Научная статья на тему 'Иронические символы балагана в стихотворении И. Анненского "серебряный полдень"'

Иронические символы балагана в стихотворении И. Анненского "серебряный полдень" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
167
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONTEXT / SYMBOL / IRONY / FOLKLORE / MOTIVE / DRAMA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ладохина Ольга Фоминична

Освещается использование И. Анненским в стихотворении «Серебряный полдень» из «Трилистника балаганного» иронических символов балагана. Поэт выбирает универсальный способ поэтического видения действительности. Балаганная тема перекликается с темой смерти, серебряный полдень в стихотворении И. Анненского это маска . Субъективизм поэта проявляется в ироничном отношении к происходящему, для Анненского это способ познания действительности, в частности балагана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights the use of ironic symbols of a ‘tent show’ by I. Annensky in the poem "Silver Midday" from the lyric cycle "Tent Show Shamrock ". The author shows that the poet uses a universal way of poetic vision of reality. It has been disclosed that the silver noon in I. Annensky's poem is only a mask, and the theme of a tent show echoes the theme of death. It is concluded that the poet’s subjectivism manifests itself in an ironic attitude to what is happening; for Annensky, it is a way of understanding reality and a tent show as one of its parts.

Текст научной работы на тему «Иронические символы балагана в стихотворении И. Анненского "серебряный полдень"»

известия вгпу. филологические науки

8. Этов В.И. О художественном своеобразии социально-философского романа Достоевского // Достоевский - художник и мыслитель. М.: Худож. лит., 1972.

* * *

1. Bahtin M.M. Problemy poetiki Dostoevskogo. M., 1972.

2.Belkin A.A. Roman «Prestuplenie i nakazanie» // Russkaya klassicheskaya literatura. Analizy i razbory. M., 1969.

3. Gassieva V.Z. Roman F.M. Dostoevskogo «Prestuplenie i nakazanie». Ordzhonikidze, 1977.

4. Gorbanyov N.A., Gorbanyova A.N. Roman F.M. Dostoevskogo «Prestuplenie i nakazanie»: ucheb. posobie. Mahachkala, 2008.

5. Dostoevski) F.M. Prestuplenie i nakazanie. M.: AST, 2015.

6. Evnin F.I. Roman «Prestuplenie i nakazanie» // Tvorchestvo Dostoevskogo. M., 1959.

7. Kirpotin V.Ya. Razocharovanie i krushenie Rodiona Raskol'nikova. M., 1970.

8. Etov V.I. O hudozhestvennom svoeobrazii so-cial'no-filosofskogo romana Dostoevskogo // Dostoevski) - hudozhnik i myslitel'. M.: Hudozh. lit., 1972.

The moral and religious position of Sonia Marmeladova in the novel "Crime and Punishment" by F.M. Dostoevsky

The article explores the moral and religious position of Sonia Marmeladova in the novel "Crime and Punishment" by F.M. Dostoevsky. The author shows that Sonya Marmeladova, to a greater extent than Razumikhin or Porfiry Petrovich, is the embodiment of Dostoevsky's views of himself. She is the herald of those ideas which, according to Dostoevsky, had to lead Raskolnikov to the path of salvation and help him to gain faith and hope. In the ideological structure of the novel, Sonya's ideas are contrasted with Raskolnikov's. Her decision consists in self-sacrifice, in that she violated her moral principles. Sonia's main idea of is the idea of not violating another person's life.

Key words: theory, crime, punishment, opponent, salvation, gospel, morality.

(Статья поступила в редакцию 15.03.2019)

О.Ф. ЛАДОХИНА (Москва)

иронические символы балагана в стихотворении и. анненского «серебряный полдень»

Анализируется использование И. Анненским в стихотворении «Серебряный полдень» из «Трилистника балаганного» иронических символов балагана. Поэт выбирает универсальный способ поэтического видения действительности. Балаганная тема перекликается с темой смерти, серебряный полдень в стихотворении И. Анненского - это маска. Субъективизм поэта проявляется в ироничном отношении к происходящему, для Анненского это способ познания действительности, в частности балагана.

Ключевые слова: контекст, символ, ирония, фольклор, мотив, драма.

По словам И. Анненского, объяснить какое-нибудь литературное произведение можно лишь тогда, когда определены его композиция, замысел автора и ближайшая цель поэта. Натолкнувшись на форму трилистника, поэт создал уникальные стихотворные смысловые единства, в которых можно с нескольких сторон посмотреть на то, что является предметом изображения.

В поэзии для И. Анненского важна была прежде всего форма мысли. В стихотворении «Серебряный полдень» из «Трилистника балаганного» поэт стремился придать поэтическим образам контрастную окраску, соединив вещественное и отвлеченное в одном контексте: высокое в названии и будничное в воздушном мертвом пространстве, передав свое ироничное отношение к происходящему.

«Трилистник балаганный» - пример изображения народного гуляния, слагаемыми которого являются символы умирания старого и рождения нового. В начале XX в. не только в европейском, но и в русском искусстве возрастает интерес к балагану, арлекинаде, к маске, в которой отражается сразу несколько образов, она привлекает не только своим обаянием, но и иронией, в которой чувствуются и смех, и слезы. Комедия неожиданно превращается в трагедию. Балаган становится частью нового искусства, потому что сочетание трагическо-

О Ладохина О.Ф., 2019

го и комического услышано поэтом в музыке времени, идет борьба между высоким и низким. Эксцентрика балагана стала органичной частью лирики И. Анненского. Поэт выбирает универсальный способ поэтического видения действительности, его субъективная оценка происходящего иронична. Ирония для Ан-ненского как способ восприятия мира, который поэтом не принимается, он вступает в диалог с ним, постепенно трансформирующийся в театральное действо, происходит симбиоз человека и мира. Балаган же представляет собой, по словам О. Фрейденберг, «древнейший храм-театр-дом, не получивший использования в классовом обществе и потому оставленный без литературной обработки в низах» [4, с. 197].

Одной из определяющих тенденций в творчестве И. Анненского является принцип расщепления искусства в целом на отдельные «первоэлементы». Среди следствий подобного подхода к созданию новой художественной системы - интерес к народному творчеству.

И.Ф. Анненский увидел в искусстве драматического фольклора первооснову словесного творчества. Видимо, зрелищность, многолюдность, сакральность содержания, связь с ритуалом притягивали поэта к малым драматическим формам.

В русском культурном пространстве балаган известен давно, он, по словам исследователя А.Ф. Некрыловой, является «лицом гуляния». Обязательное украшение балагана -флажки, плакаты, лампочки, шары. публику развлекали арлекинадами, цирковыми представлениями. Такое увеселение было заигрыванием с народом: «На праздничную площадь, где шло веселье, "по указанию свыше", рассчитывали как на прекрасное средство обуздания страстей и воспитания народа в духе "самодержавия, православия и народности"» [3, с. 226]. Площадь в такие моменты неуправляема, она выплескивает то, где «за наивным содержанием скрывался обличительный смысл» [Там же, с. 227].

Балаган стал эмоциональной и художественной доминантой многих произведений Анненского из посмертного сборника «Кипарисовый ларец». Если К. Бальмонт в его композиции увидел новаторство, то В. Брюсов находки поэта считал искусственными.

Стихотворения в сборнике объединены по принципу коллективного переживания, три стихотворения связаны несколькими мотивами, музыкой стиха и единой энергетикой.

«Трилистники» описывают взаимодействие мира духовного и материального, И. Аннен-ский прослеживает постепенное формирование из людской массы человеческого лица.

В стихотворении «Серебряный полдень» из «Трилистника балаганного» разыгрывается драматическое представление, если помнить, что народная драма восходит к ритуалу, направленному на восстановление порядка, тогда можно утверждать, что автор усиливает суть ритуала прощания с прошлым. Перед нами разворачивается картина балаганного праздничного зрелища, эстетика балагана во всем, особенно во внешнем:

Лиловых и алых шаров

Меж клочьями мертвых паров

В глаза замелькавшие пятна.

Шар, как известно, является символом будущего, еще египтяне сделали вывод о шарообразности Земли, в христианских храмах шарообразные купола символизируют бессмертие. Шар в руках человека - знак не только вечности, но и ответственности за мир.

Сонм шаров в небе противопоставлен в стихотворении картине полдня. Словно идет борьба приходящего и уходящего. Все туманно и зыбко:

Серебряным блеском туман

К полудню еще не развеян.

Авторская символика Анненского позволяет по-разному толковать его произведения. В стихотворении «Серебряный полдень» на наших глазах происходит постепенное превращение серебряного пространства в мертвый простор, ожидания красот описания полдня, когда солнце в зените, сменяется трагическими картинами умирания. В поэтической системе этого стихотворения Анненского «солнечные раны» контрастируют с его названием, постепенно вплывает мотив смерти:

Стал даже желтее туман,

Стал даже желтей и мертвей он.

Слово «мертвый» в стихотворении будет обыграно трижды. Пространство постепенно превращается в неживое:

Меж клочьями мертвых паров

В глаза замелькавшие пятна.

Картина узора из разноцветных шаров контрастирует с пространством:

известия вгпу. филологические науки

И солнцу с чего их ласкать,

Воздушных на мертвом просторе!

До появления эпитета мертвый читатель приготовлен к трагическому мироощущению символичной цветовой гаммой: желтый - символ обреченности, смерти, житейской пошлости (вспомним, например, желтые страницы); алый - это и война, и конфликт, напряжение, и яростная жестокость; лиловый - цвет пограничных состояний, связан с внутренними переживаниями.

Пейзажная зарисовка к середине стихотворения превращается в балаганное действо. Автор передает свое ироничное отношение к происходящему, по словам А.А. Блока, ирония как болезнь: «Самые живые, самые чуткие дети нашего века поражены болезнью, незнакомой телесным и духовным врачам. Эта болезнь - сродни душевным недугам и может быть названа "иронией". Ее проявления - приступы изнурительного смеха, который начинается с дьявольски-издевательской, провокаторской улыбки, кончается - буйством и кощунством» [2, с. 116].

В «Трилистнике балаганном» стихотворение «Серебряный полдень» как намек, предтеча насмешки над происходящим, автор не смеется, он робко и детально описывает то, что мелькает перед его глазами, яркие остроты будут во втором стихотворении «Трилистника», в третьем - вскроются истинные смыслы происходящего, как в притче. Роль первого стихотворения «Серебряный полдень» - расставить акценты, познакомить с балаганными героями.

драматическое мироощущение передается в стихе постепенно: «А полдень горит так суров...». Автор описывает картину полдня, передавая свое отношение к ней («.мне в этот час неприятны») и понимая, что мертвый простор - символ гроба.

Главные герои прощальной процессии -Арлекин и пьеро. Арлекин не просто балаганный персонаж, он герой, у которого важная задача - вывернуть наизнанку мир, привлечь внимание к зрелищу. Арлекин - персонаж, отображающий трагическое мироощущение поэта. С появлением этого героя «помпа бюро, огней и парчи серебро» становятся тусклым, он все внимание привлекает к себе. Название маски этого героя восходит к имени предводителей бесов, в театральном представлении с его участием находил всегда выражение конфликт между старым и новым укладом жизни.

Рядом с ним - Пьеро, символ печали и неудач. Они как две противоположности, которые являются олицетворением мирового театра, постоянно сопровождают друг друга, и в этом союзе каждый тянет в свою сторону, в этом противостоянии их сила. В финале стихотворения произойдет победа света над тленом:

О, белая помпа бюро!

И стали у гроба с свечами!

Лирическим героем стихотворения, который все еще был за ширмой, также является свора. Перечитывая стихотворение несколько раз, можно увидеть и шары, и Арлекина, и Пьеро, только свора бестелесна, она иронично связана с разноцветными шарами, которые можно отпускать, когда этого захочет хозяин, разрисовывать различными красками, шары - предмет украшения чужого праздника. Шары описываются скрупулезно, чтобы читатель внешний облик лиловых и алых шаров ассоциировал с самим собой. По словам поэта, «чем больше развивается городская жизнь, тем безысходнее городскими становятся самые души». Исследователь творчества И.Ф. Анненского Ю.В. Шевчук считает, что это «свора» детей, т. к. их действия редко бывают осмысленными, нам представляется, что речь идет о толпе обезумевших взрослых. Ее автор наделяет эпитетами безумная и радостная, тем самым показывая весь ужас от картины балагана в момент прощания, разноцветье, описанное в первой части, полностью повторяется в описании похоронной процессии: блеск парчи, свечей, белая помпа бюро - все это оттенки лилового, желтого и алого. Зеркальное отражение картины: полдень превращается в полночь.

Субъективизм поэта в ироничном отношении к происходящему, для Анненского это способ познания действительности, в частности балагана. Нарисованная картинка переворачивается, серебряный полдень тускнеет, ему на смену приходит «огней парчи серебро» траурной процессии.

Балаган как форма перехода от чуждого к родному, где нет насилия, там другие формы протеста. Балаганная тема перекликается с темой смерти, серебряный полдень в стихотворении И. Анненского - это маска, которую можно не узнать, как это происходит с безумной и радостной сворой. Постепенно с помощью героев драматического театра, их невербальных действий свора превращается в толпу. Шуточный маскарад с разноцветными

шарами - абрис пустой жизни, вызов банальности бытия, театрализованный хаос, намеренно совершаемый для устрашения надвигающейся силы зла.

поэтический мир «Серебряного полдня» -это предчувствие набрасываемой тени «Умирания», которое будет длиться целый день, превращаясь постепенно в пытку. Образ таинственной тени зарождается в первом стихотворении, во втором - в общем восторге парит над разгулявшейся толпой, и только в третьем -«содрогается опалый шар» на фоне «одуряющей ночи» как иронический символ балагана. Лирический герой постигает мир душой, присутствие смерти делает еще более ценным каждый миг жизни «ловцами солнца». ловить солнце - усиливать трагизм происходящего. Солнце у символистов - одна из главных мифологем, в поэзии Анненского оно главный источник света, жизни, но в «Серебряном полдне» оно беспощадно к его ловцам: «И солнцу с чего ж их ласкать?».

Так своеобразно Анненский ставит вопрос о смерти. Она предметна и страшна поэту. Сила его переживаний в эмоциональной окраске строк, а ирония - в использовании слова помпа в данном контексте - пышность, рассчитанная на внешний эффект.

употребление слова фимиам в описании траурной процессии несет также ироничный смысл, если помнить выражение курить фимиам - «чрезмерно восхвалять кого-то, льстить»:

Огней и парчи серебро, Должно потускнеть в фимиаме...

Слова перестают быть средством выражения, они становятся магическим символами.

по словам самого И. Анненского, «стих не есть создание поэта, он даже, если хотите, не принадлежит поэту. Стих неотделим от лирического я, это его связь с миром, его место в природе» [1, с. 99]. Неслучайно в стихотворении «Серебряный полдень», которое является частью балаганного действия, дана картина эмоционального накала страстей в толпе перед началом интермедии.

Стихотворение как отражение состояния публики во время представления, иронический взгляд на мир приобретает в «Серебряном полдне» характер отношения к миру поэта. Самое интересное в стихотворении то, что Анненский пытается уловить цвет эпохи и ритм времени, основной атрибут его поэтики -ирония.

Сегодняшнее мироощущение жизни как трагического балагана пророчески изображено в стихотворении «Серебряный полдень», первое стихотворение «Трилистника балаганного» - изображение декорации трагического спектакля с превращением «серебряного полдня» в «сумеречный день», прелюдия трагической симфонии, последние часы серебряного блеска действительности.

Список литературы

1. Анненский И.Ф. Кипарисовый ларец. М.: Яуза, 1995.

2. Блок А.А. Ирония // Искусство и революция. М.: Современник, 1979.

3. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. СПб.: Азбука-Классика, 2004.

4. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997.

* * *

1. Annenskij I.F. Kiparisovyj larec. M.: Yauza, 1995.

2. Blok A.A. Ironiya // Iskusstvo i revolyuciya. M.: Sovremennik, 1979.

3. Nekrylova A.F. Russkie narodnye gorodskie prazdniki, uveseleniya i zrelishcha. SPb.: Azbuka-Klas-sika, 2004.

4. Frejdenberg O.M. Poetika syuzheta i zhanra. M.: Labirint, 1997.

The ironic symbols of a 'tent show' in the poem "Silver Midday" by I. Annensky

The article highlights the use of ironic symbols of a 'tent show' by I. Annensky in the poem "Silver Midday" from the lyric cycle "TentShow Shamrock". The author shows that the poet uses a universal way of poetic vision of reality. It has been disclosed that the silver noon in I. Annensky's poem is only a mask, and the theme of a tent show echoes the theme of death. It is concluded that the poet's subjectivism manifests itself in an ironic attitude to what is happening; for Annensky, it is a way of understanding reality and a tent show as one of its parts.

Key words: context, symbol, irony, folklore, motive, drama.

(Статья поступила в редакцию 26.03.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.