Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ'

МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ / СПОРТИВНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривелев С.А., Павлов А.Г., Силко А.А., Ларин А.Н., Баловин Е.А.

В работе рассматриваются мотивационные аспекты в совершенствовании организации и методики физического развития курсантов на учебно-тренировочных занятиях по боевым приемам с использованием средств спортивных единоборств. Подчеркивается, что актуальность исследования обусловлена повышенной эффективностью ведения рукопашной схватки. Предложено применение программы использования приемов спортивных единоборств при организации и проведении практических и учебно-тренировочных занятий по боевым приемам. Представлены количественные показатели по физическому развитию и физическим качествам. Обоснована возможность внедрения в образовательный процесс разработанной программы использования приемов спортивных единоборств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривелев С.А., Павлов А.Г., Силко А.А., Ларин А.Н., Баловин Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL ASPECTS IN IMPROVING THE ORGANIZATION AND METHODOLOGY OFPHYSICAL EDUCATION DEVELOPMENT OF CADETS

The article considers the motivational aspects in improving the organization and methods of physical development of cadets at training sessions on combat techniques by using the means of martial arts. It is emphasized that the relevance of the study is due to the increased efficiency of hand-to-hand combat. The application of the program for the use of martial arts techniques in the organization of training sessions on combat techniques is proposed. Quantitative indicators of physical development and physical qualities are presented. The possibility of introducing the developed program of using martial arts techniques into the educational process is substantiated.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ»

7. Фролова Е.В. Специфика культурно-познавательного туризма в городах Российской Федерации / Е.В. Фролова, Е.Е. Кабанова, М.В. Костина // Материалы Афанасьевских чтений. -2017. - №2 (19). - С. 42-54.

8. Харитон В.В. К вопросу определения понятия «Культурный туризм» и его классификации на современном этапе развития туризма // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2017. - №28. - С. 169-176.

9. Шефер О.Р. Культурно-просветительская деятельность учителя (состояние проблемы в практике обучения) / О.Р. Шефер, Т.Н. Лебедева, С.В. Крайнева // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2021. - № 4(164). - С. 190-217.

REFERENCES

1. Bem, N.A., Tyapkina, E.V. and Senatorov S.V. (2016), "Geocaching in the context of modern education", Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal, No 7-2 (49), pp. 6-7.

2. Goryunova, M.V., Shefer, O.R. and Lebedeva, T.N. (2021), "The principle of historicism as the basis of the cultural and educational activities of a physics teacher at school", Bulletin of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University, No 1(161), pp. 65-91.

3. Dubrovsky, A.V. and Malinowski, M.A. (2011), "Geocaching innovative way to attract attention to the problem of protection of monuments of historical and cultural heritage", Interexpo Geo-Siberia: conference materials; Siberian State University of Geosystems and Technologies, Novosibirsk, V. 6, pp. 71-74.

4. Kraineva, S.V., Shefer, O.R., Lebedeva, T.N. and Erentraut, E.N. (2021), "Information and communication technologies as a means of forming the ecological culture of students", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No 10(200), pp. 184-188.

5. Moskalevich, G.N. (2021), "Excursion tourism as one of the directions of cultural and educational tourism", Russia: trends and prospects of development, No. 16-2, pp. 885-888.

6. Sadykova, E.F. and Miryugina, T.A. (2020), "Features of the organization of educational ecological geocaching for students of educational schools", Pedagogy and education, No. 3, pp. 54-62.

7. Frolova E.V., Kabanova, E. E. and Kostina, M.V. (2017), "Specificity of cultural and educational tourism in the cities of the Russian Federation", Materials of the Afanasiev readings, No 2 (19), pp. 42-54.

8. Khariton, V.V. (2017), "On the definition of the concept of "Cultural tourism" and its classification at the present stage of tourism development", Bulletin of Tomsk State University. Cultural studies and art criticism, No. 28, pp. 169-176.

9. Shefer, O.R., Lebedeva, T.N. and Kraineva, S.V. (2021), "Cultural and educational activity of a teacher (the state of the problem in teaching practice)", Bulletin of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University, No 4(164), pp. 190-217.

Контактная информация: lebedevatn@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.03.2022

УДК 37.037.02

МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ

Сергей Анатольевич Кривелев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Александр Григорьевич Павлов, старший преподаватель, Александр Анатольевич Силко, старший преподаватель, Военная академия связи имени маршала Советского Союза С.М. Буденного, г. Санкт-Петербург; Александр Николаевич Ларин, заместитель начальника кафедры, Евгений Александрович Баловин, преподаватель, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь

Аннотация

В работе рассматриваются мотивационные аспекты в совершенствовании организации и методики физического развития курсантов на учебно-тренировочных занятиях по боевым приемам с использованием средств спортивных единоборств. Подчеркивается, что актуальность исследования обусловлена повышенной эффективностью ведения рукопашной схватки. Предложено применение

программы использования приемов спортивных единоборств при организации и проведении практических и учебно-тренировочных занятий по боевым приемам. Представлены количественные показатели по физическому развитию и физическим качествам. Обоснована возможность внедрения в образовательный процесс разработанной программы использования приемов спортивных единоборств.

Ключевые слова: боевые приемы, спортивные единоборства, физические качества, учебная деятельность, физическое развитие.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p231-235

MOTIVATIONAL ASPECTS IN IMPROVING THE ORGANIZATION AND METHODOLOGY OF PHYSICAL EDUCATION DEVELOPMENT OF CADETS

Sergey Anatolyevich Krivelev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Grigoryevich Pavlov, the senior lecturer, Alexander Anatolyevich Silko, the senior lecturer, Military Communications Academy St. Petersburg; Alexander Nikolaevich Larin, the deputy head of the department, Evgeny Alexandrovich Balovin, the teacher, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation

Abstract

The article considers the motivational aspects in improving the organization and methods of physical development of cadets at training sessions on combat techniques by using the means of martial arts. It is emphasized that the relevance of the study is due to the increased efficiency of hand-to-hand combat. The application of the program for the use of martial arts techniques in the organization of training sessions on combat techniques is proposed. Quantitative indicators of physical development and physical qualities are presented. The possibility of introducing the developed program of using martial arts techniques into the educational process is substantiated.

Keywords: fighting techniques, martial arts, physical qualities, educational activities, physical development.

В системе подготовки курсантов существует направленность в обучении, которая затрагивает не только общевойсковую, но и специализированную физическую подготовку. Знания, умения и навыки должны предполагать подготовку курсантов по решению любых возникающих проблем. В настоящее время обучение осуществляется в соответствии с требованиями наставления по физической подготовке (далее - НФП) и предусматривает упражнения, приемы и действия по боевым приемам.

Боевые приемы изучаются в рамках БП-Н, БП-1 и БП-2 - специализированных комплексов боевых приемов, которые направленны непосредственно на противоборство с вооруженным противником. Для того, чтобы сделать комплекс изучаемых боевых приемов более эффективным, в настоящее время специалистами в области физической подготовки проводится отбор и коррекция многих приемов и действий: выбор наиболее эффективных, замена долго изучаемых и сложных комплексов на более простые, выполняется акцент на отработку атакующих движений, работу с макетами боевого оружия в спарpин-гах, совершенствование материальной базы и экипировки для изучения боевых приемов

[1, 2, 3].

Цель исследования - Проведение исследования по внедрению в систему подготовки курсантов мотивационных аспектов в совершенствовании организации и методики физического развития по средствам приемов спортивных единоборств при организации и проведении практических, учебно-тренировочных занятий по боевым приемам и повышения эффективности ведения рукопашной схватки [4]. В ходе диагностики нами были определены задачи на получение объективных данных оценки компонентов физического развития, а также физической подготовленности по каждому курсанту.

На каждом этапе исследования курсанты тестировались по физическим качествам:

1. Сила: упражнение №19 «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа».

2. Быстрота: упражнение №52 «Челночный бег 10х10 м».

3. Выносливость: упражнение №55 «Бег на 1 км».

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках данного исследования был проведен эксперимент по применению программы использования приемов спортивных единоборств при организации и проведении практических и учебно-тренировочных занятий по боевым приемам.

Результаты анализа нормативно-правовых актов дали возможность подобрать средства физической культуры и установить очередность их использования. Проверка обозначенных теоретических положений и гипотезы проводилась с помощью комплекс -ного применения ключевых теоретических методов педагогических исследований (анализ, синтез, классификация, абстрагирование, интерпретация), а также на основе данных полученных на основе комплекса практических методов (анализ нормативно-правовых актов, педагогический мониторинг, математическая статистика).

В эксперименте принимали участие курсанты военного института (п=50).

На констатирующем этапе была проведена работа над формированием навыков рукопашного боя путем включения в разучивания комплекса боевых приемов с оружием и без оружия приемов спортивных единоборств. Был осуществлен срез по первичному уровню формирования навыков владения боевыми приемами и уровня физической подготовленности у курсантов.

На формирующем этапе был проведен цикл занятий с группами. С экспериментальной группой были проведены занятия по боевым приемам с применением средств спортивных единоборств, в контрольной группе по этой же тематике, но с применением приемов из НФП. Была проведена повторная диагностика степени развития навыков владения боевыми приемами и уровня физической подготовленности у испытуемых, и сравнительный анализ результатов этапов исследования.

На завершающем этапе эксперимента проводилась повторная проверка уровня физической подготовленности, оценка боевой ситуации по 4 действиям и оценка комплексов боевых приемов, по тем же упражнениям и приемам, которые проверялись в начале эксперимента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

Анализ полученных данных на завершающем этапе эксперимента показал, что показатели физического развития у обеих групп растут с повышением опыта прохождения занятий по физической подготовке вне зависимости от применяемых комплексов упражнений и боевых приемов [5, 6]. Однако мы можем видеть, что контрольная группа повысила свой уровень овладения приемами рукопашного боя до уверенного среднего уровня, в то время как экспериментальная группа увеличила свой уровень владения боевыми приемами по оцениваемым критериям в более значимой степени.

На рисунках 1, 2 представлены сравнительные результаты диагностирования на констатирующем и завершающем этапах эксперимента.

24

Констатирующий этап Завершающий этап

■ Сумма оценок за боевую ситуацию и комплекс БП ■ Техника владения боевыим приемами

Рисунок 1 - Показатели физической подготовленности на этапах эксперимента

100 80 60 40 20

73,07 74,01 76,64 75,39

60,79 52 24 63,64 65,71 «1 -и: 62,57 54,74 52,52

4

ЭГ

КГ

Завершающий этап

ЭГ КГ

Констатирующий этап

■ Упр №19 "Упр №52 "Упр №55

Рисунок 2 - Показатели оценки уровня владения боевыми приемами на этапах эксперимента

Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о необходимости использования программы приемов спортивных единоборств при организации практических и учебно-тренировочных занятий по боевым приемам [7].

ВЫВОДЫ

Таким образом, внедрив приемы и действия спортивных единоборств в учебно-тренировочные занятия по боевым приемам в военный институт, мы значительно улучшили уровень физической подготовленности у экспериментальной группы, а также повысили уровень техники владения боевыми приемами. На основе применения приемов спортивных единоборств на занятиях значительно увеличился показатель в оценке боевых ситуаций.

Уровень владения боевыми приемами у экспериментальной группы повысился в большей степени, чем у контрольной, вследствие чего можно сделать вывод о том, что систематическая работа с курсантами с применением программы использования приемов спортивных единоборств при организации учебно-тренировочных занятий по боевым приемам достоверно будет способствовать повышению уровня навыков владения рукопашным боем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашкинази С.М. Характерные особенности, проблемы и пути развития рукопашного боя и боевых единоборств в системе обучения и воспитания военнослужащих / С.М. Ашкинази // Теория и методика физической подготовки. - 1994. - № 1. - С. 105-109.

2. Ашкинази С.М. Вопросы теории и практики рукопашного боя в Вооруженных Силах Российской Федерации: монография / С.М. Ашкинази. - Санкт-Петербург : Военный институт физической культуры, 2001. - 240 с.

3. Ашкинази С.М. Инновации в развитии теории и практики обучения военнослужащих рукопашному бою (результаты исследования последних 20 лет) / С.М. Ашкинази, В.В. Кузьмин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 7. - С. 6-11.

4. Батурин А.Е. Развитие личностных свойств и физических качеств при обучении военнослужащих рукопашному бою : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Батурин Алексей Евгеньевич. -Санкт-Петербург, 2006. - 19 с.

5. Влияние комплекса педагогических условий на физическое самосовершенствование курсантов вузов Росгвардии / Е.И. Федак, А.Н. Ларин, К.С. Рыжов, С.В. Лузин, К.С. Кручинина // Мир образования - образование в мире. - 2019. - № 4 (76). - С. 266-273.

6. К проблеме самовоспитания и самосовершенствования в процессе физической подготовки курсантов вузов Росгвардии / Е.И. Федак, А.Н. Ларин, К.С. Кручинина, К.С. Рыжов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. № 4 (182). - С. 483-485.

7. Ларин, А. Н. Применение современных педагогических технологий в обучении курсантов вузов Росгвардии методике физического самосовершенствования / А.Н. Ларин, К.С. Кручинина

0

// ЦИТИСЭ. - № 5 (22), 2019. - С. 252-261.

REFERENCES

1. Ashkinazi, S.M. (1994), "Characteristic features, problems and ways of development of hand-to-hand combat and combat single combats in the system of training and education of military personnel", Theory and methodology of physical training, No. 1, pp. 105-109.

2. Ashkinazi, S.M. (2001), Questions of the theory and practice of hand-to-hand combat in the Armed Forces of the Russian Federation: monograph, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg.

3. Ashkinazi, S.M. and Kuzmin, V.V. (2008), "Innovations in the development of theory and practice of training military personnel in hand-to-hand combat (research results of the last 20 years)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7, pp. 6-11.

4. Baturin, A.E. (2006), The development of personal properties and physical qualities in the training of military personnel in hand-to-hand combat, dissertation, St. Petersburg.

5. Larin, A.N., Fedak, E.I., Kruchinina, K.S., Luzin, S.V. and Ryzhov, K.S. (2019), "Influence of the complex of pedagogical conditions on the physical self-improvement of cadets of the universities of Rosgvardia", The world of education - education in the world, Vol. 76, No. 4, pp. 266-273.

6. Larin, A.N., Fedak, E.I., Kruchinina, K.S. and Ryzhov K.S. (2020), "On the problem of self-education and self-improvement in the process of physical training of cadets of universities of the Russian Guard", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 182, No. 4, pp. 483-485.

7. Larin, A.N. and Kruchinina, K.S. (2019), "The use of modern pedagogical technologies in the training of cadets of higher educational institutions of the Russian Guard under the method of physical self-improvement", CITIZE, Vol. 22, No. 5, pp. 252-261.

Контактная информация: Larsan59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.03.2022

УДК 796.422

ТРЕЙЛРАННИНГ КАК НОВЫЙ ВИД ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЕЖИ

Валентина Григорьевна Купцова, кандидат педагогических наук, доцент, Галина Владимировна Боброва, кандидат педагогических наук, Татьяна Михайловна Михеева,

кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный университет,

Оренбург

Аннотация

В статье изложены материалы исследования направленного на изучение отношения студенческой молодежи к занятиям трейлраинигом. Рассмотрен трейлраиннг, как новый вид двигательной активности, предлагаемый студентам для самостоятельных занятий в свободное от учебы время. Выявлена степень вовлеченности студентов в самостоятельные тренировки бегом по пересеченной местности. Среди молодежи, активно занимающихся этим видом двигательной активности, определены ведущие причины, мотивирующие их к активным тренировкам. Результаты исследования показали, что трейлраинигом занимаются студенты, имеющие опыт занятий спортом в период обучения в школе, в тоже время данные опроса показывают, что большинство студентов хотели бы заниматься трейлариннгом под руководством тренера или в группе. Результаты исследования показали потенциал трейлариннга как нового вида двигательной активности в приобщении студентов к занятиям спортом.

Ключевые слова: трейлраннинг, студенческая молодежь, отношение, самостоятельные занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.