Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальн Ьэ1е науки, 2021, № 3 (6 3), с. 173-179
173
УДК 378.4
DOI 10.52452/18115942_2021_3_173
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
© 2021 г. Г.А. Кручинина, И.А. Сорокин
Кручинина Галина Александровна, д.пед.н.; проф.; профессор кафедры педагогики и управления образовательными системами Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
[email protected] Сорокин Иван Александрович, аспирант института аспирантуры и докторантуры, преподаватель кафедры управления в спорте Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Статья поступила в редакцию 01.06.2021 Статья принята к публикации 29.07.2021
Описываются педагогические условия, способствующие более эффективному формированию экономической компетентности будущих бакалавров направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта». Представляемое исследование содер -жит две составляющие: теоретическую и экспериментальную. Теоретическая составляющая исследования включает в себя анализ литературных источников по вопросам применения компетентностного подхода в высшем образовании, формирования экономической компетентности будущих бакалавров, разработки и реа -лизации педагогических условий формирования экономической компетентности. Отмечаются педагогические условия формирования экономической компетентности будущих бакалавров профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта»: формирование положительной мотивации, формирование ценностных установок, разработка содержания учебного материала, организация самостоятельной ра -боты преподавателем, самоконтроль, системное применение средств цифровых технологий в аудиторной и внеаудиторной работе, контроль изучения каждого раздела изучаемой дисциплины, контроль выполнения творческих заданий. Экспериментальная составляющая исследования включает реализацию педагогических условий в обучении будущих бакалавров экономическим дисциплинам и экономическим темам неэкономических дисциплин и оценку их значимости. Экспериментальная составляющая связана с применением следующих методов: анкетирование, психологическая методика, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ экспериментальных данных. Установлено, что практически все выделенные нами педагогические условия оценены будущими бакалаврами экспериментальной группы выше, чем бакалаврами контрольной группы.
Ключевые слева: высшее образование, будущие бакалавры, экономическая компетентность, педагогические условия, мотивация, ценностные установки, средства цифровых технологий, организация самостоятельной работы студентов.
Введение
В национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года отмечаются приоритет высшего образования в государственной политике, стратегия и основные направления его развития. Вузы все чаще становятся ключевыми институтами экономического роста и социального развития страны [1]. В начале марта 2021 года в Республике Татарстан на совещании с ректорами российских вузов, посвященном развитию кадрового потенциала выпускников для приоритетных отраслей цифровой экономики, обсуждались проблемы, связанные с подготовкой Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. Ее основой является подготовка
высококвалифицированных кадров. На данном совещании были определены главные задачи вузов: обеспечение качественной подготовки студентов, актуализация образовательных программ, инновационная деятельность. Одним из направлений совершенствования системы образования является ее цифровизация. Она необходима, поскольку в настоящее время в образовательном процессе широко применяются электронные учебники, интернет-порталы, базы данных; активно развиваются системы онлайн-курсов и дистанционного обучения [2; 3].
В области педагогики высшей школы рассматриваются различные подходы к обучению будущих бакалавров, специалистов, магистров: компетентностный, деятельностный, системный, контекстный, модульный, личностно ори-
ентированный и др. Одним из основных подходов, реализуемых в системе высшего образования, благодаря внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, в настоящее время является компетентностный подход. Его применение в обучении позволяет формировать у будущих бакалавров, специалистов и магистров профессиональные компетенции, повышающие конкурентоспособность выпускников университета на рынке труда.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту 3++, компетентность включает совокупность универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [4]. Профессиональной компетентностью будущих бакалавров, специалистов и магистров, готовящихся к работе в сфере экономики, является экономическая компетентность. Значимость сформированности экономической компетентности выпускников образовательной организации высшего образования состоит в ее влиянии на повышение уровня экономического развития нашей страны. В соответствии с этим требуется совершенствование экономической подготовки студентов в университете.
Областью нашего исследования является формирование экономической компетентности будущих бакалавров направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта», так как, по нашему мнению, она является основной составляющей их профессиональной компетентности.
В педагогических исследованиях отечественных авторов рассматриваются определенные обстоятельства учебной (аудиторной и внеаудиторной) деятельности студентов, необходимые для эффективного формирования профессиональной (экономической) компетентности, называемые педагогическими условиями ([5; 6] и др.).
Целью исследования является выявление педагогических условий формирования экономической компетентности будущих бакалавров направления подготовки «Физическая культура» профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта», оценка их значимости.
Задачи исследования:
- анализ научной литературы по проблеме выявления и реализации педагогических условий при формировании экономической компетентности будущих бакалавров;
- выявление педагогических условий формирования экономической компетентности будущих бакалавров при обучении экономиче-
ским дисциплинам и экономическим темам неэкономических дисциплин;
- определение значимости выявленных педагогических условий формирования экономической компетентности для будущих бакалавров направления подготовки «Физическая культура» профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта».
Обзор литературы
Различные методологические и общетеоретические положения обучения в высшей школе и применения компетентностного подхода в образовательном процессе рассматриваются в исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, М.В. Кручинин, Г.А. Кручинина, И. Лапина, М. Немиленцев, Т. Никитина, L. Clarke (Л. Кларк), A. Westerhuis (А. Вестерхейс), C. Winch (К. Винч), I. Psifidou (И. Псифиду), A. Ranieri (А. Раньери) и др.) ([7-13] и др.). В исследованиях рассматриваются возможности построения и изменения профессионального обучения студентов в университете на основе компетентностного подхода. А.А. Вербицкий считает, что профессиональная компетентность проявляется в «способности специалиста эффективно выполнять производственные функции, практически решать определенные классы задач и проблем» [8, с. 28]. Применение компе-тентностного подхода в обучении студентов образовательных организаций высшего образования способствует повышению практико-ориентированности образования, его предметно-профессионального аспекта [8]. Этому способствует также реализация контекстного подхода, так как формирование профессиональной компетентности студентов осуществляется в контексте их будущей профессиональной деятельности [2].
Совершенствование экономической подготовки и формирование экономической компетентности является областью исследования Н.А. Кувардиной, А.В. Кулинченко, А.К. Ореш-киной, Л.А. Петровой, О.А. Пучковой, М.Г. Сергеевой, А.М. Ястремского, C. Siegfried (К. Зигфрид), E. Wuttke (Э. Вуттке) и др. [1417]. Нами проанализированы исследования по формированию экономической компетентности будущих бакалавров в образовательных организациях высшего образования. Экономическую компетентность можно охарактеризовать как сложное качество, включающее в себя экономические знания, умения и навыки, мотивацию их получения, опыт решения проблемных ситуаций в профессиональной деятельности и по-
вседневной жизни, а также способность критически их оценивать. Современными авторами выделяются различные компоненты экономической компетентности. Мы считаем, что оптимальным является выделение мотивационно-ценностного, когнитивно-деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов экономической компетентности.
Важной частью университетского обучения являются выявление и реализация педагогических условий эффективного формирования экономической компетентности у будущих бакалавров. Разработка и реализация педагогических условий, направленных на формирование экономической компетентности, освещены в работах В.С. Хорешман, В.А. Захаревич, М.А. Федоровой и др. ([5; 6; 18] и др.). Согласно исследованиям данных авторов, требуется совершенствование не только содержания обучения, но и условий организации образовательной деятельности. В.С. Хорешман выявила педагогические условия и представила их в виде иерархической системы, в которой выделяет 3 уровня [5]. К первому уровню относится положительная мотивация к учебно-познавательной деятельности. Важность положительной мотивации и ценностных установок студентов отмечается в работах О.И. Крушельницкой, Т.А. Шульгиной, А.В. Салькова, О.А. Кожевниковой [19-22]. Ко второму уровню относится соответствие учебно-познавательных и личностных целей, содержания учебной деятельности и профессиональных задач; применение цифровых технологий и др. Необходимость цифровизации высшего образования и её эффективность подтверждается в исследованиях Н.А. Кувардиной, A. Skulmowski (А. Скулмовски), G.D. Rey (Г.Д. Рей) [14; 23]. Третий уровень педагогических условий включает в себя использование индивидуального подхода, применение инновационных методов, поэтапного контроля за самостоятельной работой студентов [5].
Методы и материалы
В нашем исследовании задействованы: анализ научной педагогической литературы по применению компетентностного подхода в высшем образовании, формированию экономической компетентности, применению различных педагогических условий при формировании экономической компетентности, анализ опыта работы в образовательной организации высшего образования авторов данного исследования; анкетирование, методика диагностики направленности учебной мотивации Дубовиц-кой Т.Д., педагогическое наблюдение, педаго-
гический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных.
Исследование состояло из двух частей: теоретической и экспериментальной. На основании теоретической составляющей исследования и опыта работы в университете мы выявили педагогические условия формирования экономической компетентности будущих бакалавров направления подготовки «Физическая культура» профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта» и распределили их по пяти уровням (рис.).
1. Педагогические условия первого уровня:
- формирование положительной мотивации;
- формирование ценностных установок: образованности, профессионализма, значимости экономической компетентности и применения средств цифровых технологий в будущей профессиональной деятельности.
2. Педагогические условия второго уровня -разработка и реализация технологии обучения будущих бакалавров: содержание учебного материала и методы обучения студентов экономическим дисциплинам («Экономика», «Экономика физической культуры и спорта», «Экономика и предпринимательская деятельность в спорте», «Бухгалтерский учет в сфере физической культуры и спорта» и др.) и экономическим темам неэкономических дисциплин («Философия» -«Место экономики в системе наук»; «Правовые основы профессиональной деятельности» -«Основные вопросы трудовых отношений в спорте» и др.; «Планирование физкультурно-спортивной деятельности» - «Этапы финансового планирования и формы финансовых планов», «Текущее финансовое планирование» и др.), которые соответствуют не только требованиям основной образовательной программы, но и интересам студентов.
3. Педагогические условия третьего уровня -организация самостоятельной и творческой работы студентов, самоконтроля при формировании экономической компетентности.
4. Педагогические условия четвертого уровня — системное применение средств цифровых технологий в аудиторной и внеаудиторной работе студентов при формировании экономической компетентности. При обучении будущих бакалавров применяются платформа для аудио-и видеоконференций Zoom; презентации Microsoft PowerPoint; онлайн-офис от Google (Google Docs, Google Forms, Google Slides, Google Drive); мессенджеры (WhatsApp, Viber, Telegram); электронные управляемые курсы по учебным дисциплинам на платформе e-learning, при обучении которым формируется эконо-
Цель — формирование экономической компетентности будущих бакалавров направления подготовки «Физическая культура» профиля «Менеджмент и экономика в сфере физической культуры и спорта»
Педагогические условия
Первый уровень
Второй уровень
Формирование положительной мотивации, ценностных установок у будущих бакалавров
Разработка и реализация технологии обучения будущих бакалавров экономическим дисциплинам: содержание учебного материала и методы обучения студентов экон омы чес ки м ди слип лин а м и экой оми чески м темам и еэкон оми чес ких
Третий уровень ; Организация самостоятельной и творческой работы студентов, самоконтроля при формировании экономической компетентности
Четвертый уровень Системное применение средств цифровых технологий в аудиторной и внеаудиторной работе студентов при формировании экон оми чес кой компетентности
Пятый уровень 1 Контроль результатов учебной деятельности после изучения каждого модуля экономических дисциплин
Результат- с фор мированн ость экономической компетентности будущих бакалавров направления подготовки «Физическая культура» профиля «Менеджмент и экономика в сфере физической культуры и спорта»
Рис. Педагогические условия формирования экономической компетентности будущих бакалавров направления подготовки «Физическая культура» профиля «Менеджмент и экономика в сфере физической культуры и спорта»
мическая компетентность; электронная образовательная среда университета; электронные библиотеки («Лань», Znanium, «Юрайт»), научная электронная библиотека (eLibrary) и др.; электронные книги, порталы и сайты экономической направленности.
5. Педагогические условия пятого уровня -контроль результатов учебной деятельности будущих бакалавров после изучения каждого модуля учебной дисциплины; выполнения практических и творческих заданий, в том числе по методу проектов; тестирование; итоговый контроль с применением средств цифровых технологий (зачет, экзамен).
Экспериментальное исследование было направлено на определение значимости выявленных нами педагогических условий в процессе обучения студентов направления подготовки «Физическая культура» профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта». Экспериментальная составляющая исследования состояла из трех этапов:
- подготовка материалов для его проведения;
- проведение педагогического эксперимента;
- статистическая обработка полученных данных, их анализ.
Результаты исследования, их анализ и выводы
В экспериментальном исследовании по оценке значимости педагогических условий формирования экономической компетентности
принимали участие будущие бакалавры направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта» (и=60). В контрольной группе (КГ) будущих бакалавров обучение проводилось по традиционной технологии, в экспериментальной группе (ЭГ) - с применением выявленных и сгруппированных нами педагогических условий. Результаты оценки значимости педагогических условий представлены в таблице.
Наиболее значимые различия наблюдаются в оценке контроля после изучения каждого раздела изучаемой экономической дисциплины (М1 = 3.61 балла, М2 = 4.55 балла); содержания учебного материала (М1 = 3.65 балла, М2 = 4.50 балла); организации самостоятельной работы преподавателем (М1 = 3.70 балла, М2 = 4.40 балла); самоконтроля (М1 = 3.87 балла, М2 = 4.45 балла); положительной мотивации (М1 = 3.74 балла, М2 = 4.20 балла), системного применения средств цифровых технологий в аудиторной работе (М1 = 4.04 балла, М2 = 4.30 балла). Различия между экспериментальными данными в оценке не перечисленных выше педагогических условий статистически недостоверны (оценки имеют близкие значения). Общая средняя оценка значимости выявленных нами педагогических условий в экспериментальной группе выше, чем в контрольной (М1 = 3.875 балла, М2 = 4.385 балла).
Таблица
Оценка значимости педагогических условий для формирования экономической компетентности будущих бакалавров _
Оценка значимости Оценка значимости
Уровень педагогиче- Педагогические условия педагогических условий в КГ педагогических условий в ЭГ Достоверность различий
ских условий M1 G1 Д для M1 M2 G2 Д для M2
1 Положительная мотивация 3.74 0.45 0.10 4.20 0.52 0.11 p < 0.05
Ценностные установки 4.13 0.46 0.10 4.30 0.57 0.13 p > 0.05
2 Содержание учебного материала 3.65 0.49 0.11 4.50 0.51 0.11 p < 0.05
Организация самостоятельной 3.70 0.63 0.14 4.40 0.50 0.11 p < 0.05
3 работы преподавателем
Самоконтроль 3.87 0.63 0.14 4.45 0.51 0.11 p < 0.05
Системное применение средств цифровых технологий 4.04 0.56 0.12 4.30 0.44 0.10 p < 0.05
4 в аудиторной работе
Системное применение средств цифровых технологий во внеаудиторной работе 4.22 0.52 0.11 4.20 0.41 0.09 p > 0.05
Контроль изучения каждого раздела изучаемой экономи- 3.61 0.50 0.11 4.55 0.51 0.11 p < 0.05
5 ческой дисциплины
Контроль выполнения творческих заданий 3.83 0.65 0.14 4.15 0.59 0.13 p < 0.05
Общая средняя оценка 3.875 4.385
значимости
Примечание: оценка экспериментальных данных осуществлялась по 5-балльной шкале, где минимальный балл 1, максимальный - 5.
Практически все педагогические условия будущими бакалаврами ЭГ оценены выше, чем бакалаврами КГ. Близкие значения оценок системного применения средств цифровых технологий во внеаудиторной работе студентами КГ и ЭГ можно объяснить изменениями в образовательном процессе, связанными с пандемией (СОУШ-19), так как образовательные организации высшего образования были вынуждены проводить учебные занятия в смешанном и дистанционном форматах (т.е. с непосредственным применением средств цифровых технологий).
В результате проведенного исследования можно сделать заключение, что формирование экономической компетентности будущих бакалавров направления подготовки «Физическая культура» профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта» будет более эффективным при реализации в учебном процессе выявленных нами педагогических условий. Данные педагогические условия являются структурными элементами модели дидактической системы формирования экономической компетентности будущих бакалавров профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта», внедренной на факультете физической культуры и спорта Национального исследовательского Нижего-
родского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.
Список литературы
1. Maniglio F. The Global Transformation of University in the Economy of Knowledge Paradigm // Italian Journal of Sociology of Education. 2018. Vol. 10. №2 2. Р. 137-154.
2. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования: Учебное пособие. М.: МШ'У, 2017. 268 с.
3. Sousa R., Karimova B., Gorlov S. Digitalization as a New Direction in Education Sphere // E3S Web of Conferences. 2020. Vol. 159. Р. 1-7.
4. Приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 № 940 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/490301_B_3_30 102017.pdf (дата обращения: 28.04.2021).
5. Хорешман В.С. Педагогические условия формирования и развития учебно-познавательной компетентности студентов в образовательном процессе вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. Владикавказ, 2015. 23 с.
6. Захаревич В.А. Педагогические условия формирования социальных компетенций студентов бакалавриата в процессе педагогической практики: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2015. 21 с.
7. Байденко В.И. Болонский процесс: в преддверии третьего десятилетия // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 136-148.
8. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2004. 84 с.
9. Кручинин М.В., Кручинина Г.А., Седов Д.С., Сорокин И.А. Традиционные и цифровые технологии обучения в оценке студентов высшей школы // Человек и образование. 2020. № 3. С. 55-61.
10. Кручинина Г.А., Сорокин И.А. Формирование экономической компетентности будущих бакалавров направления подготовки «Физическая культура» с применением средств цифровых технологий // Гуманитарные науки и образование. 2020. № 3. Т. 11. С. 60-66.
11. Nikitina T., Lapina I., Ozolins M., Irbe M.M., Priem M., Smits M., Nemilentsev M. Competences for Strengthening Entrepreneurial Capabilities in Europe // J. Open Innov. Technol. Mark. Complex. 2020. Vol. 6. № 3. Р. 62-69.
12. Clarke L., Westerhuis A., Winch C. Comparative VET European research since the 1980s: accommodating changes in VET systems and labour markets // Journal of Vocational Education & Training. 2020. Vol. 73. № 3. Р. 1-21.
13. Psifidou I., Ranieri A. European cooperation in vocational education and training: towards a common ambition // Revista Española de Educación Comparada. 2020. Núm. 36. Р. 32-53.
14. Кувардина Н.А. Формирование экономической компетентности бакалавров юридического направления подготовки с использованием информационно-коммуникационных технологий: Дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2020. 228 с.
15. Пучкова О.А. Формирование экономической компетентности студентов технических специальностей в учреждениях среднего профессионального образования с применением средств информационных и коммуникационных технологий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2014. 24 с.
16. Sergeeva M.G., Oreshkina A.K., Yastremsky A.M., Kulinchenko A.V., Petrova L.A. Development and structure of professional competences in the conditions of continuing economic education // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering (IJITEE). 2019. Vol. 8. № 12. Р. 785-789.
17. Siegfried C., Wuttke E. How can Prospective Teachers Improve their Economic Competence? Results of an Intervention Study // Zeitschrift für ökonomische Bildung. 2016. № 4. S. 65-86.
18. Федорова М.А. Педагогические условия формирования учебной самостоятельной деятельности в процессе дидактической подготовки // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017. № 3(76). С. 340-343.
19. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Мотивация получения высшего образования у студентов первого и выпускного курсов (сравнительный анализ) // Высшее образование в России. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-polu cheniya-vysshego-obrazovaniya-u-studentov-pervogo-i-vypusknogo-kursov-sravnitelnyy-analiz (дата обращения: 10.03.2021).
20. Шульгина Т.А., Кетова Н.А., Холодова К.А., Северинов Д.А. О мотивации студентов к участию в организации мероприятий профессиональной направленности // Образование и наука. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7o-motivatsii-stu dentov-k-uchastiyu-v-organizatsii-meropriyatiy-profes sionalnoy-napravlennosti (дата обращения: 10.03.2021).
21. Сальков А.В., Касьяненко-Божок Р.В. Ценностные ориентации студентов в университете как основа их ценностного самоопределения // Современное педагогическое образование. 2020. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orien tatsii-studentov-v-universitete-kak-osnova-ih-tsennostno go-samoopredeleniya (дата обращения: 10.03.2021).
22. Кожевникова О.А. Ценностные ориентации современного студента // Russian Journal of Education and Psychology. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-sovremennogo-studen ta (дата обращения: 10.03.2021).
23. Skulmowski A., Rey G.D. COVID-19 as an accelerator for digitalization at a German university: Establishing hybrid campuses in times of crisis // Hum. Behav. Emerg. Technol. 2020 May 28:10.1002/hbe2.201. doi: 10.1002/hbe2.201. Epub ahead of print. PMID: 32838228; PMCID: PMC7283701.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING THE ECONOMIC COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS OF THE DIRECTION OF TRAINING «PHYSICAL CULTURE»
G.A. Kruchinina, I.A. Sorokin
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
The article describes the pedagogical conditions that contribute to a more effective formation of the economic competence of future bachelors of the training direction 49.03.01 "Physical culture" of the profile "Management and economics in the field of physical culture and sports". Our research consists of two parts: theoretical and experimental. The theoretical component of the research includes: analysis of literary sources on the application of the competence-based approach in higher education, the formation of the economic competence of future bachelors, the development and implementation of pedagogical conditions for the formation of economic competence. We have identified pedagogical conditions for the formation of the economic competence of future bachelors of the profile "Management and Economics in the field of physical culture and sports": the formation of positive motivation, the formation of value attitudes, the development of the content of educational material, the organization of independent work by the teacher, self-control, the systematic use of digital technologies in the classroom and extracurricular work, control of the study of each section of the studied discipline, control of the implementation of creative tasks. The experimental component of the research includes the implementation of pedagog-
ical conditions in teaching future bachelors in economic disciplines and economic topics of non-economic disciplines and an assessment of their significance. In the experimental part of the research, the following methods were used: questioning, psychological methods, pedagogical observation, pedagogical experiment, quantitative and qualitative analysis of experimental data. According to the results of the research, practically all the pedagogical conditions we have identified were assessed by future bachelors in the experimental group higher than in the control group.
Keywords: higher education, future bachelors, economic competence, pedagogical conditions, motivation, value attitudes, means of digital technologies, organization of students' independent work.