Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СИСТЕМА ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН / БУДУЩИЕ БАКАЛАВРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филонов Леонид Викторович, Кручинина Галина Александровна

В статье рассматривается формирование универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры в системе профильных дисциплин с применением цифровых технологий. Универсальные компетенции появились в федеральном государственном образовательном стандарте 3+ + в 2017 году. Современные реалии и требования работодателей показывают важность наличия универсальных компетенций у всех выпускников бакалавриата, в частности, будущих бакалавров физической культуры. Критическое мышление, умение реализовать себя в командной работе при реализации проектов и поставленных задач, нахождение возможностей коммуникации в сложных профессиональных ситуациях, понимание важности саморазвития и здоровьесбережения отражают наличие у будущего бакалавра физической культуры сформированности универсальных компетенций. Формирование универсальных компетенций студентов направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» с применением цифровых технологий недостаточно изучено. Результаты экспериментального исследования показали возможность и эффективность формирования универсальных компетенций у будущих бакалавров физической культуры в системе профильных дисциплин с применением цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филонов Леонид Викторович, Кручинина Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCIES OF THE FUTURE BACHELORS OF PHYSICAL CULTURE IN THE SYSTEM OF SPECIALIZED DISCIPLINES WITH THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES

The article deals with the formation of universal competences of future bachelors of physical education in the system of specialized disciplines with the use of digital technologies. Universal competences appeared in the federal state educational standard 3+ + in 2017. Modern realities and employers’ requirements show the importance of universal competences in all Bachelor’s degree graduates, in particular, future Bachelors of Physical Education. Critical thinking, ability to work in teams when implementing projects and tasks, finding communication opportunities in difficult professional situations, understanding the importance of self-development and health protection reflect the presence of universal competences in the future bachelor of physical culture. The formation of universal competences of students in the direction of training 49.03.01 “Physical Education" with the use of digital technologies is insufficiently studied. The results of the experimental study showed the possibility and effectiveness of the formation of universal competences in future bachelors of physical culture in the system of specialized disciplines with the use of digital technologies.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 378.180.6 + 37°.187 DOI: 10.31862/2073-9613-2022-3-200-214

ББК 74.48

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

I Л.В. Филонов, Г.А. Кручинина

Аннотация. В статье рассматривается формирование универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры в системе профильных дисциплин с применением цифровых технологий. Универсальные компетенции появились в федеральном государственном образовательном стандарте 3+ + в 2017 году. Современные реалии и требования работодателей показывают важность наличия универсальных компетенций у всех выпускников бакалавриата, в частности, будущих бакалавров физической культуры. Критическое мышление, умение реализовать себя в командной работе при реализации проектов и поставленных задач, нахождение возможностей коммуникации в сложных профессиональных ситуациях, понимание важности саморазвития и здоровьесбережения отражают наличие у будущего бакалавра физической культуры сформированности универсальных компетенций. Формирование универсальных компетенций студентов направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» с применением цифровых технологий недостаточно изучено. Результаты экспериментального исследования показали возможность и эффективность формирования универсальных компетенций у будущих бакалавров физической культуры в системе профильных дисциплин с применением цифровых технологий.

Ключевые слова: универсальные компетенции, система профильных дисциплин, будущие бакалавры физической культуры, цифровые технологии.

Для цитирования: Филонов Л.В., Кручинина Г.А. Формирование универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры в системе профильныгх дисциплин с применением цифровыгх технологий // Преподаватель XXI век. 2022. № 3. Часть 1. С. 200214. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-3-200-214

FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCIES OF THE FUTURE BACHELORS OF PHYSICAL CULTURE IN THE SYSTEM OF SPECIALIZED DISCIPLINES WITH THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES

I L.V. Filonov, G.A. Kruchinina

Abstract. The article deals with the formation of universal competences of future bachelors of physical education in the system of specialized disciplines with the use of

© Филонов Л.В., Кручинина Г.А., 2022

l/j^i Q I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

200

digital technologies. Universal competences appeared in the federal state educational standard 3+ + in 2017. Modern realities and employers' requirements show the importance of universal competences in all Bachelor's degree graduates, in particular, future Bachelors of Physical Education. Critical thinking, ability to work in teams when implementing projects and tasks, finding communication opportunities in difficult professional situations, understanding the importance of self-development and health protection reflect the presence of universal competences in the future bachelor of physical culture. The formation of universal competences of students in the direction of training 49.03.01 "Physical Education" with the use of digital technologies is insufficiently studied. The results of the experimental study showed the possibility and effectiveness of the formation of universal competences in future bachelors of physical culture in the system of specialized disciplines with the use of digital technologies.

Keywords: universal competencies, a system of specialized disciplines, future bachelors of physical culture, digital technologies.

Cite as: Filonov L.V., Kruchinina G.A. Formation of Universal Competencies of the Future Bachelors of Physical Culture in the System of Specialized Disciplines with the Use of Digital Technologies. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2022, No. 3, part 1, pp. 200214. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-3-200-214

В связи с 900-летием Болонского университета 80 вузами Европы было принята Декларация «Зона европейского высшего образования» (1999 г.), которую впоследствии начали называть Болон-ским соглашением. Вступление России в единое европейское образовательное пространство началось в 2000 году при внедрении государственных образовательных стандартов первого поколения. Данные стандарты отличались от существующих тем, что результатом обучения являлись не квалификационные требования, а сформированные компетенции [1]. В настоящее время компетентностный подход является одним из основных в высшем образовании. Вопросами ком-петентностного подхода в высшем образовании занимались В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Е.О. Иванова, Г.А. Кручини-на, Д.А. Махот, И.А. Тарханова, Ю.В. Фролов, А.В. Хуторской, С.М. Спенсер, Ги Ле Ботерф, Е. Мартин, А. Морено, Дж. Фернандес и др. [2-12].

В научно-педагогической литературе изучаются термины «компетентность» и «компетенция». Рассмотрим несколько

определений термина «компетенция». Ранее И.А. Зимняя полагала, что компетенция — это определенные внутренние новообразования (знания), программы, представления, действия, системы ценностей и отношений, которые потом прослеживаются как деятельностные проявления [3, с. 22]. А.В. Хуторской считал, что компетенция — это взаимосвязанный набор знаний, умений, навыков, необхо- 201 димых для эффективной деятельности [8]. Ю.В. Фролов и Д.А. Махотин рассматривают компетенцию как часть образовательного результата, который поможет эффективно выполнять профессиональную деятельность [6]. Зарубежные ученые определяют компетенцию как оптимальное качество, выработанные стандарты выполнения работы [9]; совокупность знаний, умений и навыков, которые позволяют решить нетривиальную профессиональную задачу [10]; определенный набор знаний, процедур, интегрированных таким образом, что люди должны сформировать новые знания в профессиональной деятельности [11]; механизм, объединяющий знания, умения и опыт со

стратегическими целями образования [13]; «методы, которые используются для того, чтобы привести в соответствие ключевые бизнес-процессы в области управления человеческими ресурсами со стратегическими целями организации» [14, с. 1111].

Образовательный результат является определяющей характеристикой универсальности высшего образования, этот тезис был заявлен на Всемирной конференции по высшему образованию (Франция, Париж, 2009 год). Одной из характеристик универсальности высшего образования является сформированность универсальных компетенций [1]. Для того, чтобы будущий бакалавр мог видеть существующие проблемы и находить для них решения в изменяющемся современном мире, необходима ориентация на дея-тельностные компоненты в образовательном процессе [12].

Обновленный в 2021 году Федеральный государственный образовательный стандарт 3++ обязывает формировать единые универсальные компетенции на всех направлениях подготовки будущих бакалавров. Выпускник бакалавриата образова-202 тельной организации высшего образования должен уметь критически и системно мыслить (УК-1); создавать и реализовы-вать проекты (УК-2); проявлять лидерские качества, работая в команде (УК-3); осуществлять коммуникацию (УК-4); понимать особенности межкультурного взаимодействия (УК-5); заниматься самоорганизацией и саморазвитием (УК-6, УК-7); понимать основы безопасности жизнедеятельности (УК-8); иметь знания по экономическим и финансовым основам (УК-9) и отрицательную гражданскую позицию к коррупции (УК-10) [15].

В коллективной монографии «Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

бакалавриата, магистратуры, специалите-та» дается определение универсальных компетенций как «важного элемента совокупного образовательного результата высшего образования» [16, с. 6]. Сохраняются тенденции в российском высшем образовании на акцентированное формирование знаниевых, профессиональных компетенций (hard-skills — «жесткие навыки»), а универсальные компетенции (soft-skills — «мягкие навыки») дидактически не проработаны [там же]. Мы рассматриваем универсальные компетенции как способности, позволяющие заниматься личностным саморазвитием, критически анализировать информацию по решаемой проблеме, работая в команде и проявляя свои лидерские качества, принимать наиболее эффективное, обоснованное решение, которое может быть в форме управленческого действия или проекта, а также реализовывать поставленные задачи в установленные сроки, используя предоставленные ресурсы. При разработке программ учебных дисциплин, в которых планируется формирование универсальных компетенций, важно учитывать мотивацию к обучению будущих бакалавров, когнитивную составляющую и рефлексию самих студентов (оценка сформи-рованности компетенций).

В последнее время работодатели ориентируются в подборе кадров на специалистов, универсальные компетенции которых сформированы на высоком уровне. Современная профессиональная среда с ее ритмом, потоком информации диктует новые условия для применения компетенций, которыми должен обладать выпускник высшей школы, а именно: уметь работать в команде, коммуницировать, проявлять лидерские качества, заниматься саморазвитием и самообучением в течение всей жизни. Усиливается значимость «мягких навыков» — универсальных

3/2022

компетенций. В.В. Белкина и Т.В. Макеева считают, что «универсальные компетенции отражают запросы общества и личности к общекультурным и социально-личностным качествам выпускника программы высшего образования соответствующего уровня» [17, с. 121]. Г. Греф, председатель правления акционерного общества «Сбербанк России», заявил, что их компания выделила три универсальных компетенции, на которые ориентируется при подборе персонала. Это креативность, системное мышление и мотивация к достижению результата [18]. Европейские ученые в своих публикациях также уделяют внимание востребованности бакалавров с хорошим уровнем сформированности универсальных компетенций, т. к. они более гибкие при решение проблемных профессиональных задач, мотивированы на саморазвитие и самообучение [19; 20].

Формированию универсальных компетенций будущих бакалавров в высшей школе посвящены работы В.В. Белкиной, М.А. Зайцевой Е.О. Ивановой, Е.И. Казаковой, Г.А. Кручининой, Т.В. Макеевой, Д.А. Поляка, Л.А. Осадчей, И.Ю. Тархановой, Л.В. Филонова, И.Г. Харисовой, Кокса Джи, Прашант Шарма и др. [4; 7; 17; 21-27]. Формирование универсальных компетенций возможно не только при аудиторной работе, но и в период различных типов практик (производственной и учебной) и внеучебной деятельности. Так как основу универсальных компетенций составляет деятельностный компонент, практика и внеучебная деятельность, в свою очередь, дает возможность будущему бакалавру получить столь необходимый опыт в коммуникации, решении задач, работе в команде для будущей профессиональной деятельности [24; 28]. Научно-исследовательская деятельность является эффективным

ресурсом для формирования универсальных компетенций студентов. Е.И. Иванова предлагает выделить три группы универ-сальнык компетенций: позволяющие формировать знания и умения; направленные на развитие личностнык качеств, которые будут являться основой для научно-исследовательской деятельности [4].

Средством формирования универсальных компетенций будущих бакалавров является воспитательная деятельность образовательных организаций высшего образования. Многие мероприятия по воспитательной работе позволяют проявлять студентам лидерские качества, заниматься социальным проектированием, работать в команде, критически мыслить. Развитие студенческого самоуправления открывает еще большие возможности для формирования универсальных компетенций будущих бакалавров [21; 29].

Образовательные технологии, такие как интерактивное обучение и технологии проектной деятельности, являются важными средствами формирования универсальных компетенций. Задачами интерактивного обучения при формировании универсальных компетенций будущих 203 бакалавров считают обеспечение взаимодействия и двухсторонней связи (студент — студент, студент — преподаватель); выдвижение студента на уровень субъекта обучения; создание условий для персонализации обучения; объединение когнитивных и эмоциональных процессов студентов на различных этапах обучения; эффективное объединение теории и практики. К интерактивным методам обучения можно отнести дискуссии, ролевые и деловые игры, мозговой штурм и учебный проект [30].

Одной из актуальных образовательных технологий обучения студентов выделяют технологию проектной деятельности. Проекты могут быть направлены на

различные целевые аудитории, проводиться как в рамках учебных дисциплин, так и на производственной или учебной практике. Направления проектной деятельности могут быть различными: социальными, патриотическими, инновационными (1Т-проект), коммерческими (бизнес-проект) [22; 31]. Выделяют межкультурные проекты, в которых будущий бакалавр сможет понять культурные особенности, показать аналитические способности в рамках межкультурного сотрудничества [32].

Оценка универсальных компетенций является перспективной темой для исследования. Выделяют два подхода — персонифицированный и неперсони-фицированный. Персонифицированный позволяет оценить индивидуальные достижения студента, используя такую технологию, как портфолио. Неперсонифи-цированный подход предполагает анализ образовательной программы на наличие признаков формирования универсальных компетенций в ее содержании [7; 33; 34].

Формирование универсальных компетенций в большинстве случаев осущест-204 вляется на учебных дисциплинах общего профиля (гуманитарных и естественнонаучных). Мы видим большой потенциал для формирования универсальных компетенций в учебных дисциплинах профессионального цикла. Содержание рабочих программ учебных дисциплин профессиональной направленности позволяет создать квазипрофессиональные условия при организации образовательного процесса. Для этого могут быть использованы следующие современные образовательные технологии: метод проектов, кейс-метод, профессионально-ориентированные игры, дискуссии, а также цифровые технологии [35].

Вопросы формирования и оценки универсальных компетенций будущих

бакалавров физической культуры на данный момент недостаточно изучены. Мы рассматриваем три компонента при формировании универсальных компетенций у бакалавров физической культуры: моти-вационно-ценностный, когнитивно-дея-тельностный, рефлексивно-оценочный. В каждом компоненте выделяем три уровня сформированности универсальных компетенций: базовый, оптимальный, продвинутый. Д.А. Поляк и Л.А. Осадчая в статье «Формирование универсальных компетенций бакалавра физической культуры» проводят анализ общекультурных и универсальных компетенций в федеральных государственных образовательных стандартах, существовавших ранее (ссылка на стандарты). Авторы акцентируют внимание на том, что универсальные компетенции имеют надпредметный характер, и появляется возможность формировать их в течение всего периода обучения на всех учебных дисциплинах при должном их содержании. Они считают, что формированию универсальных компетенций способствует реализация в учебном процессе современных форм учебной деятельности, таких как практи-ко-ориентированные задания, комплексные задачи профессиональной направленности, публичная защита творческих проектов [23].

Использование цифровых технологий в образовательном процессе при формировании универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры характеризуется большим потенциалом [36]. Цифровая трансформация образования неизбежна в связи с повсеместным внедрением цифровых технологий в современную жизнь. Нормативно-правовые документы, такие как Постановление Правительства РФ от 2 марта 2019 г. № 234 «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая

экономика Российской Федерации» и приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25.10.2016 № 9), подтверждают позицию государства по этому вопросу [37; 38]. Цифровые технологии активно проникают в образовательный процесс образовательных организаций высшего образования. Преподаватели и студенты используют: социальные сети, мессенджеры, компьютерные программы для создания электронных презентаций и аудио-видео контента, облачные хранилища, платформы для видеоконференцсвязи, виртуальные технологии, смартфоны, планшеты, нейросети и др. В образовательном пространстве вуза создаются и функционируют электронные образовательные курсы (MOOK, e-leaming), журналы, информационно-образовательные среды. Средства цифровых технологий позволяют студентам и преподавателям строить индивидуальные образовательные маршруты, обмениваться данными, хранить информацию и др. [39].

Будущие бакалавры физической культуры факультета физической культуры и спорта ННГУ им. Н.И. Лобачевского в процессе обучения применяют следующие цифровые технологии: порталы и сайты в сети Интернет, электронную обучающую среду Moodle (e-learning, MOOC), пакет программ (Word, Еxсel, Power Point, Outlook и др.), популярные видеохостинги, облачные хранилища, социальные сети, мессенджеры, синхронный перевод видео в «Яндекс браузере», программы для создания видеороликов, онлайн-платформу для видеоконференций Zoom, сервисы Google, открытые курсы на MOOK [35]. В большей степени цифровые технологии используются на дисциплинах профессиональной направленности.

В экспериментальном исследовании по формированию и оценке универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры нами проведена оценка когнитивного компонента: системного и критического мышления (УК-1), разработки и реализации проектов (УК-2), командной работы и лидерства (УК-3), самоорганизации и саморазвития (УК-6, УК-7). Проведен анализ формирования рефлексивно-оценочного компонента вышеуказанных универсальных компетенций. Исследование проводилось на следующих учебных дисциплинах профессионального цикла: «Спортивная метрология», «Организация спортивно-зрелищных мероприятий», «Спортивные игры (баскетбол)», а также на производственной (организационной) практике.

В формирующем эксперименте приняли участие 83 студента (41 будущий бакалавр в контрольной группе и 42 — в экспериментальной группе).

Проведем анализ результатов оценки когнитивного компонента универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры по учебным дисциплинам организация спортивно-зрелищных 205 мероприятий, спортивная метрология, производственная (организационная) практика, спортивные игры (баскетбол). Экспериментальные данные студентов контрольной и экспериментальной групп показывают увеличение среднего значения оценки в экспериментальной группе по дисциплинам: «Спортивные игры (баскетбол) (тест) (Мкг = 3,63 балла; Мэг = 4,06 балла); «Организация спортивно-зрелищных мероприятий» (тест) (Мкг = 3,65 балла; Мэг = 4,13 балла); «Спортивная метрология» (экспертная оценка) (Мкг = 3,55 балла; Мэг = 4,03 балла); производственная (организационная) практика (экспертная оценка) (Мкг = 3,6 балла; Мэг = 4,18 балла). Результаты

Применение цифровых технологий на учебных занятиях будущих бакалавров физической культуры

Таблица 1

Учебные дисциплины и практика Средства цифровых технологий

Спортивная метрология - «Спортивная метрология» (курс на e-learning.unn.ru); - сайты профессиональной направленности; - мессенджеры и социальные сети (ВКонтакте, Viber, Telegram, WhatsApp); - пакет программ Microsoft (Word, Ехсв!, Power Point, Outlook и др.); - онлайн-платформа для видеоконференций Zoom; - синхронный перевод видео в «Яндекс браузере»; - сервисы Google; - видеохостинг YouTube; - открытые курсы на MOOK («Основы критического мышления»)

Организация спортивно-зрелищных мероприятий - ОСЗМ (курс на e-learning.unn.ru); - сайты профессиональной направленности; - мессенджеры и социальные сети (ВКонтакте, Viber, Telegram, WhatsApp); - пакет программ Microsoft (Word, Еxсel, Power Point, Outlook и др.); - программы для создания видеоролика (Movavi, iMovie и др.); - онлайн-платформа для видеоконференций Zoom; - облачные сервисы (Google, Яндекс Диск); - синхронный перевод видео в «Яндекс браузере»; - сервисы Google; - видеохостинг YouTube; - открытые курсы на MOOK («Soft Skills: навыки 21 века»)

Спортивные игры (баскетбол) - «Спортивные игры (баскетбол)» (курс на e-learning.unn.ru); - сайты профессиональной направленности; мессенджеры и социальные сети (ВКонтакте, Viber, Telegram, WhatsApp); - пакет программ Microsoft (Word, Еxсel, Power Point, Outlook и др.); - программы для создания видеоролика (Movavi, iMovie и др.); - онлайн-платформа для видеоконференций Zoom; - облачные сервисы (Google, Яндекс Диск); - синхронный перевод видео в «Яндекс браузере»; - сервисы Google; - видеохостинг YouTube

Производственная (организационная) практика - «Творческая практика» (курс на e-learning.unn.ru) - сайты профессиональной направленности; - мессенджеры и социальные сети (ВКонтакте, Viber, Telegram, WhatsApp); - пакет программ Microsoft (Word, Еxсel, Power Point, Outlook и др.); - программы для создания видеоролика (Movavi iMovie и др.); - онлайн-платформа для видеоконференций Zoom; - облачные сервисы (Google, Яндекс Диск); - синхронный перевод видео в «Яндекс браузере»; - сервисы Google; - видеохостинг YouTube; - открытые курсы на MOOK («Основы проектной деятельности», «Конфликтология», «Технология личностного развития»).

206

формирующего эксперимента будущих бакалавров контрольной и экспериментальной групп статистически достоверны. Применение цифровых технологий в образовательном процессе при фор-

мировании универсальных компетенций (когнитивно-деятельностного компонента) в системе профильных дисциплин будущих бакалавров физической культуры эффективно.

Таблица 2

Оценка когнитивно-деятельностного компонента универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры

Учебные дисциплины (формы контроля когнитивного-деятельностного компонента) Среднее значение оценки(М) Стандарт. отклонение Доверит. интервал для М (Л ) Достоверность различий

Мкг Мэг КГ ЭГ Д КГ Л ЭГ Мкг и Мэг

Спортивные игры (баскетбол) (тест) 3,63 4,06 0,63 0,63 0,20 0,20 *

Организация спортивно- зрелищных мероприятий (тест) 3,65 4,13 0,68 0,69 0,21 0,22 *

Спортивная метрология (экспертная оценка) 3,55 4,03 0,73 0,73 0,23 0,22 *

Производственная (организационная) практика (экспертная оценка) 3,6 4,18 0,71 0,75 0,24 0,28 *

Примечание: М — среднее значение оценки, где 1 балл — минимальное значение оценки, 5 баллов — максимальное; G — стандартное отклонение; А — доверительный интервал для М; * — достоверность различий (при а = 0,05)

Таблица 3

Оценка рефлексивно-оценочного компонента универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры

207

Примечание: М — среднее значение оценки, где 1 балл — минимальное значение оценки, 5 баллов — максимальное; G — стандартное отклонение; А — доверительный интервал для рефлексивного-оценочного компонента универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры (после проведения показывает, что произошло увеличение средних значений М); * — достоверность различий (при а = 0,05)

Универсальные компетенции Среднее значение оценки (М) Стандарт. отклонение р) Доверит. интервал для М (Л ) Достоверность различий

Мкг Мэг КГ ЭГ Л КГ Л ЭГ Мкг и Мэг

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач. 3,78 4,27 0,8 0,6 0,26 0,23 *

УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений. 3,24 4,11 0,92 0,67 0,28 0,21 *

УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и выполнять свою роль в команде. 3,5 4,16 0,92 0,61 0,29 0,20 *

УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни. 3,08 4,21 1,06 0,79 0,33 0,22 *

УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. 3,86 4,36 0,94 0,68 0,29 0,20 *

Анализ в экспериментальной группе: УК-1 (Мкг = 3,78 балла; Мэг = 4,27 балла); УК-2 (Мкг = 3,24 балла; Мэг = 4,11 балла); УК-3 (Мкг = 3,5 балла; Мэг = 4,16 балла); УК-6 (Мкг = 3,08 балла; Мэг = 4,21 балла); УК-7 (Мкг = 3,86 балла; Мэг = 4,36 балла). Результаты стандартного отклонения показывают уменьшение рассеивания у студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной относительно средних значений, что говорит об увеличении стабильности, однородности результатов: УК-1 ^кг = 0,8; Gэг = 0,6); УК-2 1 ^кг = 0,92; Gэг = 0,67); УК-3 1 ^кг = 0.92; Gэг = 0,61); УК-6 1 ^кг = 1,06; Gэг = 0,79); УК-7 1 ^кг = 0,94; Gэг = 0,68). Различия в результатах студентов контрольной и экспериментальной групп после проведения формирующего эксперимента с системным применением цифровых технологий статистически достоверны.

В современном мире универсальные компетенции выпускников высшей

школы стали необходимым результатом образовательного процесса. В данный момент не хватает детализированной проработки формирования и оценки сформиро-ванности универсальных компетенций по направлениям подготовки в бакалавриате, в частности, по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура». Мы считаем, что формирование универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры возможно не только на гуманитарных и естественнонаучных учебных дисциплинах, но и на дисциплинах профессионального цикла. Результаты экспериментального исследования показали, что сочетание традиционного обучения и цифровых технологий в образовательном процессе на дисциплинах профессионального цикла при формировании универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры дают положительный дидактический результат.

208

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байденко, В.И., Селезнева, Н.А. Конкурентоспособные образовательные программы: к формированию концепции // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 24-39.

2. Байденко, В.И. Болонский процесс: современный этап // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 52-60.

3. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.

4. Иванова, Е.О. Формирование универсальных компетенций студентов в процессе научно-исследовательской деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 146-155.

5. Кручинина, Г.А. Быкова, Ж.Б. Формирование психолого-педагогической компетентности специалиста в условиях информатизации // Приволжский научный журнал. 2008. № 4. С. 226-232.

6. Фролов, Ю.В., Махотин, Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 34-44.

7. Казакова, Е.И., Тарханова, И.Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 127-135.

8. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/joumal/2005/1212.htm (дата обращения: 06.02.2022).

9. Спенсер, Лайл М., Спенсер, Сайн М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. М.: Hippo, 2005. 384 с.

10. Le Boterf, G. Ingeniería de las competencias. Gestión, 2000; Barcelona, 2001.

11. Martín, E., Moreno, A. Competencia para aprender a aprender. Madrid: Alianza Editorial, 2007.

12. Fernández, J. El trabajo por competencias en el prácticum: cómo organizarlo y cómo evaluarlo // Revista Electrónica de Investigación Educativa. Vol. 7. Num. 2. 2005.

13. Winterton, J., Delamare - Le Deist, F., Stringfellow, E. Typology of knowledge, skills and competences: clarification of the concept and prototype // Research report elaborated on behalf of Cedefop. Thessaloniki Final draft (CEDEFOP Project No RP/B/BS/Credit Transfer/005/04), 2005.

14. Gangani, N.T., McLean, G.N., Braden, R.A. Competency-based human resource development strategy // Academy of human resource development annual conference in Austin. Texas, USA, 2004. Vol. 2. P. 1111-1118.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура. Введен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 сентября 2017 г. N 940. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/99 (дата обращения: 07.02.2022).

16. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография / под науч. ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: ЯГПУ, 2018. 383 с.

17. Белкина, В.В., Макеева, Т.В. Концепт универсальных компетенций высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 117-126.

18. Греф рассказал, каким видит «человека будущего». URL: https://ria.ru/20190925/1559105008. html/ (дата обращения: 04.02.2022).

19. Kamiñska, M. Axiological foundations of civic education — the role of teachers // Essays on Education / ed. W. Sroczynski. South Jordan, 2013. P. 51-65.

20. Rothman, M. Employer assessments of business interns // Higher education. Skills and work-based learning. 2017. Vol. 7. No. 4. P. 369-380.

21. Зайцева, М.А., Энзельт, Н.В. Формирование универсальных компетенций студентов в процессе воспитательной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 156-166.

22. Кручинина, Г.А., Филонов, Л.В. Оценка будущими бакалаврами направления подготовки «Физическая культура» сформированности универсальных компетенций // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Поляк, Д.А., Осадчая, Л.А. Формирование универсальных компетенций бакалавров физической культуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 5 (159). C. 222228.

24. Тарханова, И.Ю. Формирование универсальных компетенций обучающихся средствами университетской среды // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 3. С. 123-128.

25. Тарханова, И.Ю., Харисова, И.Г. Образовательные технологии формирования универсальных компетенций студентов вуза // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 136145.

26. Cox, J. How to promote student growth. URL: https://www.thoughtco.com/promoting-student-growth-2081952 (дата обращения: 06.02.2022).

209

210

27. Sharma, P. Soft Skills: Personality development for life success. BPB publications, 2018. 236 p.

28. Тарханова, И.Ю. Формирование универсальных компетенций студентов вуза средствами учебной и производственной практики // Социально-политические исследования. 2019. № 1. С. 110-118.

29. Андронникова, О.О. Безубова, Н.С. Методологические подходы к выделению универсальный компетенций, формируемык в воспитательном пространстве вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 1. С. 85-89.

30. Гаджиева, Г.Д., Раджабова, Р.В. Реализация потенциала интерактивных технологий в формировании универсальных компетенций студентов // Мир науки, культуры, образований. 2019. № 5. С. 118-120.

31. Кручинина, Г.А., Филонов, Л.В. Формирование универсальных компетенций у будущих бакалавров физической культуры с применением метода проектов и цифровых технологий // Web-технологии в реализации удалённого формата образования: сборник статей участников Международной научно-практической конференции / отв. ред. С.В. Напалков. Арзамас: Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2021. С. 379-383.

32. Багичева, Н.В., Старкова, Д.А. Межкультурные проекты как средство формирования универсальный компетенций студентов // Педагогическое образование в России. 2019. № 9. С. 13-21.

33. The future of education and skills. URL: https://www.of-buil ding-a-portfolio-assessment-3194653. oecd.org/education/2030/E2030%20Position %20Paper%20.pdf (дата обращения: 09.02.2022).

34. Kruchinina G.A. Information and communication technologies in education as a factor of students motivation / G.A. Kruchinina, L.I. Tararina, E.E. Sokolova, E.V. Limarova, I.V. Muskhanova, S.M. Arsaliyev, F.U. Bazayeva, N.P. Tagirova // International review of management and marketing. 2016. Т. 6. № 2. С. 104-109.

35. Филонов, Л.В., Кручинина, Г.А. Оценка когнитивного компонента универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры в условиях цифровизации образования // Гуманитарные науки и образование. 2021. № 4. С. 106-110.

36. Филонов, Л.В. Современные цифровые технологии при подготовке будущих бакалавров физической культуры // Парадигмальные установки естественных и гуманитарных наук: междисциплинарный аспект: материалы XVI Международной научно-практической конференции. Ростов н/Д.: Издательство ВВМ, 2021. С. 337-339.

37. Постановление Правительства РФ от 2 марта 2019 г. N 234 «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/72190034/ (дата обращения: 14.02.2022).

38. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации (утв. президиумом Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. № 9) (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/71677640/ (дата обращения: 14.02.2022).

39. Кручинина, Г.А., Филонов, Л.В. Применение электронного обучения студентами направления подготовки «физическая культура» в контексте будущей профессиональной деятельности // Модернизация научной инфраструктуры и цифровизация образования: материалы XI Международной научно-практической конференции. Ростов н/Д.: Издательство ВВМ, 2021. С. 168-172.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ 3 / 2022

ВЕК

REFERENCES

1. Baidenko, V.I., Selezneva, N.A. Konkurentosposobnye obrazovatelnye programmy: k formirovaniyu koncepcii [Competitive Educational Programs: Towards the Formation of the Concept], Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2011, No. 5, pp. 24-39. (in Russ.)

2. Baidenko, V.I. Bolonskij process: sovremennyj etap [The Bologna Process: A Modern Stage], Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2015, No. 10, pp. 52-60. (in Russ.)

3. Zimnaya, I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezultativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya [Key Competencies as the Effective-Target Basis of the Competence Approach in Education. The Author's Version]. Moscow, Issledovatelskij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004, 42 p. (in Russ.)

4. Ivanova, E.O. Formirovanie universalnyh kompetencij studentov v processe nauchno-issledovatelskoj deyatelnosti [Formation of Universal Competencies of Students in the Process of Research Activity], Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2018, No. 5, pp. 146-155. (in Russ.)

5. Kruchinina, G.A. Bykova, Zh.B. Formirovanie psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti specialista v usloviyah informatizacii [Formation of Psychological and Pedagogical Competence of a Specialist in the Conditions of Informatization], Privolzhskij nauchnyj zhurnal = Volga Scientific Journal, 2008, No. 4, pp. 226-232. (in Russ.)

6. Frolov, Yu.V., Makhotin, D.A. Kompetentnostnaya model kak osnova ocenki kachestva podgotovki specialistov [Competence Model as a Basis for Assessing the Quality of Training Specialists], Vysshee obrazovanie segodnya = Higher Education Today, 2004, No. 8, pp. 34-44. (in Russ.)

7. Kazakova, E.I., Tarkhanova, I.Yu. Ocenka universalnyh kompetencij studentov pri osvoenii obrazovatelnyh programm [Assessment of Universal Competencies of Students in the Development of Educational Programs], Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2018, No. 5, pp. 127-135. (in Russ.)

8. Khutorskoy, A.V. Tekhnologiya proektirovaniya klyuchevyh i predmetnyh kompetencij [Technology of Designing Key and Subject Competencies], Internet-zhurnal "Eidos" = Online Magazine "Eidos". Available at: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (accessed: 06.02.2022). (in Russ.)

9. Spenser, Lajl M., Spenser, Sajn M. Kompetencii na rabote. Modeli maksimalnoj effektivnosti raboty [Competencies at Work. Models of Maximum Work Efficiency]. Moscow, Hippo, 2005, 384 p. (in Russ.)

10. Le Boterf, G. Ingeniería de las Competencias. Gestión, 2000; Barcelona, 2001.

11. Martín, E., Moreno, A. Competencia para Aprender a Aprender. Madrid, Alianza Editorial, 2007.

12. Fernández, J. El trabajo por competencias en el prácticum: cómo organizarlo y cómo evaluarlo. Revista Electrónica de Investigación Educativa, vol. 7, num. 2, 2005.

13. Winterton, J., Delamare - Le Deist, F., Stringfellow, E. Typology of Knowledge, Skills and Competences: Clarification of the Concept and Prototype. Research Report Elaborated on Behalf of Cedefop, Thessaloniki Final Draft (CEDEFOP Project No RP/B/BS/Credit Transfer/005/04), 2005.

14. Gangani, N.T., McLean, G.N., Braden, R.A. Competency-Based Human Resource Development Strategy. Academy of Human Resource Development Annual Conference in Austin. Texas, USA, 2004, vol. 2, pp. 1111-1118.

15. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshego obrazovaniya — bakalavriat po napravleniyu podgotovki 49.03.01 Fizicheskaya kultura. Vveden prikazom Ministerstva

3 / 2022

obrazovaniya i nauki Rossiískoj Federaciiot 19 sentyabrya 2017 g. N 940 [Federal State Educational Standard of Higher Education — Bachelor's Degree in the Field of Training 49.03.01 Physical Culture. Introduced by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation Dated September 19, 2017 N 940]. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/99 (accessed: 07.02.2022). (in Russ.)

16. Izmerenie i ocenka sformirovannosti universalnyh kompetencij obuchayushchihsya pri osvoenii obrazovatelnyh program bakalavriata, magistratury, specialiteta [Measurement and Evaluation of the Formation of Universal Competencies of Students in the Development of Bachelor's, Master's, and Specialty Educational Programs: A Collective Monograph], ed. by I.Y. Tarkhanova. Yaroslavl, Yaroslavskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2018, 383 p. (in Russ.)

17. Belkina, V.V., Makeeva, T.V. Koncept universalnyh kompetencij vysshego obrazovaniya [The Concept of Universal Competencies of Higher Education], Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2018, No. 5, pp. 117-126. (in Russ.)

18. Gref rasskazal, kakim vidit "cheloveka budushchego" [Gref Told How He Sees the "Man of the Future"]. Available at: https://ria.ru/20190925/1559105008.html (accessed: 02.04.2022). (in Russ.)

19. Kaminska, M. Axiological Foundations of Civic Education — the Role of Teachers. Essays on Education, ed. W. Sroczynski. South Jordan, 2013, pp. 51-65.

20. Rothman, M. Employer Assessments of Business Interns. Higher Education, Skills and Work-Based Learning, 2017, vol. 7, No. 4, pp. 369-380.

21. Zaitseva, M.A., Enzelt, N.V. Formirovanie universalnyh kompetencij studentov v processe vospitatelnoj deyatelnosti [Formation of Universal Competencies of Students in the Process of Educational Activity], Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2018, No. 5, pp. 156-166. (in Russ.)

22. Kruchinina, G.A., Filonov, L.V. Ocenka budushchimi bakalavrami napravleniya podgotovki "Fizicheskaya kultura" sformirovannosti universalnyh kompetencij [Assessment by Future Bachelors of the Direction of Training "Physical Culture" of the Formation of Universal

212 Competencies], Vestnik Mininskogo universiteta = Bulletin of the Mininsky University, 2020, vol. 8, No. 4. (in Russ.)

23. Polyak, D.A., Osadchaya, L.A. Formirovanie universalnyh kompetencij bakalavrov fizicheskoj kultury [Formation of Universal Competencies of Bakalavrov of Physical Culture], Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta = Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2018, No. 5 (159), pp. 222-228. (in Russ.)

24. Tarkhanova, I.Yu. Formirovanie universalnyh kompetencij obuchayushchihsya sredstvami universitetskoj sredy [Formation of Universal Competencies of Students by Means of the University Environment], Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika = Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2018, No. 3, pp. 123-128. (in Russ.)

25. Tarkhanova, I.Yu., Kharisova, I.G. Obrazovatelnye tekhnologii formirovaniya universalnyh kompetencij studentov vuza [Educational Technologies for the Formation of Universal Competencies of University Students], Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2018, No. 5, pp. 136-145. (in Russ.)

26. Cox, J. How to Promote Student Growth. Available at: https://www.thoughtco.com/promoting-student-growth-2081952 (accessed: 06.02.2022).

27. Sharma, P. Soft Skills: Personality Development for Life Success. BPB Publications, 2018, 236 p.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ 3 / 2022

ВЕК

28. Tarkhanova, I.Yu. Formirovanie universalnyh kompetencij studentov vuza sredstvami uchebnoj i proizvodstvennoj praktiki [Formation of Universal Competencies of University Students by Means of Educational and Industrial Practice], Socialno-politicheskie issledovaniya = Socio-Political Studies, 2019, No. 1, pp. 110-118. (in Russ.)

29. Andronnikova, O.O. Bezubova, N.S. Metodologicheskie podhody k vydeleniyu universalnyh kompetencij, formiruemyh v vospitatelnom prostranstve vuza [Methodological Approaches to the Allocation of Universal Competencies Formed in the Educational Space of the University], Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, 2017, No. 1, pp. 8S-89. (in Russ.)

30. Gadzhieva, G.D., Radjabova, R.V. Realizaciya potenciala interaktivnyh tekhnologij v formirovanii universalnyh kompetencij studentov [Realization of the Potential of Interactive Technologies in the Formation of Universal Competencies of Students], Mir nauki, kultury, obrazovaniya = The World of Science, Culture, Education, 2019, No. S, pp. 118-120. (in Russ.)

31. Kruchinina, G.A. Filonov, L.V. Formirovanie universalnyh kompetencij u budushchih bakalavrov fizicheskoj kultury s primeneniem metoda proektov i cifrovyh tekhnologij [Formation of Universal Competencies among Future Bakalaurels of Physical Culture Using the Method of Projects and Digital Technologies]. In: Web-tekhnologii v realizacii udalyonnogo formata obrazovaniya [Web Technologies in the Implementation of Remote Education Format: A Collection of Articles by Participants of the International Scientific and Practical Conference], ed. by S.V. Napalkov. Arzamas, Arzamasskij filial Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.I. Loba-chevskogo, 2021, pp. 379-383. (in Russ.)

32. Bagicheva, N.V., Starkova, D.A. Mezhkulturnye proekty kak sredstvo formirovaniya universalnyh kompetencij studentov [Intercultural Projects as a Means of Forming Universal Competencies of Students], Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical Education in Russia, 2019, No. 9, pp. 13-21. (in Russ.)

33. The Future of Education and Skills. Available at: https:IIwww.of-build ding-a-portfolio-assessment-31946S3.oecd.orgIeducationI2030IE2030%20Position%20Paper%20.pdf (accessed: 09.02.2022).

34. Kruchinina, G.A., Tararina, L.I., Sokolova, E.E., Limarova, E.V., Muskhanova, I.V., Arsaliyev, S.M., Bazayeva, F.U., Tagirova, N.P. Information and Communication Technologies in Education as a Factor of Students Motivation, International Review of Management and Marketing, 2016, vol. 6, No. 2, pp. 104-109.

35. Filonov, L.V., Kruchinina, G.A. Ocenka kognitivnogo komponenta universalnyh kompetencij budushchih bakalavrov fizicheskoj kultury v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya [Assessment of the Cognitive Component of Universal Competencies of Future Bachelors of Physical Culture in the Conditions of Digitalization of Education], Gumanitarnye nauki i obrazovanie = Humanities and Education, 2021, No. 4, pp. 106-110. (in Russ.)

36. Filonov, L.V. Sovremennye cifrovye tekhnologii pri podgotovke budushchih bakalavrov fizicheskoj kultury [Modern Digital Technologies in the Preparation of Future Masters of Physical Culture]. In: Paradigmalnye ustanovki estestvennyh i gumanitarnyh nauk: mezhdisciplinarnyj aspekt [Paradigmatic Attitudes of Natural and Humanitarian Sciences: Interdisciplinary Aspect: Materials of the XVI International Scientific and Practical Conference]. Rostov-na-Donu, Izdatelstvo VVM, 2021, pp. 337-339. (in Russ.)

37. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 2 marta 2019 g. N 234 "O sisteme upravleniya realizaciej nacionalnoj programmy 'Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii' (s izmeneniyami i

213

dopolneniyami)" [Decree of the Government of the Russian Federation of March 2, 2019 N 234 "On the Management System for the Implementation of the National Program 'Digital Economy of the Russian Federation'" (With Amendments and Additions). Available at: https://base.garant. ru/72190034 (accessed: 14.02.2022). (in Russ.)

38. Pasport prioritetnogo proekta "Sovremennaya cifrovaya obrazovatelnaya sreda v Rossijskoj Federacii (utv. Prezidiumom Soveta pri prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam, protocol ot 25 oktyabrya 2016 g. № 9) (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Passport of the Priority Project "Modern Digital Educational Environment in the Russian Federation (Approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and Priority Projects", Protocol No. 9, dated October 25, 2016) (With Amendments and Additions)]. Available at: https://base.garant.ru/71677640 (accessed: 02.14.2022). (in Russ.)

39. Kruchinina, G.A. Filonov, L.V. Primenenie elektronnogo obucheniya studentami napravleniya podgotovki "Fizicheskaya kultura" v kontekste budushchej professionalnoj deyatelnosti [The Use of E-Learning by Students of the Direction of Training "Physical Culture" in the Context of Future Professional Activity]. In: Modernizaciya nauchnoj infrastruktury i cifrovizaciya obrazovaniya [Modernization of Scientific Infrastructure and Digitalization of Education: Materials of the XI International Scientific and Practical Conference]. Rostov-na-Donu, Izdatelstvo VVM, 2021, pp. 168-172. (in Russ.)

Филонов Леонид Викторович, старший преподаватель, кафедра теории и методики спортивной подготовки, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, [email protected] Leonid V. Filonov, Senior Lecturer, Theory and Methodology of Sports Training Department, N.I. Lobachevsky National Research Nizhny Novgorod State University, [email protected]

Кручинина Галина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и управления образовательными системами, Национальный исследовательский Нижегород-214 ский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, [email protected]

Galina A. Kruchinina, ScD in Education, Professor, Pedagogy and Management of Educational Systems Department, N.I. Lobachevsky National Research Nizhny Novgorod State University, [email protected]

Статья поcmyпuла в рeдакцuю 24.04.2022. Прията к пyблuкацuu 28.05.2022 The paper was submitted 24.04.2022. Accepted for publication 28.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.