Научная статья на тему 'Московские гастроли театра "Ювента"'

Московские гастроли театра "Ювента" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
60
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Московские гастроли театра "Ювента"»

МОСКОВСКИЕ ГАСТРОЛИ ТЕАТРА «ЮВЕНТА»

С 10 по 16 ноября 2006 г. в Москве проходил 3-й Московский международный фестиваль студенческих театров, организованный театром МГУ — старейшим студенческим театром страны, основанным Роланом Быковым в начале 1960-х гг. Одним из участников фестиваля стал театр «Ювента» Герце-новского университета.

В течение недели на разных театральных площадках столицы (в театре СТД на Страстном, Театре Луны, театре под руководством А. Джигарханяна и ДК МГУ) выступали студенческие театры Литвы, Латвии, Эстонии, Беларуси, Воронежа, Калининграда, Перми, Челябинска, Петербурга и Москвы. Разнообразие серьезного литературного материала (от «Фрекен Жюли» А. Стриндберга до «Елизаветы Бам» Д. Хармса, от маленьких трагедий А. Пушкина до «Эмигрантов» С. Мрожека, от рассказов Р. Бред-бери до антиутопии Ю. Даниэля) даже вызвало ожесточенный спор Наблюдательного совета: может ли, вправе ли, способен ли студенческий непрофессиональный театр браться за столь серьезные произведения, входящие в репертуар театральных трупп всего мира? Однако ответ был очевиден: именно в недрах студенческих театров, где собираются истинные любители этого вида искусства, зрители сталкиваются с неожиданными театральными открытиями, именно там осуществляются яркие сценические эксперименты, разрушаются штампы. Не случайно в течение недели вспоминали имена Сергея Юрского, Марка Розовского, Ролана Быкова, Аллы Демидовой и многих других актеров и режиссеров, творческий путь которых начинался именно с площадок студенческих театров.

Фестиваль — важная и необходимая ступень в развитии любого театрального коллектива. Ведь это уникальная возможность не только «себя показать и на других посмотреть», но и познакомиться с коллегами, выработать общие принципы работы. Кроме того, Наблюдательный экспертный совет фестиваля (конкурсной программы не было, поэтому не было и жюри) был очень представительным: президент Фонда Ролана Быкова заслуженная артистка России Елена Санаева, театральный критик, член комиссии Союза театральных деятелей по любительским театрам Геннадий Демин, шеф-редактор журнала «Театрал», ведущая радиостанции «Эхо Москвы» Ксения Ларина, арт-директор Центра им. Вс. Мейерхольда и фестиваля «Новая драма» Павел Руднев, генеральный секретарь Международной ассоциации любительских театров (А1ТА) Мэри Веймар. Поэтому показать свой спектакль не только московским зрителям (нужно сказать, что залы были переполнены не только фестивальной публикой, но и зрителями, которые просто пришли на спек-

такли), но и серьезным специалистам было очень важно.

Коллектив театра «Ювента» РГПУ им. А. И. Герцена оказался самым большим и дружным. Благодаря помощи руководства нашего университета, удалось вывезти не только представительную труппу, но и объемные декорации. Это с некоторой долей зависти было отмечено и организаторами, и участниками фестиваля. Несмотря на то, что спектакль «День подлинной свободы» показывался 13 ноября, несчастливое число не сработало. Зал Дворца культуры МГУ оказался очень гостеприимным, а отзывы о спектакле — очень хорошими. Все отметили энергию и азарт молодой труппы, серьезность заявленной темы и экспериментальность ее сценического воплощения. На закрытии фестиваля, который проходил в только что построенной к 250-летию МГУ фундаментальной библиотеке, звучало много теплых слов. Все оказались солидарны в том, что студенческие театры — это данность всеобщего театрального пространства, это площадки, на которых апробируются самые дерзкие и нестандартные эстетические формы. Поэтому естественным было приглашение, прозвучавшее от руководителя театра «Ювента» РГПУ им. А. И. Герцена В. И. Николаева, принять участие в Международном фестивале студенческих театров «Новый взгляд—2007», который будет проходить в РГПУ им. А. И. Герцена в ноябре следующего года. Театры прощались друг с другом словами «До встречи в Петербурге».

По удивительному совпадению студенческий театральный фестиваль проходил в те же дни, что и шестой форум молодых писателей России, который проводится в подмосковном пансионате «Липки» фондом социально-экономических и интеллектуальных программ С. А. Филатова. С 2001 г. этот форум организуется совместно с «толстыми» литературными журналами при поддержке Федерального Агентства по культуре и кинематографии и Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям. Главная цель организаторов — открытие новых литературных имен. За пять лет в форуме приняли участие более 600 молодых литераторов из 70 регионов России. Именно благодаря форуму были открыты для современного читателя имена букеровского лауреата 2005 г. Дениса Гуцко, букеровского номинанта 2006 г. Захара Прилепина, писателей Дмитрия Новикова, Романа Сенчина, Сергея Шаргунова, драматурга Василия Сигарева, поэтов Игоря Белова и Анны Русс, критиков Валерии Пустовой и Жанны Галие-вой.

В рамках Форума наряду с обсуждением работ молодых литераторов в мастер-классах проходят лекции и встречи по вопросам культуры и общест-

венной жизни, в которых принимают участие известные писатели, политики, деятели культуры. Поэтому вдвойне приятно, что в этом году в культурную программу форума был включен спектакль «День подлинной свободы» театра «Ювента». Это стало возможно, благодаря добрым отношениям сотрудничества, установившимся после встречи весной 2005 г. ректора нашего университета Г. А. Бордов-ского и президента ФСЭИП С. А. Филатова.

14 ноября, на следующий день после фестивального показа спектакля, театр «Ювента» играл спектакль уже перед другой, не менее взыскательной аудиторией. Долгая дорога в Звенигород с костюмами и аппаратурой, сложности установки декораций на сцене пансионата «Липки», выступление после встреч с М. Швыдким и Г. Сатаровым, волнения, связанные с неожиданным и довольно долгим отключением электричества, — все забылось потом, после того, как был сыгран один из самых живых за всю историю постановки спектакль. Возможно, волнения и страха было бы больше, если бы ребята узнали, что кроме молодых писателей в зале

сидят С. А. Филатов, писатели В. Маканин, М. Вишневецкая, Е. Попов, Вяч. Пьецух, К. Коваль-джи, А. Дмитриев, А. Волос, Д. Гуцко, Д. Новиков, критики Е. Ермолин, С. Чупринин, издатели и редакторы «толстых» литературных журналов, преподаватели Литературного института имени А. М. Горького. Перед такой публикой играть еще не приходилось. Но нужно сказать, что герценовцы смогли удивить по-настоящему — это звучало во всех выступлениях-отзывах после спектакля — актуальностью поставленной темы, неожиданным прочтением Пушкина и Даниэля, яркостью образов, вокалом, сценографией. Говоря слова благодарности театру «Ювента», С. А. Филатов выразил надежду, что творческие встречи на Форуме молодых писателей в «Липках» станут традиционными.

Так закончились первые и, можно сказать точно, успешные гастроли театра «Ювента».

М. А. Черняк,

доцент кафедры новейшей русской литературы

ГЕРЦЕНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ВЫСТАВОЧНОЙ СРЕДЕ ПЕТЕРБУРГА

Выставочные технологии стремительно внедряются в образовательную сферу. Участие в выставочных мероприятиях, давно ставшее необходимым элементом маркетинговой деятельности коммерческих структур, постепенно становится рабочим инструментом продвижения научно-образовательных услуг. Обострение конкурентной борьбы на образовательном рынке, связанное, прежде всего, с демографической ситуацией конца восьмидесятых — начала девяностых годов XX в., заставляет по-новому взглянуть на задачи выставочного продвижения вуза в своем регионе.

Осуществляемая университетом выставочная деятельность направлена на решение целого ряда задач. В качестве приоритетных целевых направлений участия в выставках следует выделить информирование потенциального потребителя об образовательных программах вуза, поддержание и развитие интереса потенциального потребителя к бренду университета (имид-жевое продвижение), расширение сотрудничества в области образования, информационную поддержку Дней открытых дверей РГПУ им. А. И. Герцена, а также продвижение результатов научной деятельности и образовательных программ университета, близких к тематике выставки (в случае участия в узкоспециализированной образовательной выставке). Кроме того, участие в городских выставках позволяет реализовывать и учебные задачи. Так, на выставках, посвященных международному образованию, универси-

тет организует учебную практику для студентов факультета иностранных языков (кафедра перевода).

Участие в петербургских образовательных выставках не только дает возможность непосредственного общения с целевой аудиторией вуза, представленной старшеклассниками городских школ и их родителями (по данным опросов посетителей стенда РГПУ им. А. И. Герцена, более 40% посетителей посещают выставку по рекомендации родителей или преподавателей), но и позволяет осуществлять деятельность по изучению имиджевых позиций образовательного учреждения. Представления общественности об организации, как известно, требуют постоянного контроля, закрепления достигнутых результатов или их коррекции. Имиджевая задача выставочной деятельности играет особую роль для образовательной сферы, где решение о поступлении в вуз принимается на основании многих факторов, в числе которых и сложившееся представление об образовательном учреждении. Так, более 50% посетителей Дней открытых дверей РГПУ им. А. И. Герцена отметили престиж и известность вуза среди факторов, определяющих выбор места обучения.

Активизация вузов в выставочном пространстве составляет отчетливую тенденцию последних лет. С целью привлечения к своим стендам большего числа посетителей вузы-конкуренты используют различные формы работы (раздача информационных листовок, трансляция объявлений непосредственно в выставочных залах, презентации вузов и их образовательных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.