Научная статья на тему 'Герценовский университет в выставочной среде Петербурга'

Герценовский университет в выставочной среде Петербурга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Герценовский университет в выставочной среде Петербурга»

венной жизни, в которых принимают участие известные писатели, политики, деятели культуры. Поэтому вдвойне приятно, что в этом году в культурную программу форума был включен спектакль «День подлинной свободы» театра «Ювента». Это стало возможно, благодаря добрым отношениям сотрудничества, установившимся после встречи весной 2005 г. ректора нашего университета Г. А. Бордов-ского и президента ФСЭИП С. А. Филатова.

14 ноября, на следующий день после фестивального показа спектакля, театр «Ювента» играл спектакль уже перед другой, не менее взыскательной аудиторией. Долгая дорога в Звенигород с костюмами и аппаратурой, сложности установки декораций на сцене пансионата «Липки», выступление после встреч с М. Швыдким и Г. Сатаровым, волнения, связанные с неожиданным и довольно долгим отключением электричества, — все забылось потом, после того, как был сыгран один из самых живых за всю историю постановки спектакль. Возможно, волнения и страха было бы больше, если бы ребята узнали, что кроме молодых писателей в зале

сидят С. А. Филатов, писатели В. Маканин, М. Вишневецкая, Е. Попов, Вяч. Пьецух, К. Коваль-джи, А. Дмитриев, А. Волос, Д. Гуцко, Д. Новиков, критики Е. Ермолин, С. Чупринин, издатели и редакторы «толстых» литературных журналов, преподаватели Литературного института имени А. М. Горького. Перед такой публикой играть еще не приходилось. Но нужно сказать, что герценовцы смогли удивить по-настоящему — это звучало во всех выступлениях-отзывах после спектакля — актуальностью поставленной темы, неожиданным прочтением Пушкина и Даниэля, яркостью образов, вокалом, сценографией. Говоря слова благодарности театру «Ювента», С. А. Филатов выразил надежду, что творческие встречи на Форуме молодых писателей в «Липках» станут традиционными.

Так закончились первые и, можно сказать точно, успешные гастроли театра «Ювента».

М. А. Черняк,

доцент кафедры новейшей русской литературы

ГЕРЦЕНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ВЫСТАВОЧНОЙ СРЕДЕ ПЕТЕРБУРГА

Выставочные технологии стремительно внедряются в образовательную сферу. Участие в выставочных мероприятиях, давно ставшее необходимым элементом маркетинговой деятельности коммерческих структур, постепенно становится рабочим инструментом продвижения научно-образовательных услуг. Обострение конкурентной борьбы на образовательном рынке, связанное, прежде всего, с демографической ситуацией конца восьмидесятых — начала девяностых годов XX в., заставляет по-новому взглянуть на задачи выставочного продвижения вуза в своем регионе.

Осуществляемая университетом выставочная деятельность направлена на решение целого ряда задач. В качестве приоритетных целевых направлений участия в выставках следует выделить информирование потенциального потребителя об образовательных программах вуза, поддержание и развитие интереса потенциального потребителя к бренду университета (имид-жевое продвижение), расширение сотрудничества в области образования, информационную поддержку Дней открытых дверей РГПУ им. А. И. Герцена, а также продвижение результатов научной деятельности и образовательных программ университета, близких к тематике выставки (в случае участия в узкоспециализированной образовательной выставке). Кроме того, участие в городских выставках позволяет реализовывать и учебные задачи. Так, на выставках, посвященных международному образованию, универси-

тет организует учебную практику для студентов факультета иностранных языков (кафедра перевода).

Участие в петербургских образовательных выставках не только дает возможность непосредственного общения с целевой аудиторией вуза, представленной старшеклассниками городских школ и их родителями (по данным опросов посетителей стенда РГПУ им. А. И. Герцена, более 40% посетителей посещают выставку по рекомендации родителей или преподавателей), но и позволяет осуществлять деятельность по изучению имиджевых позиций образовательного учреждения. Представления общественности об организации, как известно, требуют постоянного контроля, закрепления достигнутых результатов или их коррекции. Имиджевая задача выставочной деятельности играет особую роль для образовательной сферы, где решение о поступлении в вуз принимается на основании многих факторов, в числе которых и сложившееся представление об образовательном учреждении. Так, более 50% посетителей Дней открытых дверей РГПУ им. А. И. Герцена отметили престиж и известность вуза среди факторов, определяющих выбор места обучения.

Активизация вузов в выставочном пространстве составляет отчетливую тенденцию последних лет. С целью привлечения к своим стендам большего числа посетителей вузы-конкуренты используют различные формы работы (раздача информационных листовок, трансляция объявлений непосредственно в выставочных залах, презентации вузов и их образовательных

программ и т. д.). Неотъемлемую часть представительства большинства образовательных учреждений на выставках составляет, помимо «стандартного набора» — банерных плакатов, сувенирной продукции с символикой вуза, легко узнаваемых раздаточных материалов, оформленных в едином стиле, электронное презентационное оборудование. Бейджей в качестве отличительной атрибутики уже явно недостаточно, поэтому гюстепгнно в практику образовательных выставок входит ношение стендистами специальной выставочной униформы или использование в одежде корпоративных аксессуаров (шейный платок/ значок/ головной убор с корпоративной символикой). Соперничество за избирательное внимание потенциальных абитуриентов начинается буквально от дверей выставочного зала.

В минувшем учебном году РГПУ им. А. И. Герцена принимал участие в следующих выставках, проходивших в Санкт-Петербурге: региональной выставке британского образования «Studyabroad.ru: путеводитель по британскому образованию», 13-й Международной специализированной выставке «Иностранные языки PLUS»,

2-й Международной выставке «Второе высшее & МВА», Санкт-Петербургской международной выставке «Образование и карьера — XXI век», XI Международной ярмарке образования «Study-abroad.ru'2006: путеводитель по международному образованию», 8-й выставке образовательных возможностей «Дни открытых дверей вузов, колледжей и лицеев», Санкт-Петербургском образовательном форуме «Интеллектуальный потенциал России».

Часть указанных выставок (региональная выставка британского образования «Studyabroad. ru: путеводитель по британскому образованию», XI Международная ярмарка образования «Studyabroad.ru 2006») носят, на первый взгляд, «непрофильный» характер для РГПУ. Тенденция последнего времени — востребованность выставок, посвященных зарубежным образовательным программам: учебные заведения Великобритании, Франции, Испании и Канады вступают в активное соперничество с отечественными вузами в борьбе за абитуриентов с уровнем семейного дохода выше среднего. Участие университета в выставочных мероприятиях «непрофильного» характера обусловлено тем, что их посетителей интересует не только информация о программах обучения, строго отвечающих тематике выставки, но, как показывает практика, общая информация о вузах, их образовательных возможностях, условиях поступления и Днях открытых дверей. Так, на выставках, посвященных обучению за рубежом, со стороны значительного числа посетителей наблюдается выраженная заинтересованность в получении информации и об отечественных вузах (в данном случае особенным спросом пользуется направление «Филологическое образование», программы изучения иностранных языков). Ориентиру-

ясь не только на конкретную тематику выставки, а в целом на ее образовательную направленность, университет своим участием создает конкурентное преимущество, предлагая информацию о вузе аудитории, в которой она потенциально будет пользоваться спросом (свыше 80% опрошенных посетителей стенда РГПУ им. А. И. Герцена на подобных «непрофильных» выставках интересуется университетом целенаправленно). Данный канал продвижения вузы-конкуренты сегодня используют не в полной мере.

Уже более трех лет РГПУ им. А. И. Герцена принимает участие в ярмарках образования, организуемых Городским центром профориентации и психологической поддержки населения. В течение 2005/2006 учебного года была проведена 21 ярмарка вакансий, в каждой РГПУ принял участие. Помимо петербургских школ, ряд презентаций проводился в школах Ленинградской области (Сестрорецк, Петродворец, Подпорожье, Тосно). Число посетителей ярмарок — школьников и (в меньшей степени) их родителей — за указанный период превысило 16 500 человек.

Ярмарки представляют собой мини-выставки образовательных возможностей высших и средних профессиональных учебных заведений и проходят в форме встреч представителей вузов с учащимися старших классов школ разных районов Петербурга. Данные мероприятия проходят еженедельно с октября по апрель и являются эффективным направлением проф-ориентационной работы, которая ведется планомерно в течение всего учебного года. Образовательные программы РГПУ представляют на ярмарках участники студенческой бригады рекламной поддержки университета «Герцен-класс»: владея всей необходимой информацией об образовательных, рекреационных возможностях вуза и условиях поступления, студенты «Герцен-клас-са» выступают эффективным коммуникационным звеном между будущим выпускником и вузом. Сложилась практика индивидуального приглашения представителей РГПУ в отдельные школы для выступления на собраниях родителей учащихся выпускных классов.

Указанное профориентационное направление выставочной работы представляется удачным дополнением к традиционным коммерческим выставкам не только благодаря предоставляемым ими широким возможностям прямого профориентационного взаимодействия с целевой аудиторией, но также в силу низкой себестоимости самих мероприятий.

Подводя итоги выставочной деятельности минувшего учебного года, необходимо отметить тенденцию роста интереса потенциальных абитуриентов и других посетителей к посещению выставок. Этой востребованностью обусловлено появление новых выставок образовательной тематики. Так, в 2006 г. при поддержке городской администрации, Совета ректоров Петербурга состоялся первый Санкт-Петербургский

образовательный форум «Интеллектуальный потенциал России». Постоянное участие в выставках предоставляет возможность льготного сотрудничества с их организаторами: например, участие в XI Международной ярмарке образования «Б^уаЪгоай ги'2006» было осуществлено на безвозмездной основе на условиях предоставления РГПУ переводчиков на стенды иностранных вузов — участников выставки (в рамках учебной практики студентов кафедры перевода).

По результатам предыдущего учебного года в 2006/2007 учебном году планируется продолжение выставочной деятельности университета с целью поддержания и развития интереса к бренду университета и продвижения образовательных программ РГПУ им. А. И. Герцена.

В заключение необходимо отметить, что главное условие востребованности вуза — качество предоставляемых им образовательных услуг. Вне этой категории любые маркетинговые усилия бессмысленны. Однако донести до потенциальных потребителей, число которых в течение ближайших нескольких лет будет продолжать уменьшаться, весь спектр образова-

тельных возможностей вуза, показать перспективы успешного трудоустройства выпускников, их востребованность на рынке труда и доверие работодателей к бренду вуза — это входит в задачу маркетингового продвижения университета. Одним из динамично развивающихся направлений указанного продвижения выступает выставочная деятельность. Осознанное внимание к ней позволяет не только формировать лояльность потребителя к вузу, но и соизмерять бренд университета с брендами других вузов города, выполняя необходимое на сегодняшний день условие контролируемого развития имиджа организации в конкурентной среде.

Н. Ю. Белякова,

начальник отдела исследования рынка образовательных услуг управления внешних связей А. Н. Константинова, ведущий маркетолог отдела исследования рынка образовательных услуг управления внешних связей

СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ГЛАЗАМИ УЧЕНЫХ

24-25 октября 2006 г. на филологическом факультете прошла международная научная конференция «Новейшая русская литература рубежа ХХ-ХХ1 вв.: итоги и перспективы». Конференция была организована кафедрой новейшей русской литературы совместно с Советом по фантастической и приключенческой литературе при Союзе писателей России, Ассоциацией исследователей фантастики, Союзом писателей Санкт-Петербурга и Центром современной литературы и книги. Актуальность темы определила высокий уровень состава участников. На конференцию приехали известные ученые из Финляндии, Литвы, Белоруси, Украины, из разных городов России (Москва, Тверь, Пермь, Курск, Белгород, Екатеринбург, Нижний Новгород, Челябинск, Ижевск, Обнинск, Барнаул, Петербург и др.). Приветствовав участников конференции, декан филологического факультета профессор Н. Л. Шубина отметила, что такая представительная конференция, безусловно, является важным событием в жизни факультета.

Уникальность современного литературного процесса делает его чрезвычайно сложным и противоречивым объектом изучения. Давно назрела необходимость отойти от привычных стереотипов в изучении новейшей литературы, увидеть в ней живую словесность, которая, разрушая мифы, создает новую эстетику, почувствовать смену литературного кода, представить литературный процесс в непрерывном и непрекращающемся диалоге с предшествующей литературой.

На пленарном заседании в докладах заведующей кафедры новейшей русской литературы профессора С. И. Тиминой «Концепция инновационных учебников и учебных пособий по современной русской литературе.», профессора МГУ Е. Н. Ковтун «Фантастика в нынешних парадигмах культуры», профессора из университета Тампере (Финляндия) И. Л. Савкиной «Жизнь on-line: женский дневник в современной литературе», профессора Пермского го-сударственного университета М. П. Абашевой «В дозоре: массовое сознание в зеркале книг С. Лукьяненко», профессора РГГУ Ю. Б. Орлицкого «Гетероморфность как отличительная черта новейшего русского стиха», профессора Уральского государственного университета

М. А. Литовской «Смена социальный: стереотипов и феномен популярности писателя: случай Л. Улиц-кой» были обозначены новые концептуальные подходы к изучению новейшей русской литературы. Дискуссию вызвал совместный доклад руководителей Центра новейшей русской литературы РГГУ профессора Д. Н. Бака и Ж. Г. Галиевой «Дидактические основы учебного курса по истории русской литературы 1985-2005 гг.». Представленная на электронной презентации методика еще раз доказала, что подходы к изучению новейшей литературы могут быть разными. Особый интерес участников конференции вызвал опыт кафедры новейшей русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена по обеспечению курса современной литературы комплексом новейших учебных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.