Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ СЛУЖЕБНОГО ЕДИНОБОРСТВА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ СЛУЖЕБНОГО ЕДИНОБОРСТВА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СЛУЖЕБНОЕ ЕДИНОБОРСТВО / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедев Владимир Александрович, Юдин Александр Викторович, Татчин Денис Юрьевич

В настоящее время в условиях реформирования военного образования все большее внимание уделяется вопросам физической подготовки. В связи с этим, решая проблему подготовки кадрового аппарата, педагогам требуется поиск новых механизмов, средств и методов обучения. Проанализировав опыт преподавания учебной дисциплины "Физическая подготовка", авторы статьи частично рассмотрели специфику поэтапного формирования основ служебного единоборства в военном вузе на основе реализации личностно-ориентированного подхода, а также в применении интерактивных средств обучения и воспитания, используемых преподавателями в образовательном пространстве вуза. Сделан вывод, что данная методика позволяет обеспечить успешную подготовку будущих военных специалистов к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедев Владимир Александрович, Юдин Александр Викторович, Татчин Денис Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMING THE BASICS OF SERVICE MARTIAL ARTS AT PHYSICAL TRAINING CLASSES AT THE MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Currently, in the context of reforming military education, more and more attention is paid to physical training. In this regard, solving the problem of training personnel, teachers need to search for new mechanisms, means and methods of training. Having analyzed the experience of teaching the discipline "Physical Training", the authors of the article partially considered the specifics of the gradual formation of the service martial arts basics at the military higher educational institution, basing on the implementation of the personality centered approach and applying interactive teaching and education tools, used by teachers in the educational space of the higher educational institution. It is concluded that these methods allow for successful training of future military specialists for professional activities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ СЛУЖЕБНОГО ЕДИНОБОРСТВА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

ревновательного прогноза у ГР, они улучшили свои места по прогнозу.

Таблица 4 - Прогноз участия гимнастов в Чемпионате России по спортивной аэробике

Номинация Исполнение Артистич- Сложность Пирамида Общий балл Сумма Место по

ность очков прогнозу

ИМ Мб О О - Б 9 1

ИЖ От Б Д - Д 20 2

СП Мб Б О Мб От 17 2

ТР Б Б О Т Б 12 1

ГР Мб Т От Т Д 19 3

Таким образом, лучшее положение по прогнозу соревновательного результата в спортивной аэробике на Кубке России имели ГР и ИМ, ТР, ИЖ и СП (6-17 очков), а на Чемпионате России: ИМ и ТР, СП, ГР и ИЖ (9-20 очков).

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изученные данные позволили выявить уровень достижений ведущих гимнастов, которые показывают лучшие спортивные достижения, и предпринять попытки прогнозирования спортивных результатов отечественных спортсменов.

Соревновательный прогноз спортивного результата в номинациях спортивной аэробики у членов сборной команды страны на Кубке России может быть точен или приближенным в зависимости от представленной номинации и уровня соревнований. Более разнообразен и слабее соревновательный прогноз участия гимнастов в Чемпионате России, где участвуют составы региональных сборных команд.

Прогнозирование результатов соревнований в спортивной аэробике перед крупными соревнованиями возможно с участием главных тренеров региональных сборных команд, судей международной и всероссийской категории. Прогноз был более точным для участия в кубковом соревновании и менее точным на чемпионате страны, что соответствовало предсоревновательной подготовленности участников соревнований.

Контактная информация: kravchukt@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.12.2020

УДК 796.8:355.035.7

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ СЛУЖЕБНОГО ЕДИНОБОРСТВА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Владимир Александрович Лебедев, Заслуженный тренер России, сотрудник, Александр Викторович Юдин, Заслуженный тренер России, сотрудник, Денис Юрьевич Татчин, сотрудник, Академия Федеральной службы охраны, Орёл

Аннотация

В настоящее время в условиях реформирования военного образования все большее внимание уделяется вопросам физической подготовки. В связи с этим, решая проблему подготовки кадрового аппарата, педагогам требуется поиск новых механизмов, средств и методов обучения. Проанализировав опыт преподавания учебной дисциплины "Физическая подготовка", авторы статьи частично рассмотрели специфику поэтапного формирования основ служебного единоборства в военном вузе на основе реализации личностно-ориентированного подхода, а также в применении интерактивных средств обучения и воспитания, используемых преподавателями в образовательном пространстве вуза. Сделан вывод, что данная методика позволяет обеспечить успешную подготовку будущих военных специалистов к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: физическая подготовка, служебное единоборство, личностно-ориентированный подход в обучении.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p114-118

FEATURES OF FORMING THE BASICS OF SERVICE MARTIAL ARTS AT PHYSICAL TRAINING CLASSES AT THE MILITARY HIGHER EDUCATIONAL

INSTITUTION

Vladimir Aleksandrovich Lebedev, the Honored Coach of Russia, employee, Alexander Viktorovich Yudin, the Honored Coach of Russia, employee, Denis Yurievich Tatchin, the employee, the Federal Guard Service Academy of the Russian Federation, Orel

Abstract

Currently, in the context of reforming military education, more and more attention is paid to physical training. In this regard, solving the problem of training personnel, teachers need to search for new mechanisms, means and methods of training. Having analyzed the experience of teaching the discipline "Physical Training", the authors of the article partially considered the specifics of the gradual formation of the service martial arts basics at the military higher educational institution, basing on the implementation of the personality centered approach and applying interactive teaching and education tools, used by teachers in the educational space of the higher educational institution. It is concluded that these methods allow for successful training of future military specialists for professional activities.

Keywords: physical training, service martial arts, personality centered approach in teaching.

Современный этап реформирования военного образования требует от вузов страны поиска новых путей подготовки высококвалифицированных специалистов, где немаловажным остается вопрос их физической подготовки, которой в настоящее время уделяет -ся особое внимание. Высокий уровень физической подготовленности будущих военных специалистов обеспечивает успешное выполнение должностных обязанностей, осуществление которых возможно в различных неожиданно возникающих ситуациях, что требует от них проявления быстроты реакции, способности в концентрации внимания и точности движений, эмоциональной устойчивости, проявление оперативности мышления и др. [3]. В этом аспекте проблема повышения уровня физической подготовленности будущих офицеров приобретают чрезвычайно большое значение. Вместе с тем залогом эффективного решения профессиональных задач по предназначению является умелое использование будущими военными специалистами основ служебного единоборства в практической деятельности, что обусловливается требованиями руководящих документов.

В образовательном пространстве военного вуза формирование основ служебного единоборства изучается в рамках физической подготовки и представляет собой неотъемлемую, фундаментальную часть служебно-боевой подготовки каждого военнослужащего. Являясь разделом учебной дисциплины "Физическая подготовка", служебное единоборство обеспечивает формирование важнейших качеств будущих специалистов [3], а также развивает не только мастерство владения отельными приемами и действиями, но и функциональное состояние обучающихся, умение оказывать первую помощь пострадавшим, выполнение отдельных заданий практической стрельбы с элементами психологического давления и др. [7].

Практика преподавания учебной дисциплины "Физическая подготовка" позволяет утверждать, что методическим основанием формирования основ служебного единоборства выступают различные подходы в обучении: компетентностный, системный, аксиологический и др., но особое внимание авторы статьи уделяют личностно-ориентированному подходу. Известно, что преподаватель в своей педагогической работе с курсантами сталкивается с рядом трудностей, прежде всего, связанных с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей [8]. Также, разные уровни общей физической подготовки, психологической устойчивости, координации движений определяют подбор специальных средств и методов, направление тренировочной работы в целом для каждого курсанта. Именно поэтому использование на практике личностно-ориентированного под-

хода имеет весьма результативное значение [5]. От умелого использования выбранной программы, характера упражнений, длительности и сложности нагрузки, интервалов отдыха, количества повторений и их интенсивности зависит степень освоения учебного материала [8].

Поддержание на занятиях познавательного интереса и, особенно, мотивации к формированию основ служебного единоборства является сложной задачей для каждого преподавателя. Как отмечает профессор В. Л. Пашута с соавторами, мотивация обучающихся к овладению основами служебного единоборства определяет отношение к познавательной деятельности и положительно воздействуют на ее продуктивность [6]. Развитие и укрепление активной внутренней установки на освоение основ служебного единоборства позволяет успешно овладевать профессионально важными качествами, повышая личностные особенности обучающихся [6].

На основе личностно-ориентированной направленности обучения нами предложена методика поэтапного формирования основ служебного единоборства с применением инновационного метода, которая включает в себя четыре взаимосвязанных этапа:

- вводно-ознакомительный;

- обучающий;

- деятельностный;

- заключительный.

Вводно-ознакомительный этап соотносится с первоначальными стадиями изучения учебного материала. На данном этапе решаются вопросы формирования мотиваци-онной основы к изучению раздела и ценностного отношения к служебному единоборству как одной из главных составляющих успешной профессиональной деятельности военнослужащих. Педагогическая стратегия преподавателя по физической подготовке заключается в проведении групповых и индивидуальных бесед с показом видео материалов, направленных на повышение познавательного интереса, стремления к овладению основами служебного единоборства, помогает понять его значимость не только с позиции укрепления здоровья, развития общих и специальных физических качеств, но и личностной профессиональной самореализации, достижения высокого уровня овладения профессиональными компетенциями [4]. Наряду с этим обучающиеся начинают осваивать приемы самостраховки, акробатические упражнения и другие простейшие действия служебного единоборства.

На втором, обучающем этапе, проводится разучивание стандартных приемов и действий служебного единоборства: бросковая техника, защитно-атакующие действия руками и ногами, болевые и удушающие приемы. В результате обучающиеся получают осознанное представление об общей структуре выполнения каждого технического приема и действия, а также первоначальные навыки овладения основами служебного единоборства, что в последующем позволит им более эффективно применять их в комплексном исполнении. Преподаватель продолжает усиливать мотивационную составляющую внутренней структуры личности обучающихся по отношению к овладению основами служебного единоборства. Вместе с тем используются специально созданные наглядные учебно-методические пособия по служебному единоборству, а также реализуется инновационный метод в обучении разработанный в военном вузе (№2 0207 от 06.11.2018 г.) с целью совершенствования функциональных возможностей обучающихся и эффективного формирования основ служебного единоборства.

На обучающем этапе складывается не только правильное понимание, осмысление каждого технического приема и действия служебного единоборства, но и формируется способность к самосовершенствованию, самоконтролю полученных знаний.

На третьем, деятельностном этапе, на базе освоенных навыков служебного единоборства, обучающиеся переходят к изучению моделируемых тактико-технических заданий, предназначенных для проверки техники и скорости проведения защитно-

атакующих действий. На этом этапе преподаватель определяет алгоритм выполнения предлагаемых заданий с их последующим мониторингом и внесением корректировочных указаний в действия обучающихся, а сами обучающиеся стараются находить оптимальные пути решения (выбор правильной дистанции, нанесение упреждающих ударов, выполнение технических действий служебного единоборства согласно описанию и др.). На деятельностном этапе преподаватель также использует инновационный метод в обучении, взаимодействует с каждым обучающимся по вопросам исправления технических ошибок, устранения психологических барьеров при выполнении приемов и действий, повышения мотивационной основы, исходя из индивидуального уровня овладения основами служебного единоборства, учета потребностей и интересов обучающихся [7].

На заключительном четвертом этапе осуществляется совершенствование моделируемых тактико-технических заданий служебного единоборства. В ходе практического решения моделируемого задания добавляются дополнительные средства психологического воздействия, физической нагрузки как на специально оборудованных площадках, так и на различной местности в условиях ограниченного пространства. Основной акцент делается на возможности использования обучающимся табельного боевого оружия (макет массо-габаритный пистолета Ярыгина) с применением четких голосовых команд по отношению к ассистенту, который выполняет атакующие действия с оружием или без него в защитной экипировке. После определённой физической нагрузки по команде преподавателя обучающемуся необходимо (в течение не более 10 секунд) быстро оценить обстановку и нейтрализовать угрозу нападения, используя основы служебного единоборства [7]. При этом преподаватель внимательно следит за отстающими техническими действиями и составляет отдельные тренировочные задания для их исправления в соответствии с особенностями каждого обучающегося. В итоге происходит тренировочный эффект, целью которого является успешное овладение основами служебного единоборства, формирование специальных физических качеств, психологической устойчивости и др. Благодаря личностно-ориентированной направленности проведения учебных занятий повышается познавательный интерес и стремление к самосовершенствованию.

Таким образом, использование поэтапного формирования основ служебного единоборства на основе личностно-ориентированного подхода с применением инновационного метода в образовательном процессе позволяет обеспечить наиболее полное овладение техническими действиями служебного единоборства, повысить мотивацию к его изучению и самооценку обучающихся, развить рефлексивные способности, раскрыть внутренний потенциал, способствуя, тем самым, достижению высокого уровня сформи-рованности основ служебного единоборства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашкинази С.М. Анализ эффективности различных тактических вариантов ведения рукопашного боя / С.М. Ашкинази // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3 (37). - С. 10-13.

2. Белова С.Н. Образовательная среда военного вуза как фактор формирования основ служебного единоборства у будущих военных специалистов / С.Н. Белова, В.А. Лебедев // Ученые записки : электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2020. - № 3 (55).

- С. 101-107. - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3706/ (дата обращения: 01.10.2020).

3. Ефременко М.А. Совершенствование методики обучения боевым приемам борьбы / М.А. Ефременко // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник статей Всероссийского круглого стола / Орловский юрид. ин-т МВД России имени В.В. Лукьянова. - Орёл, 2019. - С. 126-130.

4. Опыт преподавания физической культуры в нефизкультурном вузе / В.П. Казначеев, О.В. Лопатина, Ж.Ю. Боголюбова, С.В. Казначеев // Высшее образование в России. - 2013. - № 8/9.

- С. 101-105.

5. Моськин С. А. Личностно-ориентированный подход в обучении курсантов приемам рукопашного боя // Наука-2020 : материалы III Международной конференции научно-практической

конференции. - 2019. - № 9 (34). - С. 31-36. - Электронная копия. - URL: https://nauka-2020.ru/MKN_9 (34)2019.pdf (дата обращения: 01.10.2020).

6. Пашута В. Л. Формирование мотивации к занятиям рукопашным боем у спортсменов / В. Л. Пашута, Е.А. Душечкина, Д.А. Швец // Сборник статей итоговой научной конференции военно-научного общества курсантов Военного института физической культуры за 2018 г. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 155-159.

7. Правила вида спорта «Служебное единоборство» // Министерство спорта Российской Федерации : [офиц. сайт]. - 2016. - URL: http://minsport.gov.ru/2016/doc/PravilaSlEdinobor_072015.pdf (дата обращения: 01.10.2020).

8. Тихонов А.М. Физическая культура: проблемы и перспективы / А.М. Тихонов, Д.Д. Кечкин, Т.А. Полякова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 1: Психологические и педагогические науки. - 2016. - № 2-1. - С. 31-43.

REFERENCES

1. Ashkinazi, S.M. (2008), "The efficiency analysis of various tactical options for conducting hand-to-hand combat", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 3 (37), pp. 10-13.

2. Belova, S.V. and Lebedev, V.A. (2020), "The educational environment of the military higher educational institution as a factor of forming the basics of service martial arts for future military specialists", Scientific notes. Electronic scientific journal of Kursk State University, Vol. 3 (55), available at: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3706/ (accessed: 01 October 2020).

3. Efremenko, M. A. (2019), "Improving the methods of teaching combat techniques of wrestling", Collection of articles of the All-Russian round table, Orel, pp. 126-130

4. Kaznacheyev, V.P., Lopatina, O,V., Bogolyubova, Zh.Yu. and Kaznacheyev, S.V. (2013), "Experience in teaching physical training at non-physical education institutions of higher education", Higher education in Russia, No. 8-9, pp. 101-105.

5. Moskin, S. A. (2019), "Personality centered approach in training cadets in hand-to-hand combat techniques", Nauka-2020: materials of the IIIrd International conference of scientific and practical conference, Orel, No. 9 (34), pp. 31-36 available at: https://nauka-2020.ru/MKN_9 (34)2019.pdf (accessed: 01 October 2020).

6. Pashuta, V.L., Dushechkina, E.A. and Shvets D.A. (2019), "Forming motivation to hand-to-hand combat classes for athletes", Collection of articles of the final scientific conference of the military scientific society of cadets of the Military Institute of Physical Culture, Saint Petersburg, pp. 155-159.

7. Service martial arts. The rules for the competition (2015), available at: http://minsport.gov.ru/2016/doc/PravilaSlEdinobor_072015.pdf (accessed: 26 June 2015)

8. Tikhonov, A.M., Kechkin D.D. and Polyakova T.A. (2016), "Physical culture: problems and prospects", Bulletin of the Perm State Humanitarian Pedagogical University. Series No. 1. Psychological and pedagogical Sciences, No. 2-1, pp. 31-43.

Контактная информация: lebedev_8@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.11.2020

УДК 796.015.686

СОПОСТАВЛЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СТУДЕНТАМИ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ЗА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Татьяна Александровна Леонова, студент, Евгений Анатольевич Мазуренко, старший преподаватель, Наталья Петровна Фёдорова, старший преподаватель, Ирина Сергеевна Ворошилова, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

Аннотация

В статье рассмотрена проблема, связанная с ухудшением показателей физической подготовки студентов 1-3 курсов высших учебных заведений. Цель исследования: получение количественных показателей оценки физического состояния студентов посредством педагогическое наблюдение группы студентов на протяжении трех лет. Педагогическое исследование состояло из нескольких

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.