Научная статья на тему 'Дидактические условия формирования деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности будущих бакалавров в области техники и технологий с применением цифровых технологий'

Дидактические условия формирования деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности будущих бакалавров в области техники и технологий с применением цифровых технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БУДУЩИЕ БАКАЛАВРЫ В ОБЛАСТИ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / FOREIGN LANGUAGE BUSINESS COMMUNICATION COMPETENCE IN THE SPHERE OF PROFESSIONAL ACTIVITY / FUTURE BACHELORS OF ENGINEERING / DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кручинина Галина Александровна, Пушкарева Евгения Александровна

Федеральные государственные стандарты высшего образования 3++ регламентируют формирование у будущих бакалавров в области техники и технологий универсальной компетенции иноязычной деловой коммуникации. Применение цифровых технологий играют значительную роль при ее формировании. В статье описаны требования к коммуникативной компетенции выпускников технического вуза и рассмотрены дидактические условия ее формирования. Представлены экспериментальные данные исследования эффективности использования цифровых технологий в профессионально-иноязычной подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кручинина Галина Александровна, Пушкарева Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC REQUIREMENTS OF DEVELOPING THE BUSINESS FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE SPHERE OF PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE FUTURE BACHELORS OF ENGINEERING USING DIGITAL TECHNOLOGIES

Federal state educational standards 3 ++ regulate the development of a universal competence of foreign language business communication in the future bachelors of engineering. The use of digital technologies plays a significant role in its development. The article describes the requirements for the communicative competence of technical university graduates and examines the didactic requirements for its development. Experimental data on the study of the effectiveness of the use of digital technologies within the professional and foreign language training are presented.

Текст научной работы на тему «Дидактические условия формирования деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности будущих бакалавров в области техники и технологий с применением цифровых технологий»

Литература

1. Батыршина А.р., Жарова Д.В. Особенности истории психологии как учебной дисциплины // Гуманизация образования. 2016. №м 6. - С.74-80.

2. Бехтерев В.М. Обозрение психиатрии, невропатологии и экспериментальной психологии, 1908, №1.

3. Дьяконова И.Н., Попелянский Я.Ю., Чудновский B.C. История развития научной неврологии и психиатрии в Казани. - Казань, 1974.

4. Осипов В.П. Основы распознавания и классификации душевных заболеваний // Неврологический вестник, 1910, т. XVII.

вопросы теории образования

Кручинина Г.А., Пушкарева Е.А.

дидактические условия формирования деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности будущих бакалавров в области техники и технологий с применением цифровых технологий

В современном информационном обществе, характеризующемся глобализацией, интернационализацией, цифровыми трансформациями, деловая коммуникация на иностранном языке является неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности выпускников любого направления подготовки. У будущих бакалавров в области техники и технологий способность к эффектив-

ной, конструктивной, осознанной иноязычной деловой коммуникации в профессиональной среде и в обществе приобретает особую значимость, что отражено в международных и российских требованиях к компетенциям выпускников технических вузов [12].

Однако инженеры и технологи зачастую сталкиваются со значительными трудностями в ситуациях делового общения с зарубежными коллегами и участниками проектов, в работе с деловой иноязычной информацией. Также затруднения вызывают деловые коммуникации в виртуальной среде с использованием информационно-коммуникационных технологий. Причины неэффективности делового общения в профессиональной сфере связывают, главным образом, с недостаточным уровнем владения коммуникативной компетенцией, ее деловой иноязычной составляющей.

В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОс ВО) (3++), регламентирующих требования к компетенциям будущих бакалавров в области техники и технологий, компетенция коммуникации входит в группу универсальных компетенций и определяется как способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном и иностранном (ых) языке [11]. Это позволяет нам связать понятия «коммуникативная компетенция», «деловые коммуникации», «иностранный язык», «профессиональная деятельность» и констатировать целесообразность формирования деловой иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) в сфере профессиональной деятельности у будущих бакалавров в области техники и технологий.

Анализ научно-педагогических источников показал, что, несмотря на наличие обширного материала, связанного с обучением деловому иностранному языку, деловой компонент в качестве коммуникативного инварианта иноязычной подготовки будущих бакалавров в области техники и технологий является сравнительно новым, недостаточно изученным объектом исследований. расширение возможностей цифровых технологий обуславливает необходимость поиска новых форм, методов, технологий, обеспечивающих формирование деловой ИКК, и изучение дидактических условий ее формирования. Трудов, посвященных вопросам деловой ИКК, осваиваемой будущими бакалаврами технических вузов и применения этих технологий в процессе профессионально-иноязычной подготовки, весьма мало. Потенциал системы электронного обучения в создании условий для достижения качественно новых образовательных результатов используется не в полной мере. Таким образом, сегодня проблема формирования деловой ИКК в сфере профессиональной деятельности у будущих бакалавров в области техники и технологий с применением цифровых технологий является актуальной, что диктует необходимость переосмысления дидактических условий ее формирования.

Для выявления искомых дидактических условий целесообразно определить объем понятия деловой ИКК. Базовыми основаниями предстают понятия «компетенция» и «компетентность». Большой вклад в понимание этих категорий внесли работы В.И. Байденко, И.А. Зимней, А.М. Новикова, В.Д. Шадрикова,

Д. Эрпенбека и многих других отечественных и зарубежных ученых [1, 2, 8, 13, 16]. Представим дефиниции этих понятий в трактовке вышеуказанных авторов. А.М. Новиков определяет компетентность как «самостоятельно реализуемую способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанную на приобретенных обучающимся учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях» [8, с. 54]. Согласно В.Д. Шадрикову, компетенция является системным проявлением знаний, умений, способностей и личностных качеств [13, с. 16-17]. Д. Эрпенбек, анализируя различные трактовки компетенций, в организациях констатирует превалирование подхода к компетенции как способности к самоорганизованной, творческой деятельности [16]. реализация компетентностного подхода предполагает, что выпускник университета обязан освоить профессиональные (предметно-специализированные), общепрофессиональные и универсальные (ключевые, общекультурные) компетенции. И.А. Зимняя определяет ключевые компетенции как результативно-целевую основу ком-петентностного подхода в образовании [2]. Они являются универсальными для освоения различных видов деятельности, фундаментальной основой для формирования способности студентов успешно решать не только профессиональные, но и социокультурные задачи, готовности к самообразованию в течение всей жизни. Владение универсальными компетенциями необходимо для проявления профессиональных компетенций в ситуациях в условиях неопределенности, за пределами своей профессиональной области [3]. В определенной степени профессиональные компетенции - это особый случай применения более широких универсальных компетенций к конкретной дисциплине. В.И. Байденко дает определение профессионально ориентированной компетентности: это «готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности [1, с. 6].

Компетенция является сложным, многомерным конструктом. И.А. Зимняя выделяет следующие компоненты компетенции: готовность к проявлению личностного свойства в деятельности, поведении человека; знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществления правил и норм поведения, что составляет содержание компетенций; опыт реализации знаний, умений; ценностно-смысловое отношение к содержанию компетенции, его личностная значимость; эмоционально-волевая регуляция как способность адекватно ситуациям социального и профессионального взаимодействия регулировать проявления компетентности [2].

В примерной основной образовательной программе подготовки бакалавров сформулированы индикаторы достижения компетенции коммуникации (УК 4), универсальной для бакалавров любого профиля: способность выбирать на государственном и иностранном (-ых) языках коммуникативно приемлемые стиль делового общения, вербальные и невербальные средства взаимодействия с партнерами; использовать информационно-коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения стандартных коммуника-

тивных задач на государственном и иностранном (-ых) языках; вести деловую переписку, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном и иностранном (-ых) языках; уметь коммуникативно и культурно приемлемо вести устные деловые разговоры на государственном и иностранном (-ых) языках; демонстрировать умение выполнять перевод академических текстов с иностранного (-ых) на государственный язык [10].

Деловая ИКК в сфере профессиональной деятельности будущих бакалавров технических направлений подготовки, актуализируя выше выявленные параметры компетенции, может быть определена как способность на основе приобретенных знаний, умений, навыков, интеллектуального и социо-культурного опыта, ценностей, целесообразно осуществлять иноязычные деловые коммуникации в поликультурной профессиональной среде и в обществе в целом, методически организовано и самостоятельно ставить и решать деловые коммуникативные задачи и проблемы, производить поиск, анализ и оценку иноязычной деловой информации с использованием цифровых технологий, самооценивать процесс и результат деловой коммуникации и быть готовым к дальнейшему саморазвитию.

Будучи универсальной компетенцией, деловая ИКК обеспечивает общечеловеческие и общекультурные аспекты профессиональной деятельности и может быть представлена одновременно как цель, результат и средство профессиональной подготовки будущих бакалавров. Для выявления структурных компонентов деловой ИКК, характеризующих будущего инженера или технолога, обратимся к исследованиям компетенций Г.А. Кручининой, Е.Б. Михайловой, Н.В. Патя-евой [5,7]. Авторы описывают три взаимосвязанных компонента компетенции, формируемой в процессе профессионально-иноязычной подготовки: когнитив-но-деятельностный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой. Нам представляется, что в условиях реализации ФГОС ВО 3++ в структуру деловой ИКК, наряду с представленными компонентами, следует включить еще один - рефлексивно-оценочный. Рефлексия процесса и результата деятельности является необходимым условием формирования любой компетенции. Исходя из проведенного теоретического анализа, представим основные характеристики мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого, рефлексивно-оценочного компонентов универсальной деловой ИКК в совокупности аспектов (личностный, социальный, профессиональный) в таблице 1. Характеристики когнитив-но-деятельностного компонента деловой ИКК отражены в выше изложенных индикаторах коммуникативной компетенции (УК 4) в контексте ее иноязычной составляющей.

Таблица 1

Компоненты универсальной деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности бакалавра в области техники и технологий

Личностный аспект Социальный аспект Профессиональный аспект

Мотивационно-ценностный компонент

Осознание значимости владения деловой ИКК для жизни и деятельности в современном информационном обществе, потребность в самореализации в процессе познания и проявления деловой ИКК; познавательные мотивы Осознание социальной значимости деловых коммуникаций, мотивация к установлению деловых контактов, иноязычному деловому общению, достижению консенсуса, солидарность с требованиями вербального и невербального делового взаимодействия Осознание значимости владения деловой ИКК для профессиональной деятельности, потребность осуществления успешных деловых коммуникаций в сфере профессиональной деятельности, интерес к работе с цифровыми технологиями в процессе решения деловых коммуникативных задач

Эмоционально-волевой компонент

Эмоционально-волевое управление в процессе познания и проявления деловой ИКК, сосредоточенность на коммуникативной задаче, мобилизация способностей для проявления деловой ИКК, ответственность за результат собственных действий в процессе познания и проявления деловой ИКК, целеустремленность в освоении деловой ИКК, в том числе с помощью цифровых технологий соблюдение требований вербального и невербального делового взаимодействия, контроль эмоций в ходе деловой коммуникации, перцептивные способности, социально-этическая ответственность за последствия деловой коммуникации Ответственность за вопросы деловых коммуникаций в ситуациях профессионального общения, уверенность в их успехе, уверенность при использовании ИКТ для решения деловых коммуникативных задач

Рефлексивно-оценочный компонент

Осознание: смыслов собственного отношения к деловым коммуникациям, текущих и будущих потребностей владения деловой ИКК, взаимосвязи системы жизненных и профессиональ-ноделовых ценностей как имеющих гуманистический характер; самооценка степени подготовленности к деловым коммуникациям Умение адекватно оценивать проявление деловой ИКК у себя и других людей в ситуациях делового взаимодействия, способность определять проблемы в ситуации деловой коммуникации и находить оптимальные способы их решения способность интерпретировать ситуации делового общения, анализировать уровень эффективности достижения целей и самостоятельно изменять ход деловых коммуникаций

Очевидно, что компоненты деловой ИКК взаимодополняют друг друга, образуя целостную интегративную категорию. Конкретизация компонентов дело-

вой ИКК важна не только для более полного понимания целей профессионально-иноязычного обучения будущих бакалавров в области техники и технологий, но и для выявления дидактических условий, гарантирующих студентам освоение деловой ИКК.

Нами выделены дидактические условия формирования деловой ИКК с использованием цифровых технологий в вузе. Ими являются:

• формирование деловой ИКК в сфере профессиональной деятельности в единстве иноязычной коммуникативной и деловой составляющих;

• использование цифровых технологий, в том числе системы электронного обучения при изучении дисциплины «Иностранный язык» и других учебных дисциплин;

• разработка и внедрение в образовательный процесс при изучении иностранного языка системы проектных заданий творческого и исследовательского характера;

• активное использование образовательных ресурсов сети Интернет; внедрение в учебный процесс разработанных учебных пособий по иностранному языку («English for Engineering: Discovery projects» и др.);

• применение деловой ИКК при изучении профессиональных дисциплин;

• диагностика уровня сформированности деловой ИКК будущих бакалавров в области техники и технологий.

Деловая ИКК в сфере профессиональной деятельности в предметно-содержательном плане условно интегрирует две составляющие - общую иноязычную коммуникативную и деловую, обусловленные сферой профессиональной деятельности.

Согласно принятому в 1997 году Советом Европы документу «Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция», иноязычная коммуникативная компетенция включает совокупность лингвистических, социолингвистических и прагматических компетенций, обеспечивающих коммуникативно и культурно приемлемую коммуникацию в различных ситуациях общения. Содержательная часть деловой компетенции охватывает базовые знания, связанные с вопросами выбора коммуникативно приемлемого стиля делового общения, вербальных и невербальных средств делового взаимодействия, специфики электронных деловых коммуникаций, умения осуществлять устные и письменные деловые коммуникации [10].

Одним из актуальных направлений развития лингвистического образования является использование системы электронного обучения. Согласно ФГОС ВО 3++, каждый студент во время обучения обеспечивается доступом к электронной библиотеке и к электронной информационно-образовательной среде университета.

Цифровые технологии позволяют индивидуализировать способы и темпы получения образования, приспосабливая его к потребностям и имеющимся компетенциям каждого студента. Возможность многократного использования содержания в электронной форме интенсифицирует индивидуальное сопровождение

обучающихся. Цифровые технологии не исключают при этом присутствие преподавателя, но изменяют его роль: от транслятора знаний к сопровождающему образовательный процесс.

Новые дидактические возможности формирования деловой ИКК раскрываются при организации коллективной деятельности студентов в сети Интернет. Таким образом могут быть в большей степени реализованы возможности академической мобильности обучающихся, а также большая доступность образования. В онлайн-группах независимо от места обучения может быть организована самостоятельная совместная деятельность обучающихся, реализована концепция «обучения в сотрудничестве». Интернет позволяет обучающимся погрузиться в реальную мультикультурную иноязычную среду, в которой иноязычная деловая коммуникация объективно необходима. На современном этапе развития цифровых технологий возможности электронной информационной образовательной среды позволяют вести полноценное формирование деловой ИКК в сети Интернет через организацию как индивидуальной, так и коллективной учебно-познавательной деятельности.

При реализации образовательных программ в области инженерного дела, техники и технологий все большее внимание уделяется коллективным проектным формам обучения, что обусловлено пожеланиями работодателей и требованиями международных и российских стандартов в области инженерного образования. При применении проектной работы в рамках дисциплины «Иностранный язык» наряду с иноязычными навыками формируется широкий комплекс ключевых компетенций: межличностные и деловые коммуникации, критическое мышление, работа в команде, способность решать проблемы, планирование и организация, управление временем и самообучение [15], продолжают развитие информационные и самоорганизационные компетенции [4]. В работе по методу проектов развиваются: познавательная активность обучающихся, конструирование действительности, понимание способов действия с целью решения проблемы, анализ и интерпретация информации из аутентичных источников; умения аналитического мышления, аргументации, а также стремление к профессиональной самореализации и личностному саморазвитию. Метод проектов в сочетании с групповым подходом к обучению ориентирован на самостоятельную творческую деятельность студентов с обязательной презентацией результатов решения проблемы [6].

Теоретической основой для реализации проектной технологии явились положения Е.С. Полат [9], B. Alan, F.L. Stoller и др. [14]. При использовании метода проектов на иностранном языке добавляются дополнительные лингвистические задачи, которые имеют вариативный характер в зависимости от вида проекта и его целей.

При формировании деловой ИКК нами широко используются проектные задания с максимальным включением студентов во взаимодействие, исследование, творчество с применением цифровых технологий. Большое значение при этом имеет привлечение внеформального образования посредством сети Интер-

нет. Доступ к мировым образовательным ресурсам позволяет расширить образовательное пространство и персонализировать обучение через возможность выбора студентами наиболее подходящего им ресурса. Представление темы в разных контекстах обеспечивает не только наиболее полное ее усвоение, но и возможность противопоставления различных точек зрения.

Интерактивный инструментарий электронной информационно-образовательной среды позволяет развивать мотивы обучения, связанных с творчеством, самовыражением и представлением собственной позиции студентов. Его применение при реализации совместных проектов позволяет активизировать не только когнитивную деятельность студентов, но и иноязычную коммуникативную, обогащая деловую ИКК и порождая дополнительную мотивацию [4]. Разработанные новые образовательные продукты студентов, размещенные в Интернет, становятся, в свою очередь, образцом и одновременно стимулом для остальных обучающихся.

Нами разработан электронный курс, реализованный в электронной информационно-образовательной среде университета "Tandem E-learning" на базе Sakai. Данный курс используется при реализации смешанного обучения (blended learning) и при организации самостоятельной работы обучающихся. Он выполняет несколько функций: является составляющей персональной информационно-образовательной среды, элементом сетевых коммуникаций и новым видом электронных методических материалов. Его структурными элементами являются: программа курса «Иностранный язык», методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся, электронное учебное пособие «English for Engineering: Discovery projects», включающее комплекс проектных заданий, рекомендуемую литературу, тестовые задания, вики-страницы студентов, форумы, объявления, веб-сайт преподавателя. В рамках данного курса в соответствии с модулями рабочей программы дисциплины обсуждались: проблемы инженерии и возможности деловых иноязычных коммуникативных умений в их решении, демонстрировался широкий поликультурный иноязычный контекст инженерной деятельности. Приведем примеры заданий, реализуемых в электронной информационо-образовательной среде вуза: создание совместного глоссария «Инженерия», коллективный мозговой штурм на вики-странице «Современные технологии, за и против: SWOT-анализ», совместная работа на ви-ки-странице «Tech News», работа в группах по созданию различной электронной деловой документации в сфере профессиональной деятельности, анализ кейсов «Successful Engineering Communication», дискуссии в форумах «Bring Your Own Learning», «Why Engineering», «Innovations», рефлексия в заданиях эссе. При реализации этих заданий студентами использовались знания экологии, информатики, психологии, основ инженерного дела. Будущий бакалавр осваивает, что иностранный язык - это не свод правил грамматики и лексики, а инструмент профессионализации, существенно расширяющий границы межличностного, делового и профессионального общения, возможности карьерного и личностного роста.

Для оценки уровня сформированности деловой ИКК в сфере профессиональной деятельности нами разработаны критерии ее оценки по трем уровням: элементарный, функциональный и продвинутый, которые затрагивают моти-вационно-ценностный, когнитивно-деятельностный, эмоционально-волевой и рефлексивно-оценочный компоненты. Приведем примеры оценки уровня сфор-мированности мотивационно-ценностного компонента деловой ИКК. К критериям элементарного уровня сформированности данного компонента деловой ИКК компетенции мы отнесли: слабые мотивацию и интерес к профессионально-иноязычной подготовке; недостаточное осознание значимости профессионально-иноязычной подготовки для жизни и деятельности в современном обществе, будущей профессиональной деятельности; отсутствие интереса к использованию цифровых технологий в профессионально-иноязычной подготовке. Средний уровень сформированности мотивационно-ценностного компонента определяет устойчивая мотивация и достаточно высокий уровень интереса к профессионально-иноязычной подготовке, осознание значимости профессионально-иноязычной подготовки для жизни и деятельности в современном обществе, будущей профессиональной деятельности, желание использовать цифровые технологии в профессионально-иноязычной подготовке. На высокий уровень его сформи-рованности указывают: сильная мотивация и особый интерес к профессионально-иноязычной подготовке; высокая оценка значимости деловой ИКК для жизни и деятельности в современном обществе, будущей профессиональной деятельности, особый интерес к использованию цифровых технологий в профессионально-иноязычной подготовке.

рассмотрим некоторые из результатов экспериментального исследования по проверке эффективности использования цифровых технологий в профессионально-иноязычной подготовке при формировании деловой ИКК будущих бакалавров в области техники и технологии (данные представлены в таблице 1).

Экспериментальное исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (НН-ГАСУ) со студентами инженерных специальностей. В число испытуемых вошли 124 студента первого курса общетехнического факультета: студенты контрольной группы, изучавшие иностранные языки по традиционной технологии; экспериментальной группы, в работе с которыми использовались разработанные нами технологии электронного обучения и применение метода проектов. Они различно оценивали необходимость применения цифровых технологий в учебном процессе (Мэ = 4,0 балла, Мк =3,4 балла). Некоторые из данных экспериментального исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Оценка студентами использования цифровых технологий в профессионально-иноязычной подготовке

Виды деятельности с использованием цифровых технологий: Среднее значение оценки (М) стандартное отклонение (для М) Доверительный интервал Достов. различий

Мк Мэ Мк Мэ Мк Мэ р < 0.05

выполнение лексико-граммати-ческих упражнений в системе электронного обучения 3,13 3,9 1, 06 0,72 0,18 0,13 *

создание электронной презентации 3,61 4,15 0,99 0,89 0,35 0,16 *

отработка произношения с использованием компьютерных программ 3,91 4,2 0,42 0,66 0,15 0,12 *

использование онлайн словарей/ энциклопедий 4,13 4,5 1,14 0,63 0,41 0,11 *

работа с программами-переводчиками 4,35 4,43 1,11 0,47 0,40 0,08 *

работа с интерактивной доской 3,48 4,13 0,95 1,1 0,34 0,19 *

создание вики-страниц 2,39 4,40 0,72 0,94 0,26 0,13 *

выполнение тестовых заданий 3 4,4 0,95 0,77 0,34 0,14 *

дискуссии в форуме 2,78 4,28 1 0,73 0,36 0,17 *

выполнение проектных заданий 3,7 4,48 1,26 0,63 0,45 0,11 *

Примечание: М - среднее значение оценки (в баллах по пятибалльной шкале, где 1 балл - наименьшее значение оценки, 5 баллов - наивысшее); к - контрольная группа, э - экспериментальная группа. * Достоверность различий показателей р <0/.05.

В наибольшей степени студенты контрольной и экспериментальной групп оценивают работу с программами-переводчиками (Мэ = 4,43балла, Мк =4,1 балла) и использование онлайн словарей/ энциклопедий (Мэ = 4,5 балла, Мк = 4,13 балла). Несколько ниже - выполнение проектной работы (Мэ = 4,48 балла, Мк = 3,7), дискуссии в форуме (Мэ = 4,28 балла, Мк = 2,78 балла), выполнение лексических, грамматических упражнений в системе электронного обучения (Мэ = 3,9 балла, Мк =3,5 балла), создание презентации (Мэ = 4,15 балла, Мк = 3,61балла), работу с интерактивной доской (Мэ = 4,13 балла, Мк = 3,48 балла). Работу по созданию вики-страницы студенты экспериментальной группы оценивают достаточно высоко (Мэ = 4,4 балла). Для студентов контрольной группы, незнакомых с этим видом деятельности, данный вид заданий является наименее привлекательным.

Обобщив полученные нами экспериментальные данные, мы осуществили

качественный анализ результатов эксперимента. Данные у студентов экспериментальной группы достоверно выше, чем у студентов контрольной группы, что свидетельствует о положительном влиянии на формирование деловой ИКК использования цифровых технологий. Важным результатом использования цифровых технологий явились повышение мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, стимулирование к самореализации в ходе решения коммуникативных задач, уверенность в использовании ИКТ, навыки работы в команде, умения использовать иностранный язык для решения деловых коммуникативных задач в сфере профессиональной деятельности и в обществе, для самообразования. Мы считаем, что формирование деловой иноязычной коммуникативной компетенции будет более эффективным, если в иноязычной подготовке студентов будет использован широкий потенциал цифровых технологий как педагогических инноваций.

Литература

1. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 41 с.

3. Кручинин, М.В. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов вуза средствами проектной деятельности в условиях информатизации образования: личностно-ориентированный подход / М.В. Кручи-нин, Г. А. Кручинина // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 376.

4. Кручинина, Г.А. Учебный проект как форма взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин в условиях информатизации образования / Г.А. Кручинина, М.В. Кручинин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 3 (35). С. 169-176.

5. Кручинина, Г.А. Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей в условиях информатизации высшего профессионального образования: монография / Г.А. Кручинина, Е.Б. Михайлова // Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т. Н. Новгород: ННГАСУ, 2012. 270 с.

6. Кручинина, Г.А. Адаптация студентов первого курса к обучению в техническом вузе в условиях информатизации образования: монография / Г.А. Кручинина, Н.Н. Дарьенкова. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2016. 187 с.

7. Кручинина, Г.А. Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерно-строительных специальностей в контекстном обучении: монография / Г.А. Кручинина, Н.В. Патяева. Н.Новгород: ННГАСУ, 2008. 196 с.

8. Новиков, А.М. Постиндустриальное образование. М.: Издательство «Эгвес», 2008. 136 с.

9. Полат, Е С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Норма. 48 с.

10. Примерная основная образовательная программа (ПООП) по направлению подготовки 45.03.01 Филология [Электронный ресурс]. Режим доступа: fgosvo.ru/uploadfiles/Models_POOP/bak/POOP_Philology_fin.doc

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 строительство (уровень бакалавриат) // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов: сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ ProjFGOSVO3++/Bak3++/080301_B_3plus_05052017.pdf

12. Чучалин, А.И. О применении подхода CDIO для проектирования уров-невых программ инженерного образования // Высшее образование в России: научно-педагогический журнал. 2016. № 4 . С. 17-32

13. Шадриков, В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вест. Яросл. гос. ун-та им. П. Г. Демидова. Серия Психология. 2006. № 1. С. 15-21.

14. Alan, B., Maximizing the Benefits of Project Work in Foreign Language Class-rooms. / B. Alan, F.L. Stoller. // English Teaching Forum. Vol. 43. 2005. №. 4. [элек-тронный ресурс]. Режим доступа: https://americanenglish.state.gov/files/ae/ resource_files/05-43-4-c.pdf

15. Devece, C. Linking the Development of Teamwork and Communication Skills in Higher Education / C. Devece, M. Peris-Ortiz, J. M. Merigo, V. Fuster. // Sustainable Learning in Higher Education Developing / eds. M. Peris-Ortiz, J. M. Merigo Lindahl. Cham, Heidelberg, New York, Dordrecht, London: Springer International Publishing Switzerland, 2015. P. 63-74

16. Erpenbeck, J. Stichwort: »Kompetenzen« [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.diezeitschrift.de/32014/kompetenz-01.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.