УДК 378.661 : 159.98
ВОСПРИЯТИЕ ГРУППЫ И НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
© 2012 г. В. В. Зашихина, Т. А. Голдобина, Т. В. Цыганок, В. П. Пащенко, А. В. Лебедев, Л. С. Юшманова
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
Профессиональное самоопределение — важная составная часть общего самоопределения личности, связанная с виденьем себя в будущей профессиональной деятельности [7]. «Выбор профессии — это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворённость работой, физическое и нервнопсихическое здоровье, радость и счастье» [10]. Профессиональному самоопределению посвящено достаточно большое количество работ [6, 7, 12, 15], имеется немало трудов по проблеме профессионального самоопределения и профессиональной ориентации при выборе медицинской специальности [2, 3—5, 17, 18]. Однако существует целый ряд пробелов по этому вопросу [4].
Выбор профессии возникает на пересечении «хочу», «могу» и «надо». «Хочу» — это интересы и склонности личности, проявляющиеся уже в раннем возрасте, такие, как любовь к работе с людьми, техникой, природой, стремление посвятить себя науке или искусству. «Могу» говорит о способностях человека к освоению конкретной профессии и качественному выполнению работы по специальности. «Надо» — своеобразный социальный заказ, то есть потребность общества в людях определённой профессии [19]. Таким образом, в правильном выборе будущей профессии заинтересован не только индивид, но и государство в целом. Необходимо, чтобы молодой человек, став специалистом, мог работать и удовлетворять свои духовные и материальные потребности, создавая продукт труда, который востребован обществом.
При выборе профессии необходимо руководствоваться следующими принципами: сознательности; соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям личности и одновременно потребностям общества в кадрах определённой профессии; активности в выборе профессии; развития в выбранной профессии [11].
Существуют профессиограммы различных профессий, которые могут помочь выбрать будущую специальность. Оптанты, ориентируясь на характеристики, представленные в профессиограмме, могут соотнести их со своими возможностями, наклонностями и желаниями. В каждом описании различных видов деятельности выделяют такие особенности, как доминирующий способ мышления, основные и дополнительные интересы, преобладающие виды деятельности, качества, обеспечивающие или препятствующие выполнению профессиональной деятельности и т. д. [9].
В классификационной карточке для каждой профессии также указывается характерный тип межличностного взаимодействия, возникающего в процессе работы. Выделяют редкое взаимодействие, при котором человек предпочитает независимость, он сам организует решение своих
Изучены виды направленности на взаимодействие и типы восприятия группы у студентов второго курса медицинского вуза. Установлено, что на тип восприятия группы в большей мере влияет уровень образования, на вид направленности на взаимодействие
- успешность обучения. У студентов преобладает прагматический тип восприятия группы; на стоматологическом факультете больше студентов с доминированием индивидуалистических мотиваций. Коллективистический тип восприятии группы характерен для низкоуспешных учащихся.
У студентов со средним специальным медицинским и немедицинским образованием преобладает деловая направленность.
Ключевые слова: медицинский вуз, студенты, направленность на взаимодействие, восприятие группы.
профессиональных задач и не считает, что работа должна происходить в группе. Частое взаимодействие по типу «напротив» означает, что человек стремится работать с другими людьми, ценит возможность обсуждать, договариваться, давать справки другим. Частое взаимодействие по типу «рядом» означает, что при решении профессиональных задач предпочтение отдается таким ситуациям, где люди обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Частое взаимодействие по типу «вместе» означает, что человек предпочитает выполнять общую работы «командой», он соглашается на некоторую зависимость от других в работе и не любит трудиться в одиночку [13].
Знание предпочитаемого типа взаимодействия помогает выбрать профессию и затем найти работу, где человек чувствует себя наиболее комфортно. В профессиограмме врача межличностное взаимодействие описано как «частое по типу вместе», а в профессиограмме врача-стоматолога — «частое по типу рядом» [16]. Однако внутреннее предпочтение работать одному, «напротив», «рядом» или «вместе» может отражаться на отношении студентов к учебной деятельности, на их мотивирующей направленности в учёбе и на отношении к группе, на типе её восприятия.
Выделяют направленность субъекта: личностную (на себя — НС); коллективистскую (на взаимодействие — НВ); деловую (на задачу — НЗ). Личностная направленность связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу, в работе он видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания. Коллективистскую направленность характеризуют ситуации, когда поступки человека определяются стремлением поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе, такой человек проявляет интерес к совместной деятельности. Деловая направленность отражает увлечение процессом деятельности, овладение новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы. Все три вида направленности не существуют абсолютно самостоятельно, а сочетаются друг с другом [13].
Восприятие индивидом группы представляет собой фон, на котором протекает межличностное восприятие. Выделяют индивидуалистический (И) тип, когда индивид относится нейтрально к группе, уклоняясь от совместных форм деятельности и ограничивая контакты в общении. Второй тип восприятия
— прагматический (П): индивид оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации, способными оказать помощь. Третий тип называют коллективистическим (К): индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена группы и стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы [13].
Представляемая работа является частью исследования, некоторые результаты которого были опубликованы ранее [8].
При проработке литературных источников по данному вопросу обнаружено единственное исследование, которое проводилось среди студентов медицинских вузов для изучения вида мотивационной направленности на взаимодействие. В. А. Аверин и Т. Л. Бухарина [1] изучили преобладающие направленности реализации мотивов отдельно у студентов и у студенток педиатрического факультета с учётом их успешности обучения. Были сделаны выводы, что в структуре общей направленности личности и у студентов, и у студенток доминирует направленность на себя. Однако у лиц, успешно обучающихся, отчетливее выражена направленность на дело.
Цель настоящего исследования — изучить виды мотивационной направленности на взаимодействие и типы восприятия группы у студентов второго курса медицинского вуза и определить факторы, связанные с проявлением данного вида направленности и типа восприятия группы. Задачи исследования: установить распределение типов восприятия группы и видов направленности на взаимодействие среди студентов второго курса медицинского вуза, сравнить данные характеристики у студентов различных факультетов, с разным уровнем успеваемости и разным уровнем образования, полученного до поступления в вуз, определить факторы, связанные с проявлением данного вида направленности и типа восприятия.
Методы
Исследование представляет собой констатирующий эксперимент, проводимый методом поперечного среза. В нём приняли участие 214 студентов (157 девушек, 57 юношей) второго курса лечебного, медико-профилактического, педиатрического и стоматологического факультетов в возрасте 17—24 лет. Факультеты были выбраны в связи с тем, что их учебные планы 1 и 2 курсов содержат одинаковые дисциплины.
Использовались анкетирование и тестирование. Анкета включала пункты, определяющие факультет, пол, возраст и образование респондента. Тестирование осуществлялось в дневное время, в светлом, хорошо проветриваемом помещении группами по 10—14 человек. Проводилось оно в первой половине октября одним и тем же экспериментатором по стандартным инструкциям
Критерием исключения стало большее количество ответов в тестах, чем требовалось инструкцией. Результаты 10 тестов были исключены из анализа. Таким образом, были изучены анкеты 204 студентов (153 девушки, 51 юноша) (табл. 1).
Поступили в университет сразу после окончания школы 175 (86 %) студентов, среднее специальное медицинское образование имели 25 (12 %), среднее специальное немедицинское — 4 (2 %).
Таблица 1
Распределение студентов по факультетам
Факультет Число студен- тов Средний возраст, лет (М±т) Количество девушек Абс. (%) Количество юношей Абс. (%)
Лечебный 85 19,0 + 1,9 61 (72) 24 (28)
Медико-профи- лактический 23 18,5±1,2 18 (78) 5 (22)
Педиатрический 42 18,8 + 1,4 34 (81) 9 (21)
Стоматологиче- ский 54 18,5±1,0 40 (74) 14 (26)
Для изучения видов мотивационной направленности на взаимодействие и типов восприятия группы в зависимости от успешности обучения были выделены следующие группы студентов: высокоуспешные (средняя отметка в семестре 4,26—5,00 балла), среднеуспешные (3,76—4,25 балла) и низкоуспешные (меньше 3,75 балла) [1].
Студенты отвечали на анкеты тестов «Восприятие индивидуумом группы» и «Диагностика направленности личности» В. Смекала — М. Кучера [10]. В первом тесте необходимо было выбрать один из трёх ответов, наиболее точно отражающий точку зрения отвечающего. Методика Смекала — Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с учёбой, работой или участием в них других людей. Ответы тестируемого зависели от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает.
Статистический анализ результатов исследования проводился с помощью пакета прикладных программ STATISTIKA 6,0. Для анализа соответствия вида распределения признака закону нормального распределения использовался критерий Шапиро — Уилка. Так как распределение показателя «возраст» соответствовало этому закону, для представления возраста использовались характеристики «среднее» (М) и «стандартное отклонение» (т). Качественные показатели представлены в виде долей (%). Достоверность различий между группами определялась методом анализа таблицы сопряженности с помощью коэффициентов Пирсона (х2) и максимального правдоподобия х2 (МП х2) при критическом уровне статистической значимости, равном 0,05. Для группирования признаков применялся кластерный анализ, при описании результатов которого использовались евклидово расстояние и расстояние связи [14].
Результаты
При рассмотрении результатов теста «Восприятие индивидуумом группы» у большинства студентов — 72 % (144 человека) был выявлен прагматический тип отношения к группе, у 12 % (25 человек) — индивидуалистический, у 4 % (9 человек) — коллективистический. У 26 студентов в равной степени представлены два типа отношения к группе: индивидуалистический и прагматический у 15 (7 %), индивидуалистический и коллективистический у 3 (1 %), прагматический и коллективистический у 8 (4 %).
При анализе ответов на тест «Диагностика направленности личности» не было выявлено преобладания одной мотивационной направленности среди студентов: личностная (НС) доминировала у 36 % (72 человека), деловая (НЗ) — у 34 % (70 человек), коллективистская (НВ) — у 29 % (60 студентов). В равной степени были выявлены две направленности у двух испытуемых: у одного НС + НВ, у второго НВ + НЗ.
При сравнении результатов тестирования студентов разных факультетов также определяется тенденция преобладания прагматического типа восприятия группы на каждом изученном факультете, на втором месте — индивидуалистический тип (табл. 2). Однако если на лечебном, медико-профилактическом, педиатрическом факультетах прагматический тип выявлен у 73, 83 и 83 % студентов соответственно, а индивидуалистический — у 9, 9 и 7 % соответственно, то на стоматологическом факультете прагматический тип преобладает только у 52 % студентов, а индивидуалистический — у 22 %, сочетание этих двух типов — у 15 % студентов. Статистический анализ подтвердил различия распределения типов восприятия группы между факультетами (х2 = 16 при р = 0,014). Более детальный анализ выявил различия между стоматологическим и лечебным факультетами (х2 = 9,2 при р =
0,009), между стоматологическим и педиатрическим (МП х2 = 9,3 при р = 0,009).
Таблица 2
Распределение типов восприятия группы между студентами различных факультетов, %
Тип восприятия Лечебный п=85 Медико-профилак-ти ческий п=23 Педиатри- ческий п=42 Стомато- логиче- ский п=54
Индивидуалисти- ческий 9 9 7 22
Прагматический 73 83 83 52
Коллективисти- ческий 8 - 2,5 2
И+П 5 4,5 5 15
И+К - 4,5 - 3,5
П + К 5 0 2,5 5,5
Анализ видов направленности на взаимодействие показал, что у студентов педиатрического факультета приблизительное равное распределение направленностей: на себя, на взаимодействие, на задачу — 33, 31 и 33 % соответственно (рис. 1). На лечебном и медико-профилактическом факультетах у 39 и 44 % студентов соответственно доминирует направленность на задачу. В то же время на втором месте у студентов лечебного факультета определяется направленность на себя (34 %), а у студентов медикопрофилактического факультета — на взаимодействие (30 %). Стоматологический факультет значительно отличается от других факультетов: у 43 % студентов преобладает направленность на себя, у 31 % — на взаимодействие и только у 24 % — на задачу.
Рис. 1. Распределение видов направленности между студентами разных факультетов
При сравнении результатов тестирования студентов с разной успешностью в обучении во всех группах преобладал прагматический тип, на втором месте — индивидуалистический (табл. 3). Коллективистический тип восприятии группы был установлен только для части низкоуспешных студентов: 5 % девушек и 12 % юношей, также этот тип встречался у высоко- и среднеуспешных студентов, но только в сочетании с другими типами.
Таблица 3
Распределение типов восприятия группы между студентами с разной успешностью обучения, %
Тип восприятия Высоко- успешные Средне- успешные Низко- успешные
Де- вушки п=34 Юно- ши п=4 Де- вушки п=40 Юно- ши п=8 Де- вушки п=79 Юно- ши п=39
Индивидуали- стический 20 50 5 13 6 21
Прагматиче- ский 65 50 77 87 74 59
Коллективисти- ческий - - - - 5 12
И+П 12 - 5 - 8 8
И+К - - 3 - 3 -
П+К 3 - 10 - 4 -
У студентов с разной успешностью обучения также отмечаются различия по видам направленности (табл. 4). Среди девушек направленность на взаимодействие преобладала у высокоуспешных студенток, направленность на задачу — у среднеуспешных, на себя — у низкоуспешных. Среди низкоуспешных юношей преобладает число студентов с направленностью на задачу.
Сравнительный анализ групп студентов, обладавших разным уровнем образования до поступления в вуз, показал отсутствие различий по типам восприятия группы между студентами, имеющими аттестат о среднем образовании и диплом о среднем медицинском образовании. В то же время есть различия по видам направленности: если среди бывших школьников наблюдалось приблизительно равное распределение по трем её видам с небольшим преобладанием направленности на себя, то почти у половины студентов,
Таблица 4
Распределение видов направленности между студентами с разной успешностью обучения, %
Вид направленности Высоко- успешные Средне- успешные Низко- успешные
Де- вушки п=34 Юно- ши п=4 Де- вушки п=40 Юно- ши п=8 Де- вушки п=79 Юно- ши п=39
На себя 35 75 27 38 42 26
На взаимодействие 41 - 30 24 25 31
На задачу 21 25 43 38 33 40
НС+НВ - - - - - 3
НВ+НЗ 3 - - - - -
имеющих среднее специальное медицинское и немедицинское образование, доминировала направленность на задачу, что может означать значительную заинтересованность в получении знаний и овладении профессиональными навыками (рис. 2).
Рис. 2. Распределение видов направленности между студентами с разным уровнем образования
Проведение кластерного анализа позволило оценить взаимосвязь между восприятием группы, направленностью на взаимодействие и такими факторами, как факультет, возраст, пол, уровень образования, успешность обучения студента. Самое короткое евклидово расстояние определяется между восприятием группы и двумя факторами: полом и образованием (табл. 5). Направленность имеет самую короткую связь с восприятием группы, следующий фактор — это
Таблица 5
Евклидово расстояние между изучаемыми факторами
Фа- куль- тет Воз- раст Пол Обра- зова- ние Оцен- ка Вос- прия- тие На- прав- лен- ность
Факультет - 237,5 26,3 27,8 27,3 22,2 27,7
Возраст - 254,0 253,6 217,9 244,2 234,2
Пол - 10,5 38,2 13,9 27,9
Образование - 38,4 14,9 28,5
Отметка - 29,0 26,0
Восприятие - 22,8
Направлен- ность -
оценка (успешность обучения), следовательно, именно стремление реализовать доминирующие мотивы находит своё отражение в успеваемости студентов по сравнению с другими указанными факторами. На направленность оказывают совместное влияние факторы «выбранный факультет», «пол», «уровень образования», которые объединены в один кластер (рис. 3).
Факультет
Восприятие
Направленность
Возраст
0 50 100 150 200 250
Расстояние связи
Рис. 3. Расстояние связи при группировании изучаемых признаков
Более детальный кластерный анализ позволил сравнить различные типы восприятия группы и виды направленности по евклидову расстоянию и расстоянию связи. Было выявлено, что в группах с индивидуалистическим и прагматическим типом восприятия подтверждаются самые короткие расстояния «восприятие» — «пол», «восприятие — уровень образования». В анализе группы с коллективистическим типом «восприятие» имеет самое короткое расстояние с «отметкой», следующий фактор — «факультет», который также входит в один кластер с «полом» и «образованием».
В группе студентов, характеризующихся доминированием направленности на себя, как и в группе с индивидуалистическом типом восприятия, самое короткое расстояние «направленность» — «пол» и «образование». В группах с направленностью на взаимодействие и задачу самое короткое расстояние «направленность» — «отметка» и «факультет».
Обсуждение результатов
Таким образом, студенты, имея разные доминирующие стремления при выполнении совместных заданий, чаще всего проявляют прагматический интерес к группе, т. е. предпочитают контактировать с теми согруппниками, которые являются более компетентными и способными оказать информационную или другую помощь.
Также можно сделать вывод, что на стоматологическом факультете в большей мере по сравнению с другими факультетами учатся студенты с доминированием индивидуалистических мотиваций.
Полученные результаты на всех факультетах и в отдельности на педиатрическом значительно отличаются от данных, приведённых в [1, 3]. Возможные причины этого могут быть обусловлены различием в социально-политической обстановке в стране в настоящий момент и во время исследования авторов (90-е гг. прошлого века).
Рассматривая результаты исследования, представленные в таблицах и графиках, можно попытаться составить возможные психологические портреты испытуемых. Индивидуалистический и прагматический типы восприятия группы в большей мере ожидаемы у студенток, имеющих среднее специальное образование; коллективистический тип — у студентов с низкой успешностью обучения. Направленность на себя в большей степени доминирует у студентов, имеющих лишь аттестат о среднем образовании, направленность на взаимодействие — у высокоуспешных студентов, на задачу — у среднеуспешных.
Студенты, поступившие в вуз после получения среднего специального образования или после короткого периода работы по специальности, старше своих однокурсников, обучающихся в вузе сразу после школы. У таких студентов преобладают другие ценности, интересы, что может формировать у них прагматическое отношение к группе, т. е. группа воспринимается как один из возможных элементов, позволяющих получить необходимые знания и отработать профессиональные навыки. Или же разница в несколько лет может привести к тому, что более старшие студенты будут неохотно вступать в контакт внутри группы, проявляя индивидуалистическое её восприятие. Студенты с низкой успешностью чувствуют неуверенность в своих знаниях и рассчитывают на помощь группы в решении теоретических и практических задач, вследствие чего у них может формироваться коллективистический тип восприятия группы.
Личностная направленность свидетельствует о стремлении удовлетворить свои притязания, что означает, что студенты со средним образованием воспринимают обучение в вузе как возможность реализовать свои устремления, цели. У среднеуспешных студентов стремление овладеть новыми умениями и навыками формирует преобладание деловой направленности. У высокоуспешных студентов доминирует потребность в формировании умений общения, совместной работе с другими, где они могут показать свои знания и умения, проявить себя, что приводит к формированию коллективистской направленности.
Изучение индивидуалистического типа восприятия группы, доминирующих направленностей в профессиональной деятельности также может оказаться очень важным для студентов при выборе своей специализации после окончания вуза. Например, работа стоматолога в поликлинике связана с частным взаимодействием по типу «рядом», однако работа в стационаре, в отделении хирургической стоматологии, требует взаимодействия по типу «вместе». Это же
относится и к студентам, обучающимся на лечебном и педиатрическом факультетах: работа в поликлиниках или отделениях больниц, работа врачом общей практики или узкой специальности требует различных типов взаимодействия — «вместе» у хирургов стационаров и «рядом» у врачей-рентгенологов или врачей функциональной диагностики.
Выводы
1. Прагматический тип восприятия группы преобладает на каждом изученном факультете.
2. На стоматологическом факультете в большей мере по сравнению с другими факультетами учатся студенты с доминированием индивидуалистических мотиваций.
3. Коллективистический тип восприятия группы в большей степени характерен для низкоуспешных студентов.
4. У девушек и юношей в зависимости от успешности обучения преобладают разные виды направленности.
5. Студенты со средним и средним специальными образованиями не отличаются по доминированию типа восприятия группы, однако у студентов со специальным образованием преобладает деловая. направленность.
6. На тип восприятия группы в большей мере влияет уровень образования, на вид направленности на взаимодействие — успешность обучения.
Список литературы
1. Аверин В. А., Бухарина Т. Л. Психология медицинского образования : опыт акмеологического исследования. СПб. : ППМИ, 1995. 167 с.
2. Бухарина Т. Л., Косарев И. И. О выборе профессии врача. Оренбург, 1981. 86 с.
3. Бухарина Т. Л., Аверин В. А. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования. Екатеринбург : УрО РАН, 2002. 406 с.
4. Бухарина Т. Л. Психолого-педагогические основы профессионального самоопределения молодежи на медицинскую профессию // Актуальные вопросы теоретической и клинической медицины. Оренбург, 2004. С. 433—441.
5. Бухарина Т. Л. Педагогические основы профессиональной ориентации молодежи на медицинскую профессию. Оренбург : Изд. центр ОГАУ, 1997. 216 с.
6. Власюк О. А. Социально-педагогическая деятельность в профессиональном самоопределении молодёжи // Кафедра как центр учебно-методической и научной работы в медицинском вузе : сб. тез. и матер. XII межрегион. учеб.-метод. и науч.-практ. конф. СГМУ. Архангельск, 2008. С. 12-14.
7. Дубровин Д. Н. Профессиональное самоопределение в подростковом и раннем юношеском возрасте как психологический феномен и психолого-педагогическая проблема // Журнал прикладной психологии. 2004. № 4-5. С. 7-10.
8. Зашихина В. В., Голдобина Т. А., Совершаева С. Л., Бондаренко Е. Г., Шерстенникова А. К., Кострова Г. Н. Профессиональные предпочтения у студентов на начальном этапе обучения в медицинском вузе // Экология человека. 2012. № 3. С. 49-55.
9. Кибанов А. Я., Ловчева М. Профессиография дея-
тельности в сфере управления персоналом [Электронный ресурс] // Кадровик. Кадровое делопроизводство. 2009. № 5. URL: http://www.hr-portal.ru/article/professiografiya-deyatelnosti-v-sfere-upravleniya-personalom (дата обращения: сентябрь 2011).
10. Климов Е. А. Психология профессионала. М. : Изд-во Института практической психологии ; Воронеж : НПО «МО-ДЭК», 1996. С. 192.
11. Корельская А. А. Основные принципы профориентационной деятельности в медицинском вузе // Кафедра как центр учебно-методической и научной работы в медицинском вузе : сб. тез. и матер. XII межрегион. учеб.-метод. и науч.-практ. конф. СГМУ. Архангельск, 2008. С. 24—27.
12. Ларионова-Кречетова А. А. Профессиональное становление в контексте возрастного развития // Психология зрелости и старения. 2004. № 4. С. 16—40.
13. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Методики психолого-педагогической диагностики : практикум // Психология и педагогика. СПб. : Питер, 2001. Гл. 17. С. 407-431.
14. Реброва О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М. : Медиасфера, 2006. 312 с.
15. Родыгина У. С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. 2007. № 4. С. 39-50.
16. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. СПб. : Питер, 2003. 446 с.
17. Старостенкова Т. А. Проблема профессионального психологического отбора для обучения стоматологическим специальностям [Электронный ресурс]. URL: http://tpo-rmapo.narod.ru/otbor.doc (дата обращения: 00.04.201 1).
18. Шурупова Р. В. Проблемы в выборе медицинской профессии // Вестник РУДН. Сер. Медицина. 2009. № 4. С. 171-174.
19. Яворская А. Профессия и призвание // Платное образование. 2004. № 4. С. 31-34.
References
1. Averin V A., Bukharina T. L. Psikhologiya meditsinsko-go obrazovaniya : opyt akmeologicheskogo issledovaniya [Medical Education Psychology : experience of an acmeological study]. Saint Petersburg, 1995, 167 p.
2. Bukharina T. L., Kosarev I. I. O vybore professii vracha [Medical profession choice]. Orenburg, 1981, 86 p.
3. Bukharina T. L., Averin V. A. Psikhologo-pedagogiche-skie aspekty meditsinskogo obrazovaniya [Psychologo-educational aspects of medical education]. Yekaterinburg, 2002, 406 p.
4. Bukharina T. L. Aktual'nye voprosy teoreticheskoi i klinicheskoi meditsiny [Urgent issues of theoretical and clinical medicine]. Orenburg, 2004, pp. 433-441.
5. Bukharina T. L. Pedagogicheskie osnovy professional'-noi orientatsii molodezhi na meditsinskuyu professiyu [Educational principles of medical occupational guidance]. Orenburg, 1997, 216 p.
6. Vlasyuk O. A. Kafedra kak tsentr uchebno-metodiche-skoi i nauchnoi raboty v meditsinskom vuze : sb. tez. I materialov XU mezhregion. ucheb.-metod. i nauch.-prakt. konf. SGMU [Department as center of educational-methodical and research work in medical higher educational institution: Proceedings of XII Interregional Educational-methodical and Science and Practice Conference in NSMU]. Arkhangelsk,
2008, pp. 12-14. [in Russian]
7. Dubrovin D. N. Zhurnalprikladnoipsikhologii [Applied Psychology Journal]. 2004, no. 4-5, pp. 7-10.
8. Zashikhina V. V, Goldobina T. A., Sovershaeva S. L., Bondarenko E. G., Sherstennikova A. K., Kostrova G. N. Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 2012, no. 3, pp. 4955.
9. Kibanov A. Ya., Lovcheva M. Kadrovik. Kadrovoe deloproizvodstvo [Personnel officer. Staff record management].
2009, no. 5. Available at: http://www.hr-portal.ru/article/ professiografiya-deyatelnosti-v-sfere-upravleniya-personalom (Sept. 2011).
10. Klimov E. A. Psikhologiya professionala [Expert’s Psychology]. Moscow, Voronezh, 1996, p. 192.
11. Korel'skaya A. A. Kafedra kak tsentr uchebno-metodicheskoi i nauchnoi raboty v meditsinskom vuze : sb. tez. I materialov XII mezhregion. ucheb.-metod. i nauch.-prakt. konf. SGMU [Department as center of educational-methodical and research work in medical higher educational institution: Proceedings of XII Interregional Educational-methodical and Science and Practice Conference in NSMU]. Arkhangelsk, 2008, pp. 24-27.
12. Larionova-Krechetova A. A. Psikhologiya zrelosti i stareniya [Psychology of adulthood and ageing]. 2004, no. 4, pp. 16-40.
13. Rean A. A., Bordovskaya N. V., Rozum S. I. Psikho-logiya i pedagogika [Mental Science and Pedagogics]. Saint Petersburg, 2001, pp. 407-431.
14. Rebrova O. Yu. Statisticheskii analiz meditsinskikh dannykh. Primenenie paketa prikladnykh programm STATISTICA [Statistical analysis of medical data. Use of application program package STATISTICA]. Moscow, 2006, 312 p.
15. Rodygina U. S. Psikhologicheskaya nauka i obra-zovanie [Mental Science and Education]. 2007, no. 4, pp. 39-50.
16. Romanova E. S. 99 populyarnykh professii. Psikho-logicheskii analiz i professiogrammy [99 popular professions. Psychological analysis and professiograms]. Piter, 2003. 446 p. [in Russian]
17. Starostenkova T. A. Problema professional'nogo psikhologicheskogo otbora dlya obucheniya stomato-logicheskim spetsial'nostyam [Problem of professional psychological selection for training in dental specialties].
Available at: http://tpo-rmapo.narod.ru/otbor.doc (Apr. 2011) [in Russian]
18. Shurupova R. V. Vestnik RUDN. Ser. Meditsina [Bulletin of RPFU. Ser. Medicine], 2009, no. 4, pp. 171174. [in Russian]
19. Yavorskaya A. Platnoe obrazovanie [Fee-based education], 2004, no. 4, pp. 31-34. [in Russian]
PERCEPTION OF GROUP AND ORIENTATION TO INTERACTION OF STUDENTS OF MEDICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION AT INITIAL TRAINING STAGE
V. V. Zashikhina, Т. А. Goldobina, Т. V. Tsyganok, V. P. Pashchenko, А. V. Lebedev, L. S. Yushmanova
Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russia
Types of orientation to interaction and kinds of perception of a group in second-year students of a medical higher educational institution have been studied. It has been established that the type of perception of the group was mostly affected by the education level, the kind of orientation to interaction was affected by education success. Among the students, there prevailed the pragmatic type of perception of the group; at the Faculty of Dentistry, most students had dominating individualistic motivations. The collectivistic type of perception of the group was characteristic of the low-successful students. Orientation to a task prevailed in the students with medical and non-medical vocational secondary education.
Keywords: students, medical higher educational institution, orientation to interaction, perception of a group
Контактная информация
Зашихина Виктория Викторовна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры нормальной физиологии и восстановительной медицины ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» Минздрав-соцразвития России
Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51
Тел. (8182) 28-57-94
E-mail: [email protected]