УДК 378.147 ББК 74.48
Образование и физическая культура DOI: 10.31862/2073-9613-2020-4-235-246
ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДА ПРОЕКТОВ
I Г.А. Кручинина, Д.С. Седов
Аннотация. Целью данной статьи является анализ применения цифровых технологий и метода проектов в обучении будущих бакалавров. В статье представлены: теоретический анализ педагогических исследований по применению цифровых технологий и метода проектов в высшем образовании; результаты экспериментального исследования по оценке применения цифровых технологий, проектного метода в обучении и использования различных видов цифровых технологий в коллективной работе по методу проектов будущими бакалаврами направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта». Приведен статистический анализ результатов экспериментального исследования с выделением наиболее достоверных показателей. Акцентировано внимание на формировании управленческих компетенций будущих бакалавров посредством внедрения цифровых технологий и прогрессивных методов обучения.
Ключевые слова: будущие бакалавры, физическая культура, менеджмент, цифровые технологии, метод проектов.
235
TEACHING FUTURE BACHELORS IN THE FIELD OF "PHYSICAL EDUCATION" USING DIGITAL TECHNOLOGIES AND PROJECT METHODS
I G.A. Kruchinina, D.S. Sedov
Abstract. The article considers the implementation of digital technologies and project methods in teaching future bachelors and presents the following: theoretical analysis of pedagogical research on the use of digital technologies
© Кручинина Г.А., Седов Д.С., 2020
ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License IcaHS^B The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
and project method in higher education; results of experimental research to assess the use of digital technologies, project method in teaching and the use of various types of digital technologies in collaborative work on the project method by future bachelors of the training direction 49.03.01 "Physical culture" profile "Management and economics in the field of physical culture and sports". The statistical analysis of the experimental research results is given and the most reliable indicators are singled out. Attention is paid to the formation of managerial competencies of future bachelors through the introduction of digital technologies and progressive teaching methods.
Keywords: future bachelors, physical education, management, digital technology, project method.
236
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения значительно способствует изменению и развитию всей системы высшего образования. Такие изменения связаны напрямую с компетентностным подходом, без которого современное развитие системы высшего образования практически неосуществимо. «Компетентностный подход к обучению — это подход, который даст возможность рассматривать систему образования на качественно новом уровне, то есть — образование с помощью дисциплин того или иного компонента государственного образовательного стандарта» [1, с. 13].
Применение компетентностного подхода было одним из модернизаци-онных процессов в образовании, но на данный момент можно считать, что новый качественный переход уже почти осуществлен [2]. Переход на двухуровневую систему обучения, где главными становятся две ступени образования — бакалавриат и магистратура — и внедрение в высшей школе образовательных стандартов третьего поколения считается переломной стадией системы высшего
профессионального образования и комплексным ее изменением [3].
Важнейшим элементом в модернизации образования является его цифровизация. В работах многих исследователей в области педагогики высшей школы можно встретить такие понятия, как «информационно-коммуникационные технологии», «новые информационные технологии», «дистанционные образовательные технологии», которые в настоящее время можно охарактеризовать термином «цифровые». Г.А. Кручи-нина и М.В. Кручинин отмечают, что «общество предъявляет новые требования к путям приобретения и передачи знаний и той роли, которую играет образование в этих процессах». Развитие цифровых технологий создает новый подход в работе с информацией [4, с. 169].
Для осуществления цифровиза-ции образования в нашей стране разработаны: приоритетный проект «Современная образовательная среда в Российской Федерации», который ориентирован на создание цифровой образовательной безопасной среды и подходящий условиям современной цифровой экономики; на-
циональная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7 и др. [5; 6]. Реализация стратегий цифровизации образования осуществляется образовательными организациями высшего образования, которые должны обеспечить гибкое и адаптивное использование цифровых технологий студентами в их учебно-познавательной и творческой деятельности [7].
Цифровизация образования имеет четкие цели: одна из них — использование цифровых технологий для повышения эффективности различных видов образовательной деятельности; другая — создание нового типа мышления у выпускников высшей школы, соответствующего требованиям информационного общества; третья — совершенствование качества подготовки выпускников высшей школы [8].
Изменения в системе образования не могли не затронуть ту ее область, которая связана с управленческими направлениями подготовки студентов. Обучение будущих управленцев, «от фокусирования на эффективности перешло к сфокусированности на качестве, гибкости и, в конечном счете, на инновации» [9, с. 63].
В настоящее время наблюдается дефицит квалифицированных управленцев в области физической культуры и спорта. Разрабатываются региональные программы модернизации систем высшего образования для подготовки управленческих кадров. Для решения поставленной пробле-
мы утверждена программа «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения, образования и культуры в 2011—2014 годах», которая в настоящий момент реализуется в рамках постановления правительства Российской Федерации «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2018/19-2024/25 учебных годах», где одной из отраслей народного хозяйства является физическая культура и спорт [10]. Подготовка управленческих кадров в сфере физической культуры и спорта осуществляется в Национальном исследовательском Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского по направлению подготовки «Физическая культура» профилю «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта» в соответствии с требованиями ФГОС 3++ по данному направлению подготовки. У будущих управленцев в области физической культуры и спорта формируются: универсальные компетенции, направленные на разработку и реализацию проектов, самоорганизацию и саморазвитие; общепрофессиональные компетенции направленные на планирование, контроль и анализ, организационно-методическое обеспечение и др.
В условиях цифровизации образования формирование профессиональной компетентности бакалавров в области физической культуры и спорта осуществляется с системным применением цифровых технологий. Ощущается острая востребованность новых концепций, методов и технологий обучения, в том числе применения цифровых технологий,
237
в совокупности представляющих педагогические инновации.
В настоящее время цифровые технологии комплексно и масштабно проникают во всю современную систему образования. Вопросами циф-ровизации образования занимались такие исследователи в области педагогики профессионального образования, как А.М. Барахсанова, Г.А. Кру-чинина, Н.Б. Кущева, А.М. Николаев, И.В. Роберт, В.И. Терехова, И.А. Тро-нина, А.Ю. Уваров и др.
Е.А. Барахсанова, А.М. Николаев в работе «Педагогическая поддержка внедрения цифровых ресурсов в учебный процесс вуза» отмечают, что «значимым проявлением информатизации является повышение уровня информационного обслуживания, доступа людей к различным источникам информации» [11, с. 74]. В настоящее время распространение учебной информация, происходит по множеству каналов, таких как: мультимедиа, спутниковая связь, сеть Интернет, компьютерные коммуникации, различные компьютерные об-¿иО учающие системы. Они позволяют использовать интерактивность в обучении, возможность осуществления оперативной связи со стороны студентов и оперативное реагирование, а также своевременную корректировку учебного процесса со стороны преподавателей. Применение цифровых технологий привносит значительное изменение в преподавание, самостоятельную работу студентов, что, в свою очередь, может способствовать повышению уровня знаний и большей заинтересованности студентов в процессе обучения [8; 12; 13].
Образовательные организации высшего образования активно вне-
дряют новые цифровые технологии, используя их как инструмент для создания инновационных стратегий обучения, а также для более динамичного развития области научных знаний [14]. Большая часть таких организаций применяет в работе разнообразные платформы скоростного интернет-обмена информационными данными и знаниями, которые могут быть использованы для онлайн обучения студентов. Благодаря цифро-визации, система высшего образования стала значительно мобильней и доступней [15]. Процесс высшего образования значительно оптимизируется за счет исчезновения территориальных преград, становится возможным онлайн обучение.
Рассматривая внедрение цифровых технологий в обучение и учитывая современные цели цифровиза-ции образования, мы считаем, что рационально использовать вышеуказанные технологии в сочетании с прогрессивными методами обучения, где одним из ведущих является проектный. Актуальность применения данного метода в учебно-познавательной и творческой деятельности студентов в высшей школе подтверждается исследованиями таких авторов, как И.В. Бурцева, З.Н. Изима-риева, Л.Р. Исламова, Д.И. Красно-щекова, М.В. Кручинин, Е.П. Кузь-менко, Э.И. Попова, Г.Р. Фассахова, Л.А. Федорова и др.
Это связано, в том числе, с тем, что новые цели образования направлены на такую подготовку выпускников высшей школы, которые на протяжении всей жизни будут способны к самообразованию [16]. Проектный метод, можно охарактеризовать системой обучения, основанной на са-
мостоятельном планировании при выполнении проектов с постепенным усложнением, и получение новых знаний в процессе реализации конечного продукта, созданного совместным трудом и размышлениями обучающихся [17]. При применении метода проектов обучение становится более индивидуализированным, меняется контроль работы студентов преподавателем, развиваются навыки рефлексии при оценке проектов, формируются новые универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции [4].
По мнению З.Н. Изимариевой, изложенному в работе «Инновационные технологии в высшем образовании: метод проектов», при обучении студентов с применением проектного метода необходимо четкое планирование и организация учебно-познавательной деятельности. Проектная деятельность меняет и позицию преподавателя в обучении — появляется роль наставника, координатора, эксперта [18]. И.В. Бурцева в исследовании «Применение проектного метода в процессе подготовки специалистов социальной работы как менеджеров» указывает на то, что при обучении специалистов социальной работы менеджменту необходимо понимать, что технология такого обучения принципиально отличается от других видов обучения. В базовой системе обучения присутствует направленность передачи знаний и навыков, полученных в прошлом. Менеджмент направлен на умение создавать будущее. Формируя у будущих бакалавров управленческие функции в практической деятельности, нельзя за основу брать традиционную концепцию обучения.
Необходима направленность на развитие у студентов творческих навыков, навыков исследования, способности решать профессиональные проблемы. И оптимальным, формирующим высокий уровень управленческой компетентности является именно метод проектов [19]. Мы считаем, что эти положения характерны и применимы для обучения будущих бакалавров по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта».
На факультете физической культуры и спорта Национального исследовательского Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта» проектный метод в обучении будущих бакалавров реализуется практически во всех учебных дисциплинах. Особое внимание мы уделяем системному использованию метода проектов: при работе студентов на производствен- 239 ной (организационной) практике, где они разрабатывают теоретическую основу учебных проектов и реализуют свои идеи; на занятиях практического типа по учебной дисциплине «Менеджмент физической культуры и спорта». Применяются индивидуальные, групповые и коллективные учебные проекты.
Нами проведено экспериментальное исследование по оценке применения цифровых технологий и оценке эффективности применения метода проектов в обучении будущих бакалавров направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура»
профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта» (данные представлены в табл. 1 и 2).
Самыми высокими баллами будущими бакалаврами в области физической культуры и спорта высоко оценивается использование цифровых технологий в деятельности бакалавров в информационном обществе (М = 4,52 балла; О = 0,55; А = 0,12). У студентов есть понимание важности присутствия и применения цифровых технологий в обучении.
Использование цифровых технологий в профессиональной деятельности менеджера в области физической культуры и спорта оценивается несколько ниже (М = 4,06 балла; О = 0,72; А = 0,18). Однако уровень этого критерия достаточно высокий, что подтверждает понимание студентами важности использования цифровых технологий не только в процессе их обучения, но и в будущей профессиональной деятельности.
Существует различие в оценке (с высокой степенью достоверности) студентами работы с цифровыми технологиями в высшей школе в настоящее время (М = 3,41 балла; О = 0,98; А = 0,24) и желания применять их в обучении (М = 4,63 балла; О = 0,61; А = 0,15). Можно предположить, что у студентов потребность в применении цифровых технологий при обучении полностью не реализуется.
На основании оценки будущими бакалаврами работы с цифровыми технологиями при обучении профильным предметам (М = 3,00 балла; О = 0,76; А = 0,19) следует сделать вывод о необходимости использования данных технологий в значительно большей степени. С высокой степенью достоверности это подтверждается тем, что их знакомство с порталами и сайтами сети Интернет профессиональной направленности как узкой специализации, так и в смежных областях недостаточно (М =
240
Таблица 1
Оценка будущими бакалаврами направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта» применения цифровых технологий в обучении и будущей профессиональной деятельности
Критерии оценивания: M G й
использование цифровых технологий в деятельности специалиста в информационном обществе 4,52 0,55 0,12
использование цифровых технологий в профессиональной деятельности менеджера в области физической культуры 4,06 0,72 0,18
работа с цифровыми технологиями в обучении в настоящее время 3,41 0,98 0,24
желание применять цифровые технологии в обучении 4,63 0,61 0,15
работа с цифровыми технологиями по профильным предметам в области управления 3,00 0,76 0,19
знания о порталах и сайтах управленческой направленности в сети Интернет 2,82 0,86 0,20
опыт работы с информацией, представленной в сети Интернет по менеджменту 3,01 0,63 0,14
опыт работы с информацией, представленной в сети Интернет по менеджменту в области физической культуры и спорта 3,07 0,71 0,16
Примечание. М — среднее значение оценки по 5-бальной шкале: 1 балл — min, 5 баллов — max, G — стандартное отклонение, А — доверительный для М (при а = 0,05)
Таблица 2
Оценка будущими бакалаврами направления подготовки «Физическая культура» профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта» применения проектного метода в обучении и будущей профессиональной деятельности
Критерии оценивания: М G й
понимание сущности проектной деятельности 4,53 0,52 0,13
необходимость применения проектного метода в обучении в целом 4,20 0,41 0,10
применение проектного метода в обучении будущих менеджеров 3,40 0,51 0,13
разработка и реализация собственного проекта в процессе обучения 4,33 0,72 0,18
проектная деятельность как один из лучших инструментов для реализации компетентностного подхода в обучении 4,00 0,38 0,10
ориентированность учебного проекта на профессиональную деятельность будущих менеджеров для формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций 4,02 0,55 0,16
формирование управленческих компетенций в проектной деятельности будущих бакалавров 4,22 0,58 0,16
Примечание. М — среднее значение оценки по 5-бальной шкале: 1 балл — min, 5 баллов — max, G — стандартное отклонение, А — доверительный для М (при а = 0,05)
2, 82 балла; О = 0,86; А = 0,20). Оценка опыта работы с информацией, представленной в сети Интернет по менеджменту в целом (М = 3,01 балла; О = 0,63; А = 0,14) и менеджменту в области физической культуры и спорта (М = 3,07 балла; О = 0,71; А = 0,16), низкая. Показатели данных оценочных суждений практически не отличаются. Мы считаем, что представления студентов об информации, имеющейся в сети Интернет по менеджменту и менеджменту в области физической культуры, сформировано на основании собственного опыта работы. Опыт же данной работы в настоящее время недостаточен.
Студенты хорошо знакомы с сущностью проектной деятельности (М = 4,53 балла; О = 0,52; А = 0,13) и собственные определения понятия «Проектная деятельность», написанные студентами, в целом совпадают с общепринятой в педагогике трактовкой. Так, например, Даниил К., опре-
деляет проектный метод как: «метод для самостоятельного получения знаний в процессе практической коллективной деятельности». А Мария Г. считает, что проектная деятельность это: «творческие и познавательные процессы группы студентов, направленные на получение практического и теоретического опыта». Глеб Р. утверждает, что: «совместный труд группы людей, с конечным продуктом, возможным к применению в практической деятельности и способствующий ориентированию в информационном пространстве» и есть проектная деятельность.
На достаточно высоком уровне находится понимание студентами важности проектной деятельности в обучении (М = 4,20 балла; О = 0,41; А = 0,10), что подтверждает актуальность и востребованность проектного метода. Значительно ниже (с высокой степенью достоверности) студентами оценивается его реализация в
241
учебном процессе (М = 3,40 балла; О = 0,51; А=0,13). Это свидетельствует о востребованности внедрения в профессиональную подготовку будущих бакалавров новых прогрессивных технологий обучения.
Практика реализации собственного проекта в рамках обучения присутствует у студентов на достаточно высоком уровне (М = 4,33 балла; О = 0,72; А = 0,18). Результаты исследования подтверждают актуальность внедрения проектного метода. Студенты знакомы с такими технологиями обучения и хотят большего их применения в обучении. Высокий уровень данного показателя достигается за счет системного использования проектного метода на производственной (организационной) практике и дисциплине «Менеджмент физической культуры и спорта».
В равной степени студенты оценивают проектную деятельность, как лучший инструмент для реализации компетентностного подхода (М = 4,00 балла; О = 0,38; А = 0,10) и ориенти-„.„ рованность учебного проекта на про-242 фессиональную деятельность будущих менеджеров для формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций (М = 4,02 балла; О = 0,55; А = 0,16). И эти критерии оценивания находится на достаточно высоком уровне. У студентов есть понимание, что в современных условиях модернизации образования, реализация поставленных целей, утвержденных в ФГОС 3++, должна реализовываться при помощи современных методик и инструментов обучения.
Проектную деятельность будущие бакалавры выделяют особо при формировании управленческих ком-
петенций (М = 4,22; G = 0,58; А = 0,16). Одна из основных компетенций, формируемая у студентов в обучении по профилю «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта» достаточно полно, реализуется при применении проектного метода.
Основываясь на экспериментальных данных, представленных в таблицах 1 и 2, и руководствуясь показателями об опыте работы с цифровыми технологиями в обучении, можно сделать вывод, что у будущих бакалавров имеется желание расширять этот опыт. Нами проведено исследование по использованию различных видов цифровых технологий в коллективной работе по методу проектов будущими бакалаврами направления подготовки «Физическая культура» профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта». Студентами оценивалось применение следующих видов цифровых технологий: электронной почты, MS Word, MS PowerPoint, социальных сетей, облачных технологий, WWW, блога, скайпа, мессенджеров (Viber, WhatsApp и др.).
Анализ результатов исследования по применению цифровых технологий в коллективной работе по методу проектов показал, что студенты больше всего пользуются браузерами Интернет по сайтам WWW (85%). Практически столько же задействованы в работе социальные сети (84%). Несколько меньше внимания уделяется работе в MS Word и MS PowerPoint (73% и 64%) соответственно. 58% студентов пользуются электронной почтой. Мессендже-ры применяют в учебном процессе 33% будущих бакалавров. Значи-
тельно меньшее внимание уделяется скайпу (14%) и облачным технологиям (13%). И всего лишь 6% студентов применяют такой вид цифровых технологий как блог.
Результаты теоретического исследования научных педагогических публикаций показали, что в современной высшей школе достаточно активно внедряются цифровые технологии обучения и такой прогрессивный метод, как проектный. Анализ данных экспериментального исследования свидетельствует о том, что необходима разработка новой модели обучения будущих бакалавров в области управления физиче-
ской культурой и спортом с системным применением цифровых технологий. Ключевым является поиск подходов для формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а также организация учебного процесса в системе высшего образования. Будущие бакалавры направления подготовки «Физическая культура» профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта» положительно относятся к применению метода проектов и цифровых технологий в обучении и нацелены на расширение арсенала современных образовательных технологий.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Баранникова, Е.Г. Высшее профессиональное образование, перспективы реализации компе-тентностного подхода в российском образовании // Инновационные подходы и современная наука. 2011. № 5-2. С. 13-16.
Кузьминский, А.Е., Чапкин, Н.С. Применение цифровых образовательных технологий в отечественном высшем профессиональном образовании при разработке образовательных программ и формировании компетентностей // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 5 (107). С. 167-174.
Бейсенбаева, Б.С., Сырлыбаева, К.А., Бишаева, Г.С., Медетбекова, Н.Н. Современные подходы к формированию компетенций студентов для обучения будущего специалиста // Молодой ученый. 2017. № 13. С. 517-519. URL: https://moluch.ru/archive/147/40019/ (дата обращения: 29.01.2020).
Кручинина, Г.А., Кручинин, М.В. Учебный проект как форма взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин в условиях информатизации образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: социальные науки. 2014. № 3 (35). С. 169-176.
Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 № 9). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_216432/ (дата обращения: 29.01.2020).
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7. URL: http:// government.ru/rugovclassifier/614/events/ (дата обращения: 29.01.2020). Bond, M., Marín, V.L., Dolch, C., Bedenlier, S., Zawacki-Richter, O. Digital transformation in Germán higher education: student and teacher perceptions and usage of digital media // International
243
244
Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018. Vol. 15. No. 48. P. 1-20. URL: https://doi.org/10.1186/s41239-018-0130-1 (дата обращения: 29.01.2020).
8. Елистратова, Н.Н. Современные проблемы информатизации высшего образования // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2010. № 4 (29). С. 12-21.
9. Шипилина, Л.А. Организация подготовки управленческих кадров для системы образования в магистратуре // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 4. С. 63-68.
10. Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. N 142 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2018/19 - 2024/25 учебных годах и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_318192/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 29.01.2020).
11. Барахсанова, Е.А., Николаев, А.М. Педагогическая поддержка внедрения цифровых ресурсов в учебный процесс вуза // Преподаватель XXI век. 2012. № 3-1. С. 74-44.
12. Кущева, Н.Б., Терехова, В.И. Современная цифровая образовательная среда в высшем образовании России // Проблемы современной экономики. 2018. № 1 (65). С. 191-194.
13. Blaschke, L.M., Hase, S. Heutagogy: A Holistic Framework for Creating Twenty-First-Century Self-determined Learners // Gros B., Kinshuk, Maina M. (eds) The Future of Ubiquitous Learning. Lecture Notes in Educational Technology. Springer, Berlin, Heidelberg, 2016. P. 25-40. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-662-47724-3_2 (дата обращения: 29.01.2020).
14. Сехас Мартинес, М.Ф., Мендоса Веласко, ДХ., Наварро Сехас, .М, Рогель Вильясис, Х.Л., Ортега Фрейре, Я.М. Подготовка преподавателей и оценка их деятельности на основе ком-петентностного подхода // Интеграция образования. 2019. Т. 23. № 3 (96). С. 350-365.
15. Тронина, И.А., Новикова, Ю.С. Процессы цифровизации в системе высшего образования // Развитие менеджмента: концепция «Industry 4.0». Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Орел, 2019. С. 49-50.
16. Фассахова, Г.Р., Исламова, Л.Р. Проектный метод как один из наиболее эффективных методов обучения иностранному языку // Актуальные проблемы гуманитарные и естественных наук. 2014. № 7-1. С. 244-246.
17. Кузьменко, Е.П. Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации. Сборник статей V международной научно-практической конференции. Пенза, 2019. С. 57-60.
18. Изимариева, З.Н. Инновационные технологии в высшем образовании: метод проектов // Преподаватель XXI век. 2018. № 4-1. С. 103-111.
19. Бурцева, И.В. Применение проектного метода в процессе подготовки специалистов социальной работы как менеджеров // Интеграция образования. 2007. № 3-4 (48-49). С. 71-75.
REFERENCES
1. Barakhsanova Ye.A., Nikolayev A.M. Pedagogicheskaya podderzhka vnedreniya tsifrovykh resur-sov v uchebnyy protsess vuza, PrepodavatelXXI vek, 2012, No. 3-1, pp. 74-44. (in Russian)
2. Barannikova Ye.G. Vyssheye professionalnoye obrazovaniye, perspektivy realizatsii kompetent-nostnogo podkhoda v rossiyskom obrazovanii, Innovatsionnyye podkhody i sovremennaya nauka, 2011, No. 5-2, pp. 13-16. (in Russian)
3. Beysenbayeva B.S., Syrlybayeva K.A., Bishayeva G.S., Medetbekova N.N. Sovremennyye podkhody k formirovaniyu kompetentsiy studentov dlya obucheniya budushchego spetsialista, Molodoy
uchenyy, 2017, No. 13, pp. 517-519, available at: https://moluch.ru/archive/147/40019/ (accessed: 29.01.2020). (in Russian)
4. Blaschke L. M., & Hase S. "Heutagogy: A Holistic Framework for Creating Twenty-First-Century Self-determined Learners", in: Gros B., Kinshuk, Maina M. (eds) The Future of Ubiquitous Learning. Lecture Notes in Educational Technology. Springer, Berlin, Heidelberg, 2016, pp. 25-40, available at: https://doi.org/10.1007/978-3-662-47724-3_2 (accessed: 29.01.2020).
5. Bond M., Marin V. I., Dolch C. et al. Digital transformation in German higher education: student and teacher perceptions and usage of digital media, International Journal of Educational Technology in Higher Education, 2018, vol. 15, No. 48, pp. 1-20, available at: URL: https://doi. org/10.1186/s41239-018-0130-1 (accessed: 29.01.2020).
6. Burtseva I.V. Primeneniye proyektnogo metoda v protsesse podgotovki spetsialistov sotsialnoy rabo-ty kak menedzherov, Integratsiya obrazovaniya, 2007, No. 3-4 (48-49), pp. 71-75. (in Russian).
7. Fassakhova G.R., Islamova L.R. Proyektnyy metod kak odin iz naiboleye effektivnykh metodov obucheniya inostrannomu yazyku, Aktualnyye problemy gumanitarnyye i yestestvennykh nauk, 2014, No. 7-1, pp. 244-246. (in Russian)
8. Izimariyeva Z.N. Innovatsionnyye tekhnologii v vysshem obrazovanii: metod proyektov, Prepoda-vatelXXIvek, 2018, No. 4-1, pp. 103-111. (in Russian)
9. Kruchinina G.A., Kruchinin M.V. Uchebnyy proyekt kak forma vzaimosvyazi auditornoy i vneau-ditornoy raboty studentov pri izuchenii gumanitarnykh distsiplin v usloviyakh informatizatsii obrazovaniya, Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: sotsialnyye nauki, 2014, No. 3 (35), pp. 169-176. (in Russian)
10. Kushcheva N.B., Terekhova V.I. Sovremennaya tsifrovaya obrazovatelnaya sreda v vysshem obrazovanii Rossii, Problemy sovremennoy ekonomiki, 2018, No. 1 (65), pp. 191-194. (in Russian)
11. Kuzmenko Ye.P. "Metod proyektov — odin iz vedushchikh metodov obucheniya v usloviyakh realizatsii FGOS", in: Pedagogika i sovremennoye obrazovaniye: traditsii, opyt i innovatsii, Sbornik statey V mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Penza, 2019, pp. 57-60. (in Russian)
12. Kuzminskiy A.Ye., Chapkin N.S. Primeneniye tsifrovykh obrazovatelnykh tekhnologiy v otechest-vennom vysshem professionalnom obrazovanii pri razrabotke obrazovatelnykh programm i formirovanii kompetentnostey, Etnosotsium i mezhnatsionalnaya kultura, 2017, No. 5(107), pp. 167-174. (in Russian)
13. Natsionalnayaprogramma "Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii" utverzhdonnayaproto-kolom No. 7 zasedaniya prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po strategiches-komu razvitiyu i natsionalnym proyektam ot 4 iyunya 2019 g., available at: http://government.ru/ rugovclassifier/614/events/ (accessed: 29.01.2020). (in Russian)
14. Postanovleniye Pravitelstva RF ot 13 fevralya 2019 g. N 142 "O podgotovke upravlencheskikh kadrov dlya organizatsiy narodnogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii v 2018/19 — 2024/25 uchebnykh godakh i priznanii utrativshimi silu nekotorykh aktov Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii" (s izmeneniyami i dopolneniyami), available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_318192/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (accessed: 29.01.2020). (in Russian)
15. Prioritetnyy proyekt "Sovremennaya tsifrovaya obrazovatelnaya sreda v Rossiyskoy Federatsii" (utv. Prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proyektam, protokol ot 25.10.2016 No. 9), available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_216432/ (accessed: 29.01.2020). (in Russian)
245
16. Sekhas Martines M.F., Mendosa Velasko D.KH., Navarro Sekhas .M, Rogel Vilyasis KH.L., Ortega Freyre YA.M. Podgotovka prepodavateley i otsenka ikh deyatelnosti na osnove kompetentnost-nogo podkhoda, Integratsiya obrazovaniya, 2019, t. 23, No. 3 (96), pp. 350-365. (in Russian)
17. Shipilina L.A. Organizatsiya podgotovki upravlencheskikh kadrov dlya sistemy obrazovaniya v magistrature, Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2016, No. 4, pp. 63-68. (in Russian)
18. Tronina I.A., Novikova Yu.S. "Protsessy tsifrovizatsii v sisteme vysshego obrazovaniya", in: Raz-vitiye menedzhmenta: kontseptsiya "Industry 4.0", Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii. Orel, 2019, pp. 49-50. (in Russian)
19. Yelistratova N.N. Sovremennyye problemy informatizatsii vysshego obrazovaniya, Vestnik Ry-azanskogo gosudarstvennogo universiteta im. S.A. Yesenina, 2010, No. 4 (29), pp. 12-21. (in Russian)
Кручинина Галина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и управления образовательными системами, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им Н.И. Лобачевского, galinakruchinina2009@ rambler.ru
Kruchinina G^., ScD in Pedagogy, Professor, Pedagogy and Management of Educational Systems Department, N.I. Lobachevsky Nizhny Novgorod National Research State University, [email protected]
Седов Дмитрий Станиславович, преподаватель, кафедра управления в спорте, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им Н.И. Лобачевского, [email protected] Sedov D.S., Lecturer, Management in Sport Department, N.I. Lobachevsky Nizhny Novgorod National Research State University, [email protected]
246