rponnOTQ Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
ISSN 2686-8725 (online) 2020. Том 5. Выпуск 1. С. 112-117 / 2020. Volume 5. Issue 1. P. 112-117
ISSN 2500-0039 (print) Материалы журнала доступны на сайте / Articles and issues available at: pedagogy-journal.ru
RU
Динамика становления профессиональной ответственности будущих военных специалистов в военном вузе
Монахов О. Н.1, к. пед. н., доц.
1 Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны
Аннотация. В статье рассматривается проблема становления профессиональной ответственности будущего военного специалиста. Показаны подходы к определению профессиональной ответственности в сфере воинской деятельности. Выделены факторы, оказывающие влияние на становление профессиональной ответственности в военном вузе. Представлены результаты изучения формирования компонентов ответственности будущих военных специалистов в военном вузе. На основе сравнительного анализа результатов исследования даны рекомендации по становлению профессиональной ответственности будущих военных специалистов в военном вузе.
Ключевые слова и фразы: военные вузы; военные специалисты; мотивация; ответственность; профессиональная ответственность; структура ответственности.
EN
Dynamics of Forming Future Military Specialists' Professional Responsibility at Military Higher School
Monakhov O. N.1, PhD
1 Yaroslavl Higher Military Institute of the Air Defense
Abstract. The article examines the problem of forming a future military specialist's professional responsibility. Approaches to defining professional responsibility in the military sphere are identified. The factors influencing the formation of professional responsibility at military higher school are revealed. The results of studying the formation of future military specialists' responsibility are presented. Relying on the findings, the author proposes recommendations to form future military specialists' professional responsibility at military higher school.
Key words and phrases: military higher schools; military specialists; motivation; responsibility; professional responsibility; structure of responsibility.
Введение
Проблема ответственности в военно-профессиональной деятельности становится все более значимой в условиях динамических изменений современной военно-политической обстановки в мире и неопределенностей в ее эволюции, в том числе в государствах ближнего и дальнего зарубежья.
Как одно из важнейших профессиональных качеств профессиональная ответственность рассматривалась почти во всех исследованиях, посвященных обучению и воспитанию военных кадров. Рассмотрение профессиональной ответственности военнослужащих как духовно-нравственного качества, способствующего исполнению ими воинского долга, - традиция отечественной военной школы, сформировавшаяся на основе подходов к воинскому воспитанию.
Анализ содержания государственных образовательных стандартов высшего образования, реализуемых в военных вузах, и требований к квалификации офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации, конкретизирующих их профессиональные знания и навыки, необходимые для исполнения обязанностей по офицерским должностям [9], позволяет констатировать, что важной воспитательной задачей военного вуза
Е-mail: 1 [email protected]
Научная статья ^rig^l article). Дата поступления рукописи (received): 24.11.2019; опубликовано онлайн (published online): 12.03.2020 УДК 378.14 | https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.1.20
© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Статья открытого доступа. Распространяется в соответствии с лицензией CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/
при подготовке будущего офицера является формирование профессиональной ответственности. Результаты опросов военнослужащих показывают, что к наиболее ценным чертам в профессии военного наравне с морально-нравственными и профессиональными качествами военнослужащие относят и гражданско-патриотические ценности: любовь к Родине; повышенную ответственность за безопасность своей страны [5, с. 80]. Результаты исследования профессионально-важных качеств офицера, проведенного Л. С. Шульдешовым, В. А. Родионовым, Е. Г. Поршневой методом экспертного опроса, показали важность для военнослужащих таких качеств, как патриотизм, профессионализм в своей области, ответственность и высокий моральный дух [14].
Вышеизложенное актуализует проблему исследования становления профессиональной ответственности как профессионально-важного качества военного специалиста Вооруженных Сил Российской Федерации.
В науке к настоящему времени сложились определенные теоретические предпосылки, необходимые для дальнейшего изучения профессиональной ответственности. Но существующий широкий спектр подходов к определению понятия «профессиональная ответственность», представленный в психологических и педагогических исследованиях, подчеркивает сложность, неоднозначность и мозаичность содержания данного понятия.
Применительно к сфере воинской деятельности следует выделить ряд авторских позиций в определении профессиональной ответственности.
В работе А. О. Кошелевой, Д. В. Шепетько, Л. В. Пекина профессиональная ответственность будущего военного специалиста объединяет контекстный интеллект, волю, личностные, профессиональные и этико-моральные качества личности, демонстрируемые ею в учебно-служебной деятельности в период обучения в вузе [6, с. 21].
Другая группа исследователей, подчеркивая интегративный характер профессиональной ответственности курсанта военного вуза, основывает ее на закрепленных в процессе воспитания моральных нормах, на таких качествах личности, как самостоятельность, способность и готовность личности прогнозировать последствия своих действий и отвечать за них. При условии свободы выбора профессиональная ответственность выполняет регулятивную функцию во всех сферах военно-профессиональной деятельности курсантов [11, с. 190-191].
В исследованиях С. В. Шевцовой и И. А. Алехина профессиональная ответственность будущих офицеров рассматривается в аксиологическом контексте как совокупность профессиональных ценностей, проявляющихся в осознаваемой личностью обязанности предвидеть последствия принимаемых решений, направленных на выполнение служебных задач [2, с. 40; 13].
Дальнейший анализ педагогических исследований по рассматриваемой проблеме позволяет констатировать то, что «профессиональная ответственность» определяется, с одной стороны, как личностная характеристика специалиста, раскрывающая моральное и правовое отношение к выполнению профессиональных обязанностей, а с другой стороны, как интегративное образование, основанное на ценностном отношении к профессиональной деятельности. В связи с этим рассмотрение становления профессиональной ответственности как результата подготовки военного специалиста в военном вузе и становления ответственности как качества его личности составляет научную новизну исследования.
По мнению К. А. Абульхановой-Славской, ответственность, являясь устойчивым качеством личности, способствует разрешению жизненных ситуаций, позволяет ей справляться с требованиями окружающей среды и собственными желаниями самостоятельно, без принудительного контроля. Как качество личности ответственность необходимо формировать через деятельность [1]. Практика показывает, что период обучения в военном вузе - это особый этап в жизни будущего офицера, в рамках которого при формировании универсальных и профессиональных компетенций будущего военного специалиста осуществляется выбор жизненной стратегии и стратегии профессионального развития. При этом ответственность будущего офицера перед обществом, государством, самим собой за последствия реализации принятых решений в военно-профессиональной деятельности приобретает особое значение.
Поэтому цель исследования заключается в исследовании становления профессиональной ответственности будущих военных специалистов в процессе обучения в военном вузе.
В связи с этим определены задачи исследования: выявление тенденций становления профессиональной ответственности будущих военных специалистов, анализ результатов диагностики компонентов ответственности, разработка рекомендаций по совершенствованию процесса становления профессиональной ответственности будущих военных специалистов.
Основная часть
Проблема становления профессиональной ответственности будущего военного специалиста в военном вузе непосредственно связана со спецификой воинской деятельности и особенностями образовательного процесса.
На становление профессиональной ответственности оказывают влияние внешние и внутренние факторы.
К внешним относятся, прежде всего, условия, в которых осуществляется процесс подготовки будущих офицеров. К ним необходимо отнести следующие: регламентированный уклад жизни обучающихся в военном вузе, особый правовой статус курсантов, строгость воинской дисциплины, наличие жёсткого контроля деятельности со стороны командования, достаточно высокая психологическая напряжённость и др. Обучение в военном училище, как полагает Р. Г. Сабиров, имеет свою специфику, которая заключается в военно-профессиональной адаптации курсантов в процессе образовательной деятельности в условиях жёсткой регламентации жизнедеятельности, что значительно увеличивает общую нагрузку, вызывает негативные изменения личности обучающихся независимо от успехов в обучении [12, с. 381].
Внутренними условиями формирования профессиональной ответственности выступают социально-психологические и индивидуально-личностные свойства будущих офицеров, такие, как устойчивость личных характеристик, мотивация военной службы, система ценностных установок, профессиональные перспективы, идентификация с будущей профессией.
По нашему мнению, будущий военный специалист является субъектом ответственности, активная позиция которого проявляется в отношении к объекту, в качестве которого выступает предметная область воинского труда. Он несет, прежде всего, персональную ответственность перед государством и обществом. В этом случае профессиональная ответственность представляет собой универсальное личностно важное качество, реализуемое в сфере профессиональной деятельности.
Для анализа динамики становления профессиональной ответственности будущих военных специалистов автором проведено исследование в Ярославском высшем военном училище противовоздушной обороны, участие в котором приняли 96 курсантов, из них 52 курсанта II курса, и 44 курсанта V курса. В ходе исследования использовался метод многомерно-функциональной диагностики ответственности (ОТВ-110) В. П. Прядеина. Для статистической обработки применялся и-критерий Манна-Уитни.
Интегративный характер ответственности отмечается В. П. Прядеиным, который рассматривает ее в единстве двух сфер - операциональной (природно-заданной) и содержательной (прижизненно-приобретенной) [10, с. 42].
Выявление конструктивных или негативных тенденций становления профессиональной ответственности как профессионально-важного качества будущего военного специалиста предполагает анализ параметров ответственности, проявляющихся в служебной и учебной деятельности обучающихся в военном вузе.
В период обучения в вузе формирование профессиональной ответственности, по мнению С. С. Быковой, должно состоять в «приращении», становлении данного свойства личности, которое впоследствии позволит успешно решать профессиональные задачи [3]. В связи с этим интерес представляет содержательный блок ответственности, включающий мотивационный, когнитивный, результативный компоненты, то есть те, которые в значительной мере зависят от социальной среды и подвержены трансформациям.
Мотивационный компонент реализует в структуре ответственности стимулирующую функцию и определяется сложным, изменяющимся соотношением разных побуждений, входящих в мотивационную сферу личности.
Апелляция к мотивационным аспектам позволяет конкретизировать представления о том, что же способствует становлению профессиональной ответственности будущих военных специалистов.
Мотивационный компонент ответственности рассматривался с позиций социоцентричности и эгоцен-тричности.
Рисунок 1 демонстрирует у 73% обучающихся в группе курсантов второго курса обладание мотивацией, которую они проявляют в выполнении ответственных дел из-за желания быть среди людей и связывают ее с чувством долга, преобладанием общественных интересов над индивидуальными.
Полученные показатели на пятом курсе (55%) свидетельствуют об уменьшении количества курсантов, для которых социально значимая мотивация характерна. В данной группе обучающихся (45%) наблюдается проявление ситуативного отношения к реализации ответственных дел по сравнению с курсантами второго курса (27%). В целом в обеих группах обучающихся не выявлены курсанты, для которых личные мотивы являются наиболее важными.
Следует отметить, что для 42% курсантов группы второго курса материальные и идеальные стимулы, связанные с личным благополучием при выполнении ответственных дел, не обладают высокой значимостью, показатели группы курсантов пятого курса по данному параметру - 30%.
100%
СоциоцентричностьСоциоцентричность Эгоцентричность Эгоцентричность 2-й курс 5-й курс 2-й курс 5-й курс
высокое среднее низкое
Рисунок 1. Показатели мотивационного компонента ответственности
Также в группах обучающихся второго и пятого курсов заметна разница в ситуативном проявлении желания получить поощрение, избежать личных осложнений, возможного наказания в процессе реализации
ответственных дел (44% - на втором курсе, 56% - на пятом курсе). Мотивация эгоцентрическая, личностно-значимая преобладает у наименьшего числа курсантов групп второго и пятого курсов (14% на каждом курсе). Полученные значения на обоих курсах являются статистически значимыми на уровне р < 0,05.
Таким образом, для большинства курсантов групп второго и пятого курсов свойственны социально значимая мотивация и отказ от личностно значимой мотивации. Средние показатели в группе курсантов пятого курса означают то, что выбор между общественными интересами и личными мотивами при выполнении ответственных дел происходит под влиянием привходящих жизненных обстоятельств и случайных ситуаций, которые не всегда согласуются с интересами обучающегося, выбравшего профессию офицера.
Когнитивный компонент ответственности важен для понимания ее содержания. По мнению исследователей, важнейшим аспектом, без которого нельзя говорить об ответственности субъекта, является факт осознания ответственности, что подчеркивает когнитивную природу данного феномена. По определению Д. А. Леонтьева, осознание личностью способности осуществлять изменения в себе и в окружающем мире и осознанное управление этой способностью следует рассматривать как ответственность [7]. Проявление осознания связано с признанием себя в качестве причины определенных событий и собственных действий своими, а также принятии необходимости этих действий.
Когнитивный компонент ответственности анализировался с позиций осмысленности и осведомленности (Рис. 2). Курсанты второго и пятого курсов имеют глубокое и целостное представление о сути и качестве ответственности.
Однако показатели осмысленности ответственности в группе курсантов на пятом курсе ниже по сравнению со вторым курсом (показатель на втором курсе - 83%, на пятом курсе - 68%). В группе курсантов пятого курса выделяется 2% обучающихся, имеющих поверхностные знания о качестве ответственности (на втором курсе 0%), также на данном курсе для 30% обучающихся характерны ситуативные представления о качестве ответственности (показатель на втором курсе - 17%).
высокое среднее низкое
Осмысленность Осмысленность Осведомленность Осведомленность 2-й курс 5-й курс 2-й курс 5-й курс
Рисунок 2. Показатели когнитивного компонента ответственности
Показатели шкалы «осведомленность» в обеих группах обучающихся значительно отличаются по результатам: 33% курсантов группы второго курса и 41% курсантов группы пятого курса опускают несущественные признаки ответственности; 10% и 18% курсантов групп второго и пятого курсов обращают внимание на неспецифическую сторону ответственности; 57% и 41% обучающихся данных групп имеют средние показатели по когнитивной осведомленности. Полученные различия являются статистически значимыми по и-критерию Манна-Уитни. Данные показатели позволяют заключить: несмотря на то, что курсанты обладают знаниями о самой ответственности и способах ее проявления, тем не менее значительная часть будущих офицеров в большинстве служебных, учебных, жизненных ситуаций предпочитают полагаться на случай, на везение, на товарищей.
Результативный компонент ответственности обусловливает готовность действовать, осуществлять задуманное сообразно целям и задачам. К этому же следует добавить утверждение Л. И. Дементий о том, что ответственность «вооружает» человека к разрешению противоречий и тем самым обеспечивает его конструктивное поведение в соответствующих ответственности сферах и ситуациях жизнедеятельности [4, с. 13]. Ответственная личность адаптируется к окружающей социальной действительности, осмысливает трудности и самостоятельно определяет оптимальный способ их преодоления. Тем самым осознание человеком личностного смысла и объективного значения осуществленных жизненных дел и профессиональных занятий является существенным показателем ответственности. Отсутствие значимых для личности смыслов целей и результатов ее деятельности, наоборот, снижает ответственность, делает ее расплывчатой.
Здесь можно принять во внимание точку зрения К. Муздыбаева [8], в соответствии с которой очевидность смысла действий для субъекта определяет его ответственное поведение.
Результативный компонент рассматривался в предметной и субъектной сферах (Рис. 3).
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Предметность Предметность Субъектность Субъектность
2-й курс 5-й курс 2-й курс 5-й курс
Рисунок 3. Показатели результативного компонента ответственности
Групповые показатели по шкалам «предметность» и «субъектность» существенно расходятся в результатах. Для группы курсантов пятого курса (91%) характерны более высокие показатели в предметной сфере, чем на втором курсе (78%), что свидетельствует о готовности проявить самоотверженность и добросовестность при выполнении коллективных дел.
При этом показатели субъектности свидетельствуют о том, что для 57% курсантов группы пятого курса является важным выполнение ответственных дел, результаты которых обусловлены личностным благополучием, самореализацией, развитием различных сторон и качеств личности (77% - показатели группы второго курса). Однако по сравнению с группой курсантов младшего курса в группе курсантов пятого курса выделяются обучающиеся (41%), имеющие средние показатели по шкале «субъектность», которые говорят о «ситуации неопределённости» для этих курсантов в определении значимости результатов ответственной деятельности, связанной с личностным развитием и благополучием. Для данной категории обучающихся являются важными точность и полнота исполнения заданий к назначенному сроку. Различия по и-критерию между вторым и пятым курсами достоверны на уровне р < 0,05.
Вышесказанное приводит к выводу о том, что в начале обучения в военном вузе у курсантов складываются знания о сущности ответственности и представления о роли этого профессионально-важного качества в профессиональной деятельности, у обучающихся в военном вузе доминирует социально значимая мотивация, преобладание чувства долга и общественных интересов над личными, результаты свидетельствуют об их самоотверженности и добросовестности при выполнении коллективных дел.
Однако наряду с данной положительной тенденцией в развитии содержательного компонента ответственности у курсантов выпускного курса по мере накопления служебного и жизненного опыта проявляется ситуа-тивность в когнитивном, мотивационном и результативном компонентах ответственности. У данной категории обучающихся возникают трудности в планировании и осуществлении ответственной деятельности, они нуждаются в постоянной внешней поддержке, но готовы принимать на себя обязанности и выполнять задания.
Заключение
Проведённое исследование позволяет сформулировать выводы. Процесс становления профессиональной ответственности будущих офицеров предполагает реализацию следующих векторов в образовательной деятельности военного вуза. Во-первых, российская военная школа должна быть ориентирована не только на овладение обучающимися определённой совокупностью знаний, а также на развитие компетенций, обеспечивающих ответственное поведение. Во-вторых, организация образовательного процесса в военном вузе должна актуализировать мотивацию будущего военного специалиста к овладению военно-профессиональными знаниями и профессиональным опытом, включающим профессиональные стереотипы проявления ответственности. В-третьих, необходим переход от традиционных подходов в формировании профессионально-важных качеств военного специалиста к профессиональному и личностному становлению курсантов в военных вузах на основе идеи единства его личности и военно-профессиональной деятельности.
Современный военный специалист должен обладать профессиональными знаниями и компетенциями, осуществлять осознанный выбор межу личными и общественными интересами, быть способным к соблюдению норм профессионального поведения и принимать ответственность на себя за результаты своих действий.
Список источников
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
2. Алехин И. А., Шевцова С. В. Методология формирования профессиональной ответственности у курсантов современных
военных вузов // Мир образования - образование в мире. 2017. № 2 (66). С. 39-47.
3. Быкова С. С. Профессиональная ответственность будущего педагога: содержание и структура понятия // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 3. С. 49-53.
4. Дементий Л. И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности: автореф. дисс. ... д. психол. н. М., 2005. 45 с.
5. Клименко Л. В., Посохова О. Ю. Российские военнослужащие в условиях институциональных реформ: профессиональные установки и идентичность // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2018. Т. 10. № 2. С. 72-89.
6. Кошелева А. О., Шепетько Д. В., Пекин Л. В. Современные научные подходы к проблеме становления профессиональной ответственности личности в условиях обучения в высшей школе // Казанский педагогический журнал. 2009. № 5. С. 20-26.
7. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997. 64 с.
8. Муздыбаев К. Психология ответственности / под ред. В. Е. Семенова. Изд-е 2-е, доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 248 с.
9. О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1198 [Электронный ресурс]: Приказ Министра обороны Российской Федерации от 6 августа 2012 г. № 2195. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. Прядеин В. П. Психодиагностика личности. Избранные психологические тесты. Практикум. Сургут: Сургутский гос. пед. ун-т, 2014. 215 с.
11. Разгонов В. Л., Страбыкин А. Г. Профессиональная ответственность курсанта военного вуза // Успехи современной науки и образования. 2017. № 7. С. 190-197.
12. Сабиров Р. Г. Факторы и условия профессионального становления будущих офицеров // Вестник технологического университета. 2014. Т. 17. Вып. 1. С. 379-383.
13. Шевцова С. В. Формирование профессиональной ответственности у курсантов военных вузов: история, методология, зарубежный опыт: монография. М.: ВУ, 2014. 207 с.
14. Шульдешов Л. С., Родионов В. А., Поршнева Е. Г. Применение экспертного подхода для определения профессионально-важных офицерских качеств [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14041 (дата обращения: 15.11.2019).