Научная статья на тему 'Мотив аффилиации как основной фактор формирования сплочённости молодёжных групп'

Мотив аффилиации как основной фактор формирования сплочённости молодёжных групп Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
947
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ АФФИЛИАЦИИ / СТРЕМЛЕНИЕ К ПРИНЯТИЮ / СТРАХ ОТВЕРЖЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОРАЛЬНЫЙ ОБЛИК / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Норкулова Н. Т.

Представлены данные по изучению и измерению мотива аффилиации сре- ди молодёжных групп, а также влияние развития мотива аффилиации на со- циализацию учащихся в условиях образовательного процесса высшей школы. Обоснована необходимость развития данной мотивации, как один из факторов формирования морального облика, духовных ценностей в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотив аффилиации как основной фактор формирования сплочённости молодёжных групп»

УДК 159.9:378

МОТИВ АФФИЛИАЦИИ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЁННОСТИ МОЛОДЁЖНЫХ ГРУПП

Н.Т. Норкулова (г. Ташкент, Республика Узбекистан)

Представлены данные по изучению и измерению мотива аффилиации среди молодёжных групп, а также влияние развития мотива аффилиации на социализацию учащихся в условиях образовательного процесса высшей школы. Обоснована необходимость развития данной мотивации, как один из факторов формирования морального облика, духовных ценностей в целом.

Ключевые слова: мотив аффилиации, стремление к принятию, страх отвержения, коммуникативная компетентность, моральный облик, социальные ценности.

MOTIVE OF AN AFFILIATION AS MAJOR FACTOR OF FORMATION OF UNITY OF YOUTH GROUPS

N.T. Norkulova (Tashkent, The Republic of Uzbekistan)

Are submitted data on studying and measurement of motive of an affiliation among youth groups, and also influence of development of motive of an affiliation on socialization of pupils in the conditions of educational process of the higher school. Need of development of this motivation, as one offactors offormation of moral shape, cultural wealth as a whole is proved.

Keywords word: motive of an affiliation, aspiration to acceptance, fear of rejection, communicative competence, moral shape, social values.

В странах с развитой экономикой, в мире материального изобилия на сегодняшний день имеется тенденция становления людей более отчуждёнными, одинокими, что приводит к деградации общества. Результаты ряда психологических исследований показали наличие данной тенденции в различных культурах. Причинами такого негативного явления могут служить разные факторы, одним из которых является негативная сторона

информационных технологий, в том числе и сети Интернета. И такая тенденция наблюдается в основном среди молодёжи, которая начинает утрачивать свои коммуникативные навыки и становится менее общительной, у которых разрушаются познавательные и речевые способности.

Для современной ситуации развития общества характерен страх открытого выражения чувств. Человек приобретает трудности в установле-

нии отношений, получении социальной поддержки, а в итоге - страдает от одиночества.

Практикой доказано, что гуманистическая и коллективистическая ориентация социального поведения имеет много позитивного и соответствует нашему менталитету и культурно-национальным ценностям нашего народа. Следует отметить, что по природе в каждой личности имеется потребность в аффилиации (от анг. to affiliate - присоединять, присоединяться) [1; 2; 3; 4]. Значительное количество исследований свидетельствует о положительном эффекте мотива аф-филиации- повышении эффективности учёбы, труда, росте успеваемости, в межличностных взаимоотношениях, появлении психологического комфорта [5; 6; 7-10; 11; 12; 13].

Ведь именно эта потребность помогает человеку успешно взаимодействовать с окружающими, входить в эмоционально-доверительное общение, имеет значение не только для достижения более эффективных результатов деятельности коллектива и улучшения отношений между сверстниками, но важна она и для каждого участника процесса общения, т. к. посредством подобного общения человек имеет возможность узнать себя глубже, понять и в результате быть менее одиноким в нашем постоянно меняющемся мире [7].

В свою очередь, это даёт возможность формированию коммуникативно-компетентной молодёжи в разных сферах деятельности. Ведь куда бы ни пошёл человек, он везде столкнётся с человеческим фактором и должен бу-

дет грамотно и эффективно взаимодействовать с людьми. Мотив носит ярко выраженный социальный характер, так как может осуществляться только при взаимодействии другими людьми [7-10; 12; 13].

В своей статье мы хотели показать насколько важное значение имеет развитие данной мотивации для сплочённости молодёжных групп. Для этого мы решили предоставить эмпирические данные по измерению мотива аффилиации среди молодёжи и насколько он влияет на формирование морального облика молодёжи. В качестве объекта исследования респондентами выступили будущие студенты экономисты, в общем количестве 285 человек, из которых 73 девушек, 212 парней в возрасте от 18 до 32 лет. Средний возраст исследуемой аудитории составил 21 год. Из числа участников исследования 157 человек являются городскими жителями, а 115 из сельской местности. При этом, 13 респондентов не указали место своего жительства.

Универсальность потребности человека в аффилиации подтверждают данные сравнительно-культурных исследований. Так, представители индивидуалистических культур значительно чаще, чем представители коллективистических культур, предъявляют жалобы на чувство одиночества и изоляции, зачастую приводящее к депрессии (в рамках исследований, проведённых Стефаненко, 1999). Так ли это, мы решили проверить в наших исследованиях, исходя с этнопсихологических, ментальных особенностей нашей культуры.

В ходе исследования использовались методика СПО (Социально Психологический Опросник) по выявлению факторов, влияющих на аф-филиативное поведение личности и тест А. Меграбяна в модификации М.Ш. Магомед-Эминова. Последняя методика была предназначена для диагностики двух обобщённых устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации - стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО). Тест состоит, соответственно, из двух шкал: СП и СО [5; с. 373-375; 14].

По результатам методики А. Меграбяна в модификации М.Ш. Магомед-

Эминова - стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО) на 1-таблице можно видеть, что мотивация СО более ярко выражена у студентов вышедших из сёл (р<0,004), по сравнению со значением СП. Это можно объяснить тем, что новая среда, обстановка, в которую попадают студенты, приехавшие из села в город учиться может способствовать таким показателем. Но также хотелось отметить, что мотив СП у студентов, приехавших из сёл, выше, нежели у городских студентов. Это мы можем связывать со стремлением студентов к самоутверждению, самореализации.

Таблица 1.

Сравнительный анализ данных по измерению мотива аффилиации среди студентов выходцев из города и сельской местности (по критерию и Манн-Уитни)

Показатели Средние ранги и Р

Город (N=157) Село (N=115)

Стремление к принятию 132,7 141,6 8437 0,355

Страх отвержения 122,9 150,4 6965,5 0,004

Также, нами были использованы методика Е.В. Залюбовской «Исследование восприятие индивидумом группы» [5, с. 407-409], методика МАС М. Кубышкиной [5, с.415-417; 15] и методика «Диагностика социальных ценностей личности» [15; 16].

По результатам показательных данных, молодёжь, ценящая и стре-мящася к финансовым ценностям не ориентирована на коллективистическую направленность, окружающие

их люди для них менее важны, чем их финансовое благополучие. Работа сообща, совместно выполненная работа для них чужда. Но вместе с этим, чем выше семейные ценности в обществе, тем выше коллективистическая направленность молодёжи. Также молодёжь, ценящая социальные ценности, не будет ориентирована на индивидуалистическую направленность, этому мы нашли подтверждения в своих исследованиях (табл.2).

Таблица 2.

Коэффициент между показателями методик восприятия индивидумом группы и диагностики социальных ценностей личности (по критерию Спирмана)

Индивидуалистическая направленность Коллективистическая направленность Прагматическая

направленность

профессиональные 0,098 0,017 -0,182

финансовые 0,262** -0,254** -0,034

семейные -0,186 0,219* -0,106

социальные -0,27 0** 0,154 0,066

коллективные -0,178 0,174 -0,017

моральные -0,032 0,067 -0,063

физические -0,182 0,046 0,074

интеллектуальные -0,037 0,115 -0,084

Комментарий: * - р<0,05; ** - р<0,01.

Поскольку мотив аффилиации прямым образом связан с тесными взаимоотношениями группы, нами были взаимосвязаны вопросы из СПО, в частности, «Среди друзей мне ценнее всего...». Нами было зафиксировано количество детей в семье данного респондента. Из 3-таблицы можно увидеть, что респонденты, воспитанные

в многодетных семьях, более ценят взаимоотношения с однокурсниками. Исходя из данных таких показателей напрашивается вывод: многодетные семьи служат фундаментом коллективистической направленности, социальной активности личности в обществе.

Количество детей в семье однокурсники одноклассники С одного двора другие Общеее количество

кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %

2 8 28,6 12 42,9 1 3,6 7 25,0 28 100,0

3 24 60,0 13 32,5 0 0,0 3 7,5 40 100,0

4 16 47,1 10 29,4 6 17,6 2 5,9 34 100,0

5 8 61,5 3 23,1 2 15,4 0 0,0 13 100,0

6 3 75,0 1 25,0 0 0,0 0 0,0 4 100,0

7 2 100,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0 2 100,0

Общ.кол-во 61 50,4 39 32,2 9 7,4 12 9,9 121 100,0

Таблица 3.

Взаимосвязь количества детей в семье и ответов на вопрос «Среди друзей мне

ценнее всего...» (критерий х2)

(Х2=26,3; р<0,05)

141

Практика показывает, что такие люди более стрессоустойчивы к разным депрессивным состояниям, поскольку в больших семьях человек

Ответы на вопрос «Часто ли в детстве вас оставляли одних ваши родители?», а также проведённой методики исследования восприятия индивиду-мом группы показали что дети, которых в детстве часто оставляли одних больше направлены на индивидуалистическую направленность, а у тех, кто

В ходе анализа полученных данных выявлено, что молодёжь имеющая широкий круг общения в детстве больше ориентированы на коллек-

больше получает социальной поддержки, любви своих близких и конечно же, опасность проявления депресси-вых симптомов снижается к нулю.

в детстве не оставался один, больше развита прагматическая и коллекте-вистическая направленность. Как показали исследования те, кто не был обделен в детстве свободным общением и находится в тёплых отношениях с окружающими вырастают с более развитым мотивом аффилиации.

тивистическую направленность. На втором месте они отмечали общение с родителями, на третьем с бабушкой и дедушкой.

Таблица 4.

Взаимосвязь вопроса «Часто ли в детстве вас оставляли одних ваши родители» и методики исследования восприятия индивидумом группы (по критерию Манн-Уитни и)

Показатели Средние ранги и Р

«Да» (N=28) «Нет» (N=81)

Индивидуалистическая направленность 67,6 50,6 781 0,013

Коллективистическая направленность 47,3 57,6 919,5 0,134

Прагматическая направленность 44,1 58,8 829 0,031

Таблица 5.

Статистический анализ взаимосвязи вопроса «С кем вы больше общались в детстве?» и методики исследования восприятия индивидумом группы (по критерию Крускал Уоллиса)

Показатели Средние ранги Хи-квадрат Р

«родители» (N=40) «дедушка и бабушка» (N=31) «друзья» (N=26) другие (N=11)

Индивидуалистическая направленность 59,85 58,06 44,25 49,23 4,78 0,189

Коллективистическая направленность 49,74 45,81 67,23 66,23 9,31 0,025

Прагматическая направленность 53,18 60,18 52,54 47,95 1,73 0,631

Таблица 6.

Статистический анализ взаимосвязи вопроса «С кем вы в основном проводите своё свободное время?» и методики измерения социальных ценностей (по критерию Крускал Уоллиса)

Средние ранги

Показатели «однокурсники» (N=18) «одноклассники и друзья со двора» (N=22) «с любимой» (N=4) «с семьёй» (N=52) другие (N=14) Хи-квадрат Р

Профессиональные 61,81 45,48 72,13 56,01 56,50 4,04 0,401

Финансовые 60,89 60,45 67,13 51,54 52,18 2,60 0,628

Семейные 59,56 48,34 48,25 55,78 62,57 3,15 0,533

Социальные 63,11 47,50 54,13 53,12 67,54 4,75 0,313

Коллективные 65,69 44,86 32,38 56,71 61,21 6,96 0,138

Моральные 56,69 46,93 30,00 62,06 50,36 6,76 0,149

Физические 67,67 58,75 62,50 50,78 50,29 4,57 0,334

Интеллектуальные 59,36 37,43 46,00 61,72 58,54 9,90 0,042

Результаты, полученные с помощью методик изучения социальных ценностей и вопроса (СПО) «С кем вы в основном проводите своё свободное время?» показали, что студенты, выбирающие интеллектуальные ценности, в основном своё свободное время в первую очередь проводят со своей семьёй, потом с однокурсниками, обсуждая свои предметы, на следующем

месте с новыми знакомыми, с любимой и в конце с одноклассниками и с друзьями со двора. Главный момент, на который хотелось бы обратить внимание, это взаимосвязь между интеллектуальными ценностями и семейными. То есть молодёжь, ориентированная на семейные ценности больше обращает внимание на развитие в себе интеллектуальных качеств и способностей.

Таблица 7.

Статистический анализ взаимосвязи вопроса «С кем вы в основном проводите своё свободное время?» и данных методики МАС ( по критерию однофакторного

дисперсионного анализа)

Средние ранги

Показатели «однокурсс-ники» (N=19) Одноклассники, друзья со двора (N=24) «с любимой» (N=5) «с семьёй» (N=56) другие (N=14) F р

Стремление к социальному престижу 20,8 18,2 17,2 17,9 19,9 2,51 0,046

Стремление к соперничеству (азартности) 8,3 7,0 6,0 8,0 10,3 2,99 0,022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стремление к достижению цели 21,3 18,9 17,0 19,2 21,2 2,15 0,079

Как видно из таблицы, студенты, которые своё свободное время проводят с однокурсниками, стремление к социальному престижу очень высокое. А те студенты, которые своё основное свободное время проводят с любимыми, стремление к соперничеству, социальному престижу, стремление к достижению цели низкое, то есть они не мотивированы к успешности. Из этого вытекает вывод, что эмоции нужно отложить, тогда следует развивать деловые качества.

Таким образом, напрашивается вывод, что развитие духовных ценностей молодёжи - это кропотливая работа педагогов, семьи и общества. Задача не из лёгких соотносить свои интересы и желания с интересами окружающих тебя людей. А ведь именно этому можно научить с помощью развития мотива аффилиации подрастающую молодёжь. Социально-нравс-

твенное воспитание в семье, в учебных заведениях, в коллективе - это сильная школа в формировании нравственного сознания, морального облика молодёжи. Так как у молодёжи побуждается чувство товарищества, симпатии к сверсникам, желание оказать посильную помощь друг другу.

Формирования мотивации аффи-лиации среди студентов позволит, как нам кажется, в будущем воспитать духовно сильных, морально устойчивую молодёжь, которая обеспечит развитие страны на более высокий уровень, если будут реализованы следующие психолого-педагогические условия:

• успешное использование способов коллективного взаимодействия - такой способ организации учебного процесса позволит студентам активно общаться друг с другом, при котором, условие успеха каждого, является условием успеха остальных;

• формирование мотивации аффилиации у молодёжи в процессе обучения должно представлять собой одну из задач профессиональной деятельности преподавателей школ, лицеев, колледжей, а также высших учебных заведений;

• формирование мотиваций преподавателем важно осуществлять в единстве с саморазвитием мотиваций студентами за счет включения их в процесс оценивания собственных психических состояний и результатов учебной деятельности;

• целенаправленная деятельность по формированию и саморазвитию мотива аффилиации будет достаточно результативной, если будет опираться на знание исходного состояния данной мотивации;

• формирование мотиваций предполагает использование комплекса психолого-педагогических средств, психологических тренингов, обладающих соответствующими развивающими возможностями и реализующими закономерности развития мотивации.

Заключение. На основе проведенного исследования мы пришли к следующим общим выводам:

во-первых, целенаправленная деятельность по формированию и саморазвитию мотивации аффилиации будет достаточно результативной, если будет опираться на знание исходного состояния этих мотиваций (или если будет развиваться в с ранних стадиях онтогенеза);

во-вторых, формирование мотиваций предполагает использование комплекса психолого-педагогических средств, обладающих соответствующими развивающими возможностями

и реализующими закономерности развития мотивации;

в-третьих, принцип «группизма» - ориентация на группу, т.е. предпочтение интересов группы личным интересам, позволят изыскать большие выгоды в экономической сфере, без каких-либо вложений многократно инвестировать труд своих сотрудников, конечно же используя этнопсихологические рычаги, лежащие в основе жизнедеятельности нашего народа.

Источники:

1. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь I Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.- 431с. [Karpenko L.A. Short psychological dictionary I Under the editorship A.V. Petrovskiy, M.G. Yaroshevskiy. Moscow: Politizdat, 1985. 43lp. (In Russ.)]

2. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2GG7. 672с.: ил. (Серия «Мастера психологии»). [McClelland D. Person's motivation. Saint Petersburg: Piter, 2GG7. 672p.: ill. (Series «Masters of Psychology») (In Russ.)]

3. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность II Пер. с нем. в 2-х т. М., 1986. [Heckhausen K. Motivation and activity II Translated from German. 2 Volumes. Moscow, 1986. (In Russ.)]

4. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь I В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ.ред. В.Б. Шапаря. Изд.З-е. Ростов н!Д.: Феникс, 2GG7. 8G6 с. [Shapar' V.B. Newest psychological dictionary I V.B. Shapar', V.E. Rossokha, O.V. Shapar'; under the editorship V.B. Shapar'. 3rd Ed. Rostov-on-Don: Feniks, 2GG7. 8G6 p. (In Russ.)]

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер. 2G11. 512 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»). [Ilyin E.P. Motivation and motives. Saint Petersburg: Piter. 2G11. 512 p.: ill. (Series «Masters of Psychology») (In Russ.)]

6. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. 192 с. [Kovalyov V.I. Motives and activities. Moscow: Nauka, 1988. 192 p. (In Russ.)]

7. Кузнецова И.В. Мотив аффилиа-ции в межличностных отношениях : Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 СПб. 2006. С. 48. [Kuznetsova I.V. Affiliation motive in interpersonal relationships: thesis Candidate of Psychological Sciences: 19.00.05 Saint Petersburg. 2006. P. 48. (In Russ.)]

8. Майерс Д. Социальная психология: Пер с англ. СПб.: Питер. 2004. 793 с. [Mayer D. Social Psychology: Translated from English. Saint Petersburg: Piter, 2004. 793 p. (In Russ.) ]

9. Маслоу А. Мотивация и личность. 2-е изд. СПб., 1999. [Maslow A. Motivation and Personality. 2nd Ed. Saint Petersburg, 1999. (In Russ.)]

10. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2010. 432с.: ил. (Серия «Учебное пособие»). С. 90-93. [Nemov R.S., Altunina

I.R. Social Psychology: Study guide. Saint Petersburg: Piter, 2010. 432 p.: ill. («Series Study guide»). P. 90-93. (In Russ.)]

11. Орлов А.Б. Экспериментальные и прикладные исследования мотивационных образований в зарубежной и когнитивной психологии // Психология. Том 11. № 6. 1990. С. 16-27. [Orlov A.B. Experimental and applied research in motivational entities in foreign and cognitive psychology // Psikhologiya, Volume

II. № 6. 1990. P. 16-27. (In Russ.)]

12. Buunk B. Affiliation and helping interactions within organizations: a critical analysis of the role social support with regard to occupation stress // in Stroebe W., Hewstone M. European Review of Social Psychology. Chichester: John Wiley, 1990. 1. p. 293-322.

13. Murray Н.А., 1938, р. 83.

14. Большая энциклопедия психологических тестов. Москва: Эксмо, 2006. 411с. [Great Encyclopedia of psychological tests. Moscow: Eksmo, 2006. 411p. (In Russ.)]

15. Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: Практическое руководство: Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 2005. 496 с. [Batarshev A.V. Psycho diagnostics in management: A Practical Guide: Study and practical guide. Moscow: Delo, 2005. 496p. (In Russ.)]

16. Серова Л.Г. Тесты для отбора персонала / Серия «Психологический практикум». Ростов-н/Д.: Феникс, 2004. 256 с. [Se-rova L.G. Tests for personnel selection / Series «Psychological workshop». Rostov-on-Don: Feniks, 2004. 256 p. (In Russ.)]

17. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Речь, 2003. 294 с. [Obukhovskiy K. Galaxy of needs. Psychology of human instincts. Saint Petersburg: Rech, 2003. 294 p. (In Russ.)]

18. Орлов А.В. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации // Вопр. психол., 1989. №5. С.27-34. [Orlov A.B. Development of theoretical frameworks and conceptual systems in the psychology of motivation //Voprosy psikholo-gii, 1989. No. 5. P. 27-34. (In Russ.)]

19. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. 464 с.: ил. (Серия «Учебное пособие»). [Platonov U.P. Social psychology of behavior: Study guide. Saint Petersburg: Piter, 2006. 464p.: ill.- (Series «Study guide») (In Russ.)]

References:

1. Karpenko L.A. Kratkij psiho-logicheskij slovar' / Pod obshh. red. A.V. Petro-vskogo, M.G. Jaroshevskogo. M.: Politizdat, 1985. 431s.

2. Makklelland D. Motivacija cheloveka. SPb.:Piter, 2007. 672 s.: il. (Serija «Mastera psihologii»).

3. Hekhauzen X. Motivacija i dejatel'-nost' // Per. s nem. v 2-h t. M., 1986.

4. Shapar' V.B. Novejshij psiho-logicheskij slovar' / V.B. Shapar', V.E. Rosso-

ha, O.V. Shapar'; pod obshh.red. V.B. Shapar-ja. Izd.3-e. Rostov n/D.: Feniks, 2007. 806 s.

5. Il'in E.P. Motivacija i motivy. SPb.: Piter. 2011. 512 s.: il. (Serija «Mastera psiholo-gii»).

6. Kovalev V.I. Motivy povedenija i dejatel'nosti. M.: Nauka, 1988. 192 s.

7. Kuznecova I. V. Motiv affiliacii v me-zhlichnostnyh otnoshenijah : Dis. ... kand. psi-hol. Nauk .: 19.00.05 SPb . 2006. S. 48.

8. Majers D. Social'naja psihologija: Per s angl. SPb.: Piter, 2004. - 793.

9. Maslou A. Motivacija i lichnost'. 2-e izd. SPb., 1999.

10. Nemov R.S., Altunina I.R. Social'naja psihologija: Uchebnoe posobie. SPb.: Piter, 2010. 432 s.: il. (Serija «Uchebnoe posobie»). S. 90-93.

11. Orlov A.B. Jeksperimental'nye i prikladnye issledovanija motivacionnyh obra-zovanij v zarubezhnoj i kognitivnoj psihologii // Psikhologiya, Tom 11, №6, 1990. S. 16-27.

12. Buunk B. Affiliation and helping interactions within organizations: a critical

analysis of the role social support with regard to occupation stress // in Stroebe W., Hewstone M. European Review of Social Psychology. Chichester: John Wiley, 1990. 1. p. 293-322.

13. Murray N. A., 1938, r. 83

14. Bol'shaja jenciklopedija psiho-logicheskih testov. Moskva: Jeksmo, 2006. 411 s.

15. Batarshev A.V. Psihodiagnostika v upravlenii: Prakticheskoe rukovodstvo: Uchebno-prakticheskoe posobie. M.: Delo,

2005. 496 s.

16. Serova L.G. Testy dlja otbora per-sonala / Serija «Psihologicheskij praktikum». Rostov-n/D.: Feniks, 2004. 256 s.

17. Obuhovskij K. Galaktika potreb-nostej. Psihologija vlechenij cheloveka. SPb.: Rech', 2003. 294 s.

18. Orlov A.V. Razvitie teoreticheskih shem i ponjatijnyh sistem v psihologii motiva-cii // Vopr. psihol., 1989. №5. S. 27-34.

19. Platonov Ju.P. Social'naja psihologi-ja povedenija: Uchebnoe posobie. SPb.: Piter,

2006. 464 s.: il. (Serija «Uchebnoe posobie»).

Зарегистрирована: 29.05.2014

Норкулова Наргиза Ташпулатовна (г. Ташкент, Республика Узбекистан), Ташкентский государственный экономический университет, кафедра «Экономическая педагогика», старший научный сотрудник-исследователь (докторант). Тел.: +998935157292. E-mail: nargiza.norkulova@mail.ru

Norkulova Nargiza Tashpulatovna (Tashkent, The Republic of Uzbekistan), Tashkent state economic university, Economic Pedagogics chair, senior scientific employee-researcher (doctoral candidate). Ph.: +998935157292 . E-mail: nargiza.norkulova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.