2. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. - М., 2006. - 55 с.
3. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / под ред. К. Пурсиайнена, С.А. Медведева. - М.: РЕЦЭП, 2005. - 199 с.
4. Болотина Г.К. Мониторинг качества обучения, воспитания и развития студентов // Методист. - 2006. -№ 10. - С. 55-56.
5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 151000 «Технологические машины и оборудование». - М., 2001.
6. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2005. - 495 с.
7. Грачева С.В., Виткалов В.Г. Инновационный подход к проведению практических занятий по начертательной геометрии // Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации. - Саратов, 2001. - С. 102-104.
8. Дергач В.В., Корнева И.Г., Толстихин А.К. Начертательная геометрия: курс лекций. - Красноярск: Изд-во СФУ, 2007. - 87 с.
9. Дергач В.В., Борисенко И.Г., Толстихин А.К. Начертательная геометрия: рабочая тетрадь / сост. В.В. Дергач. - Красноярск: ИПЦ СФУ, 2009. - 55 с.
10. Звягинцева Н.Ю. Компетентный подход в обучении будущего педагога // Синергетика образования: науч. журн. - Армавир, 2007. - Вып. 15.
11. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. - М.; Воронеж, 2003. - 480 с.
12. Зимняя И.А. Культура, образованность, профессионализм специалиста // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - С. 156.
13. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. - М., 2004.
14. Три принципа организации учебного процесса на основании теории Питера Друкера / В.В. Дергач, И.Г. Борисенко, К.С. Рушелюк [и др.] // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2011 : сб. науч. тр. - Одесса: Черноморье, 2011. - Т. 2. - С. 27-33.
---------♦'----------
УДК 378.9 И.Н. Полиенко
МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В статье рассматриваются вопросы качества и эффективности учебных занятий по физической культуре в Красноярском государственном аграрном университете. Приведены результаты социологического опроса студентов по выявлению личной заинтересованности к предмету.
Ключевые слова: мотивация, личностная ориентация, физическая культура.
I.N. Polienko
MOTIVATION AND PERSONALITY ORIENTATION OF STUDENTS AT THE PHYSICAL TRAINING LESSONS
T issues of quality and efficiency of the physical training academic studies in Krasnoyarsk state agrarian university are considered in the article. The student survey results on revealing personal interest in the subject are given.
Key words: motivation, personality orientation, physical training.
Отношение молодежи к занятиям физической культурой и спортом - одна из актуальных педагогических проблем образовательного процесса [1, 3].
Традиционное физическое воспитание уже давно не отличается особой эффективностью. Анализ занятий физической культурой в вузе показал, что у студентов практически не сформирована личностная и мотивация к занятиям [2,4].
Следует отметить, что занятия тем эффективнее, чем яснее студенты осознают цели и личностную ценность занятий. Поэтому необходим поиск таких методов их организации занятий, а также способов воздействия, которые могли бы обеспечить эффективное формирование положительной личностной ориентации студента [1].
Физическое развитие, физическая подготовленность, развитие физических качеств изначально являются ценностями человека и заложены в содержание образовательных стандартов. Деятельность по освоению ценностей гармоничного развития личности на основе личностно ориентированного взаимодействия должна организовываться не только на учебных занятиях, но и на занятиях в спортивных секциях и во время выполнения физкультурных занятий дома [3,5]. Основными критериями личностно ориентированного взаимодействия являются:
- личное понимание роли физической культуры в собственной жизни и в обществе;
- организация взаимодействия, предполагающая свободу выбора обучаемым способа получения образования, содержания и методов обучения;
- формирование личностно значимых мотивов занятий, основанных на собственных интересах и потребностях;
- формирование активности обучаемого, его готовности к учению;
- получение удовлетворения от учебных занятий.
Для оценки ценностного потенциала физической культуры необходимо выяснить отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности, социальную значимость физической культуры, систематичность занятий физической культурой и спортом, определить объективные и субъективные факторы, способствующие повышению интереса к физической культуре как к ценности, причины, препятствующие занятиям.
Изучая поставленную проблему, было проведено анкетирование среди студентов 1-3 курсов КрасГАУ в количестве 252 человек.
В ходе исследований предусматривалось выявление мнения студентов об их собственном здоровье, состоянии физической формы тела, их отношении к предмету "физическое воспитание" и интересе к используемым.
Исследования показали, что большинство студентов (32,9 %) оценили состояние своего здоровья на "хорошо". При этом большая часть студентов определила свое состояние на "удовлетворительно" (55,3 %), и только
11,8 % - на "отлично". При этом девушки оценили состояние своего здоровья выше, чем юноши, на 10,5 %.
Установлено, что на момент исследований 87,5 % студентов в свободное время не занимаются физкультурой и спортом, и лишь 12,5 % занимаются регулярно. В анкете был задан вопрос по указанию причины такого отношения к физической культуре, в результате чего большинство студентов сослались на "нехватку" времени (81,1 %) и 18,9 % - на нежелание заниматься физической культурой.
На вопрос в анкете "Какие формы занятий вам нравятся?" студенты выбрали следующие ответы: "спортивные секции и группы здоровья" (56,4 %), "самостоятельные занятия" (30,1 %). Значительно ниже оценены обязательные занятия в учебной группе (13,5 %). Самостоятельно, судя по вышеизложенным данным, занимается лишь незначительное число студентов.
На вопрос об отношении к предмету "физическое воспитание" большее количество студентов (96,5 %) отметили положительное отношение, и только у 4,5 % студентов отмечено негативное отношение. Однако реальная ситуация с посещениями занятий оставляет желать лучшего. Отсюда следует, что плохое посещение занятий надо отнести к несерьезному, даже легкомысленному, отношению к предмету.
На вопрос о тех видах спорта, которые студенты хотели бы иметь на занятиях по физической культуре, большинство студентов выбрали спортивные игры (34,8 %), плавание (23 %), настольный теннис (22,1 %), пауэрлифтинг (14,4 %), футбол (13,9 %), боевые единоборства (12,2 %), туризм (10,5 %), скалолазание (9,1 %), спортивное ориентирование (6,4 %). Зимние виды "коньки" (3,8 %), "лыжи" (2,2 %) оказались не очень популярными среди студентов, к ним отнеслись также легкая атлетика (2,5 %) и спортивная гимнастика (2,3 %). Юноши в основном проявляют интерес к таким видам спорта, как пауэрлифтинг (11,3 %), единоборства (10,5 %), футбол и теннис (9,6 %). Особенно популярны среди юношей спортивные игры (44,9 %), а у девушек, аэробика (20,8 %), плавание (19,5 %), теннис (15,5 %), волейбол (13,7 %) (табл. 1).
Таблица 1
Результаты выбора студентами вида спорта на занятиях по физической культуре, %
Вид деятельности Юноши Девушки
Волейбол 23,1 13,7
Баскетбол 11,7 3,5
Лыжные гонки 1,0 1,1
Легкая атлетика 1,2 1,1
Спортивная гимнастика 1,1 1,4
Коньки 1,7 2,1
Спортивное ориентирование 2,3 4,1
Туризм 5,8 4,7
Теннис 9,6 15,5
Футбол 9,6 4,3
Единоборства 10,5 1,7
Гимнастика (аэробика, шейпинг, йога и т.п.) - 20,8
Пауэрлифтинг 11,3 1,1
Скалолазание 3,6 5,4
Плавание 7,5 19,5
Высокая популярность у студентов тенниса, туризма, пауэрлифтинга, гимнастики, единоборств. Учитывая мнения студентов, и то что эти виды не требуют больших материальных вложений, их возможно культивировать в вузе для привлечения студентов к систематическим занятиям.
В связи с различными спортивными интересами среди юношей и девушек требуется пристальное внимание преподавателей к организации и содержанию занятий. Совершенно очевидно, что удовлетворение интересов студентов является важнейшим путем в укреплении их здоровья, способствующим самостоятельным занятиям физкультурой и спортом, что в целом скажется на здоровом образе жизни.
В анкете был задан вопрос "Какое содержание занятий является наиболее интересным?" В явном приоритете у юношей и девушек оказались игровые подвижные игры (50,6 и 51,2 %), затем идут эстафеты, соревновательный момент "познай себя" (32,8 и 29,3 %), совершенствование двигательных навыков по учебной программе вуза (14,2 и 13,4 %), сдача контрольных и зачетных нормативов (2,4 и 6,1 %). Очевидно, в приобщении студентов к физической культуре необходимо обращать внимание на разнообразие ее эмоциональных форм.
Большое значение в формировании сознательного отношения к занятиям физкультурой и спортом имеет мотивация студентов (табл. 2). Студентам было предложено указать причину, по которой они бы хотели заниматься физкультурой. В результате у юношей значимым оказался такой мотив, как обладание хорошими физическими данными телосложения (23,8 %), на втором месте по значимости (19,1 %) стоит сохранение и укрепление здоровья, на третьем - интересное проведение свободного времени (17,8 %), на четвертом - для того, чтобы получить "зачет" (15,3 %), на пятом месте - улучшение двигательных качеств (15,2 %). Такой мотив, как преодоление трудностей, неуверенности в себе составляет 8,8 %.
Ответы юношей и девушек отличались незначительно. Явное отличие состоит у девушек в более ответственном отношении к своему здоровью и укреплении его средствами физической культуры и спортом.
Таблица 2
Мотивация занятий физкультурой и спортом у студентов, %
Мотив Юноши Девушки
Хорошие физические данные 23,8 21,7
Укрепление здоровья 19,1 28,4
Интересное проведение времени 17,8 15,5
Для получения "зачета" 15,3 12,3
Улучшение двигательных качеств 15,2 15,0
Для повышения самооценки 8,8 7,1
Пристального внимания заслуживает анализ результатов по каждому фактору, на основании которого возможны практические рекомендации по совершенствованию работы по физкультуре и спорту в вузе.
Следует учитывать также высокую значимость такого фактора, как материально-техническая база. В вузах это является проблемой, однако ее разрешение положительно может сказаться на отношении студентов к физкультуре и спорту. На вопрос "Какие меры, на ваш взгляд, способны повысить качество и эффективность предмета «физическая культура»?", большинство студентов (89,8 %) отметили улучшение материальнотехнической базы, увеличение физических нагрузок - 7,1 %, дополнительное количество часов - 3,1 %.
Вопрос о влиянии занятий физической культурой и спортом на всестороннее развитие личности получил у студентов высокую оценку. Подавляющее большинство опрошенных (93,6 %) не сомневаются в том что, физическая культура воспитывает такие качества, как мужество, сила воли, умение общаться, внимание, оперативность, усидчивость, исполнительность, самостоятельность, инициативность, волевые качества (целеустремленность, выдержка, настойчивость, самообладание, уверенность, самоотверженность) и нравственные (добросовестность, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, ответственность, аккуратность). Полученные данные дают понятие о наличии высоких моральных взглядов у современных студентов.
Результаты анкетирования позволили выявить необходимость введения в вузе занятий по физическому воспитанию в течение всего срока обучения. На старших курсах было бы неплохо ввести факультативы по физической культуре. На наш взгляд, необходимо увеличить количество спортивных секций (и не только команды спортивного совершенствования, а группы здоровья и по интересам) по различным видам спорта, акцентируя внимание на развитии спортивных игр, плавания, ритмической гимнастики (аэробики) для девушек. Необходимо рассмотреть вопрос о замене обязательных занятий на занятия по желанию. Зачеты не должны (особенно высокие требования к выполнению нормативов) доминировать над процессом удовлетворения от самих занятий и получения удовольствия от двигательных действий. Зачеты следует проводить только в конце года. Необходимо продумывать время для занятий физкультурой и спортом в рамках учебного расписания, учитывать формы обучения и содержание материалов по другим учебным дисциплинам.
Итак, первым условием качественного проведения занятия является его целенаправленность. Такие опосредованные и отдаленные цели, как укрепление здоровья, физическое совершенствование и т.п., не всегда служат достаточно сильным стимулом для сознательного и активного двигательного поведения на занятиях. Это важно учитывать и ставить перед студентами не только общие, но и по возможности конкретные, пусть даже условные, цели заданий.
Вторым условием является выбор средств и организация занятия: материально-техническое оснащение, использование различного инвентаря, методы организации выполнения заданий и т.д.
Приведенные результаты свидетельствуют о недооценке студентами средств физкультуры и спорта в укреплении их здоровья, которое является приоритетным в системе ценностей. Различия между мотивацией у мужчин и женщин отражаются на отношении к занятиям и той ценности, которой для них является физкультура и спорт. Полученные результаты позволяют преподавателям учитывать мотивацию проведения занятий, дифференцировано подходить к работе со студентами, формируя у них физические, нравственные, волевые, духовные и другие качества.
Литература
1. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. - М.: НПО «МОДЕК», 2001. - 317 с.
2. Шамова Т.Н., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. - М.: Ака-
демия, 2006. - 384 с.
3. Гендин А.М., Сергеев М.И. Студенты о здоровом образе жизни: желаемая ситуация и реальная дей-
ствительность // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 7. - С. 15-19.
4. Пономарева Т.А. Физическая культура и спорт в системе ценностных ориентаций учащейся молодежи // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 5. - С. 68-69.
5. Ильинич В.И. Физическая культура студента. - М.: Гардарики, 2007. - 448 с.
--------♦'-----------
УДК 378.1 Н.В. Антонова, Ж.Н. Шмелёва
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТА)
В статье рассматриваются вопросы, возникающие при внедрении положений Болонского соглашения в образовательный процесс на примере Красноярского государственного аграрного университета. Авторы предлагают свое решение выявленных проблем, опираясь на практический опыт ведения международной деятельности в вузе.
Ключевые слова: Болонское соглашение, высшее образование, международная деятельность, стратегия развития.
N.V. Antonova, Zh.N. Shmeleva THE IMPLEMENTATION ISSUES AND DEVELOPMENT PERSPECTIVES OF BOLOGNA PROCESS IN THE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF KRASNOYARSK AGROUNIVERSITY)
The issues that arise when introducing the Bologna agreement regulations in the educational process on the example of Krasnoyarsk state agrarian university are considered in the article. The authors offer their own solution to the revealed issues, relying on practical experience of the international activity conducting in the institution of higher education.
Key words: Bologna agreement, higher education, international activity, development strategy.
Последние десятилетия развития мирового сообщества характеризуются значительными переменами как в экономической, так и социальной сферах, стремительным развитием научных знаний, информационных и коммуникационных технологий. Все это ставит качественно новые задачи перед мировым сообществом [7].
В условиях значительных перемен неизмеримо возрастает роль образования, высшего образования в частности. Высшее образование и наука становятся самыми значительными факторами общественного развития, а также наиболее важными национальными и общемировыми приоритетами, выступают в качестве важнейших компонентов культурного, социального и экономически устойчивого развития людей, сообществ, наций [1-4]http://www.rtiabc.vsu.m/artide inz.htm - 1#1.
Актуальность данной работы заключается в том, что деятельность в России по претворению в жизнь положений Болонского соглашения подразумевает активные изменения в системе высшего образования Российской Федерации. В настоящее время разрабатывается и успешно внедряется в жизнь система государственного управления данным процессом в российских вузах. Особое внимание уделяется международной деятельности в системе высшего профессионального образования. Формирование единого европейского пространства в сфере высшего профессионального образования невозможно без осуществления международной деятельности в вузе. Данная деятельность регламентируется российскими и региональными законами, в частности, Федеральным законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании (22 августа 1996 г.), Законом об образовании (10 июля 1992 г.) и Законом Красноярского края о региональной научно-технической политике Красноярского края (28 октября 2003 г.).
В современных условиях утверждение, что вуз может работать только на местном рынке и поэтому не нуждается в международной деятельности, неправильно. Национальные границы становятся все более прозрачными, и рынок образовательных услуг в этом иногда опережает другие сферы экономики. Все российские вузы в той или иной степени работают в условиях международной конкуренции [5, 6]. Даже если их абитуриентам и студентам не предлагаются образовательные программы зарубежных вузов, выпускаемые вузом специалисты будут работать в условиях международной конкуренции, следовательно, вузы участвуют в международной конкуренции на рынке труда.