Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ СЛУЖЕБНОГО ЕДИНОБОРСТВА У БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ СЛУЖЕБНОГО ЕДИНОБОРСТВА У БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА / ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СЛУЖЕБНОГО ЕДИНОБОРСТВА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА / ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ВУЗЕ / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННО-КИНЕСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова С. Н., Лебедев В. А.

В статье раскрыты актуальные проблемы подготовки военных специалистов в условиях современных требований к интеграции профессиональной, социальной и личностной компетентности будущих выпускников вузов. Дается новое понимание применения дифференцированно-кинесиологического подхода в подготовке конкурентоспособных военных специалистов, которое продиктовано весомостью профессионализации в деятельности будущих профессионалов. Характеризуется ресурсное обеспечение внедрения дифференцированно-кинесиологического подхода в овладении курсантами основами служебного единоборства на занятиях по физической подготовке. Описан фактор образовательной среды военного вуза, оказывающий влияние на успешность достижения конкурентоспособности будущими военными специалистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова С. Н., Лебедев В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ СЛУЖЕБНОГО ЕДИНОБОРСТВА У БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

УДК 378.635.5

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ СЛУЖЕБНОГО ЕДИНОБОРСТВА У БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

© 2020 С. Н. Белова1, В. А. Лебедев2

1докт. пед. наук, доцент e-mail:fpkkursk@yandex. ru

Курский государственный университет

2заслуженный тренер РФ e-mail: lebedev 8@mail.ru

Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации

В статье раскрыты актуальные проблемы подготовки военных специалистов в условиях современных требований к интеграции профессиональной, социальной и личностной компетентности будущих выпускников вузов. Дается новое понимание применения дифференцированно-кинесиологического подхода в подготовке конкурентоспособных военных специалистов, которое продиктовано весомостью профессионализации в деятельности будущих профессионалов. Характеризуется ресурсное обеспечение внедрения дифференцированно-кинесиологического подхода в овладении курсантами основами служебного единоборства на занятиях по физической подготовке. Описан фактор образовательной среды военного вуза, оказывающий влияние на успешность достижения конкурентоспособности будущими военными специалистами.

Ключевые слова: образовательная среда военного вуза; формирование основ служебного единоборства будущего специалиста, обучающегося в вузе; ресурсное обеспечение внедрения дифференцированно-кинесиологического подхода в обучение курсантов.

В условиях динамизма политической обстановки в мире, возникновения локальных конфликтов, преобразований, происходящих в армии России, модернизации традиционно сложившейся системы образования все большую актуальность приобретает проблема повышения конкурентоспособности будущих военных специалистов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования. Перед педагогическими коллективами вузов страны стоят задачи удовлетворения растущих потребностей военных структур в конкурентоспособных специалистах. Нужны специалисты, способные в условиях трансформаций в технической, управленческой, организационной сферах военной деятельности поддерживать высокий уровень конкурентоспособности, выражающийся в том числе и в профессиональной мобильности [Кошелева 2018; Кошелева 2017]. Это возможно, когда у специалиста в период обучения в высшей школе сформирован высокий уровень конкурентоспособности, своеобразный «задел» на будущую профессиональную деятельность. Отметим, что проблема развития и профессионального роста обучающихся в военных вузах страны остается актуальной в сегодняшней непростой политической обстановке. Прежде всего это выражается в значимости качественной подготовки конкурентоспособной личности для выполнения задач служебной деятельности на высоком уровне. Вместе с тем успешность профессионализации детерминирована личными качествами будущего специалиста, проходящего обучение

в военном вузе, значимостью самореализации специалиста, главным образом в ведущей деятельности (учебно-служебной).

Анализ научно-теоретических исследований В.П. Давыдова, А.О. Кошелевой, Д.В. Шепетько и др. позволил рассмотреть конкурентоспособность будущего военного специалиста через призму совокупности качеств личности, раскрывающих профессиональную, социальную и личностную компетентность [Кошелева 2018]. Причем сформированные качества, которыми обладает специалист-профессионал, должны обеспечивать успешное выполнение служебно-боевых задач, а также его самообучение и саморазвитие с учетом динамичности развития информационного общества, военной техники, технологий в конкретной сфере деятельности. В современном информационном обществе конкурентоспособность специалиста на рынке труда определяется более совершенной, по сравнению с другими, системой знаний, умений, навыков, компетенций, профессионально значимых личностных качеств, конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность военного специалиста проявляется в способности быстро адаптироваться к изменениям в профессиональной деятельности, применении потенциала в аспектах профессиональных, культурных, экономических и социальных отношений, достижении поставленных целей в разнообразных и динамичных ситуациях, что обусловливается умением решать широкий спектр профессионально ориентированных задач. Важно отметить, что конкурентоспособность военных специалистов обусловливается не только уровнем их профессиональной подготовки. Иначе, как нам кажется, не было бы необходимости в самом термине, можно было ограничиться понятием «профессионализм». Анализ исследований А.О. Кошелевой, А.Г. Мокроносова, Майкла Э. Портера и др. показал, что специалисты, являющиеся (по объективным оценкам результатов их деятельности, по мнению коллег и т. п.) высококвалифицированными, истинными профессионалами, всегда могут занять достойное место в профессиональной сфере и социуме [Мокроносов 2014].

Известный отечественный психолог и педагог Б.Г. Ананьев считал способности и талант высшей интеграцией свойств человека как субъекта деятельности, исходными характеристиками которого являются сознание (как отражение объективной деятельности) и деятельность (как преобразование действительности) [Ананьев 1977]. Учитывая то, что Б.Г. Ананьев был разработчиком структурно-генетического подхода, подчеркнем, что именно такой подход позволяет определить место отдельных психологических характеристик в структуре индивидуальности, не просто описать, а объяснить индивидуальные различия обучающихся [Ананьев 1980]. Анализ исследований М.А. Архипенко, С.С. Жигулина, Н.В. Каревой, Д.В. Шепетько и др. показал, что дифференцированно-кинесиологический подход, используемый для достижения конкурентоспособности будущих военных специалистов, можно рассматривать с точки зрения составления и изучения «синтетической» характеристики обучающихся [Кошелева 2018]. Использование данного подхода в обучении позволяет прогнозировать развитие способностей будущего военного специалиста в профессиональной сфере, учитывать необходимое сочетание внешних и внутренних факторов, которые могут быть условием дальнейшей самореализации. В исследованиях С.Л. Рубинштейна отмечается, что способности квалифицируют личность как субъекта деятельности [Там же]. В этой связи в исследованиях А.О. Кошелевой, Д.В. Шепетько и др., а также в требованиях ФГОС ВО 3++ подчеркивается необходимость формирования профессиональных компетенций будущих специалистов посредством раскрытия их способностей в период обучения в высшей школе. Подготовка конкурентоспособного военного специалиста требует проектирования, создания и реализации специальных педагогических условий в образовательной среде вуза.

Образовательная среда военного вуза рассматривается в данной статье как основной фактор, влияющий на получение предполагаемого результата -подготовку конкурентоспособного специалиста. Образовательная среда вуза интегрирует в себе педагогическую, морально-психологическую, коммуникационную, программную, электронную и другие среды [Кошелева 2017]. Отметим, что при изучении служебного единоборства (СЕ) в рамках физической подготовки в военном вузе большое внимание уделяется развитию двигательно-координационных способностей у будущего военного специалиста [Александрова, Шиян 2014]. Поскольку необходимо научить курсанта ориентироваться в пространстве и во времени при проведении рукопашных схваток в постоянно изменяющихся условиях обстановки, для его обучения используются разные подходы (системный, компетентностный, деятельностно-ценностный и др.), среди которых и дифференцированно-кинесиологический. В изучении курсантами учебной дисциплины «Физическая подготовка» именно дифференцированно-кинесиологический подход является доминирующим. Следует уделить внимание тому, что в научных публикациях редко используется именно такая дефиниция - «дифференцированно-кинесиологический подход». Чаще всего дифференцированный подход выделяют отдельно от кинесиологического (согласно традиционному обучению).

Вместе с тем время, в которое мы живем, диктует свои требования к объединению методологических подходов в педагогике в один, что позволяет преподавателю физической подготовки обеспечить высокий уровень формирования конкурентоспособности будущим военным специалистам. Если обратиться к истории развития научно обоснованного подхода к изучению военнослужащими основ служебного единоборства, то следует отметить, что в первые годы после Великой Отечественной войны ученые не слишком активно занимались этими проблемами [Ашкинази 2001]. До 1960 г. было выполнено всего несколько исследований. И лишь после того как отечественными военнослужащими был получен большой и ценный опыт ведения боевых действий в Афганистане, эта научная проблема стала актуальной для исследователей [Ашкинази 2008]. В нашей стране в дальнейшем выполнялось достаточное количество исследований, где решались вопросы, касающиеся обучения основам рукопашного боя, а также другим прикладным видам единоборств для различных родов войск с применением всевозможных педагогических методик (С.М. Ашкинази, В.В. Шиян и др.). Следует отметить, что проверка большинства категорий военнослужащих осуществлялась на основе выводов и практических рекомендаций, которые доказали свою эффективность. Обоснованность содержания, принципов, психолого-педагогических условий в исследованиях позволила вывести на высокий уровень результативность обучения военнослужащих прикладным видам единоборств. Во многих диссертациях 1980-х гг. можно найти методические рекомендации для преподавателей физической подготовки по достижению качества в подготовке будущих военных специалистов [Там же]. Усиленно продвигались идеи об увеличении времени на изучение раздела основ единоборств в военных вузах. Отметим, что эти идеи актуальны и для нашего времени. Многие преподаватели считают, что недостаточно часов для изучения курсантами этого раздела в рамках учебной дисциплины «Физическая подготовка», особенно если речь идет о тех специальностях, для которых овладение основами СЕ является центральным критерием конкурентоспособности специалистов.

Вызывает профессиональный интерес то, что среди многих характеристик, которыми должны обладать конкурентоспособные военные специалисты, в исследованиях выделены следующие: эмоциональная устойчивость, оперативное мышление, лабильность нервной системы и др. Вместе с тем внимание педагогов

уделяется совершенствованию многих личностных и физических качеств обучающихся при овладении основами СЕ в достижении конкурентоспособности. Психологическая подготовка, как подчеркивают в своих исследованиях ученые-педагоги, является одним из главных компонентов системы обучения будущих военных специалистов в вузе, без нее невозможно вести речь о достижении конкурентоспособности личности профессионала (В.П. Давыдов, А.О. Кошелева, А.Ф. Калашников, П.И. Образцов и др.). Необходимо отметить, что практика преподавания физической подготовки и применения одним из авторов данной статьи В.А. Лебедевым дифференцированно-кинесиологического подхода в педагогической работе с курсантами дает основание утверждать, что преподавателю нужно быть готовым к решению возникающих проблем, связанных с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, их уровневой дифференциацией (низкий, средний, высокий уровни), в зависимости от усвоенных ими навыков и приемов служебного единоборства [Лебедев 2018]. Преподавателю нужно учитывать качество выполнения комплекса упражнений СЕ, длительность нагрузки при выполнении комбинации действий, интервал отдыха, темп, количество повторений комбинаций, интенсивность выполнения приемов и др. И конечно, в целом на занятиях необходимо поддерживать познавательный интерес и мотивацию к овладению основами служебного единоборства, что тоже непросто, тем более что существенный поток информации (Интернет, реклама, телевидение, электронные игры) иногда влияет на восприятие личностью окружающего мира: молодому человеку кажется очень доступным овладение различными приемами, используемыми в бою. Однако, как показывает практика проведения занятий, овладение основами служебного единоборства является одной из труднейших задач для военнослужащего, не говоря уже о задачах повышенной сложности, которые преподаватель предлагает для выполнения только подгруппе хорошо подготовленных курсантов, уже на начальном этапе обучения демонстрирующих высокий уровень конкурентоспособности. Среди них занимавшиеся в спортивных секциях и специальных школах единоборств, обладающие способностями к выполнению элементов служебного единоборства. Вместе с тем нужно отметить, что появление за последние пять лет новых требований к подготовке будущих специалистов, обучающихся по разным направлениям, предопределило и изменения в образовательной среде вузов. Это имеет прямое отношение и к военным вузам.

Образовательная среда вуза, являясь важнейшим фактором формирования конкурентоспособности у будущих военных специалистов, обеспечивает: сосредоточение полученных знаний в необходимые профессиональные умения обучающихся; создание различных оперативных моделей по их применению на практике; качественную эмоционально-волевую устойчивость обучающихся; корреляцию содержания компетентности и системы профессиональных ценностей. Именно образовательная среда военного вуза способствует формированию профессионального мышления и рефлексии будущих специалистов. Если вести речь о военной дидактике, то следует отметить, что применение дифференцированно-кинесиологического подхода в физической подготовке, обеспечивающего конкурентоспособность будущих специалистов, требует: точной интенции по разработке содержания программы служебного единоборства на основе данного подхода; особой организованности обучающихся на начальном этапе обучения средствами применения кинесиологическх приемов; моделирования различных вводных ситуаций, максимально приближенных к последующей служебной деятельности, и их постоянного совершенствования в процессе обучения; организации парных и групповых учебных схваток с применением макетов оружия и защитного снаряжения на фоне экстремального физического и психологического воздействия.

В целом в развитии конкурентоспособной личности необходима интеграция различных форм подготовки обучающихся, что свидетельствует и о необходимости интеграции педагогических подходов (дифференцированного и кинесиологического). Это было подтверждено и при проведении одним из авторов данной статьи В.А. Лебедевым экспериментальной работы с курсантами военного вуза в рамках диссертационного исследования, результаты которой дают возможность утверждать, что дифференцированно-кинесиологический подход, применяемый в обучении основам СЕ, позволяет научить курсантов не только традиционному комплексу специальных упражнений, методов и приемов [Лебедев 2017]. С помощью этого подхода удается обучить будущих военных специалистов точным действиям в зависимости от окружающей обстановки, экономичности движений на исходе сил, незамедлительному реагированию на подаваемые товарищами сигналы во время боя. Формирование названных координационных способностей обучающихся является основной задачей профессионально-прикладной подготовки специалистов в сфере военно-профессиональной деятельности [Александрова, Шиян 2014].

На сегодняшний день существует множество методик, обеспечивающих достижение конкурентоспособности будущими специалистами, обучающимися в вузах, в том числе и при изучении учебной дисциплины «Физическая подготовка». Например, много появилось тренажерных методик, тем более что современное программное обеспечение позволяет использовать преподавателю различные программы тестирования обучающихся, что, несомненно, важно и для овладения основами служебного единоборства. Вместе с тем активно используется педагогическое тестирование будущих военных специалистов, обучающихся в вузах, включающее комплекс основных упражнений, необходимых для служебного единоборства, классические или модифицированные методики, позволяющие выявить уровень конкурентоспособности. Поскольку овладение СЕ, как известно, состоит из нескольких этапов, на каждом из них можно применить те или иные методики, дающие возможность определить уровень конкурентоспособности обучающихся. Преподавателю, нацеленному на определение уровня конкурентоспособности обучающегося, важно понимать, что выполнение комбинации классических упражнений СЕ поможет ему оценить координационные и другие способности будущего военного специалиста в целом. Однако для овладения высоким уровнем СЕ, характеризующим конкурентоспособность, военному специалисту необходимо овладеть усложненными двигательными действиями в служебном единоборстве в определенной комбинации, а также выполнением освоенной комбинации в новых, меняющихся условиях.

Отметим некоторые «тонкости», которые будут полезны преподавателям с точки зрения методического обеспечения применения дифференцированно-кинесиологического подхода в обучении будущих специалистов в вузах. Время выполнения комбинации специальных приемов обучающимся при овладении СЕ можно фиксировать в минутах, затем пересчитать на баллы, которые ему соответствуют. Но это уже на усмотрение преподавателя, который, имея достаточный опыт преподавания физической подготовки (служебного единоборства), вполне может разработать свою технологию оценивания качества выполнения упражнений и приемов. Главное - преподаватель сможет сделать вывод о тренировочной деятельности будущих военных специалистов, а применяя дифференцированно-кинесиологический подход в обучении, определить тех, у кого сформирован высокий уровень конкурентоспособности, а кому необходимо уделить особое внимание и назначить дополнительные занятия, которые впоследствии позволят обучающемуся

овладеть всеми комбинациями необходимых движений, повысить свой уровень конкурентоспособности.

Во многих научных статьях, опубликованных за последние три года, анализируются результаты теоретико-экспериментальных исследований актуальных проблем обучения физической подготовке в военных вузах (в том числе и прикладным единоборствам). В исследованиях М.А. Архипенко, Н.В. Карева, А.О. Кошелевой, Д.В. Шепетько и др. отмечено, что при всем многообразии методических приемов, различных средств, используемых для формирования конкурентоспособности обучающихся в военном вузе, дифференцированный подход занимает совершенно особое место, что, по нашему мнению, связано с уникальностью практики преподавания служебного единоборства для обучающихся по сравнению с другими разделами физической подготовки. Это заключается прежде всего в том, что в ходе учебных занятий по СЕ используется наибольшая вариативность и степень физического и психологического воздействия на организм обучающихся в моделируемых ситуациях прямого столкновения с противником (правонарушителем). Именно психологический аспект моделируемой ситуации для обучающегося является чрезвычайно важным, тем более что умелая организация преподавателем учебных схваток в процессе выполнения вводных задач на занятиях по СЕ позволяет формировать и совершенствовать у будущих военных специалистов важнейшие качества: смелость и решительность, уверенность в собственных силах при сближении с противником, настойчивость и стремление победить. С какими бы новыми видами высокоточного оружия и техники мы ни знакомились в информационном веке, аспект владения служебным единоборством остается важнейшим компонентом в профессиональной подготовке будущих военных специалистов.

Таким образом, комплексный подход к исследованию образовательной среды вуза, обеспечивающей формирование конкурентоспособности будущего специалиста, позволил нам получить наиболее полноценную картину для проектирования необходимых педагогических условий в целях овладения будущими военными специалистами основами служебного единоборства при применении ресурсного обеспечения дифференцированно-кинесиологического подхода в обучении.

Библиографический список

Ананьев Б.Г. Проблемы педагогической антропологии // Ананьев Б.Т. Избр. психол. тр.: в 2 т. Т. 2. М., 1980.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 275-332.

Ананьев Б.Г. Психофизиологические вопросы военной маскировки // Психология: труды Академии наук Груз. ССР. Т. 11. Тбилиси, 1943.

Александрова В.А., Шиян В.В. Тесты и критерии оценки координационных способностей // Актуальные проблемы огневой, тактико-специальной и профессионально-прикладной физической подготовки: сб. ст. Могилев: Ин-т МВД, 2014. С. 3-15.

Ашкинази С.М. Вопросы теории и практики рукопашного боя в Вооруженных Силах Российской Федерации / под ред. проф. В.Л. Марищука. СПб.: ВИФК, 2001. 240 с.

Ашкинази С.М. Анализ эффективности различных тактических вариантов ведения рукопашного боя // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта». 2008. № 3. С. 10-13.

Кошелева А.О. Эффективная деятельность преподавателя ведомственного вуза в условиях интеграции науки и образования // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017. № 4 (77). С. 240-245.

Лебедев В.А. Педагогическая модель применения дифференцированно-кинесиологического подхода в целях эффективного овладения курсантами военного вуза основами служебного единоборства при изучении дисциплины «Физическая подготовка» // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 2 (46). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/2525/ (дата обращения: 16.06.2020).

Лебедев В.А., Старокожев П.В. Влияние занятий рукопашным боем на учебно-профессиональную деятельность курсантов высших военно-учебных заведений // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: сб. материалов V Междунар. науч.-практич. конф.; ФГБОУ ВПО «Госуниверситет -УНПК», 19-22.04. 2012. С. 104-106.

Лебедев В.А., Шепетько Д.В., Юдин А.В. Дифференцированно-кинесиологический подход как средство воспитания конкурентоспособных военных специалистов на занятиях по физической подготовке // Актуальные направления развития систем охраны, специальной связи и информации для нужд органов государственной власти Российской Федерации: Х Всерос. межведомств. науч. конф.: материалы и доклады (Орёл, 7-8.02.2017): в 11 ч. Ч. 11 / под общ. ред. В.В. Мизерова. Орёл: Академия ФСО России, 2017. С. 112-114.

Мокроносов А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. 194 с.

Профессиональные компетенции в высшей школе: кол. монография // Е.Н. Бавыкина, А.О. Кошелева, Л.Г. Миляева и др.; отв. ред. А.Ю. Нагорнова, Т.Б. Михеева. Ульяновск: Зебра, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.