Научная статья на тему '"Новый взгляд-2007" в плену ноября'

"Новый взгляд-2007" в плену ноября Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
99
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"НОВЫЙ ВЗГЛЯД-2007" / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ТЕАТРОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Новый взгляд-2007" в плену ноября»

«НОВЫЙ ВЗГЛЯД—2007» В ПЛЕНУ НОЯБРЯ

В середине ноября минувшего года в течение недели РГПУ им. А. И. Герцена в рамках Международного фестиваля студенческих театров «Новый взгляд—2007» принимал у себя в гостях студенческие коллективы из России и Европы.

В 2005 г. по инициативе студенческого театра «Ювента» РГПУ им. А. И. Герцена в Петербурге был организован первый фестиваль «Новый взгляд», на который собрались студенческие театры со всей страны для того, чтобы возродить театральное студенческое движение. Организаторы не ожидали, что география фестиваля окажется столь широкой. В 2005 г. в Петербург приехали театры из Хабаровска и Тюмени, Челябинска и Москвы, Перми и Казани. Показанные спектакли продемонстрировали желание (зачастую отчаянное) из ничего создать нечто; стремление построить театр нового века, сценически передать ощущение нового времени, нового героя, нового театрального языка. Это был действительно «новый взгляд» как на жизнь современного чело-

века, так и на театральное пространство. Стало очевидно, что «Новый взгляд» необходим студенческим коллективам, чтобы разглядеть друг друга, поучиться друг у друга, найти общий язык, вступить в диалог. Поэтому было решено проводить фестиваль регулярно.

За два года, отделяющие от прошлого фестиваля, связи театра «Ювента» расширились. Это и участие в Международном театральном фестивале в Москве, и совместный российско-германский проект постановки романа Р. Брэдбери «451 градус по Фарингейту», и участие во Всероссийском форуме молодых писателей в Липках, и постоянные творческие контакты с Международной театральной ассоциацией АИТА. За два года молодой еще фестиваль поменял статус, став серьезным международным проектом. В оргкомитет фестиваля пришло множество заявок, что говорит о том, что театральное студенческое движение востребовано и актуально. Для оргкомитета было значимым понимание феномена студенческого театра не только как формы организации досуга, но как серьезной, кропотливой, профессиональной сценической работы. Хотелось, чтобы из словосочетания «любительский театр» ушел оттенок «самодеятельный», оставив место истинной и высокой любви к театру.

Для любого театра, а для студенческого особенно, важно чувствовать, что ты не одинок.

В ноябре 2007 г. в Петербурге собрались театры из Бельгии, Германии, Ирландии, Чехии, Финляндии и России. Действительно, любое, даже самое большое расстояние сокращается, если есть желание услышать друг друга, посмотреть друга на друга, сверить свои творческие часы. Проведение столь серьезного международного фестиваля стало возможным только при желании, чтобы этот театральный форум состоялся, и огромной поддержке ректората РГПУ им.

А. И. Герцена. Кроме того, организаторами фестиваля выступили Федеральное агентство по образованию, Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга, Союз театральных деятелей Российской Федерации, Российский центр Международной театральной ассоциации AИTA.

Спектакли фестиваля оценивало представительное и профессиональное жюри: профессор Российской академии театрального искусства, вице-

президента Российского центра Международной Ассоциации любительских театров (АИТА), художественный руководитель Русского театра Эстонии (Таллин) Михаил Чумаченко, доцент кафедры сценической пластики Российской академии театрального искусства, член профессиональной ассоциации каскадеров России Олег Снопков, театральный критик, редактор «Петербургского театрального журнала» Евгения Троп. Но главной оценкой качества показанных спектаклей было внимание и неподдельный интерес зрителей, которые заполняли залы фестивальных площадок: и в Колонном зале РГПУ им. А. И. Герцена, и в театре «Глагол» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, и в зале Театра юношеского творчества городского Дворца творчества юных свободных мест практически не было. Необходимо отметить, что синхронный перевод на всех спектаклях был сделан при помощи студентов, выпускников и аспирантов факультета иностранных языков РГПУ им. А. И. Герцена.

Какие же театральные открытия произошли на этом фестивале? Театр DRAMSOC Дублинского университета из Ирландии в свой юбилейный (80-й!!!) театральный сезон привез в Россию спектакль «Фионн Мак Кумэйл» (режиссер— Аойфе О'Донохью). Спектакль средствами музыки, прозы, поэзии и сценической пластики рассказывал об истории жизни Фионна Мак Кумэйла, героя ирландских мифов. А театр-студия «Коллаж» Саратовского государственного университета в яркой и необычной форме показал свое понимание уже современных мифов.

«Новый взгляд—2007» в плену ноября

В музыкальном спектакле «Загляни за дверь» (режиссер — Марина Вайлова)

была сделана попытка соединить в одно целое музыку Моцарта, Хачатуряна, Грига, групп «Creedens» и «Веа^еБ» и мироощущение современного человека. Зрителям стало очевидно, что «Коллаж» — это не просто название театра — это стиль, направление и своеобразное определение жанра, в котором работает коллектив. Этот коллаж из музыки, движений, стихов, танца помогает задуматься о нашем времени, о том, как и чем мы живем, что нас окружает, и что все-таки нужно для того, чтобы быть счастливыми.

Одной из особенностей представленных на фестивале спектаклей стал их невербальный характер. Студентам оказалось легче выразить себя языком танца, пантомимы, клоунады, чем словом. Ощущалась некоторая боязнь серьезной работы с литературным материалом.

Выступивший на фестивале цирк «Новый мир» — это современная цирковая труппа из

г. Ювяскюля (Финляндия), которая открывает новые театральные возможности путём сочетания цирковых элементов и различных видов искусства. В спектакле «Киити» (режиссёр—Сейя Хаккарайнен) очень органично сочетались акробатика на батуте и на полу, жонглирование, живая музыка, мимика и театр. На сцене находились четыре персонажа, с присущими каждому из них ярко выраженными чертами, которые существовали на площадке 50 минут в особом визуальном единстве. Сюжет, или скорее множество мини-сюжетов, созданы из атмосферы и внутренней логики каждого из персонажей.

Студия-театр «Маникен» Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск) уже участвовала в «Новом взгляде—2005». Этот театр, являющийся лауреатом многих престижных театральных премий, показал новый спектакль «Сказки женщин» (режиссер — Владимир Филонов). Было представлено

спорное, но любопытное новейшее исследование в области географии женского тела, химии сердечных тайн, астрологии женских дум, биологии, болтологии загадочной женской души.

Еще одним знакомым по первому фестивалю гостем стал театр пантомимы «Мимикрия» Тюменского государственного института мировой экономики управления и права. Театр представил спектакль «Тень» по мотивам замечательной пьесы Евгения Шварца (режиссер — Любовь Лешукова). Необычные декорации, удивительная пластика, тонкая ирония дали возможность молодым актерам театра прочитать классическое произведение как историю про страну, затерянную в пространстве и времени, которой не могло существовать, но которая все же существует в душе каждого, в которой стремление к переменам наталкивается на страх поверить в обыкновенное чудо.

Театр из чешского города Кладно поразил оригинальной, предельно функциональной сценографией, особой атмосферой, объясняемой тем, что в создании и разработке спектаклей принимают участие все актеры труппы. На фестивале «Новый взгляд—2007» театр представил сценическую версию повести Владимира Ванчуры «Причудливое лето». Действие пьесы происходит на берегу реки, где три главных героя — священник, бывший солдат и владелец купальни — оказываются в центре необычных событий, заставляющих каждого переосмыслить свою жизнь.

Новый студенческий театр Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина удивил всех своей смелостью, представив на суд зрителей спектакль «Иисус» (режиссер — Дмитрий Беляев), поставленный по мотивам знаменитого мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда». Несмотря на то, что многих зрителей удивило перенесение на сцену фрагментов известного фильма, все же было очевидно, что для студентов постановка явилась ценным опытом в освоении сценической профессии, а для зрителей - возможностью посмотреть на жизнь по-другому, открыть в себе что-то новое и еще раз прикоснуться к вечным нравственным вопросам, что необходимо в наше жесто-

кое и циничное время.

Участниками фестиваля были и молодые коллективы, и театры с именем. Так, например, Королевскому театру г. Льеж из Бельгии уже более 80 лет. Театр TURLg — частый гость на многих международных фестивалях; его участники побывали более чем в 30 странах на четырех континентах. Спектакли театра — очень яркие и динамичные - всегда с успехом преодолевают языковой барьер. Спектакль «Если ты меня любишь ...» (режиссер—Робер Гермей)

стал сценической адаптацией средневекового романа Ганса Саше, его сюжет напоминает карнавальные представления, устраивавшиеся в Германии с XIV века. Проблемы семейных отношений XVI века ничуть не утратили своей актуальности и сегодня. Напротив, чрезмерная комедийность придала конфликтной ситуации пикантность.

В рамках культурного обмена между петербургским театром «Ювента» {режиссер — Виктор Николаев) и немецким театром из Веймара «Im Stellwerk» {режиссер — Вернер Бруннгребер) были показаны два спектакля, созданные по одному и тому же произведению. Идея воплотить «451 по Фаренгейту» на сцене родилась на фестивале «Новый взгляд—2005». В работе над одним и тем же материалом, с одной стороны, проявились национальные и ментальные особенности, разные взгляды на современный мир и культуру, а с другой, напротив, обнаружилось очень много общего в восприятии проблем, стоящих перед человеком XXI в. В феврале 2007 г. актеры двух театров встретились в Германии, чтобы создать коллективный перформанс, посвященный теме тоталитаризма, одной из основных тем романа.

«451 градус по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага», — отсюда название романа-антиутопии об отказе человека будущего от книги и мысли, в ней заключенной, во имя развлечений и спокойного, бездумного и неопасного существования, уюта без душевного тепла. Пожалуй, ни одно из произведений Брэдбери так буквально не совпадает с сегодняшней действительностью, как этот роман. При очевидной актуальности и современном социальном звучании произведение американского писателя оказалось созвучно глубинным размышлениям и тревогам молодых людей из Германии и России. Поэтому спектакль немецкого театра «451 градус по Фаренгейту» и мюзикл «Симфония огня» {этому спектаклю будет посвящена отдельная статья в одном из ближайших выпусков) театра «Ювента» вызвали большой интерес зрителей.

Радость театральных открытий, приятные знакомства, интересное общение, мастер-клас-сы по актерскому мастерству и сценическому движению, творческие капустники и обсуждения спектаклей друг друга, увлекательные экскурсии по Петербургу запомнятся всем участникам фестиваля. И кроме этого, все без исключения театральные коллективы были поражены той теплотой, с которой их принимали герценовцы. Студенты, актеры театра «Ювента», были не только переводчиками и администраторами, работниками столовой и осветителями, гидами и реквизиторами, гардеробщиками и звукорежиссерами -они смогли создать удивительную атмосферу праздника, при которой забывались бытовые и технические проблемы. Поэтому на закрытии участники, прощаясь до следующего «Нового взгляда», подхватили слова гимна фестиваля:

Дни сойдут на нет,

Тайну волшебства храня.

Как спутники планет,

Мы теперь в плену ноября..

М. А.Черняк,

профессор кафедры новейшей русской литературы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.