УДК 378
Формирование мотивационно-ценностного компонента экономической компетентности будущих бакалавров направления подготовки «Физическая культура» с применением цифровых технологий
Formation of the motivational and value component of the economic competence of future bachelors in the field of training "Physical Culture" with the use of digital technologies
Кручинина Г.А., Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, [email protected]
Сорокин И.А., Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, [email protected]
Kruchinina G., National Research Nizhny Novgorod State University N.I. Lobachevsky, [email protected]
Sorokin I., National Research Nizhny Novgorod State University N.I. Lobachevsky, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.016
Ключевые слова: экономическая компетентность, мотивация, ценностные ориентации, будущие бакалавры, направление подготовки «Физическая культура», цифровые технологии.
Keywords: economic competence, motivation, value orientations, future bachelors, the field of training "Physical culture", digital technologies.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что у выпускников образовательных организаций высшего образования должен быть сформирован определенный уровень экономической компетентности. Целью статьи является представление результатов исследований по оценке сформированности мотивационно-ценностного компонента экономической компетентности будущих бакалавров направления подготовки «Физическая культура» с применением цифровых технологий. На основе анализа психолого-педагогических научных источников было выявлено, что цифровые технологии являются эффективным средством формирования и развития компонентов экономической компетентности: мотивационно-ценностного, когнитивно-деятельностного, рефлексивно-оценочного. Нами был проведен эксперимент по оценке влияния применения средств цифровых технологий на формирование мотивационно-ценностного компонента экономической компетентности будущих бакалавров. В статье проводится анализ: динамики направленности мотивации будущих бакалавров; мотивов учебной деятельности; интереса к изучению экономических дисциплин и применения средств цифровых технологий при обучении. Статья предназначена для: исследователей в области формирования экономической компетентности, работников образовательных организаций высшего образования.
Abstract. The relevance of the article is due to the fact that graduates higher educational institutions of higher education should have a certain level of economic competence. The purpose of the article is to present the results of studies on the evaluation of the formation of the motivational and value component of the economic competence of future bachelors in the field of training "Physical Culture" with the use of digital technologies. Based on the analysis of psychological and pedagogical scientific sources, it was revealed that digital technologies are an effective means of forming and developing components of economic competence: motivational-value, cognitive-activity, reflexive-evaluative. We conducted an experiment to assess the impact of the use of digital technologies on the formation of the motivational and value component of the economic competence of future bachelors. The article analyzes: dynamics of the orientation of motivation of future bachelors; motives of educational activity; interest in the study of economic disciplines and the use of digital technologies in teaching. The article is intended for: researchers in the field of economic competence formation, employees of higher educational institutions of higher education.
Введение. Современная система высшего образования непрерывно совершенствуется. Это связано с изменениями требований работодателей к трудовым ресурсам. Выпускники образовательных организаций высшего образования должны быть всесторонне развиты, иметь сформированные универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Универсальные и
общепрофессиональные компетенции
устанавливаются федеральными
государственными образовательными
стандартами, профессиональные -
разрабатываются образовательными
организациями самостоятельно. Содержание компетенций варьируется в зависимости от направления подготовки. Профессиональная компетентность их выпускников включает в себя экономическую компетентность, как важнейшую составляющую.
Экономическая компетентность и особенности ее формирования рассматривались в работах отечественных и зарубежных исследователей (Г.А. Кручининой, Н.А. Кувардиной, Г.М. Морозовой, О.А. Пучковой, Э. Вуттке (E. Wuttke), Ю. Сейфрид (J. Seifreid), С. Шуман (S. Schumann) и др.) [3;4;6;8;12;20и др.].
Исследованиями формирования
экономической компетентности будущих бакалавров направления подготовки «Физическая культура» занимались Д.Г. Кадочников, О.В. Ломовцева, В.С. Шерин и др. [2;7;13 и др.].
Экономическая компетентность представляет собой совокупность: мотивации к экономической подготовке; экономических знаний, умений и навыков, опыта решения проблемных ситуаций в профессиональной деятельности и повседневной жизни; способностей критически их оценивать [5]. Нами использованы данные теоретических исследований Г.А. Кручининой и Н.А. Кувардиной [5;6] и в экономической компетентности выделены следующие ее компоненты: мотивационно-ценностный,
когнитивно-деятельностный, рефлексивно-
оценочный.
Цель данного исследования - оценить сформированность мотивационно-ценностного компонента экономической компетентности будущих бакалавров направления подготовки «Физическая культура», проанализировать изменения мотивов и направленности мотивации их учебной деятельности при обучении экономическим дисциплинам с применением средств цифровых технологий.
Мотивация к учебной деятельности является предметом исследований отечественных и
зарубежных ученых (Н.А. Бакшаевой, Ж.Б. Быковой, А.А. Вербицкого, Г.А. Кручининой, Е.Б. Михайловой, Н.В. Патяевой, Р. Бакар (R. Bakar), Р. Вуд (R. Wood), Д. Гвэни (D. Gwany), Л. Клири (L. Cleary), Х. Луис (J. Luis), А. Окоронка (A. Okoronka), М. Ортега (M. Ortega), Дж. Сэкио (J. Sakiyo), Я. Филгона (J. Filgona), Р. Эспинар Редондо (R. Espinar Redondo) и др. [1;3;4;14-17;19 и др.].
Будущие бакалавры всех направлений подготовки в высшей школе изучают экономические дисциплины. Однако, уровень глубины их изучения отличается по направлениям подготовки и зависит от индивидуальных особенностей конкретного студента. Одна часть студентов учится «в полную силу», используя весь свой интеллектуальный и психологический потенциал, другая -индифферентно [9]. Результаты учебной деятельности будущих бакалавров зависят не только от их способностей к учению, но и от их учебной мотивации.
Зарубежные исследователи Р. Эспинар Редондо (R. Espinar Redondo), М. Ортега (M. Ortega), Х. Луис (J. Luis) отмечают, что мотивация не является физической характеристикой (ее нельзя наблюдать непосредственно), она представляет собой часть сложного механизма, который управляет поведением людей. Мотивация понимается как то, что побуждает любого человека посвящать свое время определенной деятельности [16]. В работе «Повышение уровня учебной мотивации студентов» Т.Н. Новикова описывает мотивацию как побуждения, вызывающие активность личности и определяющие ее направленность [11]. По мнению А.С. Мошкина, А.В. Колесникова, Н.Е. Кох, учебная мотивация представляет собой либо внешние, либо внутренние движущие силы, которые побуждают студентов к целенаправленной учебной деятельности [10]. Я. Филгона (J. Filgona), Дж. Сэкио (J. Sakiyo), Д. Гвэни (D. Gwany), А. Окоронка (A. Okoronka) определяют мотивацию как внутренний стимул или побуждение совершить определенное действие. Это важнейший компонент обучения. Они утверждают, что природа мотивации к обучению заключается во внутреннем и внешнем поощрении студентов. Студенты с высоким уровнем мотивации: обладают такими характеристиками как инициативность, усердие и активность в обучении, дисциплинированность; всегда стараются учиться с наилучшим результатом. Мотивированные студенты достигают лучших академических успехов, чем
немотивированные [17]. Мотивация влияет на то, как будущие бакалавры инвестируют свое время, сколько энергии они затрачивают на выполнение той или иной учебной задачи. По мнению Р. Бакара (R. Bakar), мотивация к обучению - это когнитивная реакция обучающихся, склонность студентов к достижению значимой и полезной академической деятельности, способность извлекать выгоду из учебной деятельности [14]. Р. Вуд (R. Wood), Д. Гвэни (D. Gwany), Л. Клири (L. Cleary), А. Окоронка (A. Okoronka), Дж. Сэкио (J. Sakiyo), Я. Филгона (J. Filgona) выделяют следующие особенности мотивации, отражающие ее важность в обучении: помогает студентам осознать необходимость учения, сосредоточиться на учебной деятельности, определить конкретные цели обучающихся; стимулирует желание обучаться; снижает время работы, необходимое для достижения цели; повышает инициативность и настойчивость в учебной деятельности и ее эффективность, стимулирует когнитивные возможности обучающихся [15;17;19]. Применяя действенную систему мотивации студентов, можно обеспечить высокий уровень результатов обучения.
Одним из средств повышения мотивации к обучению Г.А. Кручинина, Н.А. Кувардина, Е.Б. Михайлова, Н.В. Патяева считают цифровые технологии [4;6]. По мнению исследователей, они позволяют повысить: наглядность обучения, мотивацию студентов и их творческий потенциал, эффективность учебных занятий,
производительность интеллектуального труда обучающихся, качество образования. Применение средств цифровых технологий способствует: индивидуализации обучения, более эффективному управлению образовательным процессом, обеспечению доступа к большому объему учебной информации (учебным и методическим материалам в цифровом формате), развитию самостоятельности у будущих бакалавров.
Материалы и методы исследования. Данное исследование включает в себя контрольный, формирующий и констатирующий эксперименты. Для диагностики сформированности
мотивационно-ценностного компонента
экономической компетентности будущих бакалавров профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта» нами были использованы: методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А.А. Реана и В.А. Якунина, адаптированная нами методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой; разработанный нами специализированный опросник.
Полученные в результате экспериментального
исследования данные подверглись обработке методами математической статистики.
Результаты исследования. В исследовании приняли участие 85 студентов 3-го и 4-го курсов направления подготовки «Физическая культура» профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта» Национального исследовательского Нижегородского
государственного университета им. Н.И. Лобачевского, которые составили контрольную (n=40) и экспериментальную (n=45) группы.
Обучение студентов экспериментальной группы осуществлялось на основе разработанной нами модели формирования экономической компетентности будущих бакалавров профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта» с применением средств цифровых технологий. Применялись:
технические средства (компьютер / ноутбук / планшет / смартфон, проектор); программные средства Microsoft Office; интерактивные ресурсы сети Интернет (Zoom, Viber, Whatsapp, Telegram, ВКонтакте и др.); электронная информационно -образовательная среда университета; компьютерные программы экономической направленности (1С:Предприятие, «Декларация» и др.); электронные управляемые курсы (на платформе Moodle): по экономическим дисциплинам - «Экономика и
предпринимательская деятельность в спорте», «Финансы физкультурно-спортивных
организаций», «Бухгалтерский учет в сфере физической культуре и спорте» и другие; экономическим темам неэкономических учебных дисциплин («Философия», «Правовые основы профессиональной деятельности» и др.); порталы и сайты сети Интернет экономической направленности (http://economicus.ru -образовательно-справочный сайт по экономике, http://economictheory.narod.ru/ - экономическая теория on-line и др.). Обучение будущих бакалавров контрольной группы проводилось по традиционной технологии без системного применения средств цифровых технологий.
Результаты оценки сформированности мотивационно-ценностного компонента
экономической компетентности будущих бакалавров представлены в таблицах 1, 2, 3 (где М1 - значение оценки результатов констатирующего эксперимента; М2 -контрольного эксперимента).
В результате исследования было выявлено, что в экспериментальной группе число будущих бакалавров с внутренней направленностью мотивации увеличилось на 34,7%, в контрольной группе - 17,5%.
Таблица 1. - Оценка направленности учебной мотивации (по Т.Д. Дубовицкой)
Направленность учебной мотивации Констатирующий эксперимент (% студентов) Контрольный эксперимент (% студентов)
М1кг МЬг М2кг М2эг
Внешняя мотивация 72,5 66,7 55 32
Внутренняя мотивация 27,5 33,3 45 68
Таблица 2. - Оценка мотивов учебной деятельности (по А.А. Реану и В.А. Якунину)
Констатирующий Контрольный Достоверность
Мотивы эксперимент эксперимент различий
М1кг МЬг М2кг М2эг КГ ЭГ КГ/ЭГ
Стать высококвалифицированным специалистом 5,37 5,52 5,38 6,20 - * *
Приобрести глубокие и прочные знания 5,42 5,50 5,35 6,28 - * *
Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности 5,37 5,57 5,40 6,40 - * *
Получить интеллектуальное удовлетворение 3,45 3,35 3,50 4,20 - * *
Примечание: M- среднее значение оценки, где 1 балл - min, 7 баллов - max; * - достоверность различий (p > 0,05).
Различия между оценками учебных мотивов студентов экспериментальной группы в констатирующем и контрольном экспериментах статистически достоверны: стать
высококвалифицированным специалистом
(Мъг=5,52; М2эг=6,20); приобрести глубокие и прочные знания (Мъг=5,50; М2эг=6,28); обеспечить успешность будущей
профессиональной деятельности (М^г=5,57;
М2эг=6,40); получить интеллектуальное удовлетворение (МЬг=3,35; М2эг=4,20).
Аналогичные оценки учебных мотивов студентов экспериментальной и контрольной групп статистически достоверны в контрольном эксперименте. При оценке изменения мотивов учебной деятельности студентов контрольной группы нами было выявлено, что в исследуемых нами мотивах статистические различия отсутствуют.
Таблица 3. - Оценка мотивов и значимости изучения экономических дисциплин и применения средств цифровых технологий
Оцениваемые суждения Среднее значение в баллах Достоверность различий
М1кг Мьг М2кг М2эг КГ ЭГ КГ/ЭГ
насколько Вам интересно получать экономическую информацию 3,26 3,32 3,76 4,22 * * *
значимость изучения экономических дисциплин 3,15 3,10 3,65 4,10 * * *
интерес к изучению экономических дисциплин 3,25 3,31 3,45 4,11 - * *
интерес к применению преподавателем средств цифровых технологий при обучении экономическим дисциплинам 3,16 3,26 3,56 4,18 - * *
интерес к самостоятельной работе с применением средств цифровых технологий при изучении экономических дисциплин 3,40 3,35 3,54 4,05 - * *
Примечание: M- среднее значение оценки, где 1 балл - min, 5 баллов - max.
При оценке значимости, интереса к изучению экономических дисциплин и применению средств цифровых технологий при обучении на контрольном этапе эксперимента нами было выявлено, что оцениваемые суждения получили более высокую оценку студентами экспериментальной группы, чем контрольной: интерес к получению экономической
информации (М2кг=3,76; М2эг=4,22); значимость изучения экономических дисциплин (М2кг=3,65; М2эг=4,10); интерес к изучению экономических дисциплин (М2кг=3,45; М2эг=4,11); интерес к применению преподавателем средств цифровых технологий при обучении экономическим дисциплинам (М2кг=3,56; М2эг=4,18); интерес к самостоятельной работе с применением средств
цифровых технологий при изучении экономических дисциплин (М2кг=3,54; М2эг=4,05). Различия между оценками мотивов и значимости изучения экономических дисциплин и применения средств цифровых технологий студентами экспериментальной группы статистически достоверны по отношению к соответствующим оценкам студентов контрольной группы после проведения формирующего эксперимента.
Согласно данным экспериментального исследования: значимость изучения
экономических дисциплин; мотивы учебной деятельности (интерес к изучению экономических дисциплин, применению средств цифровых технологий) у будущих бакалавров экспериментальной группы имели статистически более высокие оценки по отношению к контрольной. В экспериментальной группе наблюдается больший прирост будущих бакалавров с внутренней направленностью мотивации, чем в контрольной. В соответствии с этим можно констатировать, что применение средств цифровых технологий положительно влияет на формирование и развитие у будущих бакалавров мотивационно-ценностного
компонента экономической компетентности.
Заключение. Процесс обучения будущих бакалавров в образовательных организациях высшего образования непрерывно развивается. В процессе формирования профессиональной компетентности студентов всех направлений подготовки важным моментом является развитие экономической ее составляющей. Процесс формирования экономической компетентности будущих бакалавров направления подготовки «Физическая культура» строится с учетом требований современных нормативно-правовых актов, в которых описывается необходимость применения средств цифровых технологий.
В соответствии с проблемой нашего исследования - формированием мотивационно-ценностного компонента экономической компетентности будущих бакалавров, были разработаны и внедрены: средства цифровых технологий, способствующие развитию исследуемого нами компонента экономической компетентности; критерии и диагностические материалы для определения уровня его сформированности, которые являются частью разработанной нами модели формирования экономической компетентности будущих бакалавров профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта».
Литература:
1. Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов: учебное пособие для вузов / Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий. - 2-е изд., стер. - М.: Изд-во Юрайт, 2022. - 170 с.
2. Кадочников Д.Г. Компетентностная характеристика структуры профессиональной подготовленности специалиста в сфере физической культуры и спорта / Д.Г. Кадочников // Вестник ЮУрГГПУ. - 2013. - № 3. - С. 91-100.
3. Кручинина Г.А., Быкова Ж.Б. Формирование психолого-педагогической компетентности специалиста в условиях информатизации образования / Г.А. Кручинина, Ж.Б. Быкова // Приволжский научный журнал. - 2008. - № 4. - С. 226-232.
4. Кручинина Г.А., Патяева Н.В., Михайлова Е.Б. Дидактическая система формирования профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей в условиях информатизации образования / Г.А. Кручинина, Н.В. Патяева, Е.Б. Михайлова // Приволжский научный журнал. - 2014. - № 3 (31). - С. 233-238.
5. Кручинина Г.А., Сорокин И.А. Формирование экономической компетентности будущих бакалавров направления подготовки «Физическая культура» с применением средств цифровых технологий / Г.А. Кручинина, И.А. Сорокин // Гуманитарные науки и образование. - 2020. - Т. 11. - № 3 (43). - С. 60-66.
6. Кувардина Н.А. Развитие экономической компетенции в дисциплинах профессионального цикла
юристов с использованием средств ИКТ / Н.А. Кувардина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 4. - С. 61-73.
7. Ломовцева О.В. Развитие экономической компетенции спортивных менеджеров в период обучения в высшей школе / О.В. Ломовцева // Ученые записки университета Лесгафта. - 2017. - № 10 (152). -С. 143-147.
8. Морозова Г.М. Формирование экономической компетентности у студентов неэкономических специальностей вуза: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Морозова Галина Михайловна. - Челябинск. - 2012. - 26 с.
9. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для вузов / С.Ю. Трапицын [и др.]; под общей редакцией С.Ю. Трапицына. - М.: Изд-во Юрайт, 2022. - 314 с.
10. Мошкин А.С., Колесников А.В., Кох Н.Е. Мотивация учебной деятельности студентов / А.С. Мошкин, А.В. Колесников, Н.Е. Кох // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. -2017. - № 1 (32). - С. 90-96.
11. Новикова Т.Н. Повышение уровня учебной мотивации студентов / Т.Н. Новикова // Наука и образование сегодня. - 2018. - № 1 (24). С. 87-93.
12. Пучкова О.А. Формирование экономической компетентности студентов технических специальностей в учреждениях среднего профессионального образования с применением
средств информационных и коммуникационных технологий: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Пучкова Ольга Аркадьевна. - Чебоксары, 2014. - 198 с.
13. Шерин В.С. Модель формирования компетентности управленческой деятельности специалиста по физической культуре и спорту / В.С. Шерин // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 347. - С. 147-150.
14. Bakar R. (2014) The effect of learning motivation on student's productive competencies in vocational high school, west Sumatra. International Journal of Asian Social Science. 4(6):722 - 732.
15. Cleary L. (2014) Student performance and motivation: Investigating relationships, identifying potential areas for concentration of scarce resources. from: https://esource.dbs.ie/bitstream/handle/10788/2154/hdip_cl eary_l_2014.pdf ?sequence=1&isAllowed=y.
16. Espinar Redondo R.; Ortega M., José L. (2015) Motivation: The Road to Successful Learning Profile Issues in Teachers' Professional Development, vol.17, nùm. 2, julio-diciembre, pp. 125 - 136.
1. Bakshaeva N.A. Psychology of student motivation: a textbook for universities / N.A. Bakshaeva, A.A. Veibitsky. - 2nd ed., erased. - M.: Publishing house Yurayt, 2022. - 170 p.
2. Kadochnikov D.G. Competence characteristics of the structure of professional training of a specialist in the field of physical culture and sports / D.G. Kadochnikov // Bulletin of the South Ural State University. - 2013. - № 3. -S. 91-100.
3. Kruchinina G.A., Bykova Zh.B. Formation of psychological and pedagogical competence of a specialist in the conditions of digitalization of education / G.A. Kruchinina, Zh.B. Bykova // Volga-region scientific journal. - 2008. - № 4. - S. 226-232.
4. Kruchinina G.A., Patyaeva N.V., Mikhailova E.B. Didactic system for the formation of professional foreign language competence of students of engineering specialties in terms of digitalization of education / G.A. Kruchinina, N.V. Patyaeva, E.B. Mikhailova // Volga-region scientific journal. - 2014. - № 3 (31). - S. 233-238.
5. Kruchinina G.A., Sorokin I.A. Formation of economic competence of future bachelors of the training direction "Physical culture" with the use of digital technologies / G.A. Kruchinina, I.A. Sorokin // Humanitarian sciences and education. - 2020. - T. 11. - № 3 (43). - P. 60-66.
6. Kuvardina N.A. Development of economic competence in the disciplines of the professional cycle of lawyers using ICT tools / N.A. Kuvardina // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2018. - № 4. - P. 61-73.
7. Lomovtseva O.V. Development of the economic competence of sports managers during the period of study at University / O.V. Lomovtseva // Scientific notes of the University of Lesgaft. - 2017. - № 10 (152). - S. 143-147.
8. Morozova G.M. Formation of economic competence at students of non-economic specialties of the
17. Filgona J., Sakiyo J., Gwany D, Okoronka A. (2020). Motivation in Learning. Asian Journal of Education and Social Studies. 10. 16 - 37. 10.9734/AJESS/2020/v10i430273.
18. Kruchinina G.A. Information and communication technologies in education as a factor of students motivation / G.A. Kruchinina, L.I. Tararina, E.E. Sokolova, E.V. Limarova, I.V. Muskhanova, S.M. Arsaliyev, F.U. Bazayeva, N.P. Tagirova // International Review of Management and Marketing. - 2016. - Vol. 6. - № 2. - P. 104-109.
19. Wood R. (2019). Students' Motivation to Engage with Science Learning Activities through the Lens of Self-Determination Theory: Results from a Single-Case School-Based Study. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 15. 10.29333/ejmste/106110.
20. Wuttke E., Seifried J., Schumann S. (2016) Economic competence and financial literacy of young adults. Status and challenges. Opladen; Berlin; Toronto: Verlag Barbara Budrich, 235 S. - (Research in vocational education; 3) - URN: urn: nbn:de:0111-pedocs-121654 -DOI: 10.25656/01:12165.
university: autoref. diss. ... cand. ped. Sciences: 13.00.08 / Morozova Galina Mikhailovna. - Chelyabinsk. - 2012. - 26 P-
9. Motivation and stimulation of labor activity: textbook and workshop for universities / S.Yu. Trapitsyn [and others]; under the general editorship of S.Yu. Trapitsyn. - M.: Publishing house Yurayt, 2022. - 314 p.
10. Moshkin A.S., Kolesnikov A.V., Kokh N.E. Motivation of educational activity of students / A.S. Moshkin, A.V. Kolesnikov, N.E. Kokh // Scientific and educational problems of civil protection. - 2017. - № 1 (32). - P. 90-96.
11. Novikova T.N. Increasing the level of students' educational motivation / T.N. Novikova // Science and education today. - 2018. - № 1 (24). pp. 87-93.
12. Puchkova O.A. Formation of economic competence of students of technical specialties at institutions of secondary vocational education using information and communication technologies: dis. .cand. ped. Sciences: 13.00.08 / Puchkova Olga Arkadevna. -Cheboksary, 2014. - 198 p.
13. Sherin V. S. Model of formation of competence of managerial activity of a specialist in physical culture and sports / V.S. Sherin // Bulletin of the Tomsk State University. - 2011. - № 347. - P. 147-150.
14. Bakar R. (2014) The effect of learning motivation on student's productive competencies in vocational high school, west Sumatra. International Journal of Asian Social Science. 4(6):722-732.
15. Cleary L. (2014) Student performance and motivation: Investigating relationships, identifying potential areas for concentration of scarce resources. From: https://esource.dbs.ie/bitstream/handle/10788/2154/hdip_cl eary_l_2014.pdf ?sequence=1&isAllowed=y.
16. Espinar Redondo R.; Ortega M., José L. (2015) Motivation: The Road to Successful Learning Profile Issues
in Teachers' Professional Development, vol.17, núm. 2, julio-diciembre, pp. 125 - 136.
17. Filgona J., Sakiyo J., Gwany D, Okoronka A. (2020). Motivation in Learning. Asian Journal of Education and Social Studies. 10.16— 37.10.9734/AJES S/2020/v 10i430273.
18. Kruchinina G.A. Information and communication technologies in education as a factor of students motivation / G.A. Kruchinina, L.I. Tararina, E.E. Sokolova, E.V. Limarova, I.V. Muskhanova, S.M. Arsaliyev, F.U. Bazayeva, N.P. Tagirova // International Review of Management and Marketing. - 2016. - Vol. 6. - № 2. - P. 104-109.
19. Wood R. (2019). Students' Motivation to Engage with Science Learning Activities through the Lens of Self-Determination Theory: Results from a Single-Case School-Based Study. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 15. 10.29333/ejmste/106110.
20. Wuttke E., Seifried J., Schumann S. (2016) Economic competence and financial literacy of young adults. status and challenges. Opladen; Berlin; Toronto: Verlag Barbara Budrich, 235 S. - (Research in vocational education; 3) - URN: urn: nbn:de:0111-pedocs-121654 -DOI: 10.25656/01:12165.
5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)
Сведения об авторах:
Кручинина Галина Александровна (г. Нижний Новгород, Россия), доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и управления образовательными системами, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, е-mail: [email protected]
Сорокин Иван Александрович (г. Нижний Новгород, Россия), аспирант, старший преподаватель кафедры управления в спорте, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, е-mail: [email protected]