М. А. Черняк,
профессор кафедры новейшей русской литературы «СИМФОНИЯ ОГНЯ» КАК КЛЮЧ К УСПЕХУ
ОБРАЗОВАНИЕ И ТЕАТР
«Мир раскололся пополам» — рефреном звучат эти слова в новом музыкальном спектакле студенческого театра РГПУ им. А. И. Герцена «Симфония огня», поставленном по мотивам знаменитого романа Рея Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» (режиссер спектакля и автор музыки — Виктор Николаев). Раздвоенность, противоречивость, полярность, катастрофичность нашей жизни заставили театр «Ювента» обратиться к роману знаменитого фантаста, хотя сам Брэдбери не относит себя к писателям-фантастам. «Я считаю себя писателем “идей”, — говорит он в одном из интервью. — Это нечто иное. Такая литература впитывает в себя любые идеи: политические, философские, эстетические. Я из категории мечтателей — выдумщиков нового». Пожалуй, именно эта особенность писателя и привлекла создателей спектакля.
Брэдбери принадлежит к редкому типу писателей — писателей-предсказателей, писателей-провидцев. Он не придумывает будущее — он его удивительным образом сканирует. Достаточно вспомнить предсказание мобильных телефонов в рассказе «Убийца», телекомнаты с полным эффектом присутствия в рассказе «Вельдт», «умного дома», телевизионных стен в «451 градус по Фаренгейту» и т. д. Но главным предвидением все-таки становятся не бытовые детали прогресса, а «узнавание» человека будущего, человека нашего XXI в.
«451 градус по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага», — отсюда название романа-антиутопии об отказе человека будущего от книги и мысли, в ней заключенной, во имя развлечений и спокойного, бездумного и неопасного существования, уюта без душевного тепла. Пожалуй, ни одно из произведений Брэдбери так буквально не совпадает с сегодняшней действительностью, как этот роман. На наших глазах происходит десакрализация книги, которая все чаще воспринимается как одноразовый продукт (ее не хранят, не берегут, оставляют в гостиницах и транспорте, отдают знакомым), не случайно сейчас среди книг массовых жанров издания в мягкой обложке — лидеры продаж.
Снижение интереса к чтению — общемировая тенденция, обусловленная бурным развитием электронных СМИ как престижного источника получения информации и как приятной формы досуга, постепенно вытесняющих чтение. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, о чем с тревогой постоянно говорят и социологи, и культурологи и педагоги. Мы переживаем системный кризис читательской и писательской культуры. Поэтому столь остро и актуально звучат слова из монолога одного из героев спектакля, пожарного Битти: «По-настоящему это началось тогда, когда все стало производиться в
массовых масштабах. А, раз все стало массовым, то и упростилось. Содержание фильмов, журналов, книг снизилось до известного стандарта. Этакая универсальная жвачка. Срок обучения в школах сокращается, философия, история, литература — эти предметы заброшены совсем. Жизнь коротка. Что тебе нужно? Прежде всего, работа, а после работы развлечения, а их кругом сколько угодно. Так зачем же учиться чему-нибудь? Наслаждайтесь!»
Симптоматично, что спектакль вышел в 2007 г. 16 апреля 2007 г. Рей Бредбери был награжден престижной Пулитцеровской премией как выдающийся и непревзойденный автор научной фантастики. В России же 2007 г. был объявлен Годом чтения в связи с началом реализации национальной программы поддержки и развития чтения. При очевидной актуальности и современном социальном звучании произведение американского писателя оказалось созвучно глубинным размышлениям и тревогам молодых людей, студентов, выбравших для себя профессию учителя.
«Не требуйте гарантий. И не ждите спасения от чего-то одного — от человека, или машины, или библиотеки. Сами создавайте то, что может спасти мир, — и если утоните по дороге, то хоть будете знать, что плыли к берегу», — пишет Брэдбери. Создается впечатление, что эти слова стали основополагающими для молодых актеров «Ювенты». Вряд ли спектакль может служить спасению мира, это не входит в функции театрального искусства, но сказать о своей боли — может и должен. И, безусловно, в «Симфонии огня» эта боль звучит.
Актерам важно было поднять в спектакле вопрос, который волнует многих людей, живущих в обществе потребления. Не случайно зрители разных поколений воспринимают спектакль на удивление одинаково — всех поражает эффект узнавания в этом, казалось бы, фантасмагорическом по сюжету произведении. В письменных отзывах на спектакль (традиция тетра — вкладывать в программку бланки для отзывов) зрители отмечали: «Спасибо Вам за Ваш труд, работу, в которую Вы вложили душу. Это очень чувствовалось в зрительном зале. Энергия самая положительная и волнующая. Желаем дальнейших творческих успехов!»; «Ошеломляюще, восхитительно! Пронзительно, трогательно, актуально!!!»; «Как хочется, чтобы как можно дольше остались в душе все те мысли, эмоции, чувства, которые появились благодаря спектаклю «Симфония огня»; «Очень своевременный и глубокий спектакль и в то же время добрый и светлый».
Коварное в своей красивости «зазеркалье» нашего глянцевого мира угадывается в разных сценах спектакля: вот ласково и зазывно что-то предлагают, уговаривают, приборматывают телевизи-
онные стены; вот очаровательные гламурные красотки поют сладкими голосами (но как страшны их слова!); вот пожарные, такие дружные, такие веселые и любящие друг друга, с веселым ликованием вспоминают человека, дом которого они сожгли на днях. Красива и пестра толпа (лейтмотив спектакля), то сбивающая друг друга с ног, то, наоборот, объединяющаяся в монолитную фигуру. Ее броуновское движение, погружение в себя, бормотание про себя рекламы зубной пасты, объясняется тем, что люди в толпе не видят и не слышат друг друга: на ушах большие наушники, как панцирь, закрывающие от мира. В отточенности каждого движения ощущается внутренняя энергия сработанного актерского коллектива, что является одним из отличительных качеств «Ювен-ты». Трудно освободиться от влияния толпы, трудно, как кожу, содрать с себя наушники, трудно осознать, что «дело, которому ты служишь» — преступление перед культурой, перед будущим. Но к необходимости этого и приходит пожарный Монгэг, приходит благодаря тому свету, которым вдруг озаряет для него мир юная и трогательная в совей отделенное™ от толпы Кларисса. Трепетная и тонкая тема пробуждения даже не любви, а, скорее, души звучит в музыкальном диалоге Монтэга и Клариссы.
«Мир раскололся пополам.
Это тонкая нить.
Как найти покой? Как соединить
В моем сердце лед и огонь?», —
«Симфония огня» как ключ к успеху
в этих словах из музыкального монолога Монтэга звучит важная для спектакля мысль о постоянном выборе, который должен делать современный человек. Раздробленность мира предельно точно представлена и в хореографии (Наталья Кузне-ченкова, Мария Пашинская), и в вокальных аранжировках (Маргарита Крылова, Александра Морозова), и в сценографии: в лаконичности и некой агрессивности подвижных металлических конструкций, в выразительности костюмов (Анна Жукова, Наталья Кузнеченкова, Ольга Кудряшова), в современном решении светового оформления спектакля (Александр Соловьев). Нужно сказать, что в этом спектакле, как и во всех других спектаклях «Ювенты», все делается силами студентов-герценовцев.
В июле 2007 г., накануне своего 87-летия, Рей Брэдбери в интервью корреспонденту «Российской газеты» признался: «Прогресс неизбежен. Главное, чтобы этот прогресс не раздавил человечество. Глобальное потепление, атомная бомба, массовое ожирение, загрязнение окружающей среды — все это дети прогресса. В то же время без прогресса невозможно и развитие человечества. Как же мы попадем к звездам, если откажемся от прогресса? Я думаю, что однажды наша цивилизация перерастет прогресс, и он станет не нужен, но пока до таких высот нам еще далеко. Ключ к успеху зарыт не в прогрессе, а в самих людях». Думается, что спектакль «Симфония огня» и стал для театра «Ювента» ключом к успеху.