of Justice (Moscow, Russia),

E-mail: mihail-ivashko@yandex.ru

ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES OF COLLEGE STUDENTS IN THE COURSE OF STUDYING GENERAL EDUCATION DISCIPLINES: FEATURES, PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM. The article presents the experience of a department of general education disciplines in forming research skills among first-year students enrolled in secondary vocational education programs. As a research task, the paper establishes the understanding of the content of the category "research activity" that has developed in modern Russian historiography, the circumstances that influence its organization with first-year students of the vocational school, to demonstrate the content of educational research and research work with concrete examples. Systematization of theoretical and factual material is carried out, the analysis of the cathedral experience, the practice of other educational institutions on the organization of research activities was carried out. Based on the results of the work, the author's vision of understanding the term research activity of students in relation to college freshmen is presented. The work identifies factors that influence its organization and a range of issues that need to be addressed for more effective use of research activities with junior students in the training of mid-level specialists.

Key words: research activity, research activity, educational and research activity, secondary vocational education, teacher, first-year student

М.И. Ивашко, д-р ист. наук, проф., зав. каф. общеобразовательных дисциплин, Российский государственный университет правосудия, г. Москва,

Е-mail: mihail-ivashko@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В статье представлен опыт работы кафедры общеобразовательных дисциплин по формированию навыков исследовательской деятельности у студентов-первокурсников, обучающихся по программам среднего профессионального образования. В качестве исследовательской задачи предпринята попытка установить сложившееся в современной отечественной историографии понимание содержания категории «исследовательская деятельность», обстоятельства, которые оказывают влияние на ее организацию со студентами первого курса СПО, на конкретных примерах продемонстрировать содержание учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы. Проведена систематизация теоретического и фактологического материала, осуществлен анализ кафедрального опыта, практики других учебных заведений по организации исследовательской деятельности. По итогам работы представлено авторское видение понимания термина «исследовательская деятельность студентов» применительно к первокурсникам колледжа, выявлены факторы, оказывающие влияние на ее проведение, определен круг вопросов, которые требуют решения для более эффективного использования исследовательской деятельности со студентами младших курсов в подготовке специалистов среднего звена.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, научно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность, среднее профессиональное образование, преподаватель, студент-первокурсник

11б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.