Научная статья на тему 'Балльно-рейтинговая система как средство формирования универсальных компетенций бакалавров физической культуры'

Балльно-рейтинговая система как средство формирования универсальных компетенций бакалавров физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
балльно-рейтинговая система / оценивание учебных дости-жений студентов / образовательный стандарт / универсальные компетенции / профес-сиональный стандарт / трудовые функции / point-rating system / assessment of educational achievements of students / educational standard / universal competencies / professional standard / labor functions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осадчая Людмила Александровна

Рассмотрена возможность применения балльно-рейтинговой системы оцени-вания учебных достижений студентов для формирования универсальных компетенций бакалавров. Проанализирована связь универсальных компетенций бакалавра физиче-ской культуры и трудовых функций тренера. Приведен пример видов и содержания учебной деятельности при освоении дисциплины «Математическая статистика в физической культуре» в рамках балльно-рейтинговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осадчая Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCORE-RATING SYSTEM AS A MEANS OF FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCIES OF BACHELORS OF PHYSICAL CULTURE

The possibility of using a point-rating system for assessing students' academic achievements for the formation of universal competencies of bachelors is considered. The connection between the universal competences of a bachelor of physical culture and the work functions of a trainer is analyzed. An example of the types and content of educational activities when mastering the discipline "Mathematical statistics in physical culture" within the framework of the point-rating system is given.

Текст научной работы на тему «Балльно-рейтинговая система как средство формирования универсальных компетенций бакалавров физической культуры»

УДК 796.011:377.1 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10807

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Л.А. Осадчая

Рассмотрена возможность применения балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов для формирования универсальных компетенций бакалавров. Проанализирована связь универсальных компетенций бакалавра физической культуры и трудовых функций тренера. Приведен пример видов и содержания учебной деятельности при освоении дисциплины «Математическая статистика в физической культуре» в рамках балльно-рейтинговой системы.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, оценивание учебных достижений студентов, образовательный стандарт, универсальные компетенции, профессиональный стандарт, трудовые функции.

На современном этапе развития высшего образования важной задачей становится подготовка бакалавров физической культуры, владеющих фундаментальными основами профессиональной деятельности, спо -собных к личностному и профессиональному развитию в различных сферах [1].

Вузы призваны готовить прежде всего квалифицированного специалиста широкого профиля. Студент должен уметь целенаправленно и самостоятельно углублять знания сквозь призму научно-практической деятельности. В этой связи обучающийся должен быть научен методам использования фундаментальных знаний уже в вузе [3].

Одним из способов удовлетворения запросов современного общества на подготовку таких выпускников является формирование универсальных компетенций, которые можно определить как умения и способности человека, обеспечивающие успешную деятельность в различных сферах жизнедеятельности.

Особенностью универсальных компетенций является то, что они представляют собой не набор знаний или умений, а имеют деятельностный характер, проявляются в учебной деятельности и поведенческих действиях.

Универсальные компетенции специалиста носят надпредметный характер, поэтому они должны обладать определенной относительно устойчивой структурой, отражать степень сформированности способностей, готовность к профессиональной деятельности и развитие ценностных ориентаций личности [7].

Бакалавр физической культуры должен обладать универсальными компетенциями, при этом в первую очередь необходимо рассматривать общебиологические, естественнонаучные, гуманитарные и адаптивные

компетенции, далее идут общекультурные и социально-личностные и уже потом инструментальные и общенаучные компетенции [4].

Для определения способов формирования универсальных компетенций бакалавров физической культуры нами был проведен анализ требований профессионального стандарта «Тренер» на предмет содержа -ния в нем требований к наличию у работника универсальных компетенций. Результаты анализа представлены в табл. 1.

Таблица 1

Соотнесение универсальных компетенций и требований профессионального стандарта «Тренер»

Код и наименование универсальной компетенции выпускника [2] Трудовые действия и необходимые умения в профессиональном стандарте «Тренер» [4]

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач - систематический учет, анализ, обобщение результатов работы, в том числе с использованием электронных форм; - анализ фактических данных и результатов медицинских и психологических наблюдений за показателями физической и функциональной подготовленности занимающегося; - аналитическая обработка собранных показателей, фактических данных и результатов наблюдений, определение уровня физической подготовленности занимающегося, эффективности соревновательных и тренировочных воздействий

УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений - выбор оптимальных форм и видов тренировочных занятий, типов нагрузок (силовой, локальной, динамической, статической), умение выявлять проблемы в организации спортивной работы, предложить мероприятия по совершенствованию подготовки; - выявлять проблемы тренировочного процесса на этапах спортивно-оздоровительном, начальной подготовки и резервы улучшения результативности тренировочного процесса; - формулировать спортивные цели и разрабатывать модель мотивированного поведения занимающегося при подготовке к спортивным соревнованиям; - обосновывать принятые решения

УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде - использовать адекватные средства, методы и формы раскрытия личностного потенциала занимающегося, формирования волевых качеств и основ мотивации в соревновательной деятельности занимающегося; - контролировать физическое, функциональное и психическое состояние занимающихся; - проводить собеседование с целью выявления индивидуальных склонностей, мотивации, психологического настроя занимающегося

Окончание табл. 1

Код и наименование универсальной компетенции выпускника [2] Трудовые действия и необходимые умения в профессиональном стандарте «Тренер» [4]

УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностран-ном(-ых) языке(-ах) - умение осуществлять эффективную коммуникацию с подчиненными; - проведение публичных выступлений, обучающих занятий, семинаров, вебинаров по основам спортивной физиологии, организации общей физической подготовки, специальной подготовки

УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах - соблюдать нравственные и этические нормы в процессе отбора; - соблюдать нравственные и этические нормы в процессе коммуникации с занимающимися

УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни - проведение теоретических занятий в форме лекций, семинаров, а также совместного просмотра и обсуждения кино- и видеоматериалов, обучающих и научно-популярных фильмов с занимающимися с целью изучения системы движений, соответствующей особенностям вида спорта; - отбирать наиболее эффективные методики спортивной подготовки, соответствующие целям подготовки занимающихся на тренировочном этапе

УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности - демонстрировать тактические приемы и способы рациональной техники двигательных действий при выполнении комплексов упражнений, формулировать двигательную задачу с наглядным объяснением

УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций - обеспечение безопасности при проведении занятий по общей физической подготовке обучающихся на спортивно-оздоровительном этапе; - обеспечение безопасного выполнения занимающимися упражнений по общефизической и специальной подго -товке; - демонстрировать безопасные техники выполнения упражнений

Таким образом, сопоставление трудовых действий и универсальных компетенций бакалавра физической культуры позволяет сделать вывод о том, что универсальные компетенции бакалавра физической культуры напрямую связаны с трудовыми функциями тренера. В связи с этим фор -мирование универсальных компетенций невозможно без формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций [1].

Формирование универсальных компетенций бакалавров физической культуры предполагает не информированность в области физической культуры и спорта, а предоставление возможности обучающимся активно участвовать в учебном процессе, освоение опыта деятельности целепола-гания и планирования, самоорганизации, анализа собственных действий и результатов при освоении образовательных программ.

Универсальные компетенции формируются не в виде преподавания отдельных дисциплин, а за счет системы целостности образовательного процесса на протяжении всего периода обучения. Это различные формы организации образовательного процесса, содержание и разнообразные активные и интерактивные образовательные технологии.

Задача педагога в данных условиях - создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познаватель -ных, организационных, коммуникативных и профессиональных задач, составляющих содержание образования.

Большими возможностями для формирования универсальных компетенций и выполнения трудовых функций обладает балльно -рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов.

Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов направлена на решение следующих задач [5]:

• планирование и стимулирование регулярной учебной работы студентов в семестре;

• совершенствование организации учебного процесса на основе равномерного распределения учебной работы студентов в семестре и мониторинга их учебных достижений;

• совершенствование контрольно-измерительных технологий на основе учёта всех видов учебной работы студентов, выработки единства требований и объективизации системы оценивания учебных достижений студентов;

• внедрение инновационных педагогических технологий измерения и оценивания учебных достижений студентов на основе информационных технологий, повышения качества методического сопровождения учебного процесса;

• активизация личностного фактора в студенческой среде, повыше -ние роли самооценки студентов, внедрение принципа состязательности в учебный процесс.

Балльно-рейтинговая система предполагает использование в учеб -ном процессе различных форм и видов учебной деятельности: коллоквиум, выполнение лабораторно-практических работ, кейс-заданий, участие в выездных семинарах, сдача нормативов, подготовка и защита реферата, выполнение заданий исследовательского характера, подготовка научной статьи, составление структурно-логической схемы, таблицы, опорного конспекта на основе текста лекций и др.

В связи с тем, что при компетентностном подходе знания не являются самоцелью, а становятся лишь основой для формирования личностных качеств обучающегося, роль интерактивных форм обучения существенно возрастает. Поэтому в образовательной практике, кроме традиционных заданий и упражнений, целесообразно использовать деловые и ролевые игры, имитационные игры, моделирование и анализ конкретных ситуаций, мозговой штурм, дискуссию, пресс-конференцию, спор-диалог, учебные дебаты, круглый стол и т. д. Подобные формы работы ведут к развитию универсальных компетенций бакалавра [2].

В табл. 2 приведены примеры видов и содержания учебной деятельности при освоении дисциплины «Математическая статистика в физической культуре» в рамках балльно -рейтинговой системы.

Таблица 2

Виды и содержание учебной деятельности дисциплины «Математическая статистика в физической культуре»

Виды деятельности Содержание учебного материала (разделы и темы)

Посещение занятий -

Контрольная работа Основные понятия теории вероятностей. Вычисление вероятности события

Разработка опорного конспекта Основы комбинаторики

Расчётно-графическая работа Анализ статистических данных

Устный опрос Проверка статистических гипотез

Лабораторно-практическая работа Лабораторно-практическая работа № 2-7

Самостоятельная работа. Изучение статистических критериев 1. Критерий Макнамары. 2. Медианный критерий. 3. Критерий х2 (хи-квадрат). 4. Критерий Колмогорова - Смирнова. 5. Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Учебно-исследовательская работа Проверка статистических гипотез

Тестирование по дисциплине Основные понятия теории вероятностей и математической статистики

Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений реализует индивидуальный подход в обучении: учебная работа студента регулируется за счет самостоятельного выбора способов деятельности, учебно-методического обеспечения, уровня сложности исследования в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Правила балльно-рейтинговой системы объявляются студентам заранее и не меняются в течение семестра. Поэтому студентам необходимо четко представлять себе цели и задачи предстоящей работы, наметить способы их достижения и спланировать учебную деятельность.

В данном случае навыки самоорганизации в образовательном процессе проявляются в том, что обучающийся становится субъектом собственной учебной деятельности, а именно: он планирует собственную деятельность, ставит цель, активно участвует в процессе обучения, анализирует и корректирует свою работу.

Таким образом, реализация балльно--рейтинговой системы оценивания учебных достижений позволяет формировать у обучающихся универ -сальные компетенции, а именно: навыки постановки цели и конкретизации задач (УК-2), навыки самооценки (УК-3), навыки самоорганизации (УК-6).

Список литературы

1. Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. Оценка универсальных компе-тенций студентов при освоении образовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 127-135.

2. Компетентностная составляющая в профессиональной подготовке бакалавров физической культуры / Н.Е. Булгакова [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 7. [Электронный ресурс]. URL: https://applied-research.ru/pdf/2013/07/ 2013 07 15.pdf(дата обращения: 16.03.2020).

3. Педагогические условия формирования интереса к будущей профессиональной деятельности у студентов вуза физкультурно-спортивного профиля / И.В. Тарасевич [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 11(165). [Электронный ресурс]. URL: http://lesgaft-notes.spb.ru/files/11-165-2018/p344-348.pdf (дата обращения: 16.03.2020).

4. Подготовка бакалавров физической культуры в формате компе -тентностного подхода / О.С. Доржиева [и др.] // Вестник Бурятского госу -дарственного университета. 2017. №4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-bakalavrov-fizicheskoy-kultury-v -formate-kompetentnostnogo-podhoda (дата обращения: 16.03.2020).

5. Положение о балльной-рейтинговой системе оценивания учебных достижений студентов Екатеринбургского института физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК» [Электронный ресурс]. URL: http://www.sportural.ru/usr/Document/Pologinei/Pologenie_BRS_27.04.2015.p df (дата обращения: 21.03.2020).

6. Профессиональный стандарт «Тренер» [Электронный ресурс]. URL: http:// garant.ru/products/ipo/prime/doc/72132870 (дата обращения: 16.03.2020).

7. Универсальные компетенции студентов и магистрантов: дина -мика и структура / А.П. Лобанов [и др.] // Теория и практика психолого-педагогической подготовки специалиста в университете [Электронный ресурс]. URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/15123/1/ Lobanov-statya.pdf (дата обращения: 16.03.2020).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура. Введен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 сентября 2017 г. № 940 [Электронный ресурс] // URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/99 (дата обращения: 16.03.2020).

Осадчая Людмила Александровна, канд. пед. наук, доц., lydmila_osadchaya@, mail.ru, Россия, Екатеринбург, Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры

SCORE-RATING SYSTEM AS A MEANS OF FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCIES OF BACHELORS OF PHYSICAL CULTURE

L.A. Osadchaya

The possibility of using a point-rating system for assessing students' academic achievements for the formation of universal competencies of bachelors is considered. The connection between the universal competences of a bachelor ofphysical culture and the work functions of a trainer is analyzed. An example of the types and content of educational activities when mastering the discipline "Mathematical statistics in physical culture" within the framework of the point-rating system is given.

Key words: point-rating system, assessment of educational achievements of students, educational standard, universal competencies, professional standard, labor functions.

Osadchaya Lyudmila Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, lydmila_osadchaya@,mail. ru, Russia, Yekaterinburg, Yekaterinburg Institute of Physical Culture (branch) Ural State University of Physical Culture

References

1. Kazakova E.I., Tarhanova I.Yu. Ocenka universal'nyh kompetencij studentov pri osvoenii obrazovatel'nyh programm [Assessment of universal competencies of students in the development of educational programs] // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 2018. No. 5. P. 127-135.

2. Kompetentnostnaya sostavlyayushchaya v professional'noj podgotovke bakalavrov fizicheskoj kul'tury [Competency component in the professional training of bachelors of physical education] / N.E. Bulgakova [et al.] // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International Journal of Applied and Fundamental Research]. 2013. No. 7. [Electronic resource]. URL: https://applied-research.ru/pdf/2013/07/2013_07_ 15.pdf (accessed: 03.16.2020).

3. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya interesa k budushchej professional'noj deyatel'nosti u studentov vuza fizkul'turno-sportivnogo profilya [Pedagogical conditions for the formation of interest in future professional activities among university students of physical education and sports profile] / I.V. Tarasevich [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2018. No 11(165). [Electronic resource]. URL: http: // lesgaft-notes.spb.ru/files / 11-165-2018Zp344-348.pdf (accessed: 03.16.2020).

4. Podgotovka bakalavrov fizicheskoj kul'tury v formate kompetentnostnogo podhoda [Preparation of bachelors of physical education in the format of the competency-based approach] / O.S. Dorzhieva [et al.] // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Buryat State University]. 2017. No 4. [Electronic resource]. URL: https: // cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-bakalavrov-fizicheskoy-kultury-v-formate-kom-petentnostnogo-podhoda (accessed: 03.16.2020).

5. Polozhenie o ball'noj-rejtingovoj sisteme ocenivaniya uchebnyh dostizhenij studentov Ekaterinburgskogo instituta fizicheskoj kul'tury (filial) FGBOU VO «UralGUFK» [The regulation on the point-rating system for assessing academic achievements of students of the Yekaterinburg Institute of Physical Culture (branch) of FSBEI HE "UralGUFK"] [Electronic resource]. URL: http://www.sportural.ru/usr/Document/Pologinei/Pologenie_ BRS 27.04.2015.pdf(accessed: 03.21.2020).

6. Professional'nyj standart «Trener» [Professional standard "Trainer"] [Electronic resource]. URL: http: // garant.ru/products/ipo/prime/doc/72132870 (accessed: 03.16.2020).

7. Universal'nye kompetencii studentov i magistrantov: dinamika i struktura [Universal competencies of students and undergraduates: dynamics and structure] / A.P. Lobanov [et al.] // Teoriya i praktika psihologo-pedagogicheskoj podgotovki specialista v universitete [Theory and practice of psychological and pedagogical training of a specialist at the university] [Electronic resource]. URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/15123/1/ Lobanov-statya.pdf (accessed: 03.16.2020).

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya -bakalavriat po napravleniyu podgotovki 49.03.01 Fizicheskaya kul'tura. Vveden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 19 sentyabrya 2017 g. № 940 [The Federal State Educational Standard for Higher Education - undergraduate in the field of preparation 03.03.01 Physical education. Introduced by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated September 19, 2017 No. 940] [Electronic resource] // URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/99 (accessed: 03.16.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.