Научная статья на тему 'Мотив аффилиации как основной фактор формирования сплочённости молодёжных групп'

Мотив аффилиации как основной фактор формирования сплочённости молодёжных групп Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
845
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ АФФИЛИАЦИИ / СТРЕМЛЕНИЕ К ПРИНЯТИЮ / СТРАХ ОТВЕРЖЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОРАЛЬНЫЙ ОБЛИК / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Норкулова Н. Т.

В работе представлены данные по изучению и измерению мотива аффилиации среди молодёжных групп, а также влияние его развития на социализацию учащихся в условиях образовательного процесса высшей школы. Обоснована необходимость развивать данную мотивацию как один из факторов формирования морального облика, духовных ценностей в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Норкулова Н. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотив аффилиации как основной фактор формирования сплочённости молодёжных групп»

МОТИВ АФФИЛИАЦИИ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЁННОСТИ МОЛОДЁЖНЫХ ГРУПП

MOTIVE OF AFFILIATION AS THE MAIN FACTOR OF UNITY IN YOUTH GROUPS

Норкулова Н.Т.

Старший научный сотрудник кафедры экономической педагогики Ташкентского государственного экономического университета. E-mail: nargiza.norkulova@mail.ru

Аннотация. В работе представлены данные по изучению и измерению мотива аффилиации среди молодёжных групп, а также влияние его развития на социализацию учащихся в условиях образовательного процесса высшей школы. Обоснована необходимость развивать данную мотивацию как один из факторов формирования морального облика, духовных ценностей в целом.

Ключевые слова: мотив аффилиации, стремление к принятию, страх отвержения, коммуникативная компетентность, моральный облик, социальные ценности.

Norkulova N.T.

Senior research fellow at the Department of Economical Pedagogics of the Tashkent State University of Economics. E-mail: nargiza.norkulova@mail.ru

Annotation. The article presents data on the study and assessment of affiliation among youth groups, as well as its influence on the process of student socialization in the conditions of higher school educational process. The author substantiates the necessity of the development of the affiliation motive as one of the factors of the formation of moral and spiritual values.

Keywords: motive of affiliation, aspiration to acception, fear of rejection, communicative competence, morals, social values.

Результаты ряда психологических исследований показали, что во многих странах с развитой экономикой есть тенденция к увеличению числа людей отчуждённых, одиноких, что приводит к деградации общества. Причинами могут служить разные факторы, в частности развитие информационных технологий, в том числе Интернета. Данная тенденция наблюдается в основном среди молодёжи, которая начинает утрачивать коммуникативные навыки и становится менее общительной, у молодых людей разрушаются познавательные и речевые способности.

Для современного общества характерен страх открытого выражения чувств. У человека возникают трудности в установлении отношений, получении социальной поддержки. Как результат, он страдает от одиночества.

Практикой доказано, что гуманистическая и коллективистская ориентация социального поведения имеет много позитивного и соответствует узбекскому менталитету и культурно-национальным ценностям нашего народа. Следует отметить, что по природе каждая личность имеет потребность в аффилиации (от анг. to affiliate - присоединять, присоединяться) [4, с. 29; 8; 16; 17, с. 43]. Под аффилиацией понимается эмоциональная связь человека с другими людьми, характеризующаяся взаимным принятием и расположением. Значительное количество исследований свидетельствует о положительном влиянии мотива аффилиации - повышении эффективности учёбы, труда, росте успеваемости, улучшении межличностных взаимоотношений, появлении психологического комфорта [3; 5; 6, с. 48; 7; 8; 9; 10; 12; 18; 19].

Именно потребность в аффилиации помогает человеку успешно взаимодействовать с окружающими, входить в эмоционально-доверительное общение, что имеет значение не только для достижения более высоких результатов деятельности коллектива и улучшения отношений между сверстниками, но и для каждого участника процесса общения в отдельности, так как посредством коммуникации человек имеет возможность узнать себя глубже и в результате быть менее одиноким в нашем постоянно меняющемся мире [6, с. 48].

В свою очередь, это способствует формированию коммуникативно-компетентной молодёжи в разных сферах деятельности, ведь мы везде сталкиваемся с человеческим фактором и должны уметь грамотно и эффективно взаимодействовать с людьми. Мотив аф-филиации носит ярко выраженный социальный характер, так как он может быть реализован только при взаимодействии с другими людьми [6, с. 48; 7; 8; 9; 10, с. 90-93; 18; 19].

В статье мы хотели показать, насколько важное значение имеет развитие данной мотивации для сплочённости молодёжных групп. Универсальность потребности человека в аффилиации подтверждают данные сравнительно-культурных исследований. Как показали исследования Стефаненко (1999), представители индивидуалистических культур значительно чаще, чем представители коллективистских культур, жалуются на чувство одиночества и изоляции, которая нередко приводит к депрессии. В наших исследованиях мы решили проверить, так ли это, исходя из этнопсихологических, ментальных особенностей узбекской или национальной культуры.

Приведём эмпирические данные по измерению мотива аффилиации среди молодёжи и установим, насколько он влияет на формирование морального облика молодёжи.

В качестве объектов исследования выступили 285 будущих студентов, из которых 73 - девушки и 212 - молодые люди в возрасте от 18 до 32 лет. Средний возраст исследуемой аудитории - 21 год. Из числа участников исследования 157 человек являются городскими жителями, а 115-сельскими. 13 респондентов не указали место своего жительства.

В ходе исследования применялась методика СПО (социально-психологический опросник) для выявления факторов, влияющих на аффилиативное поведение личности, и тест А. Меграбяна в модификации М.Ш. Магомед-Эминова - для диагностики двух обобщённых устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации: шкала стремления к принятию (СП) и шкала страха отвержения (СО). Результаты теста, соответственно, представлены в виде двух шкал: СП и СО [3, с. 373-375; 2, с. 68-72].

По итогам применения методики А. Меграбяна в модификации М.Ш. Магомед-Эминова было установлено, что у студентов-выходцев из сёл (р < 0,004) мотивация СО более ярко выражена, по сравнению со значением СП (таблица 1). Это можно объяснить тем, что студенты, приехавшие из села в город учиться, попадают в новую среду. Хотелось также отметить, что мотив СП у студентов, приехавших из сёл, выше, нежели у городских студентов. Это мы можем связывать со стремлением студентов к самоутверждению, самореализации.

Кроме того, нами были использованы методика Е.В. Залюбовской «Исследование восприятие индивидумом группы» [3, с. 407-409], методика МАС М. Кубышкиной [3, с. 415-417; 15] и методика «Диагностика социальных ценностей личности» [15; 1].

Результаты показали, что молодёжь, которая ценит материальные ценности и стремится к ним, не отличается коллективистской направленностью, окружающие люди для них менее важны, чем финансовое благополучие. Совместно выполненная работа им чужда. В то же время, чем выше семейные ценности в обществе, тем выше коллективистская направленность молодёжи. Молодёжь, которая ориентирована на социальные ценности, не будет отличаться индивидуалистической направленностью. Этому мы нашли подтверждения в своих исследованиях (таблица 2).

Поскольку мотив аффилиации напрямую связан со степенью близости взаимоотношений внутри группы, мы связали вопросы из СПО, в частности, «Среди друзей мне ценнее всего...», с количеством детей детей в семье. Из таблицы 3 и рисунка 1 можно увидеть,

Таблица 1

Сравнительный анализ данных по измерению мотива аффилиации среди студентов выходцев из города и сельской местности (по критерию и Манн-Уитни)

Показатели Средние ранги и Р

город ^ = 157) село ^ = 115)

Стремление к принятию 132,7 141,6 8437 0,355

Страх отвержения 122,9 150,4 6965,5 0,004

Таблица 2

Соотношение показателей, полученных при применении методики восприятия индивидумом группы и диагностики социальных ценностей личности

(по критерию Спирмана)

Индивидуалистическая направленность Коллективистическая направленность Прагматическая направленность

Профессиональные 0,098 0,017 -0,182

Финансовые 0,262** -0,254** -0,034

Семейные -0,186 0,219* -0,106

Социальные -0,27 0** 0,154 0,066

Коллективные -0,178 0,174 -0,017

Моральные -0,032 0,067 -0,063

Физические -0,182 0,046 0,074

Интеллектуальные -0,037 0,115 -0,084

* - р < 0,05; ** - р < 0,01.

Таблица 3

Взаимосвязь показателя «Количество детей в семье» и ответов на вопрос «Среди друзей мне ценнее всего...» (критерий х2)

Количество детей в семье Однокурсники Одноклассники Друзья со двора Другие Общеее количество

кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %

2 8 28,6 12 42,9 1 3,6 7 25,0 28 100,0

3 24 60,0 13 32,5 0 0,0 3 7,5 40 100,0

4 16 47,1 10 29,4 6 17,6 2 5,9 34 100,0

5 8 61,5 3 23,1 2 15,4 0 0,0 13 100,0

6 3 75,0 1 25,0 0 0,0 0 0,0 4 100,0

7 2 100,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0 2 100,0

Общ.кол-во 61 50,4 39 32,2 9 7,4 12 9,9 121 100,0

(X2 = 26,3; р < 0,05)

120

90

60

30

I 100,0

О

-<у>- о < о ЧО гН ю гН ЧО ю

2 ребенка

Однокурсники

3 ребенка 4 ребенка 5 детей 6 детей

Одноклассники I Друзья со двора Другие

Рис. 1. Взаимосвязь показателя «Количество детей в семье» и ответов на вопрос «Среди друзей мне ценнее всего...»

7 детей

0

что респонденты, воспитанные в многодетных семьях, больше ценят взаимоотношения с однокурсниками. Исходя из этого можно сделать вывод: многодетные семьи служат фундаментом коллективистической направленности, социальной активности личности в обществе.

Практика показывает, что такие люди более устойчивы к разным депрессивным состояниям, поскольку в больших семьях человек получает больше поддержки, любви близких, и, конечно же, опасность проявления депрессивых симптомов стремится к нулю.

Ответы на вопрос «Часто ли в детстве вас оставляли одних ваши родители?», а также результаты исследования восприятия индивидумом группы показали что дети, которых

Таблица 4

Взаимосвязь ответов на вопрос «Часто ли в детстве вас оставляли одних ваши родители» и особенностей восприятия индивидумом группы (по критерию и Манн-Уитни)

Показатели Средние ранги и Р

«Да» ^ = 28) «Нет» ^ = 81)

Индивидуалистическая направленность 67,6 50,6 781 0,013

Коллективистическая направленность 47,3 57,6 919,5 0,134

Прагматическая направленность 44,1 58,8 829 0,031

в детстве часто оставляли одних, отличаются большей индивидуалистической направленностью, а у тех, кто в детстве не оставался один, сильнее развита прагматическая и коллективистская направленность (таблица 4). Как показали исследования, мотив аффилиа-ции сильнее развит у тех, кто не был обделен в детстве свободным общением и находится в тёплых отношениях с окружающими.

Таблица 5

Статистический анализ взаимосвязи ответов на вопрос «С кем вы больше общались в детстве?» и результатов исследования восприятия индивидумом группы

(по критерию Крускал Уоллиса)

Показатели Средние ранги Хи- квадрат Р

«С родителями» ^ = 40) «С дедушкой и бабушкой» ^ = 31) «С друзьями» ^ = 26) С другими ^ = 11)

Индивидуалистическая направленность 59,85 58,06 44,25 49,23 4,78 0,189

Коллективистическая направленность 49,74 45,81 67,23 66,23 9,31 0,025

Прагматическая направленность 53,18 60,18 52,54 47,95 1,73 0,631

80 -

67,23 66,23

Индивидуалистическая Коллективистическая Прагматическая

направленность направленность направленность

I «С родителями» ^ = 40) «С дедушкой и бабушкой» ^ = 31) I «С друзьями» ^ = 26) С другими ^ = 11)

Рис. 2. Взаимосвязь ответов на вопрос «С кем вы больше общались в детстве?» и результатов исследования восприятия индивидумом группы

Таблица 6

Статистический анализ взаимосвязи ответов на вопрос «С кем вы в основном проводите своё свободное время?» и результатов измерения социальных ценностей

(по критерию Крускал Уоллиса)

Средние ранги

Показатели «С однокурсниками» ^ = 18) «С одноклассниками и друзьями со двора» ^ = 22) «С любимым человеком» ^ = 4) «С семьёй» ^ = 52) С другими ^ = 14) Хи-квадрат Р

Профессиональные 61,81 45,48 72,13 56,01 56,50 4,04 0,401

Финансовые 60,89 60,45 67,13 51,54 52,18 2,60 0,628

Семейные 59,56 48,34 48,25 55,78 62,57 3,15 0,533

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальные 63,11 47,50 54,13 53,12 67,54 4,75 0,313

Коллективные 65,69 44,86 32,38 56,71 61,21 6,96 0,138

Моральные 56,69 46,93 30,00 62,06 50,36 6,76 0,149

Физические 67,67 58,75 62,50 50,78 50,29 4,57 0,334

Интеллектуальные 59,36 37,43 46,00 61,72 58,54 9,90 0,042

300

Профессио- Финансо- Семейные Социаль- Коллектив- Моральные Физиче- Интеллек-нальные вые ные ные ские туальные

I «С однокурсниками» ^ = 18) «С одноклассниками и друзьями со двора» ^ = 22) «С любимым человеком» ^ = 4) I «С семьёй» ^ = 52) С другими ^ = 14)

Рис. 3. Взаимосвязь ответов на вопрос «С кем вы в основном проводите своё свободное время?» и результатов измерения социальных ценностей

В ходе анализа полученных данных выявлено, что молодые люди имевшие широкий круг общения в детстве, отличаются большей коллективистической направленностью. Иными словами, те, кто больше общались с друзьями в детстве, имел большое количество знакомых.

Результаты изучения социальных ценностей и ответы на вопрос (СПО) «С кем вы в основном проводите своё свободное время?» показали, что студенты, выбирающие интеллектуальные ценности, своё свободное время проводят в основном со своей семьёй, потом с однокурсниками, обсуждая свои предметы, затем - с новыми знакомыми, с любимым человеком и в последнюю очередь - с одноклассниками и друзьями со двора. Главный момент, на который хотелось бы обратить внимание, - это взаимосвязь между интеллектуальными ценностями и семейными. Молодёжь, ориентированная на семейные ценности, больше обращает внимание на развитие в себе интеллектуальных качеств и способностей.

Как видно из таблицы, студенты, которые своё свободное время проводят с однокурсниками, имеют очень высокое стремление к социальному престижу. А те студенты, которые проводят его с любимыми, отличаются низким стремлением к соперничеству, социальному престижу, достижению цели, то есть они не мотивированы к успешности. Из этого можно сделать вывод, что. У тех, для кого важны эмоции, менее развиты деловые качества.

Развитие духовных ценностей молодёжи - это кропотливая работа педагогов, семьи и общества. Задача не из лёгких- соотносить свои интересы и желания с интересами окружающих тебя людей. А ведь именно этому можно научить, развивая мотив аффилиации

Таблица 7

Статистический анализ взаимосвязи ответов на вопрос «С кем вы в основном проводите своё свободное время?» и данных методики МАС (по критерию однофакторного дисперсионного анализа)

Показатели Средние ранги F р

«С однокурсниками» (N = 19) «С одноклассниками, друзьями со двора» (N = 24) «С любимым человеком» (N = 5) «С семьёй» (N = 56) Другие (N = 14)

Стремление к социальному престижу 20,8 18,2 17,2 17,9 19,9 2,51 0,046

Стремление к соперничеству (азартность) 8,3 7,0 6,0 8,0 10,3 2,99 0,022

Стремление к достижению цели 21,3 18,9 17,0 19,2 21,2 2,15 0,079

24- оо - «Я - ^ -

a N a S « п Я

II I In I

Стремление Стремление Стремление

к социальному престижу к соперничеству (азартность) к достижению цели

I «С однокурсниками» (N = 19) «С одноклассниками и друзьями со двора» (N = 24) «С любимым человеком» (N = 5) I «С семьёй» (N = 56) С другими (N = 14)

Рис. 4. Взаимосвязь ответов на вопрос «С кем вы в основном проводите своё свободное время?» и данных методики МАС

у подрастающей молодёжи. Социально-нравственное воспитание в семье, в учебных заведениях, в коллективе- это большая школа в формировании нравственного сознания, морального облика молодёжи:так у молодёжи пробуждается чувство товарищества, симпатии к сверстникам, желание оказать посильную помощь друг другу.

Формирование мотива аффилиации у студентов позволит в будущем воспитать духовно сильную, морально устойчивую молодёжь. Этому способствуют следующие психолого-педагогические условия:

• успешное использование методов коллективного взаимодействия (позволит студентам активно общаться друг с другом, посколькуусловие успеха каждого является условием успеха остальных);

• формирование мотива аффилиации у молодёжи в процессе обучения должно представлять собой одну из задач профессиональной деятельности преподавателей школ, лицеев, колледжей, высших учебных заведений;

• формирование мотивации к общению важно осуществлять путем включения студентов в процесс оценивания собственных психических состояний и результатов учебной деятельности;

• целенаправленная деятельность по формированию и саморазвитию мотива аф-филиации будет достаточно результативной, если станет опираться на знание исходного состояния данной мотивации;

• формирование мотиваций предполагает использование комплекса психолого-педагогических средств, психологических тренингов, дающих соответствующие развивающие возможности и позволяющие реализовать закономерности развития мотивации.

На основе проведенного исследования мы пришли к следующим общим выво-

- целенаправленная деятельность по формированию и саморазвитию мотива аф-филиации будет достаточно результативной, если опираться на знание исходного состояния этих мотиваций (если развивать ее с ранних стадий онтогенеза);

- формирование мотиваций предполагает использование комплекса психолого-педагогических средств, которые обладают соответствующими развивающими возможностями и позволяют реализовать закономерности развития мотивации;

- принцип «группизма»- ориентации на группу, предпочтения интересов группы личным интересам - позволит получить большие выгоды в экономической сфере без каких-либо вложений, многократно инвестировать труд своих сотрудников, конечно же, используя этнопсихологические мотивы деятельности узбекского народа.

Список литературы:

1. Батаршев, А. В. Психодиагностика в управлении: Практическое руководство: учебно-практич. пособие / А. В. Батаршев. - М.: Дело, 2005.

2. Большая энциклопедия психологических тестов. - Эксмо: Москва, 2006.

3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2011. - 512 с. : ил. - (Мастера психологии).

4. Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М. : Политиздат, 1985.

5. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. - М. : Наука, 1988. - 192 с.

6. Кузнецова, И. В. Мотив аффилиации в межличностных отношениях : дис. ... канд. психол. наук / Ирина Викторовна Кузнецова. - СПб., 2006.

7. Майерс, Д. Социальная психология : пер с англ. / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 2004. - 793 с.

8. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклеланд. - СПб. : Питер, 2007. -672 с. : ил. - (Мастера психологии).

9. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - 2-е изд. - СПб. : Евразия, 1999. -478 с.

10. Немов, Р. С. Социальная психология : учеб. пособие / Р. С. Немов, И. Р. Алтуни-на. - СПб. : Питер, 2010. - 432 с. : ил. - (Учебное пособие).

11. Обуховский, К. Галактика потребностей. Психология влечений человека / К. Обуховский. - СПб. : Речь, 2003. - 294 с.

12. Орлов, А. Б. Экспериментальные и прикладные исследования мотивационных образований в зарубежной и когнитивной психологии / А. Б. Орлов // Психологический журнал. - 1990. - Т. 11, № 6. - С. 16-27.

13. Орлов, А. В. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации / А. В. Орлов // Вопросы психологии. - 1989. - № 5. - С. 27-34.

14. Платонов, Ю. П. Социальная психология поведения : учеб. пособие / Ю. П. Платонов. - СПб. : Питер, 2006. - С. 37-40.

15. Серова, Л. Г. Тесты для отбора персонала / Л. Г. Серова. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2004. - (Психологический практикум).

16. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность : пер. с нем. ; в 2 т. / Х. Хекхаузен. - М., 1986.

17. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь ; под общ. ред. В. Б. Шапаря. - Изд. 3. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007.

18. Buunk, B. Affiliation and helping interactions within organizations : a critical analysis of the role social support with regard to occupation stress // Stroebe W., Hewstone M. European Review of Social Psychology. - Chichester : John Wiley, 1990. - Vol. 1. -P. 293-322.

19. Murray, Н. A. Exploration in Personality / H. A. Murray. - N.Y., 1938.

Spisok literatury:

1. Batarshev, A. V. Psikhodiagnostika v upravlenii: Prakticheskoe rukovodstvo: ucheb-no-praktich. posobie / A. V. Batarshev. - M.: Delo, 2005.

2. Bol'shaia entsiklopediia psikhologicheskikh testov. - Eksmo: Moskva, 2006.

3. IVin, E. P. Motivatsiia i motivy / E. P. Il'in. - SPb. : Piter, 2011. - 512 s. : il. - (Mastera psikhologii).

4. Karpenko, L. A. Kratkii psikhologicheskii slovar' / L. A. Karpenko ; pod obshch. red. A. V. Petrovskogo, M. G. Iaroshevskogo. - M. : Politizdat, 1985.

5. Kovalev, V. I. Motivy povedeniia i deiatel'nosti / V. I. Kovalev. - M. : Nauka, 1988. -192 s.

6. Kuznetsova, I. V. Motiv affiliatsii v mezhlichnostnykh otnosheniiakh : dis. ... kand. psikhol. nauk / Irina Viktorovna Kuznetsova. - SPb., 2006.

7. Maiers, D. Sotsial'naia psikhologiia : per s angl. / D. Maiers. - SPb. : Piter, 2004. - 793 s.

8. Makklelland, D. Motivatsiia cheloveka / D. Makkleland. - SPb. : Piter, 2007. - 672 s. : il. - (Mastera psikhologii).

9. Maslou, A. Motivatsiia i lichnost' / A. Maslou. - 2-e izd. - SPb. : Evraziia, 1999. - 478 s.

10. Nemov, R. S. Sotsial'naia psikhologiia : ucheb. posobie / R. S. Nemov, I. R. Altunina. -SPb. : Piter, 2010. - 432 s. : il. - (Uchebnoe posobie).

11. Obukhovskii, K. Galaktika potrebnostei. Psikhologiia vlechenii cheloveka / K. Obu-khovskii. - SPb. : Rech', 2003. - 294 s.

12. Orlov, A. B. Eksperimental'nye i prikladnye issledovaniia motivatsionnykh obrazovanii v zarubezhnoi i kognitivnoi psikhologii / A. B. Orlov // Psikhologicheskii zhurnal. -1990. - T. 11, № 6. - S. 16-27.

13. Orlov, A. V. Razvitie teoreticheskikh skhem i poniatiinykh sistem v psikhologii moti-vatsii / A. V. Orlov // Voprosy psikhologii. - 1989. - № 5. - S. 27-34.

14. Platonov, Iu. P. Sotsial'naia psikhologiia povedeniia : ucheb. posobie / Iu. P. Platonov. -SPb. : Piter, 2006. - S. 37-40.

15. Serova, L. G. Testy dlia otbora personala / L. G. Serova. - Rostov-n/D. : Feniks, 2004. -(Psikhologicheskii praktikum).

16. Khekkhauzen, X. Motivatsiia i deiatel'nost' : per. s nem. ; v 2 t. / Kh. Khekkhauzen. -M., 1986.

17. Noveishii psikhologicheskii slovar' / V. B. Shapar', V. E. Rossokha, O. V. Shapar' ; pod obshch. red. V. B. Shaparia. - Izd. 3. - Rostov n/D. : Feniks, 2007.

18. Buunk, B. Affiliation and helping interactions within organizations : a critical analysis of the role social support with regard to occupation stress // Stroebe W., Hew-stone M. European Review of Social Psychology. - Chichester : John Wiley, 1990. - Vol. 1. - P. 293-322.

19. Murray, N. A. Exploration in Personality / H. A. Murray. - N.Y., 1938.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2014,№ 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.