Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЕ БАКАЛАВРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кручинина Г. А., Филонов Л. В.

Цель данной статьи - психолого-педагогический анализ результатов исследования по оценке мотивационно-ценностного компонента сформированности универсальных компетенций как составляющих профессиональной компетентности будущих бакалавров физической культуры направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» в условиях цифровой трансформации образования. Формирование универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры является актуальной темой для изучения в связи с целевыми показателями Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года. Эти показатели могут быть достигнуты благодаря: внедрению средств цифровых технологий в отрасли «Физическая культура и спорт» (ФКиС); реализации проектов, направленных на привлечение населения Российской Федерации систематически заниматься физической культурой и спортом и др. В статье представлен теоретический анализ научных работ по проблематике учебной мотивации в образовательных организациях высшего образования; рассмотрены универсальные компетенции для будущих бакалавров физической культуры; приведены результаты экспериментального исследования по оценке мотивационно-ценностного компонента универсальных компетенций. Представлено распределение (в процентном соотношении) будущих бакалавров физической культуры по группам в зависимости от уровня критерия сформированности универсальных компетенций (базового, оптимального, продвинутого) после проведения опытно-экспериментальной работы в контрольной и экспериментальной группах будущих бакалавров на контрольном этапе педагогического эксперимента. Статистическая обработка экспериментальных данных осуществлялась с применением непараметрического критерия Манна-Уитни. Ее результаты показали достоверные различия в оценке мотивационно-ценностного компонента сформированности универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры в экспериментальной группе по сравнению с контрольной на контрольном этапе педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кручинина Г. А., Филонов Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL AND VALUE COMPONENT OF THE FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCIES OF FUTURE BACHELORS OF PHYSICAL CULTURE: RESULTS OF EXPERIMENTAL RESEARCH

The purpose of this article is a psychological and pedagogical analysis of the results of the study on the assessment of the motivational and value component of the formation of universal competencies as components of the professional competence of future bachelors of physical culture training direction 49.03.01 "Physical culture" in the digital transformation of education. The formation of universal competencies of future masters of physical culture is an urgent topic for study in connection with the target indicators of the "Strategy for the Development of physical Culture and Sports until 2030". These indicators can be achieved through: the introduction of digital technologies in the field of "Physical Culture and Sport" (FKiS); the implementation of projects aimed at attracting the population of the Russian Federation to systematically engage in physical culture and sports, etc. The article presents a theoretical analysis of scientific papers on the problems of educational motivation in educational institutions of higher education; universal competencies for future bachelors of physical culture are considered; the results of an experimental study on the evaluation of the motivational and value component of universal competencies are presented. The article presents the distribution (in percentage ratio) of future bachelors of physical culture by groups, depending on the level of criteria for the formation of universal competencies (basic, optimal, advanced) after conducting experimental work in the control and experimental groups of future bachelors at the control stage of the pedagogical experiment. Statistical processing of experimental data was carried out using the non-parametric Mann-Whitney criterion. Its results showed significant differences in the assessment of the motivational and value component of the formation of universal competencies of future bachelors of physical culture in the experimental group compared with the control group at the control stage of the pedagogical experiment.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

228

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2023, № 1 (69), с. 228-236

УДК 372.881.111.1

DOI 10.52452/18115942_2023_1_228

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

© 2023 г. Г.А. Кручинина, Л.В. Филонов

Кручинина Галина Александровна, д.пед.н.; проф.; профессор кафедры педагогики и управления образовательными системами Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского galinakruchinina2009@rambler.ru Филонов Леонид Викторович, старший преподаватель кафедры теории и методики спортивной подготовки Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского fill-coach@yandex.ru

Статья псступила в редакцию 04.12.2022 Статья принята к публикации 24.12.2022

Цель данной статьи - психолого-педагогический анализ результатов исследования по оценке мотиваци-онно-ценностного компонента сформированности универсальных компетенций как составляющих профессиональной компетентности будущих бакалавров физической культуры направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» в условиях цифровой трансформации образования. Формирование универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры является актуальной темой для изучения в связи с целевыми показателями Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года. Эти показатели могут быть достигнуты благодаря: внедрению средств цифровых технологий в отрасли «Физическая культура и спорт» (ФКиС); реализации проектов, направленных на привлечение населения Российской Федерации систематически заниматься физической культурой и спортом и др. В статье представлен теоретический анализ научных работ по проблематике учебной мотивации в образовательных организациях высшего образования; рассмотрены универсальные компетенции для будущих бакалавров физической культуры; приведены результаты экспериментального исследования по оценке мотивационно-ценностного компонента универсальных компетенций. Представлено распределение (в процентном соотношении) будущих бакалавров физической культуры по группам в зависимости от уровня критерия сформированности универсальных компетенций (базового, оптимального, продвинутого) после проведения опытно-экспериментальной работы в контрольной и экспериментальной группах будущих бакалавров на контрольном этапе педагогического эксперимента. Статистическая обработка экспериментальных данных осуществлялась с применением непараметрического критерия Манна-Уитни. Ее результаты показали достоверные различия в оценке мотивационно -ценностного компонента сформированности универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры в экспериментальной группе по сравнению с контрольной на контрольном этапе педагогического эксперимента.

Ключевые слсва: универсальные компетенции, профессиональная компетентность, будущие бакалавры физической культуры, мотивационно-ценностный компонент.

Введение

В современном обществе существует потребность в квалифицированных бакалаврах физической культуры - творчески мыслящих, способных к качественным результатам в профессиональной деятельности. Утвержденное Правительством Российской Федерации Распоряжение от 24 ноября 2020 г. № 3081-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» ставит перед образовательными организациями высшего образования амбициозные целевые ориентиры. Бакалавры физической культуры должны во всеоружии подойти к профессиональной деятельности, так как основная нагруз-

ка по достижению целевых показателей Стратегии ляжет именно на них [1]. С 2017 года будущие бакалавры физической культуры стали обучаться по новому Федеральному государственному образовательному стандарту 3++ (ФГОС 3++) [2]. Определяющим отличием от предыдущего стандарта стало включение в данный документ универсальных компетенций, которые, с одной стороны, пришли на замену общекультурным компетенциям, с другой стороны, как бы дополнили их, дали новый образовательный вектор развития. Формирование универсальных компетенций, как составляющих профессиональной компетентности бакалавра направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура», возможно как на учебных

дисциплинах общеобразовательного и профессионального циклов, так и различных видах производственных практик; в научной-исследовательской, воспитательной, внеучебной деятельности. Мы считаем, что формирование универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры возможно не только на общепрофессиональных и естественно-научных дисциплинах, но и на дисциплинах профессионального цикла. В нашей работе мы выделяем три компонента, которые характеризуют сфор-мированность универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры, а именно - когнитивно--деятельностный, мотивационно-ценностный и рефлексивно-оценочный [3].

Одним из ведущих компонентов учебной деятельности является мотивация. Проблемам мотивации в учебной деятельности посвящено достаточно много научных работ. Исследования в отечественной науке были направлены на изучение познавательных процессов [4-8]. Зарубежные исследователи занимались проблемами мотивации через призму социальной психологии [9, 10]. И.А. Зимняя считает, что «учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность» [11, с. 224]. Как указывает В.Е. Мельников, «мотивация обучения - средство побуждения учащегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования» [12, с. 62]. Учебная мотивация состоит из различных типов мотивов. По мнению А.К. Марковой, «...мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности...» [13, с. 11].

Рассматривая технологию формирования мотивации как одно из условий повышения эффективности организации учебно-познавательной деятельности студентов в университете, Ю.А. Мишина отмечает, что «технология формирования мотивации представляет собой комплекс различных мероприятий и совокупность ряда приемов, направленных на формирование положительной системы мотивов, а также возбуждение познавательного интереса.» [8, с. 42]. Именно не один какой-то прием или метод, а их совокупность.

Большая часть исследователей рассматривают мотив как «побуждение, намерение к действию», «состояние или потребность, или свойство личности» [4-7]. В свою очередь мотивация - это комплекс мотивов, которые определяют поступок. Выделяют множество теорий мотиваций, которые отличаются составными элементами и связями между ними. Частным видом мотивации является учебная мотивация.

Важным аспектом в активности студента на занятиях и его мотивации к учебной деятельности является организация онлайн-обучения, которое активно используется в образовательном процессе. Среди основных факторов, влияющих на положительную мотивацию в учебном процессе, выделяют: точный круг задач и возможности их реализации, адаптивную систему образовательного процесса, эффективное взаимодействие студента и преподавателя [14]. Авторы статьи «Особенности формирования мотивации студентов при дистанционном режиме обучения» отмечают, что ведущая роль в образовательном процессе смещается с преподавателя на самого студента и успешность учебной деятельности напрямую зависит от уровня познавательной мотивации [15]. При дистанционном обучении важным фактором является активность студентов на занятиях, создание условий для обратной связи от студента и переформатирование стандартных аудиторных занятий с учетом современных средств цифровых технологий [16, 17]. М.Г. Сергеева и Г.Ю. Лесников в своей работе «Развитие познавательной мотивации обучающихся в условиях цифрови-зации образования» обращают внимание на проблематику формирования внутренней и внешней познавательной мотивации, которая влияет на эффективность учебного процесса в условиях цифровизации образования [18].

Взаимосвязи компонентов учебной мотивации и мотивации на профессиональную деятельность посвящена научная статья О.А. Бень-ковой, Т.А. Артюховой, Т.В. Щелкуновой. В своем исследовании авторы подтверждают тесную корреляционную взаимосвязь между академической мотивацией и мотивацией к профессиональной деятельности [19]. Важным фактором формирования учебной мотивации у студентов рассматривается отношение самого преподавателя к своему предмету, качество чтения им лекций, структура семинарских и практических занятий, наличие смешанных форм (традиционных и дистанционных) обучения и рекомендаций по дополнительной литературе [20]. Основные группы факторов недостаточной мотивации будущих бакалавров на различных этапах обучения: низкий уровень преподавания учебной дисциплины, недостаточный организационно-технический уровень, социально-психологические факторы. Аспекты повышения мотивации учебной деятельности в образовательной организации высшего образования: использование квазипрофессиональных заданий, отображение связи между выполняемыми заданиями и возможностями их применения в будущей профессиональной деятельности

бакалавра, применение активных методов обучения, внедрение современных образовательных средств цифровых технологий [21].

М.В. Кручининым, Г.А. Кручининой, Л.А. Пет-рукович осуществлен SWOT-анализ применения цифровых технологий обучения в высшей школе. Сильные стороны применения цифровых технологий: индивидуальный подход к контролю учебно-познавательной деятельности студентов; вариативность применения традиционных и цифровых технологий обучения; объективность тестового контроля; единство требований преподавателя, предъявляемых ко всем студентам; наличие различных вариантов применения цифровых технологий при удаленном контакте с преподавателем; повышение мотивации учения в случае хорошего владения цифровыми технологиями - оказывают значительное влияние на мотивацию познавательной деятельности будущих бакалавров. Повышению мотивации учения будущих бакалавров способствуют следующие возможности применения цифровых технологий в обучении: использование практически безграничного объема электронных образовательных ресурсов (в том числе иноязычных); развитие информационных компетенций студентов в процессе изучения дисциплин общего и профессионального циклов; объективная проверка интеллектуальных и практических умений студентов; повышение уровня сформированности знаний, умений и навыков, профессиональной компетентности у выпускников образовательных организаций высшего образования; работа с электронными учебниками и учебными пособиями; трансформация образовательного процесса в общее инновационное развитие страны [22]. Группой авторов в работе «Применение дистанционных технологий в образовательном процессе физкультурного вуза» положительно оценивается влияние электронного учебно-методического комплекса на уровень учебной мотивации [23].

В данной работе рассматривается один из компонентов сформированности универсальных компетенций у будущих бакалавров физической культуры - мотивационно-ценностный. Е.Б. Храмова считает, что создание условий для дискуссии, диалога на занятиях позволяет вести поиск смысла, ценностей для закрепления их в будущей профессиональной деятельности, «в результате чего происходит познание окружающей действительности на ценностно-мотива-ционном уровне» [24, с. 498]. По мнению В.А. Багиной и О.А. Боровковой, в структуру мотивационно-ценностного компонента входит: сознательно-позитивное отношение к профессиональной деятельности; стремления будущего

бакалавра реализовать знания, умения и опыт в будущей профессии, используя гуманистические ценности [25]. В.В. Кисляков и О.Ю. Колышев полагают, что мотивационно-ценностный компонент «характеризуется системой доминирующих мотивов, выражающих осознанное отношение личности к целям и ценностям педагогической деятельности, к собственному профессиональному становлению» [26, с. 114]. Одним из определяющих компонентов в учебно-исследовательской деятельности студентов Е.В. Самсо-нова выделяет мотивационно-ценностный. Автор считает, что эмоционально-ценностный опыт стимулирует познавательную активность и позволяет более эффективно осваивать компоненты содержания образования; мотивационно-ценностный компонент проявляется в потребности повышать личный образовательный уровень, особое внимание уделяя результативности в образовательной деятельности [27]. В работе «Формирование готовности будущих учителей физической культуры к профессионально-личностному развитию» мотивационно-ценностный компонент рассматривается как «совокупность потребностей, мотивов, убеждений и постоянной работы над своими личностными и профессиональными качествами, а также комплекс факторов и процессов, побуждающих студента к овладению знаниями, умениями, навыками и современными технологиями» [28, а 71].

Методология

Экспериментальное исследование по формированию универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры при изучении профессиональных учебных дисциплин с применением средств цифровых технологий проводилось на базе Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского». В педагогическом эксперименте принимал участие 161 студент направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» (в контрольной группе - 81 человек, в экспериментальной группе - 80 человек). Применялись следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ научно-педагогической литературы, ФГОС 3++, рабочих программ учебных дисциплин, анализ, синтез и обобщение); эмпирические (беседы, анкетирование, педагогический эксперимент; методы статистической обработки результатов исследования (непараметрический критерий Манна-Уитни)). Мы выделили универсальные

Таблица 1

Универсальные компетенции будущих бакалавров физической культуры_

Наименование категории (группы) универсальных компетенций Код и наименование универсальной компетенции выпускника

Системное и критическое мышление УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения системных задач

Разработка и реализация проектов УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

Командная работа и лидерство УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

УК-7 Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

компетенции для будущих бакалавров физической культуры (таблица 1). Формирование универсальных компетенций, выделенных нами, осуществлялось при изучении следующих профессиональных учебных дисциплин: «Спортивная метрология», «Спортивные игры (баскетбол)», «Организация спортивно-зрелищных мероприятий», «Производственная (организационная) практика».

Для оценки мотивационно-ценностного компонента сформированности универсальных компетенций мы использовали адаптированную методику диагностики направленности учебной мотивации (Т.Д. Дубовицкой) [29], методику диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунина, модификация Н.Ц. Бадмаевой) [30] и авторскую анкету «Мотивация будущих бакалавров физической культуры на формирование универсальных компетенций при изучении профильных дисциплин с применением средств цифровых технологий».

На формирующем этапе педагогического эксперимента обучение в контрольной группе происходило с применением традиционных методов, форм, средств и с несистемным применением средств цифровых технологий. В экспериментальной группе, наряду с традиционными технологиями обучения, использовались: активные методы обучения (метод проектов, кейс-метод, квазипрофессиональные и профессионально ориентированные задания); системный комплекс средств цифровых технологий (технический, программный и дидактический). Применяемый комплекс средств цифровых технологий включает: разработанные нами электронные образовательные курсы на платформе https://e-learning.unn.ru/, электронные и видеолекции, хот-листы по предметам профессионального цикла; электронно-библиотечные системы; массовые открытые образовательные

курсы; порталы и сайты сети Интернет профессиональной направленности; программные продукты Microsoft Office; облачные хранилища; видео-конференц-связь Zoom, Webinar.ru; видео профессиональной направленности на видеохостинге YouTube; мессенджеры, социальные сети и др.

Результаты и их обсуждение

Рассмотрим результаты одного из элементов комплексной оценки показателей мотивацион-но-ценностного компонента сформированности универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе педагогического эксперимента.

Экспериментальные данные, представленные в таблице 2, подвергнуты количественной обработке с помощью стандартного отклонения и доверительного интервала с вероятностью 95%. Они показали, что основные суждения студентов экспериментальной группы достоверно различны с суждениями студентов контрольной группы.

Обработка результатов комплексного исследования (включает адаптированную методику диагностики направленности учебной мотивации (Т.Д. Дубовицкой), методику диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунина, модификация Н.Ц. Бадмаевой), авторскую анкету «Мотивация будущих бакалавров физической культуры на формирование универсальных компетенций при изучении профильных дисциплин с применением средств цифровых технологий» и авторскую анкету «Оценка ценностного компонента будущих бакалавров физической культуры по формированию универсальных компетенций при изучении профильных дисциплин с применением средств

Таблица 2

Результаты оценки мотивационной составляющей мотивационно-ценностного компонента универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры при изучении профильных дисциплин с применением средств цифровых технологий

Оцениваемые суждения: М G Д Достоверность различий

Мкг Мэг КГ ЭГ КГ ЭГ Мкг и Мэг

Желание разбираться в системе ФКиС, ее целях и задачах (УК-1, УК-2) 3.80 4.33 0.78 0.72 0.24 0.22 р < 0.05

Интерес к поиску и сбору информации в сфере ФКиС с применением цифровых технологий (УК-1, УК-2) 3.90 4.40 0.77 0.70 0.24 0.21 р < 0.05

Интерес анализировать и обобщать информацию по вопросам ФКиС (УК-1, УК-2) 3.88 4.43 0.77 0.67 0.24 0.21 р < 0.05

Желание решать проблемы в сфере ФКиС (УК-2) 3.78 4.28 0.81 0.79 0.25 0.24 р < 0.05

Интерес к разработке и проведению мероприятий в сфере ФКиС с применением средств цифровых технологий (УК-2) 3.73 4.18 0.74 0.54 0.22 0.17 р < 0.05

Отношение к тому, чтобы стать лидером проекта в сфере ФКиС (УК-2, УК-3) 3.73 4.23 0.79 0.81 0.25 0.24 р < 0.05

Заинтересованность в развитии лидерских качеств (УК-3) 3.80 4.30 0.78 0.71 0.24 0.22 р < 0.05

Проявление активности в команде при реализации проекта в сфере ФКиС (УК-3) 4.42 4.56 0.62 0.55 0.19 0.17 р > 0.05

Желание к достижению целей самообразования в течение всей жизни (УК-6) 4.50 4.63 0.63 0.62 0.19 0.19 р > 0.05

Заинтересованность в выявлении собственных проблем и попытках их решения и анализа (УК-6) 4.40 4.48 0.73 0.74 0.22 0.23 р > 0.05

Желание в поддержании собственной физической подготовленности для эффективной работоспособности (УК-7) 4.55 4.63 0.71 0.70 0.22 0.21 р > 0.05

Примечание: М - среднее значение оценки, где 1 балл - минимальное значение оценки, 5 баллов - максимальное; G - стандартное отклонение; Д - доверительный интервал для М; * - достоверность различий (при р < 0.05).

цифровых технологий») осуществлялась при помощи непараметрического критерия статистической достоверности Манна-Уитни. Результат эмпирического значения критерия Манна-Уитни (И = 154.5) (комплексная оценка) и (И = 0) (таблица 3) меньше табличного значения при уровне статистической значимости (р = 0.01; р = 0.05), что означает статистическую достоверность различий значений между показателями будущих бакалавров контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе педагогического эксперимента.

Рассмотрим процентное соотношение распределения будущих бакалавров физической культуры по критериям сформированности (базовый, оптимальный, продвинутый) при оценке мотивационно-ценностного компонента универсальных компетенций (таблица 4).

Результаты исследования, представленные в таблице 4, позволяют констатировать следующее: в контрольной группе на контрольном этапе педагогического эксперимента на базовом уровне находится 37.5% обучающихся, на оптимальном уровне - 50% студентов, на продвинутом уровне - 12.5% будущих бакалавров физической культуры. В экспериментальной группе на контрольном этапе педагогического эксперимента мы наблюдаем, что на базовом уровне наличествует 3.1% обучающихся, на оптимальном уровне - 46.9% процентов студентов, на продвинутом уровне - 50% будущих бакалавров физической культуры. В экспериментальной группе по сравнению с контрольной происходит сдвиг с базового уровня сфор-мированности универсальных компетенций на оптимальный и с оптимального - на продвину-

Примечание: М - среднее значение оценки, где 1 балл - минимальное значение оценки, 5 баллов - максимальное; G - стандартное отклонение; Д - доверительный интервал для М; * - достоверность различий (при p < 0.05).

Таблица 3

Результаты оценки ценностной составляющей мотивационно-ценностного компонента универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры

Оцениваемые суждения: насколько ценно для вас М G Д Достоверность различий

Мкг Мэг КГ ЭГ Д КГ Д ЭГ Мкг и Мэг

Уметь критически мыслить, анализировать и применять системный подход для решения задач в сфере ФКС 3.76 4.15 0.41 0.39 0.13 0.12 p < 0.05

Формулировать цели, определять круг задач и применять эффективные решения в сфере ФКС 3.82 4.26 0.37 0.34 0.12 0.11 p < 0.05

Реализовывать свою роль в команде и проявлять лидерские качества 3.75 4.19 0.42 0.38 0.13 0.12 p < 0.05

Строить и реализовывать собственную траекторию саморазвития 4.02 4.41 0.45 0.36 0.14 0.11 p < 0.05

Поддерживать уровень общей физической подготовленности для продуктивной профессиональной деятельности 4.06 4.32 0.27 0.23 0.09 0.07 p < 0.05

Критерии сформированности мотивационно-ценностного компонента

Таблица 4

Компоненты УК Критерии сформированности УК (КГ) Критерии сформированности УК (ЭГ)

Базовый Оптимальный Продвинутый Базовый Оптимальный Продвинутый

Мотивационно-ценностный 37.5 50 12.5 3.1 46.9 50

Примечание: КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа, УК - универсальные компетенции.

тый. Полученные данные свидетельствуют о том, что произошли качественные изменения сформированности мотивационно-ценностного компонента у будущих бакалавров физической культуры в экспериментальной группе при обучении с применением активных методов и комплекса средств цифровых технологий.

Заключение

Что могло повлиять на такое различие в результатах, характеризующих мотивационно-ценностный компонент универсальных компетенций будущих бакалавров этих двух экспериментальных групп? Научные публикации последних лет показывают, что формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, в которой и формируются универсальные компетенции, - актуальнейшая проблема формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров.

Р.В. Габдреев и А.В. Смирнов в работе «Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности студентов вуза» отмеча-

ют, что «мотивационная сфера личности студента наиболее полно раскрывается в ситуации познавательной деятельности, где она выступает как позиция субъекта и зависит от активности, целеполагания, предвидения результатов достижения...» [6, с. 228].

Комплексное применение средств цифровых технологий, таких как хот-листы по предметам профессионального цикла, порталы и сайты сети Интернет профессиональной направленности, электронно-библиотечные системы, способствует формированию умений осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения задач (УК-1), т.е. развивать системное и критическое мышление.

Использование в учебном процессе метода проектов, кейс-методов, квазипрофессиональных и профессионально ориентированных заданий способствует формированию умений определять круг задач в рамках поставленных целей и выбирать оптимальные способы их решения (УК-2), что является необходимым при разработке и реализации проектов. Разработка буду-

щими бакалаврами проектов в процессе организационной практики формирует готовность осуществления социального взаимодействия и реализации своей роли в команде (УК-3), что характерно для такой категории универсальных компетенций, как командная работа и лидерство. Т.Г. Гриценко, анализируя мотивацию познавательной деятельности студентов в процессе разработки проектов, показывает их неразрывную связь с компетентностным подходом в обучении: «Именно в процессе практической, в данном случае учебной проектной деятельности формируются и развиваются необходимые как профессиональные, так и универсальные компетенции» [31, с. 63]. Благоприятные условия для формирования познавательной мотивации создаются в контекстном обучении, «где с помощью разнообразных форм и методов моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности» [32, с. 136]. Итогом обучения, считает Е.Н. Ковалюк, «должно стать то, что человек «вырастает» в специалиста не только по сумме знаний, но и по уверенности в своих силах, умению принимать ответственные решения и работать в коллективе», что обозначено ею в работе «О формировании мотивации познавательной деятельности студентов» [33, с. 241].

Исследуя использование цифровых технологий для повышения мотивации познавательной деятельности студентов, Л.В. Шайхутдинова выделяет факторы, повышающие эффективность обучения студентов: индивидуализация и интенсификация обучения, повышение его мотивации, создание условий для самостоятельной работы, выработка адекватной самооценки, создание комфортной среды обучения [34]. Применение средств цифровых технологий для получения позитивного образовательного результата требует от будущего бакалавра овладения цифровой компетентностью, центральным звеном которой является мотивационно-цен-ностный компонент [35]. Применение актив ных методов и приемов, сопровождаемых визуализацией на основе средств цифровых технологий, создает необходимые условия для положительных эмоциональных переживаний, формирования устойчивого интереса к учебным дисциплинам [36]. Устойчивая мотивация к учению, направленная на получение и постоянное совершенствование когнитивных составляющих универсальных компетенций (повышение уровня знаний, умений и навыков), способствует не только формированию профессиональных и личностных качеств, но и способности управлять своим временем, выстраивать и реализо-вывать траекторию саморазвития на основе

принципов образования в течение всей жизни (УК-6), что характеризует такую категорию универсальных компетенций, как самоорганизация и саморазвитие. Формированию данной категории универсальных компетенций способствует организация оценочной деятельности будущих бакалавров. С.М. Утакова рассматривает ее как одно из условий формирования их познавательной мотивации. Она считает, что организация оценочной деятельности в процессе формирования профессиональной компетентности, составляющими которой являются универсальные компетенции, способствует формированию их познавательной мотивации. Одним из основных компонентов оценочной деятельности является самоконтроль и самооценка студентов, как элемент их рефлексии [7]. И, собственно, само содержание учебных дисциплин профессионального цикла направления подготовки «Физическая культура» у будущих бакалавров способствует поддержанию должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (УК-7).

Мы считаем, что формирование универсальных компетенций и мотивации учения будущих бакалавров физической культуры в условиях цифровой трансформации образования требует своего дальнейшего исследования.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года № 3081-р. URL: http://static.govemment.ru/media/files/Rr4JTrKDQ5nA NTR10j29BM7zJBHXM05d.pdf (дата обращения: 15.11.2022).

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 сентября 2017 г. № 940. URL: https://fgosvo.ru/ uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/490301_B_3_15 062021.pdf (дата обращения: 15.11.2022).

3. Филонов Л.В., Кручинина Г.А. Формирование универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры в системе профильных дисциплин с применением цифровых технологий // Преподаватель XXI век. 2022. № 3-1. С. 200-214. URL: http://prepodavatel-xxi.ru/sites/default/files/200214.pdf (дата обращения: 10.11.2022).

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. 512 с.

5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. 192 с.

6. Габдреев Р.В., Смирнов А.В. Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности студентов вуза // Образование и саморазвитие. 2008. № 4 (10). С. 227-233.

7. Утакова С.М. Организация оценочной деятельности студентов как условие формирования их познавательной мотивации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2006. 26 с.

8. Мишина Ю.А. Технология формирования мотивации как одно из условий повышения эффективности организации учебно-познавательной деятельности студентов в университете // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 5. С. 40-47.

9. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.

10. Роджерс К., Фрейсберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. 528 с.

11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М. : Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.

12. Мельников В.Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. № 5. С. 61-64. URL: https://www.eli brary.ru/download/elibrary_27169825_19846169.pdf (дата обращения: 14.11.2022).

13. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 96 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Шукшина Л.В., Фролова К.Г. Особенности обучения и мотивация в условиях онлайн-взаимо-действия // Современное педагогическое образование. 2021. № 2. С. 91-96.

15. Коркмазов А.В., Рашидханова А.А. , Мальса-гов Б.С. Особенности формирования мотивации студентов при дистанционном режиме обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-4. С. 155-158.

16. Дохтукаева П.П., Осаманова П.А., Бекова М.Р. Теоретические подходы к понятию мотивации студентов в условиях дистанционного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-3. С. 96-99.

17. Kruchinina G.A., Tararina L.I., Sokolova E.E. et al. Information and communication technologies in éducation as a factor of students motivation // International Review of Management and Marketing. 2016. V. 6. № 2. P. 104-109. URL: https://www.researchgate.net/publica tion/298706344_Information_and_Communication_Tec hnologies_in_Education_as_a_Factor_of_Students_Moti vation (дата обращения: 10.11.2022).

18. Сергеева М.Г., Лесников Г.Ю. Развитие познавательной мотивации обучающихся в условиях цифро-визации образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-4. С. 325-330.

19. Бенькова О.А., Артюхова Т.А., Щелкунова Т.В. Взаимосвязь учебной мотивации и мотивации к будущей профессиональной деятельность в студенческом возрасте // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 4. С. 1-15.

20. Гараева Е.А. Исследование мотивации студентов университета к учебно-профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Том 8. №1 (26). С. 62-65.

21. Иванова М.М., Клочков Р.М., Швайков В.В. Факторы повышения мотивации обучающихся в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3. С. 106-109.

22. Кручинин М.В., Кручинина Г.А., Петруко-вич Л.А. Применение цифровых технологий обучения в высшей школе: проблемы и перспективы,

8^ОТ-анализ // Казанский педагогический журнал.

2020. № 3. С. 64-74.

23. Трегубова С.Н., Бацина О.Н., Данилова А.В., Дрейко Н.Ю. Применение дистанционных технологий в образовательном процессе физкультурного вуза // Теория и практика физической культуры.

2021. № 11. С. 30-31.

24. Храмова Е.Б. Развитие систем ценностных ориентаций студентов на занятиях по иностранному языку (анализ опыта работы ГУ-ВШЭ) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 9. С. 495-501.

25. Багина В.А., Боровкова О.А. Особенности мо-тивационно-ценностного компонента личностной готовности к профессиональной деятельности студентов с учетом успешности обучения в вузе // Наука и современность. 2014. № 34. С. 35-40.

26. Кисляков В.В., Колышев О.Ю. Профессионально-педагогическая позиция как показатель эффективности учебно-воспитательного процесса в педвузе // Грани познания. 2016. № 2 (45). С. 112-119.

27. Самсонова Е.В. Мотивационно-ценностный компонент культуры учебно-исследовательской деятельности студентов младших курсов вуза // Проблемы и перспективы развития экспериментальной науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 28 ноября 2019 года. Часть 2. Новосибирск: ООО «ОМЕГА САЙНС», 2019. С. 176-178.

28. Мезинов В.Н., Захарова М.А., Карпачева И.А., Ларина И.Б. Формирование готовности будущих учителей физической культуры к профессионально-личностному развитию // Теория и практика физической культуры. 2021. № 3. С. 70-72.

29. Методика диагностики направленности учебной мотивации (по Т.Д. Дубовицкой). URL: https:// psyjournals.ru/files/2259/psyedu_2002_n2_Dubovitskaja. pdf (дата обращения: 14.11.2022).

30. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой). ЦКЪ: https://amurkst.ru/branch2/ upload/doc/diagnosticheskie-materialy-2017-18/Диагно стика_мотивации.pdf (дата обращения: 14.11.2022).

31. Гриценко Т.Г. Мотивация познавательной деятельности студентов в процессе проектного обучения // Материалы научно-практической конференции СЗИУ РАНХиГС. 2019. № 1. С. 60-66.

32. Агарагимова В.К. , Даудова Д.М., Маматха-нов А.К. Познавательная мотивация как основа познавательной деятельности студентов // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 136-137.

33. Ковалюк Е.Н. О формировании мотивации познавательной деятельности студентов // Гуманитарные и социально-экономические науки. Вестник АнГТУ. 2021. № 15. С. 238-241.

34. Шайхутдинова Л.В. Использование компьютерных технологий для повышения мотивации познавательной деятельности студентов // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 3-2 (72). С. 142-144.

35. Яковлева Е.В., Илларионова Л.П., Москвина Е.В. Формирование мотивационно-ценностного компонента цифровой компетентности бакалавров педагогики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 1. С. 58-70.

36. Потапенко Н.Е., Столярова С.И., Хмелевс-кая С.В. О проблеме формирования мотивации учебно-познавательной деятельности // Теория и методика профессионального образования. 2017. № 4-1. С. 253-259.

MOTIVATIONAL AND VALUE COMPONENT OF THE FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCIES OF FUTURE BACHELORS OF PHYSICAL CULTURE: RESULTS OF EXPERIMENTAL RESEARCH

G.A. Kruchinina, L. V. Filonov

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

The purpose of this article is a psychological and pedagogical analysis of the results of the study on the assessment of the motivational and value component of the formation of universal competencies as components of the professional competence of future bachelors of physical culture training direction 49.03.01 "Physical culture" in the digital transformation of education. The formation of universal competencies of future masters of physical culture is an urgent topic for study in connection with the target indicators of the "Strategy for the Development of physical Culture and Sports until 2030". These indicators can be achieved through: the introduction of digital technologies in the field of "Physical Culture and Sport" (FKiS); the implementation of projects aimed at attracting the population of the Russian Federation to systematically engage in physical culture and sports, etc. The article presents a theoretical analysis of scientific papers on the problems of educational motivation in educational institutions of higher education; universal competencies for future bachelors of physical culture are considered; the results of an experimental study on the evaluation of the motivational and value component of universal competencies are presented. The article presents the distribution (in percentage ratio) of future bachelors of physical culture by groups, depending on the level of criteria for the formation of universal competencies (basic, optimal, advanced) after conducting experimental work in the control and experimental groups of future bachelors at the control stage of the pedagogical experiment. Statistical processing of experimental data was carried out using the non-parametric Mann-Whitney criterion. Its results showed significant differences in the assessment of the motivational and value component of the formation of universal competencies of future bachelors of physical culture in the experimental group compared with the control group at the control stage of the pedagogical experiment.

Keywords: universal competencies, professional competence, future bachelors of physical culture, motivational and value component.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.