Pushkin's onomastic game: the origin of the name 'I.P. Belkin'
The article considers the issues that make up the 'Belkin problem' in Pushkin studies in terms of literary studies and linguistics through onomastics. The authors relate the image of Ivan Petrovich Belkin with the concept of the 'squirrel-storyteller' and, further, with the zoomorphic personification of Prophetic Boyan, a medium between the earthly world and the heavenly world.
Key words: onomastics, onomasticon, Pushkin, Belkin, squirrel-mys, zoomorphic concept.
(Статья поступила в редакцию 26.03.2019)
А.Н. ГОРБЛНЁВЛ, Л.И. ИБРАГИМОВА (Махачкала)
нравственно-религиозная позиция сони мармеладовой в романе ф.м. достоевского «преступление и наказание»
Соня Мармеладова в большей степени, чем Разумихин или Порфирий Петрович, является выразительницей взглядов самого Достоевского. Она провозвестница тех идей, которые должны, по Достоевскому, вывести Рас-кольникова на путь спасения, помочь ему обрести веру и надежду. В идейной структуре романа идеи Сони и Раскольникова противопоставлены. Ее решение состоит в самопожертвовании, в том, что она «переступила себя». Основная идея Сони - это идея «непре-ступаемости» другого человека.
Ключевые слова: теория, преступление, наказание, оппонент, спасение, Евангелие, нравственность.
Идейная и художественная структура романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского подчинена исследованию той главной социально-философской проблемы, которая обозначена в его заглавии, и той идеи, «теории» главного героя, которая выступает в романе как причина его преступления, повлекшего за собой наказание.
Хотя образ Родиона Раскольникова занимает в произведении достоевского центральное место, роман назван не по имени главного героя, а по той главной проблеме, которая в нем исследуется. Проблема преступления -идейный узел романа, который связывает воедино композицию и сюжет произведения, его образную структуру и основные мотивы.
В идейной структуре романа, узлом которой является проблема преступления в ее социальном и философско-этическом содержании, важное место занимают образы оппонентов Раскольникова. По степени их роли в судьбе Раскольникова и в выявлении несостоятельности его теории оппоненты располагаются в романе в таком порядке - Разумихин, Порфи-рий Петрович, Соня Мармеладова. В ряде исследований Соня Мармеладова характеризуется не просто как оппонент, а как «своего рода антипод Раскольникова» [3, с. 119].
Соня занимает в идейной структуре романа особое место. Она в большей степени, чем Разумихин или Порфирий Петрович, является выразительницей взглядов самого достоевского. Она - провозвестница тех идей, которые должны, как считает достоевский, вывести Раскольникова на путь спасения, помочь ему обрести веру и надежду. В этом смысл одного из самых ярких и знаменательных эпизодов романа - чтение Соней одиннадцатой главы Евангелия от Иоанна - о воскрешении Лазаря.
Во время второй, во многом решающей для Раскольникова встречи Соня, по сути, одерживает нравственную победу над героем. Она отклоняет как ложную дилемму, предложенную Раскольниковым в целях самооправдания за убийство старухи-процентщицы и Лизаветы: «лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? То как бы вы решили: кому из них умереть?».
«да ведь я божьего промысла знать не могу... И к чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?» [5, с. 343]. Всем своим существом не приемля главного в теории Раскольникова - признания человека вошью («Это человек-то вошь!» [Там же, с. 320]) и разрешения крови по совести, Соня со своей точки зрения глубоко и точно определяет корень преступления Раскольникова: «От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!» [Там же, с. 321].
© Горбанёва А.Н., Ибрагимова Л.И., 2019
известия вгпу. филологические науки
Она же указывает Раскольникову на тот единственный, с ее точки зрения выход, который способен избавить его от наказания и муки: «Что делать? - Встань!... Поди сейчас же, сию минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем вслух: "Я убил!"».
Внешность Сони Мармеладовой является своеобразным зеркалом ее душевных качеств. Автор наделил Соню голубыми глазами, светлыми волосами и детским выражением лица. Этот тип внешности ассоциируется у многих людей с чистотой и невинностью.
В сюжетной структуре романа важное место принадлежит спорам Сони с раскольнико-вым по религиозно-нравственным вопросам. Вместе с Порфирием Петровичем Соня сыграла решающую роль в судьбе Раскольникова, убедив его признаться в преступлении и покаяться. В эпилоге романа Соня, сопровождавшая Раскольникова на каторгу, благодаря своей религиозной позиции и любви способствует воскресению его к новой жизни.
Диалоги-споры между Раскольниковым и Соней имеют одну особенность: в них находчивый и изворотливый ум студента оказывается бессильным перед простыми, ясными и твердыми нравственно-религиозными убеждениями героини.
Раскольников стремится поставить знак равенства между своим преступлением и вынужденной жертвой Сони. Во время второй встречи он говорит ей: «Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила... смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою (это все равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной». Однако Соня зарабатывает деньги ценой унижений и страданий, чтобы спасти семью от голода, никогда не попрекая этим их. Соня не осуждает своего отца за пьянство и, напротив, милосердно дает ему деньги на трактир. Она не жалеет денег и на детей своей мачехи Катерины Ивановны.
Судьба Сони, девушки из нищей семьи, вынужденной идти на улицу и, жертвуя собой, спасать от гибели своих близких, не менее трагедия, чем судьба Раскольникова. В отличие от Раскольникова, она не может позволить себе даже самоубийства: «А с ними-то что будет?» - говорит она Раскольникову, имея в виду своих близких. «И тут только понял он вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие
дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна» [4, с. 247]. Но, несмотря на всю грязь, в которой живет Соня, ее душа сохраняет чистоту и доброту.
нравственно-религиозная позиция «великой грешницы» Сони, как ее называет Раскольников, выявляется в двух диалогах между ними (в главах IV четвертой и пятой частей): «А тебе бог что делает?», - спросил он. Соня долго молчала, как бы не могла отвечать. «Молчите! не спрашивайте! Вы не стоите!.. -вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него. Все делает!», - быстро прошептала она.
Мечущегося Раскольникова притягивают к себе ощутимая цельность и сила чувств Сони. Внутренний мир девушки для него - неразрешимая загадка: «как этакий позор и такая низость» ее общественного положения «рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются». Справедливее было бы прямо головой в воду, - думает он. «нена-сытимое сострадание», безграничное самопожертвование ради близких - вот что удерживает Соню от отчаяния, помогает сохранить душевную чистоту. Сострадание Сони опирается на принципы поведения, недоступные пониманию Раскольникова, - смирение и веру в «божий промысел».
В.В. Кожинов отмечает перевод житейских ситуаций и явлений в вектор вечности, в бытийный масштаб в словах Раскольникова о Соне и в его объяснении той же Соне своего поступка - поклона («Я не тебе поклонился, я всему человеческому страданию поклонился») и в словах Сони, обращенных к герою после его признания в преступлении («нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете», «поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух, что это ты убил»). «Всему свету» здесь означает «всему миру». Масштабность и смысловая глубина изображаемого достигается и с помощью трактовки, интерпретации основных мотивов и самой сюжетной ситуации в контексте и духе проблематики и легенд Нового Завета.
Все основные мотивы романа - прощения, жертвы, духовной смерти, страдания, воскресения, от которых неотрывны, с которыми нераздельны образы Мармеладова, Сони, Дуни, Раскольникова, восходят к евангельским текстам, вырастают из них.
Несмотря на насмешки и скепсис Расколь-никова («Да, может, и бога-то совсем нет»), она уповает на Бога и его милосердие, это -
ее единственная опора в жизни: «Что же я без бога-то была?» [4, с. 248]. Соня страшно удручена неверием Раскольникова («Ведь вы не веруете?») и стремится помочь ему обрести веру. Признайся и покайся - «тогда бог опять тебе жизни пошлет» [Там же, с. 322].
То, о чем говорит Соня, в какой-то мере соответствует тому, что таится в глубине души самого Раскольникова (вспомним его молитвенные слова после страшного сна об убитой лошадке: «Господи! - молил он, - покажи мне путь мой...» [Там же, с. 50]).
Отсюда и начинается трудный путь Рас-кольникова к Богу и людям, который рядом с ним пройдет Соня. Ее вера и любовь сыграют решающую роль в возрождении героя к новой жизни.
В эпилоге, в сцене встречи Раскольнико-ва на берегу реки (вот он, тот берег, о котором говорил Порфирий Петрович) достоевский намечает эту перспективу: «Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого» [Там же, с. 421].
Основа преступления Раскольникова - это его безбожье. Он отвергает важнейшие принципы христианства, в частности «не убей». По мнению достоевского, ничто не может оправдать преступления. И наказание настигает Рас-кольникова не в Сибири, а сразу же после преступления: душевные терзания не покидают его ни на секунду. После убийства он три дня проводит без сознания.
На каторге все заключенные, отбывающие срок вместе с Раскольниковым, любят Соню за ее доброту и бескорыстную помощь. неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили ее? денег она им не давала, особенных услуг не оказывала. Только раз, на рождестве, принесла она на весь острог подаяние: пирогов и калачей. Она писала им письма к их родным и отправляла на почту... когда она являлась на работах, приходя к Расколь-никову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, - все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!» - говорили эти грубые, клейменые каторжные этому маленькому и худенькому созданию. Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась [Там же, с. 612].
В литературе последних лет, посвященной рассмотрению романа Достоевского, можно встретить утверждение о том, что не преступление и наказание, а именно воскресение есть главная тема произведения. Чтение Соней легенды о физическом воскрешении Лазаря предсказывает в романе возможность духовного воскресения.
В идейной структуре рассматриваемого романа «теории» Родиона Раскольникова противопоставлена «правда» Сони Мармеладо-вой. «Ее решение» состоит в самопожертвовании и в том, что она «переступила» себя, и основная ее идея - это идея «неприступности» другого человека. Преступить другого - значит для нее погубить себя. В этом она и противостоит Раскольникову.
Как отмечают исследователи, «правда» Сони не дает ответа на многие «неразрешимые вопросы», поставленные в романе. Это вопросы как социального, так и философского характера.
В то же время образом Сони и других оппонентов Раскольникова автор «Преступления и наказания» утверждал главную нравственную мысль романа, о которой один из исследователей сказал точно и всеохватно: в этом романе воплотилась вся сила реализма достоевского, его знание человека, его споры с философами и политиками, его сюжетное мастерство. Его дар живописца и портретиста направлены на одну идею-страсть, не менее властную, чем идея-страсть Раскольникова, и противостоящую ей. Она формулируется просто: «не убий»*.
Список литературы
1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
2. Белкин A.A. Роман «Преступление и наказание» // Русская классическая литература. Анализы и разборы. М.,1969.
3. Гассиева В.З. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Орджоникидзе, 1977.
4. Горбанёв H.A., Горбанёва А.Н. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: учеб. пособие. Махачкала, 2008.
5. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М.: АСТ, 2015.
6. Евнин Ф.И. Роман «Преступление и наказание» // Творчество Достоевского. М., 1959.
7. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970.
* 6-я заповедь Христа из Евангелия.
известия вгпу. филологические науки
8. Этов В.И. О художественном своеобразии социально-философского романа Достоевского // Достоевский - художник и мыслитель. М.: Худож. лит., 1972.
* * *
1. Bahtin M.M. Problemy poetiki Dostoevskogo. M., 1972.
2.Belkin A.A. Roman «Prestuplenie i nakazanie» // Russkaya klassicheskaya literatura. Analizy i razbory. M., 1969.
3. Gassieva V.Z. Roman F.M. Dostoevskogo «Prestuplenie i nakazanie». Ordzhonikidze, 1977.
4. Gorbanyov N.A., Gorbanyova A.N. Roman F.M. Dostoevskogo «Prestuplenie i nakazanie»: ucheb. posobie. Mahachkala, 2008.
5. Dostoevski) F.M. Prestuplenie i nakazanie. M.: AST, 2015.
6. Evnin F.I. Roman «Prestuplenie i nakazanie» // Tvorchestvo Dostoevskogo. M., 1959.
7. Kirpotin V.Ya. Razocharovanie i krushenie Rodiona Raskol'nikova. M., 1970.
8. Etov V.I. O hudozhestvennom svoeobrazii so-cial'no-filosofskogo romana Dostoevskogo // Dostoevski) - hudozhnik i myslitel'. M.: Hudozh. lit., 1972.
The moral and religious position of Sonia Marmeladova in the novel "Crime and Punishment" by F.M. Dostoevsky
The article explores the moral and religious position of Sonia Marmeladova in the novel "Crime and Punishment" by F.M. Dostoevsky. The author shows that Sonya Marmeladova, to a greater extent than Razumikhin or Porfiry Petrovich, is the embodiment of Dostoevsky's views of himself. She is the herald of those ideas which, according to Dostoevsky, had to lead Raskolnikov to the path of salvation and help him to gain faith and hope. In the ideological structure of the novel, Sonya's ideas are contrasted with Raskolnikov's. Her decision consists in self-sacrifice, in that she violated her moral principles. Sonia's main idea of is the idea of not violating another person's life.
Key words: theory, crime, punishment, opponent, salvation, gospel, morality.
(Статья поступила в редакцию 15.03.2019)
О.Ф. ЛАДОХИНА (Москва)
иронические символы балагана в стихотворении И. АННЕНСКОГО «серебряный полдень»
Анализируется использование И. Анненским в стихотворении «Серебряный полдень» из «Трилистника балаганного» иронических символов балагана. Поэт выбирает универсальный способ поэтического видения действительности. Балаганная тема перекликается с темой смерти, серебряный полдень в стихотворении И. Анненского - это маска. Субъективизм поэта проявляется в ироничном отношении к происходящему, для Анненского это способ познания действительности, в частности балагана.
Ключевые слова: контекст, символ, ирония, фольклор, мотив, драма.
По словам И. Анненского, объяснить какое-нибудь литературное произведение можно лишь тогда, когда определены его композиция, замысел автора и ближайшая цель поэта. Натолкнувшись на форму трилистника, поэт создал уникальные стихотворные смысловые единства, в которых можно с нескольких сторон посмотреть на то, что является предметом изображения.
В поэзии для И. Анненского важна была прежде всего форма мысли. В стихотворении «Серебряный полдень» из «Трилистника балаганного» поэт стремился придать поэтическим образам контрастную окраску, соединив вещественное и отвлеченное в одном контексте: высокое в названии и будничное в воздушном мертвом пространстве, передав свое ироничное отношение к происходящему.
«Трилистник балаганный» - пример изображения народного гуляния, слагаемыми которого являются символы умирания старого и рождения нового. В начале XX в. не только в европейском, но и в русском искусстве возрастает интерес к балагану, арлекинаде, к маске, в которой отражается сразу несколько образов, она привлекает не только своим обаянием, но и иронией, в которой чувствуются и смех, и слезы. Комедия неожиданно превращается в трагедию. Балаган становится частью нового искусства, потому что сочетание трагическо-
О Ладохина О.Ф., 2019