Научная статья на тему 'К вопросу о путях решения проблемы интенсификации ведомственной системы повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел'

К вопросу о путях решения проблемы интенсификации ведомственной системы повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ведомственная система дополнительного профессионального образования / повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел / целевые проблемно-тематические курсы повышения квалификации / профессионально-специализированные компетенции. / departmental system of additional professional education / professional development of employees of internal affairs bodies / target problem-thematic advanced training courses / professional and specialized competencies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергей Степанович Жевлакович

Рассматривается разработанный автором и апробированный Московским университетом МВД России имени В.Я. Кикотя вариант решения проблемы существенного повышения эффективности ведомственной системы повышения квалификации при сохранении высокого качества обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергей Степанович Жевлакович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF HOW TO SOLVE THE PROBLEM OF THE INTENSIFICATION OF THE DEPARTMENTAL SYSTEM OF ADVANCED TRAINING OF INTERNAL AFFAIRS OFFICERS

Considered developed by the author and tested by the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot’ is a solution to the problem of a substantial increase in the effectiveness of the departmental system of advanced training while maintaining the high quality of education.

Текст научной работы на тему «К вопросу о путях решения проблемы интенсификации ведомственной системы повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2018-10052 © С.С. Жевлакович, 2018

Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

К ВОПРОСУ О ПУТЯХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Сергей Степанович Жевлакович,

профессор кафедры педагогики, кандидат социологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Рассматривается разработанный автором и апробированный Московским университетом МВД России имени В.Я. Кикотя вариант решения проблемы существенного повышения эффективности ведомственной системы повышения квалификации при сохранении высокого качества обучения.

Ключевые слова: ведомственная система дополнительного профессионального образования, повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел, целевые проблемно-тематические курсы повышения квалификации, профессионально-специализированные компетенции.

ON THE QUESTION OF HOW TO SOLVE THE PROBLEM OF THE INTENSIFICATION OF THE DEPARTMENTAL SYSTEM OF ADVANCED TRAINING OF INTERNAL AFFAIRS OFFICERS

Sergey S. Zhevlakovich,

Professor of the Chair of Pedagogy, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Considered developed by the author and tested by the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' is a solution to the problem of a substantial increase in the effectiveness of the departmental system of advanced training while maintaining the high quality of education.

Keywords: departmental system of additional professional education, professional development of employees of internal affairs bodies, target problem-thematic advanced training courses, professional and specialized competencies.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Жевлакович С.С. К вопросу о путях решения проблемы интенсификации ведомственной системы повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел. Вестник экономической безопасности. 2018;(4):265-70.

С 2007 года нормативный срок регулярного прохождения сотрудниками повышения квалификации (профессиональной переподготовки) с одного раза в три года увеличился до одного раза в пять лет. Тем не менее, учитывая значительную величину контингента сотрудников органов внутренних дел, которые обязаны периодически проходить повышение квалификации (профессиональную переподготовку), целесообразно дальнейшее развитие ведомственной системы дополнительного профессионального образования. Цель — существенное повышение возможностей этой системы, прежде всего, в части величины ежегодного контингента сотрудников, получающих реальное дополнитель-

ное профессиональное образование в соответствующих образовательных организация — вузах и ИПК. Эти возможности ведомственной системы дополнительного профессионального образования должны быть приведены в соответствие с потребностями кадрового обеспечения МВД России. Тогда отпадет необходимость в имитации этого образования в его эрзац-формах, в том числе в форме сборов на базе центров профессиональной подготовки территориальных органов внутренних дел (далее — ЦПП).

Научно-методическими и образовательными центрами дополнительного профессионального образования могли бы стать межрегиональные

ИПК, ориентированные на подготовку кадров для нескольких соседних регионов (например, для федерального округа). Особенно актуально создание образовательных организаций дополнительного профессионального образования для регионов, где отсутствуют ведомственные вузы. Их правовой статус (образовательные организации дополнительного профессионального образования), уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, состояние материально-технической базы учебного процесса должны обеспечивать осуществление дополнительного профессионального образования на высоком качественном уровне.

При этом важно, чтобы это были не разрозненные образовательные организации, созданные без должной проработки под влиянием внешних по отношению к проблеме ситуаций (это отчасти уже есть). Назрела необходимость в создании сети межрегиональных ИПК и их филиалов, специализирующихся, наряду с обучение массовых категорий сотрудников органов внутренних дел, на обучении определенных уникальных категорий сотрудников — малочисленных и высококвалифицированных (по типу подготовки в Брянском филиале ВИПК специалистов-взрывотехников). Подобная специализация позволила бы в плановом порядке формировать полноценные по численности и однородные по составу учебные группы, а также обеспечивать высокое качество обучения при оптимальных финансовых затратах. Это достигалось бы за счет концентрации уникальных категорий квалифицированных педагогических кадров и необходимого специализированного материально-технического обеспечения.

Определенная специализация ИПК позволила бы избежать типичной и одной из основных проблем, характерных для этого типа образовательных организаций — огромного количества должностных категорий, подлежащих обучению, и соответствующего количества образовательных программ. В таких условиях крайне сложно обеспечивать высокий качественный уровень обучения.

Обучение различных по существу своей служебной деятельности категорий сотрудников органов внутренних дел по унифицированным программам не решает главную задачу системы по-

вышения квалификации: формирование новых и совершенствование имеющихся профессионально-специализированных компетенций, необходимых для успешного выполнения непосредственных служебных обязанностей конкретной должностной категории.

Сеть межрегиональные ИПК должна быть оптимизирована с точки зрения территориального размещения и величины ежегодного контингента обучающихся. Благодаря этому удалось бы оптимизировать финансовые затраты на командировочные и транспортные расходы.

Межрегиональные ИПК могли бы взять на себя одновременно и функции межрегиональных центров профессионального обучения, в первую очередь в части профессионального обучения сотрудников, впервые пронимаемых на службу в органы внутренних дел для замещения должностей среднего и старшего начальствующих составов. Это обеспечило бы ИПК таким объемом учебной нагрузки, который необходим для обеспечения оптимальной величины штатов профессорско-преподавательского состава кафедр.

Подходящей основой для создания новых межрегиональных ИПК (их филиалов) могла бы стать, кроме прочего, учебная и материально-техническая база ликвидированных филиалов ведомственных вузов.

Существенную роль в реализации дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел могут сыграть и ведомственные вузы. В связи с этим, дальнейшее развитие должны получить факультеты профессиональной переподготовки и повышения квалификации образовательных организаций МВД России. Но для этого необходимо увеличение штатов педагогических работников ведомственных вузов.

В тоже время эти факультеты также, как и ИПК, смогут более эффективно выполнять свою роль при условии их специализации — реализации на их базе, наряду с обучение массовых категорий сотрудников органов внутренних дел, дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) для сотрудников органов внутренних дел с учетом заявленной профилизации образовательных организаций МВД России. Это позволит:

• оптимизировать количество и перечень должностных категорий сотрудников родственных служб и подразделений органов внутренних дел, подлежащих обучению в каждом конкретном вузе;

• создать реальные условия для системного (а не фрагментарного) привлечения к проведению учебных занятий на курсах повышения квалификации (профессиональной переподготовки) руководящего состава и ведущих специалистов соответствующих профильных служб и подразделений, которые являются заказчиками кадров и кураторами соответствующих профильных вузов. Это позволит существенно повысить актуальность и практическую значимость содержания обучения, не допустить отрыва обучения от реальной практики деятельности данных служб и подразделений органов внутренних дел.

Как показывает анализ практики организации дополнительного профессионального образования в ведомственных вузах, только при соблюдении этих условий можно избежать низкого качества, невысокой результативности дополнительного профессионального образования, обусловленных формализмом, отрывом от реальных проблем практической деятельности слушателей и фактическим выхолащиванием существа процесса повышения квалификации (профессиональной переподготовки). А они неизбежны при избыточно большом количестве и разнообразии должностных категорий сотрудников (специализаций), проходящих обучение на курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации в одном вузе, при ограниченном контингенте преподавателей, объективно не способных владеть в равной степени разноплановым, актуальным и непрерывно обновляющимся опытом практической деятельности многообразных служб и подразделений.

Ни один вуз, в том числе и университет, не располагает (и не может в реальности располагать) достаточным потенциалом для качественного осуществления профессиональной переподготовки и повышения квалификации всех или большинства должностных категорий сотрудников органов внутренних дел. Это, в первую очередь, связано с невозможностью для вуза иметь квалифицированный профессорско-преподавательский состав, облада-

ющий необходимым актуальным опытом практической работы во всех службах и подразделениях органов внутренних дел. А без этого ведущего компонента образовательного процесса эффективность дополнительного профессионального образования невелика.

Очевидно, что концентрация родственных специализаций, профилей обучения (должностных категорий родственных служб и подразделений) в одной образовательной организации (вузе, ИПК, филиале) позволяет наиболее эффективно использовать ее возможности и педагогический потенциал, и тем самым, обеспечить желаемое высокое качество обучения.

С учетом реальных и достаточно ограниченных возможностей ведомственной системы подготовки кадров автором разработан и апробирован Московским университетом МВД России им. В.Я Кикотя (Рязанским филиалом) вариант оперативного и эффективного решения проблемы существенного повышения пропускной способности ведомственной системы повышения квалификации при сохранении высокого качества обучения. Наряду с традиционными формами дополнительного профессионального образования предлагается внедрение целевых проблемно-тематических курсов для сотрудников, замещающих должности среднего и старшего начальствующих составов, проводимых:

• очно;

• в дискретной форме, поэтапно;

• практически без отрыва от работы и по месту службы (на базе МВД, ГУВД, УВД);

• с использованием нового поколения программ повышения квалификации: минимизированных по срокам обучения, максимально ориентированных на актуальные проблемы деятельности подразделений по направлениям оперативно-служебной деятельности данного территориального органа;

• с привлечением профессорско-преподавательского состава ведомственных вузов, а также ведущих специалистов и руководителей профильных подразделений территориальных органов внутренних дел.

Рассмотрим основные характеристики предлагаемого варианта интенсификации системы повышения квалификации:

• с курсами профессионального обучения по программам повышения квалификации сотрудников, замещающих должности рядового и младшего начальствующего составов, вполне справятся ЦПП, межрегиональные центры профессионального обучения (МЦПО) и филиалы (факультеты) профессионального обучения вузов;

• на традиционные курсы повышения квалификации, которые проводятся на базе образовательных организаций, откомандировывать не всех сотрудников, замещающих должности среднего и старшего начальствующих составов, у которых подошли нормативные сроки обучения. На эти курсы предлагается направлять только тех сотрудников, которые претендуют на присвоение очередного (подтверждение имеющегося) квалификационного звания;

• основной формой повышения квалификации всех сотрудников, замещающих должности среднего и старшего начальствующих составов, могли бы стать краткосрочные целевые проблемно-тематические курсы. Общий объем учебного времени таких курсов: от 16—24 академических часов и более. Занятия проводятся в дискретной форме, поэтапно в течение календарного года, по 6—8 академических часов в день с интервалом, который устраивает заказчика кадров — территориальный орган внутренних дел. Например, раз в неделю, раз в месяц или раз в квартал.

В рамках организации проведения таких курсов территориальный орган внутренних дел (руководство профильных подразделений по направлениям оперативно-служебной деятельности) проводит следующую работу:

а) для каждой должностной категории, подлежащей обучению в предстоящем году — сотрудников конкретных служб, подразделений по направлениям оперативно-служебной деятельности (например, оперативные сотрудники уголовного розыска, участковые уполномоченные полиции или следователи и др.):

• определяет актуальную проблемную тему краткосрочных курсов, планируемых в очередном календарном году;

• разрабатывает проект календарного графика проведения занятий;

• для многочисленной категории сотрудников определяет планируемое количество учебных потоков (например, с дифференциацией по территориальному принципу или по стажу служебной деятельности), а также численность каждого потока (численность кандидатов на обучение);

б) представляет данную информацию в образовательную организацию, для которой является комплектующим органом, до 1 июля года, предшествующего очередному календарному году, согласовывает ее с образовательной организацией;

в) формирует контингенты обучающихся (учебные потоки) и представляет списки кандидатов на обучение в образовательную организацию, для которой является комплектующим органом, не позже, чем за 1 месяц до начала очередного календарного года;

г) совместно с факультетом профессиональной переподготовки и повышения квалификации (далее — ФППиПК) этого образовательного учреждения организует и проводит курсы на своей базе (например, на базе ЦПП) или на базе образовательной организации (филиала), дислоцирующейся (дислоцирующегося) на территории данного органа внутренних дел, силами командируемого профессорско-преподавательского состава образовательной организации, руководителей и наиболее опытных сотрудников данной службы (подразделения по данному направлению оперативно-служебной деятельности) территориального органа.

Образовательная организация (ФППиПК) в рамках организации проведения таких курсов проводит следующую работу:

а) оформляет и утверждает у руководства образовательной организации и территориального органа необходимую документацию (программу курсов, расписание занятий, приказы о зачислении и выпуске и пр.);

б) обеспечивает прибытие педагогических работников к месту проведения занятий, в том числе в территориальный орган (при необходимости);

в) совместно с комплектующим (территориальным) органом организует и проводит учебные занятия и итоговую аттестацию (например, в форме учения);

г) оформляет соответствующие документы о прохождении слушателями, успешно закончившими обучение, курсов повышения квалификации.

Методический сценарий таких курсов может предусматривать:

а) Постановку проблемы в форме поточных лекционных занятий. Теоретическая, научная составляющая проблемы раскрывается преподавателями образовательной организации. Анализ состояния правоохранительной практики по данной проблеме в отдельных структурных подразделениях данной службы территориального органа (в рай(гор)отделах) проводят руководители данной службы территориального органа.

б) Распределение между представителями различных рай(гор)отделов домашних творческих заданий в рамках рассматриваемой проблемы для самостоятельной работы в период между дискретными этапами.

в) Круглые столы, как основная организационная форма обучения, в ходе которых в активной диалоговой форме происходит:

• обсуждение результатов выполнения обучающимися домашних творческих заданий;

• общение преподавателей и обучающихся, руководителей и подчиненных, обучающихся друг с другом;

• обмен опытом и коллективная выработка стратегии решения рассматриваемой проблемы, необходимых алгоритмов профессиональной деятельности, формирование, при необходимости, базовой основы для разработки соответствующих инструкций, методических рекомендаций.

г) Итоговый контроль в форме командно-штабного (оперативно тактического) учения или деловой (ролевой) игры с целью:

• закрепления полученных знаний на уровне применения в практической деятельности;

• проверки эффективности выработанной стратегии, алгоритмов практической деятельности;

• результатов повышения квалификации каждым обучающимся.

Этот вариант имеет ряд важных преимуществ:

• позволяет обеспечить своевременное и одновременное прохождение всеми сотрудниками конкретной службы (подразделения по конкретному направлению оперативно-служебной де-

ятельности) данного территориального органа внутренних дел очередного этапа повышения квалификации;

• существенно менее затратный с точки зрения финансирования курсов: для слушателей не предусматривается оплата командировочных и транспортных расходов;

• содержание обучения более четко согласовано с реальными потребностями практической деятельности сотрудников конкретной службы (подразделения по конкретному направлению оперативно-служебной деятельности) данного территориального органа, оперативно обновляется с учетом возникающих проблем в области профессиональной подготовки кадров данной службы (подразделения);

• обучение направлено на формирование новых и совершенствование имеющихся профессионально-специализированных компетенций, необходимых для успешного выполнения непосредственных служебных обязанностей конкретной должностной категории;

• при разработке учебных программ, в ходе организации обучения, в процессе осуществления учебного процесса реально реализуется дифференцированный подход к обучающимся с учетом имеющегося у них уровня профессиональной квалификации, а также возникающих проблем и затруднений в профессиональной деятельности, а также обеспечивается поступательное повышение квалификации;

• обучение осуществляется в очной форме, в прямом диалоге преподавателей и обучающихся, руководителей и подчиненных, обучающихся друг с другом, что повышает его результативность и качество;

• руководители территориального органа внутренних дел, конкретной службы (подразделения по конкретному направлению оперативно-служебной деятельности), участвуя непосредственно в учебном процессе, одновременно могут оценивать уровень квалификации и изучать личностные характеристики личного состава, своих подчиненных, сотрудников — слушателей данных курсов.

Важно, что такие курсы можно проводить не

один раз в пять лет, а чаще, по мере необходимости,

последовательно наращивая уровень квалификации сотрудников и устраняя пробелы в их профессиональной подготовке.

При реализации, наряду с традиционными курсами повышения квалификации, предлагаемой формы организации дополнительного профессионального образования на базе нескольких территориальных органов на региональном и межрегиональном уровне, соседствующих друг с другом, появляется возможность преобразовать ФППиПК вуза в межрегиональный институт повышения квалификации (МИПК) на правах факультета данного вуза.

Наряду с обучением массовых категорий сотрудников органов внутренних дел, такой институт может иметь определенную специализацию, с учетом профилизации вуза, например: • подготовка с учетом такой специализации на межрегиональном уровне кадрового резерва руководителей структурных подразделений территориальных органов внутренних дел на районном

уровне по соответствующим профильным направлениям оперативно-служебной деятельности; • повышение квалификации руководителей структурных подразделений по соответствующим профильным направлениям оперативно-служебной деятельности территориальных органов внутренних дел на районном уровне.

Рост учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава профильных вузов за счет концентрации слушателей курсов дополнительного профессионального образования определенного профиля (специализации) позволил бы этим вузам создать соответствующие профильные кафедры, специализирующиеся на проведении занятий (прежде всего, практического обучения) только со слушателями ФППиПК (МИПК). Это бы, безусловно, способствовало более высокому уровню планирования и организации занятий с данной категорией слушателей, а также кардинальному повышению качества обучения.

Социология жизни: Монография / Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 399 с. (Серия «Magister»),

Ж.Т, Тощенко

СОЦИОЛОГИЯ

жизни

Обосновывается возможность анализа общественных явлений и процессов с позиций новой теоретической концепции — социологии жизни. В ее основе лежит представление о жизненном мире, образуемом триединством таких индикаторов, как реально функционирующее общественное сознание, действительное поведение людей, которые реализуются в условиях макро-, мезо- и микромира.

Анализируются генезис идей социологии жизни, ее объект и предмет, понятийный аппарат, структура и уровни социологического знания. Особое внимание уделяется ранее практически не используемому в социологии понятию «смысл жизни», которое позволяет глубже проникнуть в жизненный мир людей, точнее описать и интерпретировать анализируемые социальные проблемы для получения надежной достоверной и ориентированной на практику информации. На этой основе дается описание многообразия жизненного мира, его позитивных и негативных характеристик.

Для исследователей социально-экономических, социально-политических и социально-духовных проблем, преподавателей общественных дисциплин, аспирантов и студентов, для всех интересующихся социальными проблемами развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.