Научная статья на тему 'Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя как инновационный образовательный центр'

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя как инновационный образовательный центр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1559
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВУЗА И ЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / ДОРОЖНАЯ КАРТА / МЕТОД ПРОЕКТОВ / СОВРЕМЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / PEDAGOGICAL STRATEGY OF THE DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY AND ITS EDUCATIONAL SPACE / ROAD MAP / PROJECT METHOD / MODERN ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калиниченко Игорь Александрович

Представлена концепция инновационного развития Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, примеры современного администрирования и шаги по реализации избранной педагогической стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калиниченко Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot as the Innovative Educational Center

The concept of innovative development, examples of modern administration and steps to implement the selected pedagogical strategy of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V Ya. Kikot are presented.

Текст научной работы на тему «Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя как инновационный образовательный центр»

УДК 378.1 ББК 74.48

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧКАЛИНИЧЕНКО,

начальник Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат педагогических наук Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Представлена концепция инновационного развития Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, примеры современного администрирования и шаги по реализации избранной педагогической стратегии.

Ключевые слова: высшее образование, педагогическая стратегия развития вуза и его образовательного пространства, дорожная карта, метод проектов, современное администрирование.

Abstract. The concept of innovative development, examples of modem administration and steps to implement the selected pedagogical strategy of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot are presented.

Keywords: higher education, pedagogical strategy of the development of the university and its educational space, road map, project method, modern administration.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 гг. предусмотрено обеспечение нового качества подготовки специалистов для инновационной экономики. В ней отмечено, что запросы государства и общества требуют от высшего образования высокого качества академической среды, современного администрирования, развития межвузовской соревновательности, принятия стратегических решений и оценки долгосрочных последствий этих решений [1]. Хорошо известно, что переход от инерционного развития образования к мобилизационному невозможен без системы эффективного стратегического планирования. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя как современный динамично развивающийся, многоуровневый учебно-научный комплекс живет и работает 15 лет. Все эти годы его развитие основывается на следующих базовых положениях:

а) университет — инновационный образовательный центр, который разрабатывает и использует современные образовательные технологии подготовки высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел;

б) университет — научно-исследовательский центр, который создает новые знания, разрабатывает и внедряет инновационные правоохранительные технологии; осуществляет трансферт технологий от стадии научной разработки до их технологического оформления и реализации [2].

Дальнейшее инновационное развитие стало возможным после разработки и принятия Ученым советом программы стратегического развития, главной целью которой является обеспечение устойчивого инновационного развития университетского комплекса в Центральном федеральном округе и формирование университета МВД России международного уровня, кадрового и технологического лидера системы профессиональной подготовки кадров МВД России. При выборе путей реализации данной программы мы исходили из ряда стратегических преимуществ МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, к которым относятся:

• высокие стандарты подготовки специалистов, соответствующие российским и международным стандартам качества;

• гибкость, разнообразие и непрерывное совершенствование содержания и форм образовательных программ и услуг дополнительного профессионального образования;

• высокопрофессиональный коллектив преподавателей единомышленников, разделяющий и поддерживающий базовые ценности российской культуры и постоянно повышающий свой профессиональный и интеллектуальный уровень для выполнения своей миссии;

• поддержка существующих и создание новых научных школ, обеспечивающих современные разработки на уровне российских стандартов;

• инфраструктура университета, комфортные условия для творческого развития обучающихся и сотрудников.

В основу педагогической стратегии инновационного развития университета были заложены идеи, разработанные коллективом ученых университета под руководством В.Я. Кикотя и С.С. Маиляна, изложенные в книге «Наука управления. Основы организации и управления в сфере правоохранительной деятельности» [3], а также монографиях, в которых исследованы тенденции и основные пути модернизации профессионального образования в МВД России (С.Н. Тихомиров (2006) [5], С.С. Жевлакович (2015) [4].

Программа стратегического развития предусматривает модернизацию основных направлений деятельности университета, позволяет обозначить специфику нашей образовательной организации, повысить ее престиж и конкурентоспособность на всероссийском и международном уровне, определить ключевые направления деятельности коллектива ученых и педагогических работников университета по внедрению современных образовательных технологий.

Многоуровневость образовательной структуры университетского комплекса МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя обеспечивает доступность и непрерывность профессионального образования на территории ЦФО и за его пределами. Численность обучающихся в нашем университете вместе с филиалами составляет более десяти тысяч человек.

Остановимся более подробно на ряде, гарантирующих высокое качество образовательного про-

276

цесса и обеспечивающих модернизацию региональной системы подготовки кадров.

На этот период были запланированы:

• реализация новых моделей образовательного процесса, нацеленных на высокое качество подготовки кадров;

• развитие взаимодействия с заказчиками кадров как стратегическими и социальными партнерами, модернизация системы взаимодействия университета с комплектующими органами и подразделениями на основе кластерного подхода;

• развитие дополнительного профессионального образования и системы повышения квалификации в университетском комплексе. Средовый и личностно-деятельностный подходы позволили создать обобщенную модель среды образовательной организации МВД России, которая была принята за основу разработки педагогической стратегии, определяющей развитие университета, всех субъектов образовательной среды. Нами был выделен такой потенциал образовательной среды вуза МВД России, как возможность включения только тех элементов, которые имеют отношение к образовательно-воспитательному процессу, становлению и формированию личности выпускника образовательной организации, его профессионализму и конкурентоспособности, нужным для будущего специалиста МВД России свойствам и качествам, отвечающим требованиям заказчиков и современной правоохранительной системы. К характеристикам среды были отнесены: ее единство; системная организация и выборность элементов среды; сотрудничество ее субъектов и их пространственно-временная детерминированность.

При составлении «Дорожной карты» нами были выделены не только структурные компоненты профессионально-ориентированной образовательной среды, задачи, которые ими могут быть решены, но и конкретные механизмы (психолого-педагогический, организационно-управленческий, научно-методический, социально-экономический, информационно-педагогический, кадровый, правовой) реализации педагогической стратегии, позволяющие осуществлять намеченные проекты.

I этап — включал создание современной системы управления университетом, аудит образова-

№ 2/2017

Вестник экономической безопасности

тельных программ, создание эффективной системы интеграции науки и образования, привлечение ведущих специалистов и ученых для работы в университете, модернизация информационной инфраструктуры университета, модернизация учебно-научного оборудования, аудиторного и лабораторного фондов (2016—2017 годы).

Проиллюстрирую сказанное примерами из опыта одного года работы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Наши проекты сформированы по следующим направлениям:

• образовательная деятельность;

• управление университетом;

• научная работа и информатизация;

• инновационная деятельность и развитие технологий;

• международная деятельность;

• воспитательная и социальная работа.

В каждом из названных направлений Ученый совет университета утвердил по ряду приоритетных проектов, реализация которых позволит и университету в целом, и его структурным подразделениям продвинуться по пути развития. Уже на стадии подготовки (каждый проект разрабатывался компетентными специалистами и проходил не менее компетентную экспертизу) проект должен был содержать ответы на следующие вопросы: цель; результаты; кадровое обеспечение; риски.

Таким образом обеспечивается конкретность проекта, дабы не допустить подмены действий общими призывами («поднять», «улучшить», «углубить»). Постараюсь всего на трех направлениях (из обозначенных шести) более подробно раскрыть не только содержание составляющих их проектов, риски их реализации, а также приоритетные задачи развития университета на ближайший период.

Думаю, что направление «Управление университетом» ввиду постоянно меняющихся факторов и условий представляет особую сложность. В нем нами были определены следующие проекты:

Проект 1. «Модернизация структуры университета».

Проект 2. «Развитие материально-технической базы и имущественного комплекса».

Проект 3. «Совершенствование системы финансового планирования и контроля».

Проект 4. «Система эффективных контрактов с научно-педагогическими работниками МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя».

Первые три проекта реализовывались практически параллельно. Два слова о том, что послужило предпосылкой подготовки каждого из них. В настоящее время прогнозирование структуры и численности контингента обучающихся по группам направлений и специальностей высшего образования, оценка потребностей в персонале, материальных и информационных ресурсах связано с бюджетной политикой МВД России, статусом «государственной казенной образовательной организации». Поэтому и финансовое планирование производится на основании заказа комплектующих и современной экономической ситуации, плюс на это накладывается и введение очередного поколения федеральных образовательных стандартов, что обусловливает прежний уровень не всегда эффективного подхода к анализу и планированию. Названные условия определили необходимость создания надежной, оперативно обновляемой информационной базы анализа и стратегического планирования, отражающей емкость и структуру рынка высшего образования, а также эластичность спроса по доступным для измерения факторам с учетом позиций системы образовательных организаций МВД России и гражданских юридических образовательных организаций. Отсюда цель проекта — оценка и наиболее полное использование потенциала университета в сегменте высшего образования. При этом мы опираемся на имеющиеся в открытом доступе данные о результатах приемных кампаний в образовательных организациях Центрального федерального округа, показатели мониторинга эффективности и их отчеты о самообследовании. Риски при реализации данных проектов видятся в невозможности получения всего необходимого объема информации и в высоких требованиях к исполнителям аналитической части проекта.

При проведении реорганизации структуры университета мы исходили из того, что в современных условиях образовательная среда университета представляет собой совокупность компонентов: пространственно-предметного (разнообразие форм деятельности), психолого-дидактического (комплекс условий и возможностей для развития и ре-

ализации творческого потенциала обучающегося), социального (стиль служебного и межличностного общения, уровень взаимодействия) и рассматривается как категория, определяющая условия развития каждого обучающегося. Процесс реорганизации был направлен на решение задачи по более эффективному использованию возможностей каждого из четырнадцати факультетов и потенциала образовательной организации, в целом повышение качества профессиональной подготовки обучающихся через концентрацию усилий на ряде учебных площадок. Профессионально-образовательная среда институтов предварительного расследования (площадка Окружной проезд), психологии служебной деятельности органов внутренних дел (площадка ул. Кольская), судебной экспертизы (площадка ул. Волгина), факультета подготовки специалистов в области информационной безопасности претерпела существенные изменения деятельности и практико-ориентированного учебного процесса как на уровне институтов (факультетов), так кафедр и отделов университета. Параллельно с проектом 1, шла реализация проекта 2 «Развитие материально-технической базы и имущественного комплекса», позволившая ввести в эксплуатацию ряд новых полигонов («Квартира», «Магазин», «Отделение Сбербанка») и объектов с городской инфраструктурой, имитирующих места совершения преступлений и позволяющих обучающимся на площадке Окружной проезд получать профессиональные навыки производства следственных действий в обстановке максимально приближенной к реальной. Полигонная база института психологии служебной деятельности была расширена и в настоящее время состоит из семи лабораторий и полигона «Профайлинга», позволяющих курсантам и слушателям факультета переподготовки и повышения квалификации осваивать прикладные технологии обеспечения надежности сотрудника органов внутренних дел, методики профессионально-психологического отбора. В институте судебной экспертизы сегодня функционируют двадцать одна лаборатория и два полигона. За 2016 год введены в строй лаборатории цветоведения и колометрии; почерковедческой экспертизы; транспортных исследований и дактилоскопической экспертизы. В составе полигонно-лабраторного комплекса факультета подготовки специалистов инфор-

мационной безопасности развернуто 19 учебных объектов, впервые организованы практические занятия на базе «Лаборатории Касперского».

Не менее сложную задачу призван решить проект 4 «Система эффективных контрактов с научно-педагогическими работниками МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя». Его цель — повышение научно-педагогического потенциала и обновление кадрового состава университета, привлечение и закрепление высокопрофессиональных научно-педагогических кадров. Была проведена работа по совершенствованию системы привлечения к работе и закрепления в университете молодых научно-педагогических работников; совершенствовалась работа с кадровым резервом; проведен ряд мероприятий, направленных на повышение результативности подготовки адъюнктов при сохранении высоких требований к качеству диссертационных работ.

При этом необходимо учитывать, что на федеральном уровне еще не приняты необходимые нормативные документы. но эта работа не терпит отлагательства, и в результате ее проведения мы рассчитываем иметь детально проработанный и согласованный план перехода на эффективный контракт, проекты всех необходимых документов, выверенную схему взаимодействия, компетентную готовность ответственных сотрудников управленческих подразделений университета и информированность трудового коллектива.

В направление «Образовательная деятельность» включены пять проектов:

Проект 1. Открытие междисциплинарных образовательных программ в области юриспруденции, информационных технологий.

Проект 2. Институт дополнительного образования.

Проект 3. Создание электронной образовательной платформы.

Проект 4. Поддержка на конкурсной основе научно-методического обеспечения образовательного процесса.

Проект 5. Лидер года — лучший профессор, лучший доцент, лучший преподаватель.

В рамках данного направления будут проводиться мероприятия, задача которых совершенствование и модернизация образовательной деятельности университета, в частности, расширение спектра предо-

ставляемых образовательных услуг, охватывающих все этапы подготовки, реструктуризации системы подготовки кадров, разработке новых и модернизации существующих образовательных программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования по всем основным направлениям подготовки кадров в университете с учетом рекомендаций заказчиков (комплектующих органов), а также развитие международного сотрудничества и расширение участия в международных образовательных и научно-технических программах и проектах.

В рамках первого проекта проводилась разработка федеральных образовательных программ нового поколения, сопряженных с профессиональными стандартами. Важнейшей компонентой стратегического развития нашего университета является модернизация образовательного процесса. Нами были разработаны новые образовательные программы, ориентированные как на потребности МВД России, ЦФО как специфического региона, так и на развитие научных школ университета, внедрялись инновационные образовательные технологии, позволяющие осуществлять реализацию модели непрерывного образования и формирование культуры самообразовательной деятельности обучающихся. В 2015/2016 учебном году введена новая специализация «Расследование преступлений экономической направленности», в которой впервые была использована такая форма обучения как стажировка. В 2016 году переподготовку и повышение квалификации прошло 2 140 сотрудников экспертно-криминалистических подразделений по 48 экспертным специальностям. В образовательный процесс введены новые дисциплины, направленные на формирование комплекса практических навыков по расследованию преступлений в сфере компьютерной информации, а также системному администрированию операциональных систем. Университет совместно со своим стратегическим партнером ПАО «Сбербанк» осуществляет профессиональную подготовку курсантов и преподавателей по проблемам противодействия киберпреступности.

На факультете переподготовки и повышения квалификации университета прошло обучение 3 996 сотрудников (это в три раза выше чем в 2014 г.). Совершенствование института дополни-

тельного образования (проект 2) включало введение программ дополнительного профессионального образования по ряду новых должностных категорий, программы повышения квалификации по расследованию преступлений в сфере компьютерной информации. Введен в действие класс, оборудованный 25 комплексами работы с системой электронного документооборота, полигон моделирования деятельности подразделений делопроизводства и режима.

Кадровое обеспечение данных двух проектов отвечает современным требованиям, а «Дорожная карта» предусматривает научно-методическое направление названных образовательных программ, их соответствующее техническое обеспечение, работу по повышению квалификации преподавателей и противостояние рискам в реализации проектов.

Цель Проекта 3. «Создание электронной образовательной платформы» — развитие единой университетской системы интерактивного обучения, организация площадки обмена и тестирования сетевых образовательных программ с образовательными организациями МВД, включая программы довузовской подготовки. Результат — создание целостной системы информатизации подготовки бакалавров, специалистов, магистров, выбирающих различные траектории обучения; создание дружественной для обучающихся и педагогических работников коммуникационной среды; обобщение и распространение опыта использования информационных технологий в образовании в МВД России.

Кадровое обеспечение проекта требует интеграции образовательных подразделений университета и служб, отвечающих за информационно-коммуникационные технологии. Проект многолетний, требующий дополнительного времени для реализации. Могут возникнуть риски несоблюдения установленных сроков. Финансовые риски — значительные. Реализация проекта включает многоканальное финансирование. Большая часть проекта финансируется из средств МВД России. При работе над выполнением данного проекта особую роль будут играть взаимодействие (сотрудничество) с образовательными организациями МВД России региона и «командная» деятельность участвующих в нем преподавателей. Под постоянным контролем, безуслов-

но, должен находиться и процесс многоканальной поставки техники и бюджетного финансирования.

Проект 4. Поддержка на конкурсной основе научно-методического обеспечения образовательного процесса включала ежегодные конкурсы на лучшее учебное издание университета; лучшую разработку учебного занятия; разработку мультимедийных систем и использование интернет-технологий; совершенствование работы интернет-библиотеки; разработка информационного сайта университета и пр.

Проект 5. Лидер года — лучший профессор, лучший доцент, лучший преподаватель включал проведение рейтингов, поддержку и транслирование ценностных установок профессии преподавателя университета МВД России, а именно: ориентация на творческое самовыражение через свою профессию, стремление к непрерывному повышению качества процесса преподавания, развитие чувства ответственности за качество преподавания и научные исследования.

В направление «Инновационная деятельность и внедрение технологий» вошли следующие проекты: проект 1. «Развитие инновационных компетенций курсантов, преподавателей и ученых МосУ МВД России» и проект 2 «Издательский центр университета».

Так, целью проекта «Развитие инновационных компетенций курсантов, преподавателей и ученых МосУ МВД России» является повышение научно-исследовательской активности обучающихся и научно-педагогических работников. Основным вектором развития научной деятельности будет являться сохранение фундаментальных направлений исследований, традиционно характерных для университета МВД России, с одновременным ростом междисциплинарных, межфакультетских и международных прикладных исследовательских проектов, выявлением и поддержкой новых перспективных научных направлений.

На новый качественный уровень будет выведена работа по защите кандидатских и докторских диссертаций. Во главу угла сегодня поставлена научная значимость и публичность результатов диссертационного исследования. Публичность результатов диссертационного исследования находит свое выражение в форме подготовленных к изданию десят-

ков монографий, сотен опубликованных статей и направленных в главные управления и департаменты министерства предложений об их практической реализации.

В рамках реализации проекта 2 «Издательский центр университета» ведется работа по созданию современного полиграфического комплекса, оснащенного необходимым типографским и полиграфическим оборудованием, позволяющим изготавливать полиграфическую продукцию от книг в твердом переплете до буклетов и календарей.

Полагаю, что приведенных в статье примеров вполне достаточно, чтобы читатель понял логику сформировавшегося в университете проектного подхода к определению стратегического развития образовательной организации. Насколько эффективными окажутся наши проекты на втором и третьем этапах реализации программы стратегического развития следует проверять по результатам мониторинга и рейтинговым показателям. При всей разноплановости и разности параметров они позволяют судить о работе, сопоставлять собственные достижения с достижениями других образовательных организаций. В образовании велика роль экспертных оценок, и мы внимательно следим за их выражением в форме рейтинга университета.

Мы уже приступили в реализации второго этапа, который предусматривает завершение модернизации учебных образовательных стандартов и программ с учетом требований работодателей по совершенствованию правоохранительной деятельности, развитие материально-технической базы, приобретение нового учебно-лабораторного и учебно-научного оборудования, развитие кадрового потенциала, создание общеуниверситетского методического центра и центра профотбора, обеспечивающих модернизацию системы подготовки и переподготовки специалистов, развитие образовательной и научно-исследовательской деятельности университета (2017—2018 годы). Третий этап станет работой по полномасштабному функционированию созданных новых инновационных научно-образовательных структур и затронет 2019—2020 годы.

Литература

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—

2020 гг. (утв. Распоряж. Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295). URL: http:// www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ 162182 (дата обращения: 04.03.2017).

2. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел / Кикоть В.Я., Столяренко А.М. и др. Учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / М., 2015.

3 Наука управления. Основы организации и управления в сфере правоохранительной деятельности / Кикоть В.Я., Маилян С.С., Грядовой

Д.И. и др., научное издание / М., 2010. Сер. Научные школы Московского университета МВД России.

4. Жевлакович С.С. Подготовка кадров для органов внутренних дел Российской Федерации (2000—2010 годы) [Текст]: монография / С.С. Жевлакович. М.: МосУ МВД России, 2015.

5. Тихомиров С.Н. Профессиональное образование в МВД России: опыт становления, закономерности и перспективы развития[Текст]: монография / С.Н. Тихомиров. М.: Московский ун-т МВД России. 2006.

Magister

Аудит бизнеса

Учебник

Р.П. Булыга

Аудит бизнеса: учебник для студентов магистратуры, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Финансы и кредит», «Государственный аудит», «Менеджмент» / Р.П. Булыга. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 263 с. (Серия «Magister»).

Учебник формирует комплексное представление о современном состоянии, трендах и перспективах развития аудита как вида профессиональной деятельности. Даны характеристика аудиторских стандартов, классификация и описание услуг, оказываемых аудиторскими фирмами. Рассмотрены модели регулирования аудиторской деятельности и системы контроля качества аудита в экономически развитых странах в посткризисный период. Анализируются Концепция дальнейшего развития аудиторской деятельности в РФ, а также перспективы и проблемы перехода Российской Федерации на прямое применение международных стандартов аудита. Предложена научно обоснованная концепция реформирования и новая парадигма аудита XXI в., на базе которой формулируется определение аудита бизнеса, а также инновационные направления деятельности аудиторов. Даны методические рекомендации по проведению аудита интеллектуального капитала, аудита эффективности бизнес-процессов, организации стратегического аудита и его отдельных направлений: инвестиционного и маркетингового аудита. Основной материал учебника дополнен приложениями, содержащими информацию методического, аналитического и справочного характера.

Для магистров, аспирантов, слушателей программ дополнительного профессионального образования, специализирующихся в области бухгалтерского учета и аудита, преподавателей, руководящего персонала аудиторских фирм и саморегулируемых организаций аудиторов. Представляет интерес для представителей исполнительной и законодательной ветвей власти, в круг обязанностей которых входят вопросы регулирования аудиторской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.