Литература
1. Басов Н.Ф. История социальной работы. - М.: Дашков и К°, 2008. - 340 с.
2. Бибикова В.В. Роль частной и общественной инициативы в развитии образования Енисейской губернии в Х1Х-нач. XX века. - Красноярск: СибГТУ, 2004. - 206 с.
3. Фирсов М.В. История социальной работы в России. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
4. Ким Е.В. Система образования в Енисейской губернии конца Х1Х-нач. XX вв. : дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2001. - 198 с.
5. Начальные школы города Красноярска: краткий историкостатистический очерк / Сост. А. Оносовский. - Красноярск: Тип. Абалакова, 1914. - 76 с.
6. Архивное агентство администрации Красноярского края. Ф.161 Красноярская городская управа. Оп. 1. Д. 142.
7. Архивное агентство администрации Красноярского края. Ф.161 Красноярская городская управа. Оп. 1. Д. 212.
8. Архивное агентство администрации Красноярского края. Ф.522 Енисейский приказ общественного призрения. Оп. 1. Д. 29.
9. Архивное агентство администрации Красноярского края. Ф. 118. Попечительский комитет Красноярского городского общества благотворителей (1887-1918). Оп. 1. Д. 1.
10. Ольгинский детский приют трудолюбия Синельников-ского общества благотворителей и попечения сирот. 1889-1914.
- Красноярск, 1914. - 56 с.
11. Сборник постановлений Красноярской городской думы за 1915 год. - Красноярск: Тип. Абалакова, 1916. - 224 с.
12. Архивное агентство администрации Красноярского края. Ф.485 Ольгинский приют. Оп. 1. Д. 1.
13. Шумакова Н.А. Социализация подростков в системе общего школьного образования и социального воспитания Прие-нисейской Сибири в 20-е годы ХХ века (1918-1931 гг.): дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2004. - 182 с.
14. Архивное агентство администрации Красноярского края. Ф. 93 Енисейский губернский отдел народного образования. Оп. 1. Д. 83.
15. Архивное агентство администрации Красноярского края. Ф. 93 Енисейский губернский отдел народного образования. Оп. 1. Д. 124.
16. Архивное агентство администрации Красноярского края. Ф. 93 Енисейский губернский отдел народного образования. Оп. 1. Д. 161.
17. Архивное агентство администрации Красноярского края. Ф. 93 Енисейский губернский отдел народного образования. Оп. 1. Д. 200.
18. Архивное агентство администрации Красноярского края. Ф. 93 Енисейский губернский отдел народного образования. Оп.1. Д. 95.
Z.U. Kolokolnikova
Institutions of public poorhouse in Enisey province in the end of XIX -beginning of XX centuries
In the article the facts of various forms of education of orphans in the special institutions in Enisey province in the end of XIX - beginning of XX centuries are given. Also the author reveals the peculiarities of poorhouses, role of the state, society and individuals in orphans’ education. The comparative analysis of tasks and basis of poorhouses in Siberia in the end of XIX - beginning of XX centuries and in the 1920s of XX c.
Key words: orphans, poorhouses, orphan asylum, patronage, guardianship, adoption, charities, homelessness.
УДК 37.092 В.В. Находкин
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА КАК ОСНОВА ОТБОРА В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕДИНОБОРЦЕВ
Рассмотрены теоретические основы мотивации занятий спортом на разных этапах спортивной деятельности, раскрыты составляющие отбора спортсменов, достижения успеха и обеспечения психической надежности в соревновательной деятельности. Ключевые слова: мотивация, отбор в спорте, психическое состояние, обеспечение надежности, психологическая подготовка.
Общеизвестно, что основу спорта составляют три элемента: отбор, тренировка, соревнования. Необходимость
НАхОДКИНВасилий Васильевич - к.п.н., доцент ПИ ЯГУ E-mail: [email protected]
отбора обусловлена тем, что период активной спортивной жизни человека относительно небольшой (в среднем 5-10 лет) и индивидуальные особенности психики (психические функции, психомоторика, особенности личности) не всем позволяют достигать высоких спортивных результатов [1].
Многие области современной общественной практики связаны с проблемами психодиагностики. Она выступает как одно из условий отбора людей для выполнения деятельности при высоких требованиях к ее совершенству. Прежде всего, нужно подчеркнуть, что проблемы отбора затрагивают лишь так называемый большой спорт. Это объясняется тем, что высокие спортивные достижения возможны при условии, когда пик мастерства совпадает с пиком морфофизиологического развития человека, поэтому срок активного и высокого результативного участия в большом спорте сравнительно невелик. Необходимость быстрого роста мастерства здесь имеет нередко решающее значение.
Вместе с тем следует иметь в виду, что даже при создании самых совершенных методик отбора воспитание спортсмена и подготовка его к высоким достижениям не могут быть решены лишь путем отбора. Согласно С.Д. Неверковичу, как бы умело ни отбирались будущие мастера, успеха добиваются не мышцы и не то или иное свойство нервной системы, а человек, личность. Личность раскрывает свои подлинные возможности при увлеченном и творческом овладении мастерством. Воспитание увлеченного, высокоидейного мастера составляет основное содержание работы тренера и преподавателей учебных заведений. Наличие отбора не только не снимает, но с особой остротой ставит вопрос об улучшении методик обучения и воспитания [2].
В процессе выступления спортсмен подвергается воздействию двух состояний, имеющих противоположную направленность. Это, во-первых, желание выиграть, а во-вторых, боязнь проиграть. Оптимальное предстартовое состояние может быть успешно реализовано, если оно подготовлено тренировкой. Спортсмен может сознательно контролировать свое предстартовое состояние, если этим действиям его обучали на тренировке, и он применял их.
Однако Р.М. Загайнов на первое место ставит селекцию и талант. На второе место по своему практическому значению ставит здоровье и безопасность жизнедеятельности спортсмена. На третьем месте - группу психологической поддержки, т.е. людей, окружающих спортсмена в его жизни и основной деятельности. И только на четвертом месте оказываются тренер и методика подготовки спортсмена [3].
Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. Мотивации в спорте посвящены исследования многих авторов [4, 5, 6, 7, 8,
9, 10]. Мотивация учебно-спортивной деятельности обусловлена различными потребностями, которые А.Ц. Пуни разделил на три группы: потребность в движении, потребность выполнения обязанностей спортсмена и потребность в спортивной деятельности [1]. Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренни-
ми, так и внешними факторами, меняющими свое значение на протяжении всей спортивной карьеры.
Американский психолог Б.Дж. Кретти среди мотивов, побуждающих заниматься спортом, выделяет: стремление к стрессу и его преодоление. Он отмечает, что бороться и преодолевать препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха - это мощные мотивы спортивной деятельности. Кроме того, к мотивам заниматься спортом он отнес стремление к совершенству, повышение социального статуса, потребность быть членом спортивной команды, группы, частью коллектива, получение материальных поощрений [4].
Р. А. Пилоян выделяет три группы потребностей спортсмена, которые он назвал побудительными, базисными и процессуальными. К побудительным основаниям он отнес потребности престижа и материальные потребности. К базисной группе - заинтересованность спортсменов в приемлемых социально-бытовых условиях, к процессуальной группе - заинтересованность спортсменов в информации о противниках и о соревновательных стресс-факторах [5].
Сам отбор в спорте можно подразделить на три вида по: 1) перспективности; 2) надежности; 3) готовности [2].
Отбор по спортивной перспективности состоит в выявлении (диагностировании) устойчивых психологических и психофизиологических индивидуальных особенностей человека, на базе которых может успешно формироваться его творческая деятельность в отдельных видах спорта.
Иные задачи стоят перед отбором по спортивной надежности. Высший класс спортсмена сам по себе еще не гарантирует получение им высоких оценок в условиях большой конкуренции. Для обеспечения спортивной надежности огромное значение имеет опыт, приобретаемый человеком в процессе участия в больших соревнованиях. Но свое значение сохраняют и некоторые природные данные; во всяком случае, спортивная надежность представляет собой сложное явление особого порядка, и ее не следует смешивать с перспективностью в собственном смысле этого слова.
Одним из условий в спорте высших достижений является обеспечение психической надежности в соревновательной деятельности, где важным мы считаем мотивацию достижения успеха, которая играет ключевую роль при отборе спортсмена на ответственные соревнования. Для эффективного формирования мотивации спортсменов необходимо учитывать два момента: стимулирование и поэтапное подключение мотивов. Далее можно использовать следующие механизмы формирования мотивации, предлагаемые И.А. Фурмановым: 1) воздействие на эмоционально-познавательную сферу, где формируются убеждения, интересы и положительные эмоции, изменяется система ценностей и отношений к
деятельности (путем сообщения определенных знаний); 2) воздействие на деятельностную сферу, где через специально организованные условия деятельности хотя бы избирательно удовлетворяются те или иные потребности, а затем через целесообразно оправданное изменение характера деятельности укрепляются старые, формируются новые, необходимые потребности [6].
Как считает Ю.И. Портных сердцевину спорта составляет мотивация достижения успеха, так как каждый человек генетически запрограммирован на конкурентную борьбу за свое выживание. При этом спортсмен соревнуется не только с соперниками, но и с самим собой, с природной стихией, со временем и пространством, тяжестью и невесомостью и пр., т.е. с внешними препятствиями и внутренними трудностями. Каждый спортсмен, даже не занявший призового места в соревнованиях, всегда ориентирован не только на победу над соперником, но и на свой личный результат [7].
По мнению А.Ю. Ежковой, начинающие борцы проявляют следующие мотивы: интерес к спорту вообще, интерес к своему виду спорта, общение в спортивной группе, желание быть не хуже других. У борцов также выявлены мотивы продолжения занятий спортом, причем внимание акцентировано как на положительные стороны отношения к спорту, так и на отрицательные [8]. На начальном этапе причинами прихода в спорт могут быть: 1. Стремление к самосовершенствованию; 2. Стремление к самоутверждению; 3. Социальные установки; 4. Удовлетворение духовных и материальных потребностей. Каждая из перечисленных причин имеет для конкретного спортсмена большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями. Мотивы спортивной деятельности отличаются динамичностью проявлений. Действительно, в процессе длительных занятий спортом у одного и того же спортсмена наблюдается закономерная смена мотивов. А.Ц. Пуни [1] на основании научно-практических исследований мотивов спортивной деятельности установил следующую динамику развития мотивов, побуждающих к занятиям спортом.
I. Непосредственные мотивы спортивной деятельности: потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности, потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью, стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях, стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы, потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе.
II. Опосредованные мотивы спортивной деятельности: стремление стать сильным, здоровым, стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни, чувство долга, потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности.
Ю.Ю. Палайма подразделяет спортсменов на 2 группы по доминирующему мотиву. В первой группе, условно названной «коллективистами», доминирующими являются общественные, моральные мотивы. Во второй группе - «индивидуалистов» - ведущую роль играют мотивы самоутверждения, самовыражения личности. Первые лучше выступают в командных, а вторые, наоборот,
- в личных соревнованиях [9].
Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют свою структуру.
Мотивы начальной стадии спортивной деятельности характеризуются динамикой включения человека в новый двигательный режим, адаптацию к физическим нагрузкам и специфике отношений в спортивной группе.
Е.П. Ильин выделяет следующие причины прихода в спорт:
1. Стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств);
2. Стремления к самовыражению и самоутверждению (желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена, стремление к общественному признанию, желание защищать честь коллектива, города, страны, быть привлекательным для противоположного пола);
3. Социальные установки (мода на спорт, стремление сохранить семейные спортивные традиции, желание быть готовым к труду и службе в армии);
4. Удовлетворение духовных и материальных потребностей (стремление чувствовать себя членом референтной спортивной команды и спортивной школы, общаться с товарищами, получать новые впечатления от поездок по городам и странам, желание получить материальные блага) [10].
В основе мотивов чаще всего лежит социально значимый опыт человека, привлекающий спортсмена возможностью проявления физической активности, коррекции физических недостатков, общения с группой сверстников, преодоления психических недостатков, познания своих возможностей, освоения «модного» вида спорта. Как правило, эти мотивы весьма динамичны, могут сменять друг друга, образовывать нестойкие взаимосвязи, преобразовываться под воздействием тренера, партнеров по команде. Характерными особенностями мотивации этого периода являются незначительная осознанность потребностей, лежащих в основе этих мотивов, большое разнообразие способов их удовлетворения, нестойкость найденных способов достижения желаемого, а также готовность к их быстрому изменению по принципу «любого на любой». В конечном счете мотивы этой стадии являются поисковыми по части принципиальной возможности приемлемости занятий спортом для данного человека, их полезности для него.
Мотивы стадии специализации формируются и развиваются под знаком расширения отношений личности к
команде, тренеру, самому себе, конкретному виду спорта. Здесь велика роль психологического климата команды, коммуникативных способностей спортсмена и тренера, возможности проявить себя, занять достойное место в команде, ощутить реальную перспективу материального благополучия, преимуществ и привилегий на основе занятий спортом. В результате этого возникают сложные комплексы мотивов, которые определяют коллективистическую или индивидуалистическую ориентацию личности. Различие этих ориентаций состоит в том, какие мотивы, коммуникативные или личные, преобладают, доминируют у данного спортсмена, являются ведущими, а какие играют второстепенную, подчиненную роль.
У спортсмена возникает познавательный интерес к данному виду спорта, к его технике и тактике, т.е. он начинает познавать данный вид «изнутри», не довольствуясь, как на первой стадии, внешним впечатлением.
Мотивы стадии высшего спортивного мастерства подчинены главному - достижению успеха в спорте. Не следует забывать о том, что к этому времени спортсмен благодаря многолетней тренировке и участию в соревнованиях испытывает потребность в больших физических нагрузках; он привык к значительным психическим нагрузкам, к победам, к состоянию высокой напряженности психики, ему необходимо острое соперничество, в том числе и с самим собой. В самых различных видах спорта за многовековую историю его развития сложились определенные объективные критерии, которыми человечество измеряет уровень достижений спортсменов (рекорды, титулы, рейтинги и т.п.). Благодаря им спортсмен получает оценку собственной значимости, личного вклада в престиж государства, нации, науки, искусства, участвует в решении общественно важных задач. Это делает любое, даже очень индивидуалистически ориентированное, спортивное достижение социально значимым. Благодаря средствам массовой коммуникации сторонниками или противниками высоких спортивных достижений становятся миллионы людей, а мотивы этих достижений приобретают четкую социальную окраску. Высокие спортивные достижения в целом ряде видов спорта имеют конкретное, весьма значительное материальное выражение в призовом фонде и других привилегиях. Это обстоятельство предельно обостряет спортивную борьбу и соответственно влияет на мотивы личности в спорте и не только на этапе высшего спортивного мастерства.
По справедливому утверждению Г.Д. Горбунова, мотивация базируется на потребностях спортсмена, идет через иерархию его целей в спорте (стратегических, тактических, операционных) и находит выражение в создании конкретных побуждений, т.е. строится по принципу: хочу
- могу - должен [11]. Хочу - это потребности спортсмена, его желания, влечения, стремления различной степени осознавания. Могу - это цели как сформулированные потребности, как осознанные желания, дополненные по-
ниманием высокой вероятности их удовлетворения. Наконец, должен, где осознанность желания доведена до понимания причинности определенных действий, обязательной их необходимости. Все это реализуется через мотивы - конкретные факторы, побуждающие к конкретным действиям.
В определенных условиях (комплектование команды к соревнованиям, подведение итогов учебнотренировочных сборов и т.п.) важное значение приобретает проверка спортивной готовности. Ее диагностирование показывает, насколько успешно спортсмен овладел на данный момент техническим арсеналом своей спортивной специальности. Лучшим способом диагностирования готовности являются тесты достижений или успешности. Это отработанные стандартизированные пробы. Нами использованы следующие методики диагностики психических состояний: «Шкала мотивационного состояния» (ШСМ) и «Шкала самооценки тревоги» [12]; «Оценка психической надежности» [13] и др. Для определения психического состояния спортсмена и команды в целом данные методики используются наравне с другими методами психодиагностических исследований. В обеспечении психической надежности и предполагаемого отбора и подготовки спортсменов к соревнованиям разного уровня данные методики дают более достоверные результаты.
Психическая надежность, рассматриваемая как устойчивость функционирования основных психических механизмов в сложных соревновательных условиях, состоит из ряда компонентов: эмоциональной соревновательной устойчивости (СЭУ), саморегуляции (СР), мотивационно-энергетического компонента (МЭ), стабильности и помехоустойчивости (Ст-П).
Психическая надежность спортсмена определялась с помощью анкеты, разработанной В.Э. Мильманом. Для ее определения, на листе ответов испытуемый отмечает то суждение, которое соответствует его собственному. Каждый ответ относится к одному из четырех компонентов и оценивается определенным количеством баллов (табл.).
Соревновательная эмоциональная устойчивость (СЭУ) в нашем исследовании определялась характером, интенсивностью предсоревновательного и соревновательного эмоционального возбуждения, его колебаниями и степенью влияния на характер выступления. Уровень саморегуляции (СР) указывает на развитие у спортсмена умения правильно осознавать и оценивать свое эмоциональное состояние, умения влиять на него посредством словесных приказов, умения перестроиться в ходе спортивной борьбы, а также развитие функции самоконтроля над своими действиями. Показатели мотивационной сферы (МЭ) определяются стремлением спортсмена к любой форме соревновательной борьбы, отдачей на тренировках и соревнованиях. Стабильность и помехоустойчивость (Ст-П) - устойчивостью внутреннего
Таблица
Показатели предстартовых психических состояний борцов к чемпионату России 2009 г. в г Казани
№ Ф.И.О. Соревновательная психическая надежность Психические состояния (ШМС В.Ф. Сопова) Примечание
СЭУ СР МЭ Ст-П Мотивация Тревога
1 Михайлов О. +2 +1 +3 +3 23 выраж 9 оптим ОБС
2 Сивцев П. +2 -2 +2 -1 22 оптим 8 оптим ОБС
3 Матаркин К. -2 +2 +6 -3 27 выраж 9 оптим ОБС
4 Олесов Н. -5 0 +7 +1 23 выраж 11 выс Страх, ожидание провала
5 Корякин А. -5 +1 -1 -4 19 отсут 11 выс Страх, ожидание провала
6 Окороков Р. -2 -6 -7 -1 22 оптим 16 выс Страх, ожидание провала
7 Старостин Н. -2 -2 +5 +1 26 выраж 10 оптим Жажда деятельности
8 Иванов А. -5 -2 +5 -1 23 выраж 8 оптим ОБС
9 Стручков В. -3 -3 +4 -1 26 выраж 9 оптим Завышенные ожидания
10 Иннокентьев И. 0 +1 +4 +1 24 выраж 5 низкая Несобранность, беспечность
11 Карпенко В. -4 -1 +6 -3 23 выраж 11 выс Жажда деятельности
12 Шадрин Д. 24 выраж 8 оптим ОБС
13 Оконешников А. -2 -1 +3 -4 20 оптим 8 оптим ОБС
14 Сивцев К. -5 +1 +2 -3 24 выраж 14 выс Жажда деятельности, беспокойство
15 Лебедев В. +1 +1 +3 +3 25 выраж 8 оптим ОБС
эмоционального состояния, стабильностью двигательных навыков, спортивной техники, невосприимчивостью к воздействию разного рода помех.
Оценка 0 баллов соответствует среднему уровню психической надежности, оценка со знаком «-» говорит о снижении уровня надежности по данному компоненту по сравнению со средними данными, соответственно оценка со знаком «+» указывает на повышенный по сравнению со средним уровень выраженности того или иного компонента психической надежности.
Полученные результаты исследования указывают на сравнительно низкий уровень надежности по компонентам: СЭУ (у 10 спортсменов), Ст-П (у 9 спортсменов), СР (у 7 испытуемых). Стоит отметить, что по компоненту МЭ наблюдается повышенный уровень надежности (у 13 спортсменов). По результатам используемых методик выводится показатель - оптимальное боевое состояние (ОБС).
Полученный эмпирический материал по результатам диагностики предстартовых психических состояний борцов к чемпионату России, показал, что из 15 испытуемых оптимальный уровень мотивации выявлен у 20%, чрезвычайно выраженный - 73,4%, полное отсутствие побуждений к тренировочной деятельности - у одного спортсмена (6,6%). Высокий уровень тревожности выявлен у 33,4% спортсменов, оптимальный - 60,0% и низкий уровень тревоги обнаружен у одного (6,6%). Состояние тревоги как эмоциональная стресс-реакция возникает под влиянием реальных и ожидаемых воздействий со стороны партнеров, тренеров, товарищей по коман-
де, конкурентов и др. Из испытуемых в процессе УТС и перед ответственными соревнованиями оптимальное боевое состояние (ОБС) было выявлено у 46,6% спортсменов, т.е. у них большие амбиции и низкий уровень страха неудачи.
В результате обследования у испытуемых выявлены следующие положительные стороны отношения к занятиям спортом: спортсмену нравится заниматься борьбой, он получает удовлетворение от тренировок и соревнований; занятия борьбой он намерен продолжать и впредь, они являются главной или одной из главных целей его жизни, эта цель определяет образ жизни спортсмена на многие годы; занимаясь спортом, борец стремится достичь самых высоких результатов.
Выявлены также и варианты отрицательного отношения к занятиям спортом: скрыто отрицательное отношение к занятиям борьбой, спортсмен продолжает заниматься либо из желания общаться, либо под влиянием второстепенных причин: привык, близость спортивных сооружений и т.д.; он уже не претендует на рост спортивного мастерства; удовольствия от процесса тренировок и соревнований не получает, показывает высокие результаты за счет своего прошлого опыта; потребительское отношение; занятия спортом являются средством достижения каких-то личных целей, хотя борцу и нравятся занятия спортом, но для достижения результатов такой спортсмен нуждается во внешней стимуляции; неопределенно положительное отношение; спортсмену нравятся занятия спортом, но нет четко поставленных стратегических це-
лей; в результате уровень притязаний неустойчив; рабочее отношение; у некоторых спортсменов самой высокой квалификации исчезает интерес к спорту; спорт превращается из деятельности, приносящей радость, в тяжелую и однообразную работу. Даже у борцов на этапе высших достижений происходящее на тренировках не вызывает особого интереса. Это определяется монотонностью тренировочного процесса, привыканием организма к одним и тем же физическим нагрузкам, недостатком решения нестандартных ситуаций соревновательного характера самим спортсменом.
В спорте практически невозможно избежать часто повторяющихся ситуаций с высокой психической напряженностью. Далеко не всегда эти ситуации разрешаются успешно. Иногда спортсмена подстерегает серия неудач, и у него возникают мотивы боязни, опасения за успех, сомнения в успехе. При частом повторении таких ситуаций у спортсмена формируется мотивация избегания неудач, которая проявляется в неуверенности, оборонительном характере поведения, снижается честолюбие и активность в освоении атакующих средств.
В работе получено подтверждение, что наиболее сильной мотивация становится тогда, когда она исходит от самого спортсмена, обусловлена характером выполняемой задачи и социальными поощрениями. Важно, чтобы мотивы соответствовали классу спортсмена, его возможностям и реальной деятельности. Чем шире комплекс мотивов, тем более значимой, содержательной становится мотивация достижения успеха.
Результаты исследования показывают, что у спортсменов высокого класса примерно поровну распределена типология мотивов достижения успеха и избегания неудач, однако спортсмены с доминированием мотивации достижения успеха чаще оказываются победителями крупных соревнований.
Спортсмены, сохранившие мотивацию достижения успеха, более активны, менее тревожны, уверены в своих силах, готовы к мобилизации всех сил для победы, в полной мере используют свою функциональную и специаль-
ную подготовленность для реализации максимально возможного результата, проявляют готовность к большому эмоциональному напряжению и не снижают его уровень, показывают высокую надежность в соревновательной деятельности.
Л и т е р а т у р а
1. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. - М., 1969. - 88 с.
2. Неверкович С.Д. Роль и функции психологии в спорте // Спортивный психолог. - 2004. - № 2. - С.4-11.
3. Загайнов Р.М. Психологическое мастерство тренера и спортсмена: методическое пособие для олимпийца. - М.: Советский спорт, 2005. - 106 с.
4. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте / Пер. с англ. - М., 1978. - 224 с.
5. Пилоян РА. Мотивация спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1984. - 104 с.
6. Мельник Е.В., Шемет Ж.К. Психология физической культуры и спорта в вопросах и ответах. - Минск: БГУФК, 2008.
- С. 33-34.
7. Портных Ю.И. Воспитательное влияние психологии побед и поражений в спорте: хрестоматия: Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - СПб.: Питер, 2002.
- 256 с.
8. Ежкова А.Ю. Психолого-педагогическое обеспечение интереса к спортивной деятельности начинающих борцов: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. - СПб., 2004. - 24 с.
9. Палайма Ю.Ю. Мотивы спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 1966. - № 8. - 16-18.
10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учеб. пос. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с. - (Серия «Мастера психологии»).
11. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. - 3-е изд. - М.: Советский спорт, 2007. - 296 с.
12. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности: учебное пособие. - М.: Академический Проект; Трикста, 2005. - 128 с. - (Психологические технологии).
13. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики диагностики в спорте: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1990. - 256 с.
КК Nakhodkin
Motivation of progress as a basis for selection of wrestlers in competition
The article deals with theoretical basis for motivation to go in for sport in different stages. The author reveals the components of wrestlers’ selection, success achievement and mental stability during the competition.
Key words: motivation, selection in sport, mental stability, stability provision, psychological training.