Научная статья на тему 'Мотив богоподмены в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»'

Мотив богоподмены в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1175
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГОПОДМЕНА / МОТИВ / БОГ / АНТИХРИСТ / REPLACEMENT OF GOD / THEME / ANTICHRIST

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юнгеров Юрий Александрович

В достоевсковедении достаточно подробно рассмотрены мотивы бунта и богоборчества. Однако в творчестве писателя эти мотивы трансформировались в мотив богоподмены. Герои Достоевского не просто отвергают Бог или Божьи установления, а подменяют их иными ценностями, близкими по форме к гуманизму и другим сущностям. В статье рассмотрен мотив богоподмены в начальной стадии его формирования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n Dostoevsky studies, themes of rebellion and struggle with God are examined very thoroughly. In Dostoevsky's works, however, these themes further developed into a theme of replacement of God. In essence, this means that Dostoevsky heroes do not merely reject God or God's commandments, but replace them with other values, related to humanism or other concepts. This article explores the theme of replacement of God in its early stage.

Текст научной работы на тему «Мотив богоподмены в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

МОТИВ БОГОПОДМЕНЫ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Ю.А. Юнгеров

Ключевые слова: богоподмена, мотив, Бог, антихрист.

Keywords: replacement of God, theme, God, antichrist.

В новозаветную эпоху, после пришествия Христа, в церковной среде стали популярными мотивы не столько богоборческие, сколько мотивы о подмене Бога ложным богом (обычно эта тема поднималась в связи с повествованием об антихристе или лжепророках). Этот мотив мы обозначим как мотив богоподмены. Впервые он использовался в текстах Нового завета: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Матф. 24 : 24). Апостол Павел тоже говорит о возможности такой подмены: «сам сатана принимает вид Ангела света... и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор. 11 : 1315).

Известный церковный деятель Х1Х века епископ Игнатий Брян-чанинов в связи с темой антихриста говорит: «Явит себя антихрист кротким, милостивым, исполненным любви, исполненным всякой добродетели» [Брянчанинов, 2002, с. 289]. Епископ Игнатий обличает и еретические учения: «Ересь можно уподобить пище, имеющей по наружности прекрасный вид, но отравленной ядом... Ересь всегда со-путствуется лицемерством и притворством. Несравненно более людей уловлены в вечную смерть посредством ереси, нежели посредством прямого отвержения Христа» [Брянчанинов, 2002, с. 465-466]. Здесь заявлена мысль о том, что ложь можно принять за истину, бого-

хульство - за учение Божие и т.д. Именно это и является богоподме-ной.

В русской литературе наиболее последовательное воплощение мотива богоподмены мы можем наблюдать в творчестве Ф.М. Достоевского, не просто воплотившего этот мотив, но и сделавшего его центральным, особенно в поздних своих произведениях.

Достоевский показывает героя в постоянном поиске и борении, причем это борение происходит в между двумя ипостасями - божественной и диавольской. И поскольку поиск зачастую носит религиозный характер, к герою неизбежно приходят «искушения», навязывающие мысль о человекобожестве, о всемирной несправедливости и т.д. Конечно, не только в этих условиях возникает мотив богоподмены, но основа его кроется именно в непринятии Божьего мира, отрицании земного устроения и непонимании его принципа.

Данный мотив в полной мере воплотился в последнем романе Достоевского «Братья Карамазовы», однако появился он благодаря эволюции мотива богоборчества (связанного с человекобожеством), который начал принимать форму подмены уже в первом романе «Пятикнижия».

Идея Раскольникова о сверхчеловеке предполагает построение его системы на несправедливости мира. Поскольку мир несправедлив, то и сам принцип созидания на основе гуманизма им отвергается. Он идет в противоположном направлении и создает теорию «права на преступление» и двух разрядах людей: «...."необыкновенный" человек имеет право <... > перешагнуть <... > через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует» [Достоевский, 1976, с. 199]. Вопрос спасения человечества здесь стоит в связи с пролитием крови (тех же людей, которые составляют это человечество). Неверие в спасительную Жертву Христа приводит Рас-кольникова к этой мысли, однако таковое рассмотрение (лишь в парадигме неверия героя) его идеи видится нам слишком примитивным. Теория Раскольникова уже содержит в себе тот самый богоподменче-ский корень - человекобожество. Конечно, эти идеи здесь имплицитны, но в полной мере они откроются у Великого инквизитора. Необходимость спасения человечества - вот главный постулат теории Рас-кольникова. Это не просто некий личный подвиг ради самоутверждения, но еще не до конца осознанная система подмены Бога антихристом.

Новый гуманизм Раскольникова предвосхитил ницшеанство: поклонение сверхчеловеку, который может «преодолеть человека», пренебречь свободой другого ради утверждения своей человекобожеской сущности. По сути, это создание новой религии, в основе которой стоит уже не Богочеловек, а человекобог.

Признает Раскольников и некое мессианское предназначение у разряда «особенных» людей: «Первый разряд всегда - господин настоящего, второй разряд - господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели» [Достоевский, 1976, с. 200-201]. Если рассматривать эти слова в духе христианского эсхатологизма, то цель, о которой говорит Раскольников, вполне очевидна и прозрачна - это историческое воплощение идеи человекобога (антихриста). Но в данной теории он пока только подразумевается во множественном числе - то есть люди «особенные», готовящие новое будущее

Но уже очень скоро Раскольников начинает подвергать сомнению свою собственную избранность (при этом, однако, продолжая быть уверенным в истинности своей теории): «Старуха была только болезнь... я переступить поскорее хотел... я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил...» [Достоевский, 1976, с. 211].

Убежденность в идее у Раскольникова сменяется душевным диссонансом при встрече с Соней Мармеладовой. Он видит в ней родственную душу (она тоже «перешагнула»), однако Соня уповает не на свою «избранность», но считает себя грешной и возлагает надежды только на Бога. Именно здесь для Раскольникова впервые звучит имя Божие, поэтому поначалу он пытается все свести к богохульству: «Да, может, и Бога-то совсем нет» [Достоевский, 1976, с. 246]. После Раскольников целует ногу Сони, обосновывая это тем, что он поклонился «всему страданию человеческому». Несмотря на столь смиренный жест героя, нельзя не заметить, что это тоже органически может входить в его теорию о «необыкновенных людях». Страдания человеческие для него соотносятся не со страданием за грехи, которыми обременен всякий человек (и через скорби призван очиститься) и все человечество: они являются следствием несправедливого устроения мира, против которого бунтует герой. В связи с этим и возникает недоумение Раскольникова: «как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!» [Достоевский, 1976, с. 247]. Соня

на это отвечает «А с ними-то что будет??» [Достоевский, 1976, с. 247], и Раскольников понимает, что у нее «то же самое», но он упускает из виду то, что Соня это делает не «вследствие», а «вопреки». Идея Рас-кольникова зиждется на отвержении в человеке образа Божьего, идея же Сони - на любви к этому самому образу в человеке и на жертвенности (хоть эта жертвенность и основывается у нее на грехе в связи с ее положением). Соня не борется против мира, не бунтует и не признает его виновником содеянного ею греха. Соня соотносит себя лишь с Божьим миром и не может видеть мир человеческий иначе, как через призму божественной милости ко всем людям. Осознав это, Раскольников приходит к мысли, что она помешанная: «Разве в здравом рассудке так можно рассуждать, как она? Разве так можно сидеть над погибелью, прямо над смрадною ямой, в которую уже ее втягивает, и махать руками, и уши затыкать, когда ей говорят об опасности? Что она, уж не чуда ли ждет?» [Достоевский, 1976, с. 248]. Действительно, чудо для Раскольникова не существует, оно столь же небытий-но для него, как и Сам Бог, подающий это чудо для других. Он знает один способ исправления ситуации - активное сопротивление, действия человеческие, но не надежда на Бога. Ключевым является вопрос Раскольникова: «А тебе Бог что за это делает?» [Достоевский, 1976, с. 248]. Здесь - суть его бунта и последующих героев «Пятикнижия» Достоевского (в том числе и самого яркого бунтующего - Ивана Карамазова). Раскольников не видит справедливость в этом мире и если и признает бытие Божие, то требует немедленного ответа от Бога. Видя практическую безответность Бога на молитвы людей, он делает вывод, идущий вразрез с теодицеей. Если Бог несправедлив и не может предотвратить зло в этом мире, то можно брать инициативу в свои руки и заменить собою Бога (стать сверхчеловеком).

После беседы Раскольникова с Соней о вере идет сцена чтения Соней Евангелия о воскрешении Лазаря. Здесь впервые появляется Божие слово для Раскольникова. Оно здесь идет как бы в противостояние тому, что до этого говорил и думал герой. На все его неверие, непонимание, даже возмущение был дан ответ - Евангелие.

Некоторые исследователи считают, что эта сцена - начало воскрешения и самого Раскольникова Христом (Степанян, 2005), однако герой здесь - еще «слепой иудей», ждущий своего мессию, могущего избавить его от страданий. Его неверие пока явно. Об этом говорит и Соня: «Зачем вам? Ведь вы не веруете?..» [Достоевский, 1976, с. 249]. Вследствие того, что Бог ему предстает недостаточным для разреше-

ния всех спорных вопросов, возникающих в связи с видением им этого мира, он еще не может принять Его, хотя и слышит откровение Слова.

После признания в убийстве старухи перед Соней Раскольников говорит: «...кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин!.. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее!» [Достоевский, 1976, с. 321]. И «Соня поняла, что этот мрачный катехизис стал его верой и законом» [Достоевский, 1976, с. 321]. Здесь - явная отсылка к тому, что между мыслями Раскольникова и катехизисом проводится аналогия. Вера Раскольникова - в сверхчеловека, поэтому он и не может уверовать во Христа, Который не только не взял все, но еще и претерпел многое от людей. В системе его идеи Христос не может быть Богом, потому что Он не просто не воспользовался той безраздельной властью, которую имел, но еще и отдал Свою жизнь, потерпев поругание. Бог же Раскольникова - сверхчеловек, могущий взять «дары» и воспользоваться ими для власти над человечеством, это именно антихрист, подменяющий подвиг Христа «тайной, чудом и авторитетом». Это тот человек, который «посмеет наклониться и взять ее» (власть -Ю. Ю.) [Достоевский, 1976, с. 321].

Во время своих признаний Соне Раскольников еще не испытывает покаяния, ибо его теория до сих пор жива. Рушится же его видение самого себя: «...если уж начал я себя спрашивать и допрашивать: имею ль я право власть иметь? - то, стало быть, не имею права власть иметь» [Достоевский, 1976, с. 321]. Именно это и стало причиной его крушения и мнимого покаяния. Бог в его сознании все еще не перестает подменяться сверхчеловеком, который готов во имя справедливости проливать кровь. «Я просто убил; для себя убил, для себя одного... мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею...» [Достоевский, 1976, с. 322] Теория Раскольникова, таким образом, строится не просто на преступлении и переступании, а на желании в самом себе увидеть «право имеющего». Как личный опыт бого-познания и богообщения необходим для твердой веры, так и убийство Раскольникова было необходимым условием для веры в сверхчеловека. Именно поэтому разрушение в самом себе образа право имеющего рушит всю его теорию. Им теперь движет раскаяние в том, что он не смог соответствовать своей теории и не посмел «наклониться и взять»: «Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!..» [Достоевский, 1976, с. 322].

Поначалу Раскольников отказывается от предложения Сони донести на себя, но, не видя возможности выйти из диссонирующего состояния, решает прийти с повинной. Это не является актом покаяния, но безвыходности. В последней своей беседе с Соней Раскольников, судя по всему, сам не понимает, зачем ему это нужно. Он должен каким-то образом избавиться от страдания, которое сам на себя наложил, он увидел этот шанс в том, что предложила ему Соня. Когда она надевает на Раскольникова крест, то он говорит: «Это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе-хе! И точно, я до сих пор мало страдал!» [Достоевский, 1976, с. 403]. Крест для него в данный момент является лишь символом собственных страданий, но не символом пострадавшего за него Христа. Все эти «моменты неверия» Раскольникова указывают на то, что проще уподобиться «блудному сыну» (вернувшемуся к Отцу), обыкновенному разбойнику, блуднице или даже открытому богоборцу, чем тому, кто в своей идее подменил Бога на собственного бога (без «недостатков»). В этом и открывается истинная суть богоподмены: сложность (или даже невозможность) покаяния. Это тот самый «прекрасный вид» пищи заблуждения, от которого сложно отказаться в связи с его привлекательностью.

Раскольников не воскресает в романе, но лишь в какой-то степени движется к этому. Однако истинное раскаяние пока для него невозможно: «И хотя бы судьба послала ему раскаяние - жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут!.. Но он не раскаивался в своем преступлении» [Достоевский, 1976, с. 417].

Теория Раскольникова разоблачается во сне, пришедшем к нему в болезни. Суть этого сна отображает возможное воплощение теории Раскольникова в жизни. Сон носит характер апокалиптический и говорит о некой язве, отсылающей нас к Откровению Иоанна Богослова: «язва» там упоминается больше десяти раз и означает гнев Божий. Эта язва во сне Раскольникова поражала душу и ум человека, чем приводила людей к безумию и невозможности осознания того, что есть добро, а что - зло. Этот сон о непонятных трихинах есть антиоткровение, показывающее бессмысленность и несостоятельность теории Раскольнико-ва. Познание Бога пришло к герою во время болезни, и ему было суждено начать свой крестный путь не через катафатику, а через апофати-ческое познание. Это познание страшно и мучительно, однако именно этот путь должен был пройти Раскольников в ожидании будущего своего обновления: «Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминани-

ях... » [Достоевский, 1976, с. 420]. Отсутствие смысла и основания в его идее приведет в конечном итоге Раскольникова к Евангелию, которое пока лежит еще под подушкой (как бы под покровом). Именно через него возможно будущее обновление героя, поскольку в нем он может найти живое основание для своей жизни.

Теория Раскольникова и ее воплощение, скорее, богоборческая концепция, чем концепция богоподмены. Однако при ее воплощении и подаче в романе «Преступление и наказание» можно увидеть и мотив богоподмены. Идея Раскольникова (пока довольно «сырая» и неоформленная) предполагает будущее развитие - появление уже одного человекобога, который бы не просто бунтовал против Бога, нынешнего порядка и несправедливости, а попытался бы подменить Его и восстановить «справедливость» в земном устроении мира.

Литература

Библия. Книги священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2007.

Брянчанинов И., епископ. Полное собрание сочинений в 8 томах. Т. IV. М., 2002.

Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т. VI. Л., 1976.

Степанян К.А. «Сознать и сказать». «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф.М. Достоевского. М., 2005.

АБЗАЦНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ТЕКСТА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО РАСЧЛЕНЕНИЯ

(на материале художественных текстов рубежа ХХ-ХХ1 веков)

О.В. Марьина

Ключевые слова: абзац, текст, синтаксис, дезинтеграционные

процессы.

Keywords: paragraph, text, syntax, disintegrate processes.

В последнее время исследование абзацев, абзацного членения текста вообще и художественного текста в частности выходит на новый уровень. Помимо традиционных подходов к изучению функций абзацев (Н.С. Валгина, С.Ю. Крючков, Л.М. Лосева, Л.Ю. Максимов, Е.А. Покровская), выявлению соотношений абзацев и сложных синтаксических целых, фрагментов (С.Ю. Крючков, П.А. Лекант,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.