С. Б. Смирнов,
проректор по учебной и воспитательной работе ВОСПИТАНИЕ ТЕАТРОМ
Всякий хороший педагог артистичен. Любой талант, конечно, от Бога, но азам актерского мастерства можно научить. Нельзя не вспомнить, что театральное искусство включалось в программы обучения еще самых первых российских учебных заведений. Да и первый профессиональный отечественный театр в середине XVIII века вырос из любительского театра Петербургского шляхетского корпуса, который в 30-50-е гг. «осьмнадцатого» столетия давал лучшее в России образование. Подготовка спектаклей, концертов и представлений с воспитанниками была важной составной частью работы и педагогов Воспитательного дома, продолжателем истории которого стал наш университет. В советский период ЛГПИ им. А. И. Герцена по праву считался одним из центров театральной студенческой жизни Ленинграда. Уже десятилетия насчитывает история проведения фестивалей «Весна студенческая» и «Конкурс первокурсника». Эти фестивали всегда служили мощным стимулом для развития студенческого творчества на факультетах, на многих из которых сложилась своя театральная традиция. Ярким примером здесь может служить живущая несколько десятилетий «Опера матфака». Центром студенческой, в том числе и театральной жизни, института всегда был его клуб, где работала театральная студия, пользовавшаяся большой популярностью среди студентов. В связи с этим нельзя не вспомнить легендарного директора герценовского клуба А. А. Ахаяна, столетний юбилей которого будет отмечаться в сентябре 2 008 г. Ахаян возглавлял клуб ЛГПИ 35 лет, и при нем он превратился в один из самых популярных центров студенческой, в том числе и театральной, жизни нашего города. В 70-80-е гг. театральная студия института пережила период расцвета под руководством Ю. И. Виноградова. Спектакли в его постановке
отличались публицистичностью и яркостью формы. Театральная студия клуба, театральные коллективы факультетов воспитали многие поколения студентов, которым приобретенный в них опыт очень помог в профессиональной деятельности, в достижении жизненных и общественных успехов.
В начале 90-х гг. казалось, что все эти замечательные традиции умерли навсегда. И студентов, и преподавателей больше волновали проблемы выживания в условиях социально-экономического кризиса, чем задачи творческой самореализации на театральных подмостках. Поворотным моментом в современной истории студенческого театра в нашем университете стало празднование двухсотлетия РГПУ им. А. И. Герцена. Именно тогда по инициативе первого проректора В. А. Козырева и по приглашению ректора Г.
А. Бордовского в университет пришел В. И. Николаев, выпускник РГПУ им. А. И. Герцена и Петербургской академии театрального искусства, который к тому времени имел уже достаточно большой опыт режиссерской работы, в том числе и на телевидении. Огромные трудности, с которыми пришлось столкнуться при подготовке к юбилейному концерту, и интерес к творческой деятельности, проявленный тогда многими студентами, показали, что пришло время восстановления традиций. И десять лет назад, 1
апреля 1998 г., в университете был открыт Центр творческого развития и досуга студентов. Ядром центра стал студенческий театр, который с 1 сентября 2001 г. получил имя «Ювента» в честь греческой богини вечной молодости.
Сегодня, оглядываясь на десятилетний путь, пройденный возрожденным студенческим театром Герценовского университета, очевидно, что важнейшими предпосылками успеха этого начинания были творческий и организаторский талант руководителя В. И. Николаева и совпа-
дение его взгляда на возможности современного молодежного театра с жизненными представлениями и интересами тех студентов начала ХХ1 века, которые стремятся к творческому самовыражению на сцене. Постепенно сложились структура театра и принципы отбора актеров. Каждую осень «Ювента» объявляет набор в труппу, проходящий на конкурсной основе. С каждым годом участников этого конкурса становится все больше. Желающие представляют небольшую программу, которая должна отразить их творческие возможности в вокале, танце, сценическом мастерстве. Такой набор требований отражает синтетический характер современного студенческого театра РГПУ им.
A. И. Герцена. Но этот конкурс — толь-
ко начало огромной повседневной работы, которая проводится со студентами, ставшими актерами «Ювенты». По сути дела «Ювента» — это не только, а, может быть, не столько театральный, сколько воспитательный и образовательный проект, очень органично вписавшийся в контекст всей педагогической деятельности университета. Со студентами проводятся регулярные занятия по актерскому мастерству и режиссуре, эстрадному вокалу и
современному танцу, истории театра и кино. И все-таки самая главная творческая и педагогическая работа, которую проводит со студентами
B. И. Николаев и его сотрудники — это репетиции спектаклей «Ювенты» и сами эти спектакли. Здесь необходимо отметить, может быть, главное. Театр Гер-ценовского университета заметно отличается от многих современных студенческих коллективов тем, что не столько развлекает сверстников, которые составляют большинство его зрителей, сколько ставит перед ними серьезные нравственные и общественные проблемы, актуальные для молодежи наших дней.
Автор этой статьи не искусствовед и не критик, но, как представляется, в спектаклях «Ювенты» плодотворно сочетаются две театральные традиции. Одна — это американский по происхождению мюзикл, с его исключительным вниманием к качеству режиссуры, музыки, хореографии, уровню исполнительского мастерства и яркостью формы. В последние десятилетия этот жанр был творчески освоен отечественным театром, который наполнил его серьезным содержанием (достаточно вспомнить спектакли мос-
ковского «Ленкома» в постановке М. Захарова ). Линию российского «серьезного» мюзикла и продолжает «Ювента». Другая традиция — это театр Б. Брехта, в свою очередь испытавший влияние как того же мюзикла и немецкой культуры театра-кабаре, так и русского авангардистского театра первых послереволюционных лет и, в первую очередь, театра
В. Мейерхольда. Конечно, нельзя напрямую сравнивать постановки студенческого театра с высшими достижениями театральной культуры ХХ столетия. Но показать источники его самостоятельного творческого развития, которое сопровождается значительными творческими результатами, кажется очень важным для понимания значения такого незаурядного для современного театрального движения явления, как «Ювента».
В 2002 г. появилась первая постановка театра — мюзикл «Вот тебе и Гамлет...» Уже в этом спектакле проявились характерные черты творческого метода
В. И. Николаева — стремление создать синтетическое представление, где танец, пантомима, музыка и слово занимают равное место. В основу сценария были положены произведения Л. Филатова («Любовь к трем апельсинам») и М. Павловой («Из жизни одного принца», «Гамлет», «Балаган на площади»). То-
гда, в самом начале первого десятилетия XXI века, наиболее актуальной проблемой, которая самым серьезным образом затрагивает молодежь, театру казалась тема «человека массы», находящегося под влиянием СМИ и рекламы. При некоторой структурной рыхлости спектакль производит сильное впечатление яркостью формы и искренней страстью молодых актеров. Большим успехом театра стал следующий спектакль, мюзикл «День подлинной свободы», в основе сценария которого лежат повесть Ю. Даниэля «Говорит Москва» (ее публикация
под псевдонимом за границей в шестидесятые
годы ХХ столетия легла в основание знаменитого «антисоветского» дела Даниэля и Синявского)
и одна из великих «маленьких трагедий» А. С. Пушкина — «Пир во время чумы». Антиутопический и фантасмагорический сюжет спектакля - это творческая попытка понять день сегодняшний. Смелые режиссерские находки, мультимедийное сопровождение, соединение музыки, пластики и слова, глубокая обеспокоенность проблемами сегодняшнего дня отличают
Воспитание театром
этот спектакль. Признанием актуальности и качества спектакля стало его приглашение к участию в самом престижном российском театральном фестивале «Золотая маска».
Важной особенностью творческого метода «Ювенты» является стремление разомкнуть рамки достигнутого, раскрыть перед студентами-актерами новые творческие горизонты. С первых своих шагов театр не только активно участвует в жизни университета, но и представляет его на городских мероприятиях и праздниках, в межвузовских конкурсах, в которых он неоднократно занимал призовые места. Театр сотрудничает со многими вузами и колледжами Петербурга, выступает в различных образовательных учреждениях города. С 2 002 г. на спектаклях «Ювенты» присутствовало около 20 000 зрителей: около 8 000 студентов РГПУ, около 6 000 старшеклассников из школ, входящих в ассоциацию «Университетский образовательный округ», студенты других вузов, колледжей и училищ. В результате театр приобрел значительную популярность среди студенчества, и сегодня не только студенты нашего университета, но и других вузов стремятся стать его актерами. Однако сегодня уже можно говорить о том, что известность «Ювенты» перешагнула границы Петербурга. И большая роль в этом принадлежит проведению по инициативе театра фестиваля студенческих театров «Новый взгляд» на базе РГПУ им. А. И. Герцена.
Целью проведения фестиваля была реализация миссии университета как общероссийского центра образования и культуры, стремление предоставить возможность студенческим театральным коллективам из различных регионов России показать свои достижения, обменяться опытом и впечатлениями, принять участие в мастер-классах ведущих театральных педагогов, услышать мнения известных театральных критиков. Как и всякое новое дело, подготовка к первому фестивалю оказалась нелегкой, и основная доля забот легла на плечи руководства Центра творческого развития и досуга студентов. Но нельзя не отметить , что эти трудности вместе с «Ювентой» преодолевали все участвующие в этой работе службы университета и, в первую очередь, возглавляемые проректором по административно-хозяйственной работе В. И. Ан-дреевым. Благодаря усилиям ректора университета Г. А. Бордов-
ского организатором фестиваля выступило Федеральное агентство по образованию, в число организаторов вошли также Международная театральная ассоциация А!ТА (членом которой «Ювента» является с 2004 г.) и Союз театральных деятелей России. В фестивале принимали участие театральные коллективы вузов Казани, Москвы, Перми, Самары, Твери, Тюмени, Хабаровска, Челябинска и Санкт-Петербурга. В программу фестиваля вошли лучшие спектакли молодежных и студенческих театров, прошедших предфес-тивальный отбор. В оргкомитет фестиваля пришло более 2 00 заявок. Среди жюри и почетных гостей были представители Международной театральной ассоциации АГТА, Союза театральных деятелей России, деятели культуры и руководители театральных организаций Германии, Эстонии и Латвии. Фестиваль имел большой общественный резонанс, широко освещался в прессе и на телевидении. В благодарственном письме, адресованном В. И. Николаеву, председатель Союза театральных деятелей Российской Федерации А. А. Калягин выразил уверенность в том, что «фестиваль внесет достойный вклад в дело возрождения студенческого фестивального движения в нашей стране, будет способствовать укреплению международного сотрудничества в области любительского театра».
Для самого театра «Ювента» фестиваль был важен, как возможность заявить о себе на российском и международном уровне и как повод сверить направление и уровень своего развития с мнением зрителей и театральной общественности, получить новые импульсы для творческого роста. Важнейшими признаками успеха фестиваля стали предложения участников сделать его традиционным и международным. Свидетельством возросшего авторитета театра стало его участие в Третьем международном фестивале студенческих театров, организованном театром МГУ. Благодаря помощи руководства университета в Москву были отправлены не только представительная труппа, но и объемные декорации. Спектакль «День объявленной свободы» в зале Дворца культуры МГУ прошел с большим успехом, зрители и специалисты отмечали энергию и азарт молодого театра, серьезность заявленной темы и экспериментальность ее воплощения. В ходе московских гастролей театр выступил и перед участниками VI форума молодых писателей России, и его спектакль нашел отклик не только у молодых писателей, но и мно-
гих признанных литераторов — участников форума.
В 2007 г. «Ювента» вступила в новый период развития, главным содержанием которого стали как новые творческие успехи, так и активная международная и фестивальная деятельность. В феврале 2 007 г. в рамках реализации проекта «Студенческий театр: российско-
германский диалог» актеры театра находились в Германии, в городе Веймар, где совместно с немецкими коллегами принимали участие в мастер-классах, которые проводили режиссеры и хореографы из Германии и России. Эта работа послужила началом совместного проекта с немецким студенческим театром - создание перфоманса по мотивом романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», премьера которого состоялась во время второго, теперь уже международного фестиваля студенческих театров «:Новый взгляд». Фестиваль проходил в университете и на других сценических площадках города в ноябре 2007 г. при поддержке, в том числе и финансовой, Правительства Санкт-Петербурга. В фестивале принимали участие не только ведущие студенческие театры России, но и студенческие коллективы из Чехии, Бельгии, Финляндии, Ирландии и Германии. Несомненный успех этого фестиваля позволяет надеяться на его долгую жизнь и дальнейшее развитие, что ставит университет в центр российского и международного театрального студенческого движения.
На фестивале «:Новый взгляд—2 007» театр «Ювента» представил свой новый спектакль «Симфония огня» по мотивам романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». В интерпретации театра антиутопия Брэдбери, написанная полвека назад, оказывается в наше время пугающее актуальной. Та лавина информации, которая обрушивается на современного человека с рекламных щитов, с экранов телевизоров и мониторов компьютеров просто топит человека в этом информационном хаосе. Темп жизни ускоряется, человеческие отношения становятся все более формальными и поверхностными, контроль государства над умами людей
все более изощренным и эффективным. Спектакль «Симфония огня» можно отнести к жанру спектакля-предупреждения. Брэдбери, а вслед за ним и «Ювента» предупреждают о том, что гедонистическое общество потребления может быть столь же плодотворной почвой для возникновения государства, стремящегося к определяющему воздействию на мысли и поступки своих граждан, как и общество всеобщего уравнения. В художественной интерпретации театра эта идея звучит сильно и убедительно. Спектакль «Симфония огня» показывает, что несмотря на закономерную для студенческих театральных коллективов нестабильность актерского состава, руководству «Ювенты» удалось добиться замечательной слаженности ансамбля. Это проявляется как в драматических, так и в хореографических, вокальных сценах. Как и предыдущие спектакли «Ювенты», его отличают запоминающаяся музыка и
целый ряд оригинальных режиссерских решений.
Не сомневаюсь, что студенческий театр нашего университета ждут новые успехи и достижения. Автор этой статьи в свое время почти десять лет жизни отдал художественной самодеятельности ЛГПИ, и сегодня я по-хорошему завидую юным актерам «Ювенты». Завидую, потому что изменившееся время дает им возможность широкого творческого общения с единомышленниками из различных регионов России и других стран. Завидую, потому что политика университета создает им условия для этого общения. Завидую техническому оснащению театра, немыслимому во времена моих студенческих лет. Завидую и горжусь. Потому что сегодня студенческий театр РГПУ им.
А. И. Герцена стал одним из ведущих студенческих театров страны, заметным явлением в театральной жизни города. А самое главное, воспитание театром, которое исповедует «Ювента», поможет его актерам и зрителям состояться, стать интересными и востребованными людьми, приумножить славу их родного университета.